Научная статья на тему 'Московский государственный университет культуры и искусств: перспективы развития'

Московский государственный университет культуры и искусств: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепокуров Виталий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Московский государственный университет культуры и искусств: перспективы развития»

Московский государственный университет культуры и искусств:

перспективы развития

B.C. Слепокуров

Московский государственный университет культуры и искусств - федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования - признанный лидер образования в сфере культуры и искусств, творческое сообщество профессоров, преподавателей, сотрудников и обучающихся, видящих свою цель в утверждении гуманистических ценностей отечественной и мировой культуры. Университет осуществляет образовательную, научно-исследовательскую, социально-культурную, культурно-просветительскую, включая международную, деятельность на всех уровнях довузовского, высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру гуманитарных областей знания. Важнейшая тактическая задача — повышение конкурентоспособности университета. Стратегическая цель — удовлетворение потребностей общества в новом типе специалиста, способного решать важнейшие проблемы научного, технического и культурного прогресса.

Только новые подходы ко всей деятельности МГУКИ, к повышению качества его фундаментального образования помогут выполнить поставленные задачи.

Университет обладает достаточным запасом традиций, знаний и методик, чтобы удержать позицию лидера российского образования в сфере культуры, способствовать созданию сети региональных вузов культуры и искусств, обеспечивающей их интеграцию в мировое образовательное пространство. Высокий профессионализм специалистов, основанный на прочном фундаменте культуры, гуманитарных знаниях, несомненно, будет способствовать упрочению гуманистических приоритетов в социуме XXI века.

Университет осуществляет образовательную деятельность по 39 специальностям и направлениям. Функционирование всех сфер учебного процесса обеспечивает Учебно-методическое управление.

В вузе обучается около 12,5 тысяч студентов дневной, заочной, вечерней форм обучения и экстерната. В настоящее время в университете ведется многосторонняя подготовка кадров в 7 институтах, академии, на 6 факультетах и 63 кафедрах. Высокий уровень учебного процесса обеспечивает квалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, состоящий из 997 человек, в том числе 166 профессоров и докторов наук, 448 доцентов и кандидатов наук. В числе ведущих преподавателей — заслуженные деятели науки, искусства, лауреаты государственных премий, народные артисты, действительные члены и члены-корреспонденты отечественных и международных академий наук.

Культура и образование N21 (08)

Прошедший в 2007 году в Москве международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве», в котором приняли участие 48 стран, а организатором выступил Московский государственный университет культуры и искусств, еще раз подтвердил необходимость выработки единых взглядов в России и мире на проблемы новой, инновационной политики названных вузов, специфику культурологического и художественного образования, взаимодействия государства и культуры и другие не менее важные проблемы. В университете была разработана «Концепция развития вузов культуры и искусств на период до 2015 года», где нашли отражение и позитивные результаты работы этого форума, и предложения вузов отрасли по дальнейшей стратегии их научной и образовательной деятельности. Таким образом, был дан старт созданию новой модели вузов культуры и искусств третьего тысячелетия и определению перспектив превращения их в уникальные инновационные центры культуры, науки и образования в XXI веке. Предлагаем вниманию читателей основные положения «Концепции развития вузов культуры и искусств Российской Федерации на период до 2015 года».

Московский государственный университет культуры и искусств представляет собой образовательное учреждение высшего профессионального образования, сочетающее в себе традиционные и уникальные факультеты, готовящие широкий круг специалистов с фундаментальным образованием, и системы институтов, школ, центров, проектов и образовательных программ, в которых ведется подготовка специалистов по приоритетным направлениям культуры и искусства. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» берет свое начало с 1930 года. В 1980 году за заслуги в деле подготовки специалистов культуры университет награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 2006 году удостоен высших наград Оксфордского университета (Великобритания) и Европейской ассоциации ректоров университетов за высокие достижения в области качества подготовки специалистов. Университет осуществляет образовательную, научно-исследовательскую, социально-культурную, воспитательную и другую деятельность на всех уровнях довузовского, высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру гуманитарных областей знаний. Сегодня Московский государственный университет культуры и искусств является лидером отечественного образования, получившим признание Европейского университетского сообщества. Более 75 тысяч выпускников университета занима-

ют ведущее положение во всех сферах отечественной культуры и искусства, работают в странах Содружества и дальнего зарубежья.

