ПРИНЦИПЫ ПРАВА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА И ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ
УДК 34. 01; 342.5
DOI: 10.18384/2310-6794-2022-1-7-14
РУССКАЯ ПРАВДА И ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Бабурин С. Н.
Институт государства и права Российской академии наук 129019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10, Российская Федерация Московский университет имени С. Ю. Витте
115432, г. Москва, 2-й Кожуховский пр., д. 12, стр. 1, Российская Федерация Аннотация
Цель. Оценить роль традиционных ценностей и их формирование в современной России с древнейших времён, начиная с памятника права «Русская правда». Через выявление особенностей государственно-правовых трансформаций России в ходе исторического развития рассматривается конституционная реформа РФ 2020 г.
Процедура и методы. В работе использованы общенаучные и специальные методы исследования, в т. ч. сравнительно-правовой, системный, формальной логики, анализа и синтеза. Результаты. Приведены аргументы, что конституционная реформа 2020 г. имеет цивилизацион-ный смысл и затронула глубинные основания современного государства и общества. Началось устранение духовно-нравственного разрыва исторической целостности русской цивилизации, восстановление социального единства общества, укрепление фундаментальных системных основ России.
Теоретическая и/или практическая значимость. Сделан вывод о решающей роли духовно-нравственных ориентиров человека и народа в любых российских государственно-правовых трансформациях.
Ключевые слова: Русская правда, государство, конституция, духовно-нравственные ценности, национальные традиции, православие, консерватизм
RUSSKAYA PRAVDA AND STATE-LEGAL TRANSFORMATIONS OF MODERN RUSSIA
S. Baburin
Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences Znamenka ul. 10, Moscow 119019, Russian Federation S. Y. Witte Moscow University
2ndKozhukhovsky proezd 12-1, Moscow 115432, Russian Federation
© CC BY Бабурин С . Н . , 2022.
Abstract
Aim. To assess the role of traditional values in modern Russia and their formation since ancient times, starting with such a monument of law as Russkaya Pravda. Through the identification of the features of the state and legal transformations of Russia in the course of historical development, the constitutional reform of the Russian Federation in 2020 is considered.
Methodology. General scientific and special research methods are used, including comparative-law, systemic, formal logic, analysis and synthesis.
Results. Arguments are given to prove that the constitutional reform of 2020 has a civilizational meaning and has affected deep foundations of the modern state and society. The elimination of the spiritual and moral gap in the historical integrity of Russian civilization has started, as well as the restoration of social unity of the society, and strengthening of the fundamental systemic foundations of Russia. Research implications. It is concluded that the spiritual and moral guidelines of the person and the people play the decisive role in any state-legal transformations.
Keywords: Russkaya Pravda, state, constitution, spiritual and moral values, national traditions, Orthodoxy, conservatism
Введение
Известна основанная на летописных источниках позиция М. В . Ломоносова о древности славян и славянских государств. «Что сла-венский народ был в нынешних российских пределах ещё прежде рождества Христова, то неспоримо доказать можно... Россы или Русь Чермная, Белая и Варяжская перед приходом Рюриковым простиралась от Варяжского моря и от озера Ильменя почти до Чёрного»1 - утверждал великий российский энциклопедист Линию М В Ломоносова в значительной мере продолжили многие учёные. Так, Г. В . Вернадский утверждал, что исторические корни русского народа уходят в глубокое прошлое, группы племён предков русского народа сплотились, по крайней мере, в сармато-готский период, а процесс их консолидации должен был начаться ещё в скифский период. Названия «русь» и «рось» употреблялись в Южной Руси, по его мнению, ещё с IV в .2 .
Знание корней своего народа, своего государства всегда позволяет более адекватно оценивать современный исторический процесс, современные трансформации государства и права Используя общенаучные и специальные методы исследования, в т ч сравнительно-право-
вой, системный, формальной логики, анализа и синтеза, начнём рассмотрение государственно-правового развития современной России с напоминания о «Русской правде», которая была сводом правил жизни народов будущей Руси, и до влияния на Русь римского (византийского) права [2, с . 134-148].
