Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В РАЗРАБОТКЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ И РАЗВЕРТЫВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ДРУЖЕСТВЕННЫМИ СТРАНАМИ'

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В РАЗРАБОТКЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ И РАЗВЕРТЫВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ДРУЖЕСТВЕННЫМИ СТРАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПЛАН МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ / ПРИЗНАКИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИКА / ДРУЖЕСТВЕННЫЕ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермоленко В. В., Штумпф А. Э.

Сегодня экономика Российской Федерации находится в стадии изменения и преобразования. Всё большее влияние на организацию оказывают органы исполнительной власти и государство в целом. Реальный сектор экономики Российской Федерации растёт за счёт постоянно протекающих процессов изменения финансовых механизмов. Компаниями на пути к достижению стратегических целей в своей деятельности используются различные инновации. Актуальность исследования связана с изучением проектного подхода в разработке маркетинговой стратегии в условиях изменений в экономике и развертывания сотрудничества с дружественными странами. Предметом исследования является маркетинговая стратегия компании, разработанная с помощью проектного подхода. В статье рассмотрены характерные черты при разработке плана маркетинговой стратегии, как одного из самых важных векторов в деятельности организации и её развития и продвижения на рынке. Цель исследования состоит в выделении основных пунктов плана маркетинговой стратегии с применением проектного подхода. Основной задачей исследования определено: разработать проект плана маркетинговой стратегии с использованием инновационных методов продвижения. Актуальной проблемой является то, что в условиях меняющейся экономики и развертывания сотрудничества с дружественными странами, при управлении компанией недостаточно внимания уделяется разработке маркетинговой стратегии с учётом всех изменений внешней экономической среды. Предложен модернизированный проект плана маркетинговой стратегии с использованием инновационных методов продвижения, состоящий из 10 пунктов, характеризующий инновационную маркетинговую стратегию компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF MARKETING STRATEGY IN THE CONTEXT OF CHANGES IN THE ECONOMY AND THE DEPLOYMENT OF COOPERATION WITH FRIENDLY COUNTRIES

Today, the economy of the Russian Federation is in the stage of change and transformation. The executive authorities and the state as a whole have an increasing influence on the organization. The real sector of the economy of the Russian Federation is growing due to the constantly ongoing processes of changing financial mechanisms. Companies use various innovations in their activities on the way to achieving strategic goals. The relevance of the research is connected with the study of the project approach in the development of a marketing strategy in the context of changes in the economy and the deployment of cooperation with friendly countries. The subject of the research is the marketing strategy of the company, developed using a project approach. The article discusses the characteristic features in the development of a marketing strategy plan as one of the most important vectors in the organization's activities and its development and promotion in the market. The purpose of the study is to identify the main points of the marketing strategy plan using a project approach. The main objective of the study is determined: to develop a draft marketing strategy plan using innovative methods of promotion. An urgent problem is that in the conditions of a changing economy and the deployment of cooperation with friendly countries, when managing a company, not enough attention is paid to the development of a marketing strategy taking into account all changes in the external economic environment. A modernized draft of the marketing strategy plan using innovative promotion methods, consisting of 10 points, characterizing the innovative marketing strategy of the company, is proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В РАЗРАБОТКЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ И РАЗВЕРТЫВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ДРУЖЕСТВЕННЫМИ СТРАНАМИ»

Хайтао (от кит. «трансграничная электронная торговля») [10] Параллельный импорт для продажи товаров через маркет-плейсы Хайтао предусматривает закупку и импорт товара сравнительно большими партиями, что должно способствовать переводу операции из категории «серого импорта» в категорию «параллельного импорта», то есть отказ от ввоза товаров физическими лицами без уплаты пошлин и прохождения необходимых процедур контроля качества и подобных им в пользу более прозрачного для местного законодательства ввоза товаров компаниями без прямого разрешения зарубежного правообладателя но с соблюдением всех прочих импортных формальностей. Однако, несмотря на такую возможность, по сообщениям средств массовой информации КНР маркетплейсы Хайтао часто использовались для сбыта контрафактной продукции, копий зарубежных брендов, которые производились на внутреннем рынке [12].

