Научная статья на тему 'О роли образования в рационализации потребительской деятельности домашних хозяйств'

О роли образования в рационализации потребительской деятельности домашних хозяйств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД / ОБРАЗОВАНИЕ / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / INTELLECTUAL LABOR / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков В. А., Артамонова Ю. С.

В данной статье анализируется роль образовательных процессов в современной потребительской деятельности домашних хозяйств, организованной на научной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING THE ROLE OF EDUCATION IN RATIONALIZATION OF CONSUMERS ACTIVITY OF HOUSEHOLD

In given article the role of educational processes in the modern consumer activity of household organized on a scientific basis is analyzed.

Текст научной работы на тему «О роли образования в рационализации потребительской деятельности домашних хозяйств»

МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 338.46 Н 73

Новиков В.А., Артамонова Ю.С.

О РОЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

В данной статье анализируется роль образовательных процессов в современной потребительской деятельности домашних хозяйств, организованной на научной основе.

Ключевые слова: Постиндустриальное общество, интеллектуальный труд, образование.

Формирование постиндустриального общества связано с превращением сферы услуг в доминирующую сферу занятости (а производство услуг совпадает с их потреблением), с увеличением экономической значимости свободного времени как условия духовного и физического развития современного высококвалифицированного работника, занятого преимущественно интеллектуальным творческим трудом. Все это актуализирует развитие исследований экономических проблем потребления, свободного времени, потребительского образования.

Потребление выступает одновременно как объективный (материальный) процесс и субъективный процесс.

Личное потребление как объективный процесс рассматривается как процесс удовлетворения и возвышения потребностей, посредством которого происходит формирование человеческой личности (производство человека).

Личное потребление как субъективный процесс представляет собой не «пассивное состояние поглощения и присвоения» (противостоящее активному производству), а сознательное волевое преобразование человеческим субъектом своего исходного состояния в состояние внутренней готовности к производительному труду определенной сложности и качества, в состояние всесторонне развитой личности.

Следует заметить, что не всякое потребление имеет в качестве результата развитие человека. Также не всякое потребление выступает как материальный процесс (потребление как неосязаемый процесс характеризует, например, созерцание прекрасного, ощущение комфорта). В этой

связи необходимо выделять 1) положительные и отрицательные эффекты потребления, 2) прямые и косвенные эффекты потребления.

Важным представляется различение двух форм потребительской деятельности: 1) на эмпирической основе и 2) на научной основе.

Средний потребитель, реализует определенные модели поведения, использование которых целесообразно при разработке стратегий развития фирм. Однако домашние хозяйства в принятии потребительских решений основываются зачастую на обыденных (рутинных) представлениях. Это требует научного обоснования потребительской деятельности домохозяйств, что будет способствовать оптимизации их взаимосвязей с другими хозяйствующими субъектами в сфере потребления.

Потребительская деятельность на научной основе подразумевает наличие у человека определенного уровня потребительской культуры и сформированной «потребительской квалификации». Потребительская квалификация является необходимым элементом социальной квалификации как особого человеческого ресурса и предполагает целостную систему знаний и умений, позволяющих применять правильные (научные) образцы в сфере организации процесса потребительской деятельности на базе образовательных процессов.

Рациональную потребительскую деятельность можно определить, во-первых, как научно обоснованную потребительскую деятельность (например, сбалансированное питание); во-вторых, как потребительскую деятельность, при которой потребности удовлетворяются с минимальными

затратами (экономия потребления).

По нашему мнению, можно выделить ряд критериев рационализации потребительской деятельности, отражающих требования экономических законов (закона возвышения потребностей, закона экономии времени, «закона насыщения» Госсена):

1. Степень соответствия реального потребления физиологически обоснованным нормам потребления.

2. Структура потребностей. Доля потребностей высокого уровня, например, связанных с творческой самореализацией.

3. Структура потребительских расходов.

4. Структура свободного времени.

