СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ БАБУРИН
Институт государства и права Российской академии наук 119019, Российская Федерация, Москва, ул. Знаменка, д. 10 Московский университет им. С.Ю. Витте
1 15432, Российская Федерация, Москва, 2-й Кожуховский проезд, д. 12, стр. 1
E-mail: [email protected] SPIN-код 1212-8135.
DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-1-baburin
РОССИЯ МЕЖДУ РИМОМ И ЦИНЬ: О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВ1
Аннотация. Целью статьи является сравнительный анализ влияния на трансформацию российского государства политической и правовой культуры Европы и Азии, Запада и Востока. Обосновывается необходимость духовно-нравственного реформирования современных государств. Методология исследования включает типологию, сравнительно-правовой и историко-правовой методы, анализ и синтез при научном абстрагировании, мысленном моделировании и междисциплинарном подходе, восхождение от абстрактного к конкретному. Россия, Русская цивилизация состоялась как синтез традиций Запада и Востока, как цивилизационный союз славянских, тюркских, угро-финских, кавказских и иных народов, объединенных христианскими ценностями и русским языком. Главной силой духовно-культурного освоения российского пространства, процесса собирания народов и конфессий в одно целое было пришедшее из Византии («Второго Рима») христианство, нейтрализовавшее естественный этнический эгоизм единством во Христе. С окончательной победой в XVI в. в Европе чувственной культуры богоборческого гуманизма Московское царство стало оплотом ортодоксального христианства. Святая Русь и Запад стали мирами-антагонистами, исповедующими несовместимые друг с другом системы мировоззренческих ценностей. Русская духовность и принципы «Русской правды» формировались до пришествия византийских правовых традиций, отразив влияние Востока, когда под влиянием конфуцианства и легистской школы само понятие преступления, например, трактовалось как проявление преступной воли человека, его низости, а духовное состояние виновного обусловливало тяжесть наказания. Русская культура, по мнению многих исследователей, вобрала в себя славяно-византийские и пришедшие из Китая начала взаимопомощи и солидарности, приоритета духовного над земным. Россия, сформировав в ходе своего
1 В основе статьи лежит выступление автора 3 декабря 2021 г. на V Международном Римском семинаре «Чанг и Рим: встреча двух культур. Шелковый путь и евразийская солидарность».
развития самобытный культурно-исторический тип государства и общества, характеризуется в качестве отдельной цивилизации как устойчивой общественно-политической, нравственно-религиозной, национально-самобытной, мировоззренчески целостной системы. Именно эти системы (цивилизации) являются главными субъектами мирового исторического процесса, что стало особенно ощутимо в настоящее время. В качестве научных результатов аргументируется пробуждение в России имперского типа государства и права, что предполагает укрепление роли и полномочий главы государства, построение политической и правовой систем на принципах единства публичной власти при взаимном равновесии представительных, исполнительных, судебных и иных органов государства, социальную консолидацию, основанную на самобытных духовно-нравственных и культурно-исторических традициях. Российская реинтеграция, выступающая ядром интеграции евразийской, собирает историческую Россию, последовательно укрепляя русскую цивилизационную идентичность. При этом в вопросах государственного строительства вновь имеет место единство и борьба западного рационализма и восточной духовности. Конституционная реформа России продемонстрировала отказ от неолиберального постмодерна Запада и возвращение к опоре на традиционные ценности.
Ключевые слова: Россия, Рим, Китай, Запад, Восток, государство, свобода, конституционализм, духовно-нравственные ценности, нравственное государство, евразийство
SERGEY N. BABURIN
Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russian Federation S.Y. Witte Moscow University
12, bld. 1, 2-nd Kozhukhovsky proezd, Moscow, 115432, Russian Federation E-mail: [email protected] SPIN-code: 1212-8135
RUSSIA BETWEEN ROME AND QIN: ON THE SPIRITUAL AND MORAL TRANSFORMATION OF STATES2
Annotation. The article is aimed at comparative analysis of the influence on the transformation of the Russian state of the political and legal culture of Europe and Asia, the West and the East. The necessity of spiritual and moral reform of modern
2 The article is based on the author's speech on December 3, 20 21 at V International Rome Seminar "Chang and Rome: The Meeting of Two Cultures. The Silk Road and Eurasian Solidarity".
states is substantiated. The research methodology includes typology, comparative legal and historical-legal methods, analysis and synthesis in scientific abstraction, mental modeling and interdisciplinary approach, ascent from the abstract to the concrete. Russia and Russian civilization took place as a synthesis of the traditions of the West and the East, as a civilizational union of Slavic, Turkic, Ugric-Finnish, Caucasian and other peoples united by Christian values and the Russian language. The main force of the spiritual and cultural development of the Russian space, the process of gathering peoples and confessions into one whole was Christianity, which stem from Byzantium ("Second Rome"), which neutralized natural ethnic egoism by unity in Christ. With the final victory in XVI. In Europe of the sensual culture of God-fighting humanism, the Muscovite kingdom became a stronghold of orthodox Christianity. Holy Russia and the West became antagonist worlds professing incompatible with each other systems of worldview values. Russian spirituality and the principles of "Russkaya Pravda" were formed before the advent of Byzantine legal traditions, reflecting the influence of the East, when, under the influence of Confucianism and the Legalist school, the very concept of crime, for example, was interpreted as a manifestation of the criminal will of a person, his baseness, and the spiritual state of the guilty determined the severity of punishment. Russian culture, according to many researchers, absorbed the Slavic-Byzantine and came from China principles of mutual assistance and solidarity, the priority of the spiritual over the earthly. Russia, having formed in the course of its development an original cultural and historical type of state and society, is characterized as a separate civilization as a stable socio-political, moral-religious, nationaloriginal, ideologically integral system. It is these systems (civilizations) that are the main subjects of the world historical process, which has become especially noticeable at present time. As scientific results, the awakening in Russia of the imperial type of state and law is argued, which implies strengthening the role and powers of the head of state, building political and legal systems on the principles of unity of public power with mutual balance of representative, executive, judicial and other bodies of the state, social consolidation based on original spiritual, moral and cultural-historical traditions. The Russian reintegration standing as a core of the Eurasian integration, integrates historical Russia, consistently strengthening the Russian civilizational identity. At the same time, in matters of state-building, there is again a unity and struggle between Western rationalism and Eastern spirituality. Russia's constitutional reform demonstrated a rejection of the neoliberal postmodernity of the West and a return to reliance on traditional Russian values.
