Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ ТУРНИР ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ И ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ - КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТРУМЕНТ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРАВОВОЙ ТУРНИР ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ И ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ - КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТРУМЕНТ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кубрикова Анна Сергеевна, Сафронов Вячеслав Владимирович, Бабаева Анастасия Александровна, Фарафонтова Екатерина Львовна, Щебляков Евгений Степанович

В настоящей работе предпринята попытка исследовать тенденцию правового образования на территории Красноярского края, посредством участия субъектов образовательного процесса в Правовом турнире по патриотическому и правовому воспитанию молодежи. Исследуется генезис воспитания у учащихся стремления развивать и приобретать правовые знания, умения, навыки. Рассматривается система формирования правовой культуры обучающихся для обеспечения их профессиональной деятельности. Работа посвящена теоретическим и прикладным аспектам методики правового образования в Российской Федерации. В ней систематизирован опыт правового образования, накопленный отечественными педагогами-практиками в различное время. Авторы раскрывают формы и методы, знакомят читателя с приемами и средствами обучения и воспитания праву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кубрикова Анна Сергеевна, Сафронов Вячеслав Владимирович, Бабаева Анастасия Александровна, Фарафонтова Екатерина Львовна, Щебляков Евгений Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL TOURNAMENT ON PATRIOTIC AND LEGAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE - AS AN ORGANIZATIONAL AND LEGAL INSTRUMENT OF LEGAL EDUCATION

In this paper, an attempt is made to investigate the trend of legal education on the territory of the Krasnoyarsk Territory, through the participation of subjects of the educational process in a Legal tournament on patriotic and legal education of young people. The genesis of educating students of the desire to develop and acquire legal knowledge, skills and abilities is investigated. The system of formation of legal culture of students for ensuring their professional activity is considered. The work is devoted to theoretical and applied aspects of the methodology of legal education in the Russian Federation. It systematizes the experience of legal education accumulated by domestic practical teachers at various times. The authors reveal the forms and methods, introduce the reader to the techniques and means of teaching and educating law.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ ТУРНИР ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ И ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ - КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТРУМЕНТ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _35

ПРАВОВОЙ ТУРНИР ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ И ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ - КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТРУМЕНТ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ LEGAL TOURNAMENT ON PATRIOTIC AND LEGAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE - AS AN ORGANIZATIONAL AND LEGAL INSTRUMENT OF LEGAL EDUCATION

КУБРИКОВА Анна Сергеевна,

старший преподаватель,

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. 660000, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, просп. имени газеты Красноярский Рабочий, 31. E-mail: kubsem@mail.ru;

САФРОНОВ Вячеслав Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент,

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. 660000, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, просп. имени газеты Красноярский Рабочий, 31. E-mail: kubsem@mail.ru;

БАБАЕВА Анастасия Александровна,

старший преподаватель,

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. 660000, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, просп. имени газеты Красноярский Рабочий, 31. E-mail: kubsem@mail.ru;

ФАРАФОНТОВА Екатерина Львовна,

старший преподаватель,

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. 660000, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, просп. имени газеты Красноярский Рабочий, 31. E-mail: kubsem@mail.ru;

ЩЕБЛЯКОВ Евгений Степанович,

старший преподаватель,

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. 660000, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, просп. имени газеты Красноярский Рабочий, 31. E-mail: kubsem@mail.ru;

KUBRIKOVA Anna Sergeevna,

Senior Lecturer,

Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev. 660000, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Worker Newspaper Ave., 31. E-mail: kubsem@mail.ru ;

SAFRONOV Vyacheslav Vladimirovich,

Candidate of Law, Associate Professor,

Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev. 660000, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Worker Newspaper Ave., 31. E-mail: kubsem@mail.ru ;

BABAEVA Anastasia Alexandrovna,

senior lecturer,

Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev. 660000, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Worker Newspaper Ave., 31. E-mail: kubsem@mail.ru;

FARAFONTOVA Ekaterina Lvovna,

senior lecturer,

Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev. 660000, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Worker Newspaper Ave., 31. E-mail: kubsem@mail.ru ;

