Научная статья на тему 'О САНИТАРНО-ПОКАЗАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ ПРИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИИ ВОДЫ УЛЬТРАЗВУКОМ'

О САНИТАРНО-ПОКАЗАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ ПРИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИИ ВОДЫ УЛЬТРАЗВУКОМ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SANITARY SIGNIFICANCE OF ESCH. COLI AS A TEST-MICROBE IN ULTRASOUND WAVE STERILIZATION OF WATER

Experimental data obtained indicate that in comparison with bacteria of Salmonella and Shigella groups Esch. Coli is less sensitive to the action of ultrasound waves. The use of absolute lethal doses of ultrasound waves excludes the possibility of any bacterial reactivation after their prolonged incubation on enriched culture media. Moreover, absolute lethal doses of ultrasound waves have a high bactericidal effect on suspension cf both one and several kinds of bacteria.

Текст научной работы на тему «О САНИТАРНО-ПОКАЗАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ ПРИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИИ ВОДЫ УЛЬТРАЗВУКОМ»

О САНИТАРНО-ПОКАЗАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ ПРИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИИ ВОДЫ УЛЬТРАЗВУКОМ

Кандидат медицинских наук Л. И. Эльпинер

Из Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения РСФСР

В наших предыдущих сообщениях 1 было показано, что ультразвуковые волны (УЗ) позволяют получить бактерицидный эффект при обеззараживании воды. В дальнейшем мы предприняли ряд исследований, направленных на выяснение сохранения санитарно-показательного значения кишечной палочки при обеззараживании воды названным методом. Результаты этих исследований освещаются в настоящей работе. Для сравнения с кишечной палочкой были взяты микроорганизмы группы патогенных энтеробактерий: палочки брюшного тифа и паратифа Б, дизентерийные палочки Флекснера и Зонне.

Для озвучивания был применен пьезоэлектрический ультразвуковой излучатель, оборудованный ванной с принудительным водяным охлаждением. Промежуточной контактной средой служил 10-сантиметровый слой водопроводной воды.

Частота примененного ультразвука 722 кгц, интенсивность излучения, измеренная калориметрически при помощи прибора Видергельма (модификация Г. А. Дворкина), составляла на поверхности контактного слоя 25—30 вт/см2.

Бактериальную взвесь озвучивали в закрытых стеклянных пробирках, что обеспечивало безопасность работы с патогенными культурами.

В бактериологических исследованиях использовали 24-часовые агаровые культуры. Примененные микробные нагрузки составляли 200—250 микробных тел в 1 мл. Эти концентрации были выбраны исходя из аналогии с максимальными значениями коли-индекса, наблюдаемого в речных водах.

Проведение стытов со столь значительными концентрациями патогенных микробов обусловливалось большими возможностями сравнительного наблюдения процесса их отмирания.

Объем озвучиваемой взвеси составлял 1 мл. Посевы озвученных культур производились на мясо-пептонный агар и среду Эндо. Длительное проращивание всего озвученного объема (до 10 суток) осуществлялось в мясо-пептонном бульоне с добавлением 25% асцитической жидкости. Биохимические свойства микробов исследовали по общепринятой методике на «пестрых средах». Каждую серию опытов проводили 8—10 раз.

Первая часть экспериментов была посвящена установлению полных летальных экспозиций УЗ для микробов всех взятых видов. Эти экспозиции были установлены при раздельном озвучивании каждой культуры. Результаты этих исследований представлены на рис. 1. Как видно, взятые микроорганизмы располагаются по своей устойчивости к УЗ в следующем порядке (от максимума к минимуму): В. coli commune, В. paratyhy В, В. typhi abdominalis и В. dysenteriae Flexner, В. dysen-teriae Sonne.

Разница в устойчивости названных бактерий к УЗ проявляется не только длительностью летальных экспозиций, но и общим течением процесса отмирания микробов во времени. Последний для В. dysenteriae Sonne и В. typhi abdominalis характеризуется критическим подъемом кривых с резким переходом от 15—25% выживаемости к полной гибели через 30-секундный экспозиционный интервал. Иной характер имеет про-

1 Гигиена и санитария, 1958, № 7.

