Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1135
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / BODIES OF EXECUTIVE POWER / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсланбекова А.З.

В статье рассматриваются основные направления совершенствования административно-правовых средств противодействия терроризму. Целью статьи является исследование административно-правовых мер, которые используются органами исполнительной власти в сфере противодействия экстремизму и терроризму. Научная новизна заключается в том, что основе анализа действующего законодательства подготовлены предложения по совершенствованию общегосударственной системы противодействия терроризму. При написании статьи были использованы следующие методы исследования: логический, формально-юридический, системный, сравнительно-правовой и метод анализа. В заключение делается вывод о том, что для успешного решения задач в сфере противодействия экстремизму и терроризму необходимо достижение организационно-правового взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые используют в своей деятельности административно-правовые средства противодействия экстремизму и терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арсланбекова А.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE-LEGAL MEASURES OF COUNTERACTION TO EXTREMISM AND TERRORISM

The article deals with the main directions of improvement of administrative legal means of fighting against terrorism. The purpose of the article is to study the administrative-legal measures used by the Executive authorities in the sphere of counteraction to extremism and terrorism. Scientific novelty consist of the fact that the author based on the analysis of the current legislation which has prepared proposals for the improvement of the national system of combating terrorism. There were used the following research methods: logical, formal legal system, comparative legal method and analysis. In conclusion author make the decision of tasks in the sphere of counteraction to extremism and terrorism can only be achieved through organizational and legal interaction of the Federal Executive authorities, Executive authorities of the RF subjects and local authorities using in their activities of administrative-legal means of counteraction to extremism and terrorism.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА

УДК 342.9: 343.97

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И

ТЕРРОРИЗМУ

Арсланбекова А.З., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, tanima22@mail.ru

В статье рассматриваются основные направления совершенствования административно-правовых средств противодействия терроризму. Целью статьи является исследование административно-правовых мер, которые используются органами исполнительной власти в сфере противодействия экстремизму и терроризму. Научная новизна заключается в том, что основе анализа действующего законодательства подготовлены предложения по совершенствованию общегосударственной системы противодействия терроризму. При написании статьи были использованы следующие методы исследования: логический, формально-юридический, системный, сравнительно-правовой и метод анализа. В заключение делается вывод о том, что для успешного решения задач в сфере противодействия экстремизму и терроризму необходимо достижение организационно-правового взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые используют в своей деятельности административно-правовые средства противодействия экстремизму и терроризму.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, профилактика, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, административная ответственность.

DOI: 10.21779/2224-0241-2017-23-3-54-57

UDC 342.9: 343.97

ADMINISTRATIVE-LEGAL MEASURES OF COUNTERACTION TO EXTREMISM AND

TERRORISM

Arslanbekova A.Z., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, tanima22@mail.ru

The article deals with the main directions of improvement of administrative legal means of fighting against terrorism. The purpose of the article is to study the administrative-legal measures used by the Executive authorities in the sphere of counteraction to extremism and terrorism. Scientific novelty consist of the fact that the author based on the analysis of the current legislation which has prepared proposals for the improvement of the national system of combating terrorism. There were used the following research methods: logical, formal legal system, comparative legal method and analysis. In conclusion author make the decision of tasks in the sphere of counteraction to extremism and terrorism can only be achieved through organizational and legal interaction of the Federal Executive authorities, Executive authorities of the RF subjects and local authorities using in their activities of administrative-legal means of counteraction to extremism and terrorism.

Key words: extremism, terrorism, prevention, bodies of Executive power, bodies of local self-government, administrative responsibility.

DOI: 10.21779/2224-0241-2017-23-3-54-57

Современный экстремизм и терроризм характеризуются увеличением числа пострадавших лиц; использованием террористами в своих целях межконфессиональных и межнациональных конфликтов; упорядоченностью террористической деятельности; созданием крупных террористических баз с развитой инфраструктурой; разработкой но-

вых способов и средств экстремистской и террористической деятельности, направленных на ужесточение актов терроризма [1, 2]. Указанным тенденциям должна противостоять эффективная общегосударственная система противодействия экстремизму и терроризму [3].

Организационно-правовые основы антитеррористической деятельности заложены в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [4], в соответствии с которым сформирована общегосударственная система противодействия терроризму, где важная роль отводится федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. Исходя из своего правового статуса, органы исполнительной власти предназначены для практического исполнения решений, принятых законодательными органами в области осуществления государственного управления во всех сферах жизнедеятельности государства, в том числе и в сфере противодействия экстремизму и терроризму в РФ. Особое место в предупреждении экстремизма и терроризма отводится эффективному осуществлению административно-правовых мер, предусмотренных в действующем законодательстве.

