Соответствующее качество трудовой жизни должно создать условия для того, чтобы дать выход творческим способностям самого работника, когда главным мотивом становится не зарплата, не должность, не условия труда, а удовлетворение от трудовых достижений в результате самореализации и самовыражения.
Цель исследования: анализ качества трудовой жизни медицинских сестер онкологической службы.
Материалы и методы. Нами было проведено исследование анализа качества трудовой жизни медицинских сестер на базе Казахского научно-исследовательского института онкологии и радиологии. Объектом исследования являются медицинские сестра. Исследование проводилось в виде анкетирования. В опросе принимали частье 30 медицинских сестер радиологического, химиотерапевтического и хирургического профилей.
Результаты. В ходе исследования было выявлено, что 50% опрошенных медсестер имеют стаж работы в данном учреждений с 11-30 лет. Все участники опроса участвуют в программе повышения квалификации; 63% из них учебу оплатил работодатель. Поощрение в квартал 1 раз получают 13% респондентов, в полгода 1 раз 47%, из них материально поощряются 50%. Профессиональные вредности с которыми сталкиваются во время работы, отмечают:76% психологическая, 60 % радиационная, 53% химическая, 50% физическая. 33% медицинских сестер ежедневно подвергаются стрессу, 50% опрошенных стресс снимают в разговоре с коллегами, 27% никак и всего 10% прибегают к профессиональной помощи психолога.Развитие дружеских взаимоотношений с коллегами внутри отделения - оценили на 97%, с медсестрами других отделений - на 87%.
Выводы. Основным положительным фактором является то, что все медицинские сестра участвуют в программе повышения квалификации бесплатно. Большинство опрошенных удовлетворены организацией и содержательностью труда, поощряются постоянно, проходят обучение технике безопасности и получают бесплатно медицинский осмотр, оплату оздоровительных и больничных листов, принимают участие в принятии решения относительно своей работы и администрация учитывает их мнение. Основным негативным фактором, влияющим на качество трудовой жизни, является неудовлетворенная заработная плата, не соответствующая физическим и психоэмоциональным затратам на рабочем месте, неудовлетворённость жилищными условиями; часто подвергаются стрессу и мало прибегают к профессиональной помощи психолога; имеют профессиональные вредности на рабочем месте, но мало используют санаторно-курортное лечение.
Ключевые слова: качество трудовой жизни, средний медицинский персонал, Казахстан
УДК 61:331.108; 614.253
О РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСЕСТРЫ
Токбергенова Г.Т.
Директор медицинского колледжа «Интердент», Алматы, Казахстан
Подготовка медицинских кадров является стратегически важной задачей отрасли здравоохранения республики, требующей обеспечения взаимосвязанного целостного процесса подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями, соответствующих международным стандартам на основе современных требований практического здравоохранения.
Профессиональное сестринское образование, как неотъемлемая часть системы профессионального образования Казахстана, играет важную роль в подготовке квалифицированных кадров.
Специалисты сестринского дела представляют огромную силу в решении многих социальных задач общества. Путем воздействия на основные группы населения, включая уязвимые слои (малоимущие, инвалиды, дети, пенсионеры и т.д.), образ жизни и среду обитания, солидарность и обеспечение равноправия в вопросах укрепления здоровья, медицинские работники могут повлиять на состояние здоровья населения. Без них невозможно приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, особенно на селе, в ауле. Поэтому цель подготовки специалистов сестринского дела обусловлена общественными потребностями и представляет собой социальный заказ общества, которое требует существенно улучшить качество их образования. Главной задачей здесь является обеспечение взаимосвязи знаний и практики; готовности к профессиональной деятельности по профилактике заболеваний, участию в лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях, осуществлению этапов сестринского процесса в учреждениях здравоохранения различных форм собственности, научно-исследовательских учреждениях и учреждениях социальной защиты населения.
