Научная статья на тему 'О РОЛИ АРТ-КОЛЛАБОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ'

О РОЛИ АРТ-КОЛЛАБОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная культура / музыкальное искусство / креативные индустрии / арт-коллаборации / проектная деятельность / синтез искусств / modern culture / musical art / creative industries / art collaborations / project activities / synthesis of arts

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крылова А.В.

В статье рассматривается суть понятий и явлений «креативные индустрии» и «арт-коллаборации», определяющих значимый вектор развития современной культуры и искусства. Опора креативных индустрий на соединение творчества и высоких технологий объясняет их востребованность в области современного искусства, а также значимость проектных его форм с коллективным авторством. На конкретных примерах показано, что креативное партнерство в сфере культуры и искусства, осуществляемое с целью создания и совместного продвижения проектов, становится инструментом расширения современного культурного пространства. Подчеркивается социальная и экономическая отдача конгломерации разных областей деятельности человека, имеющая следствием расширение понятия синтеза в области преподносимых искусств. Дается обоснование особой роли арт-коллабораций в процессе увеличения и омоложения целевых аудиторий, вовлекаемых в сферу искусства в целом и академической музыки в частности. Анализируется ряд арт-коллаборативных проектов, осуществляющихся российскими концертными организациями, а также приводятся примеры произведений, инициированных и реализованных благодаря креативно-технологическому подходу. Это позволяет обозначить два вектора в развитии креативных индустрий: проектно-организационный, нацеленный на создание новых форматов преподнесения искусства, просветительство и экономическую рентабельность; проектно-творческий, связанный с созданием на основе арт-коллабораций и современных технологий художественных произведений экспериментального типа, открывающих горизонты искусства будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF COLLABORATIONS IN CONTEMPORARY ART

The article discusses the essence of the concepts and phenomena of ‘creative industries’ and ‘art collaborations’, which determine a significant vector in the development of modern culture and art. The special role in the actualization of creative industries as a combination of creativity and high technology explains their relevance in the field of contemporary art, as well as the significance of its design forms with collective authorship. Specific examples show that creative partnership in the field of culture and art, carried out with the aim of creating and jointly promoting projects, becomes a tool for expanding the modern cultural space. The social and economic return of the conglomeration of different areas of human activity is emphasized, which, as a result, expands the concept of synthesis in the field of presented arts. The substantiation of the special role of art collaborations in the process of increasing and rejuvenating the target audiences involved in the field of art in general and academic music in particular is given. A number of art collaborative projects carried out by Russian concert organizations are analyzed, as well as examples of works initiated and implemented thanks to the creative and technological approach are given. This allows us to identify two vectors in the development of creative industries: design and organizational, aimed at creating new formats for presenting art, enlightenment and economic profitability; design and creative, associated with the creation of experimental works of art on the basis of art collaborations and modern technologies, opening up the horizons of the art of the future.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ АРТ-КОЛЛАБОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

УДК 7.06

О РОЛИ АРТ-КОЛЛАБОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Крылова А. В.1

1 Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова, Буденновский пр-т, д. 23, Ростов-на-Дону, 344002, Россия.

В статье рассматривается суть понятий и явлений «креативные индустрии» и «арт-коллаборации», определяющих значимый вектор развития современной культуры и искусства. Опора креативных индустрий на соединение творчества и высоких технологий объясняет их востребованность в области современного искусства, а также значимость проектных его форм с коллективным авторством. На конкретных примерах показано, что креативное партнерство в сфере культуры и искусства, осуществляемое с целью создания и совместного продвижения проектов, становится инструментом расширения современного культурного пространства. Подчеркивается социальная и экономическая отдача конгломерации разных областей деятельности человека, имеющая следствием расширение понятия синтеза в области преподносимых искусств. Дается обоснование особой роли арт-коллабораций в процессе увеличения и омоложения целевых аудиторий, вовлекаемых в сферу искусства в целом и академической музыки в частности. Анализируется ряд арт-коллаборативных проектов, осуществляющихся российскими концертными организациями, а также приводятся примеры произведений, инициированных и реализованных благодаря креативно-технологическому подходу. Это позволяет обозначить два вектора в развитии креативных индустрий: проектно-организационный, нацеленный на создание новых форматов преподнесения искусства, просветительство и экономическую рентабельность; проектно-творческий, связанный с созданием на основе арт-коллабораций и современных технологий художественных произведений экспериментального типа, открывающих горизонты искусства будущего.

