Научная статья на тему 'О роли образовательных программ в сфере культуры в формировании интеллектуального капитала общества'

О роли образовательных программ в сфере культуры в формировании интеллектуального капитала общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли образовательных программ в сфере культуры в формировании интеллектуального капитала общества»

этот новый образ человека - субъекта культуры - утвердится как общечеловеческий в науке ХХ1 века.

Так как мир все более интегрируется, глобализируется, темпы устойчивого развития возрастают. В этих условиях homo universalis свойственны свобода духа, культурно-творческая, созидательная и разумная деятельность - непременные условия выживания человека в современной социально-культурной ситуации. Создание этого образа возможно только через образование, воспитание, через культуру.

Определяя современные направления развития фундаментальных педагогических исследований в Российской академии образования вице президент РАО В.П. Бори-сенко отмечает, что «фундаментальная педагогическая наука самым тесным образом связана с эффективным и своевременным

Примечания

решением вопросов образования, развития личности средствами культуры, оказания новым поколениям педагогической поддержки в процессах социализации,культурной идентификации, формирования духовно-нравственной устойчивости в условиях глобализации» [8, с. 3].

Специфика педагогической проблематики антропоэкологии связана с поиском духовно-нравственной сущности человека как биосоциокультурного существа, с определением адекватных стратегий образования, воспитания и в целом его индивидуального развития. Эти выводы дополняют общую тенденцию экологизации науки, обогащают культуру. В их содержании экологизация предполагает создание условий для саморазвития, самосовершенствования человека как носителя определенной культуры и как создателя определённой культуры.

1. См.: Алексеев, В. П. Экология человека: предмет, границы, структура, функции [Текст] / В.П. Алексеев // Предмет экологии человека : сб. науч. тр. - М.: ИНИОН АН СССР, 1991. -Ч 1; Алексеев, В. П. Природа и общество: этапы взаимодействия [Текст] / В.П. Алексеев // Экология и жизнь. - 2002. - № 2. - С. 6-7.

2. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию [Текст] / М.К. Мамардашвили; сост. и общ. ред. Ю.П. Сенокосова. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательская группа «Прогресс Культура», 1992.

3. Степин, В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен [Текст] / В.С. Степин // Вопросы философии. - 2006. - №2. - С. 16-26.

4. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания [Текст] / А.А. Горелов. - М.: ВЛАДОС, 2002.

5. Садовничий, В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире [Текст] / В.А. Садовничий // Вопросы философии. - 2006. - №2.

6. Слободчиков, В.И. Антропологический подход в современном образовании [Текст] / В.И. Слободчиков // Альбом по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента образования города Москвы. - М.: Пушкинский институт, 2005. - С. 519 - 525.

7. Фельдштейн, Д.И. Развитие фундаментальных психологических исследований в Российской академии образования [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. - 2006. - №1.

8. Борисенков, В.П. Развитие фундаментальных педагогических исследований в Российской академии образования [Текст] / В.П. Борисенков // Педагогика. - 2006. - №1. - С. 3-13.

А.Н. Смирнов

О РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОБЩЕСТВА

На современном этапе развития интеллектуальный капитал общества является одним из основных национальных преимуществ многих государств, которые определяют в качестве своей цели устойчивое развитие и укрепление своих позиций в мировом сообществе. Структуру интеллектуального капитала определяют три группы факторов: человеческий, организационный и потребительский капитал [1]. При этом под человеческим капиталом понимаются

совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей населения, моральные ценности общества, культура труда и общий подход к организации своей жизнедеятельности.

