Научная статья на тему 'Некоторые вопросы повышения эффективности деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа'

Некоторые вопросы повышения эффективности деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
747
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ПЕРЕВОСПИТАНИЕ / KEYWORDS SPECIAL EDUCATIONAL CLOSED HOUSES / PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY / DEVIANT ACTIVITIES OF ADOLESCENTS / CORRECTION / CORRECTIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кара С.В., Кара И.С.

Рассматриваются вопросы создания специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и повышения квалификации педагогических работников этих учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF THE INCREASING OF EFFECTIVENESS OF THE SPECIAL EDUCATIONAL CLOSED HOUSES

Questions of creation a special educational closed houses and increasing of the qualification of the teaching staff of these institution are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы повышения эффективности деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа»

Список литературы

1. Siau B. Le travail temporaire en droit compare europeen et international. Librairie general de droit et de jurisprudence. Paris. 1996.

2. Закалюжная Н.В. Система взаимодействий в рамках заемного труда // Вестник Брянского государственного университета. 2014. №2.

3. Кудряшова С.Н. Тенденции развития законодательства об охране труда в Российской Федерации и за рубежом // // Вестник Брянского государственного университета. 2015. №1.

4. Нуртдинова А.Ф. Заемный труд: Особенности организации и возможности правового регулирования // Хозяйство и право. 2004. № 9.

5. Manares A. - Marcati A. Controllo delle attivita e dell'immagine nel franchising // Pilotti A. - Pozzana R. I contratti di franchising. Organizzazione e controllo di rete. Egea - Milano. 1990.

6. Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Современные проблемы российского трудового права // Правоведение. №2. 1997.

7. Иванов С.А. Конвенция МОТ №181 как инструмент защиты работников при заемном труде // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении: материалы Международной научно - практической конференции. М., 2006.

8. Кривой Я.В. Правовое регулирование заемного труда: зарубежный опыт и перспективы регулирования // Правоведение. 2004. №5.

9. Лушников А.М., Лушникова М.В. Очерки теории трудового права. С.-Пб., 2006.

Об авторе

Закалюжная Н.В. - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, natzaklaw@yandex.ru

УДК 342.7

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-

ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

И.С. Кара, С.В. Кара

Рассматриваются вопросы создания специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и повышения квалификации педагогических работников этих учреждений

Ключевые слова: специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, профилактика преступности несовершеннолетних, девиантное поведение несовершеннолетних, исправление, перевоспитание.

Правильная организация образования и трудового обучения несовершеннолетних преступников имеют важнейшее значение в вопросе их исправления и перевоспитания. Исследования показали, что ведущую роль в формировании антиобщественных наклонностей играет сфера взаимоотношений с ближайшим окружением[1]. В силу того, что социальное окружение этих подростков (асоциальная семья, дурная компания), беспризорное и безнадзорное состояние способствует их дальнейшей криминализации, что нередко приводит к совершению ими общественно опасного деяния. Применение к таким несовершеннолетним уголовных мер воздействия с оставлением в той же негативной социальной среде, не будет способствовать их исправлению и перевоспитанию, а назначение лишения свободы может быть либо невозможным в силу запрета уголовного закона, либо нецелесообразно из-за чрезмерной суровости этого уголовного наказания.

Для повышения эффективности работы по исправлению перевоспитанию таких несовершеннолетних, возникла идея помещать их специальные учебно-воспитательные учреждения «с особыми условиями воспитания и со строгим педагогическом режимом». Поэтому еще в 1965 г. воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних были преобразованы в специальные школы и специальные профессионально-технические училища, с передачей их в ведение Министерства просвещения[2].

Преобразуемые воспитательно-трудовые колонии были созданы еще в период Великой Отечественной войны, когда значительно увеличилось число беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, перешедших к преступному образу жизни. СНК СССР принял постановление от 15 июня 1943 г. № 659 «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством»[3]. В нем говорилось, что «в целях усиления мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью ... разрешить НКВД СССР в дополнение к трудовым колониям, существующим для содержания детей и подростков, осужденных судами, организовать в 1943 году трудовые воспитательные колонии для содержания в них беспризорных и безнадзорных детей, а также детей и подростков, неоднократно замеченных в мелком хулиганстве и других незначительных преступлениях.». В создаваемые в детские трудовые воспитательные колонии НКВД СССР направлялись подростки в возрасте от 11 до 16 лет.

