Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №6, Том 10 / 2018, No 6, Vol 10 https://esj.today/issue-6-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/53ECVN618.pdf Статья поступила в редакцию 30.11.2018; опубликована 29.01.2019 Ссылка для цитирования этой статьи:
Москаленко О.А., Глекова В.В. Внешняя торговля региона в условиях экономических санкций // Вестник Евразийской науки, 2018 №6, https://esj.today/PDF/53ECVN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Moskalenko O.A., Glekova V.V. (2018). Foreign trade of the region in terms of economic sanctions. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(10). Available at: https://esj.today/PDF/53ECVN618.pdf (in Russian)
УДК 339.56
Москаленко Оксана Александровна
ГБОУ ВО МО «Технологический университет», г.о. Королёв, Россия
Доцент кафедры «Управления» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Глекова Виктория Викторовна
ГБОУ ВО МО «Технологический университет», г.о. Королёв, Россия
Доцент кафедры «Управления» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Внешняя торговля региона в условиях экономических санкций
Аннотация. Напряженные политические и экономические взаимоотношения Российской Федерации с мировым сообществом создают весьма сложные условия для развития российской внешней торговли. Введенные в августе 2014 года санкции в отношении России странами Европейского союза и США делают актуальной политику импортозамещения, провозглашенную Президентом Российской Федерации. Импортозамещение, как курс государственной политики позволит не только повысить конкурентоспособность отечественных производителей, но и создать дополнительные рабочие места, расширить производственные мощности, укрепить продовольственную безопасность страны. В условиях сложившейся экономической нестабильности для экономического развития государства в целом, особое значение приобретает внешняя торговля регионов, поскольку именно ее планомерное и стабильное развитие позволит выстроить новую ступень развития внешнеторговых отношений Российской Федерации в системе мирохозяйственных связей. Московская область является одним из перспективных регионов в области развития экспортно-импортных внешнеторговых операций. Близость к столице, выгодное географическое положение, наличие сельскохозяйственных земель и промышленности - это те условия, которые создают возможность Подмосковью развиваться даже в условиях экономических санкций. В статье авторами рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на развитие внешней торговли. Авторами проведен сравнительный анализ показателей внешней торговли Российской Федерации и Московской области - внешнеторгового оборота, экспорта, импорта и внешнеторгового сальдо, раскрыто понятие санкций и отражены этапы введения санкций в отношении Российской Федерации. Авторами представлена структура экспорта и импорта Московской области, проведен анализ импорта товаров в Московскую область в
соответствии с Доктриной продовольственной безопасности. Изучены проблемы и предложены направления развития внешнеторговой деятельности в условиях санкций.
Ключевые слова: внешняя торговля товарами; экспортно-импортные операции; внешняя торговля регионов; внешняя торговля Московской области; санкции; санкционная политика; импортозамещение; экспорт; импорт
Целью данного исследования является изучение внешнеторговой деятельности Российской Федерации и Московской области для выявления роста развития экспортного потенциала в условиях экономической нестабильности санкций.
На экономическое развитие любого государства особое влияние оказывает внешняя торговля, поскольку она является ключевым элементом в процессе реализации эффективной экономической политики как стран с переходной экономикой, так и развивающихся стран. В условиях стремительной интеграции в систему мирохозяйственных связей, внешнеторговая деятельность между странами приобретает особое значение.
Внешняя торговля представляет собой сложную иерархическую систему взаимосвязанных национальных экономик и по своей сути является полиструктурной территориально-экономической системой [1]. Следует отметить, что внешняя торговля является одной из старейших форм международных отношений, основанная на укреплении мирохозяйственных связей при международном разделении труда.
Участие стран во внешней торговле дает определенные преимущества, выражающиеся в удовлетворении потребностей населения и государства определенными товарами, услугами, недостаток которых ощутим на национальном рынке, а также позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы для развития экономики, осуществлять взаимодействие с другими странами в области науки, техники, развивающейся стремительными темпами.
Внешняя торговля представляет собой обмен товарами, услугами, работами, результатами интеллектуальной деятельности на коммерческой основе.