цесс гибели остальных микробов взятых видов. Здесь имел место единичный рост колоний при применении экспозиций на 30—60 секунд короче летальных. Графически это выразилось наличием пологих отрезков соответствующих кривых в зоне 90—100% гибели микробов. Характерны и нижние отрезки кривых гибели паратифа Б и кишечной палочки. Положение их на графической сетке позволяет считать, что процесс гибели этих микробов и при начальных экспозициях УЗ имеет более постепенный характер.

С целью выяснения возможного временного угнетения роста бактерий (бактериостатического эффекта) при действии летальных экспозиций УЗ была применена методика длительного (10 суток) инкубирования (37°) озвученных в мясо-пептонном

взвесей в бульоне.

В этой серии опытов были использованы взвеси культур паратифа Б, дизентерии Флекснера и кишечной палочки, дающие единичный рост при действии сублетальных экспозиций, т. е. проявляющие большую устойчивость к УЗ по сравнению с взятыми одновидовыми бактериями. На 5-й день проращивания, когда было очевидно полное отсутствие роста бактерий, среду обогащали добавлением 25% стерильной асцитической жидкости. Ни в одном случае (двукратные исследования с постановкой 5 проб для каждой культуры) роста бактерии в использованной среде не отмечено, проведено озвучивание бакте-

0,3 /.О ¿7 2,0 3,0 4,0 0/>е/пя /пин

Рис.

1. Гибель бактерий при их раздельном озвучивании.

'—дизентерия Флекснера: 2 — дизентерия Зонне; 3 — брюшной тиф; 4—паратиф Б; 5 — кишечная палочка.

В следующей части опытов было риальных взвесей, состоящих из 2—3 культур. При этом концентрацию каждой культуры сохраняли в тех же пределах, что и в предыдущей серии. Но общее количество микробных клеток во взвеси в 2—3 раза превышало этот уровень. Нам было известно, что такое изменение концентрации не оказывает влияния на высоту конечного бактерицидного эффекта при применении летальных доз УЗ. Это было подтверждено и в настоящих исследованиях, имеющих в целом иное направление.

Результаты этой части экспериментов представлены на рис. 2 и 3. Сопоставляя кривые гибели брюшнотифозных, паратифозных, дизентерийных бактерий и кишечной палочки, полученные при озвучивании сложных взвесей, с кривыми гибели тех же культур, озвученных изолированно (см. рис. 1), видно, что ранее найденные летальные экспозиции УЗ сохраняют свое значение и при озвучивании комбинаций бактерий. Следует указать, что посевы культур в этих опытах проводили на среду Эндо, и поэтому количественный учет неокрашенных колоний патогенных микробов (брюшного тифа и паратифа Б или дизентерии Зонне и Флекснера) был общим. Однако при выяснении вопроса о видовой принадлежности колоний, дающих единичный рост при посевах сложных взвесей, озвученных сублетальными экспозициями УЗ, были применены исследования морфологических и биохимических свойств этих колоний.

Сопоставляя результаты проведенных исследований с некоторыми литературными данными, следует отметить указания авторов на известную устойчивость кишечной палочки к УЗ по сравнению с рядом

микроорганизмов. Так, Грюн и Штельтер (Grün, Stelter, 1955) нашли, что чувствительность взятых ими микроорганизмов возрастает в следующем порядке: В. coli, В. dysenteriae Flexner, В. pyocianeum, В. Pro-digiosum, В. proteus Н., В. proteus ОХ-19.

Б. Вариеке (1953) нашел аналогичную 'последовательность нарастания чувствительности в другом ряду микроорганизмов: В. peratyp-hi В., В. enteritidis Breslau, В. dysenteriae Flexner, В. dysenteriae Sonne.

Интересно, что найденное нами преобладание устойчивости к УЗ паратифа Б по сравнению с взятыми патогенными микроорганизмами имело место и в исследованиях Т. С. Бедулевич (1951), проведенных для изучения сравнительной хЛорустойчивости тифозных, паратифозных и кишечных палочек.

wo

so

во

5Й 70

•я" so

§ so

1 40

•о 30

го

ю

О 0,5 /,0 V iO iff t.ff jo fffleArs ojfyvufaMujr, мил

Рис. 2. Гибель бактерий при их совместном озвучивании. / — брюшной тиф; 2 —кишечная

палочка.

Рис. 3. Гибель бактерий дизентерии Флекснера и Зонне при их совместном озвучивании с кишечной палочкой.