Министерство охраны общественного порядка (МВД) РСФСР должно было передать к 1 января 1965 г. воспитательные колонии для несовершеннолетних в ведение Министерство просвещения РСФСР и Главного управления профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР. Создаваемые вместо воспитательных колоний новые специальные школы и специальные профессионально-технические училища по мере необходимости должны были впредь открываться Министерством просвещения РСФСР и Главным управлением профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР.

Специальная школа и специальное профессионально-техническое училище объявлялись «учебно-воспитательным учреждением для трудновоспитуемых несовершеннолетних, совершивших правонарушения, но освобожденных от уголовной ответственности по возрасту или в связи с нецелесообразностью применения к ним мер уголовного наказания и

нуждающихся в особых условиях воспитания и строгом педагогическом режиме»[4].

Направлению в специальную школу подлежали дети и подростки в возрасте от 11 до 14 лет, но при необходимости могли содержаться там до достижения ими 15 лет[5].

В статье 11 Положения о специальной школе говорилось, что «не подлежат приему в специальную школу умственно отсталые дети, глухонемые, слепые, психически больные, а также дети, имеющие иные заболевания, предусмотренные инструкцией, издаваемой Министерством здравоохранения РСФСР совместно с Министерством просвещения РСФСР».

Специальное профессионально-техническое училище комплектовалось несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, отвечающими по состоянию здоровья требованиям, устанавливаемым для учащихся профессионально-технических училищ инструкцией Министерства здравоохранения СССР и Государственного комитета по профессионально- техническому образованию при Госплане СССР[6]. Общая продолжительность пребывания учащегося в специальном профессионально-техническом училище не могла превышать трех лет. В необходимых случаях, когда это требовалось для перевоспитания, получения трудовой квалификации или окончания учебы могло быть продлено пребывание в училище учащегося, но не более чем на один год (ст. 57 Положения о специальной школе).

Специальные школы организовывались раздельно для юношей и девушек. Эти учебные заведениями были закрытого типа «исключающие возможность свободного выхода учащихся за пределы территории школы».

Учебно-воспитательная работа в специальной школе строилась «на основе последовательного соединения обучения с общественно-полезным производительным трудом, организации разнообразной трудовой деятельности воспитан-ников»[7]. Ведущими средствами перевоспитания детей и подростков объявлялись трудовое воспитание и обучение (ст. 17 Положения о специальной школе).

Воспитатели и учителя специальной школы должны были подбираться «из числа лучших учителей, хорошо знающих психологию детей, их возрастные особенности, умеющих разумно сочетать требовательность к воспитанникам с уважением, чуткостью и любовью к ним и способных личным примером оказать положительное воздействие на общее развитие своих воспитанников» (ст. 40 Положения о специальной школе). Эти воспитатели и учителя должны были иметь высшее или среднее (для начальных классов) педагогическое образование.

В обязанности воспитателя входило повседневное проведение воспитательной работы с детьми, организация их самостоятельной работы по подготовке к учебным занятиям, проведение при активном участии воспитанников различных внеклассных мероприятий, обеспечение соблюдения воспитанниками установленного порядка и режима, охраны здоровья детей, правильного использования и сохранности материальных ценностей и оборудования, закрепленного за определенной группой воспитанников. Подбор воспитателей должен был проводиться с таким расчетом, чтобы каждый из них мог руководить каким-либо видом внеклассной работы (ст. 41 Положения о специальной школе).

На каждые 4 класса (воспитательные группы) специальной школы предполагалось назначать старшего воспитателя «из лиц, зарекомендовавших себя умелыми руководителями детского коллектива». Старший преподаватель должен был организовать коллектив вверенных ему детей, отвечать за их воспитание, сохранность жизни и здоровья и непосредственно руководить деятельностью воспитателей подчиненных ему групп (ст. 39 Положения о специальной школе).

