Научная статья на тему 'О роли юридической науки и юридического образования в формировании правовой культуры населения'

О роли юридической науки и юридического образования в формировании правовой культуры населения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юридическое образование / юридическое просвещение / государственная культурная политика / правосознание / правовая культура / единство многонационального народа Российской Федерации / legal training / legal education / state cultural policy / legal awareness / legal culture / unity of the multinational people of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Константинович Голиченков, Наталия Владимировна Козлова, Софья Юрьевна Филиппова

В статье производится анализ роли юридической науки и юридического образования в формировании правовой культуры населения с учетом поставленных Основами государственной культурной политики задач. Делается вывод о том, что юриспруденция играет важную роль в формировании высокого уровня правосознания населения и его национальной самоидентификации. Интенсивное юридическое просвещение и возможность получения юридических знаний широким кругом лиц позволят создать положительный образ государства (в том числе в художественных произведениях) и укрепить общегражданскую самоидентичность. Деструктивная деятельность «недружественных стран» может быть преодолена укреплением традиционных ценностей, которые составляют основу конституционного строя России и находят свое воплощение в различных правовых институтах. Развитая правовая культура населения позволит избежать социально-психологической зависимости от внешнего влияния, станет основой единства и сплоченности российского общества, объединения многонационального народа Российской Федерации. Авторы статьи предлагают популяризировать юридическую науку и правоприменительную практику, содействовать молодежным движениям в сфере патриотического воспитания и юридического образования, развивать систему юридического просвещения путем организации лекций, семинаров, круглых столов, конференций в целях укрепления духа единства, сплоченности, дружбы народов, а также традиционных ценностей в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the role of legal science and education in the formation of the legal culture of the population

The article analyzes the role of legal science and education in the formation of the legal culture of the population, taking into account the tasks set by the Foundations of the state cultural policy. It is concluded that jurisprudence plays an important role in the formation of a high level of legal consciousness of the population and its national identity. Intensive legal education and the possibility of obtaining legal knowledge by a wide range of people will help to create a positive image of the state (including in works of art) and strengthen civil self-identity. The destructive activity of “unfriendly countries” can be overcome by strengthening traditional values, which form the basis of the constitutional system of Russia and are embodied in various legal institutions. The developed legal culture of the population will help to avoid socio-psychological dependence on external influence, will become the basis of unity and cohesion of Russian society, the unification of the multinational people of the Russian Federation. The authors of the article propose to popularize legal science and law enforcement practice, to promote youth movements in the field of patriotic education and legal education, to develop the system of legal education by organizing lectures, seminars, round tables, conferences in order to strengthen the spirit of unity, cohesion, friendship of peoples, as well as traditional values in society.

Текст научной работы на тему «О роли юридической науки и юридического образования в формировании правовой культуры населения»

ВЕСТН. МОСК. ун-та. СЕР. 11. ПРАВО. 2023. Т. 64. № 4

юридическое образование и наука

Научная статья уДК 34.06

А. К. Голиченков*, Н. В. Козлова**, С. Ю. Филиппова***

о роли юридической науки и юридического образования в формировании правовой культуры населения

Аннотация. В статье производится анализ роли юридической науки и юридического образования в формировании правовой культуры населения с учетом поставленных Основами государственной культурной политики задач. Делается вывод о том, что юриспруденция играет важную роль в формировании высокого уровня правосознания населения и его национальной самоидентификации. Интенсивное юридическое просвещение и возможность получения юридических знаний широким кругом лиц позволят создать положительный образ государства (в том числе в художественных произведениях) и укрепить общегражданскую самоидентичность. Деструктивная деятельность «недружественных стран» может быть преодолена укреплением традиционных ценностей, которые составляют основу конституционного строя России и находят свое воплощение в различных правовых институтах. Развитая правовая культура населения позволит избежать социально-психологической зависимости от внешнего влияния, станет основой единства и сплоченности российского общества, объединения многонационального народа Российской Федерации. Авторы статьи предлагают популяризировать юридическую науку и правоприменительную практику, содействовать молодежным движениям в сфере патриотического воспитания и юридического образования, развивать систему юридического просвещения путем организации лекций, семинаров, круглых столов, конференций в целях укрепления духа единства, сплоченности, дружбы народов, а также традиционных ценностей в обществе.

