повышением возраста число женщин становится больше, чем мужчин. В возрасте 90 - 95 лет на 1000 женщин приходится менее 300 мужчин. По состоянию на 2020 год число женщин в России превышало число мужчин во всех возрастных категориях старше 35 лет. Самое низкое соотношение женщин и мужчин было зафиксировано среди россиян в возрасте от 15 до 19 лет - 956 женщин на тысячу мужчин. В категории лиц в возрасте 70 лет и старше число женщин было примерно в 2,3 раза больше, чем мужчин.
Соотношение полов при рождении в последнее время стало одним из показателей некоторых видов дискриминации по признаку пола в некоторых странах. Например, высокое соотношение полов при рождении в некоторых азиатских странах в настоящее время объясняется селективным абортом и детоубийством из-за сильного предпочтения сыновей. Это повлияет на будущие модели брака и рождаемости. В конце концов, это может вызвать беспокойство среди молодых взрослых мужчин, которые не могут найти себе партнерш [3].
Для наглядного примера на рисунке 3 представлена Половозрастная диаграмма мужчин и женщин за 2020 г.
Рисунок 3 - Половозрастная пирамида 2020 г. (тыс. чел.) [4]
Половозрастная пирамида РФ имеет регрессивный тип или убывающий. В странах с таким типом пирамиды достаточно высокий уровень здравоохранения и образования. Значительное превышение женщин наглядно видно в верхней части пирамиды. По международным критериям население считается старым, если доля людей в возрастах 65 лет и старше превышает 7 % населения. На начало 2020 года эта доля в населении России составляла 15,5 %, увеличившись за год на 0,5 процентного пункта (15,0 % на начало 2019 года). В женском населении она составила 19,2 %, в мужском населении - 11,1 %.
Начавшееся в России повышение пенсионного возраста привело к снижению численности населения старше трудоспособного возраста. За 2019 год она снизилась на 3,6 %, составив к началу 2020 года 36,6 миллиона человек (женщины 56 лет и старше, мужчины 61 года и старше) против 38,0 миллиона человек (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) на начало 2019 года. Доля населения старше трудоспособного возраста снизилась с 25,9 % до 25,0 %.
Центральной проблемой демографии является рождаемость. Рождаемость является частотой рождений в определенной социальной среде, которая составляет совокупность поколений. Воспроизводство населения образуется путем взаимодействия рождаемость со смертностью.
Источники:
1. Кондратенко А. И. Демографическая безопасность как условие защиты национальных интересов современной России / А. И. Кондратенко - Среднерусский вестник общественных наук, 2018. - 378 с.
2. Ловчикова, Е.Д. Особенности формирования демографической политики / Е.Д. Ловчикова - Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки, 2019. - 146 с.
3. Макарычева, И.В. Естественное движение населения: экономический аспект / И.В. Макарычева - Вестник евразийской науки, 2020. -355 с.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ - Режим доступа: URL: htt://www.gks.ru/.
EDN: MFCAAL
А.А. Древалев - старший преподаватель кафедры Маркетинга и международного менеджмента, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
A.A. Drevalev - senior lecturer, department of marketing and international management, Ural state university of economics, Ekaterinburg, Russia.
О РОЛИ ПОСРЕДНИКОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ THE ROLE OF INTERMEDIARES IN INTERNATIONAL TRADE ACTIVITIES UNDER SANCTIONS
Аннотация. Целью статьи является постановка исследовательской проблемы о перспективах активизации деятельности посредников в международной торговле как факторе снижения негативных последствий международных санкций, введенных в отношении России. Автором рассматриваются общие аспекты функционирования внешнеторговых посредников и специфика их роли в условиях ограничений международной торговли. Обозначены подходы к организации параллельного импорта в рамках концепций национального и международного исчерпания права в соответствии с соглашением TRIPS в составе пакета документов ВТО, указаны отличия параллельного импорта от серого импорта. Анализируется опыт деятельности частных агентов по закупкам дайгоу из Китайской Народной Республики и риски роста объемов контрафактной продукции на внутреннем рынке. В порядке выводов даются общие рекомендации о необходимости продления мер поддержки со стороны органов государственной деятельности внешнеторговой деятельности и возможности учета потенциала активизации роли субъектов малого и среднего предпринимательства.