Ключевые слова: современная культура, музыкальное искусство, креативные индустрии, арт-коллаборации, проектная деятельность, синтез искусств.

ON THE ROLE OF COLLABORATIONS IN CONTEMPORARY ART Krylova А. V.1

1 Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory, 23, Budennovsky Ave., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation.

The article discusses the essence of the concepts and phenomena of 'creative industries' and 'art collaborations', which determine a significant vector in the development of modern culture and art. The special role in the actualization of creative industries as a combination of creativity and high technology explains their relevance in the field of contemporary art, as well as the significance of its design forms with collective authorship. Specific examples show that creative partnership in the field of culture and art, carried out with the aim of creating and jointly promoting projects, becomes a tool for expanding the modern cultural space. The social and economic return of the conglomeration of different areas of human activity is emphasized, which, as a result, expands the concept of synthesis in the field of presented arts. The substantiation of the special role of art collaborations in the process of increasing and rejuvenating the target audiences involved in the field of art in general and academic music in particular is given. A number of art collaborative projects carried out by Russian concert organizations are analyzed, as well as examples of works initiated and implemented thanks to the creative and technological approach are given. This allows us to identify two vectors in the development of creative industries: design and organizational, aimed at creating new formats for presenting art, enlightenment and economic profitability; design and creative, associated with the creation of experimental works of art on the basis of art collaborations and modern technologies, opening up the horizons of the art of the future.

Keywords: modern culture, musical art, creative industries, art collaborations, project activities, synthesis of arts.

Развитие культуры, ее духовной и экономической составляющих, приводит к расширению культурного контента явлений и, как следствие, к появлению нового понятийного аппарата. Два понятия все активней включаются сегодня в сферу искусства — «креативные индустрии» и «арт-коллаборации».

Рассмотрим их смысловое наполнение. Термин «креативные индустрии» впервые был озвучен в 1998 году в «Документе по картированию креативных индустрий», принятом Департаментом культуры, средств массовой информации и спорта Великобритании, содержащем следующее его определение: «Креативные индустрии — это деятельность, в основе которой лежит

индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [1]. Сегодня в широком смысловом срезе «креативные индустрии (creative industry, креативная экономика, экономика знаний) — сектор экономики, связанный с интеллектуальной деятельностью, развивающийся преимущественно на идеях и технологиях» [2]. Социальная и экономическая отдача конгломерации разных областей творчества, науки и бизнеса имела следствием особое внимание к такого рода деятельности на государственном уровне в разных странах, в том числе и в России, где в 2021 году Распоряжением правительства № 2613-р была принята «Концепция развития творческих (креативных) индустрий до 2030 года» [3], в рамках которой к креативным индустриям были отнесены такие сферы творческого труда, как научно-исследовательская деятельность, разработка программного обеспечения, музыка, архитектура, телевидение, дизайн, мода, создание видеоигр и др. [4].

Особую роль в актуализации креативных индустрий сыграло соединение творчества и высоких технологий. Результатом вовлечения в такого рода объединения субъектов высокого искусства явилось создание специальных центров, первый из которых был организован при Хоровой капелле Санкт-Петербурга и стал продвигать проекты на основе арт-коллабораций [5, с. 3440]. Что же такое арт-коллаборации? Под арт-коллаборациями сегодня понимается креативное партнерство в сфере культуры и искусства, осуществляемое с целью создания и совместного продвижения проектов и брендов. С точки зрения исследователей явления, арт коллаборации — мощный инструмент развития и расширения современного культурного пространства [5, с. 17-25].