* Александр Константинович Голиченков — доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ; декан, заведующий кафедрой экологического и земельного права, юридический факультет МГу имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия); office@law.msu.ru

** Наталия Владимировна Козлова — доктор юридических наук, профессор; профессор кафедры гражданского права, юридический факультет МГу имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия); kozlovanv@mail.ru

*** Софья Юрьевна Филиппова — доктор юридических наук, доцент; профессор кафедры коммерческого права и основ правоведения, юридический факультет МГу имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия); filippovasv@vandex.rii

© Голиченков А. К., Козлова Н. В., Филиппова С. Ю., 2023. ЕЕПШ^И

Ключевые слова: юридическое образование, юридическое просвещение, государственная культурная политика, правосознание, правовая культура, единство многонационального народа Российской Федерации.

Для цитирования: Голиченков А. К., Козлова Н. В., Филиппова С. Ю. О роли юридической науки и юридического образования в формировании правовой культуры населения // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2023. № 4. С. 3-20.

БОТ: 10.55959/М^Ш130-0113-11-64-4-1

Принимаемые руководством нашей страны документы политико-правового характера являются ответом на текущие вызовы, стоящие перед российским обществом и государством. Одним из первостепенных актов является Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2023 г. № 351, которым были внесены значительные изменения в Основы государственной культурной политики2. В частности, новеллой стало указание на необходимость развития социальных наук как наук об обществе и межличностных отношениях внутри него. Юриспруденция есть наука социальная, ее предметную область составляют межличностные отношения, право как регулятор этих отношений. Отрадно, что важнейшая роль социальных наук была оценена на столь высоком уровне. Это позволяет надеяться, что достижения юридической науки будут способствовать реализации целей и задач, поставленных Президентом Российской Федерации.

Исследование содержания изменений, внесенных в Основы государственной культурной политики, приводит к выводу, что красной нитью через текст документа проходят три новые идеи:

— укрепление общероссийской гражданской идентичности;

— сохранение исторически сложившейся системы российских духовно-нравственных ценностей, объединяющей самобытные культуры многонационального народа России;

— укрепление единства и сплоченности российского общества.

Названные идеи тесно связаны между собой, призваны стать основой культуры населения. Они относятся к правовой культуре, значит, их внедрение происходит через обыденное правосознание.

1 Указ Президента РФ от 25 января 2023 г. № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808»: pravo.gov.ru (дата обращения: 01.02.2023).

2 Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // СЗ РФ. 2014. № 52 (ч. 1). Ст. 7753.

Юридическая наука тесно связана с юридическим образованием, которое наряду с просвещением выполняет функцию воспитания с целью внедрения этих идей в обыденное и профессиональное правосознание.

Для реализации этих идей, под которой понимается их воплощение в реальном поведении населения, необходимы:

— научное осмысление их содержания правовой наукой;

— определение препятствий на пути их внедрения;

— выработка плана по их внедрению в обыденное правовое сознание и правовую культуру населения.

Укрепление общероссийской гражданской идентичности. По

смыслу Основ государственной культурной политики, общероссийская гражданская идентичность является значимой ценностью. Однако содержание этой категории, ее признаки в документе отсутствуют. Согласно п. 4.2 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) есть осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества3.

Исходя из текста Основ государственной культурной политики, можно предположить, что общероссийская гражданская идентичность относится к сфере менталитета, ментальности российского народа, под которыми понимается совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих россиянам.

Общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации. В нем заключены основополагающие общечеловеческие принципы, в том числе уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру.

3 Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.

Анализируя использование этого понятия законодателем, можем заметить, что общероссийская гражданская идентичность измеряется в процентах. В частности, поставлена задача укрепления общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и доведения уровня общероссийской гражданской идентичности до 90% к 2030 г.4 Такие проценты определяются на основании данных, полученных в результате социальных опросов населения. Например, за период с 2012 по 2018 г., по итогам социологических опросов, 78,4% граждан от общего количества опрошенных положительно оценивали состояние межнациональных (межэтнических) отношений; 93% граждан отмечали отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности. При этом уровень общероссийской гражданской идентичности составил 84%. Нестабильная эпидемиологическая ситуация, связанная с возникновением и распространением в 2020 г. новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19), а также ограничения, связанные с предупреждением ее распространения, негативным образом сказались на уровне общероссийской гражданской идентичности, который по сравнению с 2018 г. снизился до 79%5.

Как отмечается в п. 4. Основ государственной культурной политики, препятствием на пути внедрения общероссийской гражданской идентичности является деструктивная деятельность недружественных государств, международных организаций и транснациональных корпораций, иностранных неправительственных организаций, различных экстремистских и террористических организаций, направленная на разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, способствующая обострению конфликтов в глобальном информационном пространстве.

Представляется, что внешние враги не могут существенно затормозить формирование единого цивилизационного и культурного кода российского народа. Главным условием его формирования является воспитание у населения обыденного правосознания, уважения к многовековому культурному наследию народов России. О необходимости создания условий для воспи-

4 Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2021 г. № 2239 (ред. от 09.12.2022) «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Там же. 2021. № 51. Ст. 8832; 2022. № 51. Ст. 9231.

