Научная статья на тему 'Основы формирования компетентности студентов в самостоятельной работе по курсу математика'

Основы формирования компетентности студентов в самостоятельной работе по курсу математика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыдыкова М. Б., Турдакунова А. С.

В статье анализировано практическая значимость и успеваемость в самостоятельной работе студентов по математике с помощью компьютерной технологии. Формирование у студентов интереса к самостоятельному изучению предусматривает, что студент усердно изучает выбранный материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы формирования компетентности студентов в самостоятельной работе по курсу математика»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

в on-line режиме с фиксацией времени, а также электронный журнал. Итоговое занятие организуется по технологии "форум", на котором учащиеся могут вести диалог не только с учителем, но и друг с другом. Использование дистанционной технологии, внедрение в учебно-воспитательный процесс ИКТ технологий является одним из эффективных механизмов, который позволяет личности самореализоваться, а преподавателю создать такую «развивающую среду», в которой у каждого студента будут сформированы определенные компетенции, необходимые ему при выборе профессии.

Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.

Список использованной литературы:

1. Турковская, Н.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе [Текст] / Н. В. Турковская, Е. В. Мелякова // Студент и наука - 2013: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 17-18 апреля 2013 г.). - Челябинск: ООО Матрица, 2013. - с. 60-63.

2. Федорова О.Н. Учет целей обучения при отборе содержания обучения математике в колледжах технического профиля /О.Н.Федорова// Материалы 20 всероссийской конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании». - Екатеринбург:, 2015. - с. 130.

3. Ястребов А. В. Задачи по общей методике обучения математики: учебное пособие / А. В. Ястребов. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - с. 82.

4. Джусенбаев Ш.Дж., Игнатьева Е.К., Рыскулуева Ф.И. Государственные образовательно-профессиональные стандарты высшего образования Кыргызской Республики//Инновации в высшем образовании:опыт и перспективы:Материалы сем. рек. вузов Кыргызстана. -Бишкек, 1996. - С. 81-86.

5. Michael G. Moore, The American Journal of Distance Education,Volume 10 Number 3 (1996), Editorial

© Турдакунова А.С., Сыдыкова М.Б., 2016

УДК: 371.3.681.142

М.Б. Сыдыкова старший преподаватель Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына А.С. Турдакунова старший преподаватель Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева

Кыргызстан, г.Бишкек

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЕ ПО КУРСУ МАТЕМАТИКА

Аннотация

В статье анализировано практическая значимость и успеваемость в самостоятельной работе студентов по математике с помощью компьютерной технологии. Формирование у студентов интереса к самостоятельному изучению предусматривает, что студент усердно изучает выбранный материал.

Ключевые слова

Самостоятельная работа, образование, инновационные технологии, электронный учебник.

В настоящее время резко изменились отношения к системе образования. В результате научно-технической революции, начатой в XX веке, повысились требования к профессиональной компетентности молодых специалистов. Если молодежь хочет активно участвовать в общественной жизни государства, она должна постоянно демонстрировать свою творческую активность, знать свои индивидуальные способности, развивать и самосовершенствоваться через непрерывное образование. Поэтому, перед системой высшего

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

образования общество ставит задачи подготовки кадров, которые могут саморазвиваться, применять на практике знания, полученные через самообразование, вести дела в неизвестных условиях, способны самостоятельно и эффективно решать проблемы в своей профессиональной деятельности.

В добавок к этому, присоединение Кыргызстана в системы высшего образования к Болонскому процессу, переход к новым стандартам и учебным планам, привело к сокращению аудиторных часов, проводимых преподавателем. В результате, многие темы, указанные в рабочей программе, приходится оставлять на самостоятельное изучение студентов без участия преподавателя. Формирование компетенций будущих педагогов осуществляется самостоятельной деятельностью студентов. Это, в свою очередь создает проблемы организации самостоятельной познавательной деятельности студентов и контроля не только его знаний, но и процесса самостоятельного изучения[2, с. 13].

Для увеличения доли самостоятельной работы студентов, ее полной реализации требуется выполнение определенных условий. Одним из таких условий является, как отмечалось выше, повышение качества познавательной деятельности студентов (в том числе и самостоятельной), а также управление этим процессом. Таким образом, возникает необходимость исследования психолого-педагогических, математическо-методических и теоретических основ и практических способов самостоятельной познавательной деятельности студентов, которые являются необходимыми условиями повышения эффективности образования, особенно повышения продуктивности внеаудиторного образования.