Чтобы было ясно, о чем идет речь, кратко охарактеризуем один из последних проектов, осуществленных Капеллой в содружестве с Гильдией парфюмеров. Это — Фестиваль концептуального искусства парфюмерии, кулинарии и живописи «Февральская сирень». Цветущие кусты сирени в заснеженном Петербурге. Авторские ароматы коллекции «Сиреневые истории» от Гильдии парфюмеров, парфюмерный мастер-класс, возможность создать незабываемый аромат, художественный мастер-класс «Рисуем ароматными красками», «Сиреневое лакомство» — кондитерское шоу. Посетители этого событийного кластера были невольно вовлечены и в концертные программы.

Явление арт-коллабораций, несомненно, имеет свою историю, которая уходит корнями в феномен синтеза искусств. Мы знаем, что, возникнув в области прикладных форм творческой деятельности, обслуживающих быт человека, с развитием технологий, процесс этот охватил сферы преподносимого искусства, с особой силой проявив себя в таких исконно синтетических видах как театр и кино. Можно с большой долей уверенности сказать, что возникновение

синтеза было стимулировано той же целью — необходимостью привлечения зрителя, расширения спектра возможностей влияния на него через воздействие на сенсорную систему. Отсюда в современном театре полифонически воссоединены не только звуковые, кинетические, визуальные составляющие в их традиционном материальном и художественном воплощении, но и такие субстанции, как вода, пар, цвет, свет, запахи (т. е. вся палитра средств, воздействующих на многоканальную систему восприятия человеком мира).

Нащупав новые возможности в плане соединения разного, порой несоединимого, музыкальное искусство двинулось в сторону тех областей, которые исконно не входили в его орбиту. Тем более, что идеи такого рода парадоксальных соединений творческая практика разных областей предоставляла. Один из возможных примеров, иллюстрирующих их возникновение к середине ХХ века, — платье с лобстером знаменитого итальянского модельера Эльзы Ски-апарелли, вдохновленное скульптурой Сальвадора Дали и сделанное по его эскизам. Но что стало мощным толчком к развитию данного явления? Ответ на этот вопрос лежит в сфере психологии.

В высоко конкурентной среде у концертно-театральных организаций, осуществляющих музыкальные проекты, одной из главенствующих является задача «отстроиться» от конкурентов, выделиться. Предлагая своей целевой аудитории некий творческий продукт, основанный на сочетании составляющих, соединение которых представлялось ранее немыслимым, его авторы вызывают у потребителей разные, но весьма сильные эмоции — удивление, недоумение, напряжение и т. п., по своей силе граничащие с состоянием стресса.

Любопытно, что исследования в области психологии доказывают, что стресс — это не обязательно негативное эмоциональное потрясение. С точки зрения канадского ученого Ганса Селье и его школы, стресс умеренной силы, именуемый дистрессом, оказывает положительное влияние на человека, «...проявляется в ряде психологических свойств: в улучшении внимания, повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы»1. В этом и заключена

1 Г. Селье предположил, что «существуют индивидуальные различия гормональной

продукции при стрессе». Развивая эту мысль, его последователи стали выделять две фор-

мы влияния стресса: «"стресс льва" (eu-stress), повышающий функциональные возможно-

сти организма (у льва в надпочечниках обнаруживается преимущественно норадреналин —

«агрессивный», «активный» биогенный амин, обеспечивающий наступательную реакцию) и "стресс кролика" (distress), понижающий уровень активности (надпочечники кролика при стрессе выделяют гормоны, вызывающие страх и оборонительные реакции)». См.

об этом: [6, с. 413].

причина того, что арт-коллаборации интенсифицируют коммуникацию со зрителем. Не будет преувеличением утверждение, что арт-коллаборации дают возможность выйти за рамки привычного и достичь высокого коммуникативного взаимодействия с аудиторией.