5 Там же.

тания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций неоднократно говорилось в значимых политико-правовых документах, в том числе в п. 2 Указа Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»6 в качестве одного из целевых показателей в рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов».

Осознание гражданином своей принадлежности к российскому государству, народу, обществу, своей ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей станет главным внутренним барьером для внешней деструктивной деятельности. Это осознание не может возникнуть на пустом месте, его нельзя внедрить произвольно, одномоментно. Для этого недостаточно лишь принятия какого-либо нормативного документа. Оно формируется постепенно через правовое воспитание, которое осуществляется путем позитивного отображения российского государства, его органов и должностных лиц, конкретных людей, на которых следует равняться, в художественной литературе, кино- и телефильмах, спектаклях и др. В Основах государственной культурной политики справедливо отмечается необходимость государственной поддержки отечественной кинематографии, в том числе производства и проката национальных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей и взрослых, развитие знаний и компетенций, зрительской культуры, сохранение и популяризацию отечественного кинематографического наследия. Полагаем, что условием предоставления государственной поддержки таким фильмам должна стать позитивная оценка их содержания. Вряд ли целесообразно финансировать проекты, заведомо оказывающие деструктивное влияние на население.

Именно юридическая наука способна выполнить такую функцию. С этой точки зрения целесообразно использовать накопленный советский опыт. В советский период одним из направлений юридической науки были исследования, посвященные разбору основных ошибок, допущенных в художественной литературе, кинематографических произведениях, постановках7. В настоящее

6 Там же. 2020. № 30. Ст. 4884.

7 См.: Голяков И. Суд и законность в художественной литературе. М., 1956; Остапенко Т. Советский суд в кривом зеркале // Социалистическая законность. 1948. № 12. С. 52-54; Давыдов А., Крылов И. Художественная литература и суд // Там же. 1949. № 10.

время такая деятельность не ведется, что представляется очевидным упущением. Напротив, в современной литературе и кинематографе российские чиновники нередко отображаются как люди недалекие, заинтересованные в личном обогащении, равнодушные к проблемам граждан, цинично именуемых «электоратом». Практически отсутствуют позитивные примеры отображения художественными средствами эффективного решения государством и конкретными должностными лицами насущных проблем граждан. Для детей и юношества не издаются юридические журналы, газеты, в которых бы с помощью художественных средств, на доступном для аудитории уровне объяснялись бы правовые явления.

Справедливости ради нужно отметить, что возрождается общество «Знание», активисты которого, в том числе известные ученые и специалисты, в советское время читали популярные лекции для населения по юриспруденции и других социальных наук. 18 декабря 2022 г. было создано молодежное движение «Движение первых»8, миссия которого заключается в том, чтобы «быть с Россией, быть человеком, быть вместе, быть в движении, быть первыми». Среди ценностей, сформулированных на первом съезде этого Движения, указаны: «Жизнь и достоинство», «Патриотизм», «Добро и справедливость», «Созидательный труд», «Крепкая семья». Имеют место отдельные попытки вести диалог с подрастающим поколением. Например, «Школа права», существующая на юридическом факультете МГу имени М. В. Ломоносова, силами студентов проводит занятия по праву со школьниками. Этих усилий наряду с уроками обществознания, которые ведутся даже не во всех школах, причем не юристами, а учителями истории, явно недостаточно для полноценного формирования у всего населения Российской Федерации национальной гордости, уважения к своему государству, в целом для укрепления общероссийской гражданской идентичности.

Как замечал С. И. Аскназий, в обществе, в котором основные социально-экономические и иные процессы создаются и направляются сознательной деятельностью государства, выявление основы правовых институтов имеет громадное значение и для правильного построения политики права. Понятие существа правового института, понимание того, какое мотивационное воздействие правовая норма может оказать на массовое поведение, а

С. 29—32; Сухарев А. Я. управление правовым воспитанием трудящихся // Советское государство и право. 1977. № 11. С. 37-45; и др.

8 См.: Агранович М., Новоселова Е. «Движение первых»: Чем будет заниматься новая организация, какие ценности исповедует и как к ней присоединиться // Российская газета. 2022. 20 дек.

равно хозяйственных и иных эффектов, которые при посредстве данного правового института представляется возможным достигнуть, открывают широкие возможности использовать правовые институты для достижения выдвинутых государством целей9.