Благодаря реформам в здравоохранении в настоящее время функции медицинской сестры расширяются. При этом одной из важнейших составляющих ее профессиональной деятельности является сестринская педагогика -передача пациенту и его родственникам необходимых знаний, умений и навыков. Эффективность сестринского процесса напрямую зависит от грамотности и профессионализма медицинской сестры. Когда пациент утрачивает способности к самообслуживанию, на помощь приходит медицинская сестра. Но не только для того, чтобы помочь произвести необходимые действия, гораздо более важная задача медицинской сестры - обучить пациента в сложившихся условиях обслуживать самого себя. Основным направлением в содержании обучения медсестрой пациента должно стать умение научить его сохранить здоровье и поддерживать максимально комфортное качество жизни. Для медицинской сестры важно владеть новыми технологиями обучения, уметь определять приоритетные задачи обучения, использовать понятные для пациента и его семьи термины. Исходя их всего этого, можно определяться, чему и как обучать. В процессе обучения медсестре необходимо определить последовательность, систематичность, глубину подаваемых знаний соответственно способностям и возможностям пациента. Поэтому, содержанием сестринской педагогики должно быть формирование умений и навыков обращения с предметами ухода, помощь в овладении навыками самоухода и принципам оказания неотложной помощи.
При организации ухода за больным человеком деятельность медсестры должна быть направлена на решение сестринских, психологических и социальных проблем пациента, требующих умения применять психолого-педагогические методы и принципы обучения. Наиболее важным является умения медсестры проводить профилактические информационные кампании среди населения.
Кроме того, медицинские сестры должны уметь научить будущих медицинских сестер выполнять сестринскую работу. Опыт показывает, что тонкостям сестринской профессии может обучить только медицинская сестра, а не врач. Тем более что, во многих странах мира к педагогической деятельности по подготовке медицинских сестер привлекаются специально обученные медсестры, тогда как в нашей стране эту функцию чаще выполняют специалисты, имеющие врачебное образование.
Поэтому главной целью подготовки педагогически компетентных медсестер должно быть выработка у них педагогических знаний, умений и способности их к активному применению в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: сестринское дело, подготовка медицинских кадров, Казахстан.
УДК 61:001.92
МЕЙРГЕР ICI МАМАНДЫГЫ СТУДЕНТТЕР1НЩ КЭС1БИ Ц¥ЗЫРЕТТШ1КТЕР1Н ЦАЛЫПТАСТЫРУ
Абдулла Т.Д.1, Сейдахметова А.А.2, Зулпыхарова Г.К.3, EpiM6eTOBa Л.С.3
10^mYcmiK Казакстан медицина академиясы, «Мейiргер ici» мамандыгынын 1 -курс магистранты,
Шымкент, Казахстан
2OHrn>YcmiK Казахстан медицина академиясы, Жедел медициналык квмек жене мейiргер ici
кафедрасынын менгерушсi, Шымкент, Казакстан 2Онт>Ycтiк Казакстан медицина академиясы, Жедел медициналык квмек жене мейiргер ia кафедрасынын ассистент'!, Шымкент, Казакстан
бзектШп. Kaîipri уакытта мешрбике ici адам денсаулыгыныц элеуеп зор жэне хальщтыц кол жепмд1 медициналык кемекке деген кажеттшктерш канагаттандыру Yшiн накты элеуеп бар медицина кызметкерлершщ ец Yлкен Yлеci болып табылады.
Бшм беру Yдерiciне инновациялык акпараттык технологияларды кещнен енпзу кажеттшп, 6ip жагынан. когамды толык технологияландыруга жэне акпараттыц жылдам жинакталуына, екiншi жагынан, материалдарды жетазу сапасын жаксартуга жэне оны игерудщ тшмдшпн багалауга мYмкiндiк беретш мультимедиялык оку к¥ралдарыныц мYмкiндiктерiн кецейту кажет. Студенттер оку материалдарыныц 70 - 80%-ын ез бетiмен мецгеру1 кажет. Сондыктан да, осы ж^мыстыц максаты - бакалаврларды даярлау саласында инновациялык акпараттык технологияларды колданудыц нысандары мен багыттарын карастыру.
Зерттеудщ максаты: Оцгуспк Казакстан медицина академиясыныц «Мешргер iri» мамандыгы cтуденттерiнiц кэciби к¥зыреттшктерш калыптастыру.
Материалдары мен эдктерь ОцгYCгiк Казакстан медицина академиясы, 5В110100 - «Мешргер iri»