Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРАВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ РОССИИ (ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

ТРАДИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРАВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ РОССИИ (ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ПРАВОВЫЕ ТРАДИЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В XIX ВЕКЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников Анатолий Владимирович

Статья посвящена историко-педагогическому анализу малоразработанного в отечественной науке феномена общественного права как одной из форм регулирования отношений в сфере народного просвещения. Разработку теоретических положений общественного права активно проводили представители отечественной юридической науки ХIX века, придерживавшиеся славянофильских взглядов на развитие государства и права в России. Общественное право, трактуемое с консервативных, патриотических позиций, представлялось российским юристам как национальный аналог публичного права. Представители славянофильского направления юридической мысли уделяли большое внимание вопросам правового регулирования общего образования и воспитания, усматривая в них важное направление совместной деятельности государства и общества в области народного просвещения, обеспечивающее развитие российского государственных и общественных институтов на основе национальных традиций. Многие профессора юридического факультета Московского университета придерживались консервативных, патриотически ориентированных взглядов на развитие отечественного образования. В статье указывается на то, что создатель концепции общественного права В. Н. Лешков в своих юридических трудах уделял большое внимание вопросам воспитания и образования, также, как и другой профессор юридического факультета Московского университета - П. Г. Редкин, оказавший большое влияние на выбор жизненного пути своего ученика К. Д. Ушинского. Подчеркивается, что идеи общественного права не являются историческим раритетом. При определенных условиях они оказывают опосредованное влияние на формирование современных представлений по актуальной политической и педагогической проблеме - укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Овчинников Анатолий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF PUBLIC EDUCATION LAW AS A FACTOR IN THE FORMATION OF RUSSIAN YOUTH PATRIOTISM (HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT)

The article is devoted to the historical and pedagogical analysis of the phenomenon of public law, little developed in domestic science, as one of the forms of regulation of relations in the field of public education. The development of the theoretical provisions of public law was actively carried out by representatives of the domestic legal science of the 19th century, who adhered to Slavophiles views on the development of the state and law in Russia. Public law, interpreted from conservative, patriotic positions, was presented to Russian lawyers as a national analogue of public law. Representatives of the Slavophiles branch of legal thought paid great attention to the issues of legal regulation of general education and upbringing, seeing in them an important area of joint activity of the state and society in the field of public education, ensuring the development of Russian state and public institutions based on national traditions. Many professors of the Faculty of Law of Moscow University held conservative, patriotically oriented views on the development of national education. The article points out that the creator of the concept of public law V. N. Leshkov in his legal writings paid great attention to the issues of upbringing and education, as well as another professor of the law faculty of Moscow University - P. G. Redkin, who had a great influence on the choice of the life path of his student K. D. Ushinsky. It is emphasized that the ideas of public law are not a historical rarity. Under certain conditions, they have an indirect influence on the formation of modern ideas on the actual political and pedagogical problem - the strengthening of traditional Russian spiritual and moral values.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРАВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ РОССИИ (ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

УДК 37.01

А. В. Овчинников

ТРАДИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРАВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ РОССИИ (ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00058-22-08 на 2022 год по теме: «Научно-методическое обеспечение формирования гражданско-патриотиче-ских ценностей с учетом возрастных и психологических возможностей учащихся общеобразовательных школ»

Аннотация. Статья посвящена историко -педагогическому анализу мало-разработанного в отечественной науке феномена общественного права как одной из форм регулирования отношений в сфере народного просвещения. Разработку теоретических положений общественного права активно проводили представители отечественной юридической науки XIX века, придерживавшиеся славянофильских взглядов на развитие государства и права в России. Общественное право, трактуемое с консервативных, патриотических позиций, представлялось российским юристам как национальный аналог публичного права.

Представители славянофильского направления юридической мысли уделяли большое внимание вопросам правового регулирования общего образования и воспитания, усматривая в них важное направление совместной деятельности государства и общества в области народного просвещения, обеспечивающее развитие российского государственных и общественных институтов на основе национальных традиций.

