Научная статья на тему 'РЕФОРМА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020 ГОДУ: ВОЗВРАЩЕНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ МАРШРУТ'

РЕФОРМА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020 ГОДУ: ВОЗВРАЩЕНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ МАРШРУТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / КОНСТИТУЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА / ИДЕОЛОГИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бабурин Сергей Николаевич

В статье рассмотрены системные цивилизационные недостатки Конституции РФ 1993 года и обоснована актуальность и значимость конституционной реформы 2020 года, возвращение в текст Конституции традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества, наполнение реальным содержанием социального характера современного Российского государства. Аргументируется необходимость возвращения России через конституционные новации на свой цивилизационный маршрут развития, предполагающий традиционный характер духовно-нравственных ценностей и единство вокруг православного духовного стержня общества всех авраамических и иных традиционных религий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORM OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2020: THE RETURN OF CONSTITUTIONALISM TO THE NATIONAL ROUTE

The article examines the systemic civilizational shortcomings of the 1993 Russian Constitution and substantiates the relevance and significance of the constitutional reform of 2020, the return to the text of the constitution of traditional spiritual and moral values of Russian society, filling with real content of the social character of the modern Russian state. The need to return Russia through constitutional innovations to its civilizational route of development, suggesting the traditional nature of spiritual and moral values and unity around the Orthodox spiritual core of society of all Abrahamic and other traditional religions.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020 ГОДУ: ВОЗВРАЩЕНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ МАРШРУТ»

УДК 342.41:323.2

РЕФОРМА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020 ГОДУ: ВОЗВРАЩЕНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ МАРШРУТ1

Бабурин Сергей Николаевич,

д-р юрид. наук, профессор, научный руководитель Центра интеграционных и цивилизационных исследований; профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации,

e-mail: 1357343@mail.ru, Институт государства и права РАН, г. Москва, Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва

В статье рассмотрены системные цивилизационные недостатки Конституции РФ 1993 года и обоснована актуальность и значимость конституционной реформы 2020 года, возвращение в текст Конституции традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества, наполнение реальным содержанием социального характера современного Российского государства. Аргументируется необходимость возвращения России через конституционные новации на свой цивилизационный маршрут развития, предполагающий традиционный характер духовно-нравственных ценностей и единство вокруг православного духовного стержня общества всех авраамических и иных традиционных религий.

Ключевые слова: государство, Конституция, национальный путь развития, духовно-нравственные ценности, конституционная реформа, идеология конституционализма

REFORM OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2020: THE RETURN OF CONSTITUTIONALISM TO THE NATIONAL

ROUTE

Baburin S.N.,

doctor of law, professor, scientific director of the Center for integration and civilization studies; professor, distinguished fellow of science of the Russian Federation, e-mail: 1357343@mail.ru, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Witte Moscow University, Moscow

The article examines the systemic civilizational shortcomings of the 1993 Russian Constitution and substantiates the relevance and significance of the constitutional reform of 2020, the return to the text of the constitution of traditional spiritual and moral values of Russian society, filling with real content of the social character of the modern Russian state. The need to return Russia through constitutional innovations to its civilizational route of development, suggesting the traditional nature of spiritual and moral values and unity around the Orthodox spiritual core of society of all Abrahamic and other traditional religions.

Keywords: state, constitution, national development path, spiritual and moral values, constitutional reform, ideology of constitutionalism

DOI 10.21777/2587-9472-2020-2-13-17

Вначале о самом земном. Пособие по безработице - 730 долларов США в месяц. Зарплата, например, медсестры - 1000 $ в месяц. Дар государства новобрачным на покупку квартиры 64 000 $, пособие на каждого новорожденного 7000 $. Единовременная материальная помощь государства на открытие личного бизнеса 20 000 $. Образование и любая медицина бесплатны, образование и стажировка за рубежом - за счет государства. За подделку лекарств - смертная казнь. Квартирная плата

1 Статья выполнена на основе доклада автора на V Общероссийском юридическом форума «Конституция 2020: эволюция публичной власти». Уфа, 4 декабря 2020 г.

и плата за электроэнергию отсутствуют. Кредиты на покупку автомобиля и квартиры без процентов. Литр бензина стоит 14 центов. За 40 лет численность населения выросла в 3 раза [9].

