УДК 33
О СИТУАЦИИ С РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
(по результатам Всероссийской научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития сельского туризма в Российской Федерации»)
Р.В. Климов, кандидат технических наук, доцент, заведующий отделом инноваций и научно-образовательных проблем ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ Е-шаД: [email protected]
А.Н. Иволга, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Туризм и сервис», зам. декана по НР
ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ Е-шаД: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты развития сельского туризма, обсуждаемые на научной конференции «Состояние и перспективы развития сельского туризма в Российской Федерации». Приводится опыт российских регионов в развитии данной формы альтернативной занятости сельского населения в сфере несельскохозяйственных видов деятельности.
Ключевые слова: туризм, сельский туризм, агротуризм, туристический потенциал, конференция.
Abstract. In article aspects of development of the rural tourism, discussed on scientific conference «the Condition and prospects of development of rural tourism in the Russian Federation» are considered. Experience of the Russian regions in development of the given form of alternative employment of agricultural population in sphere of not agricultural kinds of activity is resulted.
Key words: tourism, rural tourism, agrotourism, tourist potential, conference.
С 26 по 27 ноября в г. Ставрополе в Ставропольском государственном аграрном университете (СтГАУ) проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития сельского туризма в Российской Федерации», под председательством заместителя министра сельского хозяйства Российской Федерации Е.Ю. Астраханцевой. Были рассмотрены наиболее важные и значимые аспекты развития этого направления туристической индустрии, набирающей популярность в последние годы.
Помимо представителей Минсельхоза России в конференции приняли участие руководители и специалисты Министерства культуры России, Ростуризма, региональных органов управления, центров сельскохозяйственного консультирования, образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования. В общей сложности гостями и участниками мероприятия стали специалисты из 51 региона России.
Рисунок 1 - Президиум пленарного заседания (слева направо): Ситников В.И. - председатель Ставропольского Управления с/х; Астраханцева Е.Ю. - заместитель Министра с/х РФ; Трухачев В.И. - ректор СтГАУ; Кувалдина И.В. - зам. Председателя Правительства Ставропольского края
В рамках первого дня конференции состоялась работа трех круглых столов:
- «Роль сельского туризма в социально-экономическом развитии села» (рис. 2);
- «Роль центров сельскохозяйственного консультирования в развитии сельского туризма»;
- «Подготовка специалистов по сельскому туризму: состояние и направления совершенствования».
Рисунок 2 - Президиум круглого стола «Роль сельского туризма в социально-экономическом развитии села»
(слева направо):
Иволга А.Г. - зам. декана по НР факультета социально-культурного сервиса и туризма;
Никитина А.В. - зам. начальника отдела Департамента сельского развития и социальной политики Минсельхоза России;
Демишкевич Г.М. - проф. кафедры с/х консультирования ФГБОУ ДПО РАКО АПК
В своем выступлении Елена Астраханцева отметила, что одним из основных условий перехода российской экономики к социально ориентированному типу хозяйствования является создание условий для повышения качества жизни населения, в том числе, за счёт развития инфраструктуры индустрии туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности национальных туристских услуг. Кроме того, она отметила, что кафедры в аграрных вузах должны готовить специалистов в области туризма на сельских территориях.
В свою очередь, ректор СтГАУ В.И. Трухачев отметил, что агротуризм может стать мощным экономическим и культурным драйвером развития села. По его словам, Университет уже работает по ряду направлений, в частности, подготовке специалистов для индустрии туристско-рекреационного хозяйства, а также кадров по внедрению прогрессивных технологий организации обслуживания, эффективного использования научного потенциала при формировании современного рынка органических продуктов питания.
В рамках комплексного подхода к заявленной проблематике, заместитель директора Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России О.В. Овсянникова провела панельную дискуссию (круглый стол) на тему: «Подготовка специалистов по сельскому туризму: состояние и направления совершенствования». Она напомнила, что в ряде государств агротуризм является одним из ведущих направлений туристической отрасли, что находит свое отражение в национальных концепциях развития туризма и подготовке специалистов соответствующего уровня.
