DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_2_82 УДК 343.3
О РОЛИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Абазов Андемиркан Борисович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы регламентации деятельности органов местного самоуправления в области осуществления противодействия терроризму и реализации антитеррористической политики государства. Отмечается, что компетенция органов местного самоуправления в этих вопросах незначительна. Однако на практике органы местного самоуправления решают ряд ключевых задач, связанных с осуществлением противодействия терроризму и реализацией государственной антитеррористической политики: организуют взаимодействие должностных лиц и правоохранительных структур по вопросам профилактики и предупреждения террористических проявлений в обществе, координируют деятельность жилищно-коммунальных организаций по вопросам ликвидации последствий террористической деятельности, проводят различные мероприятия, направленные на выявление и обнаружение степени распространения террористических идеологий в обществе, регулируют деятельность общественных и религиозных объединений.
Ключевые слова: органы местного самоуправления; государственная антитеррористическая политика; противодействие терроризму; национальные антитеррористические комиссии.
UDC 343.3
ON THE ROLE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN COUNTERING TERRORISM AND IMPLEMENTING ANTI-TERRORIST POLICY
Abazov Andemirkan Borisovich,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Internal Affairs Bodies in Special Conditions, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
The article discusses the issues of regulating the activities of local self-government bodies in the field of countering terrorism and implementing the anti-terrorist policy of the state. It is noted that the competence of local self-government bodies in these matters is insignificant. However, in practice, local self-government bodies solve a number of key tasks related to countering terrorism and implementing state anti-terrorist policy: they organize interaction between officials and law enforcement agencies on the prevention and prevention of terrorist manifestations in society, coordinate the activities of housing and communal organizations on the elimination of the consequences of terrorist attacks. activities, carry out various activities aimed at identifying and detecting the extent of the spread of terrorist ideologies in society, regulate the activities of public and religious associations.
Keywords: local government bodies; state anti-terrorist policy; countering terrorism; national antiterrorist commissions.
Территория Российской Федерации насчитывает более двадцати тысяч муниципальных образований, вопросы которых решаются либо непосредственно населением, либо избираемыми им органами местного самоуправления. Муниципальные образования имеют в собственности большое количество объектов здравоохранения, детских образовательных организаций, топливно-энергетических и транспортных комплексов, а также других потенциальных объектов террористических посягательств.
В числе главных факторов, оказывающих негативное влияние на ситуацию в области противодействия терроризму и реализации антитеррористической политики (в особенности это касается Северо-Кавказского региона), следует назвать относительную удаленность от федеральных органов власти, социальный состав населения и некоторые исторические предпосылки. Отсюда совокупность указанных обстоятельств обусловила роль муниципального сегмента в осуществлении противодействия терроризму и реализации антитеррористической политики в контексте регламентации участия в указанных мероприятиях органов местного самоуправления.
Раскрывая сферу полномочий органов государственной власти в области противодействия терроризму и осуществления антитеррористической политики, следует отметить их принадлежность по большей части к правоохранительной системе. На первый взгляд, может показаться, что компетенция органов местного самоуправления в этих вопросах достаточно незначительна. В связи с большой социальной опасностью указанного явления и объективной сложностью противодействия терроризму и осуществления антитеррористической политики органами местного самоуправления данные вопросы не теряют своей актуальности [3; 1]. Вместе с тем актуальность данной темы обусловлена тем, что противодействие терроризму и реализация антитеррористической политики, осуществляемые в муниципальных образованиях, выступает научной и практической проблемой, требующей внимания как со стороны ученых, так и практиков.
Нормы федерального законодательства ставят перед органами местного самоуправления задачу принимать самое активное
участие в реализации общегосударственной антитеррористической политики. И касается это, прежде всего, мероприятий, направленных на противодействие экстремистской и террористической деятельности. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит положение о том, что «органы местного самоуправления обеспечивают законность и охрану общественного порядка на территории муниципального образования, а также участвуют в мероприятиях по предупреждению и профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории муниципального образования». Основная же нагрузка в сфере реализации антитеррористической политики ложится на плечи сотрудников правоохранительных органов и Вооруженные силы Российской Федерации.
Однако не следует забывать, что в России органы местного самоуправления, обладая статусом публичной власти, являются структурой, наиболее тесно осуществляющей взаимодействие с гражданским населением. Согласно теории социального обслуживания «органы местного самоуправления в пределах территорий муниципального образования предоставляют населению различные услуги, в том числе и услуги по охране и защите прав и законных интересов граждан, решая многочисленные вопросы местного значения» [6].