Keywords: Russia, Rome, China, West, East, state, freedom, constitutionalism, spiritual and moral values, moral state, Eurasianism
1. Введение
В октябре 2021 г. Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что ныне человечество находится в кризисе подходов, принципов, определяющих само существование человека на земле, что этот кризис имеет не только цивилизационный, но даже концептуальный характер,
возрастает роль этической основы развития современных государств3. Конституции, оформляя в правовую форму общественные отношения, выступают фундаментом их развития4, а потому обретает остроту вопрос о направленности и содержании конституционных реформ. Важно определить духовно-нравственный смысл трансформации современных государств, которые были и остаются основным фактором стабильности мирового порядка.
Особую роль при реорганизации государств играет осмысление миссии России в прошлом и настоящем. Исторически и географически Россия не просто место пересечения пути из Китая (Цинь) в Европу и из Европы в Китай, она была и остается пространством взаимопроникновения, борьбы и сотрудничества цивилизаций Запада и Востока.
Китай, как и Россия, никогда не был мононациональным государством. Ему посчастливилось собрать за столетия все народы одного цивилизационного корня в единое государство, созданное не столько властью, сколько единством культуры и традиционных верований, образа жизни. Современный Китай потрясает своих соседей гармоничным сочетанием высших достижений современных научных технологий с крепостью традиционной нравственной культуры. «Концепция основных ценностей — это и есть своего рода нравственность, нравственность как отдельного человека, так и всеобъемлющая нравственность, то есть нравственность страны, нравственность общества, — подчеркивает лидер современного Китая Си Цзиньпин. — Без этого страна не может процветать, человек не может добиться успеха. Если у нации, у государства нет общей концепции основных ценностей, нет единого мнения о нормах поведения, тогда эта нация, эта страна не может двигаться вперед»5. Именно архетипы китайского национального самосознания позволяют этой великой стране успешно проходить самые тяжелые внешние испытания.
Византийские корни русской культуры и многих черт российских государственно-правовых обрядов никогда не подвергались сомнению. Тысячелетняя Византийская, точнее, Священная Римская импе-
3 См.: Путин В.В. Выступление на заседании клуба «Валдай», 21 октября 2021 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/comminity_meeting/66975 (дата обращения: 18.11.2021).
4 См.: Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: Избранные статьи. М., 2010. С. 351.
5 Цзиньпин Си. О государственном управлении / Пер. с кит. 3-е изд. Пекин, 2018. Т. 1. С. 233.
рия (а если считать от основания Рима, то двухтысячелетняя) по праву считается праматерью христианской цивилизации, центром православной культуры, живым носителем императорского идеала6.
На динамике отношений с Римом как духовным центром Запада и Китаем как цивилизационным символом Востока особенно зримо можно проследить становление Русской государственности, этапы и особенности трансформаций Российского государства.
2. Римско-туранские корни государства и права Русской цивилизации
Срединное государство. Обычно за этим определением видят Китай («Чжунго», самоназвание Китая на мандаринском диалекте, состоит из двух иероглифов: чжун — средина, го — государство7), однако применительно к Китаю этот термин стали применять лишь с начала ХХ в., когда начали отождествлять Поднебесную империю (тоже самоназвание Китая) со Срединной. Более уместно относить характеристики срединного государства как государства, находящегося между крайними, к Российскому царству, затем к Российской империи, в котором только и встретились, причудливо соединяясь, Восток (Китай) и Запад.
Духовное влияние Византии, как и ее принципы организации власти, культурно-исторически гармонично совместились с государственно-правовыми формами Востока. «Само объединение почти всей территории современной России под властью одного государства — уверял в 1920 г. Н. Трубецкой, — было впервые осуществлено не русскими славянами, а туранцами-монголами. Распространение русских на Восток было связано с обрусением целого ряда туранских племен, сожительство русских с туранцами проходит красной нитью через всю русскую историю»8. Русская духовность и сами принципы «Русской правды» формировались еще накануне пришествия византийских правовых традиций, отразив влияние Востока, когда под влиянием конфуцианства и легистской школы само понятие преступления, например, трактовалось как проявление преступной воли че-
6 См.: Величко А.М. Прощание с Византией. М., 2020. С. 525.
7 См.: Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под общ. ред. А.И. Чучаева и А.И. Коробеева, пер. с кит. Хуан Даосю. 2-и изд. М., 2021. С. 3.
8 Трубецкой Н. О туранском элементе в русской культуре // Русский мир: Сборник. М.; СПб., 2003. С. 738-739.
ловека, его низости, а духовное состояние виновного обусловливало тяжесть наказания9.
Русская культура, по мнению многих исследователей, вобрала в себя славяно-византийские и пришедшие из Китая начала взаимопомощи и солидарности, приоритета духовного над земным. Если византийское христианство крепило в славянских племенах духовность и всеотзывчивость, то туранская психика сообщала нации культурную устойчивость и силу, утверждала культурно-историческую преемственность, создавала условия экономии национальных сил, благоприятствующие всякому строительству, был уверен Н. Трубецкой10. Не случайно и Ф.М. Достоевский подчеркивал, что «если есть один из важнейших корней, который надо бы у нас оздоровить, так это именно взгляд наш на Азию»11.
