Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ зарубежного уголовного законодательства в области борьбы с подделкой денег или ценных бумаг'

Сравнительно-правовой анализ зарубежного уголовного законодательства в области борьбы с подделкой денег или ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2718
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Черкашин Е. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ зарубежного уголовного законодательства в области борьбы с подделкой денег или ценных бумаг»

сравнительно-правовой анализ зарубежного уголовного законодательства в области борьбы с подделкой денег или ценных бумаг

Е.ф. Черкашин

(заместитель начальника оперативно-розыскной части по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Свердловской области)

Фальшивомонетничество признавалось тяжким преступлением на всех этапах развития Российского государства. Строгие наказания за фальсификацию денежных знаков установлены и в большинстве зарубежных стран мира. Анализируя законодательные акты разных стран относительно норм уголовной ответственности за подделку денег и ценных бумаг, не следует забывать о документе, оказавшем огромное влияние на их унификацию. Этим документом является Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков, заключенная в 1929 г в Женеве. В ней изложены основные начала международно-правового сотрудничества в борьбе с фальшивомонетничеством, определены виды уголовных преступлений, относящихся к категории фальшивомонетничества.

Государства - участники Конвенции договорились строго наказывать:

- все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, каков бы ни был способ, употребляемый для достижения этого результата;

- сбыт поддельных денежных знаков;

- действия, направленные к сбыту, ввозу в страну или получению, либо добыванию для себя поддельных денежных знаков при условии, что их поддельный характер был известен;

- покушения на эти правонарушения и действия по умышленному соучастию;

- обманные действия по изготовлению, получению или приобретению для себя орудий или иных предметов, предназначенных по своей природе для изготовле-

ния поддельных денежных знаков или изменения денежных знаков (ст. 3 Конвенции)1.

Государствами - участниками Конвенции были приняты обязательства не устанавливать различий между подделкой собственных и иностранных денежных знаков и ценных бумаг. Фальшивомонетничество объявлялось экстрадиционным международным уголовным преступлением, поэтому все государства должны оказывать помощь заинтересованным странам в розыске и возвращении скрывшегося за границу изготовителя, сбытчика денежных знаков или их соучастников.

Данной Конвенцией были установлены основные принципы борьбы с фальшивомонетничеством и предусмотрены карательные меры к лицам, занимающимся изготовлением фальшивых денег, независимо от того, затрагивает ли это национальную денежную систему или денежную систему других стран.

В результате анализа особенностей уголовного законодательства зарубежных государств об ответственности за подделку денег и ценных бумаг автором были отобраны страны, уголовные кодексы которых являлись объектом сравнения настоящего исследования: страны бывшего СССР, изначально имеющие общий социально-экономический строй, сохранившие преемственность Уголовного кодекса СССР (Россия, Украина, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Республика Азербайджан, Латвийская Республика, Эстонская Республика); страны «социалистического лагеря» (Республика Польша, Республика Болгария, КНР); страны с изначально ка-

1 См.: Панов В.П. Международное уголовное право: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА, 1997.

- С. 227-285.

Раздел 4. Уголовное законодательство и криминологическая наука

70

питалистическим строем (Дания, Швеция, Швейцария, Голландия, Испания, Германия). Отдельно были рассмотрены уголовные законы стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Японии, Республики Корея, КНР, Таиланда).

По нашему мнению, изучение ситуации с подделкой денег и ценных бумаг, мер борьбы с нею в государствах с разными социально-правовыми установками дает более полную картину этого преступного явления.

Проведенный нами сравнительный анализ позволил прийти к выводу, что в ряде стран, таких как Республика Азербайджан, Республика Казахстан, Латвийская Республика, предмет преступления не отличается от предмета, указанного в УК РФ 1996 г. В то же время в большинстве зарубежных уголовных кодексов предмет преступления расширен и дополнен такими понятиями, как акцизные марки (УК Республики Узбекистан), билеты государственной лотереи (УК Украины), кредитные карты и аккредитивы (УК Испании), евро-чеки (УК Германии), гербовые и почтовые марки (УК Республики Корея).

Отдельно необходимо упомянуть о таком предмете подделки, как платежные средства. В ст. 186 УК РФ они подразделяются на деньги и ценные бумаги, в то время как в уголовном законодательстве Германии, Польши, Дании платежные средства являются самостоятельным предметом преступления наряду с ценными бумагами и деньгами. В УК Республики Польша в это понятие предположительно входят ценные бумаги, но в ст. 310 УК Республики Польша на это нет прямого указания1.