Участникам круглого стола были представлены концептуальные модели подготовки квалифицированных специалистов для рекреационных комплексов РФ. Было отмечено, что развитие системы подготовки кадров для агротуризма, позволит повысить качество обслуживания, без чего невозможно развитие этой сферы услуг в сельских районах. Решение этой задачи позволит расширить сферу занятости сельского населения, за счет создания новых рабочих мест.
Заместитель начальника отдела Департамента сельского развития и социальной политики Минсельхоза России А.В. Никитина провела круглый стол на тему: «Роль сельского туризма в социально-экономическом развитии села», отметив в своем выступлении, что по данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации с 2008 по 2014 гг. малыми формами хозяйствования было привлечено 2,397 млн. рублей кредитов (займов) на несельскохозяйственные виды деятельности.
Участники обсудили ключевую роль маркетинговой составляющей этой сферы туриндустрии. В частности, было отмечено, что сельский житель не способен самостоятельно осуществлять маркетинговые мероприятия по продвижению своего продукта на рынок. Решить проблему предлагалось, в том числе, за счет подготовки профессиональных кадров, которые смогут аккумулировать предложения для туристов по
размещению, событийным мероприятиям, посещению достопримечательностей и, формируя пакетные предложения, доводить их до туристических фирм и непосредственных потребителей.
Кроме того, обсуждался вопрос о необходимости кооперирования в информационном поле между участниками туристического рынка на сельских территориях. Зачастую наблюдается разрозненность людей, предоставляющих услуги размещения, питания, осуществляющих досуговую деятельность, изготавливающих сувенирную и иную продукцию. Предлагалось создание координационных центров по субъектам РФ, усиление научных изысканий профильными структурами и привлечение к научной деятельности молодежи.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что для привлечения туристов на сельские территории необходимы особые инструменты, например, брендирование отдельных территорий, сел, деревень, проведение событийных мероприятий, праздников и т.д. Это зачастую привлекает большое количество туристов.
Говоря об опыте Ставропольского края в сфере сельского туризма стоит отметить, что для продвижения туристического продукта предпринимаются усилия со стороны глав поселковых администраций, которые формируют положительный имидж своих территорий посредством издания рекламной продукции: красочных буклетов, открыток, путеводителей. Например, администрация Труновского сельского поселения к юбилею издало проспект о своей истории. Их опыт перенимают и другие. Таким образом, происходит «микробрендирование территории». Причем сам СтГАУ работает в русле маркетинговой стратегии на сельских территориях (рис. 3).
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
| 1 I
Маркетинг имиджа Маркетинг достопримеча тельностей Событийный маркетинг Маркетинг инфраструктуры Маркетинг населения
Рисунок 3 - Стратегические направления маркетинга сельских территорий
Маркетинг имиджа. Заключается в создании и распространении общепризнанного, положительного образа сельской территории. По сравнению с другими направлениями эта стратегия является значительно менее затратной с финансовой точки зрения. Пример - международный проект «Самые красивые деревни мира».
Маркетинг достопримечательностей. Включает в себя использование уже существующих достопримечательностей - как природа и историко-культурное наследие и создание достопримечательностей (культурно-этнических центров, свободных торговых зон и т.д.).
Событийный маркетинг. Комплекс мероприятий, направленных на продвижение территории при помощи событий: спортивных мероприятий, фестивалей, конференций и т.д. Отдельно можно выделить использование природных явлений (к примеру, осенние туры в Архыз по сбору грибов, цветение редких цветов).
Маркетинг инфраструктуры. Включает в себя транспортную систему, телекоммуникации, социальную инфраструктуру, условия досуга, безопасность, экология и т.д.
Маркетинг населения. Человек является носителем информации о своей территории. Задача заключается в квалификации и доброжелательной мотивации по отношению к целевым аудиториям. Негативное отношение к туристам и рабочим по найму, либо отрицательные стереотипы о жителях территории может свести к нулю все результаты, достигнутые за счёт другим направлений маркетинга территорий.