SHCHEBLYAKOV Evgeny Stepanovich,

senior lecturer,

Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev. 660000, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Worker Newspaper Ave., 31. E-mail: kubsem@mail.ru

Краткая аннотация: В настоящей работе предпринята попытка исследовать тенденцию правового образования на территории Красноярского края, посредством участия субъектов образовательного процесса в Правовом турнире по патриотическому и правовому воспитанию молодежи. Исследуется генезис воспитания у учащихся стремления развивать и приобретать правовые знания, умения, навыки. Рассматривается система формирования правовой культуры обучающихся для обеспечения их профессиональной деятельности. Работа посвящена теоретическим и прикладным аспектам методики правового образования в Российской Федерации. В ней систематизирован опыт правового образования, накопленный отечественными педагогами-практиками в различное время. Авторы раскрывают формы и методы, знакомят читателя с приемами и средствами обучения и воспитания праву.

Abstract: In this paper, an attempt is made to investigate the trend of legal education on the territory of the Krasnoyarsk Territory, through the participation of subjects of the educational process in a Legal tournament on patriotic and legal education of young people. The genesis of educating students of the desire to develop and acquire legal knowledge, skills and abilities is investigated. The system of formation of legal culture of students for ensuring their professional activity is considered. The work is devoted to theoretical and applied aspects of the methodology of legal education in the Russian Federation. It systematizes the experience of legal education accumulated by domestic practical teachers at various times. The authors reveal the forms and methods, introduce the reader to the techniques and means of teaching and educating law.

Ключевые слова: правосознание; правовое образование; общественное сознание; правовой нигилизм.

Keywords: legal awareness; legal education; public consciousness; legal nihilism.

Для цитирования: Кубрикова А.С., Сафронов В.В., Бабаева А.А., Фарафонтова Е.Л., Щебляков Е.С. Правовой турнир по патриотическому и правовому воспитанию молодежи - как организационно-правовой инструмент правового образования// Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 35-39. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_35.

For citation: Kubrikova A.S., Safronov V. V., Babaeva A.A., Farafontova E.L., Shcheblyakov E.S. Legal tournament on patriotic and legal education of young people - as an organizational and legal instrument of legal education// Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 35-39. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_35.

Статья поступила в редакцию: 12.12.2022

Российское общество в своей истории имеет различные периоды, в которых оно оказывается лицом к лицу с инновационными задачами, при решении которых необходим качественно иной уровень бытия общественного сознания в целом. Реализуемый в Конституционный курс направленный на формирование правового государства, для признания человека, в целом его прав и свобод, как высшей ценностью продолжает предъявлять новые для общества требования к состоянию умственного, а также физического и эмоционального развития человека, а именно субъекта гражданского общества [1]. Это, потребует более глубокого знания и духовного мира личности, и его возможностей, и путей влияния на сознание людей в нужном для развития правового государства русле.

Необходимость гибкого и адаптивного общественного и индивидуального сознания может быть возможна через теоретическое осмысления многих вопросов, связанных с характером его существования, со способами его функционирования и развития, а также непосредственно с установлением главных тенденций современного этапа в становлении общественного сознания сегодняшнего общества. Процесс переориентации и переосмысления должен охватить все элементы сознания, стороны сознания, уровни сознания, существенно изменить существующую глубину и объем отражения общественного бытия, в определенных пределах переставить акценты в содержании правового и политического сознания, эстетического и нравственного сознания, научного и религиозного сознания, экономического и исторического сознания [2]. Необходимость способствования дальнейшему укреплению и усилению связей, и взаимопроникновению идеологии и социальной психологии, проявиться во взаимном влиянии объединенного индивидуального и коллективного сознания.