Abstract. The article aims to state a research problem on the prospects for intensifying the activities of intermediaries in international trade as a factor in reducing the negative consequences of international sanctions imposed against Russia. The author considers the general aspects of foreign trade intermediaries' functions and the specifics of their role in the context of international trade restrictions. The study outlines approaches to parallel imports within the framework of the concepts of national and international exhaustion of law in accordance with the TRIPS agreement as part of the WTO package of documents, as well as the differences between parallel imports and grey imports are indicated. The experience of daigo private agents from the People's Republic of China is studied and the risks of counterfeit products in the domestic market are analyzed. As the conclusion, general recommendations are given on the need to extend support measures from the state authorities for foreign trade activities and the possibility of taking into account the potential for enhancing the role of small and medium-sized businesses.
Ключевые слова: международные санкции, внешнеэкономическая деятельность, торговые посредники, агенты, параллельный импорт, дайгоу.
Keywords: international sanctions, foreign economic activity, trade intermediaries, agents, parallel import, daigou.
Введение. В научной и деловой литературе описаны многочисленные факторы, способствующие появлению и увеличению роли посредников в экономике в целом и в международной торговле в частности [13]. Посредники способствуют «встрече» продавца и покупателя на рынке, снижают риски для производителей, позволяют реализовать эффекты масштаба и совмещения, расширяют ассортимент товаров, доступных потребителю, и выступают гарантом качества [11]. В случае международной торговли применение косвенного экспорта, то есть выхода на зарубежные рынки через посредников позволяет снизить издержки для экспортера благодаря реализации маркетинговых компетенций посредников на целевом рынке
[5].
Также в значительной степени изученной является научная проблема возрастающей роли посредников в электронной торговле. При этом в качестве посредников рассматриваются, в первую очередь, компании-реселлеры, в основе бизнес-модели которых лежат компетенции в сфере интернет-маркетинга [14]. Вместе с тем в качестве посредников также могут выступать и площадки интернет-торговли. Значение маркетплейсов в национальной экономике и в международной торговле резко возросло в период проявления кризисных явлений, вызванных пандемией новой коронавирусной инфекции [17].
Не менее значимым фактором замедления развития сотрудничества на официальном уровне и спада деловой активности является введение ограничений в международной торговле. Так, «торговая война» США и Китая, серия взаимных ограничений двусторонней торговли, стала ключевым триггером заметного снижения темпов роста мировой торговли и всей глобальной экономики в 2019 году [15].
Последние годы стали периодом значительного роста числа и масштабов применения рестрикций, ограничений международных экономических отношений, не только и не столько по линии международных экономических организаций (в частности, в рамках мандата СБ ООН), сколько в двусторонних отношениях государств: в одностороннем порядке и на взаимной основе. Санкции определяют как односторонние политически мотивированные меры, ограничивающие международные экономические отношения с целью оказания внешнеэкономического и внешнеполитического давления [9]. В настоящее время США является государством, которое применяет наибольшее количество международных санкций. Россия же является страной, против экономических агентов которой введено наибольшее число торговых и академических ограничений [4].
В условиях санкционного давления на экономику России, во многом беспрецедентного, представляется особенно актуальным вопрос о возможности задействования посреднических механизмов для снижения возникающих рисков, в том числе исследование опыта других стран, столкнувшихся с внешнеторговыми и внешнеэкономическими ограничениями.
Потенциал снижения негативных последствий международных санкций при активизации деятельности внешнеторговых посредников. С принятием в декабре 2022 года девятого пакета санкций ЕС в отношении Российской Федерации общее число политически мотивированных ограничительных мер против России превысило 13 тысяч, из которых 2695 были введены до 2022 года [16]. В общем количестве адресных санкций 67 % являются персональными и касаются граждан России: официальных и должностных лиц, руководителей компаний и публичных фигур - и 13 % введены в отношении российских компаний. Также отдельными странами введены ограничения на импорт из России товаров следующих групп и позиций: нефти, газа, угля, золота, черных металлов и стали. Ограничен экспорт в Россию технологий, высокотехнологичного оборудования и товаров двойного назначений, а также продукции металлургии, предметов роскоши. Четырнадцатью членами ВТО, включая ЕС, принято публичное скоординированное решение о лишении России статуса наиболее благоприятствуемой нации. В целом 36 стран прекратили применение РНБ к товарам и услугам, происходящим из России, что означает рост таможенных тарифов и внешнеторговую дискриминацию. По итогам 2021 года на эти страны приходилось 49% внешнеторгового оборота [7]. Кроме того, введены секторальные санкции, ограничивающие возможности сотрудничества компаний из других стран с российскими организациями, действующими в сферах энергетики, финансов и кредитования, консалтинга и аудита, СМИ, транспорта и, в частности, авиаперевозок, космической промышленности [8].