Что еще с точки зрения эффективности продвижения музыкальной классики посредством арт-коллабораций значимо в союзе разнопрофильных организаций, объединяющих свои ресурсы по реализации проектов в сфере искусства? Ответов несколько:

- обе стороны подпитываются образами и ценностями друг друга;

- появляется новая клиентура;

- укрепляется доверие публики творческой стороны и клиентуры бизнес-стороны;

- увеличивается охват СМИ.

Не удивительно, что интерес к арт-коллаборативным проектам неуклонно возрастает. В сфере музыкального искусства это, конечно же, не только опыт Хоровой капеллы, креативный центр которой оказывает консультативные услуги иным творческим организациям по созданию нового и необычного продукта. Примеров немало, укажем на интересный опыт такой старейшей в России концертной организации, как СПб ГБУК «Петербург-концерт», активно работающей в креативно-индустриальном направлении и реализующей разнообразные арт-коллаборативные проекты, преимущественно в фестивальном формате. В ряду таких событий — фестиваль современного цифрового искусства «Art & Tech», прошедший в ноябре 2022 года в Екатерининском собрании. Основу проекта составила интеграция разных форм искусства и технологий. Музыкальная составляющая объединила четыре музыкальных пласта, продемонстрировав возможность сосуществования разных музыкальных контентов (академического, джазового, электронного), смена которых завершалась диджейским рейвом2. В сопровождении видеомэппинга, осуществляемого в реальном времени художницей Надеждой Бей, событие укладывалось в рамки аудиовизуального перформанса.

Другой фестиваль «Петербург-концерта» — «Время Стравинского» — соединял шедевры Мастера, сочинения современных композиторов, развивающих его идеи и стилистику, лекции музыковедов-критиков, исполнительские мастер-классы, выставку современного искусства молодых художников, видеоинсталляцию «Стравинский и фольклор», созданную на основе архивных материалов, мультимедийную программу «Солнцеворот», творчество медиа-художников, вдохновляемых музыкой композитора, и многое другое. Проект «Podium seasons» объединил формат показа мод с демонстрацией одежды,

2 Диджейский рейв — организованная музыкально-танцевальная вечеринка.

выполненной с использованием принтов картин современных художников, и классическую музыку3.

Конечно, проекты такого рода, аккумулируя разные целевые аудитории, имеют мощный просветительский потенциал. Они интересны как с художественной, так и с коммерческой точек зрения. Однако, если с позиции маркетинга проблема достаточно ясна, то возникает другой вопрос: какова результативность проявления креативных индустрий и арт-коллабораций в области творчества, в самой музыке? И здесь отметим, что доминирование проектных форм в современном искусстве, когда создателем произведения уже не является один человек, а авторство коллегиально — тоже следствие креативно-индустриального контекста с высокотехнологичными процессами производства творческого продукта.

Одним из показательных примеров воплощения арт-коллабораций на основе современных технологий является эпический концептуальный перфор-манс «Apologue 2047»4, созданный известным китайским режиссером Чжан Имоу в творческом союзе со студиями «White Void», студией роботизированной анимации «AndyRobot», российской медиа-дизайн студией «Радуга Дизайн» («Radugadesign») и др., спрограммировавшими и управляющими гигантским многочастным кинетическим перформативным шоу.

Произведение сфокусировано на теме новых технологий, неотъемлемой частью которых в XXI веке стал человек. Вторжение техники в пространство человеческой реальности — одна из глобальных проблем современности, осмысливаемая философией как конфликтная, грозящая разрушением ценностных оснований человеческого бытия. «В первой половине двадцатого века перед западной цивилизацией в полный рост встала проблема, связанная с острым конфликтом между развивающейся все более быстрыми темпами технологией индустриального производства и необходимостью сохранения

3 См. записи конференции «Управление Арт-проектами в современной культуре и социуме» (РГК 2022), доклада «Синергия классического концертного зала и креативного пространства, актуальные тренды работы с молодежью на примере деятельности "Петербург-концерта" Хомовой К. К.» в Интернете по адресу: URL: https://vk.com/ video-217021268_456239062