Участвуя во внешней торговле страны получают ряд таких преимуществ как:
• повышение занятости населения за счет увеличения экспортных поставок;
• совершенствование и модернизация предприятий в рамках международной конкуренции;
• накопление капитала, направленного на промышленное развитие за счет экспортной выручки;
• интенсификация воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах вследствие усиления специализации;
• создания возможности для зарождения и развития массового производства и повышения степени загруженности оборудования;
• роста эффективности внедрения новых технологий.1
Успешная реализация и развитие внешней торговли во многом зависит от таких факторов как:
• географическое положение;
• климатические условия;
• неравномерное экономическое развитие различных стран мира;
• уровень научно-технического развития;
• нехватка/переизбыток рабочей силы;
• политические взаимоотношения между странами и др.
Неоспорим тот факт, что внешняя торговля является одной из значимых составляющих развития мировой экономики и ее рост влечет за собой зависимость стран, участвующих в международном товарообмене [2].
На наш взгляд, определяющим фактором в развитии внешней торговли является стабильность и дружественная направленность политических отношений между странами.
Политические отношения между странами становятся рычагом воздействия на внешнюю торговлю по средствам ограничений экспорта, импорта, взимаемых налогов.
В контексте вышеизложенного, нельзя не отметить, что как внешнеторговая политика Российской Федерации, так и внешняя торговля переживает кризис, обусловленный обострением политических отношений со странами Европейского союза (ЕС) и США. В настоящее время внешнеполитические взаимоотношения Российской Федерации с США, ЕС, Украиной значительно ослабили развитие внешней торговли, что в итоге привело к ряду негативных последствий в экономике страны - одним из которых стало снижение внешнеторгового оборота Российской Федерации в 2014 году.
Следует обратить внимание на то, что обострение политических отношений со странами Европейского союза и США, спровоцировавшее введение санкционной политики в отношении России отрицательно сказалось на внешней торговле как Российской Федерации, так и стран ЕС и США. При этом, прецеденты, связанные с экономическими ограничениями в отношении России, уже были, так, например, отказ стран Запада принимать золото в качестве оплаты за оборудование; введение полного запрета на ввоз всех товаров, кроме зерна из Советского Союза [3].
Примечательно, что для ряда государств ЕС Россия входит в число трех главных торговых партнеров. Так, Литва является единственной страной ЕС, для которой Россия остается основным рынком сбыта экспортных товаров. Для Латвии Россия стоит на втором
1 Международная торговля: теории, развитие, структура, регулирование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/mirecon/inttrade.htm.
месте по объему экспорта. Для пяти стран Евросоюза Россия остается одним из важнейших поставщиков товаров. Так, в импорте Литвы Россия занимает 1 место, для импорта Болгарии Россия является вторым по значимости партнером, а для Греции, Польши и Финляндии -третьим [4].
В развитии внешней торговли Российской Федерации значительная роль отводится регионам, в частности Московской области, поскольку она является инвестиционно-привлекательным регионом России.
Рассматривая Московскую область как инвестиционно-привлекательный регион для развития внешнеторговой деятельности нельзя не отметить ряд ключевых позиций, которые ставят ее на первое место во внешней торговле России относительно других российских регионов.
Безусловно, важнейшими показателями успешного развития внешней торговли Московской области являются:
• соседство с Москвой, обусловленное экономико-географическим положением области;
• развитие науки и промышленности области под влиянием столицы;
• постоянная миграция трудовых ресурсов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья;
• наличие городов со статусом «наукоград».
Экспортная продукция подмосковных предприятий и организаций поставляется в страны дальнего и ближнего зарубежья, установлены тесные внешнеторговые отношения с государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Главными внешнеторговыми партнерами Московской области являются Белоруссия, Китай, Германия, Казахстан, Япония, Италия, Польша, Нидерланды и др.
Среди предприятий-импортеров Московской области можно выделить:
• АО «Композит», которое реализует внешнеэкономические контракты по таким направлениям как: производство и поставка материалов; испытание материалов; изготовление и поставка оборудования для испытания материалов; изготовление и поставка изделий по документации заказчика. Основными потребителями работ и услуг АО «Композит» являются фирмы из таких стран как Германия, Франция, Япония, Италия, Швейцария, Бразилия, Венгрия, Италия, КНР и др.
• ОАО «Щелковский насосный завод «ЭНА», осуществляющий выпуск насосных агрегатов. Технологическими партнерами являются такие международные компании как: Sinta, Kraftmann, SolidWorks, Haas Automation Inc и др.
• ОАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», выпускающий фотоаппараты «Зенит», панорамные фотоаппараты «Горизонт», фотообъективы, лазерные измерители скорости и дальности. Продукция предприятия реализуется на национальных рынках Европы, в том числе Германии, Швейцарии, а также в Китае и Белоруссии.
Основными показателями, характеризующими внешнюю торговлю государства в целом и регионов в частности, которая реализуется по средствам экспортно-импортных внешнеторговых операций, являются внешнеторговый оборот, экспорт и импорт товаров (табл. 1).
Таблица 1
Внешнеторговый оборот Российской Федерации2 и Московской области3 в 2013-2017 годы
Показатели 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Внешнеторговый оборот, млрд долл. США Российская Федерация 844,2 782,9 530,4 471,2 584,0
Московская область 33,0 27,9 18,6 23,7 30,2
Экспорт, млрд долл. США Российская Федерация 526,4 496,9 345,9 287,6 357,0
Московская область 5,1 4,0 3,3 4,8 6,6
Импорт, млрд долл. США Российская Федерация 317,8 286,0 184,5 183,6 227,0
Московская область 27,9 23,9 15,2 18,8 23,6
Сальдо внешнеторгового баланса, млрд долл. США Российская Федерация 208,6 210,0 161,4 104,0 130,0
Московская область -22,8 19,9 -11,9 -14,0 -17,0
Составлено авторами
Анализ стоимостных показателей внешнеторговых операций Российской Федерации и Московской области позволяет сделать вывод, что, несмотря на положительное сальдо внешнеторгового баланса в целом по России в Московской области продолжает сохраняться отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Это говорит о том, что спрос на товары, произведенные в Московской области, на мировых рынка остается небольшим, а стоимость импортных товаров выше стоимости экспортируемых товаров Подмосковья в 3,6 раза. Однако, следует все же отметить, что несмотря небольшую положительную тенденцию увеличения экспорта Московской области в 2017 году (6,6 %) по сравнению с 2016 годом (4,8 %) на 38 % продолжает увеличиваться и импорт. Так в 2017 году стоимостные объемы импорта Московской области увеличились на 26 % и составили 23,6 млрд рублей. Среди основных причин дисбаланса между экспортом и импортом Московской области можно выделить ряд общероссийских причин, таких как введение санкций, низкая конкурентоспособность отечественных товаров, отсутствие необходимых отраслевых производств и др., оказавших влияние как на внешнюю торговлю Российской Федерации в целом, так и на внешнюю торговлю регионов, в частности Московской области.
Нельзя не отметить тот факт, что внешняя торговля страны в последние годы развивается весьма не стабильно. Снижение экспортных поставок, внешнеторгового оборота и нестабильное развитие внешней торговли явилось следствием ухудшения политических отношений с Украиной, странами Евросоюза и США. Еще одним из факторов, имеющим немаловажное значение, стало падение цен на нефть в начале 2016 года до 30 долларов за баррель в результате большого количества предложений на нефтяном рынке. Рост курса доллара, снижение деловой активности в результате введения санкционной политики в отношении Российской Федерации, а также сокращение производства обрабатывающих отраслей привели к упадку внешней торговли страны и регионов.
В настоящее время структура экспорта Московской области включает в себя ряд товарных позиций, представленных на рисунке 1.
2 Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www .customs.ru
3 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://msko.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/msko/ru/statistics/foreign_trade/. Страница 5 из 13
Минеральные продукты; 3%
Г
Топловно- Продукция энергетические химической
тгтяпкг тггюмытттттенности
Другие товары; 21%
Машины оборудовать „ транспортные средства ; 32%
2% Металлы и
\ :
\ из,
\_ Текстиль,
текстильные изделия и обувь;
Кожевенное сырье, пушнина и
изделия из них;
каучук; 14%
0,001%
Древисина и целлюлозно-бумажные изделия; 4%
изделия из них; 9%
Рисунок 1. Товарная структура экспорта Московской области4 (составлено авторами)
Данные рисунка 1 свидетельствуют о том, что преобладающими среди экспортных поставок остаются машины, оборудование и транспортные средства (32 %), что обусловлено промышленной ориентированностью Московской области. На втором месте - другие товары (21 %) и продукция химической промышленности, каучук (14 %).