Это, к сожалению, не Россия, но и не фантастика. Это Ливия при Муаммаре Каддафи, когда она как государство шла своим национальным маршрутом развития. Ныне ничего из перечисленного уже нет. После агрессии США и их сателлитов в сегодняшней в Ливии западная демократия и гражданская война. Стоимость литра бензина порой доходит до 5 долларов США.

Цитата из 2011 года: «Я должен удерживать свою позицию, и, если Аллах пожелает, я отдам жизнь за этот путь - путь, который обогатил нашу страну плодородной землёй, принёс народу здоровье и пищу и даже позволил нам помогать нашим африканским и арабским братьям и сёстрам работать с нами здесь, в Ливийской Джамахирии. Я не хочу умирать, но если это необходимо ради спасения этой страны, моего народа, тысяч моих детей, то так тому и быть. Пусть это завещание будет моим посланием миру, свидетельством, что я сопротивлялся атакам натовских крестоносцев, противостоял жестокости, предательству, выстаивал перед натиском Запада и его колониальных амбиций» [16]. Это слова из политического завещания М. Каддафи, сделанного незадолго до злодейского убийства ливийского руководителя.

В России своя история столкновения с западными «благодетелями», то с крестоносцами, как при Александре Невском, то с поставщиками гуманитарной помощи, как при Горбачеве. В 1993 году эти «благодетели» подтолкнули Ельцина к государственному перевороту, расстрелу в Москве российского Дома Советов и прекращению развития России путём опоры на свои культурно-национальные традиции.

Почему с особым трепетом и уважением я бываю в Башкирии? Вечер 4 октября 1993 года мне довелось встречать в тюремной камере, куда попал, будучи Председателем Комитета Верховного Совета РФ по судебной реформе и работе правоохранительных органов. Что говорить - тюрьма спасла мне жизнь. Но в то время, когда губернатор, например, моей родной Омской области услужливо вёз в Москву Омский ОМОН для защиты Ельцина и его порочной политики, ярким и единственным исключением стал поступок тогдашнего главы Республики Башкортостан, который отправил в столицу свой самолет, собрал отовсюду избитых и униженных народных депутатов, избранных от Башкирии, и вывез их на родину, укрывая от бессудной расправы. Этот башкирский нравственный пример навеки в моём сердце.

Конституция РФ 1993 года вобрала в себя многие важные и ценные нормы, родившиеся в предшествующий ей период, но многие её новшества граничат с национальной капитуляцией, они стали препятствием, которое не позволяет многонациональному народу России стряхнуть наваждение и встать с колен. Высшей ценностью иезуитски объявлены лишь человек, его права и свободы (ст. 2 Конституции РФ), в то время как существуют и иные, не менее значимые ценности, такие как вера и Отечество, святыни и нравственность.

Земля и другие природные ресурсы предоставлены, прежде всего, в частную, и только потом в иные формы собственности (ч. 2 ст. 9). Народам, проживающим на соответствующей территории, земля и ресурсы предоставляются лишь для использования (ч. 1 ст. 9). Идеологическое многообразие основывается в РФ на запрете любой идеологии в качестве государственной или обязательной (ч. 2 ст. 13), что означает уравнивание в Конституции добра и зла. А я уверен, что должны быть обязательны и для общества и для государства почитание стариков, забота о детях, любовь к родине, а ведь это и есть идеология. Идеология патриотизма. А с ней уравнивают идеологию продажности и беспринципности.

Есть и иные статьи действующей Конституции, которые не позволяют России излечить свою душу и тело. Именно поэтому следовало поддержать конституционную реформу 2020 года как начало возвращения нашего государственного развития на национальный маршрут. Конституционализм любого государства не только фиксирует основы государственного устройства и управления, он отражает уже имеющийся национальный опыт и закрепляет преемственность культурно-исторического развития, цивилизационные особенности [См., напр.: 1, с. 448-452; 12, с. 380-391; см. также: 11, с. 9-92].

Россия традиционно строится как цивилизационный союз народов - равноправное единство славянских, тюркских, финно-угорских, кавказских и иных племён, что возможно лишь на федеративных началах, либо в форме союзного государства. Только все вместе они создают многонациональный народ или, как определил Президент РФ В.В. Путин в своём Указе № 703 от 6 декабря 2018 года, российскую нацию [15].