Заключение. Как представляется, возможность активизации роли посредников в международной торговле в новых геополитических условиях должна учитываться не только компаниями - участниками внешнеэкономической деятельности, но также и органами государственной власти. С учетом продления программы параллельного импорта на 2023 год при проработке и анализе эффективности мер поддержки и антикризисных мер, направленных на упрощение грузопотока и товарооборота при прохождении границы и таможенных процедур, целесообразно учитывать возможности участия субъектов малого и среднего бизнеса. В то же время изучение зарубежного опыта привлечения посредников в качестве агентов во внешнеторговых сделках позволяет учесть возникающие риски для компаний и потребителей на внутреннем рынке.

Источники:

1. Александрова М. В. Тарифное и нетарифное регулирование импорта в КНР и его влияние на ввоз товаров из России //Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2018. - Т. 23. - №. 23. - С. 275-291.

2. Бывшие магазины Cropp, Mohito и Reserved в России купила компания из ОАЭ // РБК URL: https://www.rbc.ru/ business/05/07/2022/ 62c3 4d2c9a79472146ec1de6.

3. Гаврилов Д. А. Параллельный импорт: дискуссия продолжается //Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. - 2012. - N° 3. - С. 29-40.

4. Дорохова А. С. Применение международно-правовых санкций против Российской Федерации //Молодежь и системная модернизация страны. - 2022. - С. 363-365.

5. Киреев А. П. Теории международной торговли XXI века //Экономическая школа. Альманах. - 2011. - Т. 7. - С. 7-30.

6. Патрик Т. Проведение в жизнь внешней политики США путем наложения односторонних вторичных санкций: работает ли право сильного в международном публичном праве? //Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2022. - Т. 17. - №. 1. - С. 25-55.

7. Пахомов А. А. Неприменение РНБ - основа торгово-политических санкций в отношении России //Экономическое развитие России. -2022. - Т. 29. - №. 11. - С. 13-19.

8. Санкции. Инфографика РСМД. Всё, что нужно знать о санкциях, их субъектах, объектах и предметах // Российский совет по международным делам URL: https://russiancouncil.ru/sanctions.

9. Харланов А. С., Еремичева Т. В. Санкционный механизм давления как средство конкуренции //Экономика России: новые реалии и стратегии развития. XX Чаяновские чтения. - 2020. - С. 315-325.

10. Цзао Ф. Состояние развития трансграничной электронной коммерции в Китае в рамках инициативы "Один пояс и один путь" //Kant. -2020. - №. 3 (36). - С. 96-103.

11. Ahn J. B., Khandelwal A. K., Wei S. J. The role of intermediarles in facilitating trade //Journal of International Economics. - 2011. - Т. 84. - №. 1. - С. 73-85.

12. Cross-border Commerce in China, Daigou and Haitou, export and import in China // Daxue Consulting URL: https://daxueconsulting.com/ dai-gou-haitao-in-china/.

13. Crozet M., Lalanne G., Poncet S. Wholesalers in international trade //European Economic Review. - 2013. - Т. 58. - С. 1-17.

14. Giaglis G. M., Klein S., O'Keefe R. M. The role of intermediaries in electronic marketplaces: developing a contingency model //Information systems journal. - 2002. - Т. 12. - №. 3. - С. 231-246.

15. Kapustina L. et al. US-China trade war: Causes and outcomes //SHS Web of Conferences. - EDP Sciences, 2020. - Т. 73. - С. 01012.

16. Russia Sanctions Dashboard // Castellum.AI URL: https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard.

17. Usova N., Loginov M., Drevalev A. Changes in the role of digital services in retail in the context of a crisis //SHS Web of Conferences. - EDP Sciences, 2021. - Т. 114.

EDN: LWFURR

В.В. Ермоленко - д.э.н., доцент, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected], V.V. Ermolenko - doctor of economics, associate professor, Kuban state university, Krasnodar, Russia; А.Э. Штумпф - магистрант, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected], A.E. Shtumpf - undergraduate, Kuban state university, Krasnodar, Russia.

