Научная статья на тему 'О роли вуза в период становления информационного общества в России'

О роли вуза в период становления информационного общества в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ВУЗ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / НАУКА / INFORMATION SOCIETY / COLLEGE / AN INNOVATIVE MODEL / SCIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилова С. В.

Выбрав в качестве ориентира инновационную модель при формировании стратегии развития учреждений высшей школы крайне важно сориентировать молодежь и профессорско-преподавательский корпус на инновационную активность и на развитие инновационной системы, и это поможет без больших материальных затрат увеличить объемы первого параметра науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF THE UNIVERSITY DURING THE FORMATION OF INFORMATION SOCIETY IN RUSSIA

Taking as a reference model for the formation of an innovative strategy for the development of institutions of higher education is essential to orient the youth and faculty housing on the innovative activity and the development of innovation system, and it will help without the high material costs to increase the first parameter the science.

Текст научной работы на тему «О роли вуза в период становления информационного общества в России»

ком регионе, а не там, где спрос на данные объекты может быть выше. Обязательная регистрация всех сделок с недвижимостью и необходимость проверки юридической «чистоты» объекта недвижимости также увеличивают время оборота недвижимого имущества на рынке. Все это может способствовать увеличению коммерческих и юридических рисков, которые несут участники сделки. Учитывая долговечность недвижимости, значительно превышающую срок жизни большинства других товаров, можно сказать, что недвижимое имущество длительное время остается на рынке как составная часть предложения. Предложение может носить скрытый характер, если данное имущество используется, либо явный, при условии, что имущество перестает использоваться и начинает предлагаться на рынке.

6. Ограниченная возможность саморегулирования инвестиционно-строительного рынка посредством ценового механизма.

Поскольку на создание недвижимого имущества требуется достаточно длительный временной отрезок, быстрое появление на рынке дополнительного предложения невозможно. Таким образом, предложение не может достаточно быстро отреагировать на изменения в спросе, которые, в свою очередь, могут произойти в короткие сроки. Низкая эластичность предложения на инвестиционностроительном рынке по сравнению с относительно эластичным спросом приводит к ограничению возможности ценового регулирования данного рынка. Даже если цена будет точно отражать изменения в спросе, предложение не в состоянии оперативно реаги-

ровать на эти изменения, поэтому роль ценового механизма на рынке недвижимости ограничена.

Заключение

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что инвестиционно-строительная сфера, и особенно такая важная ее часть, как инвестиционно-строительный рынок является специфическим и менее совершенным сегментом по сравнению с другими сегментами рыночной экономики и соответственно несет дополнительные риски, которые должны учитываться при разработке антикризисных мероприятий в организациях инвестиционно-строительной сферы.

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1, Раздел 1, Подраздел 1, Гл. 1, ст. 2

2. Асаул А. Н. “Предпринимательские сети в строительстве” - СПб: Гуманистика, 2005

3. Ардемасов Е.Б., Горбунов А.А., Песоцкая Е.В. “Маркетинг в управлении недвижимостью”.- СПб.: ИСЭП РАН, 1997. - стр.47

4. Сивкова АА. “Недвижимость: Маркетинг, оценка”. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - стр.15

5. Изряднова О. Инвестиции в реальный сектор экономики / Экономико-политическая ситуация в России - М.: Институт экономики переходного периода, 2008

6. Гайдук К.В., Мерзликина Г. С. « Управление предприятием», М- 2005

О РОЛИ ВУЗА В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Гаврилова С.В., доцент кафедры Управления человеческими ресурсами, МЭСИ

Выбрав в качестве ориентира инновационную модель при формировании стратегии развития учреждений высшей школы крайне важно сориентировать молодежь и профессорско-преподавательский корпус на инновационную активность и на развитие инновационной системы, и это поможет без больших материальных затрат увеличить объемы первого параметра - науки.

Ключевые слова: информационное общество, ВУЗ, инновационная модель, наука.

ON THE ROLE OF THE UNIVERSITY DURING THE FORMATION OF INFORMATION SOCIETY IN RUSSIA

Gavrilova S., Associate Professor of Human Resource Management, MESI

Taking as a reference model for the formation of an innovative strategy for the development of institutions of higher education is essential to orient the youth and faculty housing on the innovative activity and the development of innovation system, and it will help without the high material costs to increase the first parameter - the science.

Keywords: information society, college, an innovative model, science.

В Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва (с 2008 г.) отмечено, что «мировой финансовоэкономический кризис потребовал ускорения перехода отечественной экономики на инновационный путь развития как безальтернативный для России».

Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832. В этом документе подинновацией (нововведением) -понимается «конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности»[1]. Можно отметить, что в данном определении не нашли отражения истоки самой инновационной деятельности. Между тем, согласно «РуководствуФраскати (FrascatiManual)», и «Руководству Осло (OsloManual)», посвященных соответственно НИОКР и инновационному процессу из группы методологических справочников «Семейства Фраскати» (Frascatifamily) международной организации экономического сотрудничества и развития (OECD), инновация — это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в

практической деятельности[4].

Если использоватьметодический подход, изложенный в работе д.э.н., профессора НИУ Высшая школа экономики Гуркова И.Б., то первым этапом в списке работ, обеспечивающихформулировку и реализацию инновационных проектов,следует «генерирование бизнес-идеи с учетом явных или латентных предпочтений существующих либо потенциальных потребителей». [3]

Американский экономист Б. Твисс так определил различие между понятиями «новации» и «инновации»: «Изобретение (новация) -формулирование, выдвижение идеи. Нововведение (инновация) -использование, то есть процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономический смысл». [6]

Инновации - это не тоже самое, что и изобретение, а инновационная политика - это больше, чем просто наука и политика технологий.

В настоящее время в научном обороте находится множество терминов, связанных с инновационной деятельностью,подчерки-вающих разнородность или, напротив, тождественность их определения: «инновация», «нововведение», «новшество», «новация», «научная идея», «изобретение», «опытный образец», «промышленный образец», «новинка», «инновационный товар».Закрепление терминологии за частью вышеперечисленных терминов ряда специальных определений (см. таблицу 1) позволяет, по мнению д.э.н-.Матковской Я.С., определить «элементарную конструктивную модель инновационного цикла и инновационной деятельности»[5]

Таблица 1. Упорядочивание терминологического многообразия

Термин Определение

Научная идея Концептуальное содержание инновации, способное в дальнейшем трансформироваться в изобретение.

Изобретение Объект, созданный в результате НИОКР

Новшество Инновационная идея: принявшая конструктивную (проектную) форму, неставшая инновацией, имеет производственный или организационный характер имеет институциональную природу

Инновация Любой новый способ организации производственного, сбытового или иного процесса или новинка, которая приобретает форму товара и может обращаться на рынке инновационных технологий или внутрикорпоративном квазирынке.

Нововведение Реализация инновации, когда она «встраивается» в организационную структуру хозяйствующего субъекта или становится частью образа жизни конечного потребителя (новинка).

деятельности в сфере образования с учетом опыта реализации приоритетного национального проекта «Образование» был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 г. N 218 «Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования», определяющий правила создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования.Согласно этому документу основными направлениями деятельности инновационных площадок являются разработка, апробация и (или) внедрение:

■ новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно- лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных организациях;

■ примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ;

■ новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития РФ;

■ методик подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно- педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;

■ моделей образовательных организаций;

■ новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использование современных технологий;

■ новых институтов общественного участия в управлении образованием;

■ новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Выбрав в качестве ориентира инновационную модель при формировании стратегии развития учреждений высшей школы крайне важно сориентировать молодежь и профессорско-преподавательский корпус на инновационную активность и на развитие инновационной системы, и это поможет без больших материальных затрат увеличить объемы первого параметра - науки. Перестроив структуру обучения, отказавшись от принципа «количество в ущерб качеству», улучшив содержание процесса обучения, повысив эффективность системы подготовки специалистов и переподготовки кадров, становится возможным улучшить значение параметра -образование.[М.А.Боровская, Инновационная модель стратегического развитиявысшей школы].

По данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ)за последние три года российский инновационный сектор значительно «омолодился»: средний возраст специалистов, работающих в сфере инноваций, за последние три года снизился с 42 до 28-29 лет (см. рис. 2).

Такое упорядочивание терминологического многообразия позволяет представить инновационнуюдеятельность как процесс модификации идеи (см. рис. 1)

Рис. 1. Трансформация Идеи в инновационной деятельности Комментируя рисунок, необходимо отметить, что не любая идея может стать нововведением, нокаждое нововведение - это реализованная Идея.