На сегодняшний день в нашей стране реализуются первые шаги по переориентации и адаптации сознания российских граждан, выражающиеся как в реформе общеобразовательной школы, так и в изменении системы политического образования граждан и идеологистической работы в целом. Формирование сознания всех граждан нашего общества - это задача не только профессионалов-идеологов, пропагандистов, работников средств массовой информации [3]. Это дело всего государства. Государство потребовало от граждан, на каком бы посту они не стояли, знать, уметь и постоянно осуществлять идейно-воспитательную работу. Кроме того, Президент РФ взял непосредственно под свой контроль реализацию федеральных целевых программ, охватывающих сферу заботы о подрастающем поколении. В процессе принципиальных изменений значительной части общественно-экономической формации, ориентации ценностей, многогранного мира можно предположить, что оптимальным решением для эффективного изменения человеческой природы, способному сформировать новые необходимые человеческие качества, всегда есть и будет образование [4].

В России существовало большое количество подходов и попыток в развитии правосознания общества. Каждое поколение обладает своими особенностями и потребностями в развитии патриотизма с помощью расширения правосознания. Необходимость адаптаций старых методов и способов развития правосознания необходимо для становления общественного сознания под актуальные потребности современного общества. Современное развитие патриотизма через правосознание включено в учебный процесс средних общеобразовательных, средне-специальных и высших учебных заведений. Это стало возможным благодаря закону об образовании, а именно воспитание патриотизма рассматривается как один из принципов в области государственной политики для улучшения российской системы образования [5].

Действующее законодательство четко определяет необходимые требования к элементам образовательной системы. Образование являясь причиной экономического развития общества и прогрессирующего социального преобразования общества, но обязано ориентироваться: на самоопределение личности человека, на самореализацию индивида в общественном пространстве; положительно развивающееся общество; укрепление государственности страны и преобразование правового государства [6]. Образовательная структура обязана сформировать предпосылки для обеспечения: общественно-профессиональной мировой культуры; сфорсированности у учащихся необходимых для жизнедеятельности знаний и требуемого уровня профессиональной подготовки в соответствии с профессиональными стандартами; личностного внедрения в национальную культуру; сфорсированности человеческой и гражданской позиции, для обеспечения и защиты общественных интересов; укрепления правового государства.

К сожалению современные организационно-правовые инструменты правового образования, реализуемые в процессе правового воспитания и правового обучения, так необходимые сегодня для строительства гражданского общества, правового государства, далеки еще от требуемого уровня. Ведь образованный гражданин, исходя из комплексных соображений, глубоко осознает свои права и свободы, их пределы. Взгляды граждан, личные убеждения и общественные отношения можно охарактеризовать глубокой усвоенной цитатой: «Моя свобода и права кончаются там, где начинаются права и свободы другого человека». Образованность гражданина в отношении права - важнейший элемент его персонального правосознания.

Таким образом, гражданам необходим переход из одного состояния правосознания в качественно иное, этот путь должен сопровождаться принципиально новыми взглядами и идеями, которые постепенно включаются в систему существующих взглядов [7].

Многие граждане, в силу своей необразованности не отдают должного значения правосознанию. У правосознания существует не-

сколько понятий: как знание права, отражение права, восприятие права или представление о праве. Наиболее подходящее значение правосознания — это отношение человека и общества к реализуемому праву, отношение человека к поведению окружающих; отношение гражданина к своим неотъемлемым правам и обязанностям [8].

Критериями, характеризующими правосознание в виде особой формы общественного сознания, являются:

1. индивид или сообщество людей могут обладать правосознанием;

2. отражение государственно-правовых явлений;

3. эмоциональное и идеологическое выражение отношений, в переживаниях и теориях;

4. несение оценочного характера, в связи с тем, что, отражая состояние, сопоставляет перспективы развития политически-правовых явлений и связи этих явлений с текущими событиями;

5. тесное взаимодействие с такими формами общественного сознания, как политическое, нравственное и т. д.

Права человека понимаются, как нормы, имеющее базовый характер, способствующие достойному уровню жизни в обществе при равных условиях для всех граждан [9]. Эффективное развитие правосознания человека может осуществляется с помощью:

1. Свободы: воля человека является важной частью человеческого достоинства. Через принуждение происходит умаление и унижение человеческой личности.

2. Уважительное отношение к другим: правильная персональная оценка человеческого достоинства возможна через искреннее проявление уважительного отношения в обществе.

3. Толерантного отношения через недопустимости дискриминации: развитие равенства всех не зависимо, например, от национальной, религиозной или иной принадлежности, или недопустимости физического или психического насилия над физически слабыми людьми.