Реформа 2020 года укрепила в Конституции традиционную систему духовно-нравственных ценностей, положив начало избавлению от её неолиберальной деформации. Верно говорят о новой россий-

ской конституционной политике. Речь идет, например, о нормах ч. 2 и 3 ст. 67.1, о ст. 72 Конституции РФ. Важна характеристика Российской Федерации как государства, объединенного тысячелетней историей, хранящего память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, крайне значимы закрепленные в Конституции преемственность в развитии Российского государства, почитание государством памяти защитников Отечества, обеспечение защиты исторической правды.

Весь многонациональный народ РФ затрагивает наполнение реальным содержанием до того лишь провозглашенной в ст. 7 социальной сущности государства, ныне это ч. 4 ст. 67.1, ст. 75, ст. 75.1.

Историческая Россия имеет, как писал Н.Я. Данилевский, свои индивидуальные черты культурно-исторического типа [4, с. 481], противостоя, как много позже отметил и А.Дж. Тойнби, угрозе подпасть под влияние Западного мира [14, с. 106], а потому принципиально важны конституционное провозглашение преемственности от Советского Союза (ст. 67.1), закрепление культурного единства современной России при одновременной защите самобытности всех народов и этнических общностей РФ; объявление русского языка языком государствообразующего народа при гарантиях сохранения этнокультурного и языкового многообразия (ч. 1 и особенно ч. 4 ст. 68, ч. 2 ст. 69 Конституции). Только такое единство способно сделать государство сильным [См.: 7, с. 5-8, 78-93].

Именно в этом, хотя и не только в этом, смысл возвращения России на собственный цивилиза-ционный путь развития, роль конституционной реформы даже при пока ещё оставшихся неизменными губительных нормах 1 главы Конституции РФ.

Закономерности национально ориентированного пути развития просты: кризис духовно-нравственных основ жизни с неизбежностью обрекает общество на социально-политические потрясения, приводит к разрыву преемственности в процессе конституционализма; конституционализм даже в революционной ситуации строится на культурно-историческом опыте национальной истории; духовность общества имеет культурно-исторический характер и строится в России на православной духовной традиции [См.: 3, с. 202-213]. По своей основе русская православная традиция общества наднациональна и не ориентирована только на одну конфессию, она гармонично соединяет в качестве опоры государства духовно-нравственные ценности всех авраамических и иных, традиционных для России религий. Не случайно ислам со времен Императрицы Екатерины II Великой был в России фактически второй государственной религией.

Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл не случайно недавно напомнил, что «слепое перенесение на русскую почву чуждых мировоззренческих моделей и политических образцов, без учета национальной специфики и духовно-нравственного контекста, нередко, а лучше сказать, что почти всегда приводило к масштабным потрясениям и трагедиям» [8]. Усиленно насаждаемый на русской почве уже второе столетие европейский либерализм, с его циничным потребительством и забвением Божественного предназначения человека, убивает в каждом из народов нашей РФ не только национальное, но и истинно человеческое.

Чего стоит, например, отказ Запада от традиционных семейных ценностей, замена их ювеналь-ной юстицией, отказ от сакральности отношений между мужчиной и женщиной с переходом к культу однополого сожительства. Между тем, как очень точно сказал в одной из своих проповедей наш выдающийся современник Верховный муфтий Талгат хазрат Таджуддин, от того, «в каком духовно-нравственном состоянии семья, сколько любви и ласки, доброты и сердечного отношения получил ребёнок, зависит во многом состояние общества и государства, их прогресс, развитие и процветание» [10].

Главную мировоззренческую ущербность не только Запада, но и в целом идеологии гуманизма выделил при толковании суры «Открывающая» выдающийся государственный деятель ХХ века, духовный лидер Исламской революции в Иране имам Р. Хомейни: «Все бедствия, от которых страдает человек, вытекают из его любви к себе, но если бы он воспринимал истинную причину, он бы понял, что его "я" не принадлежит ему. Следовательно, истинная любовь к себе - это любовь к остальным, но это было ошибочно принято за любовь к себе. Эта ошибка разрушает человека; все бедствия, от которых мы страдаем, возникают от этой ошибочной любви к себе и стремлению к её возвышению. Это желание ведёт людей к смерти и разрушению; оно приводит их к Адскому Огню, и это есть источник всякого греха. Когда человек сосредотачивает своё внимание на себе и всём желаемом для себя, он становится врагом любого, кто стоит на его пути, он не оставляет другим никаких прав. Это и есть источник всех наших бед» [5, с. 102, 103; см. также: 13, с. 73-82].

