Гайбарян М.М.
О системе норм, регламентирующих ответственность за преступления в сфере обеспечения финансовой безопасности в Уголовном кодексе России
В последние годы в России наблюдается небывалый рост преступной деятельности, связанной с изготовлением и распространением фальшивых платежных средств. Наблюдаемая тенденция значительного роста фальшивомонетничества связана с относительной легкостью и быстротой изготовления большого количества фальшивых денежных знаков с применением типографских машин, копировально-множительной техники и фотооборудования. Не уменьшается количество поступления фальшивой валюты из-за рубежа. По сведениям Внешэкономбанка, за последние годы количество выявленной фальшивой валюты в России увеличилось в 500 раз. При ежегодном хождении на внутреннем рынке России примерно 8-9 млрд долл., по оценкам Центрального банка России, около 200 млн из них могут быть фальшивыми, т.е. каждая десятая из числа принятых в обращение купюр [1, с. 59].
Кроме того, в настоящее время в России наблюдается рост ввода в оборот новых образцов денежных знаков, чаще всего банкнот крупного номинала, свободное хождение иностранной валюты. Все это осуществляется на фоне бесконтрольного ввоза и использования копировально-множительной техники, низкой технической защищенности денежных знаков и ценных бумаг, а также отсутствия качественного оборудования для тестирования подлинности денежных знаков при их приеме от граждан и сдаче в банковские учреждения. Заинтересованность банков в совершении сделок с использованием банковских карт обусловлена также получением повышенных процентных ставок за совершение тех или иных операций, в связи с чем операции с картами относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности.
Применение новых форм осуществления расчетов, а также использование при этом последних достижений научно-технического прогресса на фоне ненадлежащего правового регулирования финансовой сферы деятельности привело к значительному росту преступлений в этой сфере.
Учитывая данные обстоятельства, определенный интерес представляет решение вопроса о системе норм, регламентирующих ответственность за преступления в сфере обеспечения финансовой безопасности в уголовном кодексе России.
В теории уголовного права существуют различного рода классификации преступлений в сфере экономической деятельности. Мы предлагаем рассмотреть наиболее популярные классификации и определить место преступлений в сфере обеспечения финансовой безопасности в группе преступлений в сфере экономической деятельности.
На сегодняшний день единой классификации экономических преступлений не существует. Различные авторы, определяя классификации экономических преступлений, кладут в основу различные критерии. Так С.И. Улезько, исходя из той или иной сферы экономической деятельности преступления, посягающие на финансовую безопасность России, не выделяет в самостоятельную группу, что, по нашему мнению, не оправдано:
1) преступления, посягающие на общественные отношения, регулирующие предпринимательскую и иную деятельность юридических лиц и других хозяйственных субъектов;
2) преступления, посягающие на общественные отношения, регулирующие кредитно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов (в данную группу преступлений автором отнесены незаконное получение кредита - ст. 176 УК, злостное уклонений от погашения кредиторской задолжности - ст. 177 УК);
3) преступления, посягающие на установленный государством порядок и правила законного перемещения ценностей через таможенную границу;
4) преступления, посягающие на основы государственного регулирования в определенных видах деятельности;
5) преступления, совершаемые путем уклонения от имущественных обязательств [2, с. 217].
А.А. Витвицкий и С.С. Витвицкая предлагают иную классификацию преступлений в сфере экономической деятельности, считая, что данные преступления можно сгруппировать исходя из того, чьи интересы защищают те или иные правовые нормы. В основу деления преступлений в сфере экономической деятельности, по их мнению, может быть положен не только объект преступлений, но и признаки объективной стороны преступления - способ, орудия и средства преступления. Исходя из этого рассматриваемые преступления подразделяются на следующие виды:
1) преступления, посягающие на интересы государства в сфере экономической деятельности. Они связаны с прерогативами деятельности публичной власти и возникают на почве столкновения интересов государства и частных лиц;
2) преступления, связанные с нарушением правил свободной конкуренции. Данные преступления возникают в сфере экономической деятельности на почве столкновения интересов частных лиц, имеющих равенство перед законом;
3) посягательства должностных лиц на законные права и интересы субъектов экономической деятельности [3, с. 13].