4. Общественной и законной справедливости: все люди достойны справедливого отношения в случае нарушения их прав, а также нарушения ими прав других людей.

5. Ответственности за каждый противоправный поступок: признание прав других людей может быть реализована через проя в-ление ответственности каждого человека за его противоправные действия и требует от него действий по восстановлению нарушенных прав.

Основным элементом, побуждающим человека к развитию правосознания в современном обществе, через изучение норм права может

являться:

1. Личный интерес;

2. Обусловленная общественная необходимость;

3. Прецедент.

Увы, современные тенденции сигнализируют о том, что прецедент - как побудительный элемент имеет доминирующие позиции. Лишь столкнувшись с негативными обстоятельствами люди начинают углубляться в своих познаниях о праве.

Остро стоит проблема отчаяния и безысходности граждан при столкновении с ситуацией, на которую практически невозможно повлиять самостоятельно. Корень проблем заключается в абсолютной некомпетентности исполняющих органов в области обеспечения прав и законных интересов граждан [10]. В качестве примера можно рассмотреть два случая:

1. Начало 2019 - начало 2022: массовая истерия на почве ковида, сначала все трубили про то, что опасаться не нужно, заболеваемость и смертность как у обычных сезонных заболеваний. С 2020 ситуация радикально меняется, всех начали проходить «добровольно-принудительную» вакцинацию. Граждане начинают обращаться к нормам Конституции РФ, а именно опираясь на нее, гражданине заявляют, что имеют право отказаться от вакцинации, но исполнительные органы запрещают им появляется в общественных местах без прививки, что является нарушением его конституционных свобод. Зная только одну норму права люди пытались защитить свои права забывая о правах других.

Для решения мировой проблемы были использованы различные методы и средства с использованием убеждения, принуждения, наказания, необходимости [11]. Одним из методов решения этой проблемы было принятие вакцинации для иммунитета.

2. 2022 год - спецоперация и частичная мобилизация. Мобилизация как таковая это нормальное явление, но проблемы начинаются тогда, когда военкоматы начинают нарушать постановления, к примеру, происходит мобилизация граждан, не проходивших срочную службу, мобилизация граждан во время срочной службы и мобилизация граждан без воинской специализации. Для многих данная ситуация стала основной проблей из-за различных причин

- страх родственников, что они потеряют кормильца и постоянный доход. Данную ситуацию государство решило принятием комплекса мер по поддержке семей мобилизованных.

- многодетная семья. Мобилизованных имеющих трех и более детей вернули домой.

- страх за свою жизнь и своих близких. К сожалению эту проблему можно решить только, имея активную жизненную позицию и веру в

себя.

К сожалению, не смотря на большое количество мер поддержки участков СВО, большинство граждан не доверяют государственной

власти.

Потеря доверия началась с афганской войны. Из-за недальновидных действий СССР вмешался в афганский конфликт, потерял множество солдат и создал прореху в государственном бюджете, заполнять которую приходилось простым людям.

Усугубление этого положения послужила Чеченская война, в памяти старшего поколения свежи воспоминания, как срочников без бое-

вого опыта и подготовки закинули в центр Грозного, ставшим для них последней остановкой.

Развивая правосознание граждан нужен баланс между старым и новым поколением. Необходима синхронизация знаний групп граждан с сильно развитой гражданской позицией и слабо развитой. Граждане должны способствовать развитию правосознания с помощью совместных усилий, при принятии старым поколением чего-то нового, при взаимной поддержке меняя старое [12].

В значительной мере недостойная эффективность организационно-правовые инструменты правового образования в современной России обусловлена пробелами патриотического и правового воспитания молодежи; неразвитостью системы патриотического и правового воспитания; отсутствием необходимой преемственности; согласованности проводимых мероприятий по патриотические и правовые воспитания на системной и постоянной основе [13]. Воспитание - это процесс имеющий цель по формированию наиболее важных качеств личности в социальной среде гражданского общества и носителя ценностей общества: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманистических и т.д. Воспитание гражданина предполагает: адаптивность личности к общественной и государственной жизни; обеспечение свободного, интеллектуального и культурного самоопределения и саморазвития гражданина всего общества; формирование гражданственности, патриотизма, гуманистичности, приоритета ценностей; уважение к законам, правам и свободам человека, к деятельности органов правосудия [14]. Результатом воспитания является воспитанность конкретного гражданина. Частью общего воспитания молодого гражданина выступает правовое и патриотическое воспитание.

