УДК 342.951
О СКРЫТЫХ ПРИЧИНАХ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ON HIDDEN CAUSES OF INADEQUATE MAINTENANCE OF ROAD NETWORK OF MUNICIPAL ENTITIES
Шелехов Сергей Игоревич,
преподаватель кафедры административного права и административной детальности ОВД Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)
Ключевые слова:
безопасность дорожного движения,
улично-дорожная сеть, органы местного самоуправления, надзор.
Наличие множества нарушений, связанных с невыполнением требований по содержанию улично-дорожной сети в надлежащем состоянии со стороны органов местного самоуправления, свидетельствует об отсутствии комплекса эффективных превентивных мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. В данной статье рассматривается один из проблемных вопросов, который связан с несовершенством законодательства в области порядка распределения денежных средств, полученных от взыскания денежных штрафов, в рамках бюджетной политики Российской Федерации.
Keywords:
road traffic safety, road network, local authorities, supervision.
The great number of violations on the part of local authorities related to non-compliance with the requirements for the maintenance of road network in proper condition - indicates a lack of a set of effective preventive measures aimed at ensuring road traffic safety. This article considers one of the issues relating to the imperfection of legislation in the field of distributing funds that were received by means of recovered monetary fines within the framework of the budget policy of the Russian Federation.
№ 3 (3) 2019
85
Законодательство в области обеспечения безопасности дорожного движения определяет права и обязанности органов государственной власти в зависимости от их функционального предназначения, одной из задач деятельности которых является принятие комплекса мер, направленных на предупреждение и снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), установление причин и условий их возникновения.
Одним из ключевых элементов безопасной эксплуатации транспортных средств на дорогах общего пользования является соответствие улично-дорожной сети требованиям, которые определены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014/2011, принятым решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 827, и решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 года № 159, закрепляющими 214 стандартов, регламентирующих условия строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений.
Нарушение стандартов эксплуатации автомобильных дорог, дорожных сооружений увеличивает потенциальный риск возникновения общественно опасных деяний, связанных с участниками дорожного движения, в результате которых может быть нанесен вред здоровью и имуществу неопределенного круга лиц. Так, отклонение от допустимых норм перепада высоты неукрепленной обочины с проезжей частью может повлечь выезд на полосу встречного движения автомобиля, водитель которого допустил незапланированный съезд правого переднего колеса (по ходу движения транспортного средства) на обочину. Наезд транспортного средства на канализационный колодец без крышки, яму или выбоину может привести к разрушению колеса и подвесной системы автомобиля.
Данные, содержащиеся в многопараметрической информационно-аналитической системе прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения, свидетельствуют о наличии значительного количества ДТП на участках дорог, безопасность которых не соответствует предъявляемым требованиям (таблица 1).
Таблица 1. Количество зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий при наличии неудовлетворительных дорожных условий (НДУ)1
Год Общее количество ДТП с выявленными ИДУ ДТП, в результате которых погибли пли пострадапи люди, с ЦД> % к аналогичному периоду прошлого года Количество погибших % к анадогпч-ному периоду прошлого года Копичество пострадавших % к аналогичному периоду прошлого года
2016 276 899 - - - - - -
2017 253 165 67 896 -5,1 6 990 -10,9 86 070 -5,6
2018 195 501 59 421 -12,5 5 573 -20,3 75 851 -11,9
10 - 43 767 -12,4 3 880 -17,4 56 034 -12,2
меся
цев 2019
Несмотря на снижение количества выявляемых неудовлетворительных дорожных условий и дорожно-транспортных происшествий, представленные показатели отражают фактическое несовершенство уровня содержания автомобильных дорог.
Действующими нормативно-правовыми актами обязанность по содержанию автомобильных дорог возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и владельцев частных автомобильных дорог. Согласно данным, содержащимся в компьютерной справочной правовой системе КонсультантПлюс (раздел - судебная практика), 314 решений высших судов касаются правовых вопросов в области привлечения к административной ответственности должностных и юридических лиц за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений. По результатам изучения данных установлено, что в 76% случаев участниками производства по делам об административных правонарушениях по ст. 12.34 КоАП РФ являются органы местного самоуправления, что определяет роль последних в качестве основных субъектов правонарушений в рассматриваемых правовых отношениях.
Действующая санкция за нарушение норм строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, применяемая к хозяйствующим субъектам, не обеспечивает целей административного наказания, выражающихся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Основными причинами этого является следующее.
1 http://10.7.96.212:8080/mias-web/ (дата обращения: 01.11.2019).
№ 3 (3) 2019 87
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что финансирование деятельности органов местного самоуправления, связанной с содержанием дорог, осуществляется за счет средств дорожного фонда субъекта Российской Федерации, который пополняется в том числе денежными средствами от взысканных штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения по нормативу 100%. Так, законом Красноярского края от 30 ноября 2017 г. № 4-155 «О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» установлены субсидии бюджетам муниципальных образований на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Красноярского края в рамках подпрограммы «Дороги Красноярья» государственной программы Красноярского края «Развитие транспортной системы».
Изложенные положения бюджетного законодательства отображают движение денежных взысканий, наложенных на органы местного самоуправления должностными лицами Госавтоинспекции за нарушение норм в области содержания дорог общего пользования местного, регионального и федерального значения. Таким образом, денежные средства, уплаченные в виде штрафов за неисполнение обязанностей в текущем календарном году, поступят на расчетный счет органа местного самоуправления в последующих.
Периодически по результатам административного расследования за нарушение норм в области содержания дорог органом надзора назначается административное наказание руководителю органа местного самоуправления или структурного подразделения органа исполнительной власти, в чьи обязанности входит принятие комплекса мер, направленных на содержание улично-дорож-ной сети. Однако, по мнению автора, данная мера наказания так же не обеспечивает достижение целей, указанных в ст. 3.1 КоАП РФ. Так, денежное взыскание может быть восстановлено путем начисления дополнительных премий или включения денежного штрафа в статью расхода муниципального бюджета.
В целях совершенствования законодательства и устранения причин, позволяющих органам местного самоуправления не выполнять обязанности по содержанию улично-дорожной сети, необходимо внести изменения как в систему формирования бюджетов различных уровней, так и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Автор считает целесообразным дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации нормами, исключающими возможность пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации за счет поступивших денежных штрафов, назначенных органам местного самоуправления за нарушение норм, определяющих требования к содержанию дорог. Денежные взыскания могут быть направлены на формирование как бюджета Российской Федерации, так и бюджетов иных субъектов. Исключение кругового движения денежных потоков
внутри субъекта Российской Федерации станет предпосылкой надлежащей организации работы по содержанию улично-дорожной сети органами местного самоуправления на районном уровне и повысит контроль со стороны вышестоящих должностных лиц региональных органов власти, выступающих в качестве субъектов, не заинтересованных в нецелевом расходовании денежных средств.
При рассмотрении вопроса о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо исходить из целей административного наказания, для достижения которых рационально дополнить статью 12.34 диспозицией, устанавливающей основное административное наказание в виде дисквалификации за совершение повторного административного правонарушения, предусмотренного частями 1 или 2 указанной статьи в течение года.
Осознание лицом, ответственным за организацию работы по надлежащему строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, потенциальной возможности лишения права занимать определенную должность будет являться ключевым сдерживающим фактором, ограничивающим противоправное поведение сотрудником, наделенным организационно-распорядительными и административно-хозяйствующими функциями. При этом введение дисквалификации исключительно за совершение системных правонарушений будет иметь профилактическое воздействие.
№ 3 (3) 2019
89