Многие профессора юридического факультета Московского университета придерживались консервативных, патриотически ориентированных взглядов на развитие отечественного образования. В статье указывается на то, что создатель концепции общественного права В. Н. Лешков в своих юридических трудах уделял большое внимание вопросам воспитания и образования, также, как и другой профессор юридического факультета Московского университета - П. Г. Редкин, оказавший большое влияние на выбор жизненного пути своего ученика К. Д. Ушинского.

Подчеркивается, что идеи общественного права не являются историческим раритетом. При определенных условиях они оказывают опосредованное влияние на формирование современных представлений по актуальной политической и педагогической проблеме - укрепления традиционных российских духовно -нравственных ценностей.

Ключевые слова: образовательное право, образовательное законодательство, общественное право, правовые традиции образования и воспитания, правовое регулирование образовательных отношений в XIX веке.

A. V. Ovchinnikov

TRADITIONS OF PUBLIC EDUCATION LAW AS A FACTOR IN THE FORMATION OF RUSSIAN YOUTH PATRIOTISM (HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT)

Annotation. The article is devoted to the historical and pedagogical analysis of the phenomenon of public law, little developed in domestic science, as one of the forms of regulation of relations in the field of public education. The development of the theoretical provisions of public law was actively carried out by representatives of the domestic legal science of the 19th century, who adhered to Slavophiles views on the development of the state and law in Russia. Public law, interpreted from conservative, patriotic positions, was presented to Russian lawyers as a national analogue of public law.

Representatives of the Slavophiles branch of legal thought paid great attention to the issues of legal regulation of general education and upbringing, seeing in them an important area of joint activity of the state and society in the field of public education, ensuring the development of Russian state and public institutions based on national traditions.

Many professors of the Faculty of Law of Moscow University held conservative, patriotically oriented views on the development of national education. The article points out that the creator of the concept of public law V. N. Leshkov in his legal writings paid great attention to the issues of upbringing and education, as well as another professor of the law faculty of Moscow University - P. G. Redkin, who had a great influence on the choice of the life path of his student K. D. Ushinsky.

It is emphasized that the ideas of public law are not a historical rarity. Under certain conditions, they have an indirect influence on the formation of modern ideas on the actual political and pedagogical problem - the strengthening of traditional Russian spiritual and moral values.

Keywords: educational law, educational legislation, public law, legal traditions of education and upbringing, legal regulation of educational relations in the 19th century.

Введение. Среди важнейших вопросов патриотического воспитания российских граждан особо выделяется один - о воспитании какого патриотизма идет речь? В научной и научно-педагогической литературе выделяется несколько его видов. Очевидны различия в классификации типов патриотизма в зависимости от научных интересов и специальности

исследователей. Однако общим положением остается то, что патриотизм выступает прежде всего в роли личного чувства преданности к Родине, ее прошлому и настоящему.

Материалы и методы исследования. Важнейшей идеологической и пропагандистской основой формирования современной российской государственности выступает идея право-

вого государства, развиваемая на основе понимания естественных прав и свобод человека как незыблемой основы правопорядка, организации государственной власти и гражданского общества. В соответствии с такой общемировой тенденцией формировалось и развивалось образовательное законодательство Российской Федерации, складывались нынешний межгосударственный диалог и правовой порядок, регулирующий межгосударственные отношения в области образования - важный инструмент современного мирового гуманитарного развития.

Преимущественное положение в теории государства и права естественно правовой доктрины сказывалось и на становлении образовательного права и образовательного законодательства, практически всегда находящихся до этого в числе обсуждаемых вопросов. Другое дело, что в рамках долгое время существовавшей в нашей стране командно-административной системы управления образованием такое обсуждение, а тем более выработка стратегических и управленческих решений, не занимали столь существенного общественного внимания, которое стало проявляться, начиная с последнего десятилетия XX века.

С того времени и произошло резкое усиление правовых начал в повседневной школьной практике, что было связано с принятием в 1992 году демократического по своей сути образовательного закона, способствовавшего расширению возможностей общественного участия в развитии образования в стране.