Русская правда как символ национального правосознания.
Русскую правду следует воспринимать в общем контексте духовной, правовой и политической литературы Древней Руси, которая, по словам известного российского филолога Д . С . Лихачева, была глубоко патриотична, учила деятельной любви к Родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества3 Именно на этом веками формировался русский характер, в основе которого, по словам писателя и публициста В . Г. Распутина, «думание, собеседование, исповедь защищающейся души, отстаивающей своё право на самостоятельное слово и дело»4
Ломоносов М . В . Государство Российское . М. : Де'Либри, 2015 . С. 18, 33, 160-187. 2 Вернадский Г. В . История России . Древняя Русь / пер . с англ . Б . Николаева. Тверь: ЛЕАН; М. : АГРАФ, 1996. С. 20, 286.
Лихачев Д . С. Величие древней литературы //
Библиотека литературы Древней Руси . Т. 1. Х1-Х11
века. СПб . : Наука, 1997. С. 9 .
4 Распутин В . Г. Эта книга названа точно - «.Из русской думы» // .Из русской думы / сост. Ю . Селиверстов: в 2 т. Т. 1 . М.: Роман-газета, 1995. С. 7 .
W
Русская правда («Правда роськая»)1 - это древнейший письменный памятник отечественного права и воплощённого в нём русского правосознания, датируемый началом XI в . Это первый русский правовой кодекс. Именно в Русской правде закреплены представления древних руссов о справедливости, чести и достоинстве, об ответственности государства (князя) за торжество справедливости. Можно видеть, как возрастало понимание ценности человеческой жизни и достоинства личности, когда на смену кровной мести, упоминаемой в более древней краткой редакции Русской правды, попытались ввести систему штрафов Пространной редакции, причём размер штрафов варьировался в зависимости от социального статуса потерпевшего . Дикая вира предусматривала ответственность не скрывшегося виновника преступления, а всей верви (поселения), дабы зло не оставалось безнаказанным. За разбой и умышленное убийство община уже не отвечала, но была обязана выдать людям князя жену преступника и детей, которые отдавались «на поток и на разграбление» (т е имели место конфискация имущества и высылка) . Конечно, понятия преступлений и обид имели конкретно-исторический смысл За отсечение какого-либо пальца взималось 3 гривны, а за лишение усов или бороды -12 гривен2.
В Русской правде мы видим закрепление целостной системы правовых ценностей, совокупности принципов, идей и норм, которые в дали прошлого формировала русское национальное мировоззрение. Не случайно митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» писал, что «закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать - служитель будущего века, жизни нетленной»3 Развившиеся из неё ценностные устои стали фундаментом современной националь-
1 Русская правда [Электронный ресурс]. URL: https:// pravo, hse. ru/data/2012/06/15/1255408838/ Юшков%20С.В . -Русская%20Правда.2002.pdf (дата обращения: 31.01. 2022) .
2 Там же .
3 Слово о законе и благодати митрополита Киевского Илариона // Библиотека литературы Древней Руси . Т. 1. XI-XII века. СПб . : Наука, 1997. С. 20 .
ной правовой идеологии как определённого механизма организации идеологической сферы политически организованного общества, позволяющего достигнуть определённых эффектов и в силу этого востребованного именно в современных условиях [9, с . 43]. Русская правда как памятник права отразила становление той духовно-нравственной Русской Правды, за которую веками стоял народ в Древней Руси, потом в Московском царстве, Российской империи и даже Советском Союзе Русская Правда и ныне может считаться камертоном государственно-правовых трансформаций Российской Федерации .
