КАНЮК Алексей Сергеевич,
доктор педагогических наук, доцент, профессор РАО, проректор по образовательной деятельности и молодежной политике ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», e-mail: [email protected]
КУДИНОВА Светлана Геннадьевна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
ГЕРБА Виктория Анатольевна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ РЫНКИ В АСПЕКТЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРИМЕР РОССИЙСКОГО РЫНКА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ
Аннотация. В статье рассмотрено современное состояние российского рынка креативных индустрий в целом и отдельных его сегментов - арт-рынка и народно-художественных промыслов. Представлены отрасли, входящие в структуру креативных индустрий, определена их специфика, проанализированы основные игроки арт-рынка, рассмотрены действующие меры программной поддержки индустрии искусства со стороны государства, коммерческих игроков и некоммерческих организаций рынка. Выявлены основные проблемы рынка народно-художественных промыслов, с последующим определением роли Гжельского государственного университета в развитии данной отрасли креативных инду-стрий.
Ключевые слова: креативные индустрии, рынок искусства, некоммерческая деятельность, социальное предпринимательство, арт-рынок, народно-художественные промыслы, гжель.
KANYUK Alexey Sergeevich,
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Russian Academy of Education, Vice-Rector for Educational Activities and Youth Policy FGBOU VO "Gzhel State University"
KUDINOVA Svetlana Gennadievna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Finance
FGBOU VO "Gzhel State University"
GERBA Victoria Anatolyevna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Finance
FGBOU VO "Gzhel State University"
EMERGING MARKETS IN THE NON-PROFIT ASPECT: AN EXAMPLE OF THE RUSSIAN CREATIVE INDUSTRIES MARKET
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-235-248 NIION: 2018-0076-6/22-769 MOSURED: 77/27-023-2022-6-968
Annotation. The article considers the current state of the Russian market of creative industries in general and its individual segments - the art market and folk art crafts. The industries included in the structure of the creative industries are presented, their specifics are determined, the main players of the art market are analyzed, and the current measures of programmatic support for the art industry from the state, commercial players and non-profit organizations of the market are considered. The main problems of the market of folk art crafts are identified, with the subsequent definition of the role of Gzhel State University in the development of this branch of creative industries.
Key words: creative industries, art market, non-commercial activity, social entrepreneurship, art market, folk crafts, Gzhel.
В современных реалиях социально-экономического развития стран всего мира, креативные индустрии признаются одним из самых динамично развивающихся секторов экономики, это во многом обусловлено тем, что «самым «ходовым товаром» сегодня становятся идеи, воображение и творчество» [19], в структуре потребления растет значение художественной и эстетической составляющей в товарах.
Как социально-экономический феномен креативные индустрии обсуждаются не одно десятилетие, существует множество определений сущности и разнообразных подходов к данной категории что приводит к дискуссиям, в том числе того какие направления относятся к креативным инду-стриям. «Условно канонический список направлений - искусство, мода, дизайн, ремесла и так далее. Но в разных странах существуют значительные дополнения к нему» [10]. Различаются и подходы к трактовке термина с позиции: городского предпринимательства и урбанистической трансформации; креативности как катализатора экономических процессов; культуры и культурного продукта.
В России до недавнего времени «креативные индустрии жили в состоянии «коммуникационного подвижничества» — не были оформлены ни границы этой системы, ни экономическое пространство» [15]. Довольно длительный период креативные индустрии ассоциировались в основном со сферой культуры, при этом культурные и
креативные индустрии были синонимами, что вызывало множество вопросов.
В современных условиях, креативные индустрии в более полноценном виде становятся частью «Основ законодательства РФ о культуре». Министерством культуры РФ был представлен законопроект, определяющий базовые концепции для развития креативных индустрий. Впервые характеризуется сфера креативных индустрий, закрепляются понятия, необходимые для развития данного сектора экономики, культурные и креативные индустрии обоснованно разводятся, в отличие от культурных креативные индустрии, представлены коммерческими организациями, вводится в законодательное поле институт креативного предпринимательства.
В сентябре 2021 года Правительством РФ утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий до 2030 года, согласно которой «творческие (креативные) индустрии - сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества» [4].Отрасли, входящие в структуру творческих (креативных) индустрий представлены на рис. 1.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
Рис. 1. Направления креативной индустрии РФ
По данным исследования Высшей школы людей творческих профессий), что оставляет экономики, в 2019 году в креативной экономике 6,8% всех занятых в стране [14] (рис. 2) России работали 4,9 млн. человек (из них 3,5 млн
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата Рис. 2. Занятость в креативной экономике России
Креативная экономика мира аккумулирует порядка 3% ВВП и обеспечивает трудоустройством 1% экономически активного населения планеты. Анализ расчетных показателей удельного
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
веса креативных индустрий в ВВП России демонстрирует разные итоги - от 2,4 до 6 процентов. Во многом это обусловлено тем, что система ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономи-
ческой деятельности) не эффективна, а многие [26]. Большинство аналитиков характеризуют дан-компании функционируют в теневом секторе эко- ный показатель на уровне 2,4% ВВП (рис. 3). номики и, как следствие, выпадают из расчетов
Рис. 3. Вклад креативного сектора в ВВП государств (2019 г., %) [14]
По итогам 2019 года, наиболее динамич- тора стали ^-индустрия, реклама, телерадиове-ными индустриями российского креативного сек- щание, мода и музыка (рис. 4).
