Научная статья на тему 'О роли сознательного выбора деятельности творческого характера в дополнительном образовании подростком с ОВЗ для профессиональной ориентации'

О роли сознательного выбора деятельности творческого характера в дополнительном образовании подростком с ОВЗ для профессиональной ориентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ADDITIONAL EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION TEACHER / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVE ABILITIES / OCCUPATIONAL CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галеева Гузалия Наилевна

В статье поднимается проблема профессиональной реализации лиц с ОВЗ. В работе определено понятие «учреждение дополнительного образования», описан характер деятельности данных учреждений, одним из главных направлений которой признается удовлетворение и развитие творческих интересов детей-инвалидов. Автор полагает, что выбор той или иной деятельности творческого характера в условиях дополнительного образования помогает детям с ОВЗ в дальнейшем выборе профессии. Особое внимание уделено специфике работы педагога дополнительного образования с учеником с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галеева Гузалия Наилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF CONSCIOUS CHOICE OF CREATIVE ACTIVITY IN ADDITIONAL EDUCATION BY TEENAGERS WITH DISABILITIES FOR THEIR CAREER CHOICE

The article discusses a problem of professional fulfillment of young people with disabilities. The paper defines a term “additional education institution”, describes typical activities of these establishments, in particular, such an area of the activities, as development of creative abilities of disabled children. The author believes that the choice of one or another creative activity in the conditions of additional education helps disabled children with further occupational choice. Special attention is paid to the specifics of teacher’s work with disabled students in the system of additional education.

Текст научной работы на тему «О роли сознательного выбора деятельности творческого характера в дополнительном образовании подростком с ОВЗ для профессиональной ориентации»

УДК 37

Галеева Гузалия Наилевна

педагог высшей категории,

педагог дополнительного образования

Центра детского творчества,

руководитель объединения «Особенный ребенок»

О РОЛИ СОЗНАТЕЛЬНОГО ВЫБОРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПОДРОСТКОМ С ОВЗ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Galeyeva Guzaliya Nailevna

Additional education teacher at the Center of Children's Creativity, Teacher of top qualification Head of the association “Special Child”

THE SIGNIFICANCE OF CONSCIOUS CHOICE OF CREATIVE ACTIVITY IN ADDITIONAL EDUCATION BY TEENAGERS WITH DISABILITIES FOR THEIR CAREER CHOICE

Аннотация:

В статье поднимается проблема профессиональной реализации лиц с ОВЗ. В работе определено понятие «учреждение дополнительного образования», описан характер деятельности данных учреждений, одним из главных направлений которой признается удовлетворение и развитие творческих интересов детей-инвалидов. Автор полагает, что выбор той или иной деятельности творческого характера в условиях дополнительного образования помогает детям с ОВЗ в дальнейшем выборе профессии. Особое внимание уделено специфике работы педагога дополнительного образования с учеником с ОВЗ.

Ключевые слова:

дети с ограниченными возможностями здоровья, дополнительное образование, педагог дополнительного образования, деятельность творческого характера, творческие способности, выбор профессиональной деятельности.

Summary:

The article discusses a problem of professional fulfillment of young people with disabilities. The paper defines a term “additional education institution”, describes typical activities of these establishments, in particular, such an area of the activities, as development of creative abilities of disabled children. The author believes that the choice of one or another creative activity in the conditions of additional education helps disabled children with further occupational choice. Special attention is paid to the specifics of teacher’s work with disabled students in the system of additional education.

Keywords:

children with disabilities, additional education, additional education teacher, creative activity, creative abilities, occupational choice.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Закон впервые закладывает полноценную правовую основу для развития как инклюзивного, так и специального (коррекционного) образования в нашей стране (п. 4. ст. 79). Доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится важнейшим направлением политики Российской Федерации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В законе об образовании (п. 16. ст. 2) представлено такое определение понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья»: это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [1].

