Научная статья на тему 'О РОЛИ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ'

О РОЛИ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magyar Tudományos Journal
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / PHYSICAL HEALTH / PHYSICAL EXERCISES / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирза М.Ю., Цеева Н.А., Сидоров В.И., Золотцева Е.В., Ельникова О.О.

B данной статье рассматривается необходимость выработки у молодежи сознательного отношения к своему здоровью, вооружение знаниями по основам здорового образа жизни, формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирза М.Ю., Цеева Н.А., Сидоров В.И., Золотцева Е.В., Ельникова О.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ROLE OF THE MOTIVATIONAL ENVIRONMENT FOR IMPROVING THE PHYSICAL HEALTH OF YOUNG PEOPLE

This article discusses the need for young people to develop a conscious attitude to their health, arming them with knowledge on the basics of a healthy lifestyle, and forming the need for independent physical exercises.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ»

О РОЛИ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

МОЛОДЕЖИ

Мирза М. Ю., Цеева Н.А., Сидоров В. И., Золотцева Е. В., Елышкова О.О.

преподаватели кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «АГУ» Адыгейского государственного университета

ABOUT THE ROLE OF THE MOTIVATIONAL ENVIRONMENT FOR IMPROVING THE PHYSICAL HEALTH OF YOUNG PEOPLE

Mirza M., Tseeva N., Sidorov V., Zolottseva E., Elnikova O.

the teachers of the pulpit of the physical education FGBOU IN "AGU"

Adyghe State University

Аннотация:

Bданной статье рассматривается необходимость выработки у молодежи сознательного отношения к своему здоровью, вооружение знаниями по основам здорового образа жизни, формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Abstract:

This article discusses the need for young people to develop a conscious attitude to their health, arming them with knowledge on the basics of a healthy lifestyle, and forming the need for independent physical exercises.

Ключевые слова: физическое здоровье, физические упражнения, двигательная активность. Keywords: physical health, physical exercises, physical activity.

Формирование культурной потребности в физическом совершенствовании требует, прежде всего, воспитания устойчивой установки на постоянные занятия физическими упражнениями и обучение умению эффективной реализации таковой в процессе организации здорового образа жизни. Необходимо учитывать тот факт, что для собственного «прочувствования» благотворного влияния физических упражнений, на физическое состояние человека необходимо, как минимум, шесть месяцев непрерывной работы, а это не может не отразиться негативно на отношении к физической культуре.

На протяжении многих лет каждый молодой человек находится под систематическим, целенаправленным, педагогическим воздействием. С учетом дошкольного, среднего, среднего-профессионального и высшего образования эта цифра вырастает значительно. Но именно в период наиболее интенсивного физического формирования его личности, большинство молодых людей прекращают занятия физическими упражнениями. В основном это происходит у женщин в 14-21 года, у мужчин -16-25 лет. Приход молодежи к занятиям физическими упражнениями, как показывают опросы, носит больше спонтанный характер: у 38% занимающихся интерес к занятиям вызвали друзья, у 15% -под влиянием родителей, у 9% - средства массовой информации и всего 8% - учителя.

Формирование культурной потребности в физическом совершенствовании требует, прежде

всего, воспитания устойчивой установки на постоянные занятия физическими упражнениями. Необходимо учитывать тот факт, что для собственного «прочувствования» влияния физических упражнений на состояние человека необходимо, как минимум, шесть-восемь месяцев непрерывной работы, а такой долгий период не может не отразиться негативно на отношении к физической культуре. Решающим, в этих условиях, становится попытка привлечение их к самостоятельным занятиям. Однако самостоятельные занятия физическими упражнениями не получили еще должного распространения в повседневной жизни. И основы к постоянным занятиям физическими упражнениями необходимо закладывать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Изучение воздействия учебно-воспитательного процесса в школе и образа жизни на формирование здоровья выявило основные факторы риска, влияющие на ухудшение состояние здоровья детей. К ним относятся: повышенные учебные нагрузки, ухудшившиеся условия жизни и вредные привычки, процессы интенсификации обучения, повышения требований и роста объема учебной информации. При этом резко повысилась и психологическая напряженность внутришкольной среды. К сожалению, в нынешних условиях родители, идя на поводу своих амбиций, подчас оказывают здоровью своих детей "медвежью услугу", стараясь бесконечно раздвинуть рамки об-