Для внедрения в обыденное правосознание уважения к государству необходимо выявить и устранить имеющиеся препятствия. В плане мероприятий по реализации в 2022-2025 гг. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года среди планируемых мероприятий названы: «организация и проведение научных конференций, лекций, круглых столов, учебных курсов по вопросам государственной национальной политики и межнациональных отношений». МГУ имени М. В. Ломоносова указан в качестве одного из ответственных исполнителей. Целями и содержанием этих мероприятий определены: сохранение и приумножение духовного, исторического и культурного наследия и потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации) посредством пропаганды идей патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия; повышение интереса к изучению истории, культуры и языков народов Российской Федерации, значимых исторических событий, ставших основой государственных праздников и памятных дат, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации; предупреждение попыток фальсификации истории России10. Заметим, что количество мероприятий, планируемое для всех ответственных лиц (пять) — не менее 30, общее количество участников — не менее 2500 человек. Возможности юридической науки и образования в деле воспитания подрастающего поколения, формирования правовой культуры, повышения правосознания населения явно недооценены.

Между тем в советской юридической науке проводились специальные исследования о том, как пропагандировать социалистическое право и государство среди населения. Существовал особый жанр научных юридических публикаций, посвященных осмыслению достаточности и корректности пропаганды отечественного права11.

9 См.: Аскназий С.И. Основные вопросы теории социалистического гражданского права. М., 2008. С. 60-61.

10 Распоряжение Правительства РФ от 20 декабря 2021 г. № 3718-р «О плане мероприятий по реализации в 2022-2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2022. № 1 (ч. 1). Ст. 261.

11 См.: Филиппова С. Ю. Цивилистическая наука в России: становление, функции, методология. М., 2017. С. 171-172.

Известный российский ученый О. А. Красавчиков считал пропагандистско-воспитательную функцию очень важной для юридической науки. Он подчеркивал, что одной из задач юридической науки является пропаганда закона, популяризация среди широких масс нашего права, его преимуществ. Эта задача решается наукой путем подготовки массовой популярной юридической литературы, пособий, организацией и деятельностью правовых университетов, юридических факультетов в общественных университетах культуры, лекционной работой среди населения12. Эти замечания справедливы и сегодня, поскольку существует явный дефицит научных исследований, посвященных выявлению методов пропаганды положительной роли отечественного государства и права.

Для формирования позитивного образа государства, российской гражданской идентичности населения юридическая наука может предложить активизацию проведения научного анализа адекватности отображения образов государства и права в художественных произведениях с публикацией полученных результатов в средствах массовой информации, в том числе в электронных журналах, в сети «Интернет» и др. Представляется целесообразным возрождение практики массовых публичных лекций с целью правового просвещения населения, создания и безвозмездного распространения детских и юношеских бумажных и электронных юридических журналов, в которых могли бы публиковаться научно-популярные статьи ведущих российских правоведов. Это будет способствовать формированию адекватного положительного образа российского государства у населения, активной гражданской позиции, воспитанию патриотизма и в целом российской гражданской идентичности.

Сохранение исторически сложившейся системы российских духовно-нравственных ценностей, объединяющей самобытные культуры многонационального народа россии. указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 были утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей13. Традиционные ценности определены как «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые

12 См.: Красавчиков О. А. Советская наука гражданского права (понятие, предмет, состав и система) // Красавчиков О. А. Категории науки гражданского права. Избр. тр.: В 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 187-188.

13 указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СЗ РФ. 2022. № 46. Ст. 7977.

от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России». Подчеркивается важность осмысления социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт. Это позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность14.

Система духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России к моменту принятия данного Указа Президента Российской Федерации, была раскрыта в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года15. В эту систему были включены человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. В п. 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей к традиционным ценностям отнесены жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Первый и второй перечень ценностей практически не имеют пересечений. Общими ценностями, прямо названными в обоих документах, являются только достоинство и справедливость. В иерархии нормативных правовых актов указы Президента Российской Федерации стоят много выше, чем распоряжения Правительства Российской Федерации. Однако в данном случае нельзя сказать, что Указ Президента Российской Федерации вытесняет перечень, названный в распоряжении Правительства Российской Федерации, поскольку как таковые противоречия отсутствуют. Очевидно, что справедливость, честь, совесть, вера в добро

14 Пункты 4, 8 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

15 Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2015. № 23. Ст. 3357.

и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством представляют собой ценности, которые также признаются Президентом Российской Федерации. Различие в двух перечнях, раскрывающих одноименную сущность, ставит проблему, нуждающуюся в осмыслении.