5. Соотношение ресурсов домашнего хозяйства (в том числе результатов домашнего производства) и минимальной заработной платы, прожиточного минимума, средней заработной платы

6. Степень соответствия стиля жизни потребителя стилю жизни «продвинутых» социальных групп, представителей наиболее развитых стран.

Оценка степени рационализации потребительской деятельности в обобщенном виде может осуществляться на основе, во-первых, определения соответствия этой деятельности требованиям экономических законов; во-вторых, использования статистических показателей, социологических показателей, экспертных оценок.

Рациональная потребительская деятельность предполагает проведение инвентаризации потребностей и функционально-стоимостной анализ статей расходов на потребление с целью выявления возможных статей экономии и перераспределения в пользу других статей. По мере развития экономики обостряется проблема, связанная с чрезмерным ростом потребления материальных вещей в ущерб потреблению духовных ценностей. В этой связи необходимо говорить о разумной (рациональной) потребительской деятельности, которая предполагает удовлетворение только необходимых потребностей. Важной составляющей рациональной потребительской деятельности является культура потребления и потребительская квалификация, которые предполагают умение отстаивать свои права как потребителя, активное влияние через общественные институты на развитие процессов потребления.

При разработке потребительской политики необходимо учитывать национальные традиции, менталитет народа, который реализует не только

экономические стратегии потребления, но и преследует культурные, социальные, национальные и образовательные цели.

Прежде всего, все это касается потребительского образования домохозяйств. В России, как и на Западе, роль потребительского образования сводится к формированию у потребителей знаний, необходимых в условиях рыночной экономики и позволяющих выработать у них определенные навыки и стереотипы поведения и деятельности домохозяйств в различных ситуациях, связанных с совершением сделок, что позволяет уверенно чувствовать себя на потребительском рынке. Можно отметить в этой связи изданные в последние годы учебные пособия по курсу «Поведение потребителей» [1, 2].

На первом этапе развития потребительского образования и просвещения домохозяйств его основной задачей была пропаганда законодательства о защите прав потребителей. У сегодняшнего потребителя уже сформированы основные стереотипы поведения на рынке. Он знает о своих правах, может защитить себя в случае их нарушения, знает, в какие органы обратиться за консультацией; если не помогает досудебный порядок разрешения спора, не боится обратиться в суд (преодоление страха перед судом - одно из главных достижений российской потребительской политики).

Потребительская деятельность домохозяйств должна быть дополнена логистическим, экологическим, эстетическим, валеологическим, этическим и философским компонентами. Это позволит учесть национальную специфику при решении потребительских проблем, как на уровне отдельного индивида, так и на уровне социальной группы (домохозяйства) и всего общества. Для этого необходима разработка компетентностной модели потребителя, служащей ориентиром, идеалом, к которому следует стремиться при организации потребительского образования. Современный компетентный потребитель - это потребитель:

— принимающий рациональные потребительские решения,

— знающий свои права и умеющий защитить их,

— этически, эстетически и экологически воспитанный,

— умеющий оптимально (разумно) организовать потребительскую деятельность,

— характеризующийся здоровым и осмысленным образом потребительской жизни.

На потребительскую социализацию влияют следующие факторы:

1. Социальная среда, осуществляющая внешние воздействия на потребителя (государство, семья, бизнес, СМИ, социальные группы и классы).

2. Потребительское образование, осуществляемое через систему специальных органов образования. Потребительское образование представляет собой процесс целенаправленного и систематического воздействия общества на потребителя с целью формирования у него ценностей, знаний, норм и образцов поведения, социально одобряемых и полезных для него.

3. Самообразование потребителя, которое должно осуществляться им всю жизнь и которое предполагает заботу о компетентном удовлетворении не только материальных, но и духовных потребностей.

Потребительское образование как одно из направлений потребительской политики государства должно быть нацелено на формирование у потребителей установки на самообразование и самосовершенствование личности. Забота о правах потребителя должна быть дополнена заботой о том, чтобы приобретение и потребление товаров, работ и услуг не являлось для него самоцелью, а служило лишь средством формирования целостной, гармонически развитой личности.