разовательного поля, требуют введения или дополнительного иностранного языка, или информатики, или предметов, которые есть в других школах. Комплексное обследование учащихся школ показало, что снижение адаптационных возможностей организма, рост психологических трудностей, торможение физического развития детей, как правило, констатируется у тех школьников, которые, кроме учебных занятий, имеют подобные дополнительные нагрузки. В семьях, где родители имели высшее образование и престижные профессии, дети младшего школьного возраста почти всегда имели дополнительные внешкольные нагрузки; причем предпочтение отдавалось, к сожалению, пассивным видам, снижающим уровень двигательной активности детей. При этом, соответствие нагрузок на ребенка его возможностям, практически игнорируются родителями, иногда из-за амбициозности, но чаще из-за банального незнания. Деятельность ребенка должна быть посильной и не превышать предел работоспособности, а отдых - обеспечивать полное функциональное восстановление. Должное внимание следует уделять коррекции времени занятий и отдыха, сна и прогулок. Вооружить родителей этими знаниями - значит сделать первый шаг в формировании их правильного отношения к ребенку,

Magyar Tudomanyos Journal # 45, 2020 нормальному развитию, укреплять физическое здоровье. удовлетворять потребности по ликвидации "двигательного голода".

Путь к общекультурному развитию, а, следовательно, и к здоровью начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указывают путь ее преобразования, превращают знания в «элементы сознания, расширяя и перерабатывая их в убеждения». А убеждения строятся не столько на логическом характере знаний, сколько на их практическом смысле.

В настоящее время проблема массового приобщения студенческой молодёжи к занятиям физической культурой и спортом приобретает особую актуальность и значимость. Физическое воспитание в высшем учебном заведении - это часть учебно-воспитательного процесса и имеет цель содействовать сохранению и всестороннему развитию физических способностей студентов.

Целью нашего исследования было определение изменений в уровне физкультурно -спортивной деятельности студентов в 2019-2020 учебном году в сравнении с данными 2014-2015 года (в скобках отображены значения за 2014-2015 год). В исследованиях приняли участие 124 юношей и девушек Адыгейского госуниверситета. В таблицах улучшение прежних показателей выделено полужир-

что в свою очередь, должно способствовать его ным, ухудшение - курсивом.

Таблица 1

Формы самостоятельных занятий % занимающихся с недельной нагрузкой

0-1 занятие 2-3 занятия 6-7 занятий

Утренняя гигиеническая гимнастика 39%(47%) - 8 % 32%(29%) + 3 % 3,2% (3.9%) - 0.7 %

Занятия общей физической подготовкой 29%(40%) - 11 % 27%(22%) + 5 % 6.2%(5.4%) +0.8 %

Занятия в спортивных секциях 43%(41%) + 2 % 19%(28 %) - 9 % 3.2%(6.1%) - 2.9 %

Направление двигательной деятельности у ровень участия

нет редко часто

Физкультурно-оздоровительные мероприятия(дни здоровья, праздники, походы) 43%(38%) +5 % 37%(40%) - 3 % 22%(28%) - 7 %

Соревнования (факультетские, университетские) 46%(58%) - 12 % 29%(20%) + 9 % 25%(20%) + 5 %

Спорт (спортивные группы, секции) 60%(53%) + 7 % 11%(25%) - 14 % 9%(16%) - 7 %

Соревнования(городские, республиканские...) 89%(78%) +11 % 8%(4 - 8 t6%) % 3%(6%) - 3 %

В школе занимался:1-спортом, 2-музыка, компьютер, ин.языки, рисование. 1 11% (21%) - 10 % 2 62% (67%) - 5 %

Положительные сдвиги по таблице 2 произошли лишь с увеличением доли показателей массовости

участия в Спартакиаде ВУЗа.

