Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
703
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / РЫНОК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТ / STRATEGY / MARKETING STRATEGY / MARKET / EFFICIENCY / MANAGMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фурашов М.М.

Статья, раскрывает понятие, виды и содержание стратегии организации, сущность, роль и структуру маркетинговой стратегии организации, систему и методы формирования и развития маркетинговой стратегии организации. Маркетинговая стратегия выступает существенной основой в общей стратегии развития предприятий. В ней формируются сведения по успешному развитию маркетинговой деятельности предприятий. Также составляются планы маркетинговой деятельности на долгосрочный или краткосрочный период, в которых и формируется маркетинговая стратегия. В таких условиях в маркетинговом плане рассматривается описательная составляющая стратегии, где устанавливаются направления дальнейшего развития деятельности предприятия, а не ведется разработка определенных планов. Маркетинговую стратегию создают для того, чтобы улучшить общее производство на предприятиях, где определяются главные направления деятельности фирмы на рынке. В основном речь идет о взаимодействии с конкурентами и с клиентской аудиторией. Формирование маркетинговой стратегии происходит под влиянием различных факторов. Это и текущие цели организации, и особенности ее положения в отрасли, и объем имеющихся ресурсов. Также необходимо оценить рыночные перспективы фирмы и учесть возможную активность конкурентов. Актуальность темы в том, что в условиях современного этапа развития экономики, маркетинговые стратегии рассматриваются как важнейший инструмент повышения эффективности деятельности предприятий. В условиях значительного снижения объемов производства многих предприятий, вызванного кризисными явлениями в отечественной и мировой экономике, оптимизация маркетинговых расходов, своевременная оценка и соответствующая корректировка проводимых маркетинговых мероприятий становятся все более актуальными задачами для компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF AN ORGANIZATION'S MARKETING STRATEGY

The article reveals the concept, types and content of the organization's strategy, the essence, role and structure of the organization's marketing strategy, the system and methods of forming and developing the organization's marketing strategy. Marketing strategy is an essential basis for the overall strategy of enterprise development. It provides information on the successful development of marketing activities of enterprises. Marketing plans are also drawn up for a long-term or short-term period, in which the marketing strategy is formed. In such circumstances, the marketing plan considers the descriptive component of the strategy, which sets the direction of further development of the company's activities, and does not develop specific plans. The marketing strategy is created in order to improve the overall production at enterprises where the main directions of the company's activities in the market are determined. We are mainly talking about interaction with competitors and with the client audience. The formation of a marketing strategy is influenced by various factors. These are the current goals of the organization, the specifics of its position in the industry, and the amount of available resources. It is also necessary to evaluate the company's market prospects and take into account the possible activity of competitors. The relevance of the topic is that in the current stage of economic development, marketing strategies are considered as the most important tool for improving the efficiency of enterprises. In the context of a significant decline in production volumes of many enterprises caused by the crisis in the domestic and global economy, optimization of marketing expenses, timely assessment and appropriate adjustment of marketing activities are becoming more and more urgent tasks for companies.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Фурашов М.М. студент магистратуры АНО ВО УНИВЕРСИТЕТ "МИР" Россия, г. Самара

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: Статья, раскрывает понятие, виды и содержание стратегии организации, сущность, роль и структуру маркетинговой стратегии организации, систему и методы формирования и развития маркетинговой стратегии организации.

Маркетинговая стратегия выступает существенной основой в общей стратегии развития предприятий. В ней формируются сведения по успешному развитию маркетинговой деятельности предприятий. Также составляются планы маркетинговой деятельности на долгосрочный или краткосрочный период, в которых и формируется маркетинговая стратегия.

В таких условиях в маркетинговом плане рассматривается описательная составляющая стратегии, где устанавливаются направления дальнейшего развития деятельности предприятия, а не ведется разработка определенных планов.

Маркетинговую стратегию создают для того, чтобы улучшить общее производство на предприятиях, где определяются главные направления деятельности фирмы на рынке. В основном речь идет о взаимодействии с конкурентами и с клиентской аудиторией.

Формирование маркетинговой стратегии происходит под влиянием различных факторов. Это и текущие цели организации, и особенности ее положения в отрасли, и объем имеющихся ресурсов. Также необходимо оценить рыночные перспективы фирмы и учесть возможную активность конкурентов.

Актуальность темы в том, что в условиях современного этапа развития экономики, маркетинговые стратегии рассматриваются как важнейший инструмент повышения эффективности деятельности предприятий. В условиях значительного снижения объемов производства многих предприятий, вызванного кризисными явлениями в отечественной и мировой экономике, оптимизация маркетинговых расходов, своевременная оценка и соответствующая корректировка проводимых маркетинговых мероприятий становятся все более актуальными задачами для компаний.

Ключевые слова: стратегия, маркетинговая стратегия, рынок, эффективность менеджмент.

Furashov M. M. master's degree student ANO IN THE UNIVERSITY "MIR"

Russia, Samara

THEORETICAL FOUNDATIONS OF AN ORGANIZATION'S MARKETING STRATEGY

Annotation: The article reveals the concept, types and content of the organization's strategy, the essence, role and structure of the organization's marketing strategy, the system and methods of forming and developing the organization's marketing strategy.

