Камшилов А. Н.
т
2024 гг.: утв. Президиумом ФАС России 3 июля 2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/ ^181аЙуе-аЛ8/^181аЙуе-аЛ8_51036.Йт1 (дата обращения: 25.11.2015).
УДК
Конституция Российской Федерации провозгласила широчайший перечень основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, нуждающихся в полноценном обеспечении и защите. Одно из центральных мест в основах правового положения личности в России принадлежит естественному и неотъемлемому праву каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). Согласно Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22 июля 1946 г.), здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье - высшее неотчуждаемое первостепенное благо человека, без которого в той или иной мере утрачивают значение многие другие блага. Кроме того, здоровье населения является одной из составляющих национальной безопасности государства. Именно в силу значимости этого блага государство и право охраняют его от неправомерных посягательств. [5]
Среди всех прав человека право на жизнь является первоочередным. Несмотря на это особое положение,
9. Кинев А. Ю., Франскевич О. П. Защита и развитие конкуренции в Российской Федерации // Юрист. 2015. № 17. С. 7-11.
J. S. Verzun
на практике существуют проблемы, связанные с реализацией этого права. Современная наука сформулировала ряд законодательных проблем, связанных с пределами вмешательства государственной власти в человеческую жизнь. На настоящий момент законодательно не определено содержание понятий «жизнь» и «право на жизнь», существуют проблемы с государственными гарантиями обеспечения права человека на жизнь, не разрешен вопрос о применении смертной казни. Кроме того, остается открытым вопрос о праве на свободное распоряжение своей жизнью. При этом некоторые их этих проблем получили правовое закрепление в международных и национальных нормативных правовых актах [6].
Условия развития современной России заставляют иначе, чем ранее, посмотреть на содержание, приоритеты и конкретную реализацию конституционного права на здравоохранение. В настоящее время происходит значительное увеличение части населения, нуждающейся в правовой и социальной поддержке со стороны государства, что требует сохранения, а вме-
PROBLEMS OF PROTECTION OF COMPETITION IN RUSSIA
Support for the competition is one of the fundamental principles of the constitutional system. This support is provided through the protection and development of competition. In the article the features and problems of development of competition, regulatory and legal protection are discussed. Some ways to improve such protection are proposed.
Key words: competition, regulatory and legal protection, development of competition, Antimonopoly law, responsibility.
VERZUN Yuliya Sergeevna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
61
О СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Камшилов Алексей Николаевич,
магистрант Марийского государственного
университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье анализируется понятие «право граждан на здравоохранение» как комплексное правовое явление, описывается система нормативно-правовых актов, действующих в сфере здравоохранения, делается вывод о необходимости реформирования и кодификации.
Ключевые слова: Конституция, конституционные права, охрана здоровья, здравоохранение, законодательство.
Ф1
Студенческая трибуна
сте с тем существенного увеличения объема гарантий по реализации указанных прав. Право на охрану здоровья, наряду с такими правами, как право на достойную жизнь, труд, образование, жилище, социальное обеспечение и социальную защиту, создание профсоюзов и т. д., относится к категории социальных прав. Праву на здравоохранение присущи все черты и характерные особенности социальных прав: социальные права образуют составную часть системы неотъемлемых прав человека; главной характерной чертой социальных прав является то, что они призваны обеспечивать личности удовлетворение важнейших жизненных нужд, без которых не может быть и речи о нормальном человеческом бытии; социальные права являются базой формирования подлинно социального государства; реализация социальных прав становится проблематичной в условиях недостатка материальных и финансовых ресурсов.
От права на охрану здоровья следует отличать право на здоровье, которое включает в себя право на личную неприкосновенность, право на информацию о своем здоровье и право на конфиденциальность такой информации (п. 1 ст. 23 Конституции РФ; ст. 31 Основ законодательства об охране здоровья граждан). Право на здоровье относится к личным неимущественным правам, которые представляют собой комплексный правовой институт, включающий нормы различных отраслей права. Каждая отрасль права в целях охраны здоровья устанавливает собственные правила поведения людей в отношениях, регулируемых этой отраслью, в зависимости от особенностей отношений и специфики юридического метода воздействия на эти отношения. Несмотря на то что право на здоровье закреплено Конституцией РФ и, соответственно, гарантировано каждому человеку, оно является одним из самых нарушаемых прав человека, что ведет к нарушению права на жизнь. Право на охрану здоровья является одним из основных конституционных прав граждан [1]. В главе 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина, ему отведена отдельная норма - статья 41. Эта статья закрепляет право на охрану здоровья и медицинскую помощь за каждым. Это право корреспондирует с обязанностью государства охранять здоровье людей (часть 2 ст. 7 Конституции РФ).