Учителя в специальной школе призваны были отвечать за качество обучения и воспитания учащихся, за своевременное выполнение учебного плана и учебных программ по предметам которые они преподавали. Учителя должны были проводить внеклассную работу, поддерживать постоянную связь с воспитателями и мастерами по труду.

Высокие требования к профессиональной подготовке педагогов и воспитателей специальной школы предъявляемые «Положением о специальной школе» должны были бы инициировать специальную подготовку таких специалистов в педагогических училищах и институтах. Однако этого, по-видимому, не произошло. Следствием такого положения стало то, что Министерством просвещения СССР в 1979 г. был принят Приказ о повышении квалификации воспитателей и старших воспитателей общеобразовательных специальных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания на курсах в институтах усовершенствования учителей[8]. Этим приказом были одобрены Учебно-тематический план и программа курсов повышения квалификации воспитателей и старших воспитателей общеобразовательных специальных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, разработанные НИИ общего образования взрослых АПН СССР. В Объяснительной записке по поводу выше обозначенной проблеме было отмечено, что «...особую значимость в настоящее время приобретает курсовая система повышения воспитателями и старшими воспитателями специальных школ своей педагогической квалификации.

Значение ее объясняется еще и тем, что в процессе обучения в педагогических институтах воспитатели и старшие воспитатели спецшкол специально не готовились к работе с педагогически запущенными подростками - малолетними правонарушителями, а выполнение ими своих должностных обязанностей требует от них не только общей теоретической и методической, но и специальной подготовки» (подчеркивание наше). По мнению ученых НИИ АПН СССР в определенной степени восполнить указанный пробел могли планомерно организованные, постоянно действующие месячные курсы для воспитателей и старших воспитателей специальных школ (с отрывом от производства).

Учебно-тематический план был «направлен на подготовку воспитателей специальных школ к управлению сложной педагогической системой воспитательного воздействия на сознание, чувства и поведение трудных детей и подростков, а его структура определена задачами и требованиями, стоящими перед специальной школой, с учетом знаний и умений, необходимых воспитателям для выполнения своих функциональных обязанностей, а также с учетом их интересов и потребностей, которые выявились в процессе изучения опыта работы специальных школ»[9].

Учебно-тематический план был рассчитан на 156 учебных часов с использование различных форм занятий со слушателями (лекции, семинарские и практические занятия). Была приведена тематика занятий и изложено краткое содержание темы каждого занятия.

Министерством Просвещения СССР перед специальными учебными заведениями ставилась «задача исправления и воспитания педагогически запущенных детей и подростков - малолетних правонарушителей, допустивших в своем поведении более или менее серьезные нарушения норм морали и права, а поэтому нуждаются в особых условиях воспитания»[10].

Однако в своем большинстве образовательное сообщество рассматривало специальные учебные заведения как нечто чужеродное, считая мало приемлемым для своей системы работу с несовершеннолетними правонарушителями, счи-

тая, по-видимому, это уделом правоохранительных органов. Так и не была на должном уровне налажена система ресоциа-лизации несовершеннолетних делинквентов тогда, не налажена она и в наше время.

В 90-е годы прошлого века были внесены нормативные изменения в определении состава подопечных и структуру специальных школ и училищ. Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением 1995 г.[11] было установлено, что учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода (ст. 14). Несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие общественно опасное деяние, по решению суда могли быть направлены в учреждение закрытого типа (ст. 25).

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[12], указал основания и категории несовершеннолетних, которые могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. К ним относятся несовершеннолетние:

1) не подлежащие уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

2) достигшие возраста, предусмотренного ч.ч. 1 или 2 ст. 20 УК РФ, и не подлежащие уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

3) осужденные за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобожденные судом от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК РФ.