Активизация внимания к вопросам образовательного права произошла в период подготовки и принятия ныне действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N° 273, начало действия которого наполнило образовательное пространство нашей страны новыми смыслами. Принятие нового закона существенно расширяло вектор возможностей правового регулирования образовательных отношений.

Решения государственной власти, принятые в последнее время, наглядно свидетельствуют о решительном повороте государственной политики к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, активной, деятельной защите исторической правды и памяти. Эти важнейшие положения нашли отражение в поправках, внесенных в Конституцию Российской Федерации в 2020 году. Данная политическая линия была продолжена в принятых стратегических документах, в том числе Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400. Укрепление традиционных российских духовно -нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России были определены в качестве национальных приоритетов на современном этапе [Указ, 2021].

Особую социально-политическую актуальность тема воспитания и актуализации традиционных российских ценностей приобрела в связи с утверждением Указом Президента Российской Федерации 09.11.2022 г.

№ 809 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно -нравственных ценностей.

В этом документе подчеркивается то, что: «Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность» [Указ, 2022].

Важным элементом формирования гражданской идентичности выступает национальное законодательство и национальные образы права, которые и составляют основу гражданского правосознания общества, проявляющегося во всех сферах общественной жизни, включая и сферу образования, особенно общего. Отношения в области образования в последние десятилетия складываются на основе детально разработанного образовательного законодательства Однако следует учитывать то обстоятельство, что далеко не все стороны образовательных отношений возможно внести в официальное поле, поэтому актуальным остается вопрос их нормативного регулирования. Речь идет прежде всего о моральных и нравственных нормах, которые создают вместе с правовыми, нормативную составляющую российского образовательного пространства, наполненного богатой историей и современными проблемами.

Весьма часто образы исторической памяти входят в противоречие с

теми нормами и ценностными установками, которые закрепились за годы модернизации и свойственной ей ориентацией отечественной культуры и просвещения на западные образцы, в том числе и правовой культуры. Сегодня в российском образовании только начало реально формироваться особое правовое поле, в котором уже не подразумевается тотальное господство естественно -правовой доктрины. Ей приходиться потесниться, допуская рядом существование норм общественного права, под которым по мнению А. Ю. Га-рашко следует понимать: «сложившуюся в результате функционирования той или иной социальной группы систему норм - органичных содержанию деятельности данной группы, нравственно обусловленных, легитимных правил поведения, не имеющих фиксированного оформления и, как правило, не связанных с применением силового ресурса» [Гарашко, 2019, с.19]

Актуальность обращения к проблеме общественного права определяет то важное обстоятельство, что многими современными образовательными организациями активно разрабатываются собственные, корпоративные нормы и правила поведения, которые часто представляются в качестве педагогической инновации, с чем на первый взгляд нельзя не согласиться. Однако такие инновации не возникают на пустом месте, подчас их создатели опираются на опыт прошлого. При этом относить ли это к проявлению традиции или ретроин-нованции, вопрос дискуссионный, который следует решать в каждом отдельно взятом случае.

Обращаясь к разным периодам истории отечественного образования, исследователь не должен оставлять незамеченной правовую реальность изучаемой эпохи. Например, пореформенной России, в которой можно заметить очень схожие с современными процессы развития образовательного права и образовательного законодательства.

Это обстоятельство заставляет задумываться не столько о поисках оптимальных, скажем так, технологичных форм регулирования образовательных отношений, которые доказали свою слабую эффективность в условиях российской действительности. Сегодня речь должна идти о конструировании такого правового пространства образования, в котором должны, наконец, мирно ужиться духовно-нравственные и формально-правовые ценности, принадлежащие различным культурным и правовым традициям, принимаемым современным человеком уже в качестве общероссийских. Такое конструирование, безусловно, будет эффективным тогда, когда будет опираться на те фундаментальные нравственно -правовые начала, которые закреплены в общественном праве народов России, вернее сказать, его многовековом духовно-практическом опыте, включающем накопленный потенциал образовательного законодательства в сочетании с иными формами нормативного регулирования образовательных отношений.