В условиях столь широкого фронта международного противостояния многие российские компании - участники внешнеэкономической деятельности столкнулись с необходимостью поиска новых контрагентов и каналов поставок. Актуальность соответствующих задач подтверждается активными действиями Правительства Российской Федерации по поддержке внешней торговли. Интересно отметить, что в условиях стабильного развития международных экономических отношений приоритетными представляются вопросы поддержки отечественного экспорта и обеспечения добросовестной конкуренции импортеров с национальными производителями. Соответствующие комплексные меры реализуются в России, в частности, на базе Российского экспортного центра как на федеральном уровне на основе национального проекта «Международная кооперация и экспорт», так и в субъектах Российской Федерации - в соответствии с планом мероприятий «Регионального экспортного стандарта 2.0».
В то же время в условиях санкций государственная поддержка необходима и импортерам - не только для решения задач ввоза в новых геополитических условиях в страну товаров, не имеющих отечественных аналогов, включая промышленное оборудование и потребительскую бытовую технику и электронику как основные традиционные статьи российского импорта. Актуальной также становится задача обеспечения общего равновесия торгового и платежного баланса, избежания
чрезмерного роста на внутреннем рынке валютной массы, формирующейся за счет экспортной выручки. В этой связи показательным является решение Правительства Российской Федерации о расширении в 2022 году параллельного импорта.
Термин параллельный импорт применяется в отношении товаров, которые легально произведены и проданы в других странах, не предназначены при этом для экспорта из страны продажи в другую страну, однако приобретены хозяйствующими субъектами с целью самостоятельно транспортировать без прямого разрешения и независимо от воли правообладателя и ввезти данные товары для перепродажи в другую страну, где также действуют исключительные права правообладателя на товарные знаки ввозимых товаров [3]. В мировой практике параллельный импорт достаточно распространен. Так, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS) в составе базовых соглашений ВТО предусматривает право государства самостоятельно определять принципы исчерпания интеллектуальных прав: «национальная концепция» предусматривает, что после продажи товара правообладателем его исключительные права исчерпываются только на национальном рынке и товар может перепродаваться в стране, но не вывозиться за пределы страны; и «международная концепция», в соответствии с которой после первой купли-продажи исключительное право на товарный знак исчерпывается и в отношении последующей международной купли-продажи. Так, в США принята международная концепция, или «доктрина первой покупки». В России в соответствии со статьей 1487 ГК РФ с 2002 года действовал принцип национального исчерпания прав, то есть запрета на ввоз товаров без разрешения правообладателя. С 2022 года положения статьи 1487 не применяется в отношении перечня товаров (групп товаров), утвержденным Приказом Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532, при условии введения их в оборот за пределами РФ правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия.
При этом следует отличать параллельный импорт от практики «серого импорта», когда товар ввозится в страну физическими лицами с декларируемыми целями личного пользования, без уплаты таможенных пошлин и без соблюдения иных обязательных для импорта данной продукции формальностей, однако в последующем перепродается хозяйствующими субъектами на внутреннем рынке. Для контроля потоков параллельного импорта и ограничения серого и нелегального ввоза товаров в страну Правительством России в 2022 году принят разрешительный порядок организации поставок по товарным позициям и брендам, которые включаются в вышеназванный перечень. Объем параллельного импорта с апреля по декабрь 2022 года составил более 20 млрд долларов США, или около 7 % совокупных объемов импорта по итогам предшествующего 2021 года.
Большинство компаний самостоятельно ищут пути сохранения каналов импортных поставок - зачастую с привлечением посредников из третьих стран. В качестве одного из успешных примеров поиска решений может быть приведен опыт ООО "Ре Трэйдинг", российской дочерней компании и партнера польской компании LPP SA, действующей на рынке одежды. После того, как польский правообладатель заявил о закрытии в России магазинов одежды популярных брендов Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay, торговые точки были проданы (без права использования брендов) компании, зарегистрированной в ОАЭ, судя по организационно-правовой форме FZCO, в свободной экономической зоне. При этом сообщается, что после ребрендинга поставки товаров будут продолжены из Китая [2].
Необходимо отметить, что для крупных организаций-посредников значимым фактором и источником рисков при принятии решения о налаживании взаимодействия и развитии сотрудничества с компаниями, находящимися под санкциями, является угроза применения уже в отношении них вторичных санкций. Разработчики санкций стремятся ограничить возможности для развития бизнеса компаниями из третьих стран, которые потенциально могут самостоятельно занять место уходящих с национальных рынков, либо обеспечить для них опосредованное присутствие на покинутом рынке. В частности, США активно применяют вторичные санкции против компаний, которые не являются резидентами США, действуют в третьих странах и не прекратили торговлю с государствами - объектами первичных санкций и организациями на их национальных рынках. Угроза вторичных санкций несет действительно значимый риск для компаний, взаимодействующих с компаниями из США и зависящими от этих контактов, что является нередкой ситуацией в современной мировой экономике, характеризующейся взаимозависимостью рынков капитала и технологий, глобальными цепями производства и поставок товаров [6].
