Тувинский государственный университет
Танова Оксана Монгушовна - старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Kara-Sal Nadezhda Maasovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the department of Mathematical Analysis and MMT TuvSU, Kysyl, E-mail: [email protected]
Tanova Oksana Mongushovna - Senior Lecturer of thedepartment of Algebra and Geometry TuvSU, Kysyl, E-mail:[email protected]
УДК 392.312(=943.84)
О РОЛИ ФОЛЬКЛОРА В ТРАДИЦИОННОМ ВОСПИТАНИИ ТУВИНЦЕВ
Куулар А.М.
Тувинский государственный университет, Кызыл
ON THE ROLE OF FOLKLORE IN THE TRADITIONAL EDUCATION OF TUVANS
Kuular A.M.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматривается роль устного народного творчества в традиционном воспитании тувинцев. Особое внимание уделено роли отца в семье, мужскому воспитанию.
Ключевые слова: отец, мужчина, воспитание, семья.
The article discusses the role of oral folk art in the traditional education Tuvans. Particular attention to male education in Tuva.
Keywords: father, man, upbringing, family.
Воспитание детей в тувинской семье шло ненавязчиво, а мировоззренческие взгляды вносились в сознание детей естественным образом - через легкие напутствия, с использованием пословиц и поговорок, через тексты народных сказок и т.д. Следует сказать, что в них заключалось глубоко философское содержание, основанное на жизненном опыте многих поколений людей.
Основными воспитателями, естественно, являлись родители, однако, поскольку тувинская семья была в основном патриархальной, т.е. молодое и среднее поколение проживало вместе с предками, в воспитании детей немалую, а возможно, и главную роль играли именно они. К советам, да и просто к разговорам взрослых членов семьи всегда прислушивались. Однако роль матери и отца не умалялась, более того, ответственность за воспитание детей лежала именно на них. Так, по неписаным правилам, воспитание девочки было обязанностью матери, сына - отца. За оплошность в воспитании детей ответственность несли родители, а не бабушка или дедушка. Нерадивую дочь сравнивали с матерью, сына - с отцом, имея в виду то, что именно они не дали должного воспитания своему ребенку, хотя, впрочем, осуждению подвергались не только родители, но и вся семья, и даже род. С другой стороны, примерных и воспитанных детей также сравнивали с родными людьми. По этой причине, с малых лет тувинцы старались научить своих детей заботиться не только о своей репутации, но и о чести своей семьи: Ады влурунун орнунга, боду влгени дээре - «Лучше самому
умереть, чем имени (чести) умереть» или Ады елурунун орнунга, аъды елгени дээре - «Лучше коню погибнуть, чем имени хозяина т.е. опозориться»[2].
Что касается воспитания мальчиков, то в нем тоже имелись свои особенности. Мальчиков обучали мужским занятиям - для начала трех-четырехлетних детей учили садиться верхом на лошади, поскольку жизнь мужчины-кочевника невозможно представить без коня. Семи-восьмилетние мальчики были уже достаточно опытными пастухами мелкого рогатого скота. Постепенно отцы брали их на более сложные формы выпаса скота, к примеру, табуна, на охоту, на обработку или орошение полей, на постройку хозяйственных построек, на заготовку дров и т.д. Таким образом, родители не только на словах, а на живом примере обучали детей труду. Любую работу надо было выполнять не только быстро, но и качественно: Эки дарган эргээн какпас, уран кыс удазынга ораашпас - «Хороший кузнец по пальцу своему не ударит, умелица в нитке не запутается», а поспешность может привести к курьезной ситуации: Далашкан куске сутке дужер - «Спешащая мышь в молоко угодит»[1].