Органы исполнительной власти обладают достаточными административно-правовыми средствами, которые могут быть использованы в целях противодействия экстремизму и терроризму. Однако в антитеррористическом законодательстве не определены критерии отнесения тех или иных мер к административно-правовым средствам противодействия терроризму. Более того, в административной науке отсутствует научно обоснованное определение понятия «административно-правовые средства», в т.ч. и «административно-правовые средства противодействия экстремизму и терроризму» [5].

Административно-правовые средства противодействия терроризму закреплены в Федеральном законе «О противодействии терроризму» как основном нормативном правовом акте в сфере противодействия терроризму. Однако из анализа норм этого закона вытекает, что административно-правовые средства противодействия терроризму могут регулироваться только нормативными правовыми актами федеральных органов, хотя органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления также наделены полномочиями по противодействию терроризму. В связи с этим, думается, целесообразно включить в правовую основу противодействия терроризму нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, которые должны соответствовать федеральному законодательству.

Основным административно-правовым средством противодействия терроризму является обеспечение взаимодействия субъектов антитеррористической деятельности, т. е. процесс согласованных действий между различными субъектами. Поэтому взаимодействие следует рассматривать как один из методов организации органов государственной власти и местного самоуправления в целях противодействия терроризму [6].

Как показывает анализ федерального законодательства, вопросы взаимодействия субъектов антитеррористической деятельности практически не урегулированы в федеральных нормативных правовых актах. Единственным федеральным нормативным актом, который затрагивает вопросы взаимодействия субъектов антитеррористической деятельности, является Положение о Национальном антитеррористическом комитете, утвержденное Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. «О мерах по противодействию терроризму» [7].

Важным направлением является эффективное осуществление органами местного самоуправления своих полномочий в сфере профилактики терроризма в рамках деятельности муниципальных антитеррористических комиссий, аналогичных региональным антитеррористическим комиссиям. Муниципальные комиссии должны наладить тесное взаимодействие с государственными органами исполнительной власти, и решения данных комиссий для указанных органов должны носить лишь рекомендательный характер.

Муниципальные антитеррористические комиссии, в отличие от антитеррористических комиссий субъекта РФ, должны проводить анализ эффективности работы только муниципальных органов по профилактике терроризма. Они не вправе давать поручения, налагать обязательства, принуждать к выполнению определенных действий территориальных государственных органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

Роль органов местного самоуправления в антитеррористической деятельности более значительна, т.к. конфликты и угрозы чаще всего имеют местную специфику и усилиями федеральных органов или органов субъектов РФ не всегда возможно их предвидеть и предотвратить.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [8] органы местного самоуправления принимают обязательное участие в профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений [9, 10], но этот закон не определил организационно-правовую форму реализации указанных полномочий.

Административно-правовые средства противодействия терроризму необходимо совершенствовать по двум направлениям: правовому и организационному. Правовое направление заключается в издании субъектами антитеррористической деятельности правовых актов, закрепляющих как правовой статус субъекта противодействия терроризму, так и административно-правовое взаимодействие Национального антитеррористического комитета с антитеррористическими комиссиями субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Организационное направление должно развиваться в сторону совершенствования административно-правовых средств, обеспечивающих,

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 23. 2017. № 3.

прежде всего, информационное взаимодействие субъектов антитеррористической деятельности. Такое взаимодействие субъектов может быть обеспечено путем проведения мониторинга ситуации в сфере противодействия терроризму и информирования заинтересованных органов как в субъектах РФ, так и в целом в Российской Федерации.

В настоящее время приоритетным направлением государственной политики в сфере противодействия терроризму является не борьба с терроризмом, а его профилактика [11]. Как показывает опыт борьбы с терроризмом, террористические акты лучше предотвращать, чем устранять их последствия.

Так, профилактика терроризма предполагает осуществление субъектами антитеррористической деятельности функций по улучшению системы информационно-пропагандистского противодействия терроризму, обеспечению информационной безопасности РФ и т.п. Исследуя различные формы и методы антитеррористической направленности, следует отметить, что законодатель определяет метод убеждения как важнейший способ противодействия террористической угрозе. Поэтому в сфере противодействия терроризму государству необходимо активно использовать метод стимулирования, который заключается в осуществлении денежного вознаграждения за добровольную сдачу незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

При проведении антитеррористических мероприятий государственными органами, обеспечивающими общественный порядок, общественную безопасность, безопасность личности, общества и государства, активно используются меры административного принуждения. Особенность применения принудительных мер в сфере противодействия терроризму заключается в возможности их широкого использования при особом правовом режиме — режиме контртеррористической операции.

Совершенствовать следует также административно-правовые средства, направленные на минимизацию и (или) ликвидацию последствий террористических актов.

Думается, что с целью повышения эффективности общегосударственной системы противодействия терроризму субъектам РФ необходимо принять ряд нормативных правовых актов о профилактике терроризма с учетом регионального уровня террористической опасности и структуры органов исполнительной власти субъектов РФ.