Мы видим отсутствие на уровне высших государственных органов единого понимания перечня и содержания тех ценностей, которые являются конвенционально признанными в качестве традиционных. Как справедливо отмечается в литературе, одной из стоящих перед Россией задач является восстановление престижа понятия «идеология», понимаемого как комплекс общественно предпочитаемых и реализуемых государством ценностных ориентации. Идеология является объективно необходимым структурообразующим компонентом духовной культуры и русского менталитета. Отсутствие национальной идеологии деформирует в известных пределах национальный менталитет, лишает его самобытности16.

Действительно, без ясного понимания базовых целей, общепризнанных и одобряемых ценностей невозможно устойчивое развитие общества, воспитание подрастающего поколения, в том числе его правовое воспитание. устранение государственной идеологии, закрепленное в ст. 13 Конституции РФ, являлось адекватным решением в 1993 г., когда принималась Конституция РФ, ответом на вызовы тогдашнего общества, которое нуждалось в освобождении от пут тоталитаризма. В тот период общество не было готово сформулировать основные идеи миропорядка, приемлемые для большинства ценности слабо просматривались за руинами разрушившегося государства. Однако за истекшие тридцать лет пришло понимание, что обществу следует сформулировать базовые идеи, отсутствие которых становится препятствием для движения вперед, приводит к некритическому заимствованию чуждых воззрений, ибо «свято место пусто не бывает». В ситуации глобализации и цифровизации всех сфер социального бытия отсутствующие базовые ценности заменяются в умах молодежи с помощью деструктивного контента вредоносными идеями и ценностями, разрушающими не только личность конкретного человека, но и в целом самобытность российского народа. Для того, чтобы идеология могла выполнять свое назначение, она должна опираться на ценности, традиционные именно для российского общества.

16 См.: Флиер А.Я. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 19; Козин Н. Идентификационный кризис России // Свободная мысль. 2002. № 5. С. 51; Мурунова А. В. Правовой менталитет и правовая идеология как структурные элементы правосознания // История государства и права. 2008. № 6. С. 11-13.

Само понятие традиционности предполагает основанность этих ценностей на народном духе, убеждениях населения. «Передаваемые от поколения к поколению» традиционные ценности составляют основу цивилизационного кода российского народа, его правовой культуры. Не может быть разногласий в понимании состава и содержания ценностей, традиционных для российского общества. Это противоречит самому понятию традиции. Перечень наиболее значимых для российского общества традиционных ценностей должен быть определен посредством научного осмысления структуры российского общества, его развития. Конечно, этот перечень может незначительно корректироваться исходя из политико-правовых соображений. Однако для того, чтобы включенные в перечень ценности могли считаться традиционными, костяк перечня должен быть выявлен, а не привнесен извне. В идеале костяк традиционных ценностей должен отображаться в принципах права, быть закрепленным в Конституции Российской Федерации. Для гражданского права этот костяк составляет основу правопорядка и нравственности, которая учитывается при оценке содержания и действительности гражданско-правовых сделок (ст. 169 ГК РФ)17.

Основанность на исконном чувстве права, соответствие обычаям как раз и обеспечивают легитимность традиционных ценностей. Как указано в п. 13-16 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей угрозу традиционным ценностям представляют: деятельность экстремистских и террористических организаций, отдельных средств массовой информации и массовых коммуникаций; действия США и других недружественных иностранных государств, ряда транснациональных корпораций и иностранных некоммерческих организаций; деятельность некоторых организаций и лиц на территории России. Идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей, включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетради-

17 См.: Козлова Н.В., Филиппова С.Ю. Сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности: проблемы правовой квалификации // Законодательство. 2022. № 2. С. 7-17.

ционных сексуальных отношений. Деструктивное идеологическое воздействие на граждан России становится угрозой для демографической ситуации в стране. Деятельность публично-правовых образований, организаций и лиц, способствующая распространению деструктивной идеологии, представляет объективную угрозу национальным интересам Российской Федерации.

Как видно, в отношении российской государственной идентичности и традиционных ценностей в качестве препятствий указывают деятельность «внешних врагов». Согласно п. 17 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, распространение деструктивной идеологии влечет за собой такие риски, как: создание условий для саморазрушения общества, ослабления семейных, дружеских и иных социальных связей, усиление социокультурного расслоения общества, снижение роли социального партнерства, обесценивание идей созидательного труда и взаимопомощи; причинение вреда нравственному здоровью людей, навязывание представлений, предполагающих отрицание человеческого достоинства и ценности человеческой жизни, внедрение антиобщественных стереотипов поведения, распространение аморального образа жизни, вседозволенности и насилия, рост употребления алкоголя и наркотиков, формирование общества, пренебрегающего духовно-нравственными ценностями, искажение исторической правды, разрушение исторической памяти, отрицание российской самобытности, ослабление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России, создание условий для межнациональных и межрелигиозных конфликтов, подрыв доверия к институтам государства, дискредитация идеи служения Отечеству, формирование негативного отношения к воинской службе и государственной службе в целом.