Организационный капитал - это часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к обществу в целом и работающим в нем организациям. Организационный капитал в большой степени неотъемлем от общества. Один из базовых его эле-

ментов - организационная культура общества, которая является частью более широкой — духовно-нравственной сферы, имеющей три уровня:

- духовно-нравственный потенциал властных и влиятельных лиц общества. Это органы и лица управления, средства коммуникации, ведущие эксперты. Под их духовно-нравственным потенциалом следует понимать отношение к себе, людям, окружающему миру;

- духовно-нравственный потенциал заинтересованных в развитии территории лиц, к которым можно отнести руководителей, компании и граждан стран-партнеров и конкурирующих стран, напрямую заинтересованных в развитии и повышении привлекательности территории, населяемой обществом (транспорт, гостиничное дело, общественное питание и др.). В зависимости от того, в какой степени их «видение» (отношение к себе, людям и миру) соответствует аналогичному потенциалу территории, зависит результат их взаимодействия;

- духовно-нравственный потенциал общества, отождествляющего себя с определенной территорией (державой). Это скорее некий усредненный потенциал, проявляющийся в сложившейся практике решения деловых и иных вопросов (распределение прибыли и социальной нагрузки, инвестиционная политика и т.д.).

Потребительский, или клиентский, капитал складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Здесь стоит особо отметить такие его составляющие, как имидж страны, ее регионов и городов и продвижение уникальных конкурентных преимуществ территории. Как справедливо утверждал академик Д.С. Лихачев, Россия значительна и велика только своей культурой. Многовековое культурное наследие - это безусловное уникальное конкурентное преимущество российского общества.

Российская культура уникальна по своей природе, отличается самобытностью и мощной духовно-нравственной силой. У нас накоплен уникальный опыт сосуществования и взаимодействия культур, отличных по этническим, социальным, конфессиональным, цивилизационным и другим признакам. Сохранение и развитие этого наследия - одна из наиболее важных задач, стоящих перед нынешним поколением. Ведущей идеей должна стать идея национально-культурного возрождения, которая способна вывести народное самосоз-

нание из глубокого духовного кризиса, вернуть народу его подлинные духовные ценности, культурно-исторические традиции, сформировать новые системы ценностей, оказывать облагораживающее влияние на духовный мир и социальное поведение людей.

Вместе с тем социально-культурная сфера России до сих пор имеет подсистему управления, сложившуюся еще в советских условиях [2, с. 27]. Она играла роль механизма реализации культурной политики государства, а концепция этой политики была четко сформулирована. В новых условиях этот механизм начинает сдерживать реализацию идей развития культуры. Он стал таким в силу пресловутого остаточного обеспечения ресурсами, применяемого по отношению к отрасли культуры до сих пор. Действенную по своему качеству систему и современные технологии управления можно получить, если в обществе произойдет признание роли культуры как основополагающего источника развития.

В связи с этим культурная политика должна быть, во-первых, неотъемлемой частью всех без исключения направлений государственной политики в целом, отражая ее духовно-ценностный и нравственно-нормативный аспекты; во-вторых, стать важнейшей составляющей социальной политики, которая в современных условиях может быть лишь комплексной социально-культурной; в-третьих, образовывать собственно культурную политику (в узком смысле) как особое направление государственной и регулируемой государством общественной деятельности по стимулированию и отлаживанию социально приемлемых и предпочитаемых духовно-ценностных и социально-нормативных содержаний и форм общественного и индивидуального бытия [3, с. 15].

Среди наиболее значимых тенденций, определяющих развитие культурной политики в современной России, следует назвать смену методологических приоритетов культурной политики, изменение приоритетов практической деятельности в сфере культуры, институциональную диверсификацию отрасли, становление новых моделей отраслевого профессионального образования [4, с. 15].

Важнейшие приоритетные цели культурной политики могут быть определены следующим образом:

- всестороннее развитие системы социально-культурных ценностных ориентации

человека и общества, творчески соотносящей национальные и исторические традиции с задачами современного общества;

- помощь населению в становлении адекватных новым условиям параметров национально-культурной, социально-экономической и государственно-политической идентичности, форм духовного самоопределения и самовыражения, общественного и индивидуального социокультурного сознания;

- всемерное развитие духовно-ценностного компонента во всех проявлениях социальных интересов и потребностей людей, превращение их культурных потребностей в ядро социального заказа на содержание, формы и качество жизни;

- приобщение людей к знанию и интересу ко всему многообразию культур человечества, их духовное и интеллектуальное обогащение через это знание, воспитание толерантного отношения к иному, незнакомому, непривычному, воспитание потребности в доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении национальной, конфессиональной и социально-политической отчужденности;

- осознание взаимосвязи общечеловеческих ценностей с глубинным содержанием любой национальной культуры, понимание того, что будущее человечества определит гармоничное сочетание личной свободы (как условия самореализации каждого) с культурой (как универсальным способом согласования интересов всех).