Следует также принять меры по совершенствованию норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и законодательства субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушения антитеррористических правил и требований. Как показывает анализ этих нормативных правовых актов, в них недостаточно отражены составы административных правонарушений в сфере противодействия экстремизму и терроризму. Это вызвано, прежде всего, отсутствием в действующем законодательстве норм, правил и требований к состоянию антитеррористической защищенности различных объектов (мест с массовым пребыванием населения, социально значимых объектов и т. д.), а также обязанности собственника по принятию необходимых мер, направленных на повышение уровня антитеррористической защищенности своего имущества.

В заключение можно сделать вывод о том, что для успешного решения задач в сфере противодействия экстремизму и терроризму необходимо достижение организационно правового взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые используют в своей деятельности административно-правовые средства противодействия экстремизму и терроризму.

Литература

1. Кузьмин А.В. Административно-правовое противодействие экстремизму в молодежной среде // Административное и муниципальное право. 2011. № 6. С. 38-44.

2. Карпов А.В., Ломакин В.В. Терроризм и экстремизм как глобальная угроза миру и задачи правоохранительных органов по противодействию данным проявлениям // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 7 (196). С. 37-43.

3. Шикунов Д.М. Система противодействия терроризму в Российской Федерации // Власть. 2014. № 8. С. 190-192.

4. О противодействии терроризму: федер. закон Рос. Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 11, ст. 1146.

5. Корнаухова Т.В. К понятию об административно-правовых средствах противодействия терроризму в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2013. № 5 (94). С. 112-114.

6. Корнаухова Т.В. Взаимодействие субъектов антитеррористической деятельности как основное административно-правовое средство противодействия терроризму // Современное право. М.: Новый индекс, 2012. № 6. С. 26-30.

7. Положение о Национальном антитеррористическом комитете: утв. указом Президента Рос. Федерации от 15 февр. 2006 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 8, ст. 897.

8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.

9. Касютин Д.Л. Особенности участия органов местного самоуправления в мероприятиях по противодействию терроризму и экстремисткой деятельности в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 45-46.

10. Троицкая Е.В. Особенности конституционно-правового регулирования участия органов местного самоуправления в противодействии терроризму и экстремизму в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2 (32). С. 223-227.

11. Корнаухова Т.В. От борьбы к профилактике терроризма // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. Пенза: Изд-во Пензенского государственного ун-та, 2012. № 4 (24). С. 26-33.

References

1. Kuz'min A.V. Administrativno-pravovoe protivodeistvie ekstremizmu v molodezhnoi srede // Adminis-trativnoe i munitsipal'noe pravo. 2011. № 6. S. 38-44.

2. Karpov A. V., Lomakin V.V. Terrorizm i ekstremizm kak global'naya ugroza miru i zadachi pravookhranitel'nykh organov po protivodeistviyu dannym proyavleniyam // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2013. № 7 (196). S. 37-43.

3. Shikunov D.M. Sistema protivodeistviya terrorizmu v Rossiiskoi Federatsii // Vlast'. 2014. № 8. S. 190-192.

4. O protivodeistvii terrorizmu: feder. zakon Ros. Federatsii ot 6 marta 2006 g. № 35-FZ // Sobr. za-konodatel'stva Ros. Federatsii. 2006. № 11, st. 1146.

5. Kornaukhova T.V. K ponyatiyu ob administrativno-pravovykh sredstvakh protivodeistviya terrorizmu v Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii. Saratov: FGBOU VPO «Sa-ratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya», 2013. № 5 (94). S. 112-114.

6. Kornaukhova T.V. Vzaimodeistvie sub"ektov antiterroristicheskoi deyatel'nosti kak osnovnoe adminis-trativno-pravovoe sredstvo protivodeistviya terrorizmu // Sovremennoe pravo. M.: Novyi indeks, 2012. № 6. S. 26-30.

7. Polozhenie o Natsional'nom antiterroristicheskom komitete: utv. ukazom Prezidenta Ros. Federatsii ot 15 fevr. 2006 g. // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2006. № 8, st. 897.

8. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 6 okt. 2003 g. № 131-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2003. № 40, st. 3822.

9. Kasyutin D.L. Osobennosti uchastiya organov mestnogo samoupravleniya v meropriyatiyakh po pro-tivodeistviyu terrorizmu i ekstremistkoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii // Probely v rossiiskom za-konodatel'stve. 2008. № 2. S. 45-46.

10. Troitskaya E.V. Osobennosti konstitutsionno-pravovogo regulirovaniya uchastiya organov mestnogo samoupravleniya v protivodeistvii terrorizmu i ekstremizmu v Rossiiskoi Federatsii // Leningradskii yuridicheskii zhurnal. 2013. № 2 (32). S. 223-227.

11. Kornaukhova T.V. Ot bor'by k profilaktike terrorizma // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki. Penza: Izd-vo Penzenskogo gosudarstvennogo un-ta, 2012. № 4 (24). S. 26-33.

Поступила в редакцию 13 сентября 2017 г.

Received 13 September, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.