Одним из самых главных недостатков мужчины считалась лень, поскольку при кочевом образе жизни именно от его работоспособности зависело благополучие семьи. Как было выше сказано, мальчиков уже с 4-5-летнего возраста учили ездить верхом, пасти мелкий рогатый скот. Однако при выполнении ежедневных работ, таких как рубка дров, очистка загона для скота и прочее, мальчики могли проявлять пассивность, нежелание это делать. Родители в этом случае также использовали пословицы и поговорки относительно плохих последствий лени, например: Биче чалгаа улуг чалгаага чедер - «Маленькая лень к большой лени приведет» или: Чалгаа кижи бажым дээр, чазый кижи суксадым дээр - «Ленивый на боль головную жалуется, обжора - на жажду». Хотя эти выражения касались всех, однако чаще всего их использовали при проявлении лени именно у мальчиков. Причину бедности хозяйства тувинцы в основном видели в лени хозяина. Про такого мужчину могло быть сказано, к примеру, такое: Аргажок чалгаа чуве - «Ленивое [существо], до невозможности». В слове «существо» для тувинского слуха слышится оттенок пренебрежения - не просто «ленивый человек», а презрительное - «нечто ленивое»[1].
Мужчине подобало также быть сдержанным в поведении, ответственным за свои поступки, в целом надежным человеком. Такое выражение как: Улугну улуг, бичени биче деп билир кижи - «Знающий, кто есть стар, кто есть млад», относилось именно к мужчине и обозначало, что человек адекватен, ровен с окружающими людьми, честен, уравновешен и т.д. Такому качеству как надежность мужчины, тувинцы придавали большое значение, и следующие поговорки родители обычно говорили своим сыновьям, чтобы взрастить в них это чувство: Эжишкилер найыралы эртине дагны тургу-зар - «Дружба друзей может драгоценную гору возвести» или: Эртине шыгжаа-рындан, эдержиринин эви херек - «Чем драгоценность [в пазухе] держать, лучше узы дружбы крепить»[3].
Мальчиков учили также не быть дурными, не хвалиться физической силой, не быть пустословами: Хеерем чорук кевук ышкаш - «Бахвальство - что пена» или: Туразы улуг, дурту кыска - «Чванства - много, росту - мало», Куштуг мен дээш, херээн чайба - «Не невыпячивай грудь, что силен» и т.д. Про мужчин, поведе-
Тувинский государственный университет
ние которых не соответствовало, например, их возрасту говорили: Эр угааны чок -«Не имеющий мужского ума». О том, есть у человека такой ум или нет, начинали судить уже с подросткового возраста. Мужчина, удостоенный такой нелестной характеристики, как отсутствие мужского ума, естественно, не был примером для мальчиков, и родители могли привести его в качестве отрицательного примера, на кого нельзя быть похожим. Говоря о мужском воспитании, следует сказать, что у тувинцев, как впрочем, и во всех традиционных обществах, слово отца в семье было весомым, как правило, достаточно было лишь одного его слова [4].
Все эти методы воспитания касались поведения детей и подростков в семье и обществе. Однако тувинцы должны были придерживаться определенных правил, находясь и на природе, поскольку большую часть своей жизни, как кочевники, особенно мужчины, проводили в естественной природной среде. Одним из первых уроков бережного отношения к природе для маленьких детей был запрет - без надобности не рвать растительность. Говорили, что, сорвав, к примеру, цветок подорожника можно вызвать непогоду, дождь, или нельзя без надобности ломать ветки деревьев, рубить дерево может произойти несчастье в семье. Детям также объясняли, что нельзя, например, загрязнять источник воды, реку, вообще воду. Бережно надо было относиться и к живой природе. Так, детям запрещалось трогать птичьи гнезда, говорили, что если дотронуться до птенцов, то мать, учуяв запах человека, уже не вернется к ним. Запрещалось также рыть норки животных. Этими наставлениями тувинцы взращивали в детях чувство сострадания, жалости к живым существам. Нельзя было небрежно обращаться и с некоторыми неодушевленными предметами. Так, детям запрещалось трогать белый камень, говорили, что если будут играть с ним, то у матери могут заболеть груди и.д. Такого рода разговоры были самыми первыми уроками общения с природой маленьких детей. Следует сказать, что это были не единичные случаи, а общепринятые в тувинском обществе правила приучения детей к живой природе и этикету поведения в естественной среде. Подрастая, дети учились и более сложным понятиям [2].