Конечно, Русская Правда сегодня - это не ностальгия по своду древних правовых норм и правил, это выросшая на этих правилах целостная система баланса справедливости и свободы, отношений государства и личности, государства и общества, это внутренний духовный стержень характера и духа многонационального народа России Русская Правда - это само народное чувство справедливости и свободы Стремление к торжеству Русской Правды всегда лежало и лежит ныне в основе народного представления о реформировании государства и права
Культурно-исторический тип русского государства и права, выросших после присоединения к Московскому царству Вильны и Смоленска до масштабов российских, формировался иначе, чем у европейских и большинства иных государств Полностью солидаризируюсь с И . Я. Фрояновым, доказавшим на основе многолетних исследований, что древнерусское государство сложилось в условиях доклассовых общественных связей и наполнялось классовым содержанием по мере созревания классов С крушением родо-племенного строя публичная власть на просторах будущей Руси сбросила с себя племенную оболочку, покрываясь общинной . Государство стало инструментом классового господства тогда, когда Русь из общинной превратилась в феодальную, и произошло это не ранее Х1У-ХУ вв . [11, с. 751, 933].
Заметим ортодоксальным марксистам, что такой подход соответствует позиции Ф . Энгельса, писавшего в «Анти-Дюринге», что стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в ходе собственного развития создают государство «сначала только в целях удовлетворения своих общих интересов (например, на Востоке - орошение) и для защиты от внешних врагов.»1. Лишь позже, с появлением классов, это государство становится классовым
Государственно-правовые особенности Русской Правды
В. В . Еремян в своих фундаментальных исследованиях «Древняя Русь» и «Ордынская Русь», фактически перекликаясь с идеями И. Я. Фроянова, на историко-правовом материале подчёркивает институциональную составляющую общинного самоуправления и указывает на полицентричность государственного образования Древней Руси с дифференцированным характером базового протогосударственного института -территориальной общины, превалирующего элемента общественных отношений в процессе политогенеза2 Отмечая историческую закономерность, когда родовая демократия уступила место земской, В В Еремян подчёркивает, что русская земля изначально формировалась в качестве полиэтнического государственного образования, рождающегося в процессе «социального инкорпорирования»3 Через сложившиеся самостоятельные территориально-политические образования древних славян он как выводит преемственность на Руси «народоправства» в форме вечевой демократии, так и делает ключевые общие выводы о самоуправлении как форме славяно-русской полисной демократии и о становлении краеугольных для
русского общества дружин-артелей, сочетающих коллективные и представительские начала в организации труда, системы управления и повседневного быта4
Всё сказанное - лишь о некоторых первопричинах, об основных корнях многих сегодняшних правовых и политических процессов и явлений Не менее важны и те элементы русских архетипов, о которых пишет современный российский историк и политолог В . Э . Багдасарян, когда характеризует ценностные основания государственной политики, начиная с характерного именно для России понимания идеи преображения человека В этой идее - сам духовный смысл Русской Правды. На Западе идея преображения отсутствовала изначально, под развитием понималось не преображение человека, а изменение под него внешнего мира - отсюда императив господства над внешним миром, над другими людьми Восток с его духовным самосовершенствованием предполагает отрешение от внешнего мира, уход в себя В русской духовной культуре - в Русской Правде - преображение человека является общественным проектом . Как точно пишет В Э Багдасарян, российский путь заключается в социализации идеи духовного преображения, когда через идею коллективного спасения преобразуется всё человечество [6, с. 207-208]. Отсюда и совершенно особый интеграционный путь российского имперостроительства, не имеющий никакого духовного родства с западными колониальными империями, основанными на отношениях господства и подчинения [6, с . 212]. Отсюда «войны памяти» вокруг такого русского национального символа, как Александр Невский [7, с . 161-169], который сделал решающий мировоззренческий выбор наших предков
Энгельс Ф . Анти-Дюринг // Маркс К . , Энгельс Ф . Сочинения Т 20 С 152
2 Еремян В . В . Ордынская Русь (от общины-государства к уделу-вотчине): очерки муниципальной историографии: в 3 т. М .: РУДН, 2015 . С. 17, 25 .
3 Там же .С. 49, 51.
4 Еремян В В Древняя Русь (от общины-рода к общине-государству): очерки муниципальной историографии: в 3 т. М .: рудн, 2019 . С. 320-321, 430.