/ — дизентерия Флекснера и Зонне; 2 — кишечная палочка

Следует отметить, что некоторые исследователи (Грюн и Штельтер, 1956) объясняют наблюдаемую разницу в чувствительности бактерий к УЗ их различными размерами, указывая на существование обратной зависимости резистентности вида от размеров основной массы клеток.

На основании наших исследований, в которых все микробиологические объекты были примерно равных размеров (0,1—0,8X1.0—3,5 мк), это соображение не может быть принято. Однако наши исследования позволяют считать, что в отношении чувствительности микроорганизмов к УЗ находит приложение общеизвестная формула, что чувствительность микроорганизма к действию внешних вредоносных агентов находится в обратной зависимости от его па-тогенности.

Полученные данные об отсутствии реактивации озвученных летальными дозами микроорганизмов при их длительном проращивании в обогащенных жидких питательных средах также могут быть объяснены исходя из современных теорий бактерицидного действия ультразвука [Вельтман и Вебер (Veitmann и Woeber, 1950), Хомпеш (Hompesch. 1951) и др.].

В свете этих теорий применение полных бактерицидных (летальных) экспозиций означает создание условий преобладания механического разрушающего фактора над электрохимическим повреждающим (проявляющимся при малых экспозициях), что и обеспечивает полноту бактерицидного эффекта.

Выводы

1. Проведенные исследования показали правомерность использования кишечной палочки в качестве санитарно-показательного тест-объекта при обеззараживании ультразвуком воды, зараженной наиболее типичными представителями семейства энтеробактерий.

2. Найденные для каждого из взятых видов бактерий полные бактерицидные дозы УЗ сохраняют свое значение и при действии на бактериальные взвеси, содержащие несколько видов микробов.

3. Выявлено отсутствие реактивации озвученных полными бактерицидными дозами микроорганизмов при их длительном инкубировании в обогащенных птательных средах при оптимальных условиях развития.

ЛИТЕРАТУРА

Бедулевич Т. С. Сравнительная хлорустойчивость кишечно-тифозных бактерий при обеззараживании воды хлором. Автореф. канд. дисс. М., 1951. — Л а с-к и н а В. П. Хлорирование воды, зараженной дизентерийными бактериями. Дисс. канд. М., 1954. — Э л ь п и н е р Л. И. Гиг. и сан., 1958, № 7, стр. 26.— Grünt Z., Stelter J., Z. Hyg. Infekt.-kr„ 1955, Bd. 141, S. 267. — H e s s e 1 b e r g I. В кн.: Arbokok Universitet i Bergen Medisinskrekke, 1958, v. 3, p. 7. — Hompesch H., Zbl. Bakt., I Abt. Orig., 1951, Bd. 157, S. 130.

Поступила 10/VI 1960 r.

ON THE SANITARY SIGNIFICANCE OF ESCH COLI AS A TEST-MICROBE IN ULTRASOUND WAVE STERILIZATION OF WATER

L. /. Elpiner, Candidate of Medical Sciences

Experimental data obtained indicate that in comparison with bacteria of Salmonella and Shigella groups Esch. Coli is less sensitive to the action of ultrasound waves. The use of absolute lethal doses of ultrasound waves excludes the possibility of any bacterial reactivation after their prolonged incubation on enriched culture media. Moreover, absolute lethal doses of ultrasound waves have a high bactericidal effect on suspension of both one and several kinds of bacteria.

■ЙГ TЪ Ъ

ВЛИЯНИЕ ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУР И ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА

НА СКОРОСТЬ ПЕРЕГРЕВАНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Кандидат медицинских наук А. А. Смирнов

Перегревание есть нарушение регуляции физиологических процессов, направленных на поддержание постоянной температуры тела, вследствие чего происходит накопление тепла в организме, приводящее к повышению температуры тела. Механизм перегревания при воздействии высоких температур внешней среды связан с изменением функционального состояния центральной нервной системы и последующим развитием кислородной недостаточности.

Основными внешними факторами, определяющими степень перегревания организма, являются высокая температура и влажность воздуха. 'Экспериментальным, а затем и расчетным путем установлено, что при воздействии высоких температур воздуха может иметь место снижение содержания кислорода во вдыхаемом воздухе, которое и обусловливает развитие кислородной недостаточности у животных и человека (С. Е. Северин, 1934; А. Ю. Тилис, 1956; Ф. Т. Агарков, 1960, и др.). Большинство авторов считает, что выраженное снижение кислорода в артериальной крови зависит от температуры и влажности воздуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.