Т. В. Заметина,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права имени профессора И.Е. Фарбера и профессора В. Т. Кабышева Саратовской государственной юридической академии
Е.В. Комбарова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права имени профессора И.Е. Фарбера и профессора В. Т. Кабышева Саратовской государственной юридической академии
T.V. Zametina,
Doctor ofLaw, Professor, Head of the Department of Constitutional Law named after Professor I.E. Farber and Professor V.T. Kabyshev of the Saratov State Law Academy [email protected]
E.V. Kombarova,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Constitutional Law named after Professor I.E. Farber and Professor V.T. Kabyshev of the Saratov State Law Academy [email protected]
DOI: 10.24412/1608-8794-2023-4-197-204
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ
ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
0
з
Аннотация: работа посвящена одной из актуальных проблем современной ^
юридической науки - конституционализации высшего юридического образования. s
Конституционализация юридического образования как процесс приобретения им J
конституционного качества призван обеспечить его совершенствование и дальнейшее |
развитие с учетом норм Основного Закона России. Конституция Российской Феде- .с
рации оказывает определяющее влияние на развитие российской правовой доктрины, а
правотворчества и правоприменения, выступает основой государственной правовой g
политики. В этом отношении велика роль конституционного права в формировании 3
правовой культуры граждан и должностных лиц, интереса в обществе к конститу- £
ционно-правовомуразвитию своей страны. В статье обосновывается необходимость §
преподавания конституционного права России на всех уровнях высшего юридического S
образования. g
о>
Ключевые слова: конституционализация, высшее юридическое образование, о
конституционное право, современный юрист, основы российской государственности. g
1
CONSTITUTIONALIZATION OF LEGAL EDUCATION 197
Abstract: the study is devoted to one of the urgent problems of modern legal .science - J J
the constitutionalization of higher legal education. The constitutionalization of legal education ^ ^
as a process of acquiring constitutional quality by it is designed to ensure its improvement | s
and further development, taking into account the norms of the Basic Law of Russia. g 3
The Constitution of the Russian Federation has a decisive impact on the development n of Russian legal doctrine, law-making and law enforcement, and is the basis of the state legal policy of modern Russia. In this regard, the role of constitutional law in the formation of the legal culture of citizens and officials, interest in society in the constitutional legal
development of their country is great. The article justifies the need to teach constitutional law ofRussia at all levels of higher legal education.
Keywords: constitutionalization, higher legal education, constitutional law, modern lawyer, the foundations of Russian .statehood.
В условиях современных вызовов и угроз национальной идентичности и безопасности государств формирование суверенной системы высшего образования и подготовка высококвалифицированных юридических кадров становятся одними из важнейших задач Российского государства.
В Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» были утверждены приоритеты в сфере образования, среди которых присутствует воспитание гармонично развитой, на основе духовно-„о нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, и социально ответственной личности [1].
В современных условиях образовательная организация обязана дать своим выпускникам не только качественное образование, предполагающее умение эффективно получать и обновлять знания, про-2 фессиональные умения, навыки и компетенции с учетом достижений ^ науки, но и принимать во внимание требования работодателей, госу-— дарства, общества, самих обучающихся и их родителей, учредителей § образовательной организации к содержанию подготовки специалистов 5 [2, с. 100]. Основной задачей образования в эпоху цифровых техно-§ логий является формирование необходимых компетенций с целью ^ разработки образовательных программ для подготовки конкурентоспособных специалистов, обладающих умениями и навыками работы о с современными технологиями, имеющих потенциал креативного ^ мышления, способных не только использовать знания, полученные С в период обучения, но и оперативно подстраиваться к стремительно меняющейся ситуации.
198 Необходимо создать эффективный образовательный инструмент ^ подготовки высококвалифицированных юристов, отличающихся СЧ особыми профессиональными компетенциями личности, такими как ® гражданская зрелость и высокая общественная активность, правовая ^ культура и правосознание, глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чувство долга перед Отечеством, принципиальность и независимость в обеспечении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, чувство нетерпимости к любому нарушению закона в собственной
профессиональной деятельности и многие другие, как это было прописано в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования - государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 021100 - Юриспруденция (утверждена Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 г. № 180) [3].
