УДК 316.374+340.121+378
МЕСТО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
Бабурин Сергей Николаевич1,2,
д-р юрид. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный академик Национальной академии наук Кыргызской Республики, иностранный член Академии наук Абхазии,
e-mail: 1357343@mail.ru, 1Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва, Россия, 2Институт государства и права Российской академии наук, г. Москва, Россия
Цель исследования — оценить место юридического образования в цивилизационной культуре современности, определить роль в нем особенностей культурно-исторических типов. За основу взято рассмотрение культуры как совокупности ценностей, обычаев и традиций общества, совокупности знаний, приобретенных с течением времени, без которых та или иная совокупность людей не может воспроизводиться и существовать. Аргументируется важность теоцентрического построения культуры. Юридическое образование отражает и закрепляет особенности цивилизационной культуры народа, преследует своей целью заложить у юристов и, в целом, в обществе понимание правоведения как совокупности юридических принципов, правил и норм должного поведения, рассмотрение государства как политико-правовой формы самоорганизации общества. Оно изучается как показатель цивилизационной культуры, дефекты которого негативно сказываются на всех сторонах жизни общества и способны деформировать саму культуру. Обеспечивая преемственность политико-правовых идеалов каждой нации, юридическое образование способствует сохранению культурной самобытности народов, их архетипов, отображает и охраняет многообразие цивилизационного развития человечества.
Ключевые слова: юридическое образование, право, культура, цивилизация, духовно-нравственные ценности, традиция
THE PLACE OF LEGAL EDUCATION IN CIVILIZATIONAL CULTURE
Baburin S.N.1,2,
Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Honorary Academician of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, Foreign Member of the Academy of Sciences of Abkhazia, e-mail: 1357343@mail.ru, Moscow Witte University, Moscow, Russia, 2Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
The purpose of the study is to assess the place of legal education in the civilizational culture of our time, to determine the role of cultural and historical types in legal education. It is based on the consideration of culture as a set of values, customs and traditions of society, a body of knowledge acquired overtime, without which a particular set ofpeople cannot be reproduced and exist. The importance of the theocentric construction of culture is argued. Legal education reflects and consolidates the features of the civilizational culture of the people, aims to lay in lawyers and in society as a whole an understanding ofjurisprudence as a set of legal principles, rules and norms ofproper behavior, consideration of the state as a political and legal form of self-organization of society. Education is considered as an indicator of civilizational culture, the defects of which adversely affect all aspects of society, capable of deforming the culture itself. Ensuring the continuity of the political and legal ideals of each nation, it contributes to the preservation of the cultural identity ofpeoples, their archetypes, reflects and protects the diversity of the civilizational development of mankind. Keywords: legal education, law, culture, civilization, spiritual and moral values, tradition
DOI 10.21777/2587-9472-2023-2-12-18
Российское юридическое образование, болезненно избавляющееся от последствий слепого погружения в общеевропейское пространство высшего образования, созданного на основе Болон-ской образовательной системы, обретает ныне черты своей цивилизационной принадлежности. Тем более важно, чтобы этот процесс сопровождался осмыслением места юридического образования в палитре мировых цивилизаций или, как определял Н.Я. Данилевский, культурно-исторических типов [1, с. 91-92, 471-472].
Место университетов в мировой культуре, определившееся много веков назад, не изменилось -это корпорации, занятые «взращиванием и защитой высочайших устремлений и идеалов сообщества», которые не ограничиваются той или иной формой экономического подхода [2, с. 124-125]. Именно университеты - источники инноваций и креативного мышления. Единство образовательного пространства Европы покоится на общеевропейском преклонении перед университетами. Это элемент общей культуры, который не надо копировать, но которому не грех учиться. Именно такое отношение общества и государства к образованию может быть основой устойчивого развития в будущем.
Подчеркнем важность организационных и мировоззренческих основ юридического образования. Важную созидательную роль играет само существование университетских академических свобод как гарантий коллективам вузов при реализации ими своей деятельности в области исследований и образования моральной и интеллектуальной независимости по отношению к любой политической и экономической власти. Свобода исследований, образования и подготовки, будучи фундаментальным принципом жизни университетов, должна быть гарантирована как государственными властями, так и самими университетами, каждым в своей области компетенции.