Развитию и повышению конкурентоспособности сельских территорий с минимумом затрат способствует формирование собственных информационных пространств и программ продвижения. Многие администрации сельских поселений Ставропольского края размещают на своих Интернет-страницах информацию о достопримечательностях, приглашают гостей посетить свою землю.
Опыт регионов
Волгоградская область. Происходит развитие законодательной базы регулирования рынка сельского туризма, через принятие подготовленных поправок к Закону от 27.12.1999 г. №358-ОД «О развитии туризма в Волгоградской области» с целью стимулирования и методического обеспечения развития малого бизнеса в муниципальных районах области для оказания сопутствующих туристских сервисных услуг, а также обеспечения целевого финансирования и государственной поддержки малых предприятий, в том числе крестьянско-фермерских хозяйств, развивающих сельский туризм.
Разработаны и апробированы турмаршруты и комплексные туристские продукты:
- «Гастрономическое путешествие по природным паркам Волгоградской области»;
- «Вкусное путешествие «От Эльтона до Тихого Дона»;
- винно-гастрономические туры «Винно -кулинарными дорогами Волги и Дона»;
- туры выходного дня и недельной продолжительности в «Конный туристско-рекреационный комплекс «ЭкоВита» (Киквидзенский район Волгоградской области).
Идея тура «Вкусное путешествие «От Эльтона до Тихого Дона» заняла второе место во Всероссийской туристической премии «Маршрут года», а «Гастрономическое путешествие по природным паркам Волгоградской области» - 1 место в конкурсе «Лучший проект туристического маршрута по Волгоградской области».
ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ ведет активную работу по пропаганде сельского туризма. Как результат - диплом за второе место в номинации «За лучшее освещение сельского туризма в СМИ» в конкурсе Третьего Международного форума «Сельский туризм в России».
Сейчас в Волгоградском государственном аграрном университете ведется работа над созданием и регистрацией молодежного студенческого туроператора Волгоградской области, организованного как малое инновационное предприятие.
Тамбовская область. Принята областная целевая программа по развитию туризма! «Развитие туризма в Тамбовской области на 2011-2015 гг.», в которой сельский туризм назван в числе приоритетных направлений развития туриндустрии региона. При администрации области функционирует координационный совет по развитию туризма.
Тамбовская область имеет успешный опыт международного сотрудничества по развитию сельского и экологического туризма. В рамках реализации Российско-Французского Меморандума формируется туристско-рекреационная зона в бассейне р. Ворона, разработаны проекты природно-исторического парка в бассейне реки Ворона, экскурсионные маршруты водного, пешего, велосипедного туризма.
В настоящее время в области функционирует 18 объектов сельского туризма. По данным мониторинга, проведенного управлением по физической культуре, спорту и туризму, в области ежегодно отдыхает более 1000 человек на объектах сельского туризма.
Создан Центр развития сельского и экологического туризма Мичуринского государственного аграрного университета, разработавший инвестиционные туристические проекты:
- «Парк достижений садоводов мира»;
- эколого-этнографический парк «Урляпов городок»;
- культурно-досуговый центр «Усадьба двух помещиков».
С 2011 по 2015 гг. проведено 10 обучающих семинаров, разработан типовой проект бизнес -плана (технико-экономическое обоснование) для безработных граждан, живущих на селе и желающих открыть сельские гостевые дома и получить для этих целей грантовую поддержку в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства области в сумме 250 тыс. руб; составлено практическое пособие для владельцев сельских гостевых домов в Тамбовской области (рекомендации по организации и работе).
Центр занимается образовательной деятельностью в сфере сельского туризма:
- чтение Интернет-лекций;
- реализация общешкольного образовательного проекта «Агротурфирма в школе» (МАОУ «Татановская СОШ» и «Избердеевская СОШ»);
- включение агротуристического компонента в программу школьных образовательных туров;
- подготовка бакалавров по профилю Технология и организация экскурсионных услуг (агротуризм) направления 100400.62 «Туризм».
В Тамбовской области сельский туризм активно позиционируется в таких печатных средствах массовой информации, как «Путешествие по России», «Сельский консультант», «Регион 68», «Broadway» и прочих.