Одним из способов решения этой важной проблемы является разработка удобных форм и методов организации самостоятельной работы студентов, их дальнейшее совершенствование, а также определение его содержания на примере обучения курса математики, которая является одной из важных проблем современной системы образования [3, с.83].

Цель исследования: разработка научно-методических основ организации и совершенствования самостоятельной работы студентов в процессе обучения курса математики в условиях модернизации образования, проверка их эффективности на практике и внедрение в учебный процесс.

Тенденция развития современного общества ставит задачу воспитания образованных и активных личностей, умеющих самостоятельно принимать решения. Но, в системе образования и воспитания до сих пор наблюдается недостаточность научно-практических мероприятий в обеспечении самостоятельности учащихся. Поэтому, научной проблемой данного исследования является - определение новых способов и педагогических основ организации самостоятельной работы студентов, как факторы, оказывающие серьезное влияние на повышение качества образования и профессионального развития студентов в условиях модернизации содержания образования.

В самостоятельной работе студента преподаватель напрямую не участвует. Задания, предложенные преподавателем; время, отведенное на выполнение задания - все это зависит от осознанная деятельности студента.

Формирование и подтверждение интереса к знаниям является одной из проблем современной педагогики, основными условиями самостоятельного познавательного интереса являются: активное мышление стулентов, формирование самостоятельного познавательного интереса и личности, создание эмоционального настроя [5, с. 114].

Результативность учебного процесса зависит от способов и средств управления самостоятельной познавательной деятельностью студентов. В связи с быстрым развитием науки и техники, наличием новых открытий, возникает проблема подготовки студентов к освоению новых знаний, изучению научной и технической литературы[4, c.56].

В наши дни ставится задача научить студентов самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться быстрому изменению науки и информации. Одним из уровней самостоятельного познавательного интереса является непосредственный, открытый интерес. Этот уровень зависит от личного выбора личности для глубокого освоения самостоятельного познавательного интереса, лучшего понимания его ценностей.

При формировании самостоятельного познавательного интереса студент должен серьезно изучать выбранный материал, не отвлекаться на посторонние детали, не сворачивать назад при возникших

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

затруднениях, при возникновении непонятных проблем, не останавливаться до полного понимание их сущности[1, с. 30].

Основывась на эти принципы, можно отметить следующие требования на содержание и реализацию самостоятельной работы студентов по курсу развивающей математики: - обеспечение понимания студентами прикладной сути содержание образования для освоения профессии, задания для самостоятельной работы по курсу математики для развития профессиональной компетентности; - материалы для самостоятельной работы студентов по курсу развивающей математики должны служить как средство формирования их профессиональных знаний и навыков; - задачи и задания для самостоятельной работы по курсу математики необходимо составлять в контексте специальности[5, с.115].

Формирование компетентных отношений в обновлении и обучении содержания высшего профессионального образования - одна из основных задач. Новая пардигма в образовании:

^ перевод основного акцента от усвоения собранного обьемного материала к новым знаниям, неперывному изучению навыков приобретения новых знаний и самообразованию;

> изучение способов работы с информацией различного и противоположного типа, приобретение навыков самостоятельного и прогрессивного мышления;

Формирование профессиональной компетентности специалистов в процессе обучения математике будет эффективной, если:

- дисциплины будут разработаны по системно-ролльной модели на основе анализа содержания и структуры профессиональной компетенции преподавателей;

- будут обоснована и разработана модель профессиональных компетенций, которые необходимо формировать в вузе;

- определены эффективные принципы и организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций преподавателей по направлениям;

- будут разработаны модули дидактической системы формирования профессиональных компетенций студентов, охватывающие целевую компоненту, содержание, методы, формы и средства обучения, оценочную компоненту [1, с.38].

В результате, можно решить следующие задачи:

1. Поиск и нахождение информации для совершенствования учебного процесса. Электронные книги, журналы, различные материалы в Интернете.

2. Создание специальной мультисреды, куда входят разная информация: аудио и текстовые потоки. Они создают условия для совершенствования учебного процесса и готовят студентов к будущей профессиии, приводя к конференции сенсорных каналов.

3.В Интернете появится учебно-методический комплекс обучения математики. Он позволит использовать интерактивные методы в обучении (онлай-упражнения, виртуальные ролевые игры, учебные дискуссии, диспут и.т.д.).

4. Разработка для студентов очной и заочной формы обучения одинаковых, адаптированных методических пособий. Потому что, интернет технологии позволяют студентам связываться со своим преподавателем дистанционно. Во время такой связи у преподавателя можно получить консультацию, выполнять задания, найти тексты и.т.п.