На наш взгляд, предложенные классификации не позволяют выделить четкого критерия разделения рассматриваемых преступлений на виды.
З.А. Незнамовой была предпринята попытка классификации данных преступлений по способу их совершения. Рассматриваемую нами группу преступлений она относит к преступлениям, совершаемым путем злоупотребления при выпуске ценных бумаг либо путем иных платежных документов (ст. 185— 187 УК РФ) [4, с. 155].
Анализ юридической литературы показал, что относительно распределения преступлений в сфере экономической деятельности по видам нет единого мнения.
Так, согласно предлагаемой Н.А. Лопашенко классификации, состав преступления, предусмотренный ст. 186 УК РФ, посягает на общественные отношения по реализации принципа запрета криминальных форм поведения в экономической деятельности [5, с. 43-47, 87].
В свою очередь, В.Е. Мельникова из преступлений, предусмотренных статьями главы 22 УК РФ, выделяет, в частности, такой самостоятельный вид, как преступления, совершаемые в сфере государственного регулирования экономической деятельности. К этой группе наряду с контрабандой, уклонением от уплаты налогов, воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности и некоторыми иными преступными деяниями она относит изготовление или сбыт поддельных денег либо ценных бумаг [6, с. 65].
Вызывает сомнение классификация, предложенная А.А. Аслахановым, который преступления в сфере обеспечения финансовой безопасности РФ включает в группу преступлений в сфере обмена [7, с. 27].
А.Э. Жалинский, подразделяя все преступления в сфере экономической деятельности на группы по признаку непосредственного объекта, относит фальшивомонетничество к группе преступлений против финансовой системы [8, с. 228]. Аналогичной точки зрения придерживается и В.А. Лукьянов, который подразделяя преступления в сфере экономической деятельности в зависимости от сферы интересов и общественных отношений, относит фальшивомонетничество к преступлениям против финансовой системы [9, с. 113].
По мнению И.В. Шишко, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг посягает на отношения, складывающиеся в сфере эмиссии и обращения денег, ценных бумаг и платежных документов [10, с. 6-7].
В законодательстве России отразилось стремление законодателей поддержать состояние финансовой безопасности, наиболее полно регламентировав ответственность за преступления в сфере обеспечения финансовой безопасности.
В Уголовном кодексе России (1996) преступления в сфере обеспечения финансовой безопасности помещены в главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». К таким преступлениям относятся: изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186); изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187), злоупотребление при эмиссии ценных бумаг (ст. 185) и др.
По нашему мнению, Российское уголовное законодательство не в полной мере охраняет общественные отношения в сфере обеспечения финансовой безопасности России. Изучив уголовное законодательство государств - участников СНГ мы пришли к выводу о необходимости криминализации некоторых деяний, которые бы позволили более полно охватить рассматриваемую сферу общественных отношений.
Так, в уголовном законодательстве Узбекистана преступления в сфере обеспечения финансовой безопасности помещены в главу XII «Преступления против основ экономики». К таким преступлениям, помимо общеизвестных относятся: заключение сделки вопреки интересам Республики Узбекистан (ст. 175); сокрытие иностранной валюты (ст. 178); нарушение антимонопольного законодательства (ст. 183); уклонение от уплаты налогов или других платежей (ст. 184); нарушение правил сдачи драгоценных металлов или камней (ст. 185) [11, с. 212]. В Уголовном кодексе Республики Узбекистан содержится значительное число норм, аналогичных нормам, закрепленным в Уголовном кодексе РФ. Вместе с тем в него включены нормы, не известные Кодексу РФ, например об ответственности за заключение сделки вопреки интересам Республики Узбекистан (ст. 175); нарушение правил торговли или оказания услуг (ст. 189); дискредитацию конкурента (ст. 192) [12, с. 148]. Уголовный кодекс
Республики Казахстан в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» содержит довольно много преступлений в сфере обеспечения финансовой безопасности, известных Уголовному кодексу РФ. Казахский законодатель включил в эту главу дополнительно статьи, устанавливающие ответственность за внесение в реестр держателей ценных бумаг заведомо ложных сведений (ст. 203); представление заведомо ложных сведений об операциях с ценными бумагами (ст. 204); подделку и использование марок акцизного сбора (ст. 208); незаконное использование денежных средств банка (ст. 220) [13, с. 200].
Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 г. в гл. 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» содержит значительное число норм, закрепленных в Кодексе РФ. Вместе с тем в этой главе имеются нормы, не известные российскому Кодексу, например: ст. 224 - незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь; ст. 237 - выманивание кредита или дотаций; ст. 251 - срыв публичных торгов; ст. 256 - спекуляция; ст. 260 - нарушение правил торговли [14, с. 108].
Рассмотрение опыта уголовно-правовой борьбы с преступлениями в сфере обеспечения финансовой безопасности в странах СНГ позволило сделать вывод о возможности закрепления уголовной ответственности за такие финансовые преступления, как злостное нарушение правил бухгалтерского учета и злостное нарушение порядка проведения публичных торгов и аукционов [15, с. 13].
Подводя итог вышесказанному, думается, что классификацию преступлений в качестве непосредственного объекта исследуемого посягательства следует считать, именно, финансовые интересы государства и других субъектов экономической деятельности в сфере единой государственной денежно-кредитной политики. Объясняется это тем, что финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу аккумулирования, распространения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач. Сама же финансовая деятельность включает в себя отношения, которые складываются в процессе создания, распределения и использования денежных средств.
Из этого следует, что финансовая система включает в себя денежно-кредитные отношения, управленческие отношения, а функционирование этой системы опосредуется как движением наличных денег, так и безналичными денежными платежами и расчетами в рамках денежно-кредитных отношений. К таким преступлениям, прежде всего, следует относить: изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186); изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187), злоупотребление при эмиссии ценных бумаг (ст. 185).
Литература
1. Болотский Б.С., Гильмутдинов А.Р., Ларичев В.Д., Солдатченков В.С., Щерба С.П. Фальшивые деньги. Фальшивомонетничество / Под общ. ред. В.Д. Ларичева. М.: Экзамен, 2003.
2. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Петрашова. М., 1999.
3. Витвицкая С.С., Витвицкий А.А. Преступления в сфере экономической деятельности. Уголовно-правовой аспект. Ростов-на-Дону, 1998.
4. Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. И.Я. Козаченко. М., 2005.
5. Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов, 1997.
6. Мельникова В.Е. Подделка денег в Российском уголовном праве // Уголовное право. 2004. № 1.
7. Аслаханов А.А. Проблемы борьбы с преступностью в сфере экономики (криминологический и уголовно-правовой аспекты): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997.
8. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Норма, 2001.
9. Лукьянов В.А. Спорные вопросы о предмете преступлений, связанных с оборотом ценных бумаг // Российский юридический журнал. 1999. № 2.
10. Горелик А.С. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998.
11. УК Республики Узбекистан, с изм. и доп. на 15 июля 2001 г. (пер. с узб.). СПб., 2001.
12. Курс уголовного права. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. Т. 5.
13. Уголовный кодекс Республики Казахстан. Закон от 16 июля 1997 г. № 167 с изм. и доп. на 1 августа 2001 г. СПб., 2001.
14. УК Республики Беларусь. Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999.
15. Клещенко Ю.Г. Состояние уголовно-правовой борьбы с преступлениями в сфере обеспечения финансовой безопасности по уголовному законодательству стран СНГ // Международное уголовное право и международная юстиция. 2008. № 2.