Научная статья на тему 'О роли практико-ориентированных задач в обучении математике'

О роли практико-ориентированных задач в обучении математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1674
1598
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ / СВЯЗЬ МАТЕМАТИКИ С ЖИЗНЬЮ / СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ PISA / СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ / ОБЪЕКТЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калдыбаев С.К., Макеев А.К.

Современное общество требует успешной адаптации человека к изменяющимся условиям, умения применять усвоенные знания и умения в решении возникших проблем. Необходимость формирования таких умений и навыков в школе диктуется нормативно-правовыми документами и международными сравнительными исследованиями. В статье подчеркивается роль практико-ориентированных задач в усвоении предмета математики. Использование материалов национально-территориальных особенностей позволяют лучше увидеть связь математики с жизнью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли практико-ориентированных задач в обучении математике»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

1. Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика/ Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2006. - 336 с.

3. Козлова, И.Г. Некоторые способы повышения эффективности обучения аудированию // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество» / И.Г. Козлова. - Т.11. - 2006. - С. 48-57.

4. Фэрман, Р. Die Deutung des Sprechausdrucks / R.Fahrmann. - Bonn, 1960.

© Э.М. Исламова, 2015

УДК 372.851

С.К.Калдыбаев

д.п.н., профессор Международный университета Ататюрк Алатоо г.Бишкек, Кыргызская Республика

А.К. Макеев старший преподаватель педагогический факультет Нарынский государственный университет им. С.Нааматова

г.Нарын, Кыргызская Республика

О РОЛИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация.

Современное общество требует успешной адаптации человека к изменяющимся условиям, умения применять усвоенные знания и умения в решении возникших проблем. Необходимость формирования таких умений и навыков в школе диктуется нормативно-правовыми документами и международными сравнительными исследованиями. В статье подчеркивается роль практико-ориентированных задач в усвоении предмета математики. Использование материалов национально-территориальных особенностей позволяют лучше увидеть связь математики с жизнью.

Ключевые слова

практико-ориентированные задачи, связь математики с жизнью, сравнительные исследования PISA, ситуативные задания, объекты практико-ориентированных задач.

В теоретической и методической литературе важная роль отводится использованию задач в обучении математике. По сравнению с другими предметами, задача по математике служит и целью, и средством обучения. В процессе решения задач достигается глубокое усвоение, активизация самостоятельной деятельности по овладению учебным материалом. Посредством использования математических задач решаются вопросы применения усвоенных знаний на практике.

Усвоение знаний еще не позволяет предполагать, что ученики станут способными применять их в различных ситуациях. Такая способность не приходит сразу. Для этого необходимо учащихся специально обучать. Такая способность формируется посредством применения в процессе обучения практикоориентированных задач. Более того, подобный уровень подготовки достигается в процессе творческой и самостоятельной деятельности, направленной на широкое раскрытие связей математики с окружающим миром, жизненным опытом.

110

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Необходимость осуществления связей предмета с жизнью обусловлена с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования Кыргызской Республики [1] и Концепцией и Стратегией развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы [2]. Согласно документам, обучающиеся и выпускники общеобразовательной школы обязаны овладеть ключевыми (информационной, социально-коммуникативной компетентностями и компетентностью разрешения проблем) и предметными компетентностями, на уровне, достаточном для продолжения обучения, либо выхода на рынок труда и принятия ответственности на себя, как гражданина демократического государства. По требованию государственного образовательного стандарта, обучающийся должен владеть общими и специализированными знаниями и навыками, которые позволят им быть успешными в жизни и на рынке труда.

Математика, изучая количественные отношения и пространственные формы, опосредованно связана с окружающим миром. Математика не терпит заучивание отдельных фактов, а предполагает установление связи абстрактных отношений с практическим опытом, с жизнью, с различными ситуациями из жизни. Математические понятия, умения и навыки находят непосредственное применение в различных отраслях народного хозяйства, широко используются в технологических и производственных процессах. Если ученик не обучен четкому уяснению назначения математических понятий, не видит взаимосвязей с практикой, если встречающиеся различные случаи их затрудняют, то математика предстает перед ним как бесполезное заучивание формул, теорем и алгоритмов вычислений. Поэтому в обучении необходимо найти и установить связь математических понятий с практикой, с жизнью. Надо добиваться того, чтобы учащиеся увидели это связь. Для этого необходимо регулярно применять задания, ориентированные на практическое применение математики.

Рыночная экономика требует качественного образования, компетентных специалистов, чтобы у них вырабатывались навыки и умения применять усвоенные знания на практике. Но, как показывает анализ деятельности школ, учащиеся не обучаются умению решать задачи прикладного характера. При встрече такими задачами растеряются даже те школьники, которые хорошо усвоили учебный материал по математике. Такая ситуация наблюдалась в процессе участия школьников Кыргызстана в сравнительных исследованиях PISA. Задания PISA нацелены на оценку функциональной грамотности учащихся, они предназначены для определения способности учащихся к адаптации в современном обществе. Математические задачи PISA ориентированы на выявление способности у учащихся умений анализировать ситуацию, доказывать и выражать математические идеи, формулировать, решать и интерпретировать математические проблемы в различных ситуациях.