Не столько военные невзгоды, сколько зарождавшийся рационализм западного мировоззрения ослабил Великий Рим, привел его к духовно-нравственному перерождению, после чего центр Европейской цивилизации переместился в Византий (Константинополь). Тысячу лет просуществовала Византийская империя (или, точнее, Римская империя со столицей в Константинополе12), дав толчок многих национальных культур и государств в Европе и Азии, но и она в силу комплекса причин погибла. Можно утешать себя мыслью, что Византийская империя была захвачена физически, но духовно осталась недоступной своим завоевателям13, однако православные народы потеряли свой Центр и Опору. Цивилизационное знамя Священного Рима подхватило Московское царство. Не случайно, уже Ивана III Великого стали величать Царем (Кесарем), а его внук Иван IV Грозный вступил на престол обрядом помазания на царство, духовного венчания с государством. Москва заняла в христианском мире место «Третьего Рима». 300 лет назад, после побед Петра I Великого в Европе, Россию на западный манер признали империей. Но это был лишь вынужденный жест европейской дипломатии, ибо уже со времен Ивана Великого Россия заняла место Срединного государства, соединяющего традиции Востока и Запада, стала империей.
9 См.: Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. С. 4.
10 Трубецкой Н. Указ. соч. С. 737.
11 Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1881 // Дневник писателя / Сост., комментарии А.В. Белова; Отв. ред. О.А. Платонов. М., 2010. С. 798.
12 См.: Величко А.М. «Новый Рим» на Босфоре. М., 2020. С. 14-15.
13 См.: Величко А.М. Прощание с Византией. С. 521.
Это не просто теоретический образ. Россия, сама Русская цивилизация состоялась как цивилизационный союз славянских, тюркских, угро-финских, кавказских и иных народов, объединенных христианскими ценностями и русским языком. Главной силой духовно-культурного освоения российского пространства, процесса собирания народов (этносов) и конфессий (верований) в одно целое было пришедшее из Византии («Второго Рима») христианство, сутью которого может быть назван принцип духовной нейтрализации естественного этнического эгоизма, предполагающий, что в истинной вере нет этнических перегородок, есть общечеловеческое единство во Христе14. Именно поэтому митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) подчеркивал, что империей в христианском понимании принято называть государство, почитающее сохранение истин веры своей главной обязанностью; государство, объединяющее в себе различные культуры, народы и племена, общественный организм вокруг некоего державного ядра. «Таким ядром является народ — носитель державной идеи, народ — защитник святынь и страж устоев государственного бытия, блюститель мировоззренческого единства, политической стабильности общества и экономической дееспособности страны»15. Конечно, это были государственные формы, пришедшие на Русь из Рима-Константинополя.
Запад современный давно уже не тождествен Риму и даже Европе.
Было время, когда европейская культура зарождалась и превращалась в Европейскую цивилизацию. Центром и культурно-историческим стержнем Европейской цивилизации был Рим. В Древнем Риме тому была причиной централизованная власть цезарей, опиравшаяся не только на военную силу, но на динамично развивавшиеся правовую систему и систему самого эффективного в то время государственного управления, на духовную жизнь. В Средние века и Новое время центром западной цивилизации стал католический Рим, Рим как олицетворение и символ сильной централизованной духовной власти.
Современный Запад уже иное. Под влиянием секуляризма Просвещения, гуманизации морали и меркантилизма в образе жизни, убрав из центра духовно-нравственных координат Бога, отринув христианство с его библейскими заповедями, Запад поднял эгоизм че-
14 О роли православия в России см., например: Кириченко О.В. Общие вопросы этнографии русского народа. Традиция. Этнос. Религия. СПб., 2020. С. 741-753.
15 Иоанн (Снычев), митрополит. Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб., 1998. С. 418.
ловека до религиозного культа, уничтожая традиционные семейные и культурные ценности, отрицая смысл раздельного существования мужчины и женщины. К сожалению, в этот грех впали даже отдельные иерархи католической Церкви. Та Европа, к которой человечество привыкло, которую мы почитали праматерью русской культуры, умирает. Через одно поколение она изменится и этнически, став едва ли не ключевым исламским регионом.
Потому и призвали в 2016 г. в Совместном заявлении Папа Римский Франциск и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл к единению христиан во имя спасения христианского мира, к борьбе против секулярной нетерпимости, за крепость семейных ценностей. Семья, подчеркнули предстоятели двух крупнейших христианских церквей, основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак — это школа любви и верности. Папа и Патриарх высказали свое глубокое сожаление о том, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания. Более того, они особенно выделили те надежды, с которыми был воспринят процесс европейской интеграции, начавшийся после столетий кровавых конфликтов, и предостерегли против такой интеграции, которая не уважает религиозную идентичность. «Будучи открыты к вкладу иных религий в нашу цивилизацию, мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням. Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией»16.
Следует отметить, что и Россия оказывала серьезное влияние на государственно-правовое развитие Европы, причем не только военными походами. Примечательно, например, внимание европейцев к конституционным новациям России революционной, когда первый советский Основной закон — Конституция РСФСР 1918 г. — оказал серьезное воздействие на правовую мысль европейцев и на многие конституционно-правовые процессы стран Европы17.
16 Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла, 13 февраля 2016 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html (дата обращения: 20.11.2021).