Для создания эффективного инструмента подготовки будущих юристов на сегодняшний день важно учесть не только ступени, формы и сроки обучения. Особое внимание необходимо уделить содержанию образовательных программ организаций высшего образования, реализующих программы по юриспруденции, и качеству обучения студентов.
В соответствии с действующей Конституцией РФ в обязанности государства входит создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма (ч. 4 ст. 67.1). В Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- | нравственных ценностей» [4] отмечается необходимость укрепления -5 традиционных ценностей, которые нашли свое непосредственное отражение в преамбуле, ч. 1 ст. 20, 21-44, 57, 58, ч. 1 ст. 59, ч. 2.1 | ст. 67, ч. 2, 3, 4 ст. 67.1, ч. 1, 4 ст. 68, ч. 2, 3 ст. 69, ст. 71 (п. «а», «б», | «в», «е»), ст. 72 (п. «а», «б», «е», «ж. 1») ч. 1, 75.1 Конституции РФ -[5], что показывает неотъемлемую роль конституционного права как ^ ведущей отрасли российской правовой системы в формировании ]! политических и духовно-нравственных ценностей подрастающего | поколения. §
Нельзя не согласиться с С.В. Кабышевым [6, с. 3] во мнении о фун- § даментальном значении конституционного права РФ в национальной § правовой системе, его роли в формировании системы национальных § ценностей юриста, его профессиональных особенностей и стремления | отстаивать национальные интересы, а также необходимости усиления конституционного права РФ в учебно-образовательном процессе как 199 системообразующей дисциплины, которая является важнейшей осно- ^ ^ вой и инструментом реализации национальных целей. и и
Трансформационные изменения публичного права и государ- | Ц ственно-правовых контуров современного миропорядка в условиях | глобализации, угроз и вызовов национально-культурной идентичности § государств, а также влияние санкционного давления на их социально-экономическое развитие обусловливают важность формирования и защиты государствами конституционных ценностей, объективиру-
емых Основными Законами и отражающими их базовые социально-политические и правовые идеалы, цели и приоритеты.
Анализируя вопросы конституционного опосредования общепризнанных принципов и норм международного права, Б. С. Эбзеев подчеркивает назначение национальной конституции «как способа закрепления и выражения высших правовых норм, продиктованных нормативным сознанием народа, которым не могут противоречить никакие акты позитивного права, действующие в государстве либо принятые в межгосударственных отношениях» [7, с. 36].
Современный этап развития российской политико-правовой системы показывает особое значение Основного Закона в совершенствовании системы органов публичной власти и правового регулирования в нашей стране. Конституция РФ 1993 г. - это юридический документ, закрепляющий ценностные ориентиры государственного и общественного развития, права и свободы человека и гражданина, § механизм осуществления государственной власти и принципы согласования интересов различных социальных сил. Основной Закон
3 государства оказывает определяющее влияние на развитие российской й
б правовой доктрины, правотворчества и правоприменения, выступает 3 основой государственной правовой политики современной России. С Как отмечал один из основателей саратовской школы конституцион-^ ного права В.Т. Кабышев, в Конституции РФ закреплены правовые 2 основы перехода страны к демократии, определены ориентиры социально-экономического, политического и духовного развития России в XXI в. [8, с. 109]. В этом отношении велика роль конституционного С права в формировании правовой культуры граждан и должностных ^ лиц, интереса в обществе к конституционно-правовому развитию § своей страны.
Путем случайной выборки в феврале 2023 г. были определе-с; ны 16 организаций высшего образования, являющихся членами Ассоциации юридического образования, из восьми федеральных окру-200 гов, реализующих программы бакалавриата и специалитета по УГСН 40.00.00 Юриспруденция, учебные планы (более 40) которых были су проанализированы на предмет наличия курсов «Конституционное ® право России» и «Конституционное право зарубежных стран», а также количество зачетных единиц и часов на аудиторную работу, выделяемых на данные дисциплины.
По итогам анализа основных профессиональных образовательных программ и учебных планов, входящих в их состав, было выявлено следующее.
Во-первых, отличаются подходы образовательных организаций в реализации дисциплин (модулей) «Конституционное право» по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция. В учебных планах шести образовательных организаций (Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Международный юридический институт, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Южный федеральный университет, СевероКавказский федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет) полностью отсутствует дисциплина «Конституционное право зарубежных стран». В одной образовательной организации вопросы, посвященные изучению конституций зарубежных государств, интегрированы в рабочую программу дисциплины «Конституционное право», во всех остальных случаях конституции иностранных государств не изучаются.