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В РАЗРАБОТКЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ И РАЗВЕРТЫВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ДРУЖЕСТВЕННЫМИ СТРАНАМИ PROJECT APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF MARKETING STRATEGY IN THE CONTEXT OF CHANGES IN THE ECONOMY AND THE DEPLOYMENT OF COOPERATION WITH FRIENDLY COUNTRIES

Аннотация. Сегодня экономика Российской Федерации находится в стадии изменения и преобразования. Всё большее влияние на организацию оказывают органы исполнительной власти и государство в целом. Реальный сектор экономики Российской Федерации растёт за счёт постоянно протекающих процессов изменения финансовых механизмов. Компаниями на пути к достижению стратегических целей в своей деятельности используются различные инновации. Актуальность исследования связана с изучением проектного подхода в разработке маркетинговой стратегии в условиях изменений в экономике и развертывания сотрудничества с дружественными странами. Предметом исследования является маркетинговая стратегия компании, разработанная с помощью проектного подхода. В статье рассмотрены характерные черты при разработке плана маркетинговой стратегии, как одного из самых важных векторов в деятельности организации и её развития и продвижения на рынке. Цель исследования состоит в выделении основных пунктов плана маркетинговой стратегии с применением проектного подхода. Основной задачей исследования определено: разработать проект плана маркетинговой стратегии с использованием инновационных методов продвижения. Актуальной проблемой является то, что в условиях меняющейся экономики и развертывания сотрудничества с дружественными странами, при управлении компанией недостаточно внимания уделяется разработке маркетинговой стратегии с учётом всех изменений внешней экономической среды.

Предложен модернизированный проект плана маркетинговой стратегии с использованием инновационных методов продвижения, состоящий из 10 пунктов, характеризующий инновационную маркетинговую стратегию компании.

Abstract. Today, the economy of the Russian Federation is in the stage of change and transformation. The executive authorities and the state as a whole have an increasing influence on the organization. The real sector of the economy of the Russian Federation is growing due to the constantly ongoing processes of changing financial mechanisms. Companies use various innovations in their activities on the way to achieving strategic goals. The relevance of the research is connected with the study of the project approach in the development of a marketing strategy in the context of changes in the economy and the deployment of cooperation with friendly countries. The subject of the research is the marketing strategy of the company, developed using a project approach. The article discusses the characteristic features in the development of a marketing strategy plan as one of the most important vectors in the organization's activities and its development and promotion in the market. The purpose of the study is to identify the main points of the marketing strategy plan using a project approach. The main objective of the study is determined: to develop a draft marketing strategy plan using innovative methods of promotion. An urgent problem is that in the conditions of a changing economy and the deployment of cooperation with friendly countries, when managing a company, not enough attention is paid to the development of a marketing strategy taking into account all changes in the external economic environment. A modernized draft of the marketing strategy plan using innovative promotion methods, consisting of 10 points, characterizing the innovative marketing strategy of the company, is proposed.

Ключевые слова: инновационная деятельность, маркетинговая стратегия, проектный подход, план маркетинговой стратегии, признаки проектного управления, экономика, дружественные страны.

Keywords: innovative activity, marketing strategy, project approach, marketing strategy plan, signs of project management, economy, friendly countries.

Введение

В последние месяцы на фоне экономической ситуации во всем мире, а также развивающегося сотрудничества Российской Федерации с дружественными странами, всё более актуальной становится проблема разработки маркетинговой стратегии компании с учётом всех указанных выше изменений. В данной статье обозначена актуальность использования проектного подхода при формировании маркетинговой стратегии развития и продвижения организации. Управление организацией, основанное на проектном подходе ставит цели, а также определяет все необходимые инструменты и объединяет ресурсы, направленные на их достижение, что в общем смысле, даёт возможность повышения уровня внутриорганизационных процессов управления компанией, а также позволяет выделить организацию за счёт её конкурентных преимуществ в условиях изменений в экономике.

Изменения в экономике страны происходят ввиду нестабильной политической обстановки в мире. Расширение сотрудничества Российской Федерации с дружественными странами может потребовать соответствующих нарративов. Данные нарративы будут определять стратегии развития организаций, внутреннюю и внешнюю политику, а также жизнедеятельность людей. Указанные нарративы должны быть дополнены разноуровневыми управленческими структурами, которые способны устранять возникшие трудности в различных масштабах.