17 См.: Centenario della Constituzione sovetica del 1918. Influssi nei paesi del Mediterráneo. Redazione degli Atti del III Seminario "Russia e Mediterraneo" / Roma, 2021.
3. Цивилизационный смысл России: имперский тип государства и права
Имперский тип государства и права России предполагает сильную единоличную власть главы государства, политическую и правовую систему, ориентированные на единые мировоззренческие ценности общества, социальную консолидацию, основанную на самобытных духовно-нравственных и культурно-исторических традициях. Сформировавшийся при Иване III, этот тип ориентирован уже не на модель динамичной империи Чингисхана, а на Византию с ее формой стабильного сверхнационального единства всех христианских народов, которое символически возглавлялось Византийским императором и Константинопольским патриархом18. Однако и Византийская империя, как обоснованно подчеркивает А.М. Величко, умело включала в свой арсенал государственного строительства традиции Востока, прежде всего хеттов и персов19.
Характеризуя государство и право России в дилемме Восток — Запад, неизбежен вопрос о евразийстве российского государства и права, о «евразийской парадигме» России. Ю.И. Скуратов, размышляя над российским «Евразийским проектом», опирается на теоретические наработки теоретиков евразийства ХХ в., сформировавших целое политическое движение по утверждению особенностей «культуры российско-евразийского мира»20. Однако евразийство XXI в., тем более евразийскую межгосударственную интеграцию XX в., не следует отождествлять с евразийскими корнями российского государства. Синтез культурных и государственно-правовых традиций Востока и Запада породил Россию, а уже отражение этого синтеза в практической жизни, в политическом самосознании народов привели к становлению уже в XX в. евразийской государственно-правовой теории.
Духовный разрыв России с Европой относят к XVI в., когда в Европе окончательно победила новая, чувственная культура гуманизма, по сути своей богоборческая, а Московское царство стало оплотом ортодоксального христианства. Святая Русь и Запад стали мирами-антиподами, мирами-антагонистами, исповедующими полярные, несовместимые друг с другом системы мировоззренческих ценностей21.
18 См.: Величко А.М. «Новый Рим» на Босфоре. С. 5.
19 См.: там же. С. 8.
20 См.: Скуратов Ю.И. Евразийская парадигма России и современные проблемы ее конституционно-правового развития. М., 2021. С. 23.
21 См.: Иоанн (Снычев), митрополит. Указ. соч. С. 405.
С серьезным на то основанием Уложение царя Алексея Михайловича, утвержденное Собором 1649 г., можно считать правовым актом, на высшем государственном уровне того времени закрепившим позиции России в этом цивилизационном противостоянии. И действовало Соборное уложение, при всем «проевропейском» характере реформ Петра I, вплоть до принятия Свода законов Российской империи в 1832 г.
Для более точного понимания культурно-исторических особенностей государства и права любых эпох и континентов определимся, что они в своем становлении и развитии определяются характером своей цивилизации как устойчивой общественно-политической, нравственно-религиозной, национально-самобытной, мировоззренчески целостной системой. Именно эти системы (цивилизации) являются главными субъектами мирового исторического процесса, что стало особенно очевидно в последнее время. Именно анализируя отношения Запада и Востока, Европы и Азии, великий русский социальный мыслитель Н.Я. Данилевский создал теорию культурно-исторических типов или самобытных цивилизаций22, среди которых Россия заняла свое достойное место.
Развивая идеи Данилевского, ныне цивилизационный подход широко используют как способ типологии государств. Это позволяет покончить с абсолютизацией материально-экономического начала в вопросе о соотношении государства и социально-экономического строя и подойти к государству с предельно широких позиций определяющего воздействия на него духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития23. При всем разнообразии попыток неолиберального Запада лишить государство монополии на формирование и обеспечение социально-политического единства общества 24 события 2020 г. в мире показали, что только государство остается структурообразующей единицей мирового устройства25. Тем важнее ориентировать государство на нравственные критерии его деятельности.
На просторах России всегда сталкивались Запад и Восток, Рим и Цинь. Это предопределило цивилизационную самобытность той
22 См.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 88.
23 См.: Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю., Апольский Е.А. Общая теория государства: классические и современные вопросы. М., 2021. С. 203.
24 См., например: СавенковА.Н. Государство и право в период кризиса современной цивилизации: Монография. М., 2020.
25 См.: Путин В.В. Выступление на заседании клуба «Валдай», 21 октября 2021 г.
общности людей, «конгломерата народов», которая проживает на пространствах Северной Евразии, причем самобытность этого феномена принципиально отличается от самобытности цивилизаций Запада и Востока26. Хотя влияние и Запада, и Востока на Россию всегда было огромно. Большевизм есть такой же плод двухсотлетнего романо-гер-манского ига, как московская государственность была плодом татарского ига, был убежден Н. Трубецкой. Большевизм, по его мнению, показал, чему Россия научилась от Европы, как она поняла идеалы европейской цивилизации и каковы эти идеалы, когда их осуществляют в действительности27.
Весь ХХ в., через внутренние трансформации и Великую мировую войну 1941—1945 гг., Россия избавлялась от западного гнета, но конец ХХ в. стал для России очередным моментом мировоззренческого кризиса и торжества идей, чуждых ее архетипам.
4. Российская Федерация: преемственность идеалов предков
В ХХ в. США начали против СССР/России холодную войну, втянув в нее Европу. Разрушение СССР пришлось на момент формирования процессов глобализации с попыткой США перекроить мир и изменить государства по североамериканским моральным, социально-экономическим и политическим стандартам. Ныне уже очевидно, что за геополитическими переменами стоят даже не США, а выращенные ими транснациональные корпорации и транснациональные банки. Инициаторы глобализации пытаются трансформировать государства на сущностном и содержательном уровнях, далеко не ограничиваясь изменением их внешних, формально-юридических атрибутов28. Осуществляется небезуспешная вселенская попытка де-социализировать государство и превратить его в один из второстепенных механизмов глобального управления миром.