Однако, современное образовательное право, как, впрочем, и практически вся юриспруденция полностью базируются на принципах юри-

дического позитивизма, рассматривающего право «как самостоятельную регулятивную силу, не нуждающуюся в религиозно -нравственных и метафизических обоснованиях своих норм» [Сорокин, 2019, с.86]. Попутно заметим, что именно такое понимание права современный учитель должен сформировать у себя и у обучающегося для того, чтобы у последнего появились необходимые гражданские компетенции.

Таким образом, в образовательном законодательстве и праве заметно противоречие. Суть его заключается в том, что если современному обществу нужен человек, обладающий высокими юридическими компетенциями, то он должен обладать высоким правовым сознанием, которое невозможно воспитать без уважения к закону, идущему от государства, патриотом которого должен быть гражданин, уважающий историю и традиции своего государства.

При этом все участники образовательного процесса реально еще продолжают жить по законам, созданным по образцам западноевропейской правовой культуры, что отражается, прежде всего, на ментальном уровне, поскольку: «Разобщенность, эклектичность, противоречивость, изменчивость содержания основных правовых и культурных понятий составляют едва ли не самую характерную черту этой (западноевропейской - А. О.) культуры» [Величко, 1999, с.222]

Следует особо отметить то важное обстоятельство, что данная проблема возникла в многонациональном государстве, в котором

представления о нравственных и правовых основаниях гуманитарной сферы общества представляются весьма различными. У каждой проживающей в Российской Федерации национальности такие представления формировались на протяжении веков, становясь плотью и кровью ее духа, неотрывного от общего духа российского гражданства, общих духовно-нравственных ценностей российской цивилизации, которые на личностном уровне и формируют патриота-государственника. И это обстоятельство необходимо учитывать при правовом оформлении современного образовательного пространства, которое, «сформированное на общечеловеческих ценностных принципах, позволяет учесть потребности, возможности и интересы личности субъекта образования), найти свой успешный путь в жизни, уметь отвечать на вызовы времени, преодолевать противоречия, связанные с глобализацией и новыми технологиями» [Иванова, Иванов, 2020, с.28].

В первое двадцатилетие XXI столетия педагоги, философы, юристы, историки высказывают в целом схожие мысли, суть которых сводится к созданию такой модели правового регулирования образовательными отношениями, которая позволит всем субъектам свободно действовать в рамках обновленного законодательства.

Это станет возможным только тогда, когда законодательство будет опираться на ценности российской цивилизации. Достаточно вспомнить о том, какое общественное внимание

долгие годы было приковано к термину «образовательная услуга». Однако в пылу дискуссий мало кто предложил замену этого термина, не свойственного российскому менталитету, но полностью соответствующего Гражданскому кодексу Российской Федерации. В этой связи будет уместным привести слова известного правоведа первой половины XIX века, представителя славянофильского направления отечественной правовой мысли И. Д. Беляева о том, что: «Законы должны вытекать из исторической жизни народа» [Беляев, 2011, с.32]. А это означает, что любое социально значимое правило поведения должно быть по своему содержанию таким, чтобы его нормы осуществляли не только регулятивную функцию, но и воспитательную, порождая чувства патриотизма.

И такие законы существовали всегда, часто в форме неписанных, одобряемых норм. Они синтезируют в реальном пространстве образования формально-юридические и неформальные начала, основанные на морально-этических взглядах личности и общества на проблемы формирования молодого поколения российских граждан. Это особенно важно сегодня, когда установление норм гражданского поведения все более переходит от государства к личности и сообществам, которые выступают в качестве представителей народа, являющегося, согласно Конституции Российской Федерации, источником власти.