В этой связи представляется, что существует значительный потенциал развития сектора малых и средних предприятий, которые могут выполнять функции посредников во внешней торговле. С учетом существенных коммерческих и валютных рисков, связанных с исполнением внешнеторговых операций, такие посредники могут выполнять роль агента со стороны продавца или покупателя либо независимого брокера, преследующего цель получения комиссионных при заключении сделки, однако не являющегося стороной сделки.
С учетом актуальности задач стимулирования импорта наряду с экспортом для обеспечения сбалансированности платежного баланса, понимание роли агентов и брокеров может быть расширено. Действительно, торговые агенты чаще представляют продавца, производителя либо нескольких производителей, а брокеры, не представляя одну из сторон, чаще получают вознаграждение в виде комиссионных, распределение которых между продавцом и покупателем зависит от условий договора. Вместе с тем в зарубежной деловой практике встречаются и торговые представители, действующие на стороне покупателя.
Так, представляется заслуживающим внимания опыт функционирования независимых агентов дайгоу (от кит. «покупать от имени»), осуществляющих за рубежом закупки по поручению частных потребителей и компаний из КНР. Агенты дайгоу находят за рубежом товары, которые могут пользоваться спросом у потребителей в КНР, размещают объявления с возможными условиями закупки в профильных каналах коммуникации и при наличии подтвержденной заинтересованности со стороны покупателя оформляют покупку с таможенным оформлением и доставкой заказчику. Ассортимент приоритетных товаров для дайгоу в основном включает товары повседневного спроса, не представленные официально на рынке КНР: детское питание, косметика, - но также пользуются спросом предметы роскоши. Развитие. Необходимо отметить, что толчком к развитию деятельности дайгоу являлись не внешние ограничения на присутствие зарубежных брендов на рынке КНР, а наложение трендов растущего внутреннего спроса на импортную продукцию, воспринимаемую потребителями как товары более высокого качества, с одной стороны, и эффективные протекционистские меры, тарифные, количественные и технические ограничения по регулированию импорта со стороны КНР [1]
Каналы коммуникации дайгоу с заказчиками прошли эволюцию за более чем десять лет существования формата закупок: от объявлений в социальных сетях и мессенджерах WeChat и QQ до появления специализированных маркетплейсов
Хайтао (от кит. «трансграничная электронная торговля») [10] Параллельный импорт для продажи товаров через маркет-плейсы Хайтао предусматривает закупку и импорт товара сравнительно большими партиями, что должно способствовать переводу операции из категории «серого импорта» в категорию «параллельного импорта», то есть отказ от ввоза товаров физическими лицами без уплаты пошлин и прохождения необходимых процедур контроля качества и подобных им в пользу более прозрачного для местного законодательства ввоза товаров компаниями без прямого разрешения зарубежного правообладателя но с соблюдением всех прочих импортных формальностей. Однако, несмотря на такую возможность, по сообщениям средств массовой информации КНР маркетплейсы Хайтао часто использовались для сбыта контрафактной продукции, копий зарубежных брендов, которые производились на внутреннем рынке [12].
Заключение. Как представляется, возможность активизации роли посредников в международной торговле в новых геополитических условиях должна учитываться не только компаниями - участниками внешнеэкономической деятельности, но также и органами государственной власти. С учетом продления программы параллельного импорта на 2023 год при проработке и анализе эффективности мер поддержки и антикризисных мер, направленных на упрощение грузопотока и товарооборота при прохождении границы и таможенных процедур, целесообразно учитывать возможности участия субъектов малого и среднего бизнеса. В то же время изучение зарубежного опыта привлечения посредников в качестве агентов во внешнеторговых сделках позволяет учесть возникающие риски для компаний и потребителей на внутреннем рынке.
Источники:
1. Александрова М. В. Тарифное и нетарифное регулирование импорта в КНР и его влияние на ввоз товаров из России //Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2018. - Т. 23. - №. 23. - С. 275-291.
2. Бывшие магазины Cropp, Mohito и Reserved в России купила компания из ОАЭ // РБК URL: https://www.rbc.ru/ business/05/07/2022/ 62c3 4d2c9a79472146ec1de6.