Нравственное поведение детей является элементом содержательной части воспитания детей. Дети живут в среде сформированных норм морали и в свою очередь, по мере развития воспитание перерастает в приспосабливание к ним. Правовое и патриотическое воспитание реализуется в результате ежедневных нравственных отношений и представляет собой: сформированное у детей привычное нравственное сознание, привычные действия и поведение, развитие способности мыслить нравственно и подходить ответственно к выбору. Правовое и патриотическое воспитание детей закладывает в создании идеи недопустимости отрицания нормам нравственности, которые приводят к беззаконному поведению.

В связи с обозначенным выше, представляется объективно необходимым проведение на территории Красноярского края мероприятий по патриотическому и правовому воспитанию молодежи в форме деловых и ролевых игр, круглых столов, интеллектуальных и творческих турниров. В целях реализации плана мероприятий, направленных на повышение правового образования, правового сознания и правовой культуры молодых граждан на территории Красноярского края, преподавательским составом кафедры Правоведения СибГУ имени академика М.Ф. Ре-шетнева и было апробировано проведение Правового турнира по патриотическому и правовому воспитанию молодежи.

Внедрение в образовательную систему Правового турнира по патриотическому и правовому воспитанию молодежи имеет цель - формирование правовых взглядов и установок молодого гражданина, как составных черт его общего мировоззрения и социальной направленности. С помощью этих установок молодой человек в дальнейшем воспринимает и перерабатывает адресованную ему, как члену общества, социальную информацию, оценивает свои и чужие действия и поступки, определяет конкретные цели и выбирает средства их достижения. Правовое и патриотическое воспитание имеет широкие возможности интенсивного влияния на формирование личности, ее всестороннее образование, поскольку в нормах права и патриотической идеологии выражены как политические, юридические, таки моральные, нравственные требования общества. Правовое и патриотическое сознание в совокупности с другими идеологическими формами сознания является важнейшим регулятором поведения человека в обществе. Поэтому от уровня и характера направленности правового и патриотического сознания молодежи в целом и от отдельных ее групп в большой степени зависит состояние правопорядка в стране. Мало того, для достижения высокого качества законов необходимо повышать уровень правовой техники, не мало важным является их точное и неуклонное осуществление. Ведь любой закон живет только тогда, когда он выполняется всеми и повсеместно.

Можно выделить результаты формирования следующих доминант правового и патриотического воспитания участников Правового турнира по патриотическому и правовому воспитанию молодежи:

- уважение к закону и законности, отношение к ним как группе высших социальных ценностей, как к нормам жизни, утверждающим и защищающим высшие человеческие моральные ценности; как к благу, без которого невозможно цивилизованным путем реализовать себя, свои жизненные планы; как к одному из надежных способов решения возникающих проблем; как к надежной силе, призванной и способной защищать права и свободы, ограждать от преступных посягательств.

- появление и развитие правомерных жизненных целей, жизненных планов и их реализация, при условии полной неприемлемости противоправных поступков.

- сформированы приоритетные потребности и желания, новые привычки, устойчивая правовая мотивация постоянно вести себя правомерно.

- становление стремления к выбору только правомерных способов и средств необходимых для удовлетворения своих личных потребностей в достижении целей и решения жизненных проблем.

- укрепилась непоколебимая устойчивость к криминогенным соблазнам.

- развилось стремление содействовать правоохранительным органам в деятельности по устранению причин и условий совершения правонарушений и преступлений.

- развитие активности в посильном участии при поддержании правопорядка в местах пребывания, в том числе в местах учебы или жительства.