5. Повышение культуры использования интернет технологий у студентов. Можно сравнить традиционные методы обучения математике с интернет технологиями. Традиционные методы - это чтение лекции, проведение практических и лабораторных занятий, где главную роль играет преподаватель. Он обучает студентов концептуальным основам, а интернет показывает сам показывает необходимые материалы. Каждый преподаватель желает, чтобы его учащиеся и студенты старались повышать свои знания [3, с.85].

Использование инновационных технологий в преподавании математики является единственным средством активизации познавательной деятельности студентов. Таким образом, совместное использование современных педагогических и информационых технологий повышает эффективность обучения математике, приводит к решению основной задачи высших учебных заведений - воспитания всесторонне развитой,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

творческой и свободной личности[1, с. 40].

Дистанционное обучение-это процесс приобретения знаний, основанный на применении современных информационных и телекоммуникационных технологий. Оно представляет собой обучение на расстоянии, без личного контакта между преподавателем и учащимся.

Таким образом, электронный учебник создает условия для организации самостоятельной работы при изучении темы, раздела, всего курса математики. Он обеспечивает знакомство с теоретическим материалом, объективный пошаговый контроль всех действий студента, предлагает справочный материал, выполняет сервисные функции, как дидактическое средство комплексного назначения полностью отвечает на все вопросы самостоятельной работы студентов, и, поэтому, будет рациональным его использовать при комплексном изучении темы, раздела или курса математики в целом. Здесь, в качестве рациональной организации самостоятельной работы мы понимаем самостоятельную работу студентов, проведенную с учетом специфики мотивационной, содержательной и процессуальной компонент педагогического процесса и ее ориентацию и проектирование на продуктивную деятельность студентов и преподавателей, осуществляемой за минимальное время и с меньшими затартами.

Использование инновационных технологий в преподавании математики является единственным средством активизации познавательной деятельности студентов. Таким образом, совместное использование современных педагогических и информационых технологий повышает эффективность обучения математике, приводит к решению основной задачи высших учебных заведений - воспитания всесторонне развитой, творческой и свободной личности[4, с.57].

Исследования по определению педагогических основ математического образования студентов и теоретического обоснования способствуют определению следующих выводов:

1. Обоснована необходимость обучения курса математики при подготовке студентов к аграрной специальности высших учебных заведений, состояние его преподавания, исследованы проблемы в их обучении и определены перспективы.

2. Уточнены содержание профессионально - ориентированного курса математики, определены педагогические условия и создана педагогичесая модель по технологии обучения этого курса.

3. Определены основы научно - педагогической познавательной деятельности студентов на все специальностей в обучении курса математики.

Список использованной литературы:

1. Айдаралиев А.А. Реформа высшего образования в Кыргызстане: Возможности внедрения опыта университетов США // Проблемы интеграции вузов Центральной Азии в мировое образовательное пространство. -Бишкек, 1997. - С 28-41.

2. Бримкулов У.Н. Доступ школ и вузов Кыргызской Республики к информационно -коммуникационным технологиям // Сотрудничество Национальных ассоциаций научно-образовательных компьютерных сетей стран Центральной Азии: Материалы Межд. конф. - Алматы, Казахстан: Научный комитет НАТО, 2003. - С. 13-15.

3. Джусенбаев Ш.Дж., Игнатьева Е.К., Рыскулуева Ф.И. Государственные образовательно-профессиональные стандарты высшего образования Кыргызской Республики // Инновации в высшем образовании: опыт и перспективы: Материалы второго семинара ректоров вузов Кыргызстана. -Бишкек, 1996. - С. 81-86.

4. Ким В.Л., Панкова Г.Д. Преподаватель в процессе обучения в информационной педагогической среде // Модернизация содержания и технологии обучения в средней и профессиональной школе: Материалы междунар. научно-практич. конф., поев. 60-летию проф. Э. Мамбетакуно-ва. - Вестник КНУ им. Ж.Баласагына: Серия 6. - Наука и образование. -Вып. 4.: - Бишкек: КНУ им. Ж.Баласагына, 2004. - С. 55-58.

5. Мамбетакунов Э.М. Инновационные технологии в высшей школе // Материалы меж., науч.-практ. конф., посвящен. 10-летию независимости Кырг. Респ., 65-летию КГНУ и 5-летию ИИМОП КГНУ. -Бишкек: ИИМОП КГНУ, 2001. - С. 113-115

© Сыдыкова М Б., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.