Рис. 4. Валовая добавленная стоимость креативных индустрий России (по отраслям, млрд. руб.) [14]
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
Российское государство - сырьевая держава, обладающая производственной базой и уникальными технологиями во многих отраслях. По прогнозам Минприроды РФ, «при нынешних уровнях добычи в России запасов нефти хватит на 59 лет, газа — на 103 года» [6]. Данное обстоятельство обуславливает актуальность смещения вектора социально-экономического развития страны из сырьевых отраслей в креативные, что впоследствии предоставит существенные возможности для конкурентных преимуществ государства.
В данном аспекте государство должно менять свое отношение к креативной индустрии, оказывая ей, в том числе и финансовую поддержку. Работа в этом направлении уже ведется. Например, за последние несколько лет Фондом Президентских грантов предоставлено около 8 миллиардов рублей на поддержку более трех тысяч проектов, которые попадают под понятие «креативной индустрии», в том числе и проект проведения «Российской Креативной недели». Безусловно это хороший вектор, но этого недостаточно для создания благоприятных и действенных условий развития креативных индустрий. В 2021 году российское правительство представило 42 «инициативы социально-экономического развития», реализация которых предполагается в среднесрочной перспективе 2021-2024 годов. Одна из таких инициатив - это программа поддержки креативных индустрий «Придумано в России». В этом же году в целях содействия реализации проектной деятельности в сфере искусства, культуры и креативных (творческих) индустрий был создан Президентский фонд культурных инициатив [3].
Специфика креативной индустрии подразумевает создание мер поддержки посредством формирования и развития некоммерческих организаций в плоскости данного сектора экономики. Например, в 2004 году была основана одна из первых экспертных организаций - Агентство «Творческие индустрии». Деятельность Агентства с фокусирована на образовательных, исследовательских, просветительских и консалтинговых проектах [29]. В 2020 году в Москве учреждена автономная некоммерческая организация «Агентство креативных индустрий». «По последним данным, в Москве работают около 100 тысяч креативных компаний и индивидуальных предпринимателей, в которых заняты более 400 тысяч человек. Совокупная выручка составляет свыше 3 миллиардов рублей». Цель функционирования Агентства заключается в обеспечении дополнительных
рабочих мест в творческом секторе, популяризацией его на мировой арене и созданием позитивного имиджа столицы России как международного центра креативных индустрий [30]. В 2021 были создана Федерация креативных индустрий, которая объединяет более 20 ведущих профессиональных организаций, успешных представителей креативного бизнеса и творческих союзов, а также, образованный на базе Центра дизайна Аг1р!ау, первый креативный технопарк, в который включены около 400 компаний, осуществляющих свою деятельность в таких областях как изобразительное искусство, архитектура, реклама, дизайна и т.д.
Россия обладает большим, но пока в недостаточной степени реализованным потенциалом развития креативной экономики [25], что подтверждает проведенный анализ российского арт-рынка (рынка искусств). Например, мировой арт-рынок оценивается в $50 млрд, однако доля России в нем — менее 1%. «Негативным фактором, тормозящим развитие российского рынка искусств, является низкая прозрачность рынка, что отпугивает потенциальных инвесторов, в том числе зарубежных. Также сказывается слаборазвитая система экспертизы, которая способствует росту подделок на рынке. Нехватка «качественного» товара сказывается на уровне проводимых торгов. Полностью раскрыть финансовый потенциал работ не позволяют существующие механизмы продвижения художников и их работ. Кроме того, рынок достаточно чувствителен к внутренним и внешним политическим событиям» [22]. Парадокс заключается еще и в том, что оборот реализации русских предметов искусства в международном пространстве значительно выше аналогичных объемов продаж на внутреннем арт-рынке. По данным Artinvestment.ru в докризисный период в 2019 году, продажи на внутренних аукционах составили 11,8 миллионов долларов, на мировой площадке - 411 миллионов долларов. По итогам 2020 года9,9 и 206 миллионов долларов соответственно. Основные события, связанные с продажами русского искусства в публичном пространстве отражены в таблице 1.
