Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
народные художественные промыслы / особенности исторического развития промыслов в России / контрафактная продукция / правовая защита

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведев Валерий Николаевич

Данная статья посвящена вопросам необходимости усиления государственного правового регулирования в области народных художественных промыслов. Рассмотрен ряд дополнительных мер государственной поддержки и организационного построения кластеров в местах бытования народных художественных промыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ»



I

SCIENCE TIME

I

АКТУАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ

Медведев Валерий Николаевич, Городисский и партнеры, г. Москва

E-mail: pat@gorodissky. ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам необходимости усиления государственного правового регулирования в области народных художественных промыслов. Рассмотрен ряд дополнительных мер государственной поддержки и организационного построения кластеров в местах бытования народных художественных промыслов.

Ключевые слова: народные художественные промыслы, особенности исторического развития промыслов в России, контрафактная продукция, правовая защита.

Если обратиться к современнику периода формирования промыслов -толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля, то следует отметить, что «ремесло» и «промысел» практически тождественны: в обоих случаях труд выступает как способ заработка средств [1]. Здесь следующим шагом развития можно считать «художественное кустарничество», которое вышло из народного искусства, при этом результат труда кустаря зависел как от моды, так и вкуса заказчика [2].

Отметим, например, что Г.Ф. Валеева-Сулейманова называет кустарей «народными мастерами, сохраняющими в памяти многовековой опыт и национальные художественные традиции» [3].

Народные художественные промыслы представляют самобытное выдающееся явление, проникающее в различные социальные слои общества. Временем зарождения народных художественных промыслов в смысле начала различных производств, принято считать конец XVIII — начало XIX века: «Именно в этот период организуется большинство производств по изготовлению изделий на продажу... Наиболее «старым» промыслом является изготовление Богородской игрушки. Еще в XV-XVI вв. крепостные крестьяне Троице-Сергиева монастыря заложили основы резвившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева». Вторым «старожилом» по праву

10

1 SCIENCE TIME 1

считается Гжель. Здесь велась добыча разных сортов глины с середины XVII в. В 1754 году начинает свою работу Фарфоровая фабрика «Мануфактуры Гарднеръ». Практически одновременно начинают свое развитие промыслы в Жостово (1790) и в Федоскино (1795). В 1832 году купцом Терентием Кузнецовым основан фарфоровый завод в Дулево. В 1848 году князь А.С. Меньшиков получает разрешение на открытие стекольного завода в своем имении Александрово, что послужило началом стеклодувного промысла, знаменитого производством елочных игрушек. В начале 60-х гг. XIX века купцы Я.И. Лабзин и В.И. Грязнов наладили производство павловопосадских платков и шалей. Временем рождения одной из самых знаменитых русских игрушек — Матрешки — считается конец XIX века.

Таким образом, можно говорить о том, что в течение небольшого по меркам истории времени (конец XVIII - начало XIX вв.) происходит формирование большинства народных художественных промыслов, работающих на рынок» [4]. Собственно сам XIX век считается временем расцвета народных художественных промыслов России. В это время многие крестьяне полностью переходят к занятию ремеслом. Промыслы часто становятся основным источником дохода ремесленников. К середине XIX века большое распространение в России получают шали и платки - они становятся неотъемлемой частью русского костюма. В связи с большой популярностью этих изделий на многих фабриках налаживают производство платков и шалей с набивным рисунком, что делает их значительно более дешевыми по отношению к тканым.

Как мы отметили, середина XIX века стала временем настоящего расцвета народных художественных промыслов России. При этом вырос спрос на изделия народных промыслов, т. к. большая часть их продукции выполняла утилитарную функцию и использовались в быту практически всеми слоями общества.

Рубеж ХХ века стал для многих промыслов в России переломным вследствие внедрения фабричного производства, позволившего существенно удешевить производимую продукцию, сделать ее массовой, в отличие от изделий народных художественных промыслов, которые часто изготовлялись и расписывались вручную, становясь при этом настоящими произведениями народного искусства.

Отметим, что после революции 1917 года все предприятия народных художественных промыслов были национализированы. Советский период развития народных художественных промыслов стал для них периодом нового расцвета. В это время все промыслы активно поддерживаются государством, открываются училища по подготовке новых кадров. Изделия народных художественных промыслов принимают участие, как в советских, так и зарубежных выставках различного уровня и получают при этом высокую оценку.

Рассматривая работы народных художественных промыслов как совокупный социальный опыт, традиции уже вчерашнего дня, следует видеть вынужденное, постоянное сопротивление этой традиционной культуры

1 SCIENCE TIME 1

постоянному давлению изменившихся условий дня сегодняшнего. Сохраняя культурное наследие, важно не заниматься необдуманным копированием образцов, не представляющих традицию определённого культурного периода -это может привести к доминированию чужой традиции и забвению своей.