Современные условия существования российского общества способствуют необходимости преодоления правового нигилизма, поразившего многих людей, воспитания уважительного отношения к закону, к правам и свободам других людей, сознанию и чувства ответственности и непримиримости к произволу, коррупции в целом. Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению нигилизма, социальной апатии служат активные меры по правовому и патриотическому воспитанию молодых граждан. Думается, что одним из эффективных организационно-правовым инструментом правового образования на территории Красноярского края выступил Правовой турнир по патриотическому и правовому воспитанию молодежи. Итого мероприятия стало повышение уровня образования учащихся; формирование правовых компетенций будущих специалистов; вовлечение молодежи в стратегическое развитие молодежной политики Красноярского края.

Исследование проведено при поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.

Библиогра фия:

1. Сафронов В.В. Генезис правосознания гражданина: монография / В.В. Сафронов; Сиб.гос.аэрокосмич. ун-т. - Красноярск,2012;

2. Сафронов В.В. Правовое образование: монография / В.В. Сафронов; Сиб.гос.аэрокосмич. ун-т. - Красноярск,2009.

3. Рябцев, Р. А. Современная правовая реформа в России и правосознание (Теоретико-правовые проблемы изменения правосознания граждан) : специальность 12.00.01 "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве" : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Рябцев Роман Анатольевич. - Ростов-на-Дону, 2005. - 173 с. - EDN NNHZVF.

4. Кавалеристова, Е. В. Генезис правосознания в условиях Российской действительности / Е. В. Кавалеристова, А. С. Близнюк // Моя профессиональная карьера. - 2020. - Т. 3. - № 8. - С. 178-184. - EDN PCNRZG.

5. Селиверстова, О. И. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": новое в правовом регулировании сферы образования / О. И. Селиверстова // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2012. - Т. 7. - С. 67-92. - EDN QBJVCF.

6. Реуф, В. М. Правосознание как функция и функции правосознания / В. М. Реуф, С. П. Оальников // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2009. - № 12. - С. 50-57. - EDN NBJAHJ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Гарашко, А. Ю. Информационное правосознание как формирующийся тип современного правосознания / А. Ю. Гарашко // Актуальные проблемы юридической теории и практики. - Москва : Издательский дом "Граница", 2019. - С. 42-45. - EDN RHDYBM.

8. Насков, Д. С. Структура, виды и функции правосознания / Д. С. Насков, Д. М. Зоир // Юридический вестник. - 2022. - № 2(10). - С. 16-23. - EDN

JBRELS.

9. Смазнова, О. Ф. Аксиомы правосознания И.А.Ильина и темпоральный анализ развития правосознания / О. Ф. Смазнова // Вестник Новгородского государственного университета. - 2003. - № 24. - С. 46-50. - EDN PFGJZT.

10. Петухов, В. Г. Перерожденное правосознание - самая опасная форма деформации правосознания личности / В. Г. Петухов // Право и государство: культурологическое измерение, Санкт-Петербург, 27 ноября 2020 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2020. - С. 39-41. - EDN CTMGNQ.

11. Осипов, Р. А. Перерожденное правосознание - форма деформации правосознания личности / Р. А. Осипов // Гуманитарные чтения в Политехн и-ческом университете : Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Санкт-Петербург, 13-14 мая 2021 года. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2021. -С. 226-229. - EDN XHUMRH.

12. Воронина, А. Е. Правосознание и современное общество: проблема формирования экологического правосознания в России / А. Е. Воронина, Е. О. Руденская // Трансформация права в информационном обществе : Материалы II Всероссийского научно-практического форума молодых учёных и студентов, Екатеринбург, 21-22 ноября 2019 года. - Екатеринбург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральский государственный юридический университет", 2019. - С. 446-452. - EDN VVOBDS.

13. Фиолевский, Д. П. От научной теории правосознания до реалий правового бытия / Д. П. Фиолевский, К. А. Еропутов // Евразийский союз ученых. - 2018. - № 3-3(48). - С. 66-71. - EDN XNFTLV.