Обсуждение проблемы применения проектного подхода в разработке маркетинговой стратегии ведутся в трудах Н.Б. Завьяловой, И.А. Тычинской, Е.Н. Александровой и других исследователей. По мнению большинства из них, применение проектного подхода при разработке маркетинговой стратегии имеет важность, так как с применением данного подхода в процессе разработке маркетинговой стратегии предприятия могут внедряться инновационные решения в процесс разработке производимых товаров и услуг. Так, инновационная деятельность - это своего рода рыночная деятельность, так как она непосредственно связана с этим указанным выше процессом. Важным является то, что при применении проектного подхода при разработке маркетинговой стратегии в условиях изменений в экономике в процессе продвижения продукции на рынок используются инновационные методы и каналы сбыта. Исходя из сказанного выше, проектный подход при разработке маркетинговой стратегии в инновационной деятельности применяется в виде внедрения инновационных решений в методы продвижения, которые в будущем будут использованы для продвижения компании на рынке в условиях изменений экономики, а также в условиях развития сотрудничества с дружественными странами.

Гипотезой исследования является то, что применение проектного подхода при разработке маркетинговой стратегии может служить инструментом для повышения уровня конкурентоспособности организации, и её выведения на новый уровень развития. В статье предлагается проект плана маркетинговой стратегии развития организации, разработанный с учётом происходящих изменений. Сделан вывод о том, что при разработке маркетинговой стратегии с применением проектного подхода важно учитывать актуальное состояние экономики и окружающей политической среды, используя нестандартные решения.

1. Российская Федерация в условиях изменений в экономике и развёртывания сотрудничества с дружественными странами

В будущем экономику Российской Федерации ждёт ряд изменений, в виду с возникшим рядом обстоятельств, одними из которых являются распространение COVID-19 и объявленной 11 марта 2020 года Всемирной организаций здравоохранения (ВОЗ) пандемией коронавирусной инфекции и беспрецедентное санкционное давление со стороны Европейского союза и Соединённых Штатов Америки, с которым столкнулась наша страна в 2022 году.

Российская Федерация на сегодняшний день пребывает в затруднительном положении, вызванном политической и экономической повестками, но данную ситуацию стоит рассматривать только с точки зрения поиска новых возможностей для развития микро и макроэкономики страны, а также поводом для укрепления сотрудничества с дружественными странами. По словам заместителя Руководителя Администрации Президента - пресс-секретаря Президента Д.С. Пескова, Россия сохранит различные форматы интеграции с дружественными странами, продолжит торговые и инвестиционные обмены, создаст новые «нейронные сети» торговли и производства, несмотря на начатую западными странами экономическую войну [7].

С февраля 2022 года государства, так называемого Запада, применяют всё новые и новые пакеты санкций против Российской Федерации в ответ на признание Донецкой и Луганской народных Республик и проводимую специальною военную операцию по защите Донбасса, ввиду ухудшения ситуации в регионе и обращения глав ДНР и ЛНР с просьбой о помощи к Российской Федерации.

В соответствии со всеми событиями, описанными выше, Российская Федерация вынуждена перенаправить свои силы на укрепление внутренней экономики, а также развитие сотрудничества с дружественными странами. Перечень недружественных иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия был утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 430-р., но в тоже время, для дружественных стран определённого перечня составлено не было. Как заявил Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров, Российская Федерация считает дружественными все страны, не попавшие в список недружественных [8]. Так, к примеру, Российская Федерация и Китайская Народная Республика укрепляют своё партнёрство и стратегическое сотрудничество и планируют наращивать уровень использования национальных валют Российской Федерации и Китайской Народной Республики в расчетах между странами. Также планируется, что при поддержке Китая Россия сможет реализовать своей потенциал во многих областях, включая атомную энергетику.

С постепенным переходом к цифровым формам организации управления одной из наиболее важных задач для экономики становится разработка современных механизмов управления компанией, актуальных для кризисных экономик многих стран мира, в том числе и Российской Федерации. Но в условиях цифровой трансформации мирового хозяйства, а также усиления сотрудничества Российской Федерации с дружественными странами важным элементом в производстве товаров и услуг будут интеллектуальные и цифровые ресурсы, применение которых на практике неразрывно с внедрением инноваций в производство и управление организацией.

Сегодня экономика в Российской Федерации не стоит на месте, а находится в стадии изменения и развития, с учётом влияния всех внешних факторов. Основные показатели экономики России указаны в таблице 1.

Таблица 1 - Основные показатели Российской Федерации

№, п/п Экономический показатель Значение показателя Период

1 Уровень внутреннего валового продукта в экономики России 1 776 млрд дол. 2021 г.