В высшем образовании не должно существовать географических и политических границ во взаимном познании и взаимодействии культур. При этом следует помнить о том, что сходство формальных правовых систем не означает одинакового функционирования правовых культур на практике. Любая культура несет в себе печать своего формирования и функционирования в конкретном социокультурном пространстве [3, с. 31]. Европейское юридическое образование, например, формально урегулированное многочисленными соглашениями в рамках Болонской системы образования [4], сохраняет существенные национальные различия, а между странами англо-саксонской и германо-романской правовой традиции они являются очень существенными.
Если объектом научного исследования является материальная или идеальная система, а предметом - структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства и закономерности раз-вития1, то в сфере юридического образования следует учитывать как наличие генеральной преемственности, т.е. восприятия наиболее важных, суперзначимых ценностей [5], так и культурно-исторические особенности и привычки образовательных методик.
Не сводя культуру к материальному культурному наследию [6], основные подходы к пониманию культуры заключаются в рассмотрении ее как совокупности ценностей, обычаев и традиций общества, совокупности знаний, приобретенных с течением времени, без которых та или иная совокупность людей не может воспроизводиться и существовать [7; 8]. В культуру как особый тип деятельности человека включаются процессы образования и воспитания подрастающих поколений [9, с. 13].
Если отбросить оговорки и лукавую политкорректность, то культура может быть или традиционной, тогда она теоцентрична, или модернистской, антропоцентричной [8, с. 113]. Пришло ныне время услышать ученых, призывающих, чтобы человек на более высоком уровне сознания учился взаимодействовать не только с материальным миром, но и с Богом [10, с. 14]. Отторжение человека и общества от Бога, сформировавшееся под влиянием Просвещения, и породило современный глобальный духовно-нравственный кризис.
Право выступает базовой регулятивной формой культуры, ценностно значимым «продуктом» саморазвития цивилизации, нации, этноса, закономерным явлением эволюции их бытия2. Юридическое образование призвано обеспечить преемственность и непрерывность этой регулятивной формы.
1 Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: учебник. - 2-е изд., доп. и пере-раб. - Москва: Буки Веди, 2021. - С. 140; Медицинская диссертация: руководство / авт.-сост. С.А. Трущелёв; под ред. И.Н. Денисова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - С. 33, 59.
2 Общая теория права: классические и современные вопросы: учебник / В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев, Е.А. Апольский. - Москва: Юрлитинформ, 2021. - С. 84.
Именно состояние культуры нации предопределяет ее пассионарный потенциал. Сформулировавший пять важных законов культурно-исторического (цивилизационного) развития народов Н.Я. Данилевский отмечал, что при малом потенциале самобытного развития своей культурной основы целые народы становятся лишь этнографическим материалом, включаемым в состав исторических организмов - культурно-исторических типов [1, с. 89]. Развитие современных государств, строившееся последние столетия на основе космополитического универсализма, оказалось в тупике абсурда без учета культурно-исторических особенностей каждого народа, архетипов его национального самосознания.
Каждая демократически организованная страна создает правовой механизм реализации пожеланий личности [11, с. 424], что не освобождает ее от необходимости своевременно и успешно отвечать на вызовы времени. В том же Евросоюзе разбалансировка управленческих механизмов, наметившаяся со времен конституционного кризиса 2005 г. [12, с. 15], получила мощную подпитку не только Брэк-ситом 2016 г., но и форсированной деградацией европейской духовно-нравственной культуры. Возрождается значимая роль религиозного фактора в культуре и образовании. Великая Исламская революция 1979 г. в Иране задала вектор признания религиозной основы и конституирования традиционных духовно-нравственных ценностей. В России этот процесс зафиксирован конституционной реформой 2020 г. На Западе кризис европейской идентичности привел к возвращению церквей в политику, усилению их влияния, способствовал институализации околоцерковных гражданских институтов в демократическую правовую систему при всей ее внешней безрелигиозности [Там же, с. 122].