14. Гусейнов, О. М. К вопросу о месте и роли правового воспитания в формировании позитивного правосознания молодежи / О. М. Гусейнов, Ш. Б. Магомедов, Г. О. Гусейнов // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2021. - Т. 37. - № 1. - С. 24-29. - DOI 10.21779/2224-0241-2021-37-124-29. - EDN BZCVOZ.

References:

1. Safronov V.V. Genesis of the legal consciousness of a citizen: monograph / V.V. Safronov; Sib.state Aerospace. un-T. - Krasnoyarsk, 2012;

2. Safronov V.V. Legal education: monograph / V.V. Safronov; Sib.state.Aerospace. un-T. - Krasnoyarsk, 2009.

3. Ryabtsev, R. A. Modern legal reform in Russia and legal consciousness (Theoretical and legal problems of changing the legal consciousness of citizens) : specialty 12.00.01 'Theory and history of law and the state; history of the teachings of law and the state" : dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences / Ryabtsev Roman Ana-tolyevich. - Rostov-on-Don, 2005. - 173 p. - EDN NNHZVF.

4. Kavaleristova, E. V. Genesis of legal consciousness in the conditions of Russian reality / E. V. Kavaleristova, A. S. Bliznyuk // My professional career. - 2020. - Vol. 3. - No. 8. - pp. 178-184. - EDN PCNRZG.

5. Seliverstova, O. I. Federal Law "On education in the Russian Federation": new in the legal regulation of education / O. I. Seliverstova // Yearbook of Russian educational legislation. - 2012. - Vol. 7. - pp. 67-92. - EDN QBJVCF.

6. Reuf, V. M. Legal consciousness as a function and functions of legal consciousness / V. M. Reuf, S. P. Oalnikov // Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2009. - No. 12. - PP. 50-57. - EDN NBJAHJ.

7. Garashko, A. Yu. Informational legal consciousness as an emerging type of modern legal consciousness / A. Yu. Garashko // Actual problems of legal theory and practice. - Moscow : Publishing House "Border", 2019. - pp. 42-45. - EDN RHDYBM.

8. Naskov, D. S. Structure, types and functions of legal consciousness / D. S. Naskov, D. M. Zoir // Legal Bulletin. - 2022. - № 2(10). - Pp. 16-23. - EDN JBRELS.

9. Smaznova, O. F. Axioms of legal consciousness I .A. Ilyin and temporal analysis of the development of legal consciousness / O. F. Smaznova // Bulletin of the Novgorod State Agricultural University. - 2003. - No. 24. - pp. 46-50. - EDN PFGJZT.

10. Petukhov, V. G. Reborn legal consciousness - the most dangerous form of deformation of the legal consciousness of the individual / V. G. Petukhov // Law and the state: cultural dimension, St. Petersburg, November 27, 2020. - St. Petersburg: St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, 2020. - pp. 39-41. - EDN CTMGNQ.

11. Osipov, R. A. Reborn legal consciousness - a form of deformation of the legal consciousness of the individual / R. A. Osipov // Humanitarian readings at the Polytechnic University: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. In 2 parts, St. Petersburg, May 13-14, 2021. - St. Petersburg: Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University", 2021. - pp. 226-229. - EDN XHUMRH.

12. Voronina, A. E. Legal awareness and modern society: the problem of the formation of environmental legal awareness in Russia / A. E. Voronina, E. O. Ru-denskaya // Transformation of law in the information society : Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Forum of Young Scientists and Students, Yekaterinburg, November 21 -22, 2019. - Yekaterinburg: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State Law University", 2019. - pp. 446-452. - EDN VVOBDS.

13. Fiolevsky, D. P. From the scientific theory of legal consciousness to the realities of legal existence / D. P. Fiolevsky, K. A. Eroputov // Eurasian Union of Scientists. -2018. - № 3-3(48). - Pp. 66-71. - EDN XNFTLV.

14. Huseynov, O. M. On the question of the place and role of legal education in the formation of positive legal awareness of youth / O. M. Huseynov, Sh. B. Magome-dov, G. O. Huseynov // Legal Bulletin of Dagestan State University. - 2021. - Vol. 37. - No. 1. - pp. 24-29. - DOI 10.21779/2224-0241-2021-37-1-24-29. - EDN BZCVOZ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.