Основными потребителями экспортной продукции Московской области являются страны дальнего и ближнего зарубежья, в частности страны Евразийского экономического союза. Так из стран ЕАЭС основными потребителя Подмосковного экспорта являются Беларусь, Казахстан. Менее объемные поставки экспорта осуществляются в Азербайджан, Узбекистан, Киргизию и Грузию. Несмотря на политический кризис и санкционную политику в отношении Российской Федерации основными потребителями экспорта Московской области остаются США, Германия, Польша, Нидерланды, Англия, Швейцария. Также осуществляются поставки экспортных товаров в Индию, Алжир, Китай, Иран, Турцию, Египет. Данные таможенной статистики свидетельствуют о том, что в 2017 году по сравнению с 2016 годом экспорт увеличился на 33,3 %. Увеличение объемов экспорта, прежде всего, связано с увеличением вывоза товаров в такие страны как Азербайджан (в 3,7 раза), Казахстан (в 1,3 раза), Украину (в 1,7 раза).5
Не менее детального рассмотрения заслуживает товарная структура импорта Московской области, представленная на рисунке 2.
По данным рисунка 2 можно сделать вывод, что основными статьями импорта Московской области являются машины, оборудование и транспортные средства (46 %), продукция химической промышленности, каучук (19 %), а также продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) - 12 %. Данные таможенной статистики свидетельствуют, что увеличение объемов импорта связано, прежде всего, с ростом поставок из Беларуси (в 1,4 раза), Казахстана (в 2,6 раза), Украины (в 1,3 раза), Армении - в 2 раза.6
4 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://msko.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/msko/ru/statistics/foreign_trade/.
5 См. там же.
6 См. там же.
1% Минеральные продукты
5% Другие товары 12%
Продовольственные.
товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)
0% Топливно-энергетические товары
0,03% Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
2%Древесина и целлюлозно-_ бумажные изделия из них
7% Текстиль, текстильные изделия и обувь
7% Металлы и изделия из них
46% Машины, оборудование и транспортные средства
_ 19% Продукция
химической промышленности, каучук
Рисунок 2. Товарная структура импорта Московской области7 (составлено авторами)
Вступив во Всемирную торговую организацию (ВТО) Российская Федерация получила ряд преимуществ в области внешней торговли, таких как:
• снижение торговых барьеров;
• равноправное участие в мировой торговле;
• возможность привлечения иностранных инвестиций;
• упрощенный порядок разрешения споров в области внешней торговли.
Однако, указанные выше преимущества оказались юридически ничтожными в условия введения санкций в отношении Российской Федерации.
Экономические санкции, как правило, вводятся страной или группой стран с целью добиться необходимых политических, социальных изменений в той стране, в отношении которой они применяются. Экономические санкции представляют собой введение ограничений на экспорт или импорт. В отношении Российской Федерации экономические санкции вводились неоднократно, а именно:
• в начале 2014 года, в связи с политическим и вооруженным конфликтом в Украине были введены санкции, носившие политический характер, в виде визовых барьеров для определенных лиц;
• весной 2014 года последовал следующий этап введения санкции в связи с референдумом в Крыму и вхождением его в состав России. По инициативе США, Германии и Великобритании был введен запрет на поставку военной продукции;
7 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://msko.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/msko/ru/statistics/foreign_trade/ Страница 7 из 13
53БСУК618
Вестник Евразийской науки 2018, №6, Том 10 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2018, No 6, Vol 10 https://esi.today
• летом 2014 года продолжилось введение санкции в отношении ряда российских предприятий выпускающих военную продукцию путем усиления экспортного режима;
• в 2018 году США расширяют санкционной список путем введения санкций в отношении таких российских предприятий как ФГУП Внешнеэкономическое объединение «Промсырьеимпорт», находящееся в ведомстве Минэнерго и ООО «Глобальные концепции групп».
Если провести анализ отраслевой структуры санкций, против России, то можно заметить, что ключевыми являются направления основных отраслей экономики: нефтяная, газовая, атомная и военная промышленность, а также банковский капитал [5]. Положение Российской Федерации на мировом рынке в настоящее время является весьма уязвимым, поскольку топливно-сырьевая специализация страны определяется отраслевой структурой промышленного производства [6].