Положительную динамику развития университета определяют высокий уровень фундаментальной, общенаучной и специальной подготовки выпускников, стабильный и постоянно растущий контингент студентов (12,5 тыс. из всех регионов страны, а также из Канады, Венгрии, Японии, Китая, Вьетнама, Кореи и других стран), высокий профессиональный педагогический потенциал университета. За пять лет увеличилась доля профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и званиями (с 253 чел. в 2002 году до 368 чел. в 2007 году), в том числе докторов наук и профессоров (с 73 чел. в 2002 году до 82 чел. в 2007 году). Имеются достижения в фундаментальных и прикладных научных исследованиях, которые ведутся по 13 научным специальностям в научно-исследовательском институте, его лабораториях, научных центрах В университете действуют специализированные докторские советы, в аспирантуре обучаются 180 аспирантов и докторантов.

Укрепление и расширение структуры университета и превращение ее в целостную научно-образовательную систему, увеличение направлений профессиональной подготовки, открытие новых специальностей и специализаций, стабильный конкурс абитуриентов, повышение результативности научных исследований, строительство и ввод в эксплуатацию нового учебного корпуса и другие позитивные показатели учебно-образовательной и научной деятельности вывели университет на уровень устойчивого развития. Вместе с тем определение долгосрочной перспективы развития университета приобрело сегодня принципиально новые характеристики, которые определяются глобализационными процессами в мире, стиранием языковых и национальных границ, формированием единого образовательного, информационного, культурного и экономического пространства, возрастанием роли гуманитарного образования в мире, что требует своевременной корректировки целей и приоритетов дальнейшего развития, уточнения гуманитарной миссии университета. Таким образом, можно констатировать, что приоритеты дальнейшего развития университета должны быть сформулированы, во-первых, с учетом общемировых тенденций образования, что позволяет чутко и адекватно реагировать на потребности общества и экономики, способствовать повышению эффективности и качества обучения, а во-вторых, на основе адекватного и опережающего решения внутрисистемных проблем в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг.

Развитие МГУКИ как инновационного центра науки, творчества и образования опирается на базовые методологические принципы, сформулированные

в «Концепции развития вузов культуры и искусств Российской Федерации (на период до 2015 года)», и ориентирует университет:

• на включение в мировое образовательное пространство как уникального инновационного образовательного проекта, отражающего не только специфику национальной культуры, но и общечеловеческие социальные и социокультурные процессы и потребности;

• на полноправное участие в процессах формирования нового типа экономики, основанной на знаниях, в том числе обеспечение потребностей современного человека в полноценной капитализации внутреннего ресурса, обучение на протяжении всей жизни посредством последовательного распространения трансграничного и дистанционного образования, расширение свободы доступа к информации, знаниям, передовым технологиям, развитие академической и студенческой мобильности;

• на формирование образовательной системы открытого типа, которая имеет повышенную способность к прогрессивному развитию, взаимодействию и сопряженности рынков труда и образовательных услуг, переходу от закрытой (замкнутой внутри ведомства) к открытой (доступной для воздействия общества) системе образования;

• на внедрение новейших технологий распространения культуры, информации и знаний, дальнейшее становление полифункционального, образовательно-культурно-научного учреждения в соответствии с потребностями нового информационного общества;

• на формирование содержания образования как контента инновационного типа, которое раскрывается в процессе формирования мировоззрения специалиста, основанного на многокритериальное™ решений, терпимости к инакомыслию и нравственной ответственности специалиста за свои действия, а также реализации междисциплинарных связей с целью формирования системы обобщенных компетенций специалиста в сфере культуры и искусства.