Отсюда важно, что при агрессивной недоброжелательности в ХХ в. Запада именно взаимодействие СССР с социалистическим Кита-
26 См.: Скуратов Ю.И. Евразийская природа России и некоторые современные проблемы развития государственно-правовых институтов. Улан-Удэ, 2012. С. 24.
27 См.: Трубецкой Н. Указ. соч. С. 765.
28 См.: Марченко М.Н. Глобализация и основные тенденции развития национальных и наднациональных государственно-правовых систем в XXI веке. М., 2019. С. 36-45.
ем, нараставшее до самого троцкистского переворота Н.С. Хрущева в СССР, укрепляло традиционную основу общества. И это направление российской внешней политики получило новый импульс в начале XXI в. Поворот России на Восток был непрост, он обрел под собою цивилизационную основу лишь с конституционной реформой Российской Федерации 2020 г., которая вернула Россию на свой национальный путь развития. Закрепив не только историческую и правовую преемственность от Советского Союза, но и важность патриотического воспитания, семейные ценности, брак как союз мужчины и женщины (ст. 72 Конституции РФ), наследование от предков идеалов и веры в Бога (ст. 67.1), Россия политически и конституционно продемонстрировала отказ от неолиберального постмодерна Запада и возвращение к опоре на традиционные ценности Русской цивилизации.
Это во многом духовно-нравственные принципы традиционного восточного общества, которые столетиями сохранялись и сохраняются народами России. Да, они отделяют реформируемое ныне российское государство от демократической однополой Европы, вновь сближают с традиционным Востоком. Но для России это не принципы и идеи Востока, это ее собственные принципы, которые столетиями ее и формировали. С полным на то основанием Ю.И. Скуратов находит основу российского конституционализма в конституционализме евразийском, представляющем собой концентрированную политико-правовую проекцию всего евразийского учения, своего рода его обобщающий результат в сфере права29. Совершенно не случайно подчеркивается идеократический характер евразийского консти-туционализма30: только полное подчинение всех видов и уровней государственной власти общей высоконравственной идее может создать предпосылки для формирования нравственного государства и справедливого свободного общества, что только и должно быть ныне целью общественного развития31.
В этой усиливающейся тенденции — тоже российская традиция политической и правовой культуры, идущая от Византии, которая была прежде всего государством теократическим, ибо принципы ор-
29 См.: Скуратов Ю.И. Евразийская природа России и некоторые современные проблемы развития государственно-правовых институтов. С. 286.
30 См.: там же. С. 301.
31 См.: Бабурин С.Н. Нравственное государство как политико-правовая идея, время которой пришло // Международный журнал конституционного и государственного права. 2021. № 1. С. 15. Подробнее см.: Бабурин С.Н. Нравственное государство. Русский взгляд на ценности конституционализма. М., 2020.
ганизации ее политической системы неизменно вытекали из высоких идеалов христианства32. Византийское правосознание строилось на понимании империи как прообраза Царства Божия. Потому и ныне речь идет о дальнейшем укреплении нравственного каркаса Конституции РФ, об упрочении в обществе духовно-нравственных ценностей. Не поэтому ли Президент РФ В.В. Путин, призывая вернуться к здоровому консерватизму и традиционным ценностям, подчеркнул возрастание важности для всего мира моральной, этической, ценностной твердой опоры, отметил, что ценности как продукт культурно-исторического развития каждой нации, уникальны, а ценностный диктат в условиях неопределенных и непредсказуемых может быть губителен для всех33.
Решение глобальных проблем вне зависимости от объективных или субъективных факторов глобализации требует эффективных механизмов управления сознанием на всеобщем международном уровне, формирование глобальной «ионосферы», которая предполагает существование всеобщей идеологии, в том числе идеологии правовой34. Ссылаясь на Х. Аренд, А.И. Клименко справедливо напоминает, что политика начинается там, где люди сообща поддерживают некое начинание, и заканчивается там, где люди начинают подчиняться другим людям35. Легитимность рождается не силой, она рождается доверием и уважением. И пусть легитимность исторически конкретна, она базируется на идеях, которые обществом производятся и на которых оно базируется36, легитимность всегда имеет нравственную основу.
Возрождаемая в современном обществе нравственная культура не может не опираться на религиозные заповеди мировых религий. Потому в глобальных масштабах актуализируется и литературное наследие Ф.М. Достоевского, становясь все более общечеловеческим духовно-нравственным наследием, ибо именно великий русский писатель в своих произведениях ярко и многократно показал, что нравственность, построенная на шатких основаниях личного произвола, неизбежно приводит к принципу «все дозволено», к отрицанию тем
32 См.: Величко А.М. Божественный лик Византии. М., 2020. С. 387.
33 См.: Путин В.В. Выступление на заседании клуба «Валдай», 21 октября 2021 г.
34 См.: КлименкоА.И. Правовая идеология современного политически организованного общества. М., 2017. С. 303.
35 См.: там же.
36 См.: Плигин В.Н. Легитимность государства и права: теоретико-правовое исследование. М., 2021. С. 123.