Государственный контроль охраны здоровья раскрывает социальный характер государства. Закрепление Конституцией РФ права на охрану здоровья за каждым означает, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ и ч. 4 ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Государство должно поощрять деятельность, способст-
вующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, тем самым закладывая правовые основы для соответствующей деятельности органов государственной власти и создания материальных гарантий прав на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Право граждан на медицинскую помощь, хотя и входит в состав права на здравоохранение, обладает относительной самостоятельностью и занимает важное место в системе прав человека и гражданина. Конституционное право на медицинскую помощь, являясь системой правовых норм и гарантий, обеспечивающих возможность получения доступной, качественной, квалифицированной медицинской помощи, - это один из ключевых элементов права на охрану здоровья. Оно включает в себя возможность получения бесплатной медицинской помощи, а также оплачиваемой медицинской помощи. Гарантиями названного права выступает развитая сеть медицинских учреждений, доступность медицинской помощи, развитие лекарственной помощи. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно [3].
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, конкретизируя эту норму, устанавливают гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам, который им обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Кроме того, граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законами Российской Федерации. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь означает гарантированную любому гражданину возможность пользоваться социальными благами в сфере общественного производства и распределения, различными благами социального обеспечения с целью поддержания высокого уровня физического и психического здоровья.
Итак, охрана здоровья - это комплекс мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, социально- гигиенического, противоэпидемического и медицинского характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставления ему доступной медико-социальной помощи. Конституционное право граждан на здравоохранение есть неотчуждаемое право каждого человека и гражданина в Российской Федерации на получение требуемой ему адекватной защиты его здоровья и оказания ему медицинской помощи, в формах, установленных и гарантированных Консти-
Камшилов А. Н.
1ф
туцией РФ и текущим законодательством. Данное право является одним из главных социальных прав граждан, имеет комплексный характер и включает в себя право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; право на нормальные жилищные условия; на достойную заработную плату, позволяющую обеспечить полноценный и сбалансированный режим питания; на безопасные условия труда и охрану труда, право на отдых и благоприятную окружающую среду; право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; право на заботу государства об охране здоровья членов семьи; право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах; право на медицинское и социальное страхование; на получение своевременной квалифицированной медицинской помощи, на реабилитацию, необходимую для полного восстановления здоровья; право на судебную и иные формы защиты своих прав. [2]
Таким образом, законодательство РФ в сфере здравоохранения представляет собой двухуровневую систему и состоит из федерального законодательства и законодательства субъектов РФ. В отличие от системы законодательства, включающей в себя акты исключительно законодательной природы, система нормативно-правовых актов охватывает собой все источники, посвященные урегулированию здравоохранительных отношений. Это связано с тем, что отношения в данной сфере затрагивают предметы ведения и полномочия по предметам совместного ведения самых различных публичных образований соответственно Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. [3]
В соответствии с Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» выделен специальный раздел, посвященный здравоохранению, - 140.010.000. Согласно этому Указу в качестве составных частей отрасли законодательства о здравоохранении выделяются нормативные акты по таким направлениям, как: управление в сфере здравоохранения; медицинское страхование; медицинские учреждения; частная медицинская практика; медицинская экспертиза и др. В соответствии с вышеизложенным иерархически выстроенную систему источников об охране здоровья населения можно представить следующим образом: 1) Конституция РФ, статьи 2, 7, 19, 20, 21, 38, 39, 41, 42, 46, 48, 52, 53, 72, 114 которой имеют самое непосредственное отношение к медицине; 2) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры; 3) специальное законодательство об охране
здоровья граждан: федеральное законодательство об охране здоровья граждан; региональное законодательство об охране здоровья граждан; 4) общее законодательство об охране здоровья граждан (иные федеральные законы): Уголовный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», законы субъектов РФ, содержащие нормы об охране здоровья граждан; 5) подзаконные нормативные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья граждан: а) акты органов общей компетенции: указы президента РФ (например, указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»); постановления правительства РФ (например, постановление правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»); подзаконные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ, а также высшим должностным лицом субъекта РФ (например, постановление правительства Республики Марий Эл «Об утверждении Порядка организации проведения обязательного профилактического медицинского осмотра государственных гражданских служащих Республики Марий Эл»); подзаконные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья, принятые представительными органами муниципального образования и исполнительными органами муниципального образования. Акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья, органов специальной компетенции (например, приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ: «О родовом сертификате», «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг»; Иные источники, содержащие нормы об охране здоровья граждан (постановления Конституционного Суда Российской Федерации, локальные нормативные акты органов управления здравоохранением и медицинских учреждений). [4]
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан являются базовым нормативным актом, определяющим взаимоотношения государства, его органов, учреждений и граждан. В частности, в них определены основные принципы деятельности медицинских учреждений и медицинских работников по практической реализации права граждан на охрану здоровья; организационные начала государственного, муниципального и частного здравоохранения; решаются вопросы его финансирования; содержится раздел о правах граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и медико- социальной помощи, медицинской экспертизы; выделены разделы о правовой и социальной защите медицинских и фар-
т
Студенческая трибуна
мацевтических работников, об ответственности за причинение вреда здоровью граждан, за сохранение врачебной тайны и др.