Marketing strategy is an essential basis for the overall strategy of enterprise development. It provides information on the successful development of marketing activities of enterprises. Marketing plans are also drawn up for a long-term or short-term period, in which the marketing strategy is formed.

In such circumstances, the marketing plan considers the descriptive component of the strategy, which sets the direction offurther development of the company's activities, and does not develop specific plans.

The marketing strategy is created in order to improve the overall production at enterprises where the main directions of the company's activities in the market are determined. We are mainly talking about interaction with competitors and with the client audience.

The formation of a marketing strategy is influenced by various factors. These are the current goals of the organization, the specifics of its position in the industry, and the amount of available resources. It is also necessary to evaluate the company's market prospects and take into account the possible activity of competitors.

The relevance of the topic is that in the current stage of economic development, marketing strategies are considered as the most important tool for improving the efficiency of enterprises. In the context of a significant decline in production volumes of many enterprises caused by the crisis in the domestic and global economy, optimization of marketing expenses, timely assessment and appropriate adjustment of marketing activities are becoming more and more urgent tasks for companies.

Keywords: strategy, marketing strategy, market, efficiency, managment.

Стратегией называется комплекс действий тактического характера, ориентированных на определенное направление развития организации и способствующих достижению целей бизнеса. Она разрабатывается с учетом приоритетности решаемых задач, которые определяются путем оценки позиций и перспектив предприятия. Стратегия - это четко спланированный алгоритм действий, направленных на повышение эффективности бизнеса.

Это становится возможным благодаря тому, что в процессе принятия решений задействованы и владельцы, и сотрудники компании[19, с.42].

Разработка стратегии развития предприятия - это определение будущих действий. Данный процесс, напоминающий игру в шахматы, подразумевает осмысление миссии бизнеса, формулирование целей, долгосрочное планирование мероприятий (обычно на 3 года) и установление сроков их реализации.

Залогом успешного развития и стабильности бизнеса является понимание стратегии развития предприятия, которое зависит от уровня прозрачности рынка, желания владельцев разрабатывать и реализовывать бизнес-планы, умения специалистов-экспертов собирать и анализировать полученные данные.

Динамичность и непредсказуемость современного рынка диктуют свои условия для успешного развития бизнеса. Для решения важнейшей задачи - оперативной адаптации к происходящему - компания должна учитывать не только свое внутреннее состояние, но и веяния внешней среды. Именно поэтому возникает необходимость в стратегии, а её разработка становится главной задачей планирования [41, с. 101].

Стратегическое планирование - это определение ключевых направлений развития, понимание желаний потребителя, формулирование организационных целей и оценка внутренних и внешних бизнес-факторов. Основой планирования являются данные мониторинга ключевых характеристик, влияющих на показатели экономического состояния компании, к которым относятся:

1.Объем предполагаемого рынка.

2.Достоинства и недостатки предлагаемого товара.

3.Наличие аналогов и их преимущества.

4.Надежды потребителей.

5.Добавочные факторы, оказывающие влияние на покупательскую способность (место жительства, специфика политического строя и законодательной базы, демографическая ситуация и т. д.).

Работа над стратегией развития предприятия - это один из элементов прогнозирования, без которого невозможно полноценное планирование. Продумывание разнообразных сценариев, учет различных факторов, выявление конкурентных преимуществ дают возможность выбрать направление развития и спланировать поведение в любой ситуации.

Стратегия - совокупность тактических действий и определенное направление развития организации, помогающее достигать бизнес-целей. Она включает в себя установление приоритетов решаемых задач на основании оценки уникальных позиций и рыночных перспектив конкретного предприятия. Это полноценный алгоритм действий, который делает бизнес в разы эффективнее, так как в процесс принятия решений вовлекаются не только владельцы компании, но и ее сотрудники.

Разработка стратегии развития - продумывание будущих шагов. В рамках этого процесса определяется миссия функционирования, разрабатываются карты целей и составляются планы реализации запланированных мероприятий на несколько лет (чаще всего на три года).

Четкое понимание стратегии - гарантия успеха и стабильного развития. Оно зависит от степени прозрачности рыночной среды, желания собственников планировать свой бизнес во времени и умения экспертной группы анализировать и правильно интерпретировать собранную и полученную информацию[12, с.298].

Существует три причины формирования стратегии развития:

1.Понимание долгосрочных целей организации.

2.Формирование целей деятельности.

3.Взаимопонимание всех владельцев компании относительно дальнейшего развития.

Формировать стратегию развития особенно важно большим предприятиям, которые рассчитывают долго оставаться на рынке.

Стратегия обеспечивает, прежде всего, порядок, прозрачность проводимых в организации процессов, понимание каждым сотрудником, куда движется компания и какова его собственная роль в этом движении.

