Научная статья на тему 'Россиийские художественные народные промыслы'

Россиийские художественные народные промыслы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1933
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOLK ART / FOLK ART CRAFTS / THE STATE STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF FOLK ARTS AND CRAFTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексунин В. А., Черная М. А.

В статье раскрывается понятие народных художественных промыслов, анализируется развитие этих промыслов в России, дана классификация товаров народных промыслов (ТНП). Приводятся положения государственной стратегии развития народных помыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексунин В. А., Черная М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FOLK ARTS AND CRAFTS

The article reveals the notion of folk art crafts, analyzes the development of these fisheries in Russia, and classifies the goods of folk crafts. Provisions of the state strategy of development of folk art crafts.

Текст научной работы на тему «Россиийские художественные народные промыслы»

8 Norwegian Journal of development of the International Science No 20/2018

CULTURAL SCIENCES

RUSSIAN FOLK ARTS AND CRAFTS

Aleksunin V.

PhD, professor, chair of marketing & advertising, Russian State University for the Humanities

Chernaya M.

PhD, аssistant professor, chair of marketing & advertising, Russian State University for the Humanities РОССИИЙСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Алексунин В.А.

профессор, кандидат экономических наук, профессор кафедры маркетинга и рекламы

Российского государственного гуманитарного университета Черная М.А.

доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы Российского государственного гуманитарного университета

Abstract

The article reveals the notion of folk art crafts, analyzes the development of these fisheries in Russia, and classifies the goods of folk crafts. Provisions of the state strategy of development of folk art crafts.

Аннотация

В статье раскрывается понятие народных художественных промыслов, анализируется развитие этих промыслов в России, дана классификация товаров народных промыслов (ТНП). Приводятся положения государственной стратегии развития народных помыслов.

Keywords: folk art, folk art crafts, the state strategy for the development of folk arts and crafts.

Ключевые слова: народное творчество, народные художественные промыслы, государственная стратегия развития народного творчества.

Народные промыслы являются визитной карточкой и неотъемлемой частью культуры народов, населяющих территорию России. Культура народных промыслов отражает коллективное мировоззрение и исторические традиции. Еще издавна, русские люди украшали свои жилища разными поделками не просто для красоты; - каждая вещь имела практическое значение, так как была выполнена из природных материалов - дерева, глины и камня и применялась в домашнем хозяйстве. Технология изготовления и их секреты передавались по наследству, что делало вещи произведениями искусства. Россия - это одна из немногих стран, которая сумела достаточно полно сохранить технологии изготовления таких товаров. Народные художествен-

ные промыслы выступают в качестве традиционного народного искусства и их значение выходит за рамки регионального масштаба.

Современные народные художественные промыслы внесены в Российский классификатор отраслей народного хозяйства внешнеэкономической деятельности, в котором выделяются, как отрасль непроизводственной сферы культуры и искусства. Такая группировка предприятий и организаций по отраслям позволяет выяснить экономическую эффективность их производства, роль для культуры страны.

Среди всемирно известных промыслов, составляющих национальную гордость России являются следующие промыслы: роспись, изделия из ткани, игрушки, и изделия из металла (рис. 1).

изделия из металла; 2%

игрушки; 38%

роспись; 28 %

изделия из ткани; 32%

Рис. 1. Основные виды народных промыслов России

Сегодня, многие художественные народные промыслы выживают в непростых экономических условиях и требуют серьезной поддержки государства. Поэтому, в целях сохранения народных художественных промыслов и по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России» для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году. Сейчас Ассоциация объединяет более 250 организаций из 62 регионов страны, имеет 10 учебных заведений и несколько специализированных магазинов-салонов. Ассоциация сотрудничает с Московским научно- исследовательским институтом художественной промышленности (включающим Музей народного искусства с его уникальной коллекцией произведений народных мастеров) и Нижегородским научно-исследовательским конструкторско-технологическим институтом. Совместно с Торгово-промышленной палатой России была принята дорожная карта развития народных художественных промыслов на период до 2010 года, так как ряд уникальных промыслов уже утрачен. В комплекс мер, направленных на сохранение и развитие народных промыслов, входит финансирование, которое составит 450 млн рублей в 2017 году и 615 млн. рублей в 2018 году. Кроме того, из средств федерального бюджета будет возмещена часть затрат на энергоресурсы, сырье, материалы, перевозки, закупку технологического оборудования и запасных частей. Установлена льгота

по налогу на добавленную стоимость для изделий признанного художественного достоинства. Предприятия народных промыслов смогут получить финансирование в рамках субсидий, так как они играют важную составляющую культуры и самоидентификации народа. Совершенствуется законодательная база.