Ценные бумаги как предмет подделки отсутствуют только в ст. 6 УК Швеции. В Болгарии, например, кроме ценных бумаг указываются марки для уплаты пошлины

1 См.: Уголовный кодекс Республики Польша / Науч. ред. А.И. Лукашева, проф. Н.Ф. Кузнецова; пер. с польского Д.А. Барилович. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

(ст. 243 УК Республики Болгария)2. В УК Республики Корея отдельная глава посвящена преступлениям, связанным с ценными бумагами, почтовыми сборами и гербовыми марками.

В ст. 149 УК Японии предусмотрена самостоятельная уголовная ответственность за подделку иностранных денег и использование поддельных иностранных денег. Примечательно, что в качестве предмета преступления законодатель Японии рассматривает только ту иностранную валюту, которая имеет обращение внутри страны. Деньги, не имеющие хождения на территории Японии, не могут выступать в качестве предмета данного преступления.

Объективная сторона ст. 186 УК РФ характеризуется общественно опасным деянием в виде изготовления или сбыта поддельных денег и ценных бумаг. В большинстве зарубежных уголовных кодексов признаки объективной стороны также совпадают. Так, например, законодатели Латвийской Республики, Республики Азербайджан и Республики Узбекистан к объективной стороне преступления относят конкретно изготовление и сбыт3.

В то же время в ряде государств соответствующие статьи уголовных кодексов дополнены и расширены следующими действиями: перевозка - УК Украины (ст. 199), КНР (ст.ст 170-173, 177-178), Республики Польша (ст.ст. 310, 312); хранение или складирование - УК Швейцарии

2 См.: Уголовный кодекс Швеции / Науч. ред.

Н.Ф. Кузнецова, С.С. Беляева; пер. С.С. Беляевой. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2001; Уголовный кодекс Республики Болгария / Науч. ред. А.И. Лукашева; пер. с болг. Д.В. Милушева, А.И. Лукашевой. - СПб.: Юридический Центр Пресс, 2001.

3 См.: Уголовный кодекс Латвийской Республики / Науч. ред. А.И. Лукашева, Э.Л. Саркисова; пер. с латышского А.И. Лукашевой.

- СПб.: Юридический центр Пресс, 2001; Уголовный кодекс Азербайджанской Республики / Науч. ред. И.М. Рагимова; пер. Б.Э. Аббасова. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2001; Уголовный кодекс Республики Узбекистан / Вступ. ст. М.Х. Рустамбаева, А.С. Якубова, З.Х. Гулямова. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

(ст.ст. 240-244), КНР, Республики Польша, Швеции, Республики Казахстан (ст. 206); приобретение - УК Дании (ст.ст. 166-170), Швейцарии, Германии, Польши; фальсификация или видоизменение с целью обращения - УК Японии (ст.ст. 148-153), КНР, Швейцарии; снижение реальной стоимости монет путем подделки - УК Голландии (ст.ст. 208-214), Дании; ввоз в страну фальшивых платежных средств с целью сбыта

- УК Украины, Японии, Швейцарии, Гол-ландии1.

Законодатель Японии, Кореи, Таиланда, рассматривая состав данного преступления, относит его, если использовать российскую терминологию, к «усеченным составам», т.е. объективная сторона фальшивомонетничества содержит законодательную характеристику преступления в форме описания признаков не только действия или бездействия, но и реальной угрозы наступления конкретных общественно опасных последствий. Поэтому уже само приготовление и покушение на совершение преступного деяния образует оконченный состав.

В частности, покушению и приготовлению к фальшивомонетничеству в УК Японии посвящена отдельная статья; ст. 212 УК Кореи предусматривает уголовную ответственность за покушение на данное преступление, а ст. 213 - за приготовление и сговор. В законодательстве Болгарии само приготовление к фальшивомонетни-

1 См.: Уголовный кодекс Швейцарии / Пер. с нем. А.В. Серебренникова. - М.: Зерцало. 2000; Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. проф. Л.И. Коробее-на; пер. с китайского Д.А. Вичикова. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2001; Уголовный кодекс Японии / Науч. ред. и автор предисл. проф. А.И. Коробеев. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002; Уголовный кодекс Голландии / Науч. ред. Б.В. Волженкин; пер. с англ. И.В. Мироновой. - 2-е изд. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2001; Уголовный кодекс Республики Польша / Науч. ред. А.И. Лука-шева, проф. Н.Ф. Кузнецова; пер. с польского Д.А. Барилович. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

2 (5) 2008

честву является наказуемым элементом его объективной стороны2.