В формировании и реализации Концепции университет ориентируется на общие для всех вузов культуры и искусств принципы модернизации высшего профессионального образования в условиях глобальной интеграции:

• целостность учебной, научной, художественно-творческой, просветительской и инновационной деятельности в интересах государства и общества;

• интегрированность культурологического, художественно-творческого образования с фундаментальными научными исследованиями в системе естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических областей знаний;

• универсальность ретранслируемых знаний и компетенций в разных социокультурных и организационно-производственных системах в сфере культуры и искусств;

• динамичность высшего профессионального образования, соотвествующая изменчивости современного мира;

• открытость для взаимодействия с правительством, региональными управлениями культурой, бизнесом, потребителем и международным сообществом;

• инновационность во всех сферах деятельности вуза культуры и искусств;

• самодостаточность в обеспечении экономическими, информационными и кадровыми ресурсами;

• вариативность образовательных программ, уровней и специализации обучения, адекватных современным тенденциям развития сферы культуры как потребителя кадров;

• непрерывность образовательного, исследовательского и воспитательного процессов;

• гуманность и нравственность в воспитательной и просветительской деятельности. Стратегической целью МГУКИ на планируемую перспективу является формирование университета мирового уровня, способного оказать существенное влияние на инновационное развитие в России и за рубежом, повышение национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках образования и культуры, способного к оптимальному решению задач стратегического, тактического и оперативного управления на всех уровнях высшего и послевузовского профессионального образования. Достижение стратегической цели будет базироваться на интеграции фундаментальной и прикладной науки и высшего образования для подготовки высококвалифицированных кадров культуры и искусства. Достижение стратегической цели развития МГУКИ обеспечивается путем решения комплекса стратегических задач, который включает:

• модернизацию образовательной деятельности;

• совершенствование научно-исследовательской деятельности;

• информатизацию университета;

• развитие социального партнерства;

• развитие международного сотрудничества-

• совершенствование системы управления и экономических ресурсов развития университета;

• развитие имущественного комплекса и модернизацию материально-технической базы;

• формирование активной рекламно-маркетинговой стратегии;

• модернизацию социальной политики. Инновационная модернизация статуса университета как:

• университета третьего тысячелетия;

• инновационного научно-образовательного центра для всей системы вузов культуры и искусств Российской Федерации;

• лидера отраслевого образования, ведущего звена в формировании интеллектуального и кадрового ресурса отрасли;

• учебного заведения нового типа, не имеющего

Культура и образование № 1 (08)

прецедентов в истории отечественной (и мировой) высшей профессиональной школы, многопрофильного мультиотраслевого университета. Приоритетные стратегические цели, определенные новой концепцией статуса университета:

• реализация инновационной модели университета культуры и искусств третьего тысячелетия;

• укрепление статуса МГУКИ как координационного центра и базы разработки идеологии научно-методического обеспечения отечественного образования, выработки концептуальных моделей образования в рамках совершенствования деятельности Российской ассоциации вузов искусств и культуры;

• реорганизация университета в научно-образовательный холдинг (консорциум), являющийся объединением образовательных, научных, учебно-производственных и предпринимательских структур для развития новых форм образовательных, профессиональных и научных услуг.

Основные критерии оптимизации работы университета, позволяющие оценивать программируемые результаты:

- уровень организационных и финансовых затрат учредителя и привлеченных внебюджетных средств для обеспечения деятельности университета;

- эффективность воспроизводства кадрового потенциала университета (повышение квалификации, получение научных и ученых степеней и званий и др.);

- уровень научно-методического и материально-технического состояния университета;

- эффективность влияния университета на процесс разработки и реализации культурной политики на федеральном и региональном уровнях;

- уровень инвестиционной привлекательности университета;

- повышение качества образования выпускников университета и подготовки кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки, культуры и технологий.