V1V
Цивилизационный смысл конституционной реформы РФ 2020 г.
Современное российское государство и российское право претерпевают качественные перемены Конституция РФ 1993 г знаменовала собой победу правового универсализма над национальными традициями, реванш европейского либерализма не только над социалистическим государством Советов, но и над русской цивилизацией с её культурно-историческими особенностями Минувшие 25 лет показали, что жить по Конституции 1993 г -значит обустраиваться в культурно-историческом тупике со стремительными деградацией и вымиранием И тогда пришла реформа 2020 г.
Конституционная реформа 2020 г . при её внешней скромности затронула глубинные основания современного государства и общества Институциональная переналадка отношений между высшими органами государственной власти с качественным укреплением роли Президента РФ, включение в текст Основного закона целого комплекса важных духовно-нравственных ценностей - все эти изменения служат, если серьёзно задуматься, возвращению к Русской Правде
Русская цивилизация нуждается в устранении духовно-нравственного разрыва её исторической целостности Применительно к правопреемству (право-продолжению) Российской Федерации от Советского Союза вопрос решён (ч 1 ст . 67.1 Конституции РФ), на следующем этапе конституционной реформы следует ожидать восстановления правопреемства от Российской империи Об этом свидетельствует упоминание о тысячелетней отечественной истории, а главное - о сохранении памяти предков, «передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства» (ч 2 ст 67 1)
Чувство Русской Правды требует от нас восстановления социального единства общества [5, с. 7-14]. Отсюда новая норма ст 75 1 Конституции РФ об обе-
спечении в РФ социального партнёрства, экономической, политической и социальной солидарности, что есть не только социально-политическая, но и нравственная задача повышенной сложности Задача непростая, особенно с учётом того обстоятельства, что эти качества российского общества, во-первых, целенаправленно уничтожались более 30 лет, во-вторых, система властных институтов и учреждений классового государства, к коим ныне относится Российская Федерация, априори несёт в себе разрушающую любую солидарность существенную долю исконной аморальности, обладая, по выражению А. Д . Керимова, «синдромом хронической безнравственности» [8, с. 100]. Между тем, духовно-нравственное преображение человечества реально назрело [3, с. 14-20].
Для упрочения, а то и восстановления традиционных устоев России необходимо понимать, как эти устои следует конструировать . И . Я. Фроянов обоснованно утверждал, что на протяжении многих веков Россия держалась на 3-х фундаментальных основах, на 3-х, так сказать, китах: общине (мире), самодержавии (монархии) и православии (восточной редакции христианства) Совокупным действием этой триады, подчёркивал выдающийся учёный, управлялась российская история - из неё вышел русский национальный характер [11, с. 883]. Во фрояновской триаде сконцентрирована суть Русской Правды
С закреплением в Конституции наследования от предков идеалов и веры в Бога сделан важный шаг к укреплению православия как духовно-нравственной скрепы общества, объединяющей культурно-исторически близкие народы вне зависимости от их вероисповедания Сделан и шаг по укреплению второго элемента, обозначенного И Я Фрояновым триединства С переоформлением статуса Президента РФ в качестве главы государства гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, определяющего основные направления внутренней и внешней политики государства (ст 80 Конституции РФ), когда он в условиях отнесения организа-
ции публичной власти к исключительному ведению РФ (ст 71) стал обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти (ч 2 ст 80), получил серьёзные властные полномочия в отношении Правительства РФ (ст 83, ч 1 ст . 110, ст . ст . 111-113, п . «ж» ч . 1 ст . 114, ст . 117), Федерального Собрания (п . «е . 4» ст . 80, ст . 84, пп . «ж», «з», «к» ч . 1 ст . 102; пп . «а», «д», ч . 1 ст. 103, ч . 4 и 5 ст. 112; ст. 117), судебной системы (п . «е» и «е. 3» ст 80, ст 128) и дел Федерации (ч 2 ст 85, ч . 2 ст. 87), можно предположить начало становления выборного самодержавия Императорская власть и в прошлом далеко не всегда передавалась по наследству