По словам Андрея Околелова - руководителя Центр развития сельского и экологического туризма, «...сельский туризм, как сектор экономики Тамбовской области, только набирает обороты. С целью открытия новых сельских гостевых домов необходима активная пропаганда успешности агротуризма среди сельских жителей. Хозяева потенциальных и уже открытых гостевых домов и сельских подворий нуждаются в информационной, юридической и финансовой поддержке. Для объединения усилий органов исполнительной и государственной власти, хозяев гостевых домов, местного населения, общественных организаций, туристических фирм необходимо организовать ассоциацию агротуризма Тамбовской области. Основными задачами ассоциации станет оказание консультационно-финансовой помощи владельцам сельских гостевых домов и желающим заняться агротуристическим бизнесом, маркетинговые и трансферные услуги, контроль за качеством представляемых агротуристических услуг. Необходимо шире использовать потенциал общеобразовательных учебных заведений в пропаганде сельского туризма...».
Калужская область. Агеева Ирина Анатольевна - заместитель руководителя рабочей группы по развитию сельского туризма при Министерстве культуры РФ, начальник управления развития туризма Министерства культуры и туризма Калужской области рассказала, что с начала 2011 сода в Калужской области действуют эффективные меры государственной поддержки развития туризма в сельской местности в виде предоставления субсидий субъектам аграрного туризма на развитие материально-технической базы. Так, за 4 года 70 субъектов аграрного туризма получили государственную поддержку в виде субсидий на общую
сумму 13,5 млн. рублей, документально подтвердив свои инвестиции в объеме 78,5 млн. рублей. Полученные субсидии владельцы гостевых домов преимущественно вкладывают в строительство новых объектов и в благоустройство территории.
Количество предпринимателей в Калужской области, занимающихся агротуристическим бизнесом, увеличивается с каждым годом, и к 2015 г. составило 149 единиц (рост к уровню 2013 г. составил 123 %), при общем количестве гостевых домов более 550 единиц.
Оренбургская область. Сельский туризм находится в стадии становления. Создан координационный Совет по туризму при Губернаторе. Активно развивается туристско-рекреационный кластер «Соленые Озера» (г. Соль-Илецк) (рис. 4), которые образовались на месте старых разработок соли. Уникальные по своему составу, температурному режиму и лечебному действию озера находятся на высоте 120 м над уровнем моря и располагаются на площади 53 га. Соль-Илецкое месторождение на базе водогрязелечения является национальным достоянием России.
Рисунок 4 - Туристско-рекреационный кластер «Соленые Озера» (г.Соль-Илецк)
В области функционирует база отдыха «Лесная заимка».Это живописное место на берегу рукотворного пруда с родниковой водой. Проживание в отдельных комфортных домиках. На территории имеются: спортивная площадка, баня с парилкой и комнатой отдыха, фитокафе, автостоянка, прокат спортивного инвентаря.
Область располагает разнообразными охотничьими угодьями и ресурсами - два десятка охотничьих заказников. Главные объекты охоты: косуля сибирская, заяц русак, лиса, барсук, кабан, бобр. Места зимней рыбалки: река Урал, зарыбленные пруды, старицы и пойменные озера. В данном сегменте работают охотхозяйства «Фитлипповское» и «Татищенское», «Кинделинское» и «Ташлинские просторы», «Родные просторы» и «Удельное».
В Национальном парке «Хвалынский» развивается паломнический комплекс «Родник «Святой» -единственный в Нижнем Поволжье, созданный в 1994 г.
В последние годы ведется работа над уникальным проектом «Оренбургская Тарпания» - возрождение лошади Пржевальского (рис. 5-6).
Рисунок 5 - Генерал-майор Михаил Пржевальский Рисунок 6 - Лошадь Пржевальского
Несмотря на, успехи, существует ряд основных проблем в сфере сельского туризма Оренбургского края:
- отсутствие нормативно-правовой и законодательной базы на федеральном уровне;
- неразвитость инфраструктуры сельских территорий;
-недостаточная информированность сельских жителей о возможностях сельского туризма;
- отсутствие квалифицированных кадров.