Отметим, что законодатель КНР, наряду с тем, что в ст. 171 УК КНР в качестве объективного признака отмечена перевозка, отдельно предусматривает уголовную ответственность за контрабанду поддельных денег (ст. 151 УК КНР).

Во всех изученных нами уголовных кодексах стран Ближнего и Дальнего Зарубежья субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. В ряде уголовных кодексов также предусмотрена и цель преступления.

Проведенный нами сравнительный анализ позволил произвести классификацию целей данного преступления: 1) сбыт (УК Республики Азербайджан, Республики Казахстан, Латвийской Республики, Украины, Республики Узбекистан, Республики Польша, Швеции, Голландии, Испании, Республики Корея); 2) запуск в оборот в качестве законного платежного средства (УК Дании, Швейцарии, Японии); 3) выпуск в обращение (УК Эстонской Республики, Таиланда, КНР); 4) распространение подделок (УК Республики Болгария).

Сравнительный анализ субъекта данного преступления был основан на сопоставлении его основных признаков: физической природы, вменяемости, достижения определенного законом возраста.

В большинстве рассмотренных уголовных кодексов субъектом преступления является физическое вменяемое лицо.

В уголовных кодексах Японии, Голландии и КНР к уголовной ответственности наряду с физическими, привлекаются и юридические лица. Так, например, ст.ст. 177178 УК КНР предусматривают уголовную ответственность организации в случае подделки ценных бумаг. При этом в отношении организации применяются штрафные санкции, а руководитель организации наказывается как физическое лицо.

Что касается возраста субъекта преступления, то он зависит от возраста на-

2 См.: Уголовный кодекс Республики Болгария / Науч. ред. А.И. Лукашева; пер. с болг. Д.В. Милушева, А.И. Лукашевой. - СПб.: Юридический Центр Пресс, 2001.

Раздел 4. Уголовное законодательство и криминологическая наука

72

ступления совершеннолетия в каждой отдельной стране и вменяемости лица, т.е. способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий.

В большинстве стран возраст как элемент субъекта совпадает с тем, что указан в ст. 19 УК РФ (16 лет), - это ряд стран СНГ (Украина, Республика Казахстан, Республика Азербайджан, Республика Узбекистан). В Японии, Латвийской Республики, Германии возраст, с которого наступает уголовная ответственность за подделку денег и ценных бумаг, - 14 лет, в Эстонской Республике и Дании - 15 лет, в КНР

- 16 лет, в Республике Польша - 17 лет. Самый высокий возрастной порог действует в экономически независимых и развитых странах с достаточно стабильной экономической системой: в Голландии - 21 год, в Швейцарии - 25 лет.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что далеко не все государства в своих уголовных кодексах предусматривают признаки, отягчающие ответственность за фальшивомонетничество. Так, в УК Швейцарии, Дании, Голландии, Швеции, Испании, Японии, Республики Польша и Германии квалифицирующие признаки отсутствуют. В других странах они отличаются по количеству: только два квалифицирующих признака в уголовных кодексах Эстонской республики, Республики Азербайджан, Республики Болгария, России; шесть - в УК Республики Узбекистан. Предшествующая судимость как квалифицирующий признак присутствует, например, в законодательстве Республики Казахстан, Латвийской республике, Украины, Республики Узбекистан (в последнем случае указывается преступление, совершенное опасным рецидивистом).

Законодатель всех изученных нами стран в качестве квалифицирующего признака выделяет совершение данного вида преступления в крупном размере, что соответствует и отечественному законодательству. В то же время уголовные кодексы Дании и КНР в качестве квалифицирующего признака выделяют совершение данного преступления в особо крупном размере.

Нами также был проведен сравнительно-правовой анализ видов уголовного наказания, предусмотренных санкций за подделку и сбыт денег и ценных бумаг в уголовных кодексах зарубежных стран и России.

Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что в большинстве стран (в России, Республике Польша, Республике Болгария, Швеции, Испании, Дании и странах СНГ) санкции за подделку денег и ценных бумаг отличаются лишь размером срока лишения свободы и степенью тяжести отбывания наказания: в колониях, каторжных тюрьмах либо без помещения человека в специализированное учреждение, но с использованием принудительного труда.