4 Аполог (от др.-греч. йлбХоуод — «повествование, рассказ») — литературный жанр, нравоучительное повествование, построенное на аллегорическом изображении животных или растений, своего рода краткий аллегорический рассказ из жизни животных, басня [7]. Для числа 2047, по мнению автора данного текста, цифра 4 символична, так как указывает на его четырехзначный состав, ассоциируется в нумерологии с энергией земли, надежностью, равновесием, постоянством, рациональностью, усердием, стойкостью. Традиционные искусства, к которым обращается автор, — это почва, ее энергия, постоянство и надежность. На этой основе в линейной прогрессии развивается все новое, сохраняющее связь со своими «основами». Утрата последней равносильна смерти, ведь фонетически на китайском «четыре» совпадает со словом «смерть».

того основания, которым ранее определялась самая суть человеческого», — пишет О. Мышкин [8, с. 31]. Тема эта постепенно входит и в дискурсивную практику искусства.

Поясняя художественную концепцию произведения, Чжан Имоу говорит: «Если бы вы смотрели на прогресс цивилизации в линейной временной перспективе, то в одном направлении вы бы увидели 5000 лет цивилизации, а в другом — будущее науки и техники, быстрое и интерактивное» [9]. То есть прошлое и будущее связаны, а материализацией этой идеи в рамках художественного произведения становится соединение древних и современных художественных практик на основе инновационных компьютерных ресурсов5.

Один из ракурсов раскрытия темы глубинных контактов прошлого с настоящим — организация опосредованного искусством взаимодействия людей и роботов. В одной из частей второго сезона исполнители из провинции Фуц-зянь представляют древние народные китайские песни. Технологическая альтернатива народному — большой роботизированный оркестр, включающий гитары, активируемые лазером, арфу и литавры. Старое и новое объединяются, ведь искусство несет заряд жизни и оптимизма6.

В разделе «Любовь девушки-робота» («Robot Girl Love») соединено популярное в горных провинциях северо-запада Китая (включенное ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества) традиционное пение хуа'эр, современный танец, экраны и голографические проекции, робот со специальной подвеской для подключения девушки-танцора, которая становится как бы частью робот-установки. Юноша, бросая монетку в кассовый аппарат, активирует робота и танцует с парящей над ним девушкой. Движения, выполняемые роботом, становятся частью хореографии; светодиодные экраны транслируют цифровой космический ландшафт, изменяемый в зависимости от жестов и движений. Именно он придает дополнительный смысл танцу любви, поскольку представляет собой визуализацию Вселенной. Древние напевы, подтекстованные стихами, сочиненными Чжаном Имоу, насыщены символикой китайской культуры, они о вечном — лучах Солнца, Луне, непрерывности течения времени и рек, Млечном Пути как небесном астральном потоке7.

5 Данный визуальный материал (URL: https://www.behance.net/gallery/54395897/2047-Apologue-Weaving-Mashine) демонстрирует степень технологичности процесса создания и представления произведения и его высочайший художественно-эстетический уровень.

6 См. видео: URL: https://www.youtube.com/watch?v=j2GKIVHmN3w

7 См. видео: URL: https://www.andyrobot.com/2047-apologue

Другой пример — мультимедийная опера «Кьюриосити» (Curiosity)8. Это совместный проект электротеатра «Станиславский» и продюсера Максима Шостаковича, разработанный в рамках творческой лаборатории «КоOPERAция». К ее созданию также причастен целый творческий коллектив: проект осуществлен при поддержке Центра электроакустической музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (СЕ-АММС) и Союза композиторов России. Опера вдохновлена Twitter-аккаунтом марсохода Curiosity. Марсоход Curiosity — главный персонаж оперы, который на поверхности красной планеты в течение многих лет осуществляет научные исследования, посылая на Землю информацию о своих научных изысканиях.