Центры народных промыслов находятся в разных регионах России. Выделяют центры народного искусства, занимающиеся росписью - это Гжель, Жостовская роспись, Тагильский поднос, Палехская миниатюра, Федоскинская миниатюра, Хох-ломская и Городецкая роспись по дереву, гжельский фарфор и майолику, кисловодский, вербил-ковский фарфор, ростовскую и сольвычегодскую финифть, Скопинскую и Псковскую керамику. Изделия из ткани - Вологодское и Елецкое кружево, Павловопосадские шали, Крестецкая строчка, Нижнетагильские, Торжокские золотошвейные изделия. Игрушки: Богородскую и Беломорскую резьбу по дереву, Жбанниковская игрушка, Дымковская игрушка. Изделия из металла: Кубачин-ские и Великоустюжские ювелирные украшения, изделия Златоустовских и Тульских оружейников, а также резные изделия из кости Холмогорские, Чукотские и Тобольские.

На приведенных ниже рисунках показаны типичные образцы наиболее популярных народных промыслов.

1. Резьба и роспись по дереву

Богородская резьба Хохломская роспись

Городецкая роспись Загорская матрешка

2. Художественная керамика

Гжельская керамика Дымковская игрушка

3. Резьба по кости

Чукотский косторезный промысел Холмогорская резьба по кости

4. Художественная обработка камня

Хаджохский завод "Русские самоцветы "

(Красноярский край) Тувинский камнерезный промысел

5. Художественная обработка металла

Великоустюжское черневое серебро Ростовская финифть

6. Декоративная роспись на металле и лаковая живопись

Уральские расписные подносы Жостовские расписные подносы

Холуйская лаковая живопись Федоскинская лаковая живопись

Палехская лаковая живопись Мстерская лаковая живопись

7.Кружевоплетение

Вологодское кружево Вятское кружево

Для продвижения и сохранения наследия ответствии с Приказом Министерства промышлен-народных художественных промыслов был разра- ности и торговли Российской Федерации от 19 ботан проект стратегии развития до 2020 года, в со- марта 2013 года № 354. Стратегия имеет свою цель,

задачи и периоды выполнения.

Таблица 1

Основные положения стратегии развития народных помыслов_

Наименование параметра Содержание параметра

Цель стратегии • сохранение и развитие народных художественных промыслов; • сохранение самобытности и универсальности материального и нематериального культурного наследия; • ресурс развития туризма и образования

Задачи стратегии • разработать эффективные меры по реализации государственной политики, направленной на сохранение и развитие народных художественных промыслов (определить приоритетные направления государственной поддержки); 1 разработать кардинальные меры в части организации, информационного и экс-пертно-аналитического обеспечения, популяризации и продвижения на внутренний и внешние рынки, координации целевой межведомственной деятельности; J разработать пути решения проблем и приоритетные направления развития (сформировать стратегические и тактические цели и модели развития)

Сроки реализации • I этап: 2015-2016 годы • II этап: 2017-2018 годы • III этап: 2019-2020 годы

Ожидаемые результаты сохранение и устойчивое развитие, увеличение доли продукции (не менее, чем на 20%). 1 создание устойчиво развивающегося сектора экономики путем реализации предложенных мер государственной поддержки. 1 интеграция в сферу туризма путем создания специализированных туристских комплексов (СТК) в местах традиционного бытования и других инвестиционных проектов по поддержке и созданию перспективных туристских комплексов.

J укрепление положительного образа России в мире в информационном поле и культурном пространстве путем создания специализированного Интернет-портала, усиления выставочной и ярмарочной деятельности в России и за рубежом.

Механизм реализации стратегии о и инвестиционного развития, а также мероприятий, предусмотренных государственными, ведомственными целевыми и региональными программами

Использование креативных технологий в сфере народных промыслов должно строиться на комплексной системе мероприятий по продвижению и популяризации продукции и их национальной идентичности. Учитывать географическое расположение, природную и культурную специфику регионов. Традиционные материалы изготовления и уникальные технологии. Художественное совершенство изделий и соответствие их образу искусства.

Изделия народных художественных промыслов (НХП) должны способствовать удовлетворению различных потребностей населения России. Для этого необходимо создать новую классификацию изделий. Например, изделия для подарочных фондов органов власти всех уровней и международных корпораций; для пополнения музейного фонда Российской Федерации; изделия для активного продвижения потребителям; изделия постоянного информационного присутствия; сувенирная региональная продукция. Все изделия должны быть ориентированы на различные целевые аудитории и являться неотъемлемой частью рекламных и PR-компаний. Соответствовать стратегиям коммуникаций и отличаться от рекламной продукции конкурентов. Иметь уникальные особенности, выраженные в технологическом процессе изготовления, материале изготовления, способе и технике росписи или резьбы. Товар должен обладать оригинальностью, новыми стилевыми решениями и в тоже

время влиять на воображение и запоминаемость, отражать коллективный характер народного искусства. Отражать коллективное мировоззрение и обязательно нести на себе отпечаток личности мастера. Выполнен на высоком профессиональном уровне, обладать уникальными характеристиками, отличающими его от товаров конкурентов.