В современных условиях университет видит свою гуманитарную миссию в сохранении и приумножении культурных ценностей человечества, в получении и распространении передовых знаний и информации, в развитии лучших традиций искусства и художественного творчества, в опережающей подготовке интеллектуальной и художественной элиты общества на основе интеграции учебного процесса, фундаментальных научных исследований, художественно-творческой деятельности и инновационных подходов. Миссию университета определяют:

• служение интересам России, сохранение преемственности и непреходящих традиций отечественной культуры в условиях многополярного и быстроменяющегося мира и позиционирование ее духовных ценностей и идеалов в мировом культурно-образовательном пространстве, активное участие в формиро-

вании национальной идеи как выражение безусловных императивов культурного возвышения России;

• стремление к воспитанию свободно и широко мыслящей творческой личности, способной к самостоятельным научным и мировоззренческим решениям, продуктивному творческому самовыражению и самореализации в интересах многонационального и многоконфессионального российского общества;

• совершенствование педагогического процесса на основе активного использования инновационных подходов и информационных технологий, подчинение их задаче сочетания гармоничного развития личности и подготовки высококлассных, ориентированных на лидерство в своей области специалистов;

• формирование нового типа специалиста, социально ответственного, способного к непрерывному образованию, приращению знаниевого капитала, мобильного в профессиональном плане, призванного стать активной частью интеллектуальной и художественной элиты российского общества;

• активное воздействие на культурную политику и социально-культурное развитие страны через опережающее формирование гражданских и нравственных качеств выпускников, их высокого профессионального уровня и инновационной направленности;

• достойное представление высшей школы России в международном научно-образовательном и художественно-творческом пространстве, интеграция своего академического, интеллектуального и информационного потенциала с ведущими российскими и зарубежными центрами высшего образования, науки, культуры и искусства;

• обеспечение условий для развития российского образования в сфере культуры и искусства и участие в формировании интегрированной системы высшего образования Европы, распространение этого процесса на все страны мира, заинтересованные в подготовке кадров высшей квалификации по специальностям и направлениям культуры и искусства;

• создание условий для формирования толерантной социокультурной среды, способствующей преодолению этнонациональной напряженности, социальных конфликтов, деструктивных проявлений в стране и регионах;

• активное воздействие на социально-экономическое и духовное развитие Москвы, Московского региона и Центрального федерального округа. Модернизация образовательной деятельности МГУКИ основывается на традициях фундаментального университетского образования и российского высшего образования в сфере культуры и искусств. Это гарантирует формирование высокого международного статуса университета и стабильность спроса на его общеобразовательные услуги в российском обществе. МГУКИ считает образование единым процессом всестороннего развития личности, осуществляемого университетом во взаимосвязи с научиыми, твор-

ческими, социальными, управленческими и другими организациями страны и Московского региона в интересах человека, общества и государства. Высокое качество образования является одним из главных приоритетов в деятельности университета. Политика МГУКИ в области построения и модернизации системы качества образования нацелена па подготовку выпускников, способных обеспечивать функционирование и развитие профессиональных сфер деятельности па уровне передовых достижении пауки и творчества, являющихся достойными гражданами страны, конкурентоспособных в России н за рубежом. Политика МГУКН в области качества образования является неотъемлемым элементом стратегии университета и основой планирования его образовательной деятельности.

Среди важнейших направлений совершенствования качества образования выделяются:

• доведение всех элементов системы менеджмента качества образования, действующей в университете, до уровня готовности к сертификации;

• модернизация технологии управления структурными подразделениями и процессами па принципах упреждающего контроля, стратегического менеджмен та н маркетинга;

• осуществление системного мониторинга текущей, промежуточной и итоговой успеваемости студентов с использованием современных компьютерных программ, тестов, проведение конференций, кредитных зачетов и мониторинг качества на всех этапах образовательного процесса;

• совершенствование системы объективного, независимого внешнего контроля качества подготовки специалистов и использование в обучении студентов практического опыта и знаний ведущих отечественных и зарубежных деятелен культуры и искусства, руководителей общественных н государственных организаций, бизнес-консультантов, специалистов отрасли;

• разработка и внедрение инновационных проектов н программ по актуальным проблемам качества подготовки кадров для отрасли культуры и искусства. Создание и укрепление системы постоянного взаимодействия между работодателями и образовательным сообществом позволит университету активно участвовать в формировании и модернизации кадровой политики отрасли, что требует обеспечения условий для проведения непрерывного изучения потребностей инновационного бизнеса в сфере подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.