Научная статья на тему 'О роли специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних'

О роли специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / MINORS / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / DELINQUENCY / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CLOSED TYPE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поликашина О.В.

В статье анализируется значение специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящее время подтверждена эффективность деятельности учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в коррекции девиантного поведения несовершеннолетних, устранения причин и условий, способствующих правонарушающему поведению несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поликашина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Поликашина О.В. ©

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет

О РОЛИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА В ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация

В статье анализируется значение специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящее время подтверждена эффективность деятельности учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в коррекции девиантного поведения несовершеннолетних, устранения причин и условий, способствующих правонарушающему поведению несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетний, профилактика, правонарушение, учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Keywords: minors, prevention, delinquency, educational institutions of closed type.

В настоящее время в средствах массовой информации широко обсуждается проблема преступности несовершеннолетних. Выявлению причин и условий преступности несовершеннолетних, а также принятию противодействующих мер в настоящее время отводится ключевое место. Принятый в 1999 году ФЗ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установил, что профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Согласно ч. 1 ст. 4 указанного закона в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних наравне с другими органами и учреждения входят специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, которые закон относит к субъектам профилактики.

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа были созданы в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 31 июля 1964 г. N 635 "О преобразовании воспитательных колоний для несовершеннолетних в специальные школы и специальные профессионально-технические училища".

В настоящее время создание специальных учебно-воспитательных закрытого типа регламентируется также ч. 12 ст. 66 ФЗ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», где указывается, что для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, в целях получения ими начального общего, основного общего и среднего общего образования уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации создаются специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет,

© Поликашина О.В., 2016 г.

нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

2) достигли возраста уголовной ответственности, но не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Анализ криминологической характеристики личности обучающихся спецшколы закрытого типа показал, что большую часть воспитанников спецшколы составляют 14-летние [1].

Для образовательного уровня воспитанников специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа характерно его резкое отставание от уровня образования, который должен соответствовать возрасту. Так почти 100 % подростков отстают по уровню образования от законопослушных сверстников. И не удивительно, так как у «трудных» подростков часто происходит замещение основной ведущей деятельности, такой как учеба, на другие формы, например, правонарушающую деятельность. Основной контингент учащихся составляют дети с сохраненным интеллектом и способные хорошо учиться, но допускавшие ранее в общеобразовательных школах нарушение дисциплины, пропуски уроков, имевшие низкую успеваемость. Досуг таких несовершеннолетних часто не организован и сводится к бесцельным прогулкам по улицам. Часто до поступления в школу дети имеют опыт длительного бродяжничества, большие пробелы в знаниях (некоторые не посещали школу более 2-х лет или были в школе в считанные разы) [2].

Среди воспитанников подавляющее большинство до совершения преступления проживало в неполной семье или неблагополучной семье.

Основные задачи, которые решают при помещении ребенка в спецшколу - его психолого-педагогическое и медицинское сопровождение, коррекция имеющих отклонений в поведении и реабилитация социально-значимых свойств и качеств личности, обеспечивающих подростку адекватно взаимодействовать с окружающим миром [3].

Согласно ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Основными задачами специальных учебно-воспитательных учреждений являются:

обеспечение психологической, медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе;

создание условий для получения несовершеннолетними начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки;

осуществление индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

осуществление защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

реализация программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних [4].

Как же осуществляется работа с детьми в указанных образовательных организациях? Особое внимание уделяется работе с родителями воспитанников с целью оказания содействия в восстановлении нарушенных внутрисемейных отношений, поиска социально значимых взрослых в близком окружении подростка для взаимодействия и создания наиболее благоприятных условий для реабилитации воспитанника [1]. Профилактическая работа проводится не только с несовершеннолетними, но и с их родителями. За время нахождения подростка с специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа необходимо восстановить семейный климат в семье, подготовить не только самого подростка к возвращению в социум, но и выявить пробелы семейного воспитания, упразднить причины и условия безнадзорности и девиантного поведения ребенка.

Работа по реабилитации воспитанников должна проводиться как с ребёнком, так и с его семьей. Цель работы с родителями - профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейших факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков.

Основными средствами воздействия на подростков в спецшколах являются: режим, воспитательная работа, получение образования, общественно полезный труд, допрофессиональная подготовка и общественное воздействие.

Как правило, режим в школе строго регламентирован. Несовершеннолетние перемещаются по школе только в сопровождении сотрудника режимной службы. Подростки обучаются в классах численностью 10-15 человек, что позволяет выделить время для профилактической работы с каждым учеником.

По окончанию учебного времени воспитанники обедают и продолжают 2 часа работать в учебно-производственных мастерских. Так, в учебно-воспитательной школе закрытого типа в г. Санкт-Петербург есть 5 оборудованных мастерских: столярная, слесарная, гончарная, фьюзинга (поделки из цветного стекла) и мастерская живописи, где каждый воспитанник находит дело по интересам. Занятия проводятся по графику. В мастерских воспитанники получают навыки трудового обучения. В свободное от учебы и работы время воспитанники занимаются в спортивных секциях: футбола, баскетбола, хоккея с мячом, тенниса, шашек, шахмат и тренажеров. Занятия проводят педагоги дополнительного образования. Педагог-организатор школы привлекает воспитанников к занятиям художественной самодеятельностью с целью активного их участия в общешкольных праздниках.

В соответствии с планом проводятся общешкольные праздники и выездные мероприятия. Воспитанники в сопровождении воспитателей и сотрудников режимной службы выезжают на экскурсии в музеи города и пригородов, посещают театры. Организации досуга воспитанников активно помогают общественные организации.

По окончании школы судьбой воспитанника все еще продолжают интересоваться. Уровень рецидива, указываемый в отчетах спецшколы, определяется по информации о занятости выпускников спецшколы, предоставляемой территориальными подразделениями по делам несовершеннолетних и защите их прав. В среднем 72 % выпускников школы через год после окончания срока пребывания продолжают обучение, около 20% работают, попадает «за решетку» - только 5-7 % от общего числа выпускников [1].

Министерство образования и науки РФ отмечает результативность деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и указывает на необходимость создания сети указанных учреждений в Российской Федерации, имея в виду создание

специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа - в каждом субъекте Российской Федерации [4].

Количество дел о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, рассмотренных судами за последние годы не уменьшается, что подтверждается данными судебной статистики [5].

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Литература

1. Тясто Т.Н. Реабилитация и предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2014/09/29/reabilitatsiya-i-preduprezhdenie-retsidivnoy

2. Николаева М.В. Краткий обзор психиатрических вопросов в работе ГКСУВУ специальной общеобразовательной школы №1 (закрытого типа) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/11/08/kratkiy-obzor-psikhiatricheskikh-voprosov-v-rabote-gksuvu

3. Перешеина Н.В. Характерные особенности детских закрытых учреждений [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.vash-psiholog.info/volna/220/18623-xarakternye-osobennosti-detskix-zakrytyx-uchrezhdenij-peresheina-n-v-kirov.html.

4. Приказ Министерства образования РФ от 2 ноября 2001 г. № 1303/285 «О расширении сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, повышении их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними [Электронный ресурс] - Режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=53095

5. Отчет о работе судов общей юрисдикции о рассмотрении уголовных дел по первой инстанции. Судебный департамент при Верховном суде РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа http: //www. cdep.ru/index.php ?id=79&item=3 213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.