2 Темпы годового роста внутреннего валового продукта -4,1% II квартал 2022 г.

3 Темпы роста валового внутреннего продукта -0,8% III квартал 2021 г

4 Внутренний валовый продукт на человека 10 220 дол. 2021 г.

5 Величина инфляции в годовом выражении 13,7% сентябрь 2022 г.

6 Величина безработицы в стране 3,8%. август 2022 г.

7 Международные валютные резервы 540 688 млн дол. сентябрь 2022 г.

8 Размер государственного долга 15 504 млрд руб. II квартал 2022 г.

В 2022 году экономика в Российской Федерации представляет собой смешанную экономику. Рыночная разновидность является главной составляющей, но, в тоже время, роль государства в экономических процессах высока. Прослеживается наличие многоукладности, преобладает крупная частная собственность.

По актуальным прогнозам Министерства экономического развития Российской Федерации социально-экономическое развитие Российской Федерации к 2025 году будет выглядеть так, как показано в таблице 2.

Таблица 2 - Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 г. (Базовый)

Показатель Ед. измерения 2021 2022 | 2023 | 2024 | 2025

отчет прогноз

1 2 3 4 1 5 | 6 | 7

Индекс потребительских цен

на конец года к декабрю 108,4 112,4 105,5 104,0 104,0

в среднем за год г/г 106,7 113,9 106,0 104,7 104,0

Валовой внутренний продукт

номинальный объем млрд руб. 31015 146065 149949 159714 170598

темп роста % г/г 04,7 97,1 99,2 102,6 102,6

индекс-дефлятор ВВП % г/г 16,5 114,9 103,5 103,9 104,1

Объем отгруженной продукции (работ. услуг)

номинальный объем млрд руб. 5210 105502 106230 112263 118412

индекс промышленного производства % г/г 06,4 98,2 98,7 102,2 102,3

индекс-дефлятор (по сопоставимому кругу предприятий) % г/г 28,4 112,9 102,1 103,4 103,1

индекс-дефлятор % г/г 04,9 113,9 105,9 105,3 104,8

Прибыль по всем видам деятельности

номинальный объем млрд руб. 8689 35491 36799 39701 43110

темп роста % г/г 99,8 91,7 103,7 107,9 108,6

к ВВП % 9,5 24,3 24,5 24,9 25,3

Амортизация

номинальный объем млрд руб. 8847 9691 10585 11562 12634

темп роста % г/г 109,5 109,5 109,2 109,2 109,3

к ВВП % 8,8 6,6 7,1 7,2 7,4

Фонд заработной платы работников организаций

номинальный объем млрд руб. 29535 32814 35826 38767 41649

темп роста % г/г 110,6 111,1 109,2 108,2 107,4

к ВВП % 22,5 22,5 23,9 24,3 24,4

Реальная заработная плата работников организаций % г/г 104,5 98,0 102,6 102,9 102,8

Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения (в среднем за год) руб./мес. 11653 13919 14375 15049 15899

Экспорт товаров

номинальное значение млрд долл. США 494,4 578,6 529,0 522,0 530,4

темп роста в номинальном выражении % г/г 148,3 117,0 91,4 98,7 101,6

темп роста в реальном выражении % г/г 101,7 91,3 98,3 102,5 102,4

к ВВП % 27,8 27,0 24,1 23,2 22,5

Экспорт услуг

номинальное значение млрд долл. США 55,7 49,6 49,3 52,7 56,9

темп роста в реальном выражении % г/г 116,0 88,6 98,4 106,0 106,9

к ВВП % 3,1 2,3 2,2 2,3 2,4

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6 7

Численность рабочей силы млн чел. 75,3 74,5 74,9 75,2 75,5

Уровень безработицы % к рабочей силе 4,8 4,2 4,4 4,3 4,1

Производительность труда % 103,1 97,6 98,7 102,1 102,1

Курс Доллара рублей за доллар 73,6 68,1 68,3 70,9 72,2

Из таблицы 2 видно, что Российская Федерация к 2025 году планирует увеличить экспорт товаров и услуг до 530,4 и 56,9 млрд. долларов США соответственно. А курс доллара к прогнозируемому 2025 году составит 72,2 руб. за доллар. Так на сегодняшний день одним из самых преобладающих векторов развития экономики является глобализация рыночного пространства с дружественными для Российской Федерации странами, что в свою очередь в будущем может принести огромную экономическую выгоду. Вместе с тем, возможны такие проблемы как, изменение климата, увеличивающийся разрыв социального неравенства. Для того, чтобы достигнуть успеха и процветания общества важно оценивать значимость приведения экономических и политических парадигм в непосредственное взаимодействие с социальными парадигмами, которые, в свою очередь, ведут к процветанию.

