Доржу Майя Дадаровна
ОБ УСИЛЕНИИ РОЛИ МУЖЧИНЫ-ОТЦА В ТУВИНСКОЙ СЕМЬЕ
Статья посвящена вопросам активизации роли мужчины-отца. На примерах народных традиций автор отмечает существование исторической роли мужчины в семье. В связи с появлением острых социальных и иных проблем в современном тувинском обществе, традиционные обязанности отцов в воспитании детей перестали функционировать должным образом. Автор раскрывает задачи усиления роли мужчины, активизацию его действий в ключевые периоды жизни своего ребенка - в детстве и юности, при воспитании сына, как будущей основы семьи.
Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/12-1/60.1^т1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 1. C. 201-203. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/12-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
3. Лещак О. В. Теория дискурса - теории дискурса - теории дискурсов: к вопросу о возможности создания частных лингвистических теорий // Культура народов Причерноморья. 2007. Т. 1. № 110. С. 319-322.
4. Руденко А. П. Дискурсивная компетенция как основа обучения иностранному языку в вузе // Вестник Новгородского государственного университета. Серия «Педагогика и филология». 2007. № 41. С. 81-85.
5. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М.: Высшая школа, 1989. 238 с.
THE FORMATION OF ORIENTAL FACULTY STUDENTS' PERSUASIVE COMPETENCE IN THE SPHERE OF ENGLISH BUSINESS DISCOURSE
Datsyuk Vasilisa Vital'evna
Saint Petersburg University dvasilisa@yandex. ru
This article substantiates the necessity of the formation of persuasive competence in the sphere of English business discourse among the students of the oriental faculty. The author gives the definition of persuasive competence and considers its structure.
Key words and phrases: persuasive discourse; persuasive competence; business discourse; persuasive competence structure; Asian-Pacific region.
УДК 37.01
Статья посвящена вопросам активизации роли мужчины-отца. На примерах народных традиций автор отмечает существование исторической роли мужчины в семье. В связи с появлением острых социальных и иных проблем в современном тувинском обществе, традиционные обязанности отцов в воспитании детей перестали функционировать должным образом. Автор раскрывает задачи усиления роли мужчины, активизацию его действий в ключевые периоды жизни своего ребенка - в детстве и юности, при воспитании сына, как будущей основы семьи.
Ключевые слова и фразы: семья; исторические традиции; динамизм процессов; роль мужчины; активизация; тувинское общество.
Доржу Майя Дадаровна, к. филол. н., доцент
Кызылский педагогический институт Тувинского государственного университета dorjumaya@mail. т
ОБ УСИЛЕНИИ РОЛИ МУЖЧИНЫ-ОТЦА В ТУВИНСКОЙ СЕМЬЕ
В жизни ребенка существенное значение имеет семья, способствующая душевному и физическому формированию личности малыша. Ребенок, который вырос в полноценной семье, отличается от воспитанного в неполной семье, так как мама и папа создают для своего ребенка положительную модель для подражания.
В науке можно найти разные подходы к пониманию роли отца. По мнению Зигмунда Фрейда, основателя теории психоанализа, отец служит, прежде всего, наказующей и дисциплинирующей силой, предполагая, что страх ребенка перед личностью отца, в конце концов, внедряет в его душу моральные и другие необходимые нормы, которые «сформируют постепенно его человеком среди людей» [10, с. 163]. Тема, рассматриваемая нами, весьма актуальна, так как колоссальные социальные и иные перемены, произошедшие в период существования Тувинской Народной Республики и последовавшие за ними кардинальные изменения, повлияли на семью как на социальный адаптер. Объявленное в тувинском обществе в 30-е годы XX в. всестороннее равенство мужчин и женщин привело к падению ключевой роли мужчины как главы семьи. В итоге роль и обязанности отца в воспитании детей перестали функционировать должным образом. Вместе с тем культ мужчины у предков тувинцев с древнейших времен являлся одной из наиболее важных и устойчивых ценностей. В силу социальных причин, главой семьи считался мужчина-отец. Традиционно все дети в обязательном порядке прислушивались и воспринимали мнение отца. Дети к взрослым обращались исключительно на «вы», в обращении к сестрам использовалась уважительная приставка «угбай» (сестра), а к брату «акый» (брат). Мальчики естественно подражали своим отцам и старшим братьям, осознавая, что и сами являются мужчинами. Ну а девочки брали во всем пример с матерей и старших сестер. Подобные формы воспитания существовали и у монголов [6].
Примеры, в которых описывается роль мужчины в семье и в судьбах детей, можем увидеть в разных жанрах устного народного творчества: эпические произведения - героические сказания (IX-XVII вв.), мифы, легенды, предания, а также тексты сказок бытового характера и другие малые жанры играли важную роль в традиционном воспитании тувинцев. Временем появления истоков формирования эпоса, по мнению ученых, является период создания сохранившихся древнетувинских памятников рунической письменности,
202
^БЫ 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 1
датируемых VШ-IX веками [4]. В таких крупных эпических сказаниях, как «Бокту-Кириш, Бора-Шээлей», «Кангывай-Мерген», «Бора шилги аъттыг Боралдай», «Хан-Хилик» и др. нашли отражение особенности языка, быта и культуры тувинцев, восходящие к разным эпохам, или, иными словами, мы имеем дело с многослойными произведениями, компоненты которых сложились в разное время [5].