Основными игроками российской арт-инду-стрии, как и во всем мире, являются аукционные дома (более 12 организаций) и арт-дилеры (это около 100 наиболее весомых галерей и порядка 5 тысяч частных артдилеров)._К сожалению, российские арт-компании в мировые рейтинги не включены, большая их часть представлена в Москве и Санкт-Петербурге.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
Таблица 1
Главные события 2020 года, связанные с продажами русского искусства
в публичном поле
Нтуювл&шость ко.пекции
Современное российское искусство, собрание включает знаковые произведения концаXX-началаXXI века: живопись, скульптуру, инсталляцию, фотографию н видео. В корпоративной коллекции более №0 произведений. Стоимость экспонатов составляет до нескольких десятков тысяч долларов. Банк стал членом Меядунар о днпи ассоциации корпоративные колпепхионероЕ современного искусства (ГАС С С А); принял участие е многочисленных российских и зарубежных выставочных проектах.
«ЗОинКредитБанк* Русское искусство 20-х - 30-х годов - неаависимын поставаигарр. который в свое время не оыл официально признан; но имеет сейчас высокою художественную ценность.
«СДМ-баню> Русские художники от 1953 года до современности. В основе ссорания - русский реализм, но четкой концепции нет. Стоимость работ варьируется от 510 до $100 тыс.
нескатьких десятков тысяч долларов. Банк стал членом Международной ассоциации корпоративных коллекционеров современного искусства (ЕАСССА). принял участие в многочисленных российских и ¡зарубежных выставочных проектах.
Русское искусство 20-х - 30-я годов - некэЕистлын поставантарр, который в свое время не оьо официально признан; но имеет сейчас высока то художественную ценность.
«СДМ-банк» Русские художники от 1953 года до современности. В основе ссорания - русский реализм, но четкой концепции нет. Стоимость работ варьируется от 510 до $100 тыс.
нескольких десятков тысяч долларов. Банк стал членом Международной ассоциации корпоративных коллекционеров современного искусства (ЕАСССА), принял участие в многочисленных российских и зарубежных выставочных проектах.
— — .-^'-г ч !■-■-. ■■-■ I. I ■■ц ■ ^ «_ • ■' ■ ■ ► ■ ■ * л г*. I 1. .11!и ;
В 2020 году панденмия COVID-19 и связанный с ней кризис серьезно затронул в том числе и арт-рынок. При этом на российском публичном рынке в 2020 году количество работавших аукционных домов не изменилось, в максимально короткие сроки они адаптировались к условиям «локдауна», показатели проведенных торгов по итогам 2020 года практически сравнялись с сезо-
ном 2019 года, «некоторые аукционы начали осуществлять свою деятельность в «смешанном формате», сочетая физические и онлайн-торги» [18] (табл. 2). Согласно рейтингу Artinvestment.ru, ведущими российскими аукционными домами, , являются AI Аукцион, VLADEY, Кабинетъ, СОВКОМ и др [16].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
Таблица 2
Основные показатели российского арт-рынка в 2019-2020 гг.[16]
Показатель 2019 202 0 Л. %
Количество а^тлгионнык домов 12 12 0
Количество торгов 173 162 -6
Ооьем продаж ¥ млн. 11.81 9.S7 -16
Доля ст среднего суммарного эстимейта. % 25 35 -МО
Количество выставленных лотов, лгг. 19 05S 16 217 -15
Количество проданных лотов Шт. 10 220 9 236 -10
% 54 57
Средняя стоимость проданных лотов, £ тыс. 1 Лб 1,07 -7
Что касается галерей, роль которых на рынке давно перестала ограничиваться только коммерческой, то на фоне кризисных тенденций, впервые за 30-летнюю историю российского рынка современного искусства, была создана Ассоциация галерей - некоммерческая инициатива, направленная на поддержку деятельности галерей в России. По данным Artinvestment.ru, одними из самых известных галерей являются российские пионеры галерейного бизнеса - Московско-Лондонская Ovcharenko (бывшая «ReginaGallery») и Московская ХL.
В России, по данным аналитических агентств, проживает девять крупных частных кол-
лекционеров. Средних и мелких коллекционеров насчитывается несколько сотен. Что касается корпоративных коллекционеров, то они сейчас все больше рассматривают коллекционирование не как альтернативное инвестирование [20], а больше как социальный проект, направленный преимущественно на сохранение культурного наследия [22] (табл. 3). Поддержку молодому искусству оказывает с 2015 года российский филиал швейцарского банка CreditSuisse, однако его коллекция в России небольшая.
Таблица3
Крупнейшие корпоративные коллекционеры в России [23]
¿мллекжюкер__Направленность ко.ттещии_
-:;Газпром0аню:- Современное российское искусство, собрание включает знаковые произведения концаXX-начатаХХП века: живопись, скульптуру, инсталляцию, фотографию н видео. В корпоратнвнсй коллекции оолее 900 прошверенин. Стоимость экспонатов составляет до нескольких десятков тысяч долларов. Банк стал членом Меядунар о дней ассоциации ЕорпсрашЕных колпеЕинонероБ современного искусства (ЕАСССА), принял участие б многочисленные российских и ¡зарубежных выставочных
__проект ах._
■ЖЗниКредитЬанк;:' Русское искусство 20-х - 30-х годов - независимый поставангарр.