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. Социализация детей с ОВЗ предполагает не только возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения, оно главным образом подразумевает определенный уровень трудовой адаптации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной подготовки.

Безусловно, бешеный ритм сегодняшнего мира, где каждый день в нашей стране происходят радикальные изменения экономической и общественной жизни, привел к чрезвычайной актуализации проблемы трудовой социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья и принятию срочных мер, направленных на повышение уровня и качества жизни этой группы населения.

Задача любого здорового общества в критические периоды развития - найти в себе силы, чтобы компенсировать трудности социально незащищенных групп населения вниманием к их

нуждам и заботам, подлинно гуманным отношением к этим людям, реальными шагами, подтверждающими, что лица с ограниченными возможностями здоровья могут созидать, творить, жить активной и полноценной жизнью.

Сегодня актуален как социальный аспект поставленной проблемы - принятие системы социальных, медицинских, социокультурных мер, так и психолого-педагогический - совершенствование содержания и методики социального воспитания, психолого-педагогическая поддержка де-тей-инвалидов.

Все это обусловливает необходимость повышенного внимания к социально-педагогической деятельности всех социальных учреждений - в том числе и особенно учреждений дополнительного образования детей.

Согласно словарю Г.М. Коджаспировой, учреждения дополнительного образования - образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребности граждан, общества, государства. К ним относятся учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т. п. [2, с. 157].

Переход системы внешкольной работы на качественно новый уровень - преобразование ее в систему учреждений дополнительного образования детей (УДОД) - открывает новые возможности в эффективном решении обозначенной проблемы. Специфика учреждения дополнительного образования детей как элемента социума, призванного выполнять государственный заказ по социализации детей и способствовать социальной защите личности, ее социальному формированию и развитию (в соответствии с законом «Об образовании»), а также полидисциплинарный характер его кадрового обеспечения (психологи, методисты, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги и т. д.) создают дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания и оздоровления детей-инвалидов, позволяют при определенных условиях удовлетворять индивидуальные творческие интересы и запросы ребенка-инвалида, адекватные состоянию здоровья, восстанавливать и расширять его социальные связи.

Дополнительное образование детей - это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, под которым понимается целенаправленный, мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться лич-ностно и профессионально.

Дополнительное образование решает те же задачи, что и школа - готовит ребенка к взрослой жизни. Но к чему конкретно оно готовит?

Учитывая актуальность этой задачи как одного из путей самореализации и повышения качества жизни лиц с ОВЗ, важнейшая миссия учреждений дополнительного образования видится нам в выявлении лиц с ОВЗ, для которых занятие тем или иным видом деятельности могло бы помочь в выборе профессии. Рассмотрим область деятельности творческого характера, так как именно доминирование того или иного мотива творческой деятельности тесно связано с направленностью личности и видом его будущей профессиональной деятельности.

Цель дополнительного образования сформулирована в Типовом положении об учреждениях дополнительного образования (1995): «Цель дополнительного образования детей - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства» [3].

Творческие способности, достойные профессиональной реализации, проявляются у ребенка не сразу, тем более у ребенка с ОВЗ. Поэтому самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка, его всестороннее, максимально возможное (исходя из особенностей ребенка) эстетическое развитие. Дети занимаются творчеством (музыкой, рисованием, оригами, лепкой, моделированием, конструированием и т. д.) потому, что им это просто интересно. Занятия в кружках и секциях с различными направлениями творческого характера, с одной стороны, всячески содействуют физическому, эмоциональному, интеллектуальному, эстетическому развитию ребенка, а с другой - позволяют проявиться его способностям и пристрастиям в той или иной области. При этом очень важно вовремя заметить склонность ребенка к тому или иному виду творчества и создать необходимые условия для обучения и развития соответствующих способностей. Вот в этом начальном этапе велика роль кружков, студий и центров детского творчества.

На особенность этой работы указал еще В. Сухомлинский: «Ценность кружковой работы состоит в том, что каждый может в течение длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать в конкретном деле свои склонности, находить любимую работу».