Такая ситуация требует от законодателя существенных изменений своей деятельности, в том числе, ее разворота в сторону национальной

правовой традиции. Как отмечает известный отечественный правовед В. Н. Синюков: «Идеологема верховенства права стала легальной формой правовой экспансии, продвижения англосаксонской юрисдикции по всему миру. На самом деле верховенства для права как универсальной социальной ценности, искусства добра и справедливости не происходит. Имеет место доминирование одних регуляторов и вытеснение других, примат одних интерпретаций и игнорирование иных социальных и культурных смыслов права» [Синю-ков,2018, с.24]. От себя добавим, что не только англосаксонской, но и более близкой, скажем, даже ставшей традиционной для России, романо -германской правовой системы с доминированием германских традиций права и законодательства.

И в этой связи вновь обратимся к отечественной пореформенной истории, которая со всей очевидностью показывает, что процесс реформирования отечественного образования, заданный, казалось бы, лекалами западного образца модернизации, приобрел российскую национальную окраску, сформировав отечественную школу как единый, современный по меркам того времени социальный институт, наполненный колоритом многонационального государства.

Долгое отсутствие в Российской империи единого закона, регулировавшего вопросы общего образования, широкое распространение подзаконных актов, носящих формальный, необязательный характер, особенно в местностях, в которых было введено земское самоуправле-

ние, дает основания полагать о широком, а главное гармоничном сочетании обычного права в области образования и воспитания, с нормами права государственного. И это говорит о наличии тенденции создания общественного, патриотически ориентированного права и законодательства в области образования, которые могли оказывать влияние на становление и развитие государственно -общественного взаимодействия в вопросах обучения и воспитания детей России. Однако в условиях пореформенной России эффективному государственно-общественному взаимодействию по вопросам просвещения мешало деструктивное, антипатриотическое поведение ряда представителей педагогической общественности, мешавших диалогу власти и общества по выработке патриотических ценностных установок, которые могло бы воспринять большинство населения России.

Передовые деятели народного образования России в меру своих сил и возможностей пытались нивелировать противоречия между формализмом, свойственным государственному управлению в области образования, и неформальностью общественного права. Одним из примеров тому служит деятельность попечителя Киевского и Одесского учебных округов Н. И. Пирогова, чьи циркуляры были не простым перечислением норм и положений, а образцом педагогически осмысленного ведомственного документа, проникнутого идеями народности и патриотизма [Овчинников, 2010, с. 173].

Патриотически настроенные педагоги и деятели народного просвещения затрагивали проблему воспитательного значения норм обычного права в воспитании молодых поколений граждан страны. Однако ценностные ориентации, закрепленные в нормативах и правилах поведения, были совершенно различными у многочисленных народов Российской империи, поскольку, если следовать мыслям современных теоретиков права, ориентированных на традиционные российские ценности: «право регулирует не столько общественные отношения, сколько душевный (внутренний, психологический) мир людей» [Сорокин, 2019, с.289].

Именно образ такого ценностного отношения к праву и закладывается на протяжении веков средствами народной педагогики, реализуясь в повседневных межличностных отношениях, которые постепенно перерастают в общественное право, гармонично входя в ментальное пространство различных социальных институтов. Со временем такое народное право формирует дискурсивное поле нравственных ценностей, определяющих рамки разумного поведения в обществе, осуществляя тем самым нормативное регулирование общественных отношений и выработку поощряемых образцов поведения, которые со временем приобретают духовно-нравственную, ценностную окраску, которую, в свою очередь, принимает или отторгает государственная власть при осуществлении своей функции по выработке законов.

И поэтому главная отличительная особенность отечественного образовательного законодательства и права в их исторической ретроспективе состоит в том, что право на образование есть не дарованное государством право, а право, выработанное народным духом, закрепленное в общественно сознании в ходе многовекового цивилизационного развития.

Об этом аспекте рассуждали многие представители философской и правовой мысли XIX столетия. В этой связи представляет интерес позиция профессора московского университета, славянофила, придерживающегося либеральных взглядов, ставшего одним из основателей концепции общественного права В. Н. Лешкова, отмечавшего, что «Семья и община поддерживали законное право государства действовать на мораль народа, а государство, со своей стороны, только усиливало влияние общины и семейства в этом направлении. Так установилось в России дружное, всеми элементами общества ровно совершаемое шествие к моральному развитию народа» [Лешков, 2010, с.461]. Таким образом в пореформенной России закладывалась идея общественного права в области просвещения, а если смотреть дальше - идея государственно-общественного сотрудничества в области образования, ставшая принципом современного российского образовательного законодательства.