который в свое время не был официально признан; но имеет сейчас
__высокою ху доже с те е нттс ценность._
■:<СДМ-банк» Русские художники от 1953 года до современности. В основе собрания - русский реализм. но четкой концепции нет. Стоимость __работ БарьЕргуетсл ат 510 до $100 тыс._
В России наблюдается тенденция смещения деятельности коммерческих игроков арт-рынка, в плоскость проявления некоммерческих инициатив. Это происходит посредством разработки и реализации специальных программ направлен-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
ных на поддержку субъектов креативной индустрии. В качестве примере можно привести программы частного Музея современного искусства «Гараж», Фонда поддержки современного искусства ВИНЗАВОД [22], Фонда поддержки творче-
ских индустрий «Креативные практики», Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow, который стал логическим продолжением некоммерческой деятельности Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow [7] (в 2021 году участие в ярмарке приняли 77 галерей).
Рассматривая креативные индустрии в контексте некоммерческой деятельности можно отметить следующее. Во-первых, например, на российском рынке искусства представлены как коммерческие игроки, так и некоммерческие организации. Во-вторых, в 2019 году в правовом поле России появилось новое понятие «социальное предпринимательство» и, как следствие, еще одна форма ведения бизнеса - социальные предприятия [1].
В отличие от некоммерческой организации, социальное предприятия является коммерческой организацией, деятельность которой направлена на достижение общественно полезных целей и способствует решению социальных проблем [1]. Социальные предприятия обладают рядом преференций со стороны государства, в том числе имущественная (в частности, субсидии), информационная и иная поддержка.
Анализируя российский рынок креативных индустрий, с позиции социального предпринимательства, представляется интересным рассмотреть еще один сегмент креативной экономики -народно-художественные промыслы (НХП), которые «характеризуют деятельность по созданию художественных изделий утилитарного или декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственности развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного или механизированного труда мастеров» [2].
По оценкам Минпромторга РФ, за 30 лет страна лишилась более 200 промыслов. В 2019
голу, по данным Ассоциации «Народные художественные промыслы России», более 60% предприятий НХП были убыточными или низкорентабельными. В 2020 году, по данным Минпромторга РФ, падение объемов производства и продажи продукции НХП доходило до 70%, а предприятия находятся в критическом положении из за пандемии [17].
Большая часть произведенных изделий реа-лизовывалась на территории страны и только 1-3% экспортировалось. Согласно официальной статистике, около 80% изделий, изготавливалось на предприятиях шести субъектов РФ: Московская, Вологодская, Владимирская и Тверская области, г. Санкт-Петербург и Республика Дагестан. На данный момент 73 субъекта установили места традиционного бытования промысла (МТБ) [5], которые не содержат художественно-стилевые особенности НХП, характерные для другого МТБ. Насчитывается около 2 тыс. областей традиционного бытования НХП.
Основные участники рынка НХП - российские производители. Порядка 18% от общего объема ремесленных изделий художественными советами признавались продукцией художественного достоинства.
Среди крупнейших компаний-производителей НХП можно отметить ОАО «Павловопосад-ская платочная мануфактура», АО «Гжельский фарфоровый завод», ООО «Гусевской хрустальный завод» которые являются системообразующими предприятиями отрасли, формирующими сегмент российских креативных индустрий.
В таблице 4 представлен объем только легального рынка изделий НХП, так как комплексные данных по объему контрафактной продукции на данный момент отсутствуют.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
Таблица 4
Рынок НХП по объему выручки за 2019-2020гг.[17]
Название Регион Выручка, млн.руб
2019 2020 Отклонение 2020-2019г.
ОАО «Паеповопосадская платочная мануфактура» Московская обл. 722:40 397,70 -324,70
ПАО «Павловский Ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова» Нижегородская обл. 420,40 415,90 -4,50
ОАО «Ёлочка» Московская обл. 235,40 184,50 -50,90
АО «Хохломская роспись» Нижегородская обл. 195,90 §5,40 -110,50
АО «Узор» Ленинградская обл. 195.00 215.90 23.90
ПК «Дулевский фарфор» Московская обл. 193,10 100,90 -92,20
ЗАО «Великоусттогский завод «Северная чернь» Вологодская обл. 171,60 161,00 10,60
ООО "ПП «Кизляр" Р есп. Дагестан 163,70 144,40 -19,30
ООО "Каслинский завод архитектурно-художественного литья" Челябинская обл. 124,90 114,50 10,40
ГУПБХП "Агидель'РБ Респ. Башккортостан 123,70 92,40 -31,30
ООО "Жостовская фабрика" Московская обл. 114,90 96,00 -18,90
ЗАО "Фабрика "Ростоская финифть" Ростовская обл. 109,00 79,50 -29,50
ООО "Борисовкая керамика" Белгородская обл. 107,00 57,20 -49,80
ООО "Гусев-ской хрустальный завод им. Мальцова" Владимирская обл. 105,20 102,30 -2,90
АО "Гжельский фарфоровый завод " Московская обл. 97,70 90,60 -7,10
ООО "Дятьковский хрустальный завод плюс" Брянская обл. 84,70 89,90 5,20
ООО "ДО Промыслы В ер бил ок" Московская обл. 79,20 70,90 -8,30
ОАО " Торжокски е зол от мне ей" Тв^ская обл. 78,20 55,10 -23,10
АО "Семикаракорская керамика" Ростовская обл. 66,10 44,20 -21,90
Исходя из данных таблицы, можно отметить преимущественное количество компаний, находящихся в Московской области. Среди них АО «Гжельский фарфоровый завод» и ООО «Жостовская фабрика декоративной росписи» работают в статусе социального предприятия. По данным Федеральной налоговой службы, на территории Московской области зарегистрировано 547 средних, малых и микро социальных предприятий, из
них только 4 осуществляют деятельность по коду 32.99.8 Производство изделий народных художественных промыслов [12].
