Научная статья на тему 'Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа как мера уголовно-правового воздействия'

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа как мера уголовно-правового воздействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1730
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINORS / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / PREVENTION OF CRIME / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никонорова Юлия Владимировна

В статье рассматриваются вопросы о роли и месте специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в системе профилактики преступности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special educational closed institutions as a measure of criminal law

In the article the questions of the role and place of the special educational institutions of closed type in the system of prevention of juvenile delinquency.

Текст научной работы на тему «Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа как мера уголовно-правового воздействия»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА КАК МЕРА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА НИКОНОРОВА,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор Н.Д. Эриашвили

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о роли и месте специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в системе профилактики преступности несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетние, профилактика правонарушений, воспитание, учебно-воспитательные учреждения.

Annotation. In the article the questions of the role and place of the special educational institutions of closed type in the system of prevention of juvenile delinquency.

Keywords: minors, prevention of crime, education, educational institutions.

Преступность несовершеннолетних - один из самых острых вопросов, стоящих на повестке различных государств. Какие меры предпринимать в отношении несовершеннолетних преступников, ужесточать ли наказание или разрабатывать новые методики работы, направленные на профилактику совершения ими преступлений?

На внеочередном заседании комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественной палаты России выступили эксперты и представители правоохранительных ведомств. Поводом обратить внимание на малолетних правонарушителей стала стрельба 3 февраля 2014 г. в Московской общеобразовательной школе № 263. Ученик десятого класса школы вошел в учебное заведение с оружием, убил полицейского и учителя, после чего удерживал школьников в заложниках. Также на заседании эксперты обсудили и более широкую проблему роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Преступления, совершенные несовершеннолетними по некоторым регионам России [1]

Регион/возраст 2010 г. (в %) 2011 г (в %) 2012 г. (в %) 2013 г. (в %) 2014 г. (в %)

Архангельская область 14-15л. 16-17л. 4.82 9.98 4.92 8.56 5.09 10.57 5.67 9.49 5.9 21.14

Вологодская область 14-15л. 16-17л. 5.83 10.14 5.6 10.2 5.61 8.41 5.87 7.86 6.35 22.11

г. Санкт-Петербург 14-15л. 16-17л. 1.62 3.64 1.96 5.26 1.77 4.48 1.76 5.57 4.46 21.08

Ленинградская область 14-15л. 16-17л. 2.72 6.96 4.09 7.68 3.66 6.67 3.53 5.13 4.22 17.38

Калининградская область 14-15л. 16-17л. 2.89 8.53 3.17 6.75 4.23 8.16 4.03 7.14 4.42 17.44

Мурманская область 14-15л. 16-17л. 3.06 6.68 2.77 6.49 3.99 6.18 3.08 6.05 3.74 20.35

Новгородская область 14-15л. 16-17л. 2.45 7.1 3.23 7.27 2.55 7.31 3.97 6.5 3.98 20.55

Камчатский край 14-15л. 16-17л. 6.06 7.69 4.62 6.76 5.89 6.45 4.04 9.69 4.92 18.48

Пермский край 14-15л. 16-17л. 3.77 9.08 4.59 9.21 4.56 7.64 5.37 7.84 5.77 21.48

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Владимирская область 14-15л. 16-17л. 4.16 10.08 3.84 9 4 8.25 3.72 9.03 5.59 19.4

г. Москва 14-15л 16-17л. 1.58 3.5 1.45 4.3 1.57 4.54 1.69 4.33 2.41 19.77

Московская область 14-15л. 16-17л. 2.53 4.42 2.15 4.24 2.48 3.5 2.04 3.72 2.55 16.08

Костромская область 14-15л. 16-17л. 2.85 7.37 2.63 5.32 4.28 8.26 3.5 6.12 5.15 18.39

Калужская область 14-15л. 16-17л. 3.44 6.67 3.21 6.22 2.68 8.94 4.52 7.46 5.9 18.26

Проанализировав данные в таблице можно сделать вывод о том, что число преступлений, совершенных несовершеннолетними, в целом растет. Необходимо отметить, что процент преступлений, совершенных несовершеннолетними в возрасте 16-17 лет повысился в 2-4 раза, что говорит о действительно серьезной проблеме в этой области.

В ст. 92 Уголовного кодекса Российской Федерации указано, что несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа [2]. Остановимся на содержании данной статьи и попытаемся выявить целесообразность такой замены, а также роли специальных учебно-воспитательных учреждений в системе предупреждений преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Как отмечалось ранее одной из мер, направленной на предупреждение совершения правонарушений несовершеннолетними, выступает направление несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органов управления образованием.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, в целях получения ими начального общего, основного общего и среднего общего образования уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации создаются специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа[3]. При этом в указанном Законе, а также в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24

июня 1999 г. № 120-ФЗ [4] не разъясняется, что следует понимать под «особыми условиями воспитания, обучения». В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет. Важно отметить, что несовершеннолетний помещается в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им 18-летнего возраста, но не более чем на три года.