Это прямой контакт между машиной и человеком. Основой общения между двумя разумами становится язык программирования — своего рода фундамент как для партитуры, так и для музыкальной драматургии оперы. Противопоставление живого и неживого (прошедшего через электронную обработку) звучания дает возможность задуматься над тем, может ли машина быть человечнее людей.

«Сиг^йу» — электроакустическая мультимедиа-опера с использованием музыки, света и видео, художественно связанных друг с другом. Музыкальный мир сочинения в рамках микстовой композиции, звуковой комплекс которой единовременно задействует электронику и живых исполнителей, разнообразен. В основе драматургии — три линии: линия авторов, обсуждающих, какой должна быть современная опера; рассказ о судьбах операторов, обслуживающих Марсоход, и линия судьбы самого Марсохода. Исполнение изначально было предназначено для конкретного места — арт-парка Никола-Ленивец в Калужской области и конкретного события в рамках фестиваля «Архстояние» — крупнейшего в Европе и России фестиваля ленд-арта и ландшафтных арт-объектов. В одном из арт-объектов — Зиккурате (обсерватории древних) нашла свое место опера о Марсоходе. Таким образом, данное произведение — также продукт арт-коллабораций — объединения усилий разных организаций и специалистов из разных областей знания.

Подводя итог сказанному, согласимся с мнением исследователей, подчеркивающих, что «коллаборационный формат проектной деятельности зарекомендовал себя как эффективный инструмент достижения общих целей, будь то создание и внедрение оригинального продукта, услуги или же расширение аудитории» [10, с. 20]. Очевидно, что развитие креативных индустрий в сфере искусства имеет два значимых вектора. Первый нацелен на создание

8 Curiosity — марсоход Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства NASA (США), запущенный 26 ноября 2011 года и до сих пор выполняющий научную работу на поверхности Марса.

арт-коллаборативных проектов, инициируемых учреждениями культуры и искусства по схеме «искусство + другой вид искусства + бизнес» и ставящих ряд важных целей по созданию новых форматов преподнесения искусства; привлечению новых аудиторий, преимущественно молодежных; полноценной реализации своей просветительской миссии при высокой окупаемости произведенных затрат.

Второй вектор напрямую связан с творчеством, с рождением новых видов высокохудожественной продукции, создаваемой путем объединения усилий разнопрофильных специалистов — композиторов, режиссеров, дизайнеров, программистов, инженеров и др., представляющих нередко различные организации, аккумулирующие свои ресурсы для достижения целей и задач по созданию художественных произведений, как правило, выходящих за рамки традиционных жанровых моделей и открывающих перспективы нового экспериментального искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Creative Industries Mapping Document. 1998. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.gov.uk/government/publications/creative-industries-mapping-documents-2001 (дата обращения: 16.05.2023).

2. Что такое креативные индустрии [Электронный ресурс]. URL: https://secretmag. ru/enciklopediya/chto-takoe-kreativnye-industrii-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm (дата обращения: 16.05.2023).

3. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://static.government. ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 02.04.2023).

4. Королёва И. Б., Соколова И. Л. Креативные индустрии в России и мире: состояние, тенденции и проблемы управления развитием // Baikal Research Journal. Электронный научный журнал Байкальского университета, 2022, Т 13, № 3. [Электронный ресурс]. DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).14 (дата обращения: 12.05 2023).

5. Хомова О. С. Арт-коллаборации как драйвер креативной индустрии // Управление АРТ-проектами в современной культуре и социуме / ред. А. В. Крылова. Ростов-на-Дону: Рос. гос. конс. им. С. В. Рахманинова, 2021. С. 34-40.

6. Прохоров А. О., Валиуллина М. Е., Габдреева Г. Ш. и др. Психология состояний: уч. пос. / под ред. А. О. Прохорова. М.: Когито-Центр, 2011. 624 с.