Продукция народных художественных промыслов включает в себя широчайший диапазон товаров. Ключевыми сегментами российского рынка по объемам выручки предприятий, исходя их данных 2018-2019 гг., являлись текстильные изделия, изделия из металла и керамика (рис. 5).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
Рис. 5. Ключевые сегменты российского рынка
Рейтинг «промысловых брендов», сформированный на основе ассоциативных ответов респондентов, показал немного другие, но вполне ожидаемые результаты. На первых трех местах расположились одни из самых известных народ-
ных художественных промыслов - хохлома, гжель и дымковская игрушка (рис. 6). Следует отдельно отметить, что пользуются популярностью именно изделия народных промыслов с соответствующими характеристиками, а не производители.
Рис. 6. Рейтинг изделий НХП по мнению респондентов (2017) [17]
В последние годы интерес к НХП начал расти со стороны государства, предпринимателей, некоммерческих и коммерческих организаций на фоне растущей популярности культурно-исторической тематики, реконструкторских событий и мероприятий, основанных на принципах «живой истории», а также просто — увеличения внутреннего турпотока [11]. Однако общие тенденции спада развития рынка НХП связаны с рядом общих проблем.
Основная проблема рынка НХП, являющимся сегментом креативной индустрии, обусловлена тем, что права на промысел не принадлежат юридическому лицу (нет авторского права), а является народным промыслом, географическим местом развития ремесла. В качестве примера, можно привести значение названия «Гжель» - это
и русский народный промысел, и вид русской народной росписи, относящийся к бело-голубой керамике, а также один из традиционных российских центров производства керамики. С исторической и культурной точки зрения «Гжель» представляет собой обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст» [31].
Еще одной проблемой является то, что особой группой производителей товаров НХП являются частные мастера, подавляющая часть которых не легализована. Многие из них производя продукцию ненадлежащего качества являются носителями уникальных знаний, в том числе считающихся утерянными. При этом формируется высокая стоимость изделия так как в структуре себестоимости декоративно-художественного изделия низкая выработка продукции на одного
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
мастера с учетом ручного труда и большой удельный вес расходов на оплату труда, что снижает рентабельность. Влияние оказывает и устаревшая материально-техническая база.
Кадровый потенциал также является проблемным аспектом отрасли. Происходит старение специалистов. По оценкам экспертов, средний возраст мастеров - 50 лет. Большинство выпускников профильных вузов не работают по специальности по причине низких зарплат (в среднем не выше 20 тыс. руб., по данным hh.ru) [17]. Так же по данным Минпромторга, в 334 из 370 населенных пунктов, которые сегодня являются центрами НХП, было выявлено неудовлетворительное качество городской среды, что провоцирует миграцию трудовых ресурсов. Всего с 2002 по 2016 годы их население в среднем сократилось почти на 5% (местами 68%) жителей, что не позволяет формировать передачу уникальных навыков и исторически сложившихся особенностей НХП [11].
Не менее важной проблемой рынка является разобщенность НХП и нарушение кооперации, что не обеспечивает в должной мере логистику, общие рынки сбыта, формирование здоровой конкуренции, а так же контроль качества и уровня выпускаемой продукции. Некоторыми предприятиями и частными мастерами не соблюдаются традиционные технологии в целях удешевления товара. Нельзя проигнорировать широкое распространение контрафактной продукции. Традиционные производители вынуждены конкурировать с типовой промышленной продукцией со схожим дизайнерским решением[17], выпущенной преимущественно в Китае. «Низкая стоимость китайской продукции привлекает как оптовых покупателей, так и конечных потребителей» [13], что приносит ущерб отрасли.
В целом, рынок НХП имеет большой потенциал, так как креативные индустрии, основанные на традициях, все более и более востребованы. Однако практически полное отсутствие конкурентоспособных современных форм дизайнерских решений использования традиционных изделий НХП не позволяет предприятиям выйти на массовые рынки, включая как внутренние, так и внешние направления.