Однако, стоит отметить, что не все страны и международные организации поддержали инициативы стран Запада и США о введении санкций против России. Страны Азии, Африки и Южной Америки в большинстве своем либо поддерживают Россию, либо занимают нейтральную позицию [7]. Ответом Российской Федерации на введение санкционного режима послужило издание Указа Президента Российской Федерации «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» от 06.08.2014 года № 560. Наряду с данным Указом Правительством Российской Федерации было принято Постановление Правительства № 778 от 07.07.2014. Данное Постановление является ответным ходом на введение санкций в отношении России и было введено сроком на один год. Данное постановление запрещает ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из США, стран ЕС, Канады, Австралии, Норвегии. Также под запрет попали творог, молоко и молочная продукция, сыр, свинина, мясо крупного рогатого скота, овощи, фрукты и орехи, кроме товаров, предназначенных для детского питания. В последствии, в ходе не снижающейся санкционной активности США, стран ЕС и Украины в данное Постановление Правительства были внесены изменения и дополнения о продлении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Данные меры заключаются в введении с 13.01.2019 года запрета на ввоз в Россию сырья, продовольствия и сельскохозяйственной продукции страной происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн. В отношении Украины данный запрет действует с 1 января 2016 года.8
На современном этапе развития российской экономики, несмотря на введенные экономические санкции, импорт вытесняет продукцию отечественных производителей с национального рынка. Это бесспорно отрицательно сказывается на бюджете государства и регионов, нехватке рабочих мест для трудоспособного населения - и как следствие снижение доходов населения.
В сложившихся условиях особую актуальность приобретает импортозамещение. Основные позиции импортозамещения продовольственных товаров нашли отражение в Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской
8 Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293 и от 12 июля г. № 420».
Федерации от 30.01.2010 года № 120 9 и направленной на предотвращение внешних и внутренних угроз продовольственной безопасности путем развития отечественного агропромышленного и рыболовного комплекса, сельскохозяйственного производства, рыбной продукции и экономической доступностью продовольствия. Суть импортозамещения заключается в поддержке национальных производителей и создании более качественной и конкурентоспособной отечественной продукции, а также модернизации и развитии отечественной промышленности. Для России импортозамещение - это основа национальной безопасности и целостности как государства, так и экономического пространства [8]. Необходимость самообеспечения страны стала очевидной с начала экономической и политической изоляции страны [9].
Безусловно, Московская область, является одним из наиболее привлекательных регионов по экономическим и инвестиционным параметрам и близостью расположения к столице. Следует отметить, что помимо промышленной привлекательности Московская область располагает хорошими сельскохозяйственными и природными ресурсами, что в свою очередь позволяет реализовать Доктрину продовольственной безопасности в контексте импортозамещения сельскохозяйственной продукции. Анализирую статистику экспорта и импорта товаров Московской области, следует отметить возрастающую тенденцию импорта (рис. 3).
млрд 35
долл.
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
I Экспорт I Импорт
Рисунок 3. Импорт и экспорт Московской области за 2013-2017 годы10 (составлено автором)
Анализ данных рисунка 3 позволяет сделать вывод, что во внешней торговле Московской области преобладает импорт. Так, в 2013 году, в основном, импортировались машины, оборудование и аппаратура - 27 % и транспорт 22 %. Основными поставщиками являлись Германия - 13 % и Китай - 12 %. В 2014 году импорт машин, оборудования и аппаратуры составил 30 %, а продукции химической промышленности 11 %. Поставки импорта из Китая составили 16 %, а Германии 14 % от общего объема импорта Московской области. В 2015 году происходит незначительное снижение импорта, но основными группами импорта остаются машины, оборудование и аппаратура - 28 %, а также продукция химической промышленности - 13 %. Основными поставщиками импорта в Московскую область также
9 Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности» от 30.01.2010 года № 120.
10 Экспорт и импорт товаров России по товарам и странам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru-stat.com/date-Y2017-2017/RU46000/import/world.
остаются Китай - 18 % и Германия - 13 %. В 2016 году основной группой импорта остаются машины, оборудования и аппаратура - 26 % и транспорт - 16 %. В структуре импорта по странам на первом месте Китай - 19 %, на втором месте Япония - 13 %. В 2017 году импортные объемы поставок в Московскую область машин, оборудования и аппаратуры продолжают увеличиваться и составляют 28 %, транспорт 16 %. В структуре импорта по странам на первом месте Китай - 20 %, на втором месте Германия - 10 %.