Исходя из указанных обстоятельств, отметим важность роли муниципалитетов в антитеррористической деятельности и участие в этой деятельности органов местного самоуправления. Так, Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» конкретизирует полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму и закрепляет за ними обязанность оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом. При этом формированием общегосударственной системы противодействия терроризму обусловливается повышение роли органов местного самоуправления в осуществлении противодействия терроризму и реализации антитеррористической политики, когда они наделяются соответствую-
щими компетенциями в сфере профилактики терроризма и минимизации и (или) ликвидации его последствий в границах муниципального образования. В числе приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления в указанной сфере следует отметить:
1) усиление антитеррористических мер в целях повышения защищенности потенциально опасных объектов, мест массового скопления и пребывания людей, а также объектов жизнеобеспечения, находящихся в собственности или в ведении муниципального образования;
2) организацию и проведение информационных и пропагандистских мероприятий, раскрывающих сущность и общественную опасность терроризма, а также формирующих у граждан чувство неприязни идеологии терроризма;
3) обучение населения порядку предупреждения террористических угроз и отработка взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при осуществлении мер противодействия терроризму [3; 8].
Анализ деятельности территориальных органов внутренних дел Российской Федерации показывает, что их взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления происходит по следующим направлениям:
- планирование и реализация антитеррористических мероприятий;
- разработка рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства;
- реализация совместных полномочий в установленном порядке [2-4].
Обзор функций органов местного самоуправления в вопросах противодействия терроризму и реализации антитеррористической политики подтверждает, что для решения обозначенных проблем в муниципальных образованиях должны действовать национальные антитеррористические комиссии, направленные на планирование и проведение антитеррористических мероприятий, посредством организованного взаимодействия территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и региональных структур с органами местного самоуправления. Однако следует понимать, что
деятельность указанных комиссии не ориентирована на замещение функций органов местного самоуправления. Напротив, решаемые антитеррористическими комиссиями задачи направлены на обеспечение согласованного участия органов местного самоуправления в противодействии терроризму и реализации антитеррористической политики, а также на исполнение детализированных профилактических мероприятий на территорий субъекта, ограниченного конкретным муниципальным образованием [2; 6].
Глобальной задачей, стоящей перед национальными антитеррористическими комиссиями и требующей адекватного разрешения, выступает снижение уровня радикализации различных групп населения, в особенности это касается молодежи, и недопущение их вовлечения в террористическую деятельность.
Таким образом, обобщая компетенцию органов местного самоуправления в противодействии терроризму и реализации антитеррористической политики, следует подчеркнуть их ограниченность исключительно принятием и осуществлением профилактических мероприятий, поскольку в действующем законодательстве по вопросам разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления не содержится четких положений о задачах, решаемых каждым уровнем. Так, решение вопросов, связанных с противодействием терроризму и реализацией антитеррористической политики, являются задачами федерального масштаба, и именно федеральные органы ответственны за их решение. На практике же указанные проблемы ложатся одинаково на плечи федерального центра и муниципальных образований [4]. Однако алгоритм действий органов местного самоуправления в данном вопросе не имеет законодательного подкрепления и, что немаловажно, не предусматривает компенсации финансовой стороны данного вопроса, так как указанные расходы не предусмотрены государственным бюджетом [3; 8].
Вместе с тем в числе положительных моментов следует назвать меньшую бюрократизацию органов местного самоуправления при осуществлении противодействия терроризму и реализации антитеррористической политики. А учитывая высокую степень дове-
рия граждан к муниципальным структурам, можно констатировать высокую эффективность антитеррористической политики [1; 3; 4].
Раскрывая задачи органов местного самоуправления в противодействии терроризму и реализации антитеррористической политики, следует отметить:
- интегрированное взаимодействие должностных лиц и правоохранительных структур по вопросам профилактики и предупреждения террористических проявлений в обществе;
- координацию деятельности жилищно-коммунальных организаций по вопросам ликвидации последствий террористической деятельности;
- организацию мероприятий, направленных на выявление и обнаружение степени распространения террористических идеологий среди обучающихся образовательных организаций;
- регулирование деятельности общественных и религиозных объединений в це-
лях осуществления гражданского контроля [4; 8; 9].
Решению указанных задач способствуют:
- разработка программ по культуре межэтнических, межконфессиональных взаимоотношений и нейтрализации террористических проявлений для сотрудников правоохранительных органов и органов местного самоуправления;
- разработка методических рекомендаций и программ воспитания по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения для профилактики террористического поведения [5; 7].