Подтверждением инвестиционного интереса к развитию рынка НХП является Московская область, где в 2023 году планируется создание туристско-рекреационного кластера «Город Гжель». В нем будут усадьбы, музеи, интерактивные площадки и парковая зона. В состав кластера включат Гжельский фарфоровый завод, усадьбы Быково и Раменское, Боровский курган и фабричный комплекс. Музей в составе кластера будет рассчитан на 5 тыс. экспонатов. Там также созда-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
дут образовательные площадки для молодежи. К 2025 году турпоток в кластер должен составить порядка 700 тыс. человек. Важным событием была покупка ПАО АФК «Система» в конце 2019 г. доли в УК «Гжель» (37,5%), владеющей находящимся на грани банкротства заводом «Объединение Гжель». Финансовым партнером ПАО АФК «Система» выступила «Сбербанк Инвестиции» [9]. Цель приобретения предприятия НХП - тестирование рынка НХП в РФ. По мнению инвесторов, проект обладает достаточно высоким потенциалом развития за счет модернизации производства, обновления ассортимента продукции и увеличения туристического трафика [21].
Таким образом для развития рынка НХП становится объективной необходимостью формирование единого арт-пространства на всех стадиях цикла от подготовки кадров, до контроля качества. На примере гжельского промысла создание среды возможно начать на базе Гжельского государственного университета (ГГУ) с учетом формировании нескольких сфер взаимодействия.
Университет можно рассматривать как площадку для решения проблемы учета и подготовки квалифицированных специалистов (кадров). Являясь уникальным учебным заведением с 1899 г. ГГУ создает национальную художественную школу керамики и известен как международный центр подготовки художников-керамистов [32], ежегодно выпускает керамистов по программам высшего и среднего образования, а также популяризирует данный вид искусства через дочерние художественные школы.
Имея многолетний опыт и высококвалифицированных специалистов университет может стать центром методической и методологической базы, выступить в роли куратора в процессе формирования требований по качеству и фиксированию оригинальности гжельского узора, что будет способствовать снижению показателей низкокачественных товар и подделок, представленных на рынке. Рассматривая выпускников по творческим направлениям подготовки в качестве потенциальных субъектов арт-пространства следует отметить что в университете реализуются образовательные программы, позволяющие решить вопрос нехватки «нетворческих» специалистов в креативной сфере: квалифицированных менеджеров, маркетологов, PR-специалистов и др. При наличии кооперации с производителями изделий народно-художественных промыслов, возможно снижение существующей тенденции оттока населения из малых и средних городов, из сел, способствуя тем самым развитию социального предпринимательства в данном секторе креативных инду-стрий.
Гжельский промысел обладает практически всеми условиями для формирования социального предпринимательства, направленного на достижение общественно полезных целей [24], способствующих решению социальных проблем граждан и общества в рамках «Гжельского куста». Развитие Гжельского кластера, кооперация и взаимодействие между учебными заведениями, предприятиями, а также населением МТБ, позволит решить основные социально-экономические проблемы отрасли (отток кадров, популяризация НХП, сохранение традиций и истории НХП, повышение инвестиционной привлекательности отрасли и региона).
Подводя итог, следует отметить, что креативные индустрии, как и любой сектор экономики, требуют концептуализации и координации инструментов поддержки [27]. Для действенного развития российского рынка креативных индустрий становится необходимым определение стратегических направлений, разработки методики и комплексной системы оценки деятельности субъектов креативной экономики. В современных условиях важно понять, каким образом предложенные Министерством культуры РФ нововведения будут реализованы другими структурами, и что не менее важно, при реализации системной программной поддержки креативных индустрий необходимо учитывать их специфику заключающуюся в том числе в их автономности, гибкости а также осуществление коммерческой деятельности в контексте проявления некоммерческих инициатив.
Список литературы:
[1] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» от 26.07.2019 № 245-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_329995/ (дата обращения: 12.05.2022).
[2] Федеральный закон «О народных художественных промыслах» от 06.01.1999 № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_21497/ (дата обращения: 12.05.2022).
[3] Указ Президента РФ от 17 мая 2021 № 287 «О создании президентского фонда культурных инициатив» [Электронный ресурс]. - URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202105170062 (дата обращения: 12.05.2022).
[4] Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) инду-
стрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_396332/ (дата обращения: 12.05.2022).
[5] Приказ Минпромторга России от 18 февраля 2019 № 451 Об утверждении Положения о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (с изм. ) [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/542643256 (дата обращения: 12.05.2022).
[6] 40 стран по запасам и добыче нефти 2021: место России в списке [Электронный ресурс]. - URL: https://top-rf.ru (дата обращения: 12.05.2022).
[7] Cosmoscow 2020 объявляет первых участников [Электронный ресурс]. - URL: http:// cultradio.ru (дата обращения: 12.05.2022).
[8] Ассоциация галерей [Электронный ресурс]. URL: https://agarussia.art/
[9] АФК «Система» приобрела 37,5% долей в ООО УК «Гжель» [Электронный ресурс]. - URL: https://sistema.ru/press/ (дата обращения: 12.05.2022).