Следует отметить, что проблема негативного иностранного влияния на российскую действительность экономику дискутировалась в обществе еще в досоциалистический период. Как писал Л. Н. Толстой, Россия имеет прекрасные земли и прекрасных рабочих, в некоторых случаях рабочие и земля производят много, в большинстве же случаев, когда по-европейски прикладывается капитал, производят мало, и происходит это только от того, что рабочие хотят работать и работают хорошо одним им свойственным образом. Это противодействие не случайное, а постоянное, имеющее основание в духе народа. Русский народ, имеющий призвание заселять и обрабатывать огромные незанятые пространства сознательно, до тех пор, пока все земли не заняты, держался нужных

для этого приемов, и эти приемы совсем не так дурны, как это обыкновенно думают18.

Между тем главный враг находится внутри государства. Это само построение системы формирования правовой культуры населения и обыденного правосознания с «оглядкой» на Запад. С ним и нужно бороться. Отрадно, что из Основ государственной культурной политики было исключено указание на невозможность достижения целей и задач государственной культурной политики при жизни текущего поколения. В первоначальной редакции документа указывалось, что «достижение целей и задач государственной культурной политики потребует не менее 15-20 лет, в течение которых сформируется новое поколение». Если считать потерянным целое поколение ныне живущих российских граждан, искать внешних врагов не нужно!

Согласно п. 18 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей в целях сохранения и укрепления традиционных ценностей, пресечения распространения деструктивной идеологии реформы в области образования и воспитания, культуры, науки, средств массовой информации и массовых коммуникаций должны проводиться с учетом исторических традиций и накопленного российским обществом опыта при условии проведения широкого общественного обсуждения. Поскольку важность социальных наук, в том числе юридической науки, на протяжении постсоветского периода не признавалась, то историко-правовые, теоретико-правовые, иные исследования, которые предлагаются юридической наукой19, не использовались при разработке перечней традиционных ценностей. Между тем отечественная правовая наука, в том числе новейшего времени, накопила значительный опыт в понимании таких ценностей, который может и должен использоваться государством для достижения поставленных целей и решения текущих задач.

С учетом названной роли социальных наук для формирования культуры российского общества следует укрепить сотрудничество

18 См.: Толстой Л. Н. Анна Каренина // Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 12 т. Т. 8. М., 1958. С. 378.

19 См., напр.: Вайпан В. А. Реализация принципа социальной справедливости в правовом регулировании предпринимательской деятельности.. М., 2020; Жуков В. Н. Правовая идеология: структура понятия // Право и государство: теория и практика. 2020. № 7. С. 49-51; его же. Правовая культура и национальная культура // Там же. 2020. № 8. С. 16-20; Томсинов В. А., Васильев А. А., Зеленин Ю. А. Традиционное государство и право. М., 2020; Томсинов В. А., Васильев А. А. Государственная идеология: историко-правовые и теоретико-правовые аспекты: В 2 т. М., 2019; Право. Порядок. Ценности / Под ред. Е. А. Фроловой. М., 2023.

между юридическими научными организациями и государственной властью по выявлению и фиксации традиционных ценностей и формирования культурного суверенитета как совокупности социально-культурных факторов, позволяющих народу и государству формировать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимости от внешнего влияния, быть защищенными от деструктивного идеологического и информационного воздействия, сохранять историческую память, придерживаться традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

По итогам встречи с историками и представителями традиционных религий России Президент Российской Федерации дал поручение принять меры, направленные на популяризацию отвечающих традиционным ценностям героев российской истории и фольклора, включая использование изображений этих героев при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления20.

уверены ли мы, что все фольклорные персонажи несут полезное для населения правовое послание? Вновь возникает вопрос о необходимости тщательного исследования содержания традиционных ценностей, осмысления правовой составляющей фольклорных произведений, их персонажей. Правовая наука может внести вклад в оценку информационных материалов, распространяемых в средствах массовой информации, кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, на предмет их соответствия целям и задачам государственной культурной политики. Эту деятельность и весьма эффективно юридическая наука вела на протяжении всего советского периода.

Нельзя недооценивать значение юридической науки и образования в деле нейтрализации деструктивного информационно-психологического воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Научное осмысление деструктивных идей и тенденций, выявление их противоречий с системой традиционных ценностей, их логическое опровержение на научном уровне является актуальной задачей. Запрет публикации и блокировка доступа к информации не являются адекватными мерами государственного регулирования, поскольку лишь создают нездоровый интерес у населения. Активная молодежь прилагает усилия и успешно преодолевает такие ограничения. В результате государство создает

20 См.: Перечень поручений по итогам встречи с историками и представителями традиционных религий России (утв. указом Президентом РФ 11 декабря 2022 г. № Пр-2372): www.kremlin.ru (дата обращения: 13.12.2022).