По мотивам и сюжетам эпических сказаний мужчина-тувинец изначально был одиноким и автономным. Образ мужчины представлялся как образ добытчика и воина, женщина же прибывала в постоянном ожидании с детьми у очага. Мужчина пользовался особыми предметами сакрального характера, свидетельствующими о его высоком общественном статусе. Показаны главные качества, которые должны быть присущи настоящему мужчине: семейная верность, умение достойно нести ответственность за свои слова, умение достойно разговаривать с людьми разных сословий, человечность, совестливость и вежливость. Это можно увидеть, например, в героическом сказании «Танаа-Херел», когда главный герой Танаа-Херел и его друзья Ай-Хаан и Хин-Хаан были в гостьях у великого владыки Пат-Патпалчына. Упомянутым героям во время церемонии угощения представители хозяина достойно и уважительно накрывают восьминогий ширээ с шелковыми скатертями (олбуками) и разливают зеленый чай, кладут сладкие боова и другие яства. Герои сказания, оказавшиеся в гостях, показаны как герои, вызывающие уважение не только за силу, храбрость, но как гости, чтящие древние традиции и обычаи своего народа [9]. В сказаниях герой (богатырь), когда предстает перед Хааном, не теряет своего достоинства. Он традиционно церемонно приветствует с поклоном Хаана и его жену. Безусловно, это тоже своеобразный пример для сегодняшней молодежи, как мужчина не должен забывать о соблюдении необходимого этикета. Какое бы высокое положение не занимал его собеседник, мужчина не должен заискивать перед ним, льстить ему, в то же время должен уважительно относиться к нему [7].
В традиционном народном быту мужчине-хозяину отводилось специальное место дор в юрте. На его место никто не имел права садиться. Свежезаваренный чай с молоком обязательно преподносили первым хозяину-мужчине, а при его отсутствии хозяйка обязана была налить вначале чай в его чашку и оставить его на специальном высоком отведенном месте. В тувинских мифах содержатся различного рода правила поведения, связанные с древними запретами: Ол ыяш кеспес «Нельзя вырубать молодое дерево»; Ак сYттYг чYве олYрбес «Нельзя убивать животное, кормящее своего детеныша»; Улуг аас этпес «Не произносить высокомерные слова»; Улугну улуг дээр, бичиини бичии дээр (букв.) «Почитай старшего, помогай младшему» и т.д.
В современном тувинском обществе существенно изменился сформировавшийся с древних времен стереотип семьи, в котором роль отца заключалась в добыче пропитания, защите, главенстве в воспитании сына, в то время как мать являлась воплощением заботы, семейного тепла, поддержания быта, воспитания детей.
В настоящее время появилось поколение работающих матерей, конкурирующих с мужчинами в достижении больших результатов, более престижных должностей и достаточно высокой зарплаты. И такое резкое возрастание профессиональной и трудовой роли матерей привело к изменению жизненных стратегий и позиций женщины, изменило роль отца в воспитании ребенка. К сожалению, отдельные социально неблагополучные тувинские семьи отошли от привычных норм и традиций семейного уклада, что привело к дезорганизации их жизни. Среди детей, имеющих отцов, подверженных нередко к пьянству, часто встречается неуспеваемость в учебе, в группе сверстников они оказываются в числе «отвергаемых». В таких семьях наблюдается в определенной мере смена родительских ролей, чаще прослеживается строгий авторитет матери в семье, имеющий возмещающий характер. Сказывается эмансипированное женское поведение, женщина нередко стремится доминировать и над мужем, и над детьми. Кроме того она перестает испытывать потребность в мужской защите и обеспечении, а это большая утрата для них обоих. Самые нежелательные проблемы возникают тогда, когда жена проявляет слишком большую озабоченность по поводу исполнения или неисполнения роли другого. Мужчина-муж, когда потребность в нем исчезает, может усомниться в самом смысле своего существования. Такая ситуация может повлиять на его отношение к жене, поскольку его положительные чувства отчасти возникли из ее потребности в защите, укрытии и обеспечении. В итоге семья оказывается в сложном положении, нарушается положительная тенденция воспитания ребенка согласно существовавшим родительским моделями [1].
Не секрет, что в настоящее время есть немало тувинских семей, где в воспитании мальчиков мало участвуют или практически не участвуют отцы. В результате мальчиков воспитывают матери, формируя поведение сына: быть смирным, усидчивым и беспрекословно слушаться, в первую очередь, маму. В подобных ситуациях появляется диктат матери, не ослабевающий со временем. А это может привести к такой модели, в которой мальчик, повзрослев, часто не меняет свой сформировавшийся социальный статус. Создавая семью, он не становится полноценным мужем и отцом, а семья его становится не самостоятельной «ячейкой общества», а одним из ответвлений клановой семьи с родительским (зачастую материнским) диктатом. Такая социальная дезориентация провоцирует психологическое напряжение, что естественным образом негативно сказывается на воспитании появившихся детей и взаимоотношениях мужа и жены. Бывает и такое, например, что при нарушении взаимопонимания родителей с растущими детьми усиливается конфликтность между ними. По этой причине в семьях наблюдается насилие, жестокое обращение с детьми. Растет процент безнадзорности, семья начинает утрачивать свой воспитательный и нравственный потенциал.
