Научная статья на тему 'О сакральных жанрах музыкального искусства христианской церкви в хоровом искусстве Беларуси (на примере хорового творчества a Capella Д. Пацюка)'

О сакральных жанрах музыкального искусства христианской церкви в хоровом искусстве Беларуси (на примере хорового творчества a Capella Д. Пацюка) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Девбенкова-спариш Н. Б.

Статья посвящена актуальной теме воплощение сакральных жанров музыкального искусства Христианской Церкви в современном хоровом искусстве Беларуси рубежа ХХ-ХXI вв. На примере хорового творчества белорусского композитора Д. Пацюка автором уточнена авторская концепция и установлено соотношение канонического и индивидуального в духовных сочинениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О сакральных жанрах музыкального искусства христианской церкви в хоровом искусстве Беларуси (на примере хорового творчества a Capella Д. Пацюка)»

О САКРАЛЬНЫХ ЖАНРАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ В ХОРОВОМ ИСКУССТВЕ БЕЛАРУСИ (НА ПРИМЕРЕ ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА A CAPELLA Д. ПАЦЮКА)

© Девбенкова-Спариш Н.Б.*

Белорусский государственный университет культуры и искусств, Республика Беларусь, г. Минск

Статья посвящена актуальной теме воплощение сакральных жанров музыкального искусства Христианской Церкви в современном хоровом искусстве Беларуси рубежа ХХ-ХХ1 вв. На примере хорового творчества белорусского композитора Д. Пацюка автором уточнена авторская концепция и установлено соотношение канонического и индивидуального в духовных сочинениях.

Хоровое искусство Беларуси рубежа ХХ-ХХ1 вв. заключает в себе ряд новейших развивающихся тенденций, связанные с переосмыслением одной из основополагающих тенденций современного хорового искусства - воплощение сакральных жанров. Свидетельством тому - сочинения о. А. Бон-даренко, О. Залетнева, С. Бельтюкова, Е. Поплавского, Л. Шлег, Д. Пацюка, И. Денисовой, В. Войтика, А. Короткиной, И. Янковского, произведения, которых свидетельствуют об образном, выдержанном, сдержанном, хотя и разном по степени глубины, стремлении прикоснуться к сакральным жанрам музыкального искусства христианской церкви.

Творчество белорусских композиторов на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в русле канонической традиции демонстрирует выбор канонических жанров, выявляющие собой цельные «жанровые ансамбли» (определение Д.С. Лихачева): Литургия («Литургия Святого Иоанна Златоуста» для смешанного хора о. А. Бон-даренко, О. Ходоско, О. Залетнева и Л. Шлег для детского хора), Всенощное Бдение («Всенощное бдение» для смешанного хора С. Бельтюкова, Л. Шлег, О. Ходоско) и Панихида (о. А. Бондаренко музыкальная композиция «Из службы за усопших» для смешанного хора). А также отдельные жанры, входящие в состав Литургии и Всенощного Бдения: гимн («Единородный Сыне» Д. Пацюка для смешанного хора; «Отче наш» Д. Пацюка, В. Войтика для смешанного хора), ектиния (И. Денисова 8 Великих ектиний, 3 просительных ектинии (просительная ектиния, просительная ектиния на Литургии и на Вечере,), 4 сугубых ектинии для смешанного хора); стихира (Л. Шлег «Стихира мученику младенцу Гавриилу Белостоцкому» для смешанного хора; А. Короткина «Стихира» для смешанного хора асаре11а, текст Симеона

* Преподаватель кафедры Белорусского народно-песенного творчества, магистр искусств.

Полоцкого XVII в.), тропарь (А. Бондаренко «Тропарь Богородице иконе Божией Матери «Жировицкая» для смешанного хора; И. Денисова тропарь по 1-й кафизме «Объятия отча» для смешанного хора, тропарь по 5-й кафизме «Попечение жития» для смешанного хора, тропари по 13-й кафизме «Оком Благоутробным, господи» для смешанного хора; А. Козлова «Тропарь виленским мученикам и чудотворцам Антонию, Иоанну и Евстафию», «Тропарь равноапостальнымМефодию и Кириллу учителям словенским», «Тропарь св. Ефросинии, Егумении Полоцкой»), кондак (Л. Шлег «Кондак св. Николаю архиепископу Мирликийскому», «Кондак св. Преподобной Великой княгине Российской Елисавете для детского хора»; М. Васючков «Похвала Богородице» - два хора а саре11а (Кондак и Икос) на ст. протоиерея Иоанна Журавского; И. Денисова «Кондак пред иконою Божией Матери «Утоли Моя Печали» для смешанного хора (для детского хора), «Кондак акафиста св. Великомученице Екатерине» для смешанного хора, «Кондак Великого канона св. Андрея Критского «Душе моя» для смешанного хора и др), псалм (Л. Шлег псалом № 50 «Помилуй мя Боже», И. Денисова псалом № 103, Д. Пацюк № 22, № 26, № 66) и др.