ненужную конфронтацию с населением, теряет часть своей социальной поддержки. Формирование правильных взглядов, идей и нравственных ориентиров путем убеждения является задачей правового воспитания и образования. Именно правовая культура населения станет внутренним стержнем, который способен гораздо эффективнее нейтрализовать деструктивное влияние чуждых традиционным ценностям идей, нежели запрет и блокировка нежелательного контента.

укрепление единства и сплоченности российского общества. Отметим, что содержание «единства и сплоченности российского общества» не раскрывается в системе нормативных правовых актов Российской Федерации. Вряд ли можно укрепить единство и сплоченность российского общества без ясного понимания, о чем идет речь. Это еще раз подтверждает важность предварительного правового осмысления данного понятия на теоретическом уровне и ставит соответствующие задачи перед юридической наукой, поскольку именно она является наукой об обществе и межличностных отношениях внутри него и имеет условия для проведения необходимых фундаментальных и прикладных исследований в сфере социальных наук.

Таким образом, юридическая наука в связке с юридическим образованием и правовым воспитанием имеет значительный потенциал в осмыслении ключевых идей построения российского общества для формирования государственной идеологии с целью последующего закрепления ее в Конституции, а также в деле укрепления общероссийской гражданской идентичности, сохранения исторически сложившейся системы российских духовно-нравственных ценностей, объединяющей самобытные культуры многонационального народа России, укрепления единства и сплоченности российского общества.

Для этого правовые исследования должны внедряться в разные стадии взаимодействия государства и населения. В частности, требуются:

— юридическое исследование с целью выявления и фиксации конвенционно-приемлемых базовых идей развития российского общества, составляющих его культурный код;

— научное сопровождение деятельности по обучению праву в школах, в том числе посредством редактирования учебников, подготовки учебных фильмов, передач и Интернет-ресурсов;

— юридическое осмысление отображения роли государства в художественных произведениях, учебной литературе, особенно адресованной молодежи;

— пропаганда правовых знаний посредством популярных периодических изданий, предназначенных для разной целевой

аудитории, в том числе в сети «Интернет».

Список литературы

1. Аскназий С. И. Основные вопросы теории социалистического гражданского права. М., 2008.

2. Вайпан В. А. Реализация принципа социальной справедливости в правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2020.

3. Голяков И. Суд и законность в художественной литературе. М., 1956.

4. Давыдов А., Крылов И. Художественная литература и суд // Социалистическая законность. 1949. № 10. С. 29-32.

5. Жуков В. Н. Правовая идеология: структура понятия // Право и государство: теория и практика. 2020. № 7. С. 49-51.

6. Жуков В. Н. Правовая культура и национальная культура // Право и государство: теория и практика. 2020. № 8. С. 16-20.

7. Козин Н. Идентификационный кризис России // Свободная мысль. 2002. № 5. С. 47-57.

8. Козлова Н. В., Филиппова С. Ю. Сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности: проблемы правовой квалификации // Законодательство. 2022. № 2. С. 7-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Красавчиков О. А. Советская наука гражданского права (понятие, предмет, состав и система) // Красавчиков О. А. Категории науки гражданского права. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., 2005. С. 115-480.

10. Мурунова А. В. Правовой менталитет и правовая идеология как структурные элементы правосознания // История государства и права. 2008. № 6. С. 11-13.

11. Остапенко Т. Советский суд в кривом зеркале // Социалистическая законность. 1948. № 12. С. 52-54.

12. Сухарев А. Я. управление правовым воспитанием трудящихся // Советское государство и право. 1977. № 11. С. 37-45.

13. Томсинов В. А., Васильев А. А. Государственная идеология: историко-правовые и теоретико-правовые аспекты. М., 2019.

14. Томсинов В. А., Васильев А. А., Зеленин Ю. А. Традиционное государство и право. М., 2020.

15. Филиппова С. Ю. Цивилистическая наука в России: становление, функции, методология. М., 2017.

16. Флиер А. Я. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 14-25.

17. Право. Порядок. Ценности / Под ред. Е. А. Фроловой. М., 2023.

Статья поступила в редакцию 17.05.2023; одобрена после рецензирования

30.06.2023; принята к публикации 25.08.2023.