Рационализация общественных отношений, сопровождающая уже несколько десятилетий научно-техническую революцию, сопровождается увеличением объемов правового регулирования и ростом количественно-качественных параметров права, что требует качественного юридического обеспечения всего того, что происходит в жизни. Как справедливо отмечал Г.В. Мальцев, в любой общественной системе прогресс права осуществляется неизбежно, но не беспредельно и не в любых направлениях [13, с. 166]. От перерождения, обесценивания и неэффективности права спасти общество может лишь высоконравственная и профессионально безупречная деятельность юристов, опирающаяся на добротное юридическое знание.
Фактор образования в социальной динамике огромен. «Образование - это краеугольный камень общества и государства..., - подчеркивает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. - Общество развивается, опираясь на знания. Без знаний не может быть развития, а если оно и происходит, то способно завести людей в тупик, породить разочарование или даже большие беды» [14, с. 229]. Юридическое образование преследует своей целью заложить у юристов и, в целом, в обществе понимание правоведения как совокупности юридических принципов, правил и норм должного поведения, рассмотрение государства как политико-правовой формы самоорганизации общества. Так, например, изучение конституционного права предполагает постижение в процессе образовательной деятельности текстового содержания и структуры его норм, институтов, подотраслей и отрасли права в целом. Результатом же такого изучения (образовательной деятельности) должно стать глубокое знание конституционного права как ведущей отрасли и ядра всей национальной системы права, умение понимать смысл и дух правовых норм, приобретенные навыки по их научному толкованию и практическому применению3. Аналогичны задачи и других отраслей права, задающих параметры отраслевой специальной подготовки кадров.
Соответственно, важно, анализируя текущие проблемы российской высшей школы, постоянно рассматривать юридическое образование как показатель цивилизационной культуры, дефекты которого негативно сказываются на всех сторонах жизни общества, деформируют саму культуру.
Эксперименты в системе высшего образования - норма, а не исключение, именно они дают основание для творчества, совершенствования образовательных стандартов и методик, а также для оценки полученного опыта. Нельзя превращать образовательный процесс в бесконечный эксперимент с перманентным бессистемным обновлением ФГОС и учебных планов, тем более что никто не подводил и не подводит итогов этого эксперимента [10, с. 31]. Извращенное применение в российском образовании нормативов Болонской образовательной системы сыграло для юридического образования печальную
3 Конституционное право: академический курс: учебник: в 3 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. - Москва: Проспект, 2021. - Т. 1. - С. 12.
роль [4; 15-18]. Жаль, что никто из инициаторов столь жестокого эксперимента над Россией не ответил за последствия его проведения. Впрочем, этот эксперимент еще далек от завершения.
Конечно, юридическое образование отражает и закрепляет особенности цивилизационной культуры народа. Если государство, право и правосознание, например, в цивилизационной культуре многих народов Востока строятся на жертвенности индивида во имя общего блага, сопровождающейся стремлением личности к внутреннему совершенствованию, то правоведение современного Запада высшими ценностями полагает жизнь человека, его права и свободы. Восток символизирует традицию, современный Запад - ее отрицание. Цивилизационные различия культур прямо влияют на содержание юридического образования.
Традиционное русское правосознание разительно отличается и от западного (европейского), и от восточного. Для всех христианских народов высшей духовно-нравственной ценностью выступает любовь как совокупность совершенства (См.: Послание апостола Павла к Колоссянам, 3:14), наивысшая и величайшая из христианских добродетелей. Для русских человеческая личность не сводима к природе и способна любить до самопожертвования, когда жизнь приносится в жертву из любви к Родине или во имя спасения души. В русской традиции понимание того, что в свободе скрывается сокровенная суть человека, предполагает не только свободу как непосильное для человека бремя, разрешаемое на пути смирения [19], но и ее безграничность, когда каждое ущемление свободы ощущается как оскорбление достоинства личности. С позиции юридической теологии, свобода как процесс различения добра и зла, как процесс реализации этого различения отражает субстанциональность свободы как высшего дара Бога человеку и абсолютного блага как активной формы единства мироздания [20, с. 214, 216].
Адаптировать уровни различных цивилизационных подходов к российскому юридическому образованию невозможно. Противостояние культур затрагивает намного более глубинные пласты человеческой психики, чем противостояние политическое. В таком противостоянии практически невозможно прийти к соглашению, поскольку для диалога нет основы: участники конфликта не имеют общих понятий, каждый из них оперирует мировоззрением своей культуры. Юридическое образование как ни одно другое выступает официальным проводником такого мировоззрения. Слишком велика роль преемственности исторического развития государств и народов в сфере образования и всех социальных и государственно-правовых институтов [21, с. 10]. Отдельная существенная причина тому - нарастающее ныне воздействие на образование многофакторного мира виртуальной реальности.