2. Применение проектного подхода при разработке маркетинговой стратегии развития организации в условиях изменений в экономике

Одной из самых весомых причин в развитии организации является грамотно выстроенная управленческая деятельность. До формирования и применения основных, известных на сегодняшний день, подходов в менеджменте проблема поиска путей обеспечения эффективности организации и управления ею изначально решалась в рамках основных школ управления.

Подход в управлении организацией - это своего рода мышление, определяющее главное направление при построении эффективной системы управления организацией. К одним из самых популярных традиционных подходов к управлению компанией, являются системный, ситуационный и процессный методы. Также важно понимать, что четко определённой классификации подходов к управлению организацией нет, а одновременно с существующими ранее традиционными подходами на сегодняшний день одним из самых популярных и востребованных является проектный подход к управлению компанией. Актуальным является то, что в быстро меняющихся условиях современного мира высокое значение имеет скорость воплощения в жизнь разного рода инициатив. И для того, чтобы обладать необходимыми на современном рынке конкурентными преимуществами компании нуждаются в внедрении инноваций в процесс управления и планирования в сжатые сроки [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проектный подход в управлении организацией представляет собой такой подход, используя который, все задачи, которые ставятся и решаются в процессе деятельности организации, расцениваются с точки зрения разных проектов, к которым, в свою очередь, применяются принципы и методы управления проектами. Одним из самых главных признаков применения проектного подхода, к управлению организацией в целом является тройственная ограниченность (рисунок 1).

Рисунок 1 - Тройственная ограниченность проекта

Из рисунка следует, что тройственная ограниченность проекта отражает взаимосвязь между такими составляющими проекта, как: содержание, стоимость, время и качество. Также, тройственная ограниченность проекта имеет иное название - треугольник управления проектами, каждая сторона которого является ограничением, которое, в свою очередь, есть неотъемлемая часть проектного управления организацией. Каждое изменение одной из сторон такого треугольника непосредственно повлияет на остальные. Чаще всего на практике это выглядит так: изменения в содержании проекта, как правило, приводят к увеличению (сокращению) сроков проекта, а также увеличению (сокращению) его стоимости. Также и в обратном направлении, даже небольшое сокращение сроков проекта может повлечь за собой изменение объемов его бюджета и уменьшение содержания. Из примеров понятно, что преобразования одного ограничения, напрямую влекут за собой изменения других.

В условиях изменений, происходящих в экономике, применение проектного подхода при разработке маркетинговой стратегии является неотъемлемой частью менеджмента в организации. Стратегическое планирование - это одна из наиболее важных частей, помогающая взять на себя контроль в части проведения различного рода инновационных изменений в управлении организаций с целью ее постоянного развития. На этапе стратегических изменений компании и организации проведения стратегических преобразований и инноваций в современных условиях ограниченности ресурсов и времени необходимо использовать проектный метод при разработке маркетинговой стратегии [1].

Так, при разработке маркетинговой стратегии с использованием проектного подхода в современных экономических условиях в Российской Федерации следует использовать модель, отраженную на рисунке 2.

С применением проектного подхода при разработке маркетинговой стратегии становится более возможной реструктуризация и увеличение в масштабах бизнеса, а также всё более эффективно и рационально используются все возможности компании, что делает возможным достижение всех поставленных стратегических целей. Так, проектный подход как нельзя лучше подходит для адаптирования компании к условиям постоянно меняющейся внешней среды в условиях смены либеральной парадигмы, а также развёртывания сотрудничества с дружественными странами, формируя при этом свои конкурентные преимущества.

С

с

Реализация маркетинговой стратегии

Рисунок 2 - Маркетинговая стратегия развития организации с использованием проектного подхода

В результате изменений в экономике, вызванных пандемией СОУ1Б-19, широкое распространение получили продажи продукции посредством сети Интернет без личного присутствия покупателя в точке продажи приобретаемого товара или услуги. Ввиду произошедших изменений при разработке и реализации маркетинговой стратегии компании для решения поднятой в данной научной статье проблемы следует использовать современные инструменты маркетинга, указанные на рисунке 3.