[10] Гибкая креативная индустрия [Электронный ресурс] // Российская газета. 2021. 7 июня. -URL: https://rg.ru (дата обращения: 12.05.2022).
[11] Дело промысла: можно ли спасти российских мастеров [Электронный ресурс] / Известия. 2019. 7 сент. - URL: https://iz.ru/916877/ (дата обращения: 12.05.2022).
[12] Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 12.05.2022).
[13] Капитонова Е. Борьба с контрафактом в сфере народных промыслов: теория и практика [Электронный ресурс] // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. № 8. - URL: http://ivo. garant.ru (дата обращения: 12.05.2022).
[14] Картотека: креативные индустрии в России Творчество как двигатель экономики. Научно-образовательный портал IQ [Электронный ресурс]. - URL: https://iq.hse.ru/news/492970553. html (дата обращения: 12.05.2022).
[15] Минкультуры представило на обсуждение проект по развитию креативных индустрий [Электронный ресурс] // Российская газета 2021. 11 июня. - URL: https://rg.ru (дата обращения: 12.05.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
[16] Российской рынок предметов искусства - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https:// dcenter.hse.ru (дата обращения: 12.05.2022).
[17] Рынок народно-художественных про-мыслов-2021. Исследование НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. Центр развития. - URL: https:// dcenter.hse.ru/otrasli (дата обращения: 12.05.2022).
[18] Рынок русского искусства и арт-рынок России. Итоги и основные цифры 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: https://artinvestment.ru/ russian-art-market-reports/2020.html (дата обращения: 12.05.2022).
[19] Савина О. Творчество как товар. Как развивается креативная экономика в России [Электронный ресурс]. - URL: https://polit.ru/ article/2020/08/24/creative/ (дата обращения: 12.05.2022).
[20] Саркисянц А. Традиционные и альтернативные активы инвестиции в русское искусство [Электронный ресурс] // Бухгалтерия и банки. 2019. 3 марта. - URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 12.05.2022).
[21] Сбербанк и АФК стали совладельцами производителя гжельского фарфора [Электронный ресурс]. - URL: https://rbc.ru (дата обращения: 12.05.2022).
[22] Седых И.А. Российский рынок предметов искусства [Электронный ресурс]. НИУ ВШЭ. 2018. - URL: https://dcenter.hse.ru/data (дата обращения: 12.05.2022).
[23] Почему компании покупают искусство и собирают собственные коллекции [Электронный ресурс] // Финансовая газета. 2019. 9 февр. -URL: https://fingazeta.ru/people/eksperty/454171 (дата обращения: 12.05.2022).
[24] Социальное предпринимательство [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rspp.ru (дата обращения: 12.05.2022).
[25] Творчество как товар. Как развивается креативная экономика в России? [Электронный ресурс]. - URL: https://polit.ru/ (дата обращения: 12.05.2022).
[26] Что значит креативная индустрия для экономики РФ [Электронный ресурс] // Российская газета. 2021. 7 июня. - URL: https://rg.ru (дата обращения: 12.05.2022).
[27] Щукин Д. Гибкая креативная индустрия [Электронный ресурс] // Российская газета. 2021. 6 июля. - URL: https://rg.ru (дата обращения: 12.05.2022).
[28] Ассоциация «Народные художественные промыслы России» [Электронный ресурс]. URL: https://nkhp.ru (дата обращения: 12.05.2022).
[29] Агентство «Творческие индустрии» [Электронный ресурс]. - URL: http:// creativeindustries.ru (дата обращения: 12.05.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
[30] Агентство креативных индустрий [Электронный ресурс]. - URL: https://moscow-creative.ru (дата обращения: 12.05.2022).
[31] Википедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 12.05.2022).
[32] Гжельский государственный университет [Электронный ресурс]. - URL: http://www.art-gzhel.ru (дата обращения: 12.05.2022).