Целью исследования является анализ некоторых аспектов претворения сакральных жанров как результата композиторской деятельности на примере хорового творчества белорусского современного композитора Д. Пацюка.

Денис Пацюк не относится к числу композиторов - профессионалов, однако уникальное музыкальное образование (Минской Богословской Семинарии), прекрасные хороведческие знания (Брестский музыкальный колледж им. Г.Ширмы; Белорусская государственная академия музыки вокально-хоровой факультет, кафедра хорового дирижирования), а главное, глубокий опыт хоровой жизни как певчего Академического хора Белтелерадио-компании под управлением профессора, народного артиста СССР и БССР, заслуженного деятеля искусств БССР В.В. Ровдо, Народной хоровой капеллы Республиканского дворца культуры профсоюзов под управлением про-фессоракафедры хоровое дирижирование «БГАМ» В.Л. Авраменко, Камерного хора «Salutaris» под управлением О. Янум, Камерного хора «Голгофа» под управлением Н. Ломако, дирижёра-хормейстера ЕХБ «Голгофа», молодежного хора и камерного оркестра в церкви ЕХБ «Свет Евангелия», так и многолетнего прихожанина дают основу для верного понимания канонических текстов и их музыкального воплощения [1].

Безусловно, Д. Пацюк обозначает себя, как церковный музыкант и композитор, т.к. своё музыкальное обучение, начиная, совершал с мыслью быть востребованным и полезным на ниве Божьей. Он никогда не связывал свою музыкальную судьбу со светским исполнительством, ибо считает его бессмысленным с точки зрения бытия и будущности человеческой души. Ему близко широко известное изречение Г. Генделя: «Мне было бы досадно, если бы я доставлял людям только удовольствие... ». Поэтому для Д. Пацюка нет ничего достойнее и благороднее, чем воспевать Творца земли и неба, даю-

щего по Своей великой милости жить и наполняющего его способностью творить1.

Одним из основных направлением в творческой жизни Д.Пацюка является сочинительство музыки. Им были написаны: рождественский кант «Родился, родился Спаситель Христос», пасхальный гимн «Иисус Христос воскрес!», романс для высокого голоса и альта (Viola) «Знаю в осень соловью не петь...» на стихи В. Удальцова из цикла «Песни и романсы на стихи духовного содержания», хоровая поэма на стихи Л. Пристромской «Для чего Ты Меня оставил.», хоровой романс на стихи М.Ю Лермонтова «Ребёнка милого рожденье», «Взглянь на Голгофу» для большого хора с органом и симфоническим оркестром, а также переводы текстов, аранжировки для различных исполнительских составов и издательство нотной литературы [1].

С 2000 г. Д. Пацюк активно включился в нотно-издательское направление братства по предложению декана музыкального факультета Н. Ломако. В период с 2001 по 2007 гг. было выпущено 9 сборников. С этого же года он преподаёт хоровые (дирижирование, хороведение, методику работы с хором, хоровую аранжировку) и музыкально-теоретические дисциплины, на музыкальном факультете Минской Богословской Семинарии.

Из всего многообразия хорового творчества одно из основных направлений - сочинительство хоровых обработок на канонические тексты, претворении сакральных жанров «гимна» и «псалма».

Ярким примером выразительного воплощения сакрального жанра «гимна» явился гимн «Единородный сыне» (2001). В нем представлено множество фактурных приемов (полифоническое изложение в сочетании с гомо-фонно-гармоническим), разнообразие тембровой палитры (однородные женские и мужские голоса, solo, хоровое tutti), разнообразие динамических нюансов (от pp до fff) и агогических изменений (Andantemaestoso, Menomosso, Piumosso, Andantemaestoso, energico, raffrenando, rit., Allegrofestoso, rall.).

Обращаясь к каноническому тексту, композитор использовал текст из Евангелия от Матфея [Мт 9-13] :

«Отче наш, сущий на небесах! Да святится Имя Твое; Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».

Композитор выделяет опорные слова, обозначив их как микро-кульминации, имеющие существенное значение в хоровых произведениях, максимально приближаясь к структуре и соответствию специфике канонического текста. «Отче наш», «Имя Твое» - как первейшее обращение и «да будет» -понимается как будь нашим Царем ради наших добрых дел, а не врагом ради наших злых дел. На словах «Как на небе; Хлеб насущный дай нам на сей

1 Из личной беседы с композитором.