В этой связи утрата традиционных народных традиций может привести к духовно-нравственному обнищанию этноса. Но, с другой стороны, преуспевающий мужчина в современном тувинском обществе зачастую на первый план выдвигает личную карьеру и свое социальное благополучие. В таких семьях отец ограничивается лишь достаточным материальным обеспечением семьи, исключая духовные и моральные стороны воспитания своих детей. В итоге у ребенка появляется равнодушие, отсутствие идеального человека, с которого можно было бы
брать пример. Безусловно, не следует воспринимать мужчину в семье лишь как источник дохода, так как интеллектуальная его роль в воспитании ребенка очень важна. Дело не в том, что он больше знает, чем мама, а в том, что есть вещи, которые он знает лучше. Он приносит житейски полезные знания из своего, мужского, мира.
Таким образом, положительный отец в семье даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, олицетворением дисциплины и порядка. В целом, процессы, требующие супружеской адаптации, тесно связаны с согласованием по различным аспектам семейной жизни, гармонизацией взаимоотношений при совместном решении материально-бытовых проблем, в воспитании детей, проведении досуга, отдыха и т.д. [2].
К сожалению, в связи с ослаблением необходимых требований в воспитании детей, в первую очередь сыновей - будущих отцов, отдельная креативная молодежь в Туве все больше времени проводит в интернете, интересуется западными европейскими ценностями и развлечениями.
Растущее влияние западной субкультуры и поведенческих стандартов со временем может привести к разочарованию в собственной культуре. Однако замыкание лишь в своих традициях, неприятие любых форм прогрессивного межкультурного взаимодействия, в свою очередь, могут привести к негативным застойным явлениям. Обе тенденции, при однобоком, неверном следовании, равно нежелательны.
Еще в середине XIX в. ученые отмечали, что невозможно уничтожить особенности жизни народа и его историю [3]. Поучительные уроки из культурного прошлого призваны служить благородным целям - осознанию себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениями, взаимопониманию с другими народами и взаимообогащению [8]. Несмотря на усиливающиеся изменения, происходящие в общественной жизни тувинцев, понятие что «мужчина - это, прежде всего, кормилец и источник дохода семьи, опора в воспитании детей» остается устойчивым и популярным. Существуют традиционные потребности у детей в отце в течение всей жизни. Мальчик, лишённый отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей. В целом, считаем, что:
1. Необходимо усилить роль мужчины в современном тувинском обществе.
2. Мужчина должен выполнять свою историческую роль в качестве главы семьи. Видеть со стороны семьи почтение к себе и поддержку, материально ее обеспечивая, удовлетворяя насущные потребности и делая это самостоятельно, без помощи со стороны.
3. Мужчина должен быть хорошим мужем и заботливым отцом, нести ответственность за воспитание своих детей. Нужно, чтобы он превосходил женщину в этой роли.
4. Мужчина должен быть защитником семьи, ограждая ее от опасности, невзгод и трудностей.
Список литературы
1. Алешина Ю. Е., Воловик А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74-82.
2. Андреева Т. В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика, 1987. 560 с.
4. Батманов И. А., Арагачи З. Б., Бабушкин Г. Ф. Современная и древняя енисеика. Фрунзе, 1962. 252 с.
5. Гребнев Л. В. Тувинский героический эпос (Опыт историко-этнографического анализа). М.: Наука, 1960. 148 с.
6. Долгорсурэнгийн Баярмаа. Особенности стиля воспитания матери и отца в зависимости от пола подростка (На материале современной монгольской семьи): дисс. ... к. психол. н. М., 2004. 221 с.
7. Орус-оол С. М. Избранные научные труды. Кызыл, 2011. 286 с.
8. Основы современной цивилизации / под ред. Л. Н. Боголюбова. М., 1992. 218 с.
9. Тыва улустун тоолдары (Тувинские народные сказки). Тыва: Тыва областын ном ундурер чери, 1947. 362 с.
10. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. М.: АСТ, 2006. 400 с.
ON THE ISSUE OF REINFORCEMENT OF MAN-FATHER'S ROLE IN THE TUVINIAN FAMILY
Dorzhu Maiya Dadarovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Kyzyl Pedagogical Institute (Branch) of Tuvan State University dorjumaya@mail. ru
The article is devoted to the issue of activation of man-father's role. By the example of folk traditions the author notes the existence of historical role of a man in the family. In connection with the emergence of acute social and other problems in the contemporary Tuvinian society, the traditional responsibilities of fathers in the upbringing of children stopped functioning properly. The author reveals the tasks of reinforcement of man's role, the activation of his actions in the key periods of his child's life -in childhood and adolescence, when raising a son as the future foundation of the family.
Key words and phrases: family; historical traditions; dynamism of processes; role of man; activation; the Tuvinian society.