самым всякой нравственности. Кардинал Томаш Шпидлик, назвав Достоевского пророком свободы, выделяет безграничность свободы у Достоевского, когда каждое ущемление свободы, даже минимальное, ощущается как оскорбление достоинства личности37. Иногда может показаться, что для предотвращения серьезных бед следует ограничить свободу, дабы помочь человеку осуществить свой выбор, ограничить свободу рамками, в которых он никому не мог бы нанести вреда. Именно такое решение Великий инквизитор предлагает Христу в романе «Братья Карамазовы». Он убеждает Христа: «Ныне эти люди уверены более чем когда-нибудь, что свободны вполне, а между тем сами же они принесли нам свободу свою и покорно положили ее к ногам нашим... Нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается». В ответ на всю его аргументацию Христос молчит38: Ибо Он Сам есть полная и безграничная свобода. Достоевский напоминает современному человеку о единстве любви и свободы, о том, что только свобода созидательна и преобразовательна, бо-гочеловечна и кенотична. Достоевский видит в свободе сокровенную суть человека, которую столь важно защитить в наше время.
Б.С. Эбзеев обоснованно выделяет согласование интересов личности и общества, преодоление крайностей индивидуализма и коллективизма в качестве основного вопроса современного российского конституционализма, в солидаристском понимании парадигм государственно-правового бытия России 39. Представляется, однако, что он без должных на то оснований воспринимает принятую в 1993 г. Конституцию РФ как уже состоявшееся закрепление успешности решения этого вопроса. Б.С. Эбзеев прав в том, что через конституи-рование «золотого правила нравственности» аргументирует признание необходимости взаимопроникновения права и нравственности40. Не все просто и с отмечаемым процессом интернационализации национального права или тенденцией конституционализации международного права41. Динамика международных отношений приводит как
37 См.: Шпидлик Т. Русская идея: иное видение человека / Пер. с франц. В.К. Зелинского и Н.Н. Костомаровой. СПб., 2006. С. 33, 34.
38 См.: Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. СПб., 2021. С. 270-288.
39 См.: Эбзеев Б.С. Конституционное право России: Учебник. М., 2019. С. 26, 29-30.
40 См.: там же. С. 30-31.
41 См.: Марченко М.Н. Указ. соч. С. 93-99; Савенков А.И. Философия права, правовое мышление и глобальные проблемы современной цивилизации //
к рождению интеграционного конституционализма, так может и ограничиваться адаптацией международных обязательств государств к национальному праву.
Наличие или отсутствие духовно-нравственных целей трансформации современных государств определяет успех или неуспех развития живущих ныне народов. Только возвращение общества к традиционным ценностям, в том числе религиозным, только конституирование этих ценностей и становление органов духовно-нравственного надзора за публичной властью и органов народного контроля над государственным аппаратом может сделать происходящую трансформацию государств благотворной42.
5. Заключение
В современной России пробуждается имперский тип государства и права, что предполагает укрепление роли и полномочий главы государства, построение политической и правовой систем на принципах единства публичной власти при взаимном равновесии представительных, исполнительных, судебных и иных органов государства, социальную консолидацию, основанную на самобытных духовно-нравственных и культурно-исторических традициях. При этом в вопросах государственного строительства по-прежнему имеет место единство и борьба западного рационализма и восточной духовности.
Россия вновь, как и столетия назад, многому учится у Китая, а в Европе, наконец, начинает ныне ориентироваться на силы консервативно-традиционалистского направления, не на Лондон и Париж, а на остающийся христианским Рим. Отсюда и надежда российского общества, опираясь на традиционные духовно-нравственные принципы государственных трансформаций, создать нравственное государство, способное построить и защитить новый общественный строй, который будет лучше и эффективнее капитализма и социализма.
Евразийская сущность России сформировалась за много веков до рождения евразийства как политической и правовой доктрины. При оценке современных евразийских процессов следует прислушаться к Н.Г. Козину, жестко подчеркивающему, что мы — русские и потом ев-
Трансформация парадигмы права в цивилизационном развитии человечества: Доклады членов РАН / Под общ. ред. чл.-корр. РАН А.Н. Савенкова. М., 2019. С. 9—93; Конституция и права человека: современная доктрина и практика: Монография / Под ред. Т.А. Васильевой, Н.В. Варламовой. М., 2021. С. 162—163.
42 См.: Бабурин С.Н. Нравственное государство. С. 296—318.
разийцы, а не евразийцы и потом — русские43. Причудливое соединение в России различных черт Востока и Запада задало ей цивилизационную уникальность, а потому возвращение ныне к осмыслению роли Евразии и возрождение евразийства, имея в сердцевине российскую реинтеграцию, выступает этапом формирования уже околоцивилизационно-го пространства России. Это следующий уровень межгосударственной интеграции, не менее важный. Народы послесоветского пространства, отрицающие для себя органичность русского языка и русского культурно-исторического типа, — это народы, выпавшие или выпадающие ныне из Русской цивилизации, целенаправленно создающие себе европейский или азиатский характер. Смогут ли они войти в иные цивилизации органично, смогут ли выжить и сохраниться в новом геополитическом качестве, покажет будущее, и уже ближайшее. Евразийская интеграция содержит в качестве своего ядра российскую реинтеграцию, но охватывает и государства, и народы, лишь заинтересованные в партнерстве и геополитической поддержке России. Российская же реинтеграция реально собирает историческую Россию, но собирает, последовательно укрепляя русскую цивилизационную идентичность.
Россия через болезненную духовно-нравственную трансформацию возвращает свою сущность и вновь сможет быть эффективным партнером очищенного от духовных деформаций Рима и совершенствующего социализм со своей национальной спецификой Китая.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: Избранные статьи. М.: Издательство Московского университета, 2010.
Бабурин С.Н. Нравственное государство как политико-правовая идея, время которой пришло // Международный журнал конституционного и государственного права. 2021. № 1. С. 14-20.
Бабурин С.Н. Нравственное государство. Русский взгляд на ценности конституционализма. М.: Норма, 2020.
Величко А.М. «Новый Рим» на Босфоре. М.: Вече, 2020.