Следует обратить внимание на тот факт, что Основы были приняты раньше действующей Конституции РФ, поэтому некоторые их положения не соответствуют ей. В частности, в отличие от Конституции РФ, предоставляющей равные права и свободы всем гражданам, находящимся на территории РФ, в ст. 18 Основ дифференцируется право на охрану здоровья лицам без гражданства, иностранным гражданам и беженцам. В данном случае следует руководствоваться ч. 3 ст. 62 Конституции РФ. Поэтому Основы, как и в целом законодательство в области здравоохранения, требуют глубокого реформирования, и работа над этим процессом уже ведется.
В начале 2008 г. был открыт сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ для публичного обсуждения проекта Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. В настоящее время на этом же сайте помещен его вариант, который был направлен на согласование в Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ и представлен в правительство России. В январе 2009 года состоялось первое обсуждение в Государственной Думе РФ. Концепция развития здравоохранения в РФ до 2020 г., как отмечается в ее общих положениях, представляет собой анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода. Реализация основных целей и задач, определенных настоящей Концепцией, невозможна без создания действенных правовых механизмов, правовых режимов оказания различных видов медицинской помощи [3].
При отсутствии специальных законов вопросы охраны здоровья граждан регулируются федеральными законами и уставами субъектов Российской Федерации. Обзор законов, принятых в области здравоохранения, позволяет сделать вывод: установившаяся структура законодательства о здравоохранении в настоящее время очень неоднородна по своему составу, что обусловлено спецификой регулируемых этим
законодательством общественных отношений, а также уровнем законодательной разработанности этой области. Базовая юридическая основа из фундаментальных нормативно-правовых актов в сфере охраны здоровья граждан является достаточно полной. Однако в условиях реформирования сферы здравоохранения требуется усовершенствование норм действующего законодательства и принятие новых законов, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья. При этом любой нормативный акт в сфере здравоохранения не может надлежащим образом выполнить свою социальную задачу обособленно от других. Следовательно, возникает необходимость объединения нормативных актов, посвященных вопросам охраны здоровья граждан, в единый законодательный комплекс, например, путем принятия Кодекса законов об охране здоровья населения. Параллельно необходимо совершенствовать нормы и положения основных отраслей права, затрагивающих отрасль здравоохранения. Это необходимо, чтобы добиться их внутренней согласованности в рамках комплексной отрасли законодательства о здравоохранении.
Литература
1. Жданович Т. Г., Михеева Е. А. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (постатейный). М.: Юстицинформ, 2003. С. 5.
2. Сергеев Ю. Д., Милушин М. И. Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении // Медицинское право. 2005. № 3. С. 5.
3. Найговзина Н. Б., Ковалевский М. А. Система здравоохранения в Российской Федерации: Организационно-правовые аспекты. М.: Классик-Консалтинг, 1999. С. 46-54.
4. Александрова О. Ю. Перспективы формирования законодательства в сфере охраны здоровья граждан // Главврач. 2010. № 3.
5. Герасименко Н. Ф. Проблемы и перспективы формирования законодательной базы в области охраны здоровья на федеральном и региональном уровнях // Управление здравоохранением. 2009. № 3.
6. Мокосеева М. А. Проблемы юридического обеспечения права человека на жизнь // Юридический мир. 2015. № 8. С. 32-35.
A. N. Kamshilov
ON THE SYSTEM OF LEGAL ACTS IN FORCE IN THE HEALTH SECTOR
In the article the concept of «citizens' right to health care» is examined as a complex legal phenomenon, by the system of normative legal acts is described which acts in the field of public health, it is made the conclusion about the need to reform and codification.
Key words: Constitution, constitutional rights, health protection, health care, legislation.
Kamshilov Alexey Nikolaevich - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]