Остаётся третий элемент русского социального и духовного консенсуса - община К сожалению, в этом вопросе российские государственно-правовые реформы имеют путаный и бессистемный характер, напоминая реформы П А Столыпина, а значит, имея такую же перспективу бесславного результата Общинный тип жизни - это далеко не то местное самоуправление, которое предусмотрено ст. ст. 130-133 Конституции РФ, это вообще не только местное самоуправление Без переосмысления роли общины и артельно-коопера-тивных начал современного российского общества успеха не будет [2, с 318-339] Следование Русской Правде и в этом вопросе просто необходимо
Заключение
Завершая исследование любых государственно-правовых трансформаций современной России, следует отметить решающую роль их духовно-нравственных
принципов И формирование этих принципов уходит далеко в глубь веков Опора на традицию и традиционные ценности особенно важна в период, когда, как подчёркивает А Н Савенков, в обществе нет консенсуса по базовым решениям, когда законодательство так объёмно, что его невозможно запомнить и понять, а уж тем более использовать обычному среднему человеку, это влечёт тотальное отчуждение людей от правовой сферы [10, с. 320]. В таких ситуациях всегда решающая роль за духовно-нравственными ориентирами личности и народа [4, с . 73-86]. Уже недостаточно полагать, что только гуманистическая насыщенность конституционных ценностей позволяет каждому индивиду с ещё большим пониманием воспринимать Основной закон [1, с . 25]. Всё более очевидна опасность социальных последствий выхолащивания из конституций традиционных духовно-нравственных ценностей
В завершение нельзя не подчеркнуть, что именно на следование Русской Правде опирается призыв Президента РФ переходить к разумному умеренному консерватизму как основе политического курса, видя в консерватизме опору «на проверенную временем традицию, сохранение и приумножение населения, реализм в оценке себя и других, точное выстраивание системы приоритетов, соотнесение необходимого и возможного, расчётливое формулирование цели, принципиальное неприятие экстремизма как способа дей-ствий»1 .
Согласны . Это добрая русская традиция -консерватизм оптимистов
Статья поступила в редакцию 10.02.2022.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова О . К. Конституционные ценности как особая форма выражения права // Конституционное и муниципальное право. 2013 . № 12 . С. 24-25.
Бабурин С. Н . Нравственное государство . Русский взгляд на ценности конституционализма. М. : Норма, 2020. 536 с .
Бабурин С. Н . Нравственное государство как политико-правовая идея, время которой пришло // Международный журнал конституционного и государственного права . 2021. № 1. С. 14-20 .
Путин В. В . Выступление на заседании клуба «Валдай», 21 октября 2021 г. // Президент России : [сайт]. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/comminity_meeting/66975 (дата обращения: 29.01. 2022) .
1.
2 .
3 .
4. Бабурин С. Н . Предотвратить эвтаназию человечества: нравственность и интеграционный конституционализм как основа трансформации современного права // Государство и право . 2021. № 6. С 73-86. 001: 10. 31857/8102694520015033-7 5 . Бабурин С. Н . Трансформация российской конституционной системы ценностей как путь к социальной консолидации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция . 2021. № 1. С 7-14. Э01: 10.18384/2310-6794-2021-1-7-14 6. Багдасарян В. Э. Ценностные основания государственной политики: учебник. М. : ИНФРА-М,
7 . Багдасарян В . Э . , Сильвестр (Лукашенко), архим . Стратегия Александра Невского и цивилизаци-
онные трансформации XIII века. М . : Отчий дом, 2022. 272 с .
8 . Керимов А . Д . Нравственность, государство, капитализм: размышления о теории нравствен-
ного государства С. Н . Бабурина // Государство и право . 2022. № 1. С. 98-109. Э01: 10.31857/ 8102694520018439-3
9 . Клименко А. И . Правовая идеология современного политически организованного общества. М. :
Норма, 2017. 384 с .