Величко А.М. Прощание с Византией. М.: Вече, 2020.
Величко А.М. Божественный лик Византии. М.: Вече, 2020.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
Достоевский Ф.М. Дневник писателя / Сост., комментарии А.В. Белова; отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010.
43 См.:КозинН.Г. Россия. Что это? В поисках идентификационных сущностей. М., 2012. С. 56.
Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021.
Иоанн (Снычев), митрополит. Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб.: Царское дело, 1998.
Кириченко О.В. Общие вопросы этнографии русского народа. Традиция. Этнос. Религия. СПб.: Алетейя, 2020.
Клименко А.И. Правовая идеология современного политически организованного общества. М.: Норма, 2017.
Козин Н.Г. Россия. Что это? В поисках идентификационных сущностей. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2012.
Конституция и права человека: современная доктрина и практика: Монография / Под ред. Т.А. Васильевой, Н.В. Варламовой. М.: Институт государства и права РАН, 2021.
Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю., Апольский Е.А. Общая теория государства: классические и современные вопросы. М.: Юрлитинформ, 2021.
Марченко М.Н. Глобализация и основные тенденции развития национальных и наднациональных государственно-правовых систем в XXI веке. М.: Проспект, 2019.
Плигин В.Н. Легитимность государства и права: теоретико-правовое исследование. М.: Проспект, 2021.
Путин В.В. Выступление на заседании клуба «Валдай», 21 октября 2021 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/comminity_meeting/66975 (дата обращения: 18.11.2021).
Савенков А.Н. Государство и право в период кризиса современной цивилизации: Монография. М.: Проспект, 2020.
Савенков А.И. С. Философия права, правовое мышление и глобальные проблемы современной цивилизации // Трансформация парадигмы права в цивили-зационном развитии человечества: Доклады членов РАН / Под общ. ред. чл.- корр. РАН А.Н. Савенкова. М.: ИГП РАН, 2019. С. 9-93.
Скуратов Ю.И. Евразийская парадигма России и современные проблемы ее конституционно-правового развития. М.: Проспект, 2021.
Скуратов Ю.И. Евразийская природа России и некоторые современные проблемы развития государственно-правовых институтов. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012.
Трубецкой Н. О туранском элементе в русской культуре // Русский мир: Сборник. М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 738-739.
Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под общ. ред. А.И. Чу-чаева и А.И. Коробеева; пер. с кит. Хуан Даосю. 2-е изд. М.: ООО «Юридическая фирма контакт», 2021.
Цзиньпин Си. О государственном управлении / Пер. с кит. 3-е изд. Пекин: Изд-во лит. на иностранных языках, 2018. Т. 1.
Шпидлик Т. Русская идея: иное видение человека / Пер. с франц. В.К. Зелинского и Н.Н. Костомаровой. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006.
Эбзеев Б.С. Конституционное право России: Учебник. М.: Проспект, 2019. Centenario della Constituzione sovetica del 1918. Influssi nei paesi del Mediterráneo. Redazione degli Atti del III Seminario "Russia e Mediterráneo" / Roma: "L'ERMA" di BRETS CHNEIDER, 2021.
REFERENCES
Avakyan, S.A. (2010). Razmyshleniya konstitutsionalista: Izbrannye stat'i [Reflections of a Constitutionalist: Selected Articles].Moscow: Moscow University Press. (in Russ.)
Baburin, S.N. (2020). Nravstvennoegosudarstvo. Russkii vzglyadna tsennosti konstitu-tsionalizma [Moral state. Russian View of the Values of Constitutionalism]. Moscow: Norma. (in Russ.)
Baburin, S.N. (2021). Nravstvennoe gosudarstvo kak politiko-pravovaya ideya, vre-mya kotoroi prishlo [The Moral State as a Political and Legal Idea whose Time has Come]. Mezhdunarodnyi zhurnal konstitutsionnogo i gosudarstvennogo prava [International Journal of Constitutional and State Law], 1, pp. 14-20.(in Russ.)
Centenario della Constituzione sovetica del 1918. Influssi nei paesi del Mediterraneo. Redazione degli Atti del III Seminario "Russia e Mediterraneo" / Roma: "L'ERMA" di BRETSCHNEIDER, 2021.(in Italian).
Chuchaev, A.I. and Korobeeva, A.I. eds. (2021). Ugolovnyi kodeks Kitaiskoi Narod-noi Respubliki upravlenii [Criminal Code of the People's Republic of China]. 2nd edition. Translated from Chinese. Moscow: Law Firm Contact LLC. (in Russ.)
Danilevskii, N.Ya. (1991). Rossiya i Evropa [Russia and Europe]. Moscow: Kniga. (in Russ.)
Dostoevskii, F.M. (2021). Brat'ya Karamazovy [Brothers Karamazov]. Saint-Petersburg: Azbuka, Azbuka-Attikus. (in Russ.)
Ebzeev, B.S. (2019). Konstitutsionnoepravo Rossii: uchebnik [Constitutional Law of Russia: Textbook.]. Moscow: Prospect. (in Russ.)
Ioann (Snychev), mitropolit.(1998). Russkaya simfoniya. Ocherki russkoi istoriosofii [Russian Symphony. Essays on Russian Historiosophy]. Saint-Petersburg: Tsarskoe delo. (in Russ.)
Kirichenko, O.V. (2020). Obshchie voprosy etnografii russkogo naroda. Traditsiya. Et-nos. Religiya [General Questions of the Ethnography of the Russian People. Tradition. Ethnos. Religion]. Saint-Petersburg: Aleteiya, 2020. (in Russ.)