день» Д. Пацюк концентрирует внимание на том, что люди смертны и просят для поддержания своего существа хлеба и другого хлеба - насущного, живого, который укрепляет и освящает душу и тело, выделяет «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки», еще более подчеркивая немощность, слабость человеческую перед неутомимым и неистовым врагом.

Авторское прочтение литургического текста гимна «Отче наш» отражено в использовании композитором переменного метра: 2/4, 3/4, 4/4; крупных длительностей, создающие строгость аккордового склада; переменного темпа; разнообразия динамических нюансов (pp, p, mp, mf, f, poco a poco cresc.); переменного тонального плана (Fis dur, h moll, A dur, cis moll, fis moll,); divisi в партии басов, придающие неспешность, монументальность звучанию.

Сакральный жанр «псалма» - пример художественной свободы композитора Д. Пацюка, проявленной в соприкосновении композиторского опыта, индивидуального концертного претворения с литургической природой канона, канонического текста из Евангелия. Эта свобода прослеживается в музыкально-драматургических композициях псалмов, каждый из которых имеет название, посвященное определенному образу, со своими характерными особенностями, что определяет тематическое развитие: № 22 «Господь - Пастырь мой» (2010), № 26 «Господь - свет мой и спасение мое» (2010), № 66 «Боже! Будь милостив к нам» (2006) для смешанного хора.

Для воплощения псалма № 22 «Господь - Пастырь мой» Д. Пацюк тщательно отбирает средства музыкальной выразительности: разнообразие фактурных приемов, унисонное звучание в сочетании с общехоровымШй, включение и выключение хоровых голосов, выдержанные звуки аккордов, имитационные элементы, «колокольность» звучания. Гармонические звуковые комплексы, сформированные из горизонтальных мелодических интонаций, приобретают красочно-тембровую палитру. Помимо разнообразных фактурных приемов, подвижного динамического плана с гармонической тканью, псалму свойственен концертный стиль, который достигается использованием подвижного, контрастного тонального плана, способствует звуковому изобразительному воплощению канонического текста.

Псалом № 26 «Господь - свет мой и спасение моё» восхищает разнообразием фактурных приемов: аккордовые педали, квартовое движение мелодической линии в партиях S+A, аккордовый склад, попеременное звучание хоровых партий басов и баритонов, полифонические эпизоды и далее соединение их в хоровое tutti. В данном псалме трезвучная гармония обретает новое дыхание. Определенный подбор аккордики, соответствующей духу интонационного материала, с одной стороны, создание гармонической атмосферы сочетанием интонационных попевок, интервалов, вырастающих в красочно-выразительные звуковые комплексы, с другой. Д. Пацюк выбирает светлые мажорные тональности C dur - As dur - B dur - F dur - H dur - A dur -Ges dur, использует разнообразные хроматические элементы повышения или понижения звуков, укладывающихся в гармонию следования главных

ступеней, гармонических ходов, что свидетельствует о наличии элементов концертности.

С особой выразительностью Д. Пацюк подходит к воплощению канонического текста псалма № 66 «Боже! Будь милостив к нам», соединив значимые элементы духовного содержания музыкальной культуры Христианской Церкви с концертным стилем изложения, выраженным в различных фактурных приемах (имитационные эпизоды, аккордовый склад) подвижного динамического плана, разнообразии гармонической ткани, сочетающейся с диатонической ладовой основой.

Так, претворение канонического текста из Евангелия и сакрального жанра «псалма» в творчестве Д. Пацюка свидетельствуют о яркости, свежести и новизне композиторского опыта в современной белорусской музыке.

Таким образом, обращение белорусских композиторов к сакральным жанрам, их попытка приблизиться к Сакральному Слову приводит к взаимопроникновению канонического и авторского, что и дает возможность для создания самостоятельного хорового произведения в светском искусстве. Не смотря на этот факт наличие вышеперечисленных и проанализированных хоровых сочинений, предназначенных для концертного исполнения, позволяют рассматривать их с точки зрения композиторского воплощения «канонического» музыкального искусства Христианской Церкви.

Список литературы:

1. Нотно-музыкальный портал духовной музыки [Электронный ресурс] / Д.Ю. Пацюк. - Режим доступа: http://www.cxmusic.org/2011-04-15-00-43-21/50-2011-05-21-22-00-28 (Дата доступа: 05.09.11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.