Инструментарий культуры, используемый для выполнения этих задач, весьма велик: воспитание, просвещение, образование; философские, общественные и гуманитарные науки; религия; художественное творчество; книжное, библиотечное и музейное дело; оперативные информационные потоки; идеология и пропаганда; политическое и юридическое нормотворчество; этические, этнические, социальные и религиозные стереотипы сознания и поведения; обряды и ритуалы; мифыи слухи; мораль, нравственность; эстетические приоритеты; мода и другие формы социальной престижности - все то, что формирует «картину мира» и образ жизни (точнее, совокупность социально дифференцированных образов жизни) того или иного народа в ту или иную эпоху.

Перспективной тенденцией влияния культуры становится востребованность творческого подхода к управлению. Это осознается и проявляется в виде формирования устойчивой потребности, прежде всего, в среде профессионального менед-

жмента. Реализация такого подхода должна осуществляться через выдвижение на первый план личности менеджера, способного применять современный инструментарий точно в соответствии с конкретной ситуацией. Это потребует включения в структуру профессионализма таких критериев, как эффективность управления, показатели интуиции, искусство владения инструментарием, способность менеджеров к абстрагированию.

Практика показывает, что воспитание таких специалистов происходит преимущественно в сфере культуры. Организации культуры по своей природе и характеру основной деятельности являются наиболее приспособленными к формированию и применению творческого и интеллектуального управления. Менеджер, воспитанный в культурной среде, адекватен современным тенденциям, а культура управления потенциально способна выступить системообразующей основой менеджмента.

Вместе с тем реализация такой системы подготовки не должна ограничиваться лишь задачами непосредственного воспитания и обучения менеджеров. Для этого требуется создание социально-культурного комплекса, в котором осуществляется сохранение и развитие культурных традиций и их трансляция подрастающему поколению, что потребует подготовки специалистов по самому широкому спектру социально-культурных профессий, а также её научно-методического обеспечения.

И хотя еще в 2002 году в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года была отмечена необходимость формирования у молодежи «гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры», в частности, путем создания на базе образовательных учреждений, культурно-образовательных центров, никаких конкретных шагов за последнее время так и не было сделано. Основные мероприятия в этой области ограничиваются, как правило, проведением всероссийских и региональных конкурсов и смотров.

Для придания системности научномуос-мыслению духовного наследия отечественной культуры, создания механизма его сохранения и передачи новым поколениям, развития в условиях современных технологий, а также привлечения внимания общественности к этой проблеме, на наш взгляд, требуется тщательная разработка вопросов развития культурного воспитания, просвещения и образования в рамках

молодежной культурной политики, их сопоставление требованиям современного общества. Если в прошлом акцентировалось положение, согласно которому культура рассматривалась прежде всего как продукт социальных отношений, то теперь она выступает «как динамическая сила, формирующая образ жизни, как средство развития творческого потенциала личности, её индивидуальности, способности и умения принимать активное участие в инновационных процессах» [5, с. 68].

Важнейшими признаками зрелости культуры в современном обществе являются ее многоликость, социальная дифференциация и иерархизация, специализация ее отдельных пластов в соответствии с потребностями различных слоев населения, различных национальных групп и общностей. Новые технологии созидания, распространения и потребления культурных товаров становятся составной частью новой сложной социально-экономической системы и олицетворяют индустрию современной культуры. Культура и искусство становятся доминирующими в развитии новых интеграционных процессов, в решении проблем борьбы с бедностью, локализации этнических конфликтов, гармонизации проблем государства и рынка. Вместе с тем наблюдается недостаточная готовность соответствующих социальных институтов России и технологий управления персоналом к темпам инновационного развития, что обусловливает актуальность совершенствования и расширения подготовки по всем аспектам образовательной и воспитательной работы в сфере культуры.