Такими отличительными чертами обладают практически все товары народных художественных промыслов, они известны во всем мире, как брен-довые товары.

В настоящее время, инновационный сценарий продвижения изделий товаров народных художественных промыслов, основывается на поэтапном внедрении современных информационных технологий за счет государственного и частного партнерства. В рамках первого этапа стратегии развития намечается усовершенствование нормативно-правовой базы; упорядочение мер государственной поддержки; укрепление бренда народных художественных промыслов России. На втором этапе стратегии будут выработаны способы и методы продвижения продукции на внутренних и внешних рынках, что должно привести к устойчивому спросу на изделия. Третий этап характеризуется развитием инфраструктурных преобразований в сфере народных промыслов и связан инвестиционными проектами.

Таблица 2

Характеристика этапов развития народных художественных промыслов

Наименование этапа Содержание этапа

I этап: 2015-2016 годы • создание базы данных организаций, занимающихся производством, продвижением и сбытом изделий НХП, • упорядочение мер государственной поддержки НХП; • укрепление брендов организаций НХП и изучение возможностей создания и внедрения единого бренда народных художественных промыслов России (как знака качества продукции НХП), • обеспечение эффективности целевого бюджетного финансирования; • укрепление кадрового потенциала, развитие системы подготовки кадров для НХП.

II этап: 2017-2018 годы • новые рынки сбыта изделий НХП, • обеспечены условия для продвижения на внутренние и внешние рынки бренда народных художественных промыслов, • повышение устойчивого спроса на изделия НХП, • создание новых рабочих мест в местах традиционного бытования НХП, • подготовка проектной и инвестиционной документации перспективных мест для развития СТК в местах традиционного бытования НХП.

III этап: 2019-2020 годы • инфраструктурные преобразования в сфере НХП, •общеотраслевые инвестиционные проекты

Ассоциация «Народные художественные промыслы России» способствует сохранению и устойчивому их развитию в стране и на международной

арене с 2015 года. Народные умельцы привлекаются в участие в тематических смотрах и конкурсах, к выполнению уникальных работ для музейного фонда, а также к участию в отечественных и

зарубежных выставках. Все эти мероприятия поводятся под логотипом ассоциации. Многие региональные выставки стали культурным наследием регионов. Организуются выставки для дипломатических представительств. Осуществляет функционирование Интернет-портал, который обеспечит представителей ассоциации и потребителей информацией. На портале обсуждаются социальные проблемы, периоды проведения выставок и фестивалей, конкурсов, ведется учет трендов про-мышленностей и культуры. Создаются пилотные проекты по интеграции народных художественных промыслов в сферу туризма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Геобрендинг: практическая коммуникация в продвижении территорий. - Европейский институт паблик рилейшнз (IEERP), Париж: L, Harmattan, 2014. - С. 51, 53.

2. Герасимов С. В., Тульчинский Г. Л, Лохина Т. Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры. - СПб. Лань, 2013. - С.75.

3. Шауро Г. Ф., Малахова Л. О. Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие. - Издательство: РИПО, 2015. -176 с.

4. Шокорова Л.В. Художественные промыслы Сибири // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014.

- № 6. - С. 85-87; [Электронный ресурс] URL: http://applied-

research.ru/ru/article/view?id=5196

5. Перспективы развития народных художественных промыслов обсудили на фестивале «Ярославский базар - 2017», [Электронный ресурс] URL: https://yarreg. ru/articles/perspektivy -razvitiya-narodnyh-hudojestvennyh-promyslov-obsudili-na-festivale-yaroslavskiy-bazar-201/

6. Проект «Стратегия развития народных художественных промыслов на период до 2020 года» разработана в соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 354, [Электронный ресурс] URL: http:// nkhp.ru/docs/psr_nkhp.doc

7. Источники приведенных в статье иллюстраций:

http://stranamasterov.ru/img4/icraft2013/08/18/1 _0jpg

http://rcnydev. net/wp-content/uploads/2015/04/52586_900.jpg http://art-olonya. ru/olony68. html https://www.podhohlomu.ru/?yclid=4387298647 788490815

http://www.ocnt.isu.ru/decor/lak.htm

http://zhostovo.ru/

http://art-assorty.ru/380-paleh.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.