Сохранять естественную среду тувинцы должны были еще и потому, что жизнь их напрямую зависела от природы. Все ее явления - дождь, снег, ветер, рост трав, засуха и пр. влияли на их жизнь, поэтому она была живой - все ее значимые объекты - горные перевалы, горы, тайга, водные источники имели своих хозяев, которых люди должны были не просто уважать, но и оказазывать внимание. Например, при пересечении местности преподнести небольшое подношение хозяину перевала или реки. В качестве дара обычно привязывали ленточки или небольшие кусочки ткани -чалама на дерево или шест на сакральном возвышении оваа [5].
Тувинские мужчины, в сравнении с женщинами, больше находились на природе, и правил, которые они должны были соблюдать, возможно, было еще больше. Так, при рубке дерева необходимо было перед ним объясниться, что надобность (например, чтобы построить загон или детали юрты) заставляет человека это сделать, при этом проговаривалось, что дерево обязательно снова вырастет, например:
Чок болуп читпес сен - Не исчезнешь навсегда,
Чочагайын унуп кээр - Вырастут твои почки (почки на дереве).
Будучи на охоте, также объяснялись перед хозяином тайги, что не желание обогатиться, а всего лишь, чтобы прокормить семью пришел он в тайгу. Находясь в тайге нельзя было, например, стрелять в оленя, рога у которого имели 12 и более ответвлений или нечетное количество. Считалось, что в таком облике мог проявиться хозяин тайги. По этой же причине, нельзя было стрелять в животное альбиноса. Категорически запрещалось убивать любую самку, ожидающей или имеющей детеныша. Мужчинам нельзя было убивать также птиц. Азы такого мужского поведения мальчики не просто видели, им объясняли, зачем и почему так делается. Эти правила прививались тувинцу с раннего детства, поэтому природа Тувы до середины XX в. сохранялась в первозданном виде[2].
В традиционном тувинском обществе воспитанием детей занимались не только на основе жизненного опыта, но и духовных знаний. Особой проблемы, связанной с воспитанием детей не существовало, поскольку кочевой образ жизни, требующий мобильности и собранности в быту, не позволял в целом человеку быть ленивым. Проблемы же в воспитании возникают, как известно, при отсутствии занятости ребенка. Жизнь кочевника была полна ежедневных хлопот, к отдельным видам работ детей приучали уже с малых лет, постепенно втягивая их в полный рабочий цикл [5].
Библиографический список:
1. Каррутерс Д. Неведомая Монголия // Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX - начало XX века). Кызыл: Тувинское книжное издательство 2002. С. 5460.
2. Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. С. 103-107.
3. Ламажаа Ч. К. Тува между прошлым и будущим. М.: Восход-А, 2008. С. 26-50.
4. Мышлявцев Б. А. Тувинская женщина в традиционном и современном обществе. Рукопись автора. 2001. С. 62-70
5. Тыва Yлегер домактар, чечен сестер. Тувинские пословицы и поговорки. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1966. 175 с.
Bibliograficheskij spisoк
1. Karruters D. Nevedomaya Mongoliya// Tradicionnaya kul'tura tuvincev glazami inostrancev (konec XIX - nachalo XX veka). Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo 2002. S. 54-60
2. Kenin-Lopsan M. B. Tradicionnaya kul'tura tuvincev. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2006. S. 103-107
3. Lamazhaa, CH. K. Tuva mezhdu proshlym i budushchim. M.: Voskhod-A, 2008 S.26-50
4. Myshlyavcev, B. A. Tuvinskaya zhenshchina v tradicionnom i sovremennom obshchestve. Rukopis' avtora. 2001. S. 62-70
5. Tyva Yleger domaktar, Chechen sester. Tuvinskieposlovicy i pogovorki. - Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1966. S. 175
Куулар Ая Михайловна - преподаватель кафедры психологии КПИ Тувинского государственного университета. E-mail: [email protected]
Kuular Aya Mihailovna - teacher in the Depatment of psychology of Kyzyl Pedogogical Institute TuvSU. E-mail: [email protected]