Развивая ребенка с ОВЗ в различных творческих областях, важно особо пристальное внимание уделять изучению его возможностей и способностей в сохранных областях. Например, музыкальные способности у лиц с проблемами зрения, опорно-двигательной системы и интеллекта; художественные способности у лиц с проблемами слуха, опорно-двигательной системы и интеллекта; пластические способности у лиц с проблемами слуха. С точки зрения перспектив профессиональной реализации именно способности в сохранных областях могут позволить человеку с ОВЗ получить профессиональную направленность в той или иной области и, что очень важно, быть в будущем специалистом, конкурентоспособным с другими в данном профессиональном направлении. Когда мы говорим о сохранных областях, следует понимать, что речь идет о ресурсных областях личности человека с оВз. Нельзя делать поспешный упор на сохранную часть в ущерб здоровью ребенка с ОВЗ при одновременном невнимании к поиску ресурсов его личности (эмоциональных, телесных, волевых), это может в конце концов сказаться и на его творческой продуктивности, исчерпать его возможности. Этот риск существует и в отношении здорового ребенка, но он существенно возрастает у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Что делать педагогу дополнительного образования, который видит, что ребенок с ОВЗ проявляет способности в той или иной деятельности творческого характера?

Самая первая задача педагога дополнительного образования - обратить внимание родителей ребенка с ОВЗ на заинтересованность их ребенка этим видом творчества. Создать у семьи установку на профессиональное развитие ребенка в этом направлении, объяснив им возможность развития проявленных способностей и в будущем освоения ребенком профессии.

Вторая задача педагога - всесторонне изучить творческие способности, психофизические возможности ребенка и требования профессии.

Третья задача педагога дополнительного образования - трезво оценить свои возможности по работе с данным ребенком с точки зрения перспектив его профессионального развития; определить, освоение какого уровня образования ему может обеспечить учреждение дополнительного образования. Далее совместно с родителями разработать индивидуальный план профессионального развития (обучения) ребенка.

Необходимо отметить, что обучение, воспитание - формирование любой творческой личности - всегда требует индивидуального подхода. В случае же с ребенком, имеющим ограничения по здоровью, индивидуальной работы требуется во много раз больше. Каждый такой ребенок имеет свои особенности, ограничения, сложности, проблемы, и поиск путей их преодоления и решения -абсолютно уникален [4]. Поэтому создаваемый индивидуальный план должен это учитывать, предполагать увеличение сроков освоения данного уровня, быть максимально гибким и подвижным.

Четвертая задача педагога - реализация намеченного плана. Он постоянно связан с преодолением сложностей и проблем, порождаемых ограничениями ребенка. Преодоление этих сложностей и проблем возможно только при изучении и использовании опыта дефектологии, специальной педагогики; опыта педагогов дополнительного образования коррекционных школ и разнообразных специализированных коллективов художественной самодеятельности обществ инвалидов.

Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания заниматься. Он должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в выбранной деятельности.

Педагог дополнительного образования участвует как в профессиональной, так и в моральной подготовке детей с ОВЗ к выбору творческой деятельности и формированию у них сознательного выбора профессии.

Благодаря ранней диагностике задатков, интересов и склонностей детей с ограниченными возможностями, созданию необходимых условий для их развития каждый из них может оказаться способным к творчеству, а значит, и правильному выбору профессии. Именно той, которая будет востребована и обеспечит ему экономическую самостоятельность, даст возможность реализовать свой потенциал в будущем, быть конкурентоспособным специалистом в данном профессиональном направлении. Это важнейшая составляющая социализации любого человека.

Ссылки:

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 //

Министерство образования и науки Российской Федерации : офиц. ресурс. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1 %8B/2974 (дата обращения: 19.08.2014).

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2003.

3. Куприянов Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей : учеб. пособие для студ. пед. вузов / под. ред. А.В. Мудрика. М., 2004.

4. Евладова Е.Б, Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.