По некоторым данным в 2011 г. насчитывалось 59 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, находящихся в различных субъектах Российской Федерации. В том числе, 22 специальных профессиональных училища и 37 специальных общеобразовательных школ, из них: 20 специальных профессиональных училищ находятся в ведении Министерства образования науки России; 2 специальных профессиональных училища и 37 специальных общеобразовательных школ - в ведении субъектов Российской Федерации.

На протяжении длительного периода при сохранении устойчивых негативных тенденций в состоянии и динамике преступности количество решений о помещении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, снижается. Об этом свидетельствует проведенный анализ судебной практики и статистики, который свидетельствует о малом количестве уголовных дел завершенных с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия. Например, за первое полугодие 2013 г. в России условное осуждение было назначено 57% несовершеннолетних, реальное лишение свободы - 24,1% от общего числа осужденных подростков, и только 1,2% несовершеннолетних, освобожденных от наказания, помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, еще 1,5% - назначены иные принудительные меры воспитательного воздействия [5].

Данное обстоятельство объясняется недостаточным вниманием органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений на местах к возможности применения к несовершеннолетним, нуждающимся в особых условиях воспитания и требующим специального педагогического подхода, такой меры воспитательного воздействия, отсутствием во многих субъектах Российской Федерации собственных специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также тем фактом, что оплата содержания воспитанников в федеральных специальных профессиональных училищах закрытого типа производится за счет средств федерального бюджета. Необходимо отметить положительные стороны функционирования данных учреждений. Одним из основных положительных моментов, на наш взгляд, является то, что несовершеннолетний освобождается от наказания, а также при помещении в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

данный вид учреждения «не получает» судимости. Во-вторых, несовершеннолетний, находясь в специальном учебно-воспитательном учреждении, получает образование и приобретает профессию, что также является положительным аспектом, учитывая то, что некоторые подростки с девиантным поведением зачастую пропускают занятия, либо вообще не посещают образовательные учреждения. В-третьих, снижается вероятность совершения подростком повторных правонарушений. И в-четвертых, помещение несовершеннолетних в закрытое учебно-воспитательное учреждение - это возможность оторвать их от негативной среды обитания, а также возможность исправления. Необходимо и учитывать существующее мнение о том, что несовершеннолетний, совершивший преступление, попадая в колонию, не встает на путь исправления, а лишь закрепляет негативные навыки и приобретает новые криминальные связи.

Известно, что в формировании личности несовершеннолетнего важна и сфера взаимоотношений с ближайшим окружением. Семейное неблагополучие, плохие отношения с одноклассниками, учителями, игнорирование требований учебного заведения не редко приводят к переходу подростка к тесному общению с асоциальной уличной компанией. Активная потребность в самоутверждении, свойственная подростковому возрасту и основанный на ней уровень притязаний вступает в противоречие несовершеннолетнего с его положением в семье, в коллективе сверстников. При данных обстоятельствах необходима изоляция подростка, отрыв его от неблагополучной семьи и плохой компании, а также создание специального трудового и учебного режима, работа педагогического коллектива, психологов, направленная на организацию положительного отношения воспитанников к труду и учебе и на установление между воспитанниками правильных взаимоотношений. Все эти меры приводят к изменению направленности личности несовершеннолетних в позитивное общественное русло.

Не смотря на то, что данные учреждения - закрытого типа, необходимо отметить, что помещение в подобное учреждение - более мягкая мера, нежели помещение несовершеннолетнего в воспитательную колонию, на наш взгляд своего рода шанс к исправлению без вытекающих последствий в виде судимости. В данном случае условия содержания, методы воспитания, профилактики и исправления несовершеннолетних в подобного вида учреждениях должны заметно отличаться от условий содержания в исправительных учреждениях.

Учитывая изложенное, приходим к выводу, что институт помещения в специальные учебно-воспитательные учреждения необходимо поддерживать и развивать. Необходимость создания данных учреждений в каждом субъекте Российской Федерации позволит чаще видеться несовершеннолетним с родными и близкими, что обеспечит, в свою очередь, возможность наладить более продуктивную работу с неблагополучными семьями и создать наиболее благоприятные условия в семье еще до выхода несовершеннолетнего из данного вида учреждения.

Литература

1.Портал правовой статистики генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL страницы: http:// crimestat.ru/social_portrait.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г., № 63-Ф3 в ред. от 30 марта 2015 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. ст. 2954.

3.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г.). URL страницы: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=182943.

4.Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ (в ред. от 29 июня 2015 г.). URL страницы: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=181930.

5. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 6. С. 59.

References

1.The portal of legal statistics of the General Prosecutor of the Russian Federation. Page URL: http://crimestat. ru/social_portrait.

2. Criminal code of the Russian Federation of 13 June 1996, No. 63-FZ as amended on March 30, 2015 // Sz the Russian Federation. 1996. No. 25. article 2954.

3.The RF Federal law of 29 December 2012 № 273-FZ «On education in Russian Federation» (as amended on July 13, 2015). Page URL:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=182943.

4.About the basics of prevention of child neglect and juvenile delinquency», dated June 24, 1999 №120-FZ (as amended on 29 June 2015).

Page URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=181930.

5. International journal of applied and fundamental research. 2014. No. 6. S. 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.