В экспортных поставках из Московской области за период с 2013 года по 2017 год существенных изменений не произошло. Основными статьями экспорта в 2013 году были минеральные продукты - 21 % и машины, оборудование и аппаратура - 20 %. В 2014 году -машины, оборудование и аппаратура - 17 %, минеральные продукты - 15 %. В 2015 году -машины, оборудование и аппаратура - 16 %. В 2016 году поставки машин, оборудования и аппаратуры составили также 16 %, а в 2017 году возросли до 18 % от общего объема экспорта Московской области. Экспорт осуществлялся в Украину, Беларусь и Казахстан.11
Преобладание импортных поставок в Московскую область товарных групп, отраженных в Доктрине продовольственной безопасности, можно увидеть на рисунке 4.
Продукты из круп Фрукты и орехи Овощи
Молоко, яйца, сыр, масло,мед Рыба
Мясо и продукты из мяса
12017 год 2016 год 12015 год
млрд долл. США
Рисунок 4. Импорт товаров в Московскую область в 2015-2017 годах12 (составлено автором)
Анализируя данные рисунка 4 можно сделать вывод, что в стоимостном объеме импорта преобладают поставки мяса и продуктов из мяса, их доля в общем объеме импорта Московской области составляет в 2015 году - 45,7 %, в 2016 и 2017 года 38,7 %. Второе место в стоимостном объеме импорта занимают молоко, яйца, сыр, масло, мед, их доля в общем объеме импорта составила в 2015 году - 30,1, в 2016 году - 33,4 %, в 2017 году - 34 %. Поставки рыбы в Московскую область в 2015 году составили 19,9 %, в 2016 году 24,1 %, в 2017 году - 23,4 % в общем объеме импорта. Основными поставщиками продуктов растительного происхождения остаются Эквадор, Турция, Египет, Израиль, Аргентина, Нидерланды и др. Продукты
11 Экспорт и импорт товаров России по товарам и странам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru-stat.com/date-Y2017-2017/RU46000/import/world.
12 См. там же.
животного происхождения, в настоящее время, поставляются в Московскую область из Беларуси, Бразилии, Новой Зеландии, Гренландии, Парагвая, Аргентины и др.13
Проведенный выше анализ показывает, что торговое сальдо внешнеторгового баланса Московской области является отрицательным, поскольку прослеживается четкое преобладание ввезенных товаров над вывезенными. В Московской области очень медленными темпами развивается сельское хозяйство, рыболовный комплекс, а также пищевые перерабатывающие отрасли. На наш взгляд, именно эти отрасли требуют дополнительного инвестирования, направленного на поддержку, модернизацию и развитие в рамках импортозамещения и Доктрины продовольственной безопасности. Особое внимание, со стороны органов местного самоуправления стоит уделить развитию малого и среднего предпринимательства, которых в Московской области 328409 субъектов [10]. Одной из проблем остается высокая цена фермерской продукции, а покупательская способность населения - низкой. Изменяющаяся экономика Московской области и как один из основных элементов - внешнеторговая деятельность, в настоящее время, как никогда, нуждаются не только в определении четких приоритетов импортозамещения продовольственных товаров, но и во взаимодействии власти и крупного бизнеса, путем инвестирования фермерских хозяйств.
По нашему мнению, основными проблемами импортозамещения Московской области являются:
• узкий рынок сбыта сельскохозяйственной продукции фермерских хозяйств Подмосковья из-за относительно высокой цены на эти товары;
• использование импортных семенных материалов и племенных животных;
• слабый механизм взаимодействия государственно-частного партнерства;
• отсутствие стимулирования потребительского спроса на товары местных производителей;
• отсутствие должной техники и резервных мощностей у местных аграриев.
Решение вышеуказанных проблем аграрного сектора Московской области, на наш взгляд, возможно следующим образом:
• детальное изучение импорта товаров Московской области и производство отечественных аналогов в количестве, позволяющем удовлетворить национальный рынок;
• изучение рынка машин и оборудования для аграрного и рыболовного комплексов и производство данного оборудования как на предприятиях страны в целом, так и на предприятиях Московской области в частности, что в свою очередь позволит также создать дополнительные рабочие места;
• изучение спроса на продовольственные товары, не производящиеся в Московской области и, соответственно, проработка направлений аграрного и рыболовного комплекса способных производить данные товары в Московской области;
• использование опыта и курса экономической политики экспортоориентированных регионов России в экономике Московской области;
13 Экспорт и импорт товаров России по товарам и странам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru-stat.com/date-Y2017-2017/RU46000/import/world.