Второй день конференции был посвящен посещению гостями конференции объектов сельского туризма Труновского района Ставропольского края, позволившие познакомиться с бытом казаков-романовцев (с. Донское) (рис. 7), ознакомиться с храмами Живоначальной Троицы, Преподобного Серафима Саровского и Покрова Пресвятой Богородицы, почерпнуть знаний о районе в историко-краеведческом музее им. К.А. Трунова - героя гражданской войны Ставрополья (с. Труновское) (рис. 8-9).
Рисунок 7 - Встреча гостей казаками-романовцами
Рисунок 8 - Историко-краеведческий музей им. К.А. Трунова - героя гражданской войны
Рисунок 9 - Элементы быта жителей сел Ставрополья (начало 18 - середина 19 вв.) в экспозиции музея
Все более важным аспектом государственной политики в сфере туризма, как на региональном, так и на федеральном уровнях, становится выявление туристских дестинаций в каждом из субъектов Российской Федерации, определение методов их поддержки как точек роста социально-культурных и экономических показателей региона в целом. Создаваемые в настоящее время туристско-рекреационные и автотуристские кластеры требуют содержательного и разнообразного насыщения различными событиями и услугами, которые могли бы привлечь туристов к активному посещению этих объектов и территорий. Все большую роль в привлечении туристов к объектам культуры играет разработка, внедрение и распространение новой концепции интерактивной экспозиции в учреждениях культуры (музеях, объектах туристского показа, культурно -досуговых учреждениях, природно-ландшафтных комплексах) с применением элементов игровых технологий, приемов визуализации.
Ä Ä Ä
УДК 06.75
ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
А.Л. Кузнецов, кандидат технических наук, зав. отделом ВНИИ социального села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, E-mail: [email protected]
Л.А. Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье дано определение инженерной инфраструктуры сельских поселений и что она включает в себя и ее назначение для проживания сельского населения.
Ключевые слова: сельские поселения, инженерная инфраструктура, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение.
Abstract. In given article definition of an engineering infrastructure of rural settlements is given and that she includes also its purpose for residing rural population.
Key words: rural population, engineering infrastructure, warm supply, water supply, water drain, gas supply.
Инженерная инфраструктура - подотрасль материального производства. Понятие «инженерная инфраструктура» утвердилась в 70-х гг. ХХ - го столетия в связи с переходом от планирования развития городов к планированию регионов и городских агломераций. Впервые это понятие ввел А.А. Сегединов, представляя территориальную организацию инженерного обеспечения городов как комплекс инженерных систем, обслуживающих потребности промышленности, транспорта, все другие объекты производственных сил, а также население городов, поселков и сельских населенных пунктов, водоснабжением, тепло-, газо-, электроснабжением, средствами связи, водоотведением, дорожно-транспортными коммуникациями.
Инженерная инфраструктура - это система предприятий по обслуживанию основного производства и населения, которая выполняет социально-экономические функции по созданию необходимых условий эффективной деятельности организаций, отраслей материального производства и объектов непроизводственной сферы. Инженерная инфраструктура включает в себя производственную, социально-бытовую, экологическую инфраструктуры, она является составной частью производственной инфраструктуры, а также входит составной частью объектов ЖКХ и отдельными сооружениями в экологическую инфраструктуру. Функциональное назначение инженерной инфраструктуры состоит в обеспечении на конкретной территории всех потребителей водой, энергией, топливом, удалении и захоронении бытовых и производственных отходов производства, в создании воздушно-теплового режима в помещении и санитарно-гигиенических условий для проживания сельского населения [1].
Инженерная инфраструктура обеспечивает комфортное проживание сельского населения в быту, способствует развитию жилищно - коммунального хозяйства, выступает как фактор охраны и улучшения условий труда, сохранения здоровья и работоспособности сельского населения, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также благоустройство рабочих зон, качество которых, как раз, зависит от уровня обеспеченности инженерными сетями.
В зарубежной литературе имеется большое число работ, посвященных исследованию влияния инженерной инфраструктуры на экономические показатели деятельности сельскохозяйственных территорий и