«Таланты и идеи» как отдельная категория выделена среди шести «слагаемых» конкурентоспособностиинновационных систем в Проекте «Конкурируя за будущее сегодня:новая инновационная политикадля России», реализованном компанией «Бауман Инновей-шн»при поддержке генерального партнераГосударственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий»:

1. Таланты и инвестиции в идеи

2. Коммерциализация

3. Условия спроса

4. Технологическая инфраструктура и кластеры

5. Инновации в компаниях

6. Институты и эффективности государственного управления

Таланты и идеи - это основныеисточники инноваций, а платформой для генерирования идей и выявления талантов является система образования.

«Сами по себе идеи ценны, но каждая идея в конце концов только идея. Задача состоит в том, чтобы реализовать ее практически», - считал Г. Форд. [7] Определять цель и задачи для фундаментальной науки необходимо, исходя из актуальных проблем практической жизни, тогда с большой долей вероятности можно ожидать востребованности идей и открытий, уменьшения инновационного лага и коммерческого успеха инноваций.

В целях обеспечения дальнейшего развития инновационной

60%

50%

1995 2000 2004 2007

Рис. 2. Динамика изменения состава возрастных групп инноваторов (1995-2007 гг.) (Источник НАИРИТ, http:// www.nair-it.ru/analytics/analytics5.php)

За год число инновационных компаний, чьи ведущие сотрудники моложе 35 лет, выросло примерно на 18 процентов. Сегодня такие компании составляют около трети от всех инновационных предприятий, действующих в России.

Молодые таланты сегодня активно включаются в инновационные процессына рынке труда. Общее число молодёжных инновационных проектов, сообщает НАИРИТ, в 2010 году возросло на 23 процента, а профессионально заниматься инновационным предпринимательством после окончания вуза хотели бы 9 процентов молодых людей (для сравнения в 2009 году такое желание проявляли только 2 процента).

Подготовка кадров для инновационной деятельности должна носить комплексный характер, обеспечивая «жизненный цикл» инноваций специалистами с опорой на имеющиеся научные, инженерные, экономические и управленческие школы и с ориентацией на потребности рынка и социальной сферы. При создании и производстве инновационного продукта нужны команды специалистов, умеющих реализовать основные этапы «жизненного цикла» инноваций: анализ рынка; стратегическое планирование; управление проектами; фундаментальные и прикладные научные исследования; организация инновационной инфраструктуры; опытно-конструкторские разработки; материаловедение и технологические разработки; технологический дизайн; защита интеллектуальной собственности; экспериментальное производство; подготовка производства;

производство; продвижение продукта; послепродажный сервис эксплуатации инновации.[2]

Постиндустриальная экономика очень специфична. Она опирается на творчество людей, на новаторов, на изобретателей.Что показательно, по результатам социологического исследования1 НАИРИТ среди представителей инновационного сообщества в рейтинге инновационных госслужащих первые позиции заняли представители академической науки, ученых, авторитет которых признан во всем мире.Первое место занимает лауреат Нобелевской Премии, вице-президент РАН Жорес Алферов, второе место в числе эффективных менеджеров, участвующих в реализации программы модернизации российского общества, - ректор МГУ академик Виктор Садовничий.

Завершить статью хочется словами Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина изинтервью журналу «Генеральный директор»:«Наша задача - открыть дорогу для массового внедрения инноваций во все сферы жизни: в систему управления, в производство, в социальную сферу. Россия должна стать восприимчивой к инновациям. В этом - вопрос нашего будущего, наших позиций и конкурентоспособности в мире завтрашнего дня».

Литература:

1. Постановление Правительства РФ О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы // Российская газета. -1998. -9 августа. - С. 6.].

2. Г. А. Сапожников, М. И. Ананич. Интеграция образования, науки, бизнеса и власти в системе подготовки высококвалифицированных специалистов // Философия образования 2007. № 1. c. 5-8

3. Гурков И. Б. Так ли пышен инновационный расцвет? //ЭКО 2005. № 8, С. 17 - 36

4. Макаров И.Н., Костылева С.Ю. Партнерство бизнеса и государства: роль системы высшего образования в инновационном развитии страны // Креативная экономика 2009.№ 5

5. Матковская Я.С. Инновационный цикл как часть процесса воспроизводства инновационных технологий [Электронный ресурс] / Я.С.Матковская // Международная научная конференция инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции. Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. HYPERLINK «http://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/1158/file/ Matkovskay_38.pdf.

6. Твисс Б. Управлениенаучно-техническими нововведениями. - М.:«Экономика», 1999.

7. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения: Пер. с англ.: К.: Грай-лик, 1993.

1 В ходе исследования было опрошено порядка 2700 респондентов более чем из 35 регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.