Вестник Евразийской науки 2018, №6, Том 10 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2018, No 6, Vol 10 https://esj.today
• наращивание уровня производства животноводческой и рыболовной продукции;
• развитие субсидирования краткосрочного и инвестиционного кредитования через механизм программ, имеющих экономическую значимость для региона.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что программа импортозамещения становится все более актуальной для создания положительного сальдо внешнеторгового баланса Московской области. Успешная реализация импортозамещения Московской области, путем предложенных направлений развития аграрного и рыболовного комплекса возможна, на наш взгляд, при разработке эффективной политики Правительства Московской области, в первую очередь мер законодательного, финансового и организационного характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грицаенко Е.А. Некоторые аспекты внешней торговли регионов России / Научный журнал КубГАУ, 2006. № 21. с. 2-10.
2. Москаленко О.А., Коденко И.А., Чуева И.А. Внешняя торговля России: реалии и перспективы / Экономика и предпринимательство, 2018. № 3. с. 139-142.
3. Масютин С.А., Гуськова И.В., Шагалова Т.В. Экономические санкции в отношении России: угрозы и возможности для бизнеса / Актуальные проблемы экономики и права, 2015. № 1. с. 75-87.
4. Хромова А. Кризис во внешней торговле России - надолго ли? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gosrf.ru/news/22800/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
5. Малькова А.В. Влияние продовольственного импортозамещения на экономическую безопасность России / Juvenis scientia, 2016. №1. с. 43-46.
6. Костин А.А., Костина О.В., Москаленко О.А., Глекова В.В. Форсирование межстрановой «блокады»: развитие внешней торговли России в условиях экономических санкций / Инновации и инвестиции, 2015. № 5. с. 104-110.
7. Зимовец А.В. О проблемах и перспективах переориентации экономики России с Запада на Восток / Вестник таганрогского института управления и экономики, 2014. № 1. с. 33-36.
8. Ловтаков А.В., Довбий И.П. Импортозамещение как инструмент реализации стратегии развития инновационного предпринимательства / Транспортное дело России, 2015. № 1 (116). с. 120-124.
9. Мышкина Н.П., Федонина О.В. Перспективы реализации политики импортозамещения в отечественной экономике в условиях инновационного развития // Фундаментальные исследования, 2015. № 12 (часть 3). с. 620-623.
10. Чемоданова К. Молоко и овощи на субсидии. Как в Подмосковье поддерживают фермеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://360tv.ru/news/tekst/ podderzhka-fermerov/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
Moskalenko Oksana Aleksandrovna
University of technology, Korolyov, Russia E-mail: [email protected]
Glekova Viktoriia Viktorovna
University of technology, Korolyov, Russia E-mail: [email protected]
Foreign trade of the region in terms of economic sanctions
Abstract. Tense political and economic relations between the Russian Federation and the world community create very difficult conditions for the development of Russian foreign trade. The sanctions imposed on Russia in August 2014 by the countries of the European Union and the USA make the import substitution policy declared by the President of the Russian Federation relevant. Import substitution, as a course of state policy, will not only increase the competitiveness of domestic producers, but also create additional jobs, expand production capacity, and strengthen the country's food security. In the conditions of the existing economic instability for the economic development of the state as a whole, the foreign trade of the regions takes on special significance, since it is its planned and stable development that will allow to build a new level of development of foreign trade relations of the Russian Federation in the system of world economic relations. The Moscow region is one of the promising regions in the development of export-import foreign trade operations. The proximity to the capital, a favorable geographical position, the availability of agricultural land and industry - these are the conditions that make it possible for the Moscow region to develop even in conditions of economic sanctions. In the article, the authors considered the main factors influencing the development of foreign trade. The authors conducted a comparative analysis of the foreign trade indicators of the Russian Federation and the Moscow Region - foreign trade turnover, exports, imports and foreign trade balance, revealed the concept of sanctions and reflected the stages of imposing sanctions on the Russian Federation. The authors presented the structure of exports and imports of the Moscow region, analyzed the import of goods in the Moscow region in accordance with the Food Security Doctrine. The problems were studied and directions for the development of foreign trade activities under conditions of sanctions were proposed.
Keywords: foreign trade in goods; export-import operations; foreign trade of regions; foreign trade of the Moscow region; sanctions; sanctions policy; import substitution; export; import
53ECVN618