Юридическое образование, обеспечивая преемственность политико-правовых идеалов каждой нации, способствует сохранению культурной самобытности народов, их архетипов, отображает и охраняет многообразие цивилизационного развития человечества. Отсюда и важность закрепления в юридическом образовании особенностей существующих культурно-исторических типов. Мечты современных либералов о всемирной постзападной цивилизации, в которой будет утрачена строгая вертикальная иерархия, произойдет отказ от мобилизационной политики, а общество будет обладать динамичностью, сетевым принципом организации, творческим характером социальной деятельности, безграничным пространством функционирования независимых социальных субъектов [22, с. 48, 52, 66], остаются секулярными космополитическими грезами.
Важно, чтобы столь необходимое для поступательного развития экспериментирование с юридическим образованием не становилось отрицанием традиции, не вело к эвтаназии национальной культуры и правосознания. Не следует путать способность творчески осваивать достижения юридического образования других стран с бездумным копированием чужого опыта, чужих принципов и образовательных стандартов.
Список литературы
1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - Москва: Книга, 1991. - 574 с.
2. Коллини С. Зачем нужны университеты? - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 266 с.
3. Миронов В.В. Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2019. - 60 с.
4. Бурцев А.К., Звонова В.А. Болонский процесс. Основополагающие материалы. - Москва: Финансы и статистика, 2007. - 86 с.
5. Осавелюк А.М. Бог в Конституции России: новые смыслы и акценты (О некоторых изменениях в Конституции РФ, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Государство и право. - 2020. - № 12. - С. 57-65.
6. Житенёв С.Ю., Бахровский Е.В., Боярский П.В., Венкова А.В., Волков И.В., Горелова Ю.Р., Горлова И.И., Гуров М.Б., Дерябина Е.Д., Ельчанинов А.И., Ефимов А.В., Загорулько А.В., Закунов Ю.А., Зо-лотова Т.Н., Коваленко Т.В., ЛарионцевМ.М., Мозговой С.А., Окороков А.В., Пархоменко Т.А., Плужников В.И., Поляков Т.П., Романова Д.Я., Рябов С.А., СелезнёваИ.А., Соловьев А.П., Спивак Д.Л., Филатова Н.В. Наука о культуре. К 90-летию Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева / отв. ред. С.Ю. Житенёв. - Москва: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, 2022. - 314 с.
7. Сазонникова Е.В. Категория «культура» в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Культура: управление, экономика, право. - 2021. - № 2. - С. 21-23.
8. Кириченко О.В. Общие вопросы этнографии русского народа. Традиция. Этнос. Религия. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2020. - 958 с.
9. Андрущенко В.П. Идеологическая эффективность культуры. - Киев: Выща шк., 1988. - 191 с.
10. Русская школа в XXI в.: в 9 кн. Книга 2. Мировоззренческие основания современного российского образования / под ред. протоиерея Геннадия Заридзе, В.М. Меньшикова, С.В. Перевезенцева. - Москва; Курск: Квадрига, 2022. - 776 с.
11. Авакьян С.А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики. - Москва: Юстицинформ, 2022. - 484 с.
12. ГромыкоАл.А., ЖуркинВ.В., ФёдоровВ.П., НосовМ.Г., АнтюшинаН.М., БабынинаЛ.О., БажанА.И., Белов В.Б., Биссон Л.С., Борко Ю.А., Буторина О.В., Водопьянова Е.В., Галкин А.А., Гладков И.С., Говорова Н.В., Гончаренко С.Н., Гусев К.Н., Данилов Д.А., Журавель В.П., Камкин А.К., Кандель П.Е., КаргаловаМ.В., КондратьеваН.Б., Лункин Р.Н., Максимычев И.Ф., Потёмкина О.Ю., РубинскийЮ.И., Циренщиков В.С., Швейцер В.Я., Шишелина Л.Н., Щербак И.Н., Орлова В.В. Европа XXI века. Новые вызовы и риски / под общ. ред. Ал. А. Громыко, В.П. Фёдорова. - Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. - 584 с.
