DOI: 10.24412/2226-0773-2022-11-1-56-62
Проявления и развитие творческого потенциала будущих педагогов-музыкантов как действенное предупреждение их профессионального выгорания в процессе профессиональной деятельности
Е.П. Кабкова
Московский городской педагогический университет
129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4
Moscow City Teacher Training University
2-nd Selskokhozyaystvenny Drive, 4, Moscow 129226 Russia
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: профессия педагога, профессиональные компетенции, проблема выгорания в процессе профессиональной педагогической деятельности, постоянно увеличивающийся поток поступающей информации, обобщение, перенос, резонанс, погружение в пространство искусства.
Key words: teaching profession, professional competencies, the problem of burnout in the process of professional pedagogical activity, an ever-increasing flow of incoming information, generalization, transfer, resonance, immersion in the space of art.
Резюме: В данной статье внимание сосредоточено на процессах, способствующих предупреждению профессионального выгорания в педагогической среде. Показано, что наиболее эффективным становится процесс проявления и развития творческого потенциала, который опирается на развитие способностей человека к обобщению и переносу информации в условиях резонанса. Данные способности формируются в течении протяженного времени и наиболее ярко проявляются в пространстве искусства. Важно, что данные способности могут быть перенесены в любую другую область деятельности и их применение, активизируя творческий потенциал педагога, способствует предупреждению профессионального выгорания.
Abstract: In this article, attention is focused on the processes that contribute to the prevention of professional burnout in the pedagogical environment. It is shown that the process of manifestation and development of creative potential, which is based on the development of a person's ability to generalize and transfer information under resonance, becomes the most effective. These abilities are formed over a long period of time and are most clearly manifested in the space of art. It is important that these abilities can be transferred to any other field of activity and their application, activating the creative potential of the teacher, helps to prevent professional burnout.
[Kabkova E.P. Manifestations and development of the creative potential of future music teachers as an effective prevention of their professional burnout in the process of professional activity]
В современном мире профессия педагога пользуется заслуженным уважением и достаточно востребована в среде молодежи. Отметим особенности музыкально-педагогических вузов в плане широты профессиональных компетенций, которыми овладевают их выпускники. Это педагогические, психологические, исполнительские, коммуникативные, научно-исследовательские и организационные компетенции, приобретая которые, выпускники получают качества универсальности, возможность применения полученных знаний в различных направлениях образования и культуры.
Однако, значительная нагрузка, отличающая такое разностороннее и глубокое образование, дает в целом ряде случаев негативный эффект, осложняющий не только процесс обучения, но и дальнейшую профессиональную деятельность. Несмотря на то, что обозначенная проблема (проблема выгорания в процессе профессиональной, в данном случае, педагогической деятельности) до настоящего времени не находится в центре внимания исследователей и научных работ, посвященных ей пока совсем немного, все же есть случаи обращения к данной тематике. Это такие авторы, как М.В. Борисова, М.А. Лазарев, В.Е. Орел, И.И. Серегина, Е.С. Старченкова, О.В. Стукалова, Т.В. Темиров, Л.И. Щербич, Т.В. Форманюк.
В масштабном исследовании Т.В. Темирова «Психологические закономерности динамики психического выгорания личности педагога в современных социальных условиях» (2011) отмечается, что постоянное повышение требований к профессиональным качествам преподавателя, увеличение интенсивности труда, обусловленной объективными факторами развития общества, растущие психоэмоциональные перегрузки становятся причиной, по которой именно преподаватели становятся наиболее подверженной профессиональному выгоранию группой, а понятие «профессионально обусловленное выгорание» - это «состояние физического, эмоционального и умственного истощения личности. Этот синдром включает в себя три основных составляющих: эмоциональную истощённость, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений» (Темиров, 2011).