Как видно из таблицы 1, незначительные положительные сдвиги произошли в занятиях студентами общей физической подготовкой и утренней гигиенической гимнастикой, в то время как процент занимающихся спортом заметно снизился.

Таблица 2

Таблица 3

да нет не всегда

Не занимающиеся физкульт.-спорт. мероприятиями лучше успевают в учебе 60%(49%) + 11 % 16%(20%) - 3 % 24%(26%) - 2 %

Занятия спортом создают дефицит времени 57%(49%) + 8 % 20%(24%) - 4 % 25%(28%) -3 %

Место спортсменов на факультетах физической культуры и спорта 45%(51%) - 6% 25%(22%) +3 % 30%(27%) + 3 %

Результаты исследования, лишь с небольшой разницей, подтверждают результаты 5 летней давности о том, что отношение к занятиям физическими упражнениями и к занятиям спортом, среди студенческой молодежи осталось без серьезных изменений. В связи с этим, большое значение имеет увеличение информационной, образовательной и разъяснительной работы среди студентов и школьников о собственном здоровье, его укреплении, средствах и способах улучшения физического развития, вести непрерывную пропаганду здорового образа жизни.

На сегодняшний день, целевая установка занятий в программах физического воспитания видится в овладении определенными двигательными умениями и навыками, развитии определенного уровня физической подготовленности в некоторых видах физических упражнений. Даже для девушек программа подчинена этим целям и практически не предусматривает в качестве одной из задач подготовку организма к семейной жизни и будущему материнству. Иными словами, цель здесь - лишь обучение и закрепление определенных навыков.

Таким образом, проблема физического совершенствования решается, как правило, за счет совершенствования учебных программ и совершенствования методики преподавания физического воспитания. И это на фоне того, что далеко не все отличаются крепким здоровьем и достаточным уровнем физической подготовленности. Это не в последнюю очередь связано с тем, что в этот период не уделяется должного внимания выработке сознательного отношения к своему здоровью, формированию привычки систематических занятий физическими упражнениями. Поэтому основной путь внедрения физической культуры в быт учащейся молодежи - это формирование в процессе физического воспитания потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями

Ориентация на человеческую личность как цель и объект-субъект деятельности - открывает

новый ракурс для определения и средств, и результата, и процесса деятельности, как учащейся молодежи, так и тех, кто их обучает, готовит к профессии. Ведь именно специфика сложнейшего системного объекта деятельности (который одновременно является и ее субъектом) - должна быть главным фактором для отбора и построения познавательной, духовной, социальной и предметно-практической деятельности, для конструирования содержания физкультурного образования на всех уровнях его организации - от учебных планов до выбора организационных структур учебного процесса Список литературы:

1. Вовк В. М. Преемственность физического воспитания учащейся и студенческой молодежи / В. М. Вовк. - Луганск: ВНУ им. В. Даля, 2004. - 336 с.

2. Курысь, В.Н. Система взглядов на образование человека в области физической культуры в онтогенезе / В.Н. Курысь // Физическая культура и образование, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы Междунар. науч. конф. Ч. 1 / под ред. Я.К. Коблева, Е.Г. Вежбицкой. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. - С. 72-81.

3. Заболотний А.Г., Цеева Н. А., Мирза М.Ю., Компоненты системы спортивно-направленного физического воспитания / III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Физическое воспитание и спорт глазами студентов» ФГБОУВО «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ», Казань. 2017г.

4. Заболотний,А.Г., Тхакумачева Ю.Б., Мирза М.Ю., Золотцева Е.В., Отношение к занятиям физической культурой и спортом студентов вуза / XIV Международная научно-практическая конференция «Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития», Тульский государственный университет 2019 г. -С. 6668

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.