13. Мальцев Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой. - Москва: Международный юридический институт при Минюсте России, 2005. - 200 с.
14. Теребихин В.М. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. О смыслах. - Москва: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018. - 456 с.
15. Бабурин С.Н. Образование в ценностных приоритетах обновляющегося российского государства // Россия в XXI в.: образование как важный цивилизационный институт развития и формирования российской культурно-исторической идентичности: сб. ст. XXX Моисеевских чтений / под общ. ред. М.Ч. Залиханова, С.А. Степанова. - Москва: Академия МНЭПУ, 2022. - С. 31-35.
16. Бабурин С.Н. Российская высшая школа в общеевропейском образовательном пространстве: оценка ситуации // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 2. Юридические науки. -2020. - № 3. - С. 5-11.
17. Боброва Н.А. Семь лет под прицелом мнимых мировых стандартов наукометрии // Конституционное и муниципальное право. - 2022. - № 4. - С. 74-80.
18. Боброва Н.А. Девальвация юридического образования: общетеоретический анализ // Образование и право. - 2018. - № 8. - С. 179-181.
19. Жуков В.Н. Свобода // Русская философия: энциклопедия. - 4-е изд., дораб. и доп. / под общ. ред. М.А. Маслина; сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков, Ю.Н. Солодухин. - Москва: Алгоритм: Мир философии, 2022.
20. Масленников Д.В. Идея богочеловека в контексте юридической теологии и философии права // Право. Порядок. Ценности / под общ. ред. Е.А. Фроловой. - Москва: Блок-Принт, 2023. - С. 214-223.
21. Скуратов Ю.И. Евразийская парадигма России и современные проблемы ее конституционно-правового развития. - Москва: Проспект, 2021. - 416 с.
22. Постзападная цивилизация. Либерализм: прошлое, настоящее и будущее / под общ. ред. С.Н. Юшенкова. - Москва: Новый фактор: Минувшее, 2002. - 437 с.
References
1. Danilevskij N.Ya. Rossiya i Evropa. - Moskva: Kniga, 1991. - 574 s.
2. Kollini S. Zachem nuzhny universitety? - Moskva: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2016. - 266 s.
3.Mironov V.V. Transformaciya kul'tury v prostranstve global'noj kommunikacii. - Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2019. - 60 s.
4. Burcev A.K., Zvonova VA. Bolonskij process. Osnovopolagayushchie materialy. - Moskva: Finansy i statis-tika, 2007. - 86 s.
5. Osavelyuk A.M. Bog v Konstitucii Rossii: novye smysly i akcenty (O nekotoryh izmeneniyah v Konstitucii RF, odobrennyh v hode obshcherossijskogo golosovaniya 1 iyulya 2020 g.) // Gosudarstvo i pravo. - 2020. -№ 12. - S. 57-65.
6. Zhitenyov S.Yu., Bahrovskij E.V., Boyarskij P.V., Venkova A.V., Volkov I.V., Gorelova Yu.R., Gorlova I.I., Gurov M.B., Deryabina E.D., El'chaninov A.I., Efimov A.V., Zagorul'ko A.V., Zakunov Yu.A., Zolotova T.N., Kovalenko T.V., Larioncev M.M., Mozgovoj S.A., Okorokov A.V., Parhomenko T.A., Pluzhnikov V.I., Polyakov T.P., Romanova D.Ya., Ryabov S.A., Seleznyova I.A., Solov'ev A.P., Spivak D.L., Filatova N.V. Nau-ka o kul'ture. K 90-letiyu Rossijskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta kul'turnogo i prirodnogo nasle-diya imeni D.S. Lihacheva / otv. red. S.Yu. Zhitenyov. - Moskva: Rossijskij nauchno-issledovatel'skij institut kul'turnogo i prirodnogo naslediya imeni D.S. Lihacheva, 2022. - 314 s.
7. Sazonnikova E.V. Kategoriya "kul'tura" v resheniyah Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii // Kul'tura: upravlenie, ekonomika, pravo. - 2021. - № 2. - S. 21-23.
8. Kirichenko O.V. Obshchie voprosy etnografii russkogo naroda. Tradiciya. Etnos. Religiya. - Sankt-Peterburg: Aletejya, 2020. - 958 s.