3. Гаврилов Д. А. Параллельный импорт: дискуссия продолжается //Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. - 2012. - N° 3. - С. 29-40.
4. Дорохова А. С. Применение международно-правовых санкций против Российской Федерации //Молодежь и системная модернизация страны. - 2022. - С. 363-365.
5. Киреев А. П. Теории международной торговли XXI века //Экономическая школа. Альманах. - 2011. - Т. 7. - С. 7-30.
6. Патрик Т. Проведение в жизнь внешней политики США путем наложения односторонних вторичных санкций: работает ли право сильного в международном публичном праве? //Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2022. - Т. 17. - №. 1. - С. 25-55.
7. Пахомов А. А. Неприменение РНБ - основа торгово-политических санкций в отношении России //Экономическое развитие России. -2022. - Т. 29. - №. 11. - С. 13-19.
8. Санкции. Инфографика РСМД. Всё, что нужно знать о санкциях, их субъектах, объектах и предметах // Российский совет по международным делам URL: https://russiancouncil.ru/sanctions.
9. Харланов А. С., Еремичева Т. В. Санкционный механизм давления как средство конкуренции //Экономика России: новые реалии и стратегии развития. XX Чаяновские чтения. - 2020. - С. 315-325.
10. Цзао Ф. Состояние развития трансграничной электронной коммерции в Китае в рамках инициативы "Один пояс и один путь" //Kant. -2020. - №. 3 (36). - С. 96-103.
11. Ahn J. B., Khandelwal A. K., Wei S. J. The role of intermediarles in facilitating trade //Journal of International Economics. - 2011. - Т. 84. - №. 1. - С. 73-85.
12. Cross-border Commerce in China, Daigou and Haitou, export and import in China // Daxue Consulting URL: https://daxueconsulting.com/ dai-gou-haitao-in-china/.
13. Crozet M., Lalanne G., Poncet S. Wholesalers in international trade //European Economic Review. - 2013. - Т. 58. - С. 1-17.
14. Giaglis G. M., Klein S., O'Keefe R. M. The role of intermediaries in electronic marketplaces: developing a contingency model //Information systems journal. - 2002. - Т. 12. - №. 3. - С. 231-246.
15. Kapustina L. et al. US-China trade war: Causes and outcomes //SHS Web of Conferences. - EDP Sciences, 2020. - Т. 73. - С. 01012.
16. Russia Sanctions Dashboard // Castellum.AI URL: https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard.
17. Usova N., Loginov M., Drevalev A. Changes in the role of digital services in retail in the context of a crisis //SHS Web of Conferences. - EDP Sciences, 2021. - Т. 114.
EDN: LWFURR
В.В. Ермоленко - д.э.н., доцент, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected], V.V. Ermolenko - doctor of economics, associate professor, Kuban state university, Krasnodar, Russia; А.Э. Штумпф - магистрант, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected], A.E. Shtumpf - undergraduate, Kuban state university, Krasnodar, Russia.
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В РАЗРАБОТКЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ И РАЗВЕРТЫВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ДРУЖЕСТВЕННЫМИ СТРАНАМИ PROJECT APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF MARKETING STRATEGY IN THE CONTEXT OF CHANGES IN THE ECONOMY AND THE DEPLOYMENT OF COOPERATION WITH FRIENDLY COUNTRIES
Аннотация. Сегодня экономика Российской Федерации находится в стадии изменения и преобразования. Всё большее влияние на организацию оказывают органы исполнительной власти и государство в целом. Реальный сектор экономики Российской Федерации растёт за счёт постоянно протекающих процессов изменения финансовых механизмов. Компаниями на пути к достижению стратегических целей в своей деятельности используются различные инновации. Актуальность исследования связана с изучением проектного подхода в разработке маркетинговой стратегии в условиях изменений в экономике и развертывания сотрудничества с дружественными странами. Предметом исследования является маркетинговая стратегия компании, разработанная с помощью проектного подхода. В статье рассмотрены характерные черты при разработке плана маркетинговой стратегии, как одного из самых важных векторов в деятельности организации и её развития и продвижения на рынке. Цель исследования состоит в выделении основных пунктов плана маркетинговой стратегии с применением проектного подхода. Основной задачей исследования определено: разработать проект плана маркетинговой стратегии с использованием инновационных методов продвижения. Актуальной проблемой является то, что в условиях меняющейся экономики и развертывания сотрудничества с дружественными странами, при управлении компанией недостаточно внимания уделяется разработке маркетинговой стратегии с учётом всех изменений внешней экономической среды.