Закон РФ «Об образовании» 1992 г.[13] и «Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» 1995 г. исключили существующее прежде возрастное разграничение направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетних (от 11 до 14 лет -в специальные школы, от 14 до 18 лет - в специальные профессионально-технические училища). Помещение в одно учебное заведение закрытого типа несовершеннолетних с большой разницей в возрасте (от 11 до 18 лет) вряд ли благоприятствует проведению успешной исправительно-воспитательной работы. Вероятно, возникают дополнительные трудности по формированию сплоченного коллектива из детей и подростков со столь большой разницей в возрасте, при отсутствии традиций заботливой опеки старших воспитанников над младшими.

Несмотря на вышеуказанные новеллы в отношении организации деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа не привели к тому, чтобы в педагогических вузах и колледжах стали осуществлять подготовку учителей и воспитателей для работы в выше указанных учреждениях. Максимум что проводилось с определенной периодичностью, так это прочтение будущим педагогам спецкурса по коррекционной педагогике и пенитенциарной психологии.

Правда, Министерством образования и науки России 15 января 2013 г. был принят Приказ «О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников»[14], который вступил в действие с 31 марта 2013 г. Однако, в этом нормативном акте ничего не было сказано о повышении квалификации работников специальных учебно-воспитательных учреждений. К тому же, в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[15] Приказом Минобрнауки России от 18 сентября 2013 г.[16] были отменены многие нормативные акты в области образования, в том числе и Приказ от 15 января 2013 г. Чего либо нового в вопросе повышения квалификации педагогических работников специальных учебно-воспитательных учреждений пока не принято. В тоже время нет официальной отмены Приказа Минпроса СССР от 1 ноября 1979 г. № 197 и, следовательно, и в наше время с изъятием из него устаревших идеологических пассажей, возможно применение ряда его положений, правда, приведя их в соответствие с современными достижениями педагогики, психологии и методики преподавания.

«Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» от 25 апреля 1995 г., в котором довольно подробно излагался порядок организации работы специальных учебно-воспитательных учреждений было отменено Постановление Правительства РФ от 29 марта 2014 г. № 245[17]. Возможно следует ожидать нового положения об организации деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с девиантным поведением.

Все обозначенные проблемы приводят к тому, что эффективность работы специальных учебно-воспитательных учреждений в настоящее время снижается. Об этом в частности заявил в статье на страницах газеты «Известия» от 13 октября 2015 г. уполномоченный по правам ребенка при президенте Павел Астахов. Он указал, что в России до сих пор не решены проблемы воспитания трудных подростков в специальных профессиональных учреждениях закрытого типа, подведомственных Минобр-науки, что нарушает Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Омбудсмен требует положить конец побегам и рецидивам преступлений подростков из таких школ.

Павел Астахов предложил Министерству образования и науки провести всероссийское совещание директоров интернатов для трудных подростков (учреждений для несовершеннолетних с девиантным поведением как открытого, так и закрытого типа). Омбудсмен считает, что совещание должно проводиться с участием профильных специалистов по делам несовершеннолетних, в том числе сотрудников МВД и Генпрокуратуры. Он предлагает привлечь к обсуждению «прорех» в организации закрытых школ также региональных детских омбудсменов, представителей научного сообщества, общественников. Если всероссийское совещание будет организовано, П. Астахов готов оказать Минобрнауки «консультативную, методическую и экспертную поддержку[18].

Заведующий отделением клинической психологии Научного центра психического здоровья РАН Сергей Ениколо-пов в упомянутой статье газеты Известия пояснил, что «в закрытых школах с подростками работают именно психологи, не психиатры, так как все воспитанники признаны вменяемыми. Это именно школы, не колонии - детей учат, с ними проводятся определенные тренинги, и получается привести в порядок даже уже совершивших злодеяния детей. Однако статистики точной нет, потому что интерес к клинической психологии утерян. В этом и есть проблема. На темы интеллек-

та, общения, например, на научных конференциях ученые присылают десятки работ, а по вопросам психологии девиант-ного поведения (это отдельная специализация), агрессии - меньше десяти. Психологов в закрытые школы готовят, опираясь на советские сведения - но это было 30 лет назад, а ведь дети сегодня совсем другие». Сергей Ениколопов уверен, что «побеги воспитанников из закрытых учреждений говорят о комплексе проблем - это и отсутствие в школах надлежащей дисциплины, и прорехи в охране, и невнимание Минобрнауки к проблемам сложных подростков. Ведомство больше озабочено проведением ЕГЭ, грантами среди школ, и проблемы хулиганов часто остаются за бортом».