Конечно, поправкой к Конституции РФ в 2020 году неимоверно расширены полномочия Президента, изменился статус судебной власти, Парламент ослаблен. Дай Бог, пошли бы эти перемены на пользу! И не надо жалеть нынешний Парламент, ведь он безропотно и даже с энтузиазмом пошел на сокращение своих контрольных функций. Государственная Дума РФ вообще, на мой взгляд, перестала быть органом народного представительства, занимается только гонениями на автомобилистов и курильщиков, изменением часовых поясов или времени продажи алкогольных напитков. Вместо создания новых рабочих мест она изобретает новые налоги и штрафы. Видимо, других проблем в обществе для сегодняшней Думы нет. Необходимо, чтобы депутаты следующего созыва вернули народу настоящий парламент.

Но для верной оценки конституционной реформы 2020 года следует видеть и другое. Дважды за минувшее столетие русскую цивилизацию толкнули в сторону небытия, разрушили её государственную форму, вначале Российскую империю, потом Советский Союз, под угрозой оказался сам её духовно-нравственный стержень. Способствовали тому как духовная нищета и политическая бездарность верхов, так и нравственная слепота низов. Лишь конституционная реформа 2020 года начала возвращение РФ на национальный маршрут самостоятельного развития.

Идеология дальнейшего конституционного строительства России выражена в проповеди глубокоуважаемого не только в Республике Башкортостан, но и во всей России Шейха-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина: «Родина! Дал нам Господь Щедрейший огромную, необъятную и благословенную Родину! Вместе с ней и в ней нам, нашим детям и внукам и грядущим поколениям, даст Бог, расти и жить. Преумножаться, растить детей и внуков, лелеять их, любить и учить жить, по-Божески, то есть угодными Богу и людям помыслами и делами. Не только верить, но и любить Бога и Отчизну - гордиться ею и беречь, как зеницу ока. Одна она у нас, Родина-матушка. И едина, Слава Богу!» [10].

Но помимо упрочения и даже самого признания необходимости патриотической идеологии российского конституционализма, работы по реконструкции Российской Федерации на духовно-нравственных началах ещё непочатый край. С закрепления конституционных новаций в действующем законодательстве надо начинать, но и с коренной конституционной реформой, которая должна Россию избавить от неолиберального духовного отравления и через интеграционный конституционализм воссоздать единую страну [См.: 2; 6], тоже нельзя тянуть.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения // Размышления конституционалиста: избранные статьи. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - С. 446-465.

2. Бабурин С.Н. Интеграционный конституционализм. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. - 264 с.

3. Бабурин С.Н. Нравственное государство. Русский взгляд на ценности конституционализма. - М.: Норма, 2020. - 536 с.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991. - 576 с.

5. ИмамХомейни. Толкование суры «Открывающая» / пер. с перс. К.Х. Идрисова. - М.: Научная книга, 2012. - 152 с.

6. Интернациализация конституционного права: современные тенденции: монография / под ред. Н.В. Варламовой и Т.А. Васильевой. - М.: ИГП РАН, 2017. - 224 с.

7. Керимов А.Д., Куксин И.Н. Сильное государство как определяющий фактор общественного развития. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 96 с.

8. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Выступление на ХХ Всемирном Русском Народном Соборе, 1 ноября 2016 года [Электронный ресурс] // Сайт Всемирного Русского Народного Собора. -URL: http://www.vrns.ru/news/4234 (дата обращения: 07.11.2020).

9. При Каддафи в Ливии [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bear197.whotrades.com/ blog/43803614699 (дата обращения: 01.12.2020).

10. Проповедь Шейх-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина, посвященная «Курбан-Байрам» [Электронный ресурс] // Сайт ЦДУМР. - URL: http://www.cdum.ru/news/44/8803 (дата обращения: 29.11.2020).

11. Савенков А.Н. Философия права, правовое мышление и глобальные проблемы современной цивилизации // Трансформация парадигмы права в цивилизационном развитии человечества: доклады членов РАН / под общ. ред. чл.-корр. РАН А.Н. Савенкова. - М.: ИГП РАН, 2019. - С. 9-92.

12. СаликовМ.С. Дефекты в конституционном праве и федеративном строительстве // Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения: материалы Международной научной конференции (г. Москва, 28-31 марта 2007 г.) / под ред. С.А. Авакьяна. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. - С. 380-391.

