Научная статья на тему 'Роль образования в повышении качества жизни'

Роль образования в повышении качества жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1793
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ВОСПРОИЗВОДСТВО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАНИЕ / QUALITY OF LIFE / THE REPRODUCTION QUALITY OF LIFE AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков В. А., Маслов Д. Н.

Авторы приводят дополнительную аргументацию для повышения роли образования в повышении качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATION IN IMPROVING THE QUALITY OF LIFE

The authors provide an additional argument for increasing the role of education in improving the quality of life.

Текст научной работы на тему «Роль образования в повышении качества жизни»

НАМ ПИШУТ

УДК 377

Новиков В. А., Маслов Д. Н. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Авторы приводят дополнительную аргументацию для повышения роли образования в повышении качества жизни. Ключевые слова: качество жизни, воспроизводство качества жизни, образование.

Качество жизни, изучаемое представителями различных наук, является чрезвычайно многогранным понятием. Неоднозначно трактуется оно и в рамках экономической науки. Мы разделяем распространенную точку зрения, трактующую содержание данной категории с позиций удовлетворения потребностей. Качество жизни характеризует разнообразие и полноту удовлетворения рациональных потребностей в тесной увязке с количественными показателями, на которых оно базируется, На наш взгляд, структуру категории «качество жизни» необходимо рассматривать с позиции воспроизводственного подхода, выделяя в каждой фазе воспроизводства человека аспекты качества жизни.

Рассмотрение фазы производства человека (подготовки работника) предполагает анализ качественных характеристик личного потребления, образования, медицинского обслуживания, трудовых ресурсов (человеческого капитала), окружающей среды, свободного времени.

Рассмотрение фазы включения работников в производственный процесс предполагает анализ качества рыночных и нерыночных форм включения, институциональной среды, географической и профессиональной мобильности, демократических свобод (свобода слова, доступность для населения объективной информации, свобода вероисповедания и т. д.).

Рассмотрение фазы производства (осуществления труда) предполагает рассмотрение таких характеристик качества трудовой жизни, как условия труда, содержание труда, производительность труда, вознаграждение за труд, состояние социально-бытовой инфраструктуры предприятия, включая бытовое и медицинское обслуживание, участие работников в принятии решений, затрагивающих их интересы, правовая защищенность, возможности профессионального роста и самовыражения, взаимоотношения в коллективе, удовлетворенность трудом.

Субъектами управления воспроизводственными процессами выступают домохозяйства, фирмы, государство, образовательные учреждения.

Домохозяйства могут разрабатывать и реализовывать специфические потребительские, сберегательные, образовательные стратегии на основе научного обоснования деятельности в сфере домашнего хозяйства.

Фирмы играют важную роль в управлении повышением качества трудовой жизни, качества включения работников в производственный процесс.

Государственные органы (на федеральном и региональном уровнях) активно участвуют в формировании институциональной среды, адекватной требованиям повышения качества жизни в различных его аспектах, а также обеспечивают разработку комплексной стратегии развития общества и стратегий развития отдельных его сфер.

Образовательные учреждения обеспечивают удовлетворение разнообразных потребностей в образовательных услугах, способствуя рационализации поведения людей и, соответственно, повышению качества жизни на всех стадиях воспроизводства человека.

В современном мире повышение качества жизни неразрывно связано с развитием образования, что является обязательным условием конкурентоспособности страны в мировом разделении труда. В современной инновационной экономике доминирующей формой труда является научно-технический труд. Именно условия формирования и развития научно-технических работников определяют потенциал общества и место страны в мировом сообществе. От уровня образования зависит качество трудовых ресурсов и качество трудовой жизни. Интеллектуальный труд даёт не только средства к существованию, но и возможность самореализации. Чем выше удовлетворённость от своей работы, тем выше субъективное восприятие качества жизни.

Однако образование является не только важной характеристикой качества жизни, но и в значительной мере условием формирования других его характеристик.

130

© Новиков В. А., Маслов Д. Н., 2012

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Главной целью государственной программы «Развитие образования в России на 2013-2020» является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Главными задачами этой программы должны стать:

- формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

- развитие инфраструктуры и организационноэкономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

- модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

- создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественнопрофессионального участия [1, с. 23-24].

Важной представляется роль образования в рационализации потребительской деятельности [2, с. 13-17]. Влияние производства образовательных услуг на потребление осуществляется по следующим направлениям.

1. Утверждение парадигмы исследований, закрепление в общественном сознании новых концептуальных установок, определенной модели решения исследовательских задач в сфере потребления.

2. Формирование у субъектов экономических отношений в сфере потребления (потребителей, домохозяйств, фирм, образовательных учреждений, государственных учреждений) представлений о рациональной структуре потребностей, потребительских расходов, фонда времени, адекватных требованиям экономических законов в данной конкретно-исторической обстановке. Все большее значение приобретает освоение самими потребителями в процессе образования и самообразования современных технологий в домоведении, образцов правильного поведения.

3. Важную роль в повышении качества жизни образование может сыграть через формирование здорового образа жизни. Образование должно способствовать формированию поведения, благоприятствующего здоровью в настоящем и будущем, соответственно, развитию человеческого потенциала общества.