Spisok literatury:
[1] Federa I 'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O razvitii malogo i srednego pred-prinimatel'stva v Rossijskoj Federacii» v chasti zakrepleniya ponyatij «social'noe predprinima-tel'stvo», «social'noe predpriyatie» ot 26.07.2019 № 245-FZ [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_329995/ (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[2] Federal'nyj zakon «O narodnyh hudozhest-vennyh promyslah» ot 06.01.1999 № 7-FZ [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_21497/ (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[3] Ukaz Prezidenta RF ot 17 maya 2021 № 287 «O sozdanii prezidentskogo fonda kul'turnyh ini-ciativ» [Elektronnyj resurs]. - URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202105170062 (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[4] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 20 sent-yabrya 2021 g. № 2613-r Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya tvorcheskih (kreativnyh) industrij i mekhaniz-mov osushchestvleniya ih gosudarstvennoj podder-zhki v krupnyh i krupnejshih gorodskih aglomeraciyah do 2030 g. [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_396332/ (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[5] Prikaz Minpromtorga Rossii ot 18 fevralya 2019 № 451 Ob utverzhdenii Polozheniya o regis-tracii Ministerstvom promyshlennosti i torgovli Rossijskoj Federacii obrazcov izdelij narodnyh hudozhest-vennyh promyslov priznannogo hudozhestvennogo dostoinstva po predstavleniyu organov ispolnitel'noj vlasti sub»ektov Rossijskoj Federacii (s izm. ) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/542643256 (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[6] 40 stran po zapasam i dobyche nefti 2021: mesto Rossii v spiske [Elektronnyj resurs]. - URL: https://top-rf.ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[7] Cosmoscow 2020 ob"yavlyaet pervyh uchastnikov [Elektronnyj resurs]. - URL: http://cultra-dio.ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[8] Associaciya galerej [Elektronnyj resurs]. URL: https://agarussia.art/
[9] AFK «Sistema» priobrela 37,5% dolej v OOO UK «Gzhel'» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://sistema.ru/press/ (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[10] Gibkaya kreativnaya industriya [Elektron-nyj resurs] // Rossijskaya gazeta. 2021. 7 iyunya. -URL: https://rg.ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[11] Delo promysla: mozhno li spasti rossijskih masterov [Elektronnyj resurs] / Izvestiya. 2019. 7 sent. - URL: https://iz.ru/916877/ (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[12] Edinyj reestr sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Elektronnyj resurs]. - URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[13] Kapitonova E. Bor'ba s kontrafaktom v sfere narodnyh promyslov: teoriya i praktika [Elektronnyj resurs] // IS. Avtorskoe pravo i smezhnye prava. 2017. № 8. - URL: http://ivo.garant.ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[14] Kartoteka: kreativnye industrii v Rossii Tvorchestvo kak dvigatel' ekonomiki. Nauchno-obra-zovatel'nyj portal IQ [Elektronnyj resurs]. - URL: https://iq.hse.ru/news/492970553.html (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[15] Minkul'tury predstavilo na obsuzhdenie proekt po razvitiyu kreativnyh industrij [Elektronnyj resurs] // Rossijskaya gazeta 2021. 11 iyunya. -URL: https://rg.ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[16] Rossijskoj rynok predmetov iskusstva -2018 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://dcenter.hse. ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[17] Rynok narodno-hudozhestvennyh promys-lov-2021. Issledovanie NIU VSHE [Elektronnyj resurs]. Centr razvitiya. - URL: https://dcenter.hse.ru/ otrasli (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[18] Rynok russkogo iskusstva i art-rynok Rossii. Itogi i osnovnye cifry 2020 goda [Elektronnyj resurs]. - URL: https://artinvestment.ru/rus-sian-art-market-reports/2020.html (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[19] Savina O. Tvorchestvo kak tovar. Kak raz-vivaetsya kreativnaya ekonomika v Rossii [Elektronnyj resurs]. - URL: https://polit.ru/article/2020/08/24/ creative/ (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[20] Sarkisyanc A. Tradicionnye i al'ternativnye aktivy investicii v russkoe iskusstvo [Elektronnyj
resurs] // Buhgalteriya i banki. 2019. 3 marta. - URL: http://ivo.garant.ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[21] Sberbank i AFK stali sovladel'cami proiz-voditelya gzhel'skogo farfora [Elektronnyj resurs]. -URL: https://rbc.ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[22] Sedyh I.A. Rossijskij rynok predmetov iskusstva [Elektronnyj resurs]. NIU VSHE. 2018. -URL: https://dcenter.hse.ru/data (data obrash-cheniya: 12.05.2022).
[23] Pochemu kompanii pokupayut iskusstvo i sobirayut sobstvennye kollekcii [Elektronnyj resurs] // Finansovaya gazeta. 2019. 9 fevr. - URL: https:// fingazeta.ru/people/eksperty/454171 (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[24] Social'noe predprinimatel'stvo [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.rspp.ru (data obrash-cheniya: 12.05.2022).
[25] Tvorchestvo kak tovar. Kak razvivaetsya kreativnaya ekonomika v Rossii? [Elektronnyj resurs]. - URL: https://polit.ru/ (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[26] Chto znachit kreativnaya industriya dlya ekonomiki RF [Elektronnyj resurs] // Rossijskaya gazeta. 2021. 7 iyunya. - URL: https://rg.ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[27] SHCHukin D. Gibkaya kreativnaya industriya [Elektronnyj resurs] // Rossijskaya gazeta. 2021. 6 iyulya. - URL: https://rg.ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[28] Associaciya «Narodnye hudozhestvennye promysly Rossii» [Elektronnyj resurs]. URL: https:// nkhp.ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[29] Agentstvo «Tvorcheskie industrii» [Elektronnyj resurs]. - URL: http://creativeindustries.ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[30] Agentstvo kreativnyh industrij [Elektronnyj resurs]. - URL: https://moscow-creative.ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[31] Vikipediya [Elektronnyj resurs]. - URL: https://ru.wikipedia.org (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[32] Gzhel'skij gosudarstvennyj universitet [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.art-gzhel.ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022