7. Ушаков Д. Н. Толковый словарь [Электронный ресурс]. URL:https://dic.academic. ru/contents.nsf/ushakov/ (дата обращения: 19.02.2023).

8. Мышкин О. Человек и техника: в поисках нового способа сосуществования // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2015. № 3. С. 31-42. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-tehnika-v-poiskah-novogo-sposoba-sosuschestvovaniya/viewer (дата обращения: 10.05.2023).

9. 2047 APOLOGUE Live performance collaboration with Zhang Yimou [ Электронный ресурс]. URL: https://www.andyrobot.com/2047-apologue (дата обращения: 18.07.2023).

10. Аликперов И. М., Мезюров А. А. Арт-коллаборация: эффективный инструмент развития городского культурного пространства // Муниципалитет: экономика и управление. 2021. № 4. С. 17-25.

REFERENCES

1. Creative Industries Mapping Document. 1998. [Elektronnyi resurs]. URL: https://www. gov.uk/government/publications/creative-industries-mapping-documents-2001 (data obrashcheniia: 16.05.2023).

2. Chto takoe kreativnye industrii [Elektronnyi resurs]. URL: https://secretmag.ru/ enciklopediya/chto-takoe-kreativnye-industrii-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm (data obrashcheniia: 16.05.2023).

3. Kontseptsiia razvitiia tvorcheskikh (kreativnykh) industrii i mekhanizmov osushchestvleniia ikh gosudarstvennoi podderzhki v krupnykh i krupneishikh gorodskikh aglomeratsiiakh do 2030 goda [Elektronnyi resurs]. URL: http://static. government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (data obrashcheniia: 02.04.2023).

4. Koroleva I. B., Sokolova I. L. Kreativnye industrii v Rossii i mire: sostoianie, tendentsii i problemy upravleniia razvitiem // Baikal Research Journal. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Baikal'skogo universiteta, 2022, T 13, № 3. [Elektronnyi resurs]. DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).14 (data obrashcheniia: 12.05 2023).

5. Khomova O. S. Art-kollaboratsii kak draiver kreativnoi industrii // Upravlenie ART-proektami v sovremennoi kul'ture i sotsiume / red. A. V. Krylova. Rostov-na-Donu: Ros. gos. kons. im. S. V. Rakhmaninova, 2021. S. 34-40.

6. Prokhorov A. O, Valiullina M. E., Gabdreeva G. Sh. i dr. Psikhologiia sostoianii: uch. pos. / pod red. A. O. Prokhorova. M.: Kogito-Tsentr, 2011. 624 s.

7. Ushakov D. N. Tolkovyi slovar' [Elektronnyi resurs]. URL:https://dic.academic.ru/ contents.nsf/ushakov/ (data obrashcheniia: 19.02.2023).

8. Myshkin O. Chelovek i tekhnika: v poiskakh novogo sposoba sosushchestvovaniia // Vestnik PNIPU. Kul'tura. Istoriia. Filosofiia. Pravo. 2015. № 3. S. 31-42. [Elektronnyi resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-tehnika-v-poiskah-novogo-sposoba-sosuschestvovaniya/viewer (data obrashcheniia: 10.05.2023).

9. 2047 APOLOGUE Live performance collaboration with Zhang Yimou [ Elektronnyi resurs]. URL: https://www.andyrobot.com/2047-apologue (data obrashcheniia: 18.07.2023).

10. Alikperov I. M., Meziurov A. A. Art-kollaboratsiia: effektivnyi instrument razvitiia gorodskogo kul'turnogo prostranstva // Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie. 2021. № 4. S. 17-25.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Крылова А. В. — д-р культурологии, канд. искусствоведения, проф., проректор по научной работе; a.v.krilova@rambler.ru ORCID ГО: 0000-0003-3718-0810

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Krylova A. V. - Dr. Habil. (Cultural Studies), Cand. Sci. (Art Studies), Prof., Vice-rector for Research Work; a.v.krilova@rambler.ru ORCID ID: 0000-0003-3718-0810

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.