Отметим особенности, присущие уголовному законодательству некоторых стран в рассматриваемой сфере, выделяющие их среди прочих. Так, например, в ряде стран предусмотрены виды уголовного наказания, не применяемые в России и странах СНГ: каторжные работы (Швейцария), имущественный штраф (Германия), принудительный физический труд (Япония). Уголовный кодекс КНР, являясь одним из самых жестких в области санкций за совершение данного вида преступлений, при отягчающих обстоятельствах предусматривает смертную казнь.

В отечественном законодательстве объективные признаки данного преступления не учитываются при назначении наказания. В то же время уголовные кодексы ряда стран при вынесении приговора принимают во внимание характер преступной деятельности. Так, согласно УК КНР самые жесткие наказания (смертная казнь либо бессрочное лишение свободы) применяются в случае изготовления фальшивок, а продажа, покупка, переделка и хранение подделок караются менее сурово. При этом ст. 170 УК КНР не содержит указание на обязательную цель сбыта фальшивых денежных знаков. УК Таиланда также считает изготовление подделок более серьезным преступлением, нежели ввоз и введение в обращение.

Стоит отметить тот факт, что в УК Кореи, Таиланда и Японии дифференцируется уголовная ответственность за со-

Юридическая наука и правоохранительная практика вершение данного преступления в отношении отечественной и иностранной валюты. Японский и тайский законодатель считает подделку иностранной валюты менее опасным преступлением. По-другому подходит к решению этой проблемы законодатель Кореи: в ст. 207 УК Кореи не только разграничена ответственность за подделку отечественных и иностранных денежных знаков, но и делается различие между иностранной валютой, действующей и на территории иностранного государства, и на территории Кореи, и иностранной валютой, действующей только на территории иностранного государства. В последнем случае к преступникам применяются более жесткие санкции.

Зарубежные законодатели, понимая превентивный характер «экономических» санкций, предусматривают такие альтернативные варианты наказания, как конфискация и штраф.

Остановимся на основном виде наказания, применяемом в большинстве стран, в том числе и России, - лишении свободы. Соотношение нижнего и верхнего пределов данной санкции можно рассмотреть на примере двух стран: Швейцарии и Латвийской республики. В Швейцарии за подделку денег и ценных бумаг предусмотрено лишение свободы на срок не менее 6 месяцев, в Латвийской республике - на срок от

8 до 20 лет. В Германии, Польше и Японии нижний предел - 3 месяца; верхний предел - 15 лет - предусмотрен уголовными кодексами России, Болгарии, Казахстана, Узбекистана и Эстонии.

В странах Северной Европы (Голландии, Дании и Швеции) установлены меньшие сроки лишения свободы. Так, максимальный срок лишения свободы за преступление, направленное на подрыв финансовой и экономической целостности государства, которым является фальшивомонетничество, в Швеции определен на

срок не более 8 лет, в Голландии он составляет не более 9 лет, в Дании - не более 12 лет. В Японии, в отличие от европейских стран, максимальное наказание в виде лишения свободы установлено на срок до 5 лет и является самым щадящим. Законодательство Китая, наоборот, предусматривает наиболее жесткие санкции. Максимальный срок лишения свободы в УК Китая - свыше 10 лет, но при отягчающих обстоятельствах применяются бессрочное лишение свободы или смертная казнь.

Проведенный сравнительно-правовой анализ уголовной ответственности за подделку денег или ценных бумаг, закрепленной в уголовном законодательстве зарубежных стран, позволил прийти к следующим выводам.

1. Предметом фальшивомонетничества в ряде стран являются деньги и ценные бумаги, что идентично предмету, указанному в УК РФ. В то же время в большинстве зарубежных кодексов предмет данного преступления значительно расширен и дополнен (акцизные марки, билеты государственной лотереи, кредитные карты, аккредитивы, еврочеки ).

2. Признаки объективной стороны фальшивомонетничества в большинстве государств совпадают, т.е. к ним относятся изготовление и сбыт. В то же время в ряде государств общественно опасное деяние дополнено иными альтернативными действиями (перевозка, хранение, приобретение ).

3. По-разному в уголовных кодексах зарубежных стран формулируется и цель фальшивомонетничества.

Итак, на наш взгляд, все проанализированные отличия могут выступать в качестве положительного зарубежного опыта при совершенствовании уголовного законодательства России, регламентирующего объективные и субъективные признаки фальшивомонетничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.