10 Савенков А Н Государство и право в период кризиса современной цивилизации М : Проспект, 2020 448 с
11. Фроянов И . Я . Начала русской истории: избранное. М. : Парад, 2001. 976 с.
I. Abramova O . K. [Constitutional values as a special form of expression of law]. In: Konstitutsionnoe i munitsipalnoepravo [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence], 2013, no. 12, pp. 24-25.
2 . Baburin S . N . Nravstvennoe gosudarstvo. Russkii vzglyad na tsennosti konstitutsionalizma [Moral state .
Russian view of the values of constitutionalism]. Moscow, Norma Publ. , 2020. 536 p .
3 . Baburin S . N. [The moral state as a political and legal idea, whose time has come]. In: Mezhdunarodnyi
zhurnal konstitutsionnogo i gosudarstvennogo prava [International Journal of Constitutional and State Law], 2021, no. 1, pp. 14-20 . 4. Baburin S . N . [Prevent the euthanasia of mankind: morality and integration constitutionalism as the basis for the transformation of modern law]. In: Gosudarstvo ipravo [State and law], 2021, no. 6, pp. 7386. DOI: 10. 31857/S102694520015033-7
5 . Baburin S . N . [Transformation of the Russian constitutional system of values as a way to social
consolidation]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Yurisprudentsiya [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence], 2021, no. 1, pp. 7-14. DOI: 10.18384/2310-6794-2021-1-7-14
6 . Bagdasaryan V. E . Tsennostnye osnovaniya gosudarstvennoi politiki [Value foundations of state policy:
textbook], Moscow, INFRA-M Publ. , 2018. 286 p.
7 . Bagdasaryan V. E . Silvestr (Lukashenko), arkhim . Strategiya Aleksandra Nevskogo i tsivilizatsionnye
transformatsii XIII veka [Strategy of Alexander Nevsky and civilizational transformations of the 13th century] Moscow, Otchii dom Publ , 2022 272 p
8 . Kerimov A . D. [Morality, State, Capitalism: Reflections on the Theory of the Moral State by S . N. Baburin].
In: Gosudarstvo ipravo [State and law], 2022, no. 1, pp. 98-109. DOI: 10. 31857/S102694520018439-3
9 . Klimenko A . I . Pravovaya ideologiya sovremennogo politicheski organizovannogo obshchestva [Legal
ideology of modern politically organized society]. Moscow, Norma Publ. , 2017. 384 p.
10 . Savenkov A. N . Gosudarstvo i pravo v period krizisa sovremennoi tsivilizatsii [State and law during the
crisis of modern civilization]. Moscow, Prospekt Publ . , 2020. 448 p.
II. Froyanov I . Ya . Nachala russkoi istorii [Beginnings of Russian history]. Moscow, Parad Publ. , 2001. 976 p.
2018. 286 с.
REFERENCES
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Бабурин Сергей Николаевич - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный научный сотрудник - научный руководитель Центра интеграционных и цивилизационных исследований Института государства и права РАН; профессор кафедры теории и истории государства и права Московского университета имени С. Ю . Витте, профессор юридического факультета Омского государственного университета имени Ф . М. Достоевского, президент Ассоциации юридических вузов; e-mail: 1357343@mail. ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Sergey N. Baburin - Dr. Sci. (Law), Prof. , Honored Scientist Worker of the Russian Federation, Chief Researcher - Scientific Director, Center for Integration and Civilizational Studies, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Department of Theory and History of State and Law, S . Yu. Witte Moscow University, Prof. , Department of Law, Omsk State F. Dostoevsky University, President of the Association of Law Universities; e-mail: 1357343@mail. ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Бабурин С. Н. Русская Правда и государственно-правовые трансформации современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция . 2022. № 1. С 7-14.
DOI: 10.18384/2310-6794-2022-1-7-14
FOR CITATION
Baburin S . N . Russkaya Pravda and State-legal Transformations of Modern Russia. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2021, no. 1, рр. 7-14. DOI: 10.18384/2310-6794-2022-1-7-14
V1V