В статье недаром упомянуты два профессора Московского университета первой половины XIX столе-

тия. Именно в то время закладывались основы российской педагогики. В 1830-е годы доктор права П. Г. Ред-кин, рассматривая вопросы педагогики в читаемых им правовых курсах, оказал существенное влияние на избрание жизненного пути студента К. Д. Ушинского. А первые лекции будущего великого русского педагога по камеральному праву в Ярославском Демидовском лицее можно с уверенностью считать началом понимания народности как главного принципа воспитания молодого поколения российского народа. Сегодня крайне поучительно звучат слова великого педагога: «Со временем в гражданской сфере, с историческим ходом и с размножением общества, обычаи множатся, дробятся, забываются, находят себе противоречие в новых образах действий, происходящих или из случайностей исторических, или от влияния новых местностей и случайных характеров на характеры членов общества. Тогда обычаи имеют нужду в новой силе, в силе законодательной, и, проходя через волю законодателя, являются законами, которым повинуются уже как выражениям воли, признанной за всеобщую, за высшую. Наконец, с развитием общества является необходимость сознания права, разумности его; это сознание совершается в народе, но выражается в особенном сословии - сословии юристов; таким образом, юристы выражают собою сознание народа о праве» [Ушин-ский].

Заключение. И сегодня, в период очередного крупного поворота к осознанию новых смыслов россий-

ской цивилизации, обращение к прошлому дает возможность возродить в новых исторических реалиях подлинные смыслы нормативного регулирования возрожденного в общественном сознании национального феномена - просвещения, найти действенные современные юридические механизмы, создающие возможность активного развития в современных условиях традиционных российских ценностей. Представляется, что современная образовательная политика воспользуется появившейся возможностью возродить в новых исторических условиях лучшие отечественные традиции правового регулирования отечественного просвещения.

Список литературы

1. Беляев, И. Д. Лекции по истории русского законодательства / Предисл. А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов. - Москва : Институт русской цивилизации, 2011. - 896 с. - Текст : непосредственный.

2. Величко, А. М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. - СПб. Изд-во Юридического института (Санкт-Петербург), 1999. - 235 С. -Текст : непосредственный.

3. Гарашко, А. Ю. Религиозное право как форма общественного права / А. Ю. Гарашко - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. -2019. - № 2. - С. 19-23.

4. Иванова, С. В. Образовательное пространство как модус образовательной политики / С. В. Иванова, О. Б. Иванов. - Москва: ООО «Русское слово - учебник, 2020. - 160 с. -Текст : непосредственный.

5. Лешков, В. Н. Русский народ и государство / В. Н. Лешков / Отв. ред. О. А. Платонов. - Москва: Институт русской цивилизации, 2010. -688 с. - Текст : непосредственный.

6. Овчинников, А. В. Циркуляры попечителя округа (к 200-летию Н. И. Пирогова/ А. В. Овчинников. -Текст : непосредственный // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2010. - №№ 4 (20). - С. 169176.

7. Синюков, В. Н. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции / В. Н. Синюков.

- Текст : непосредственный // Lex Russica (Русский закон). - 2018. - № 10. - С. 18-29.

8. Сорокин, В. В. Дух права и буква закона: вопросы понимания, толкования и действия / В. В. Сорокин. - Москва : Юрлитинформ, 2019.

- 560 с. - Текст : непосредственный.

9. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. -Текст : электронный. - URL: http ://www. kremlin. ru/acts/bank/47046

. 25.11. 2022г.

10. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. - Текст : электронный. -URL:http ://www. krem-lin.ru/acts/bank/48502

11. Ушинский, К. Д. Лекции в ярославском лицее / К. Д. Ушинский. - Текст : электронный. - URL: https://az. lib. ru/u/ushinskij_k_d/text_0 047.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.