СТУДЕНЧЕСКАЯ ТРИБУНА
УДК 346.546
ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ
Верзун Юлия Сергеевна,
магистрант Марийского государственного
университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: yverzun@gmail. com
Поддержка конкуренции является одним из основополагающих принципов конституционного строя. Такая поддержка осуществляется посредством защиты и развития конкуренции. В статье рассматриваются особенности и проблемы развития конкуренции и ее административно-правовой защиты, предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: конкуренция, административно-правовая защита конкуренции, развитие конкуренции, антимонопольное законодательство, ответственность.
Основы антимонопольного регулирования в Российской Федерации заложены в Конституции, статья 8 которой гласит: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» [1].
Данной нормой поддержка конкуренции определена как один из основополагающих принципов конституционного строя.
В регулировании конкурентных отношений можно выделить два направления:
1) защита конкуренции, которая преимущественно осуществляется посредством деятельности антимонопольных органов;
2) развитие конкуренции, представляющее собой совокупность мер по поощрению и стимулированию проконкурентного поведения в экономике.
Защита конкуренции осуществляется в том числе через действие Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [4], согласно которому контроль за обеспечением конкурентной среды осуществляют Федеральная антимонопольная служба России и ее территориальные управления.
При этом правовая база, регламентирующая полномочия антимонопольных органов, не ограничена данным Законом. ФАС России и ее территориальные органы также осуществляют контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях, о закупках для государственных и муниципальных нужд, за гособоронзаказом, соблюдением рекламного законодательства и т. д.
Осуществляя полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства, антимонопольные органы имеют соответствующие права как в отношении хо-
зяйствующих субъектов, так и в отношении органов власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ.
Защита конкуренции, отнесенная к компетенции антимонопольного органа, выражается в осуществлении правовых мер, направленных на пресечение нарушений антимонопольного законодательства и восстановление в результате указанных нарушений прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и граждан.
Основными проблемами, возникающими при реализации мер по защите конкуренции, на сегодняшний день остаются следующие.
1. Существование экономических и административных барьеров для свободного перемещения товаров, работ, услуг и капиталов на рынках Российской Федерации.
Указанные барьеры возникают как вследствие несовершенства законодательства, так и по причине умышленных незаконных действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.
2. Несовершенство механизмов правового регулирования экономической сферы.
Отсутствие правового регулирования общественных отношений, а равно создание возможности злоупотребления предоставленным правом путем использования нечетких правовых конструкций ведут к ограничению конкуренции. Так, на сегодняшний день существенным пробелом является отсутствие норм, регламентирующих правила недискриминационного доступа к услугам многих субъектов естественных монополий (порты, почтовая связь, электросвязь, транспортные терминалы).
3. Низкий уровень реализации гражданско-правовых и уголовно-правовых инструментов защиты конкуренции.
Верзун Ю. С.
К полномочиям антимонопольного органа, определенным статьей 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [6], законодатель относит право обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями:
а) о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;
б) о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;
в) об обязательном заключении договора;
г) об изменении или о расторжении договора;
д) о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
е) о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
ж) о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;
з) о признании торгов недействительными;
и) о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа.
Данный перечень является открытым, однако при обращении в суд с заявлениями действия антимонопольного органа всегда направлены на восстановления публичного интереса.
Что касается частных исков, например, по восстановлению нарушенных прав в части взыскания убытков, данное право не относится к компетенции антимонопольных органов. ФАС России не уполномочена разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов ни самостоятельно, ни путем обращения в суд.
Право на обращение с частным иском законодательно регламентировано в части 3 статьи 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»: «...Лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упу-
щенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу».
Данная норма была введена третьим антимонопольным пакетом и действует с 7 января 2012 года. Однако институт частноправовой защиты на сегодняшний день практически не функционирует. Из скудной судебной практики видно, что лишь незначительное количество лиц, чьи права были нарушены, обращаются в суд за их восстановлением. В связи с этим развитие системы частного принуждения требует дальнейшего совершенствования.
Уголовная ответственность за совершение ограничивающих конкуренцию действий путем заключения антиконкурентных соглашений (картелей) предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса РФ [2]. Уголовно-правовые санкции в сфере антимонопольного регулирования также фактически не применяются. Так, по результатам анализа, проведенного А. Ю. Ки-невым, О. П. Франскевич [9], за 2014 год на основании 173 решений ФАС России о картелях (нарушение ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции) МВД России возбуждено лишь 6 уголовных дел по ст. 178 УК РФ, и только одно из них направлено в суд. В то же время антимонопольным органом за этот период рассмотрено 1438 дел о нарушении ст. 14.32 КоАП РФ[3].
Таким образом, работа по привлечению участников картелей к уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ фактически не ведется. Единственным действующим на сегодняшний день механизмом защиты конкуренции остается административная ответственность. Количество постановлений о наложении штрафа за нарушение антимонопольного законодательства за период 2007-2014 гг. выросло с 994 до 7581. При этом суммы наложенных штрафов измеряются миллиардами рублей. За однократное нарушение ст. 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением) ОАО «Газпромнефть» заплатила более 4,7 млрд. рублей в федеральный бюджет (8-й по величине штраф в мире), в целом группа нефтяных компаний заплатила 20,7 млрд. рублей штрафов в федеральный бюджет (8-й по величине штраф для группы компаний в мире)[9].
Каждая из вышеперечисленных проблем реализации антимонопольного законодательства в той или иной степени связана с несовершенством существующих норм права, регулирующих данную сферу.