Содержание математических заданий PISA ориентировано на:

• ситуации, встречающиеся в жизни;

• математические расчеты для решения проблем;

• математические навыки учащихся.

Результат исследования PISA 2006 года показал, что более 89% учащихся Кыргызстана не достигли минимального уровня математической грамотности. По заключению специалистов, «недостаточное владение знаниями по математике учащихся с низкими показателями может иметь для них негативные последствия на перспективы на рынке труда и возможности полноценного участия в обществе» [3, с. 144].

Иногда ученик успешно решает типовые математические задачи, но вычислить площадь плавательного бассейна, площадь своей квартиры, диаметр колодца затрудняется. Например, в сравнительном исследовании PISA 2006 учащимся предложено задание следующего характера:

САДОВНИК. У садовника имеется 32 м провода, которым он хочет обозначить на земле границу клумбы. Форму клумбы ему надо выбрать из следующих вариантов.

111

ВОПРОС 1. Обведите слово «Да» или «Нет» около каждой формы клумбы в зависимости от того, хватит или не хватит садовнику 32 м провода, чтобы обозначить ее границу.

Форма клумбы Хватит ли 32 я проводя^ чтобы обозначить границу клтмбы?

Форма А Да i Нет

Форма В Да! Нет

Форма С Да! Нет

Форма D Да! Нет

Лишь 17% учащихся Кыргызстана смогли справиться с этим заданием.

По нашему мнению, основными причинами неумения учащихся применять знания на практике являются следующие:

1. Низкий уровень применения в школах основных математических понятий для объяснения реальных ситуаций из повседневной жизни, критической оценки полученной информации, умения составить математические формулы для решения таких задач. Как стало известно, у нас отсутствует опыт решения такого рода задач.

2. Слабое внимание к формированию у учащихся умений анализировать и работать с текстами, включающими диаграммы, таблицы, схемы и карты. Учащиеся неспособны моделировать ситуацию, соотнести различные точки зрения на явления и события, сформулировать собственную точку зрения.

Поэтому актуальным становится вопрос о формировании умений у учащихся применять полученные знания на практике. На первый план должна выдвигаться мотивационная сторона обучения: каждое новое понятие или положение, должно, по возможности, первоначально появляться в задаче практического характера. Такая задача призвана, во-первых, убедить школьников в необходимости и практической полезности изучения нового теоретического материала, во-вторых, показать учащимся, что математические абстракции возникают из практики, из задач, поставленных реальной действительностью. Важно воспитывать у школьников убежденность в том, что математика - это наука полезная, и необходимая в их будущей работе [4].

112

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Учителям необходимо по возможности чаще использовать на уроках задачи с практическим содержанием, показывающие возможность использования математических знаний. Лучшим примером для установления связи математики с жизнью, является использование задач, составленных с учетом местных и национально-территориальных особенностей. Например, боковая сторона национальной юрты напоминает сторону цилиндра, а верхняя часть - компоненты усеченного конуса, основание юрты - как круг. Учитель, взяв пример из этих составляющих юрты, совместно с учащимися может составить задачи на решение радиуса, диагонали круга, на нахождение объема и поверхностей цилиндра, конуса и т.д. В обучении математике могут быть использованы следующие жизненные ситуации в качестве объекта для практикоориентированных задач:

• быт и жизненные традиции народов;

• народное ремесло;

• национальные творческие и спортивные игры;

• старинные национальные единицы измерения.

Например, при вычислении площадей объемов фигур, напоминающие национальные артефакты, учащимся раздаются макеты или модель объекта. Учащиеся могут сами установить параметры и характеристики объекта для примера, и которые обеспечат ему возможность вычислить искомую величину. Большую пользу на уроках могут принести примеры из национальных игр, которые учат учащихся применять знания в новых условиях. В этом случае моделируется реальная обстановка, выбирается оптимальный вариант решения задачи, имитируется его реализация в практической жизни.

Подводя итог, можно сказать следующее:

1. Основная идея использования жизненных ситуаций в обучении математике заключается в том, чтобы создать практическую ситуацию и вовлекать учащихся в эту ситуацию.

2. Учащиеся, поставив себя на место той или иной роли, или ощутив объект в реальности, смогут увидеть и оценить значение применения математических знаний в жизни.

3. Использование практико-ориентированных задач в обучении математике позволяет учащимся лучше овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике.

Список использованной литературы:

1. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики // http://cbd.minjust.gov.kg/act/view /ru-ru/96691

2. Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года. Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы. - Бишкек, 2012. - 114 с.

3. Учимся жизни. Отчет центра оценки в образовании и методов обучения об исследовании PISA-2006. -Бишкек, 2008. - 220 с.

4. Ткачева Т. Связь математики с жизнью. // http://pedsovet.org/component/ option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3880/Itemid, 118/

© С.К.Калдыбаев, А.К.Макеев, 2015

УДК 21474

А.Г. Карлов

к.т.н., доцент

ФГАОУ ВО Севастопольский государственный университет,

Политехнический институт, г. Севастополь, Российская Федерация.

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.