13. Современное государство в эпоху глобальных трансформаций: аналитический доклад / И.М. Раги-мов, С.Н. Бабурин, Ю.В. Голик [и др.]. - СПб.: Юридический центр-Академия, 2019. - 344 с.

14. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: сборник: пер. с англ. - М.: Прогресс - Культура; СПб.: Ювента, 1996. - 480 с.

15. Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666» [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.garant/hotlaw/federal/1232406.html (дата обращения: 29.11.2020).

16. Я пытался оградить людей от колониального засилья. Завещание Муаммара Каддафи [Электронный ресурс] // Сайт КПРФ. - URL: http://www.kprf.ru/international/98211.html (дата обращения: 29.11.2020).

References

1. Avak'yan S.A. Probely i defekty v konstitucionnom prave i puti ih ustraneniya // Razmyshleniya konstitucionalista: izbrannye stat'i. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2010. - S. 446-465.

2. Baburin S.N. Integracionnyj konstitucionalizm. - M.: Norma: INFRA-M, 2020. - 264 s.

3. Baburin S.N. Nravstvennoe gosudarstvo. Russkij vzglyad na cennosti konstitucionalizma. - M.: Norma, 2020. - 536 s.

4. DanilevskijN.Ya. Rossiya i Evropa. - M.: Kniga, 1991. - 576 s.

5. Imam Homejni. Tolkovanie sury «Otkryvayushchaya» / per. s pers. K.H. Idrisova. - M.: Nauchnaya kniga, 2012. - 152 s.

6. Internacializaciya konstitucionnogo prava: sovremennye tendencii: monografiya / pod red. N.V. Varlamovoj i T A. Vasil'evoj. - M.: IGP RAN, 2017. - 224 s.

7. KerimovA.D., Kuksin I.N. Sil'noe gosudarstvo kak opredelyayushchij faktor obshchestvennogo razvitiya. -M.: Norma: INFRA-M, 2017. - 96 s.

8. Kirill, Patriarh Moskovskij i vseya Rusi. Vystuplenie na HKH Vsemirnom Russkom Narodnom Sobore, 1 noyabrya 2016 goda [Elektronnyj resurs] // Sajt Vsemirnogo Russkogo Narodnogo Sobora. - URL: http:// www.vrns.ru/news/4234 (data obrashcheniya: 07.11.2020).

9. Pri Kaddafi v Livii [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.bear197.whotrades.com/blog/43803614699 (data obrashcheniya: 01.12.2020).

10. Propoved' Shejh-ul'-Islama Talgata Safa Tadzhuddina, posvyashchennaya «Kurban-Bajram» [Elektronnyj resurs] // Sajt CDUMR. - URL: http://www.cdum.ru/news/44/8803 (data obrashcheniya: 29.11.2020).

11. Savenkov A.N. Filosofiya prava, pravovoe myshlenie i global'nye problemy sovremennoj civilizacii // Transformaciya paradigmy prava v civilizacionnom razvitii chelovechestva: doklady chlenov RAN / pod obshch. red. chl.-korr. RAN A.N. Savenkova. - M.: IGP RAN, 2019. - S. 9-92.

12. Salikov M.S. Defekty v konstitucionnom prave i federativnom stroitel'stve // Probely i defekty v konstitucionnom prave i puti ih ustraneniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Moskva, 28-31 marta 2007 g.) / pod red. S.A. Avak'yana. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2008. - S. 380-391.

13. Sovremennoe gosudarstvo v epohu global'nyh transformacij: analiticheskij doklad / I.M. Ragimov, S.N. Baburin, Yu.V. Golik [i dr.]. - SPb.: Yuridicheskij centr-Akademiya, 2019. - 344 s.

14. Tojnbi A.Dzh. Civilizaciya pered sudom istorii: sbornik: per. s angl. - M.: Progress - Kul'tura; SPb.: Yuventa, 1996. - 480 s.

15. Ukaz Prezidenta RF ot 6 dekabrya 2018 g. № 703 «O vnesenii izmenenij v Strategiyu gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda, utverzhdennuyu Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 19 dekabrya 2012 g. № 1666» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.garant/hotlaw/ federal/1232406.html (data obrashcheniya: 29.11.2020).

16. Ya pytalsya ogradit' lyudej ot kolonial'nogo zasil'ya. Zaveshchanie Muammara Kaddafi [Elektronnyj resurs] // Sajt KPRF. - URL: http://www.kprf.ru/international/98211.html (data obrashcheniya: 29.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.