Original article

Aleksander K. Golichenkov*, Natalia V. Kozlova**, Sofia Yu. Filippova***

ON THE ROLE OF LEGAL SciENcE AND EDucATION in the formation of the legal culture of the population

Abstract. The article analyzes the role of legal science and education in the formation of the legal culture of the population, taking into account the tasks set by the Foundations of the state cultural policy. It is concluded that jurisprudence plays an important role in the formation of a high level of legal consciousness of the population and its national identity. Intensive legal education and the possibility of obtaining legal knowledge by a wide range of people will help to create a positive image of the state (including in works of art) and strengthen civil self-identity. The destructive activity of "unfriendly countries" can be overcome by strengthening traditional values, which form the basis of the constitutional system of Russia and are embodied in various legal institutions. The developed legal culture of the population will help to avoid socio-psychological dependence on external influence, will become the basis of unity and cohesion of Russian society, the unification of the multinational people of the Russian Federation. The authors of the article propose to popularize legal science and law enforcement practice, to promote youth movements in the field of patriotic education and legal education, to develop the system of legal education by organizing lectures, seminars, round tables, conferences in order to strengthen the spirit of unity, cohesion, friendship of peoples, as well as traditional values in society.

Keywords: legal training, legal education, state cultural policy, legal awareness, legal culture, unity of the multinational people of the Russian Federation.

For citation: Golichenkov, A.K., Kozlova, N.V. and Filippova, S.Yu. (2023). On the role of legal science and education in the formation of the legal culture of the population. Lomonosov Law Journal, 4, pp. 3—20 (in Russ.).

Bibliography

1. Asknazii, S.I. (2008). The main issues of the theory of socialist civil law. Moscow (in Russ.).

2. Vaipan, V.A. (2020). Implementation of the principle of social justice in the legal regulation of business activity. Moscow (in Russ.).

3. Golyakov, I. (1956). Court and Legality in fiction. Moscow (in Russ.).

* Dr. Sci (Law), Professor, corresponding member of the Academy of Education of the Russian Federation, Honored Science Worker; Dean, Head of the Department of Environmental and Land Law, Faculty of Law, Lomonosov MSU (Moscow, Russia).

** Dr. Sci (Law), Professor; Professor of Department of Civil law, Faculty of Law, Lo-monosov MSu (Moscow, Russia).

*** Dr. Sci (Law), Dozent; Professor of Department of Commercial Law and Fundamentals of Law, Faculty of Law, Lomonosov MSu (Moscow, Russia).

4. Davydov, A. and Krylov, I. (1949). Fiction and court. Socialist legality, 10, pp. 29-32 (in Russ.).

5. Zhukov, V.N. (2020). Legal ideology: the structure of the concept. Law and state: theory and practice, 7, pp. 49-51 (in Russ.).

6. Zhukov, V.N. (2020). Legal culture and national culture. Law and state: theory and practice, 8, pp. 16-20 (in Russ.).

7. Kozin, N. (2002). Russia's Identity Crisis. Free idea, 5, pp. 47-57 (in Russ.).

8. Kozlova, N.V. and Filippova, S.Yu. (2022). Transactions made with a purpose deliberately contrary to the fundamentals of law and morality: problems of legal qualification. Legislation, 2, pp. 7-17 (in Russ.).

9. Krasavchikov, O.A. (2005). Soviet Science of Civil law (concept, subject, composition and system). In: Krasavchikov, o. A. Categories of the science of civil law. Selected works (pp. 115-480). Moscow (in Russ.).

10. Murunova, A.V. (2008). Legal mentality and legal ideology as structural elements of legal consciousness. History of state and law, 6, pp. 11-13 (in Russ.).

11. Ostapenko, T. (1948). The Soviet court in a wrinkly mirror. Socialist legality, 12, pp. 52-54 (in Russ.).

12. Sukharev, A.Ya. (1977). Management of legal education of workers. Soviet state and law, 11, pp. 37-45 (in Russ.).

13. Tomsinov, V.A. and Vasil'ev, A.A. (2019). State ideology: historical-legal and theoretical-legal aspects. Moscow (in Russ.).

14. Tomsinov, V.A., Vasil'ev, A.A. and Zelenin, Yu.A. (2020). Traditional State and law. Moscow (in Russ.).

15. Filippova, S.Yu. (2017). Civil law science in Russia: formation, functions, methodology. Moscow (in Russ.).

16. Flier, A.Ya. (1994). About the new cultural policy of Russia. Social sciences and modernity, 5, pp. 14-25. (in Russ.).

17. Frolova, E.A. (Ed.) (2023). Right. Order. Values. Moscow (in Russ.).

The article was submitted 17.05.2023; approved 30.06.2023; accepted 25.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.