Своевременная изоляция подростка в закрытое учебно-воспитательное учреждение, отрыв его от неблагополучной семьи и «дурной компании», создание специального трудового и учебного режима, работа педагогического коллектива, направленная на организацию положительного отношения воспитанников к труду и учебе и на установление между воспитанниками правильных взаимоотношений, вытекающих из трудового учебного общения между собой, часто приводят к изменению направленности личности несовершеннолетних в позитивное общественно приемлемое русло[19]. «Помещая подростка в колонию для малолетних преступников, общество изолирует себя от него, так как он представляет собой угрозу для общества, а в случае со спецшколой, надо успеть изолировать ребенка от того социума, ... который представляет опасность для ребенка»[20]. Немаловажным положительным аспектом является и то, что профилактическая деятельность специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа осуществляется не только с поднадзорными несовершеннолетними, но и с их близкими, что, несомненно, благотворно скажется на проведении в дальнейшем ресоциализации этих несовершеннолетних после выхода их из учебно-воспитательного учреждения и на нормализации семейного благополучия.

Questions of création a spécial educational closed houses and increasing of the qualification of the teaching staff of these institution are considered in this article.

Keywords special educational closed houses, prevention ofjuvenile delinquency, deviant activities of adolescents, correction, correctional education.

Список литературы

1. Дранищева Э.И. Нарушения в сфере общения как фактор, способствующий антиобщественной направленности личности // Тезисы докладов и сообщений межведомственной научно-практической конференции Института общих проблем воспитания АПН СССР, Главного управления школ Министерства просвещения СССР, Управления уголовного розыска МВД СССР, Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (отдел по делам несовершеннолетних) Прокуратуры СССР. М., 1970. С. 160.

2. См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 2 октября 1964 г. № 1233 «О преобразовании воспитательных колоний для несовершеннолетних в специальные школы и специальные профессионально-технические училища» // Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. C. 287-289.

3. См.: Постановления Совета Народных Комиссаров СССР за июнь 1943 г.

4. См.: Статья 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. № 1494 «Об утверждении положения о специальной школе» // Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. C. 289-303.

5. См.: Статьи 11, 57. Постановления Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. № 1494 «Об утверждении положения о специальной школе» // Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. C. 289-303.

6. Статья 10 Постановления Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. № 1494 «Об утверждении положения о специальном профессионально-техническом училище» // Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. C. 303-319.

7. Статья 16 Постановления Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. № 1494 «Об утверждении положения о специальной школе» ... C. 293.

8. Приказ Минпроса СССР от 1 ноября 1979 г. № 197 «О повышении квалификации на курсах в ИУУ воспитателей и старших воспитателей общеобразовательных специальных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания» // Документ опубликован не был

9. См.: Объяснительная записка из Приказа Минпроса СССР от 1 ноября 1979 г. № 197 «О повышении квалификации на курсах в ИУУ воспитателей и старших воспитателей общеобразовательных специальных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания» // Документ опубликован не был

10. Объяснительная записка из Приказа Минпроса СССР от 1 ноября 1979 г. № 197 «О повышении квалификации на курсах в ИУУ воспитателей и старших воспитателей общеобразовательных специальных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания».

11. Постановление Правительства РФ от 25апреля 1995 г. № 420 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» // Собрание законодательства РФ. 01.05.1995, № 18, ст. 168.

12. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26, ст. 3177.

13. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Российская газета. № 172, 31.07.1992.

14. Приказ Минобрнауки России от 15 января 2013 г. № 10 «О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников» // Российская газета, № 59, 20.03.2013.

15. Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.

16. Приказ Минобрнауки России от 18 сентября 2013г. № 1074 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и

Министерства образования и науки Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 44, 04.11.2013.

17. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2014 г. № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.04.2014, № 14, ст. 1636.