Основной проблемой стратегического планирования является формулировка целей предприятия:

-рост и расширение производства или сохранение объёмов со снижением затрат;

-подготовка компании или отдельных дивизионов к продаже, ликвидации, слиянию с компанией-партнёром;

-внедрение принципиально новых для организации направлений деятельности (диверсификация).

Использованные источники:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СПС КонсультантПлюс

2. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-Ф3 // СПС КонсультантПлюс

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. №2 149-ФЗ // СПС КонсультантПлюс

4. Андреев В.Д., Боков М.А. Теория и практика стратегического планирования/Под ред. В.И. Шаповалова. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2019. 264 с.

5. Андреева, Н. Н. Формы современного прямого маркетинга и их классификация/Н. Н. Андреева//Маркетинговые коммуникации. -2018. -№ 4. -С. 236 -247.

6. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2017.

7. Баркалов, С. А. Формирование оптимального плана закупок. В 2 т. Т. 2/С. А. Баркалов, П. Н. Курочка, И. М. Смирнов, А. В. Щепкин//Современные сложные системы управления: материалы междунар. науч.-практ. конф./Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т. -Воронеж,

2018. -С. 435-437.

8. Батра Р., Майерс Дж., Аакер Д. Рекламный менеджмент. - М.: Вильямс, 2016. - 415 с.

9. Березина Е.А. Исследование эффективности организации маркетинга на предприятии. СМАЛЬТА. 2018. № 6. С. 18-20.

10. Беркутова, Т. А. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие/Т. А.Беркутова. -Ростов н/Д: Феникс, 2017. -254 с.

11. Божук С.Г., Маслова Т.Д. Маркетинговая деятельность. - М.: 2015.- 380 с.

12. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Основной курс. - М.: ЮНИТИ, 2016.- 410 с.

13. Галлямова Л. М. Функционально-стоимостный анализ сбытовой деятельности предприятия [Текст] / Л. М. Галлямова // Молодой ученый. —

2019. — №9. — С. 563-567.

14. Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка: учеб.пособие / Б. И. Герасимов, Н. Н. Мозгов. — М.: ФОРУМ, 2016. — 333 с.

15. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. - М.: Экономика и финансы, 2015.- 296 с.

16. Гугкаева К. В. Реклама как инструмент конкурентной борьбы // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 447-449.

17. Гудгарц, Р. Д. Использование новых информационных технологий в управлении кадрами // Менеджмент в России и за рубежом. — № 1. — 2016.

18. Гусарова О.М. Моделирование результатов бизнеса в менеджменте организации//Перспективы развития науки и образования. -Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2019. -С. 42-43.

19. Гусарова О.М. Методы и модели прогнозирования деятельности корпоративных систем//Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. -Тамбов: Юком, 2018. -С. 42-43.

20. Диксон П.Р. Управление маркетингом. - М.: Бином, 2015. - 409 с.

21. Дитль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М.: Высшая школа, 2016. - 207 с.

22. Друкер П. Управление знаниями. Рождение новой компании. — М.: Альпина Бизнес букс, 2016. - 296 с.

23. Дубровин И.А. Поведение потребителей: учеб.пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. 312 с.

24. Ефимова С.А. Маркетинговое планирование. М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2020. С. 122

25. Жариков А.В., Горячев Р.А. Прогнозирование спроса и объема продаж: Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2019. - 39 с.

26. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие/П. С. Завьялов. -М.:ИНФРА-М, 2018. -496 с.

27. Задоя А.А. Совокупный спрос как фактор и результат экономического роста / Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2019. № 1.

28. Ибрагимов Л.А. Маркетинг: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 367 с.

29. Игонин А.А. Проблемы рекламной деятельности и законодательное регулирование рекламы в современном обществе // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 3(32). - 2017. - С.96.

30. Кобзева Т. Я., Сучков В. А. Российский менеджмент в борьбе с импортозависимостью на современном этапе //Сборник докладов межвузовской студенческой научно-практической конференции. РЭУ им Г. В. Плеханова. Апрель 2019г.

31. Кобзева Т. Я. Современный взгляд на проблемы спроса и предложения российского рынка [Текст] / Т. Я. Кобзева, М. Д. Ястин // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 397-402.

32. Кондратьева Е. А. Теоретические подходы к пониманию сущности инновационных технологий в развитии предприятий // Молодой ученый. — 2019. — №11. — С. 198-203.

33. Корнеев И. К., Машурцев В. А. Информационные технологии в управлении. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 158 с.

34. Кретов, И. И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. - М.: 2015. - 181 с.

35. Кулинич, И. Ф. Семь факторов успеха акций по стимулированию сбыта/И. Ф. Кулинич//Индустриальный и B-2-B маркетинг. -2018. -№ 2. -С. 114 -119.

36. Либерман, И. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. -М.: РИОР, 2019. -220 с.

37. Маршалл А. Основы экономической науки / А. Маршалл; [предисл.Дж.М. Кейнса; пер. с англ. В.И. Бомкина, В.Т. Рысина, Р.И. Столпера.] - М.: Эксмо, 2019. - 832 с.

38. Моррис Р. Маркетинг. - М.: ЮНИТИ, 2015.- 310 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.