Роль базовых научно-методических и учебных центров разработки и реализации данных вопросов в рамках молодежной культурной политики, на наш взгляд, могут взять на себя российские вузы культуры и искусств, которые на всем протяжении своей почти столетней истории выполняли важные социокультурные задачи, осуществляли непрерывный поиск оптимальных направлений и методов подготовки специалистов, востребуемых отечественной культурой на конкретных этапах её развития, определяли приоритетные цели образовательной деятельности, адекватные вызовам сменяющихся исторических эпох. Именно поэтому российская общественность должна воспринимать вузы культуры и искусств не только как важную часть духовной жизни, понимая под этим узкопрофильную подготовку специалистов, но как источник инновационного развития об-

щества, осуществляющего подготовку нового поколения российской интеллигенции, способного профессионально обеспечить развитие и реализацию культурного и духовного потенциала нации как условия целостности, устойчивого и динамичного развития России.

Сегодня вузы культуры и искусств -модераторы нового типа культурного сознания, выведенного на уровень воспроизводства нового поколения его носителей. Данная система отраслевых вузов, признанная мировым сообществом, не имеет прецедентов в истории высшей профессиональной школы благодаря многопрофильности, инновационному подходу к профессиональным ресурсам сферы культуры. В современных условиях эти вузы готовят не только традиционных специалистов библиотечного, музейного дела, социально-культурных работников, но и представителей инновационных специальностей, сформированных по принципу совмещения актуальных сквозных профессий и их реализации в социокультурной сфере. Они ориентированы на формирование нового типа личности и специалиста - открытого для инноваций, способного к непрерывному образованию, приращению знаниевого капитала, мобильного в профессиональном плане, ориентированного на ценности культуры и духовное развитие. Успешному решению этой задачи способствует генерация особого интеллектуального, эстетического и творческого микроклимата, который формирует тип специалиста, обладающего целостным мироотношением, особым стилем мышления, гармонично сочетающего логику с воображением и интуицией, пиетет к культурному наследию с чувством нового, склонность к философским обобщениям с владением межкультурными коммуникациями, новейшими социальными технологиями, дополнительными профессиональными квалификациями.

Данный аспект инновационности реализуется вузами культуры и искусств по отношению к новым отечественным реалиям. Образовательное пространство современной системы названных вузов вбирает в себя широчайший спектр направлений и специальностей высшего профессионального образования, сотни специализаций, специальностей дополнительного профессионального образования, уникальные курсы повышения квалификации. Такая политика формирования инновационных образовательных проектов дает, несомненно, позитивный результат. Реализуя инноваци-

онные образовательные программы, вузы культуры и искусств осуществляют опережающее социокультурное проектирование. Именно их выпускники обеспечивают реальные культурные процессы, формируют культурную составляющую, обогащающую повседневную созидательную деятель-

Примечания

ность россиян. Выпускники отраслевых вузов не только активно участвуют в сохранении и развитии культурно насыщенной социальной среды, но фактически именно они держат её на своих плечах, непосредственно гарантируя её многообразие и поступательное развитие общества.

1. Панкрухин, А. П. Структура интеллектуального капитала России [Электронный ресурс] / А.П. Панкрухин // Государственная служба. - 2004. - № 1. - Режим доступа: http:// www. rags.ru/akadem/all/27-2004/27-2004-17.html

2. Калинин, В.В. Культура в системе развития современного российского общества [Текст] / В.В. Калинин // Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве: международный симпозиум (Москва, 17-18 мая 2007 года): сб. статей: в 2 т. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - Т. II.

3. Флиер, А. Я. О новой культурной политике в России [Текст] / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 1994. - № 5.

4. Кротова, Н. В. Вузы культуры и искусств в духовной жизни современной России [Текст] / Н.В. Кротова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 3.

5. Кондыков, А. С. Культура и художественное образование в современной аксиосфере [Текст] / А.С. Кондыков // Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве: международный симпозиум (Москва, 17-18 мая 2007 года): сб. статей: в 2 т.-М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - Т. I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.