Klimenko, A.I. (2017). Pravovaya ideologiya sovremennogopoliticheski organizovan-nogo obshchestva [Legal Ideology of a Modern Politically Organized Society]. Moscow: Norma. (in Russ.)
Kozin, N.G. (2012). Rossiya. Chto eto? V poiskakh identifikatsionnykh sushchnostei [Russia. What's this? Looking for Identities.]. Moscow: Academic Project; Alma Mater. (in Russ.)
Lyubashits, V. Ya., Mordovtsev, A. Yu., Mamychev, A. Yu. and Apol'skii, E.A. (2021). Obshchaya teoriya gosudarstva: klassicheskie i sovremennye voprosy [General Theory of the State: Classical and Modern Issues]. Moscow: Yurlitinform. (in Russ.)
Marchenko, M.N. (2019). Globalizatsiya i osnovnye tendentsii razvitiya natsio-nal'nykh i nadnatsional'nykh gosudarstvenno-pravovykh sistem v XXI veke [Globalization and the Main Trends in the Development of National and Supranational State-Legal Systems in the XXI Century]. Moscow: Prospect.(in Russ.)
Platonov, O.A. ed. (2010). Dostoevskii, F.M. Dnevnikpisatelya [Diary of a Writer]. Moscow: Institut russkoi tsivilizatsii. (in Russ.)
Pligin, V.N. (2021). Legitimnost'gosudarstva iprava: teoretiko-pravovoe issledovanie [The Legitimacy of State and Law: Theoretical and Legal Research]. Moscow: Prospect. (in Russ.)
Putin, V.V. Vystuplenie na zasedanii kluba «Valdai», 21 oktyabrya 2021 g. [Speech at the Meeting of the Valdai Club, October 21, 2021.].[online]. Available at: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/comminity_meeting/66975 (Accessed: 18.11.2021 g.) (in Russ.)
Savenkov, A.I. (2019). Filosofiya prava, pravovoe myshlenie i global'nye problemy sovremennoi tsivilizatsii [Philosophy of Law, Legal Thinking and Global Problems of Modern Civilization]. In: Savenkov, A.N. ed. Transformatsiyaparadigmy prava v tsiviliza-tsionnom razvitii chelovechestva: doklady chlenov RAN [Transformation of the Paradigm of Law in the Civilizational Development of Mankind: Reports of Members of the Russian Academy of Sciences]. Moscow: IGP RAN, pp. 9-93. (in Russ.)
Savenkov, A.N. (2020). Gosudarstvo i pravo vperiod krizisa sovremennoi tsivilizatsii: monografiya [State and Law During the Crisis of Modern Civilization: monograph]. Moscow: Prospect. (in Russ.)
Shpidlik, T. (2006).Russkaya ideya: inoe videnie cheloveka [Russian Idea: A Different Vision of a Person]. Translated from French V.K. Zelinskyand N.N. Kostomarova. Saint-Petersburg: Oleg Abyshko Publishing House. (in Russ.)
Skuratov, Yu.I. (2012). Evraziiskaya priroda Rossii i nekotorye sovremennyeproblemy razvitiya gosudarstvenno-pravovykh institutov [The Eurasian Nature of Russia and Some Modern Problems of the Development of State-Legal Institutions]. Ulan-Ude: Publishing House of the Buryat State University. (in Russ.)
Skuratov, Yu.I. (2021). Evraziiskaya paradigma Rossii i sovremennye problemy ee kon-stitutsionno-pravovogo razvitiya [Eurasian Paradigm of Russia and Modern Problems of Its Constitutional and Legal Development]. Moscow: Prospect.(in Russ.)
Trubetskoi, N. (2003). O turanskom elemente v russkoi kul'ture [On the Turanian Element in Russian Culture]. In: Russkii mir: Sbornik [Russian World: Collection]. Moscow: Eksmo; SPb.: Terra Fantastica, pp. 738-739. (in Russ.)
Tszin'pin, Si. (2018). O gosudarstvennom [On public administration]. 3d edition. Vol. 1. Pekin: Izd-vo lit. na inostrannykh yazykakh. (in Russ.)
Vasilyeva, T.A. and Varlamova, N.V. eds. (2021). Konstitutsiya i prava cheloveka: sovremennaya doktrina i praktika: Monografiya [Constitution and Human Rights: Modern Doctrine and Practice: Monograph]. Moscow: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. (in Russ.)
Velichko, A.M. (2020). «Novyi Rim» na Bosfore ["New Rome" on the Bosphorus]. Moscow: Veche.
Velichko, A.M. (2020). Bozhestvennyi lik Vizantii [Divine Face of Byzantium]. Moscow: Veche. (in Russ.)
Velichko, A.M. (2020). Proshchanie s Vizantiei [Farewell to Byzantium]. Moscow: Veche. (in Russ.)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Бабурин Сергей Николаевич — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный научный сотрудник — научный руководитель Центра интеграционных и цивилизационных исследований Института государства и права РАН; профессор Московского университета им. С.Ю. Витте; профессор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, президент Ассоциации юридических вузов.
ABOUTTHE AUTHOR
Sergey N. Baburin — Doctor of Legal Sciences; Professor; Honored Scientist Worker of the Russian Federation, Chief Researcher — Scientific Director of the Center for Integration and Civilizational Studies of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences; Professor of the Moscow S. Witte University; Professor of the Omsk State F. Dostoevsky University, President of the Association of Law Universities.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Бабурин С.Н. Россия между Римом и Цинь: о духовно-нравственной трансформации государств // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2022. Т. 17. № 1. С. 57-76. DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-1-baburin
FOR CITATION:
Baburin, S.N. (2022). Russia Between Rome and Qin: On the Spiritual and Moral Transformation of States. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 17(1), pp. 57-76. DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-1-baburin