18. См.: См.: Павел Астахов предлагает обсудить проблемы Закрытых школ // Известия от 13.10.2015// http://izvestia.ru/news/593023

19. См.: Дранищева Э.И. Нарушения в сфере общения как фактор, способствующий антиобщественной направленности личности...С. 161.

20. Галлямов Н.А. Детство без жестокости и насилия: защита и помощь // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 3.

Об авторах

Кара И.С. - кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Кара С.В. - старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

УДК 343.120

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФАКТИЧЕСКОГО ЗАДЕРЖАНИЯ

Д.Н. Кротов

Данная статья посвящена основным моментам фактического задержания, а также рассмотрению данной меры принуждения на основании различных нормативно-правовых актов, содержащих в себе признаки задержания. В ней отражены факты возможного задержания подозреваемого гражданскими лицами, не обладающими на то соответствующими полномочиями.

Ключевые слова: фактическое задержание, задержание подозреваемого, нормативно-правовые акты, правоохранительные органы, орган дознания, дознаватель, следователь.

В настоящее время различают два вида задержания лица, подозреваемого в совершении преступления: фактическое и процессуальное или юридическое задержание.

Рассматривая два вида взаимосвязанных институтов задержания, можно прийти к выводу, что при индивидуальном рассмотрении, они имеют большое различие в содержании.

Понятие «фактическое задержание» предусматривает комплекс мероприятий, в ходе которых у лица исключается возможность свободного передвижения, в связи с подозрением в совершении преступления, а следовательно заниматься как противоправной деятельностью так и любой другой, с одной стороны, и меры применяемые правоохранительными органами и уполномоченными на то лицами, а также гражданами, которые осуществляют захват такого лица и лишают его возможности передвижения и возможности скрыться, в принудительном порядке доставляя задержанного к следователю или дознавателю, который уполномочен законом провести уголовно-процессуальное задержание, с другой стороны.

В п. 15 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ содержится понятие фактического задержания, это «момент фактического задержания - момент производимого в порядке, установленном настоящим Кодексом, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления». Из данного понятия можно сделать вывод, что законодатель дал возможность правоприменителю самостоятельно выбирать способ, а также комплекс мероприятий необходимых для фактического задержания.

В большинстве случаев подозреваемые в совершении преступления, при попытке доставить их в правоохранительные органы, отказываются следовать туда добровольно, пытаются использовать любую возможность, чтобы скрыться, могут оказать физическое сопротивление вплоть до вооруженного.

Как было сказано выше фактическое задержание могут осуществить не только уполномоченные органы, но и гражданские лица, которые надлежащим образом не экипированы и не подготовлены для выполнения подобного рода операций.

Роль следователя или дознавателя в данном случае состоит в том, чтобы факт задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, был надлежащим образом оформлен в виде постановления или письменного поручения органу дознания - задержать конкретное лицо.

В ходе обеспечения данной меры пресечения должны быть предусмотрены правила проведения инструктажа и отработаны методы возможного оказания сопротивления сотрудникам правоохранительных органов при задержании различного рода участников преступления или лица, подозреваемого в совершении преступления, а так же отработаны вопросы по обеспечению сохранности доказательств и следов, которые могут быть выявлены или обнаружены на подозреваемом, в его жилище, или при осмотре места происшествия.

При выявлении фактов указывающих на лицо, совершившее преступление, или получении оперативной информации о данном лице, в отношении которого было возбужденно уголовное дело, задержание подозреваемого носит неотложный характер.

Как показывает судебная практика, а именно: в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» указано, что целью задержания является необходимость доставить подозреваемого в органы власти и тем самым пресечь возможность совершения им новых преступлений.

Внешне фактическое задержание выражается в форме как психического, физического или морального воздействия на поведение субъекта с целью пресечения его преступной деятельности, так и предупреждения его неправомерного поведения, и лишения его свободы передвижения. А само задержание, как мера процессуального принуждения, применяется уполномоченными лицами с момента доставления его в орган дознания, к дознавателю или следователю и составления протокола задержа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.