Заслуживает внимания положительный опыт глубокого и всестороннего изучения конституционного права в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Дагестанском государственном университете. Дисциплина «Конституционное | право» изучается на протяжении трех или четырех семестров. -Так, в Московском университете по программе бакалавриата дисциплина «Конституционное право» включает в себя модули общего §|
й
конституционного права на первом курсе, конституционное право -России на втором курсе, конституционное право зарубежных стран -на третьем-четвертом курсах. ^
Во-вторых, несмотря на отсутствие в образовательных стандартах ]! обязательной реализации дисциплины «Конституционное право за- | рубежных стран», ее изучение чаще практикуется по программам спе- § циалитета, чем по программам бакалавриата (13 программ против 8). § В-третьих, отличается продолжительность изучения курса § «Конституционное право» («Конституционное право России») по всем § направлениям подготовки и специальностям. Так, в 13 образователь- | ных организациях реализация модуля осуществляется в течение двух семестров. Реализация модуля в течение одного семестра наблюдается 201 преимущественно в учебных планах по программам специалитета. ^ ^ В-четвертых, в 60 % проанализированных по дисциплине и и «Конституционное право» («Конституционное право России») об- | Ц разовательных программ объем контактной (аудиторной) работы | составляет менее 50 % от общего количества часов, выделяемых § на изучение дисциплины.
В-пятых, анализ дидактических единиц рабочих программ по дисциплине «Конституционное право» («Конституционное право
России») показал согласованность изучения основ конституционного строя только среди образовательных организаций, обладающих собственными научными школами конституционного права, однако единый системный подход к изучению отрасли конституционного права отсутствует.
Вместе с этим анализ образовательных программ показал отсутствие единого компетентностного подхода к изучению конституционного права. Такой вывод сделан на основании неоднородного распределения универсальных и общепрофессиональных компетенций, не отражающих весь объем конституционно-правовых знаний.
Стоит признать, что отсутствие единообразного закрепления требований к учебным дисциплинам в действующих федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки „о (УГСН) 40.00.00 Юриспруденция снижает значимость изучения и качество реализации основ конституционного строя Российской Федерации. В образовательных стандартах второго поколения были закреплены а требования к конкретным наименованиям дисциплин, их объемам, § а также краткое содержание каждой дисциплины: «Конституционное § (государственное) право России» (240 часов), «Конституционное (го-2 сударственное) право зарубежных стран» (144 часа). ^ Универсальный характер отрасли конституционного права, — определяющий фундаментальные основы построения и развития § иных отраслей российской правовой системы, а также объективный § процесс конституционализации, выразившийся в усилении проник-§ новения конституционно-правового регулирования во все отрасли ^ российского права, обусловливает важность изучения дисциплины «Конституционное право России» не только по программам бака-о лавриата по направлениям подготовки 40.03.01 Юриспруденция ^ (Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2020 г. № 1011), 40.03.02 С Обеспечение законности и правопорядка (Приказ Минобрнауки России от 27 июля 2021 г. № 677), по программам специалитета 202 по специальностям 40.05.01 Правовое обеспечение национальной без-^ опасности (п. 2.2) (Приказ Минобрнауки России от 31 августа 2020 г. (V № 1138), 40.05.02 Правоохранительная деятельность (п. 2.2) (Приказ ® Минобрнауки России от 28 августа 2020 г. № 1131), но и по всем ^ остальным программам юридического специалитета, что предполагает обязательное изучение указанной отрасли в рамках специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (Приказ Минобрнауки России от 18 августа 2020 г. № 1058), 40.05.03 Судебная экспертиза (Приказ Минобрнауки России от 31 августа 2020 г. № 1136).
Таким образом, представляется необходимым разработать единые требования к содержанию дисциплин «Конституционное право России» и «Конституционное право зарубежных стран».