Ранее нами уже рассматривалось развитие интеграции образования и производства, превращение производственного процесса в научно-образовательно-производственный процесс [3]. Представляется целесообразным дополнить и модифицировать схему данного процесса с учетом проникновения научного метода в сферу потребления, возрастания значимости потребительского образования, его роли в рационализации потребительской деятельности. Современное производство в широком смысле слова может быть охарактеризовано как научно-образовательно-производственно-потребительский процесс (НОППП).

Схематично прямые и обратные зависимости между производством образовательных услуг и научно-производственно-потребительским процессом могут быть представлены следующим образом.

В соответствии с целью данной работы мы акцентируем внимание на рассмотрении такого элемента НОППП, как научно-образовательнопотребительский процесс, на выявлении функций образования, позволяющих обеспечить высокий уровень стандартов рациональной потребительской деятельности.

Влияние производства образовательных услуг на потребление осуществляется по следующим направлениям.

1. Утверждение парадигмы исследований, закрепление в общественном сознании новых концептуальных установок, определенной модели

Производство

образоватедьиък

услуг

Фундамент. Прикладные Опытно- Технолог, и Производство Потребление

исследования исследования констр. эконом.

разработки освоение

Рис. 1 Схема научно-образовательно-производственно-потребительского процесса

решения исследовательских задач в сфере потребления. Так, экономическое образование в современной России, по-видимому, должно обеспечивать использование принципа двухпорядковой переходности российской экономики, отражающего необходимость учета постиндустриальных тенденций и развития рыночных отношений, формировать нацеленность на исследование специфики национальной экономики.

2. Формирование у субъектов экономических отношений в сфере потребления (потребителей, домохозяйств, фирм, образовательных учреждений, государственных учреждений) представлений о рациональной структуре потребностей, потребительских расходов, фонда времени, адекватных требованиям экономических законов в данной конкретно-исторической обстановке. Реальная структура потребностей и связанные с ней структуры расходов и времени, конечно, в первую очередь определяются такими объективными факторами, как содержание трудовых функций, достигнутый уровень производства (например, высокая доля расходов на продукты питания считается характеристикой бедной страны). Однако углубленные междисциплинарные исследования потребительского поведения создают необходимый научный фундамент действий фирм, домохозяйств и других субъектов в сфере предоставления и потребления материальных благ и услуг, все большее значение приобретает освоение самими потребителями в процессе образования и самообразования современных технологий в домоведении, образцов правильного поведения.

3. Образование способствует развитию инновационной способности потребителя. Высокообразованный человек способен не только пассивно приспосабливаться к изменениям, но и творчески подходить к решению новых задач на основе использования и развития научного метода. Он может быть активным субъектом инновационного процесса, не опасающимся нововведений, а стремящимся воплотить их в жизнь.

4. Обеспечение условий реализации достоинств интеллектуального творческого труда (всеобщего труда). Открытия, изобретения не исчезают в процессе потребления (в отличие от результатов материального производства). Результаты всеобщего труда могут легко воспроизводиться и быть доступными большому числу пользователей. Однако знание, как результат всеобщего труда, абсолютно даровой силой не является. Рас-

пространение и освоение нового знания связано с определенными затратами на обучение и переподготовку его потребителей. Именно образование обеспечивает формирование рационально действующих потребителей, в том числе способных к быстрому усвоению и распространению результатов всеобщего труда.

В свою очередь, производство образовательных услуг испытывает активное воздействие процесса потребления по следующим направлениям.

1. Воспроизводство научно-педагогических работников, потребителей образовательных услуг, реализация результатов деятельности образовательных учреждений.

2. Знания, полученные на различных стадиях научно-потребительского процесса — как научные, так и эмпирические — составляют содержание образовательных услуг, условие совершенствования потребительского образования.