4. Образование способствует развитию инновационной способности потребителя. Высокообразованный человек способен не только пассивно приспосабливаться к изменениям, но и творчески подходить к решению новых задач на основе использования и развития научного метода. Он может быть активным субъектом инновационного процесса, не опасающимся нововведений, а стремящимся воплотить их в жизнь [2, с. 15-16].

Образованный компетентный потребитель - это потребитель: а) принимающий рациональные потребительские решения; б) знающий свои права и умеющий защитить их; в) этически, эстетически и экологически воспитанный; г) умеющий рационально использовать свое свободное время; д) инновационно-активный потребитель.

Роль образования в повышении качества жизни в фазе включения работников в производственный процесс характеризуют следующие моменты.

Во-первых, уровень общего и специального образования в современных условиях в значительной мере определяет ценность потенциального работника для работодателя.

Во-вторых, хорошее образование позволяет работнику более успешно адаптироваться к неблагоприятным изменениям в экономике, переориентироваться в профессиональном плане.

В-третьих, высокообразованный человек способен быстрее использовать новые открывающиеся возможности, освоить новые виды деятельности.

В фазе производства (осуществления труда) образование способствует повышению качества трудовой жизни. Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, образование играет важную роль в обеспечении правовой защищенности работников, позволяя эффективно принимать участие в выработке решений, затрагивающих их интересы.

Во-вторых, высокообразованный человек выполняет, как правило, функции интеллектуального труда, что обеспечивает творческую самореализацию и удовлетворенность трудом.

В-третьих, у такого человека имеются более благоприятные возможности для профессионального и карьерного роста.

Нужно отметить некоторые современные явления и процессы в сфере образования, характерные для нашей страны.

Во-первых, доля расходов на образование в ВВП у нас сопоставима с долей расходов в экономически развитых странах. В 2007 году она составляла в России - 5,3 %, Германии - 4,8 %, Франции -5,9 %, США - 8 % [3, с. 130-131] .

Во-вторых, за последние 20 лет у нас в стране в численности населения резко выросла доля студентов вузов и учреждений послевузовского образования. В 2008 году эта доля составляла в России

Экономика образования ♦ № 4, 2012

131

НАМ ПИШУТ

70 человек на 1000 человек населения, в США

- 59, Китае - 20, Франции - 35, Израиле - 47 [3, с. 138-139] .

В-третьих, в структуре ИРЧП коэффициент, характеризующий уровень образования в России, пока ниже, чем в экономически развитых странах (Россия - 0,933, Германия - 0,954, Франция - 0,978, США - 0,968) [3, с.104-106] .

В-четвертых, в России быстро росла и в 2009/2010 учебном году стала преобладающей доля студентов вузов, обучающихся на заочных и очно-заочных отделениях [4, с. 399], что не может не отразиться на качестве образования.

По-нашему мнению, обеспечение в России модернизации образования и повышения на этой основе качества жизни предполагает, прежде всего, достижение определенности в концептуальном плане, выработку в обществе четкого представления, что и как нужно делать. Затянулось принятие нового закона об образовании, проект которого на протяжении ряда лет является объектом острых дискуссий. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. и в проекте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. обнаруживает-

ся несовпадение целевых индикаторов. Появился уже и новый проект Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг, который, может быть, будет принят и будет реализовываться.

Поставленные в данных документах амбициозные задачи пока не обеспечиваются ресурсами (так, в федеральном государственном бюджете в 2011-2014 гг. предусмотрено снижение не только доли, но и абсолютной величины расходов на образование). Необходимо создать условия для активизации использования различных источников ресурсов.

Библиографический список

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (проект). - М., 2012.

2. Новиков В. А. , Артамонова Ю. С. О роли образования в рационализации потребительской деятельности домашних хозяйств // Экономика образования. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. - №2. - С. 13-17.

3. Россия и страны мира. 2010.: стат. сб. / Росстат. -М., 2010.

4. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011.: стат. сб. / Росстат. - М., 2011.

Novikov V. A., Maslov D. N. THE ROLE OF EDUCATION IN IMPROVING THE QUALITY OF LIFE

The authors provide an additional argument for increasing the role of education in improving the quality of life. Keywords: quality of life, the reproduction quality of life and education.

УДК 331

Какушкина М. А. РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И МОТИВАЦИИ ТРУДА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием трудовых отношений и мотивации труда в постиндустриальной экономике. Участие работников в собственности и управлении в развитых рыночных экономиках продиктовано особенностями современного производства, развитие которого опирается на инновационную активность.

Кл юче вые слова : эффективность труда, неполная и частичная занятость, использование труда мигрантов.

Исследования, проведенные перед Второй мировой войной в развитых странах, показали, что тейлористские и фордистские концепции организации труда, основанные на мелочной регламентации максимально расчлененных и упрощенных, доведенных до автоматизма операций рабочего, отнюдь не обеспечивают наибольшей эффективности труда. Оказалось, что такие факторы, как отноше-

ния в трудовом коллективе, самостоятельность на рабочем месте, понимание и ощущение важности конечных результатов труда, имеют не меньшее значение. На основе этих исследований родилась концепция «человеческих отношений на производстве», а ее конкретным организационным проявлением стали автономные самоуправляющиеся бригады. С технической стороны это обеспечивалось

132

© Какушкина М. А.,20112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.