9. Andrushchenko V.P. Ideologicheskaya effektivnost' kul'tury. - Kiev: Vyshcha shk., 1988. - 191 s.
10. Russkaya shkola v XXI v.: v 9 kn. Kniga 2. Mirovozzrencheskie osnovaniya sovremennogo rossijskogo obrazovaniya / pod red. protoiereya Gennadiya Zaridze, V.M. Men'shikova, S.V. Perevezenceva. - Moskva; Kursk: Kvadriga, 2022. - 776 s.
11. Avak'yan S.A. Predstavitel'stvo v konstitucionnom prave: voprosy teorii i praktiki. - Moskva: Yusticin-form, 2022. - 484 s.
12. Gromyko Al.A., Zhurkin V.V., Fyodorov V.P., Nosov M.G., Antyushina N.M., Babynina L.O., Bazhan A.I., Belov V.B., Bisson L.S., Borko Yu.A., Butorina O.V., Vodop'yanova E.V., Galkin A.A., Gladkov I.S., Govorova N.V., Goncharenko S.N., Gusev K.N., Danilov D.A., Zhuravel' V.P., Kamkin A.K., Kandel' P.E., Kargalova M.V., Kondrat'eva N.B., Lunkin R.N., Maksimychev I.F., Potyomkina O.Yu., Rubinskij Yu.I., Cirenshchikov VS., Shvejcer V.Ya., Shishelina L.N., Shcherbak I.N., Orlova V.V. Evropa XXI veka. Novye vyzovy i riski / pod obshch. red. Al. A. Gromyko, V.P. Fyodorova. - Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2017. - 584 s.
13.Mal'cev G.V. Razvitie prava: k edineniyu s razumom i naukoj. - Moskva: Mezhdunarodnyj yuridicheskij institut pri Minyuste Rossii, 2005. - 200 s.
14. Terebihin V.M. Patriarh Moskovskij i vseya Rusi Kirill. O smyslah. - Moskva: Izd-vo Moskovskoj Patri-arhii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, 2018. - 456 s.
15. Baburin S.N. Obrazovanie v cennostnyh prioritetah obnovlyayushchegosya rossijskogo gosudarstva // Rossiya v XXI v.: obrazovanie kak vazhnyj civilizacionnyj institut razvitiya i formirovaniya rossijskoj kul'turno-istoricheskoj identichnosti: sb. st. XXX Moiseevskih chtenij / pod obshch. red. M.Ch. Zalihanova, S.A. Stepanova. - Moskva: Akademiya MNEPU, 2022. - S. 31-35.
16. Baburin S.N. Rossijskaya vysshaya shkola v obshcheevropejskom obrazovatel'nom prostranstve: ocenka situacii // Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. Seriya 2. Yuridicheskie nauki. - 2020. - № 3. -S. 5-11.
17. Bobrova N.A. Sem' let pod pricelom mnimyh mirovyh standartov naukometrii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2022. - № 4. - S. 74-80.
18. Bobrova N.A. Deval'vaciya yuridicheskogo obrazovaniya: obshcheteoreticheskij analiz // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 8. - S. 179-181.
19. Zhukov V.N. Svoboda // Russkaya filosofiya: enciklopediya. - 4-e izd., dorab. i dop. / pod obshch. red. M.A. Maslina; sost. P.P. Apryshko, A.P. Polyakov, Yu.N. Soloduhin. - Moskva: Algoritm: Mir filosofii, 2022.
20. Maslennikov D.V Ideya bogocheloveka v kontekste yuridicheskoj teologii i filosofii prava // Pravo. Po-ryadok. Cennosti / pod obshch. red. E.A. Frolovoj. - Moskva: Blok-Print, 2023. - S. 214-223.
21. Skuratov Yu.I. Evrazijskaya paradigma Rossii i sovremennye problemy eyo konstitucionno-pravovogo raz-vitiya. - Moskva: Prospekt, 2021. - 416 s.
22. Postzapadnaya civilizaciya. Liberalizm: proshloe, nastoyashchee i budushchee / pod obshch. red. S.N. Yushen-kova. - Moskva: Novyj faktor: Minuvshee, 2002. - 437 s.