3. Потребности научно-потребительского процесса определяют структуру производства образовательных услуг и направления ее изменения.

Оценивая в целом степень научной разработки экономических проблем потребления, состояние потребительского образования, нужно отметить следующее.

В научных исследованиях внимание преимущественно концентрировалось и концентрируется на рассмотрении таких фаз производства в широком смысле слова, как собственно производство, распределение и обмен. Фаза потребления до настоящего времени относительно редко является объектом экономического анализа.

В общеобразовательных учреждениях не даются даже основы персонального менеджмента, поведения потребителей, персональных финансов, экономики домашнего хозяйства, хотя приобретение соответствующих знаний и умений в значительной мере обеспечивало бы формирование у учащихся рациональной модели потребительского поведения.

В сфере профессионального образования упор обоснованно делается на формирование определенных знаний, умений, навыков, компетентности в специфической профессиональной области. В этой связи можно отметить появление новой специальности «Домоведение». В данном случае студенты, получающие квалификацию «менеджер по специальности домоведение» изучают такие курсы, как менеджмент и маркетинг в домоведении, предпринимательская деятельность

в домоведении, прогнозирование и планирование в домоведении, экономика домашнего хозяйства и окружающего социума, теория и практика домоведения, техника и технологии в домоведе-нии. Однако здесь речь идет о недавно появившейся довольно узкой специальности. Представляется неоправданным то, что будущие специалисты экономико-управленческого профиля (студенты широко представленных сейчас направления подготовки «Экономика», специальности «Менеджмент организации») не изучают в обязательном порядке персональный менеджмент, поведение потребителей, экономику домашнего хозяйства.

Очевидно, назрела необходимость развития исследований экономических проблем производ-

ства в широком смысле как научно-образовательно-производственно-потребительского процесса и формирования системы потребительского образования, способной обеспечить рационализацию потребительской деятельности.

Библиографический список

1. Алешина И.В. Поведение потребителей. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

2. Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. - СПб.: Питер, 2002.

3. Новиков В.А. Научно-образовательно-производственный поцесс как форма движения научно-технического труда // Экономика образования. - 2004. - №>3. - С.31-33.

Novikov V.A., Artamonova Y.S.

CONCERNING THE ROLE OF EDUCATION IN RATIONALIZATION OF CONSUMER’S ACTIVITY OF HOUSEHOLD

In given article the role of educational processes in the modern consumer activity of household organized on a scientific basis is analyzed.

Keywords: post-industrial society, intellectual labor, education.

УДК 378 Ч-748

Чмыхов А.Н.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗАМИ

В статье рассматриваются кризисные составляющие государственных вузов, анализируются структуры управления в вузах. Обоснованы принципы организации внебюджетной деятельности.

Ключевые слова: Управление вузом, экономическая эффективность университета, контроль поступления финансовых средств.

Образование — социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения к его культуре. Образование рассматривается преимущественно в двух аспектах: во-первых, как инструмент социализации и, во-вторых, как институт подготовки подрастающего поколения к социально полезной деятельности. При этом особое место традиционно занимает высшее образование как показатель духовного здоровья нации. Кроме того, высшее образование является важнейшим дифференцирующим признаком, стратификационным фактором и фактором социальной мобильности. Еще недавно СССР занимал первое место в мире по количеству выпускников высших учебных заведе-

ний. Проблема состояла лишь в том, что система высшего образования была излишне идеологизирована и не отвечала мировым стандартам.

Перестройка системы высшего образования в постсоветский период привела к радикальным изменениям в этой области. Следствием таких изменений явилось формальное соответствие высшего образования в нашей стране международным стандартам. Когда идеологический контроль был снят и утвердились академические свободы, преподавание в высшей школе без особого труда освободилось от марксистской идеологии. Однако система управления высшим образованием не претерпела особых изменений. Именно это обстоятельство представляется основной причиной сегодняшнего кризисного состояния высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.