Рисунок 3 - Современные маркетинговые инструменты

Так, из рисунка 3, SEO-маркетинг - это оптимизация сайта под поисковые системы, которая помогает вывести его на первые позиции при поиске, а CRM-маркетинг, в свою очередь, это модель управления взаимоотношениями с клиентами, основанная на использовании собранных персональных данных для повышения продаж. Применение данных инструментов на практике будет способствовать эффективному решению проблемы продвижения в имеющихся экономических условиях, ведь основная цель маркетинговой стратегии, разработанной с применением проектного подхода - обеспечить постоянный рост количества удовлетворённых потребителей, что повлечёт за собой увеличение прибыли, что равнозначно увеличению доли занимаемого рынка [5]. В исследовании показана необходимость применения проектного подхода при формировании маркетинговой стратегии компании, а также применения современных маркетинговых инструментов. Зключение

Данная работа говорит о том, что применение проектного подхода при формировании маркетинговой стратегии организации имеет важную роль в условиях изменений в экономике и развития сотрудничества с дружественными странами. Разработана модель маркетинговой стратегии, спроектированная с применение проектного подхода, а также выделены некоторые современные инструменты маркетинга. Разработка стратегии маркетинга - программно-целевой подход к деятельности предприятия. Особенностями, которые влияют на разработку маркетинговой стратегии являются меняющийся технологический уклад и продуктивность процесса генерации нового знания. Разработка маркетинговой стратегии с применением проектного подхода очень продуктивный инструмент управления, так как это даёт возможность ещё более эффективно распределить ресурсы, которыми обладает организация и извлечь максимальную выгоду в комплекте с достижением всех поставленных стратегических целей. С учетом изменений в экономике и укреплением сотрудничества с дружественными странами, компания может сформировать свою уникальность на основе наращивания взаимодействия с иностранными партнёрами, а также укреплением позиций на внутреннем рынке при успешной разработке маркетинговой стратегии, разработанной с точки зрения проектного подхода.

Источники:

1. Александрова Е.Н. Теоретические аспекты стратегического планирования маркетинга в современных компаниях в России. Текст электронный // Экономика: теория и практика. 2014. № 1. С. 55 - 58. - URL https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=21295704 (дата обращения: 17.11.2022).

2. Ермоленко Д.В. Человеческий капитал в фокусе инвестиционной привлекательности социально-экономической системы / Ермоленко Д.В., Апанасенко Е.П. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2008. № 41. С. 148-159.

3. Завьялова Н.Б. Методология и методы научных исследований в экономике и менеджменте / Завьялова Н.Б., Головина А.Н., Завьялов Д.В., Дьяконова Л.П., Мельников М.С. - Москва-Екатеринбург: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2014. - 282 с.

4. Компанейцева Г.А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 363-368. URL: http://e-koncept. ru/2016/46249.htm (дата обращения: 11.10.2022).

5. Ланская, Д.В. Региональная экономика знаний и управленческие инновации / Д.В. Ланская. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2017. - 304 с.

6. Мельник, Д.А. Анализ типов инновационных стратегий в современных условиях развития экономики / Д.А. Мельник, А.В. Ханина. -Текст: электронный // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - Москва: Международный научно-инновационный центр, 2015. - №7 (46). - С.71-77. - URL: https://ekonomika.snauka.ru/ 2015/07/9437 (дата обращения: 12.011.2022).

7. Песков рассказал о поисках новых путей взаимодействия РФ с дружественными странами [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://iz.ru/1349155/2022-06-14/peskov-rasskazal-o-poiskakh-novykh-putei-vzaimodeistviia-rf-s-druzhestvennymi-stranami (дата обращения: 10.11.2022).

8. Список дружественных стран для Российской Федерации в 2022 году [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://gogov.ru/ articles/friendly-countries (дата обращения: 10.09.2022).

9. Тычинская И.А. Методы исследования в менеджменте: учебно-методическое пособие / И.А. Тычинская. - Орёл: Издательство ОФ РАНХиГС, 2015. - 76 с.