В целях устранения препятствий, возникающих при реализации мер по защите конкуренции, и дальнейшего совершенствования законодательства о конкуренции был подготовлен четвертый антимонопольный пакет, который предусматривает внесение изменений в действующее антимонопольное законодательство, законодательство об административной ответственности и ряд других нормативных актов. Адаптация норм права к непрерывно видоизменяю-
Ф1
Студенческая трибуна
щимся и приобретающим новые формы общественным отношениям - важный процесс правового регулирования.
Одной из главных задач законопроекта является расширение институтов предостережения и предупреждения, в том числе недобросовестной конкуренции и нарушений со стороны органов власти.
В отличие от защиты конкуренции, обеспечение которой возложено главным образом на антимонопольные органы, меры по развитию конкуренции должны осуществляться всеми органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, а также местным самоуправлением.
В целях совершенствования института развития конкуренции ФАС России разработана и принята Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования Российской Федерации в период 2013 - 2024 гг.[8]
Еще одним инструментом развития конкуренции служит реализация мероприятий, прописанных в Дорожной карте «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2579-р) [6]. Во исполнение плана мероприятий Дорожной карты разработан Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации [7]. При этом оценка эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 4 ноября 2014 г. № 705 [5] зависит от уровня реализации Стандарта развития конкуренции в регионе.
Итак, конкурентная политика представляет собой один из важнейших векторов экономического развития Российской Федерации. В непростой ситуации, которую сегодня переживает наша экономика, конкуренция - это мощнейший, по сути, незадействован-ный резерв для ее стабилизации и развития. В этой связи крайне актуальной становится задача по защите и развитию конкуренции во всех сегментах экономики страны.
Механизмы защиты и развития конкурентных отношений требуют дальнейшего совершенствования. Для повышения эффективности защитных мер необходимо включение механизмов гражданско-правовой и уголовно-правовой защиты, совершенствование административно-правовых средств противодействия нарушениям антимонопольного законодательства, снижение существующих административных барьеров. Для дальнейшего развития конкурентной политики актуальными направлениями являются модернизация правового регулирования, имеющая целью внедрение в систему государственного регулирования правил, стимулирующих добросовестную конкуренцию.
Эти меры должны активно и последовательно осуществляться на всех уровнях государственного регулирования - федеральном, региональном, местном - при координирующей роли Правительства Российской Федерации.
Начало функционирования с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза обозначит новые задачи по регулированию конкурентной среды. Например, актуальной становится задача по разработке механизмов взаимодействия Евразийской экономической комиссии как наднационального органа и антимонопольных органов каждого из государств - участников Союза.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.05.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. О защите конкуренции: федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.
5. О внесении изменения в перечень направлений для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1276: указ Президента РФ от 4 нояб. 2014 г. № 705 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 45. Ст. 6209.
6. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и отмене распоряжений Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р и от 17.12.2010 № 2295-р: распоряжение Правительства РФ от 28 дек. 2012 г. № 2579-р (ред. от 23.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 2. Ст. 110.
7. Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 5 сент. 2015 г. № 1738-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дета обращения: 25.11.2015).
8. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-
Кемшилов А. Н.
т
2024 гг.: утв. Президиумом ФАС России 3 июля 2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/ ^181аЙуе-аЛ8/^181аЙуе-аЛ8_51036.Йт1 (дата обращения: 25.11.2015).
УДК
Конституция Российской Федерации провозгласила широчайший перечень основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, нуждающихся в полноценном обеспечении и защите. Одно из центральных мест в основах правового положения личности в России принадлежит естественному и неотъемлемому праву каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). Согласно Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22 июля 1946 г.), здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье - высшее неотчуждаемое первостепенное благо человека, без которого в той или иной мере утрачивают значение многие другие блага. Кроме того, здоровье населения является одной из составляющих национальной безопасности государства. Именно в силу значимости этого блага государство и право охраняют его от неправомерных посягательств. [5]
Среди всех прав человека право на жизнь является первоочередным. Несмотря на это особое положение,
9. Кинев А. Ю., Франскевич О. П. Защита и развитие конкуренции в Российской Федерации // Юрист. 2015. № 17. С. 7-11.
J. S. Verzun
на практике существуют проблемы, связанные с реализацией этого права. Современная наука сформулировала ряд законодательных проблем, связанных с пределами вмешательства государственной власти в человеческую жизнь. На настоящий момент законодательно не определено содержание понятий «жизнь» и «право на жизнь», существуют проблемы с государственными гарантиями обеспечения права человека на жизнь, не разрешен вопрос о применении смертной казни. Кроме того, остается открытым вопрос о праве на свободное распоряжение своей жизнью. При этом некоторые их этих проблем получили правовое закрепление в международных и национальных нормативных правовых актах [6].
Условия развития современной России заставляют иначе, чем ранее, посмотреть на содержание, приоритеты и конкретную реализацию конституционного права на здравоохранение. В настоящее время происходит значительное увеличение части населения, нуждающейся в правовой и социальной поддержке со стороны государства, что требует сохранения, а вме-
PROBLEMS OF PROTECTION OF COMPETITION IN RUSSIA
Support for the competition is one of the fundamental principles of the constitutional system. This support is provided through the protection and development of competition. In the article the features and problems of development of competition, regulatory and legal protection are discussed. Some ways to improve such protection are proposed.
Key words: competition, regulatory and legal protection, development of competition, Antimonopoly law, responsibility.
VERZUN Yuliya Sergeevna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
61
О СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Кемшилов Алексей Николеевич,
магистрант Марийского государственного
университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье анализируется понятие «право граждан на здравоохранение» как комплексное правовое явление, описывается система нормативно-правовых актов, действующих в сфере здравоохранения, делается вывод о необходимости реформирования и кодификации.
Ключевые слове: Конституция, конституционные права, охрана здоровья, здравоохранение, законодательство.