21 февраля 2023 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ [9] отметил, что если профессия требует дополнительной подготовки и узкой специализации, то должна быть возможность продолжить образование в магистратуре. Обучающиеся смогут выбрать узкую специализацию и получить более глубокие знания в нужной сфере юриспруденции. Основные нормы и принципы, закрепленные в Конституции РФ, должны получать развитие в отраслевой правовой науке. Конституционализация правовой системы определяет необходимость изучения данной проблематики в рамках соответствующих программ высшего образования - магистратуры. На наш взгляд, необходимо рассмотреть вопрос о внедрении дисциплины (модуля), отражающей конституционно-правовые основы отрасли, в программы магистратуры. На учебных занятиях магистранты овладеют современными методиками оценки законодательных и иных нормативных правовых актов на предмет §| их соответствия Основному Закону России, а также систематизиро- -ванными представлениями, знаниями, умениями и навыками в области конституционной основы определенной отрасли права. §|
На основании вышеизложенного в целях реализации задач по вы- | страиванию суверенной, национальной системы образования и вос- -питания, развитию высоконравственной личности, разделяющей ^ российские традиционные духовные ценности, обладающей актуаль- ]! ными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал | в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию § и защите Родины, а также учитывая важность подготовки высоко- § квалифицированных специалистов юридической направленности, § профессионалов, обладающих высоким уровнем правовой культуры, § предлагаем рассмотреть возможность: |
1) приведения к единству в части изучения конституционного права России федеральных государственных образовательных стан- 203 дартов высшего образования по УГСН 40.00.00 Юриспруденция путем ^ ^ дополнения раздела II. Требования к структуре программы пунктом и и следующего содержания: «Программа специалитета должна обеспе- | Ц чивать реализацию дисциплин (модулей) по Конституционному праву | России в объеме не менее восьми зачетных единиц в рамках Блока 1 § -0' "Дисциплины (модули)"»;
2) обсуждения макета программы дисциплины «Конституционное право России» с представителями научных школ конституционного
права, ученых-конституционалистов, в целях согласованной разработки единой концепции преподавания дисциплины «Конституционное право России», основанной на российской конституционной доктрине, практике Конституционного Суда РФ;
3) внедрения модуля, отражающего конституционно-правовые основы определенной отрасли права при разработке образовательных программ (программ магистратуры). При проведении учебных занятий необходимо применять инновационные методы обучения, активные и интерактивные технологии (бинарные лекции, лекции-конференции, мастер-классы с привлечением ученых-конституционалистов).
Список литературы:
1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 30, ст. 4884. ЭС 2. Заметина, Т. В. Цифровая трансформация образования в условиях
§ социально-экономических и технологических изменений / Т.В. Заметина, Е.В. Комбарова, О.В. Щербакова // Инновационное развитие: потенциал О; науки, бизнеса, образования: Монография / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. -§ Пенза : Наука и Просвещение, 2022. - 204 с.
§ 3. Архив стандартов ГОС ВПО - Стандарты ГОС ВПО 1993-§ 1999 гг. // Портал федеральных государственных образовательных С стандартов высшего образования. - URL: https://fgosvo.ru/archivegosvpo/ 5 index/2?parent=156&edutype=3 (дата обращения: 22.08.2023). ^ 4. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : 2£ указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 // Собр. законодательства Рос. § Федерации. - 2022. - № 46, ст. 7977.
С 5. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосо-
^ ванием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссий-^ ского голосования 1 июля 2020 г. // Рос. газ. - 1993. - № 237; Официальный со интернет-портал правовой информации. - 1ЖЬ: http://www.pravo.gov.ru (дата 2 опубликования: 06.10.2022).
6. Кабышев, С.В. О парадигме конституционного права России в новых исторических реалиях / С.В Кабышев // Конституционное и муниципальное
204 право. - 2023. - № 2. - С. 2-7.
7. Эбзеев, Б.С. Современный конституционализм и глобализация: два Й вектора развития / Б.С. Эбзеев // Гражданин. Выборы. Власть. - 2016. - № 1.
- С. 28-43.
^ 8. Кабышев, В.Т. Конституция России - правовая основа модерниза-
^ ции общества и государства / В. Т. Кабышев // С Конституцией по жизни : Избранные научные труды. - М. : Формула права, 2013. - 318 с.
9. Мы должны обеспечить право России быть сильной : послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. // Рос. газ.
- 2023. - № 39. - 22 февр.