EDN: MXKTXJ

Н.В. Ефанова - к.э.н., доцент кафедры системного анализа и обработки информации, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

N.V. Efanova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of system analysis and information processing, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Е.А. Иванова - старший преподаватель кафедры системного анализа и обработки информации, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

E.A. Ivanova - senior lecturer of the department of system analysis and information processing, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ: АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ИТ-СЕРВИСА SUSTAINABILITY ASSESSMENT OF THE NETWORK ECONOMIC SYSTEM: SOFTWARE DEVELOPMENT ASPECTS

Аннотация. Проблема обеспечения устойчивого развития сетевых экономических структур актуальна в связи с тем, что растет роль оценки механизмов интеграционного взаимодействия субъектов рыночных отношений. Оценка устойчивости сети - процесс достаточно трудоемкий, так как должно учитываться множество факторов и показателей. Поэтому целесообразно разрабатывать и использовать специализированное программное обеспечение. Курс правительства РФ на цифро-визацию также подчеркивает важность разработки соответствующих ИТ-сервисов. Целью работы является проработка различных аспектов создания подобного ИТ-решения для оценки устойчивости сетевой экономической структуры, включая технологический, архитектурный и алгоритмический аспекты. В частности, определен стек технологий, позволяющий разработать ИТ-сервис; разработана архитектура ИТ-сервиса; разработаны алгоритмы работы ИТ-сервиса на основе соответствующих математических моделей; выполнена программная реализация функционала ИТ-сервиса; проведена проверка адекватности алгоритмов на реальных данных с использованием разработанного ИТ-сервиса. Использование и развитие данного ИТ-сервиса обеспечит повышение качества и скорости принятия управленческих решений за счет снижения количества ручных рутинных расчетов по соответствующим моделям.

Abstract. The problem of ensuring sustainable development of network economic structures is relevant due to the fact that the role of assessing the mechanisms of integration interaction between subjects of market relations is growing. Assessing the stability of the network is a rather laborious process, since many factors and indicators must be taken into account. Therefore, it is advisable to develop and use specialized software. The Government of the Russian Federation's focus on digitalization also emphasizes the importance of developing appropriate software. The aim of this work is to study various aspects of creating such an IT solution for assessing the sustainability of a network economic structure, including technological, architectural and algorithmic aspects. In particular, a technology stack has been defined that allows developing an IT solution; the architecture of the IT solution was developed; algorithms for the operation of the IT solution were developed based on the corresponding mathematical models; the software implementation of the IT solution functionality was completed; the adequacy of the algorithms was tested on real data using the developed IT solution. The use and development of this IT solution will improve the quality and speed of managerial decision-making by reducing the number of manual routine calculations for the corresponding models.

Ключевые слова: сетевая организация, устойчивость, алгоритмы, модели, данные, архитектура, стек технологий, апробация.

Keywords: network organization, sustainability, algorithms, models, data, architecture, technology stack, testing.

Благодарности: работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 20-010-00108 А). Acknowledgments: this work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (project No. 20-010-00108 A)

Введение

Современный уровень развития экономических систем характеризуется кратным ростом интеграционных процессов. Это говорит о том, что с каждым годом все большее количество предприятий различных форм собственности организуют объединения в той или иной степени образуя в итоге сеть. Эта сеть в широком смысле является сетевой экономической системой, для которой крайне важно сохранять свою целостность, баланс и устойчивость. Проблемы сохранения целостности решаются в основном на договорной основе (например, франчайзинг). Что касается проблемы оценки устойчивости, то проблема обеспечения устойчивости особенно актуальна в кризисные периоды. Устойчивость может быть оценена по разным аспектам, например, кадровая устойчивость, организационная устойчивость. Низкий или высокий уровень устойчивость напрямую влияет на стратегию развития сети, на осуществление операционной деятельности. Достаточный уровень устойчивости может обеспечить «тихую гавань» для предприятия. За время проведения исследования устойчивости сетевых предприятий были рассмотрены различные аспекты (в частности, организационный, рисковый, кадровый [2]). Также предложен ряд математических моделей и методик для оценки устойчивости [1, 3, 5, 9]. Для эффективного использования наработок возникает необходимость в разработке специализированного ИТ-решений, консолидирующего как можно больше показателей и параметров оценки устойчивости. которые позволили бы наиболее эффективно оценивать устойчивость предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.