Обобщая изложенное, можно отметить, что при осуществлении противодействия терроризму и реализации антитеррористической политики главная роль органов местного самоуправления состоит в воплощении в жизнь мероприятий, направленных на выявление и устранение условий и причин, порождающих террористические проявления на начальных этапах их формирования.
Список литературы_
1. Абазов, А. Б. Задачи правоохранительных органов по предупреждению межнациональных и межрелигиоз -ных конфликтов / А. Б. Абазов // Закон и право. - 2018. - № 2. - С. 49-51.
2. Абазов, А. Б. Местное самоуправление и его роль в реализации антитеррористической политики / А. Б. Аба -зов // Проблемы экономики и юридической практики. - 2021. - Т. 17. - № 1. - С. 104-107.
3. Абазов, А. Б. О роли органов местного самоуправления в противодействии экстремизму в Российской Федерации / А. Б. Абазов // Закон и право. - 2019. - № 6. - С. 44-46.
4. Абазов, А. Б. Общественная опасность терроризма в Российской Федерации / А. Б. Абазов // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2018. - № 1. - С. 11-12.
5. Гедгафов, М. М. О некоторых аспектах профилактики преступлений экстремистской направленности органами внутренних дел в Российской Федерации / М. М. Гедгафов // Государственная служба и кадры. - 2019. -№ 3. - С. 163-165.
6. Гришина, Т. М. Взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления в сфере противодействия экстремизму и терроризму: актуальные проблемы и пути их решения / Т. М. Гришина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. - 2019. - № 3. - С. 131-140.
7. Палий, В. М. Роль органов власти и местного самоуправления в противодействии идеологии терроризма / В. М. Палий // Противодействие экстремизму и терроризму: философские, социологические и политологические аспекты : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Краснодарский университет МВД России. - 2015. - С. 302-310.
8. Факов, А. М. Антитеррористическая политика как средство борьбы с терроризмом и экстремизмом в России / А. М. Факов // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019. - Т. 15. - № 3. - С. 31-32.
9. Фомина, М. Г Реализация полномочий органов местного самоуправления по обеспечению противодействия терроризму / М. Г Фомина, Т. Н. Модникова, И. А. Лошкарева, Ю. Ю. Пономарева // Вопросы российского и международного права. - 2019. - Т. 9. - № 5-1. - С. 87-97.
References _
1. Abazov A.B. Zadachi pravooxraniterny'x organov po preduprezhdeniyu mezhnacional'ny'x i mezhreligiozny'x konfliktov, Zakon i pravo, 2018, no. 2, pp. 49-51.
2. Abazov A.B. Mestnoe samoupravlenie i ego rol' v realizacii antiterroristicheskoj politiki, Problemy e'konomiki i yuridicheskoj praktiki, 2021, vol. 17, no. 1, pp. 104-107.
3. Abazov A.B. O roli organov mestnogo samoupravleniya v protivodejstvii e'kstremizmu v Rossijskoj Federacii, Zakon i pravo, 2019, no. 6, pp. 44-46.
4. Abazov A.B. Obshhestvennaya opasnost' terrorizma v Rossijskoj Federacii, Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yusticiya, 2018, no. 1, pp. 11-12.
5. Gedgafov M.M. O nekotory'x aspektax profilaktiki prestuplenij e'kstremistskoj napravlennosti organami vnutrennix del v Rossijskoj Federacii, Gosudarstvennaya sluzhba i kadry, 2019, no. 3, pp. 163-165.
6. Grishina T.M. Vzaimodejstvie gosudarstvenny'x organov i organov mestnogo samoupravleniya v sfere protivodejstviya e'kstremizmu i terrorizmu: aktual'ny'e problemy' i puti ix resheniya, Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Yurisprudenciya, 2019, no. 3, pp. 131-140.
7. Palij V.M. Rol' organov vlasti i mestnogo samoupravleniya v protivodejstvii ideologii terrorizma, Protivodejstvie e'kstremizmu i terrorizmu: filosofskie, sociologicheskie i politologicheskie aspekty: material/ II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii/Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2015, pp. 302-310.
8. Fakov A.M. Antiterroristicheskaya politika kak sredstvo bor'by' s terrorizmom i e'kstremizmom v Rossii, Problemy' e'konomiki i yuridicheskoj praktiki, 2019, vol. 15, no. 3, pp. 31-32.
9. Fomina M.G., Modnikova T.N., Loshkareva I.A., Ponomareva Yu.Yu. Realizaciya polnomochij organov mestnogo samoupravleniya po obespecheniyu protivodejstviya terrorizmu, Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava, 2019, vol. 9, no. 5-1, pp. 87-97.