Среди причин, вызывающих подобные состояния в среде профессиональных преподавателей, мы видим, в первую очередь, постоянно увеличивающийся поток поступающей информации, что вызывает ответную реакцию, заключающуюся в так называемом «мозаичном» подходе к её усвоению. Это способствует формированию клипового сознания, когда воспринимающий видит поступающие к нему извне сигналы как краткий, предельно сжатый во времени и преимущественно эмоционально окрашенный энергетический посыл, опуская все, что видится ему как второстепенное, необязательное или ненужное.
Вопросы, связанные с переизбытком информации, находят отклик в научном сообществе и такие исследователи, как Э. Дудинска, И.М. Коган, М. Маклюэн, М. Милза уже отмечали, что само количество информации, поддающееся восприятию и обработке достаточно ограничено. В то же время, отметим, что шахматист, например, свободно ориентируется в огромном количестве вариантов задач, во много раз превышающем средний уровень воспринимаемой человеком информации. Это становится возможным благодаря тому, что он сокращает потоки информации, находя общие критерии оценки позиции. Определяющим, таким образом, становится не количество знаний, а принцип мышления, позволяющий обобщать поступающую информацию.
Таким образом, эффективными методами, с помощью которых становится возможным справляться со все увеличивающимся объемом информации, мы считаем обобщение информации и сокращение ее потока до пределов, имеющих прагматический смысл, а также связанные с ним процессы переноса полученных впечатлений на явления искусства и окружающей действительности и обращение к возможностям резонанса.
Современный взгляд на профессию педагога позволяет говорить о том, что сам процесс преподавания - это не только, и не столько сообщение ученикам определенной информации, сколько совместное порождение образов (в отличии от обобщения в обучении, которое описал В.В. Давыдов в своей классической монографии «Виды обобщения в обучении»). Он рассматривает обобщение лишь в плане знаний, выраженных в понятийной форме, в неразрывной связи с операцией абстрагирования, и подчеркивает, что «мы не рассматриваем здесь вопрос о характере обобщения, совершающегося без абстракции (например, «обобщение в восприятии) (Давыдов, 1972: 11) и, основываясь на этом заключении, мы можем утверждать, что именно область искусства более других способствует осуществлению указанного процесса. Важным в данном контексте становится и то, что полученные в результате общения с искусством навыки (мы имеем в виду навыки обобщения, так как художественный образ и является здесь его результатом) могут быть перенесены в любую область деятельности человека и послужить действенным катализатором активизации творческого потенциала.
Поясним сущность упомянутых явлений.
Способность к переносу полученной информации позволяет привлекать уже известные человеку методы решения разнообразных задач в других областях знаний. Способность к осуществлению переноса говорит о глубине образного мышления и многообразии ассоциативных рядов, что дает возможность переносить уже имеющиеся знания и представления в разнообразные области деятельности и может быть охарактеризована как результат обобщения единичных явлений.
Выявлены следующие типы связей, осуществляемых путем переноса - это «искусство - искусство» (опосредованный, непосредственный, единичный и множественный), «окружающий мир - искусство» (внутриличностный перенос, ближайшее жизненное окружение - искусство», «искусство и мир»).
Как показали многолетние исследования в области влияния искусства на формирование личности, обобщение и перенос впечатлений, полученных в процессе общения с искусством на другие области деятельности человека осуществляются в условиях резонанса, который определяется нами по аналогии с физическим явлением «соколебаний», возникающих при воздействии одного источника звука на другой, настроенный на ту же частоту как гармоничный отклик, связывающий далекие на первый взгляд, но родственные в своей основе явления.
Именно в таком плане может быть проявлен и реализован творческий потенциал, силами которого раскрываются имеющиеся у каждого человека творческие способности, с помощью которых он может успешно преодолевать последствия умственной, физической и эмоциональной перегрузки в процессе профессиональной педагогической деятельности, то есть, приобретать качества профессиональной устойчивости.
Накопление и развитие способности к обобщению поступающей информации, её переносу на явления окружающей действительности и создание условий для действенного включения резонанса происходит не одномоментно, не «вдруг», а в процессе длительного процесса развития, начиная с детского возраста. Еще А. Дистервег писал о том, что нельзя просто дать человеку развитие и образование. «Каждый должен приходить к образовательной цели в результате собственной деятельности и собственного напряжения сил» (Дистервег, 1956: 118). Важно не количественное увеличение объема знаний во время обучения, а качественный скачок в самом принципе мышления, позволяющий применять эти новые знания в самых разнообразных контекстах.
Именно поэтому настолько важными становятся занятия школьников музыкой, изобразительным искусством, художественным движением и другими видами художественного творчества. Это только в малой степени наполнение досуга, отдых и переключение с необходимых растущему человеку «важных» для его дальнейшей жизни занятий на приятное и ни к чему серьезному не обязывающее времяпровождение. Роль искусства в процессе становления и развития личности давно доказана и не нуждается в каких-то дополнительных подтверждениях.
Основу этого отечественные исследователи - педагоги и психологи видят в том, что искусство оказывает сильнейшее влияние на всестороннее развитие благодаря воздействию на все сферы человека - интеллектуальную, эмоциональную, физическую, творческую и коммуникативную (А.И. Буров, Л.С. Выготский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, Б.П. Юсов и др.) Экспериментально доказано влияние занятий искусством на существенное продвижение когнитивных способностей ребенка (Д.Б. Богоявленская, П.Л. Гальперин, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Н.Н. Поспелов, Н.Ф. Талызина, Б.П. Юсов и др.).
В последнее время особое внимание уделяется интеллектуальным умениям, которые определяются как «составная часть умственных способностей. Высокий уровень их сформированности или быстрый темп овладения ими служит одним из признаков общей умственной одаренности. Формирование у детей этих умений имеет диагностическое значение <…> Учащийся, научившийся самостоятельно приобретать знания в школе, и во взрослой жизни станет человеком, способным анализировать события и принимать ответственные решения» (Григорьева, 2008).
В направлении изучения психологии творчества, интеллекта и креативности значительный вклад принадлежит таким авторам, как Г.Дж. Айзенк, А. Бине, Р. Кеттелл, В.А. Крутецкий, H.A. Менчинская, К. Орф, Ж. Пиаже, А.И. Савенков, П. Торренс, М.А. Холодная и др. Большое значение имеют также концепции творческого развития на основе погружения в пространство искусства (В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский, Л.П. Печко, Б.П. Юсов).
Роль музыки в процессе умственного развития человека глубоко рассмотрена такими исследователями, как Н. Краус, Л. Миллер, Г. Орсмонд, Ш. Сузуки, Л. Трейнор и др. Опираясь на их открытия, Д.К. Кирнарская в своей классической работе «Психология специальных способностей. Музыкальные способности» отмечает, что «музыка стимулирует мозговую деятельность в целом: музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, на которые во многом полагается школьная наука, так как среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой» (Кирнарская, 2004).
Таким образом, заключаем, что предупреждение профессионального выгорания педагогов может быть основано на обращении к творческому потенциалу, его проявлению и развитию. Формирование творческого потенциала - длительный процесс, требующий педагогического внимания и систематичности. Проявления творческого потенциала наиболее результативны в пространстве искусства, причем, в результате освоения принципов художественного обобщения и переноса в условиях резонансного взаимодействия творческого потенциала, креативности и индивидуальных способностей человека возможен продуктивный перенос усвоенных в процессе погружения в пространство искусства навыков в любую другую область деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Григорьева А.В. 2008. Формирование интеллектуальных умений личности как фактор её становления [Электронный ресурс]. - URL: https://upload.pgu.ru/iblock/41e/uch_2008_xi_00018.pdf
Давыдов В.В. 1972. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика. 424 с.
Дистервег А. 1956. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз. 378 с.
Кирнарская Д.К. 2004. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты-XXI век, - 496 с.
Темиров Т.В. Психологические закономерности динамики психического выгорания личности педагога в современных социальных условиях: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.07 / Темиров Таймураз Владимирович; [Место защиты: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет]. - Нижний Новгород, 2011. 396 с.: ил.
Поступила / Received: 09.02.2022
Принята / Accepted: 21.03.2022