Сфера народных художественных промыслов (НХП) сегодня включает в себя около 250 предприятий в более чем 60 регионах России, выпускающих продукцию, относящуюся к 15 видам производств. Численность занятых в сфере НХП - более 30 тыс. человек.

Продолжая существовать в современном обществе, изменяя виды и способы своего существования, народные художественные промыслы остаются одной из форм сохранения традиционной культуры общества. В настоящее время многие виды традиционных промыслов продолжают быть востребованными.

Предполагается, что в начале XXI в. при определённой ситуации и при поддержке со стороны государства различными ресурсами, народные художественные промыслы, смогут органично влиться в современную экономику и культуру, обогащая их, а произведённые изделия приобретут новое качество - уникальность. Именно уникальность изделий позволяет ставить вопрос об интеллектуальном праве правообладателей.

Отметим, что утрата культурных традиций была обусловлена спецификой исторического развития регионов в конце XX в. Дальнейшее развитие традиционных народных художественных промыслов можно направить, заручившись соответствующими законодательными актами на различных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.

Можно предположить, что приобщение к культурному наследию, частью которого, безусловно, являются народные художественные промыслы, даст новый импульс в развитии регионов и будет способствовать глубокому пониманию разнообразных традиционных культур, составляющих общее культурное пространство России.

Отметим, что в представлении народа ремесло изначально включалось в понятие народных промыслов. Народные художественные промыслы являются частью народных промыслов. Их специфика заключается не в утилитарности результата труда, а в его художественной ценности.

Перейдем к анализу основных понятий в этой области. Так сам термин «народные художественный промыслы» в законодательном нормотворчестве представлен в следующем виде.

В ФЗ-7 «О народных художественных промыслах» (ст.3): «Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов».

1 SCIENCE TIME 1

Двойственность результата труда проявляется в том, что «изделие народного художественного промысла - художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла». Именно к результату труда, носящему декоративное назначение и относится понятия интеллектуальная собственность и интеллектуальное право.

Пример трактовки того же термина на региональном уровне представим из закона Нижегородской области № 165-З «О народных художественных промыслах Нижегородской области» (ст.2): «Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственности развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов». Т.е. определение НХП на региональном уровне полностью дублирует приведенное в ФЗ.

Приведем еще вариант возможного определения из Википедии: «Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи создаются собственноручно» [5].

И еще вариант определения собственно из области самих промыслов: «Художественные народные промыслы - творческая деятельность ремесленников, направленная на создание уникальных и неповторимых предметов с использованием их ручных приспособлений, навыков, смекалки и внутреннего ощущения красоты. Соответственно художественные изделия -результат творческой работы ремесленника» [6].

Таким образом, можно сказать, что каждый из авторов подчеркивает кажущиеся ему главными как особенности процесса труда, так и самого готового изделия. Исходя их этого, можно сказать, что можно предложить бесчисленное множество определений рассматриваемого объекта - НХП.

Отметим также важность НХП как неотъемлемой части отечественной культуры. Ретроспективный взгляд на НХП подчеркивает, что в них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.

Говоря о многообразии видов НХП, отметим, что десятку самых известных промыслов России составляют: «матрешка, гжельская керамика, хохломская роспись, оренбургский платок, дымковская игрушка, палехская миниатюра, тульский самовар, скань, каслинское литье, пушнина» [7]. Отметим, что с началом отечественной перестройки многие промыслы не смогли продолжать свою деятельность и закрылись. Многие существующие предприятия промыслов диверсифицируются в сторону сокращения объемов выпуска уникальной

1 SCIENCE TIME 1

продукции и расширения ассортимента вариативных «бытовых» изделий» [8]. Так в работе Белова М.С. приведены примеры многих народных художественных промыслов европейской части России, закончивших свое существование в перестроечный период [9]. Основными причинами исчезновения народных художественных промыслов являются: «сокращение объема производства изделий, сокращение численности народных мастеров и художников, утрата традиционных технологий, полное отсутствие инфраструктуры сбыта изделий, минимальная заработная плата (значительно ниже средней по стране), невозможность участия в выставочной деятельности как внутри страны, так и за рубежом, отсутствие необходимого развития и поддержки творческих коллективов, прекращается преемственность художественного мастерства поколений, передающих традиционные навыки и секреты технологий молодым мастерам» [10].

Отметим, что современный кризис в деятельности народных художественных промыслов имеет достаточно давнюю историю из их советского прошлого: «В конце 50-х - начале 60-х годов XX века, когда почти все традиционные предприятия художественных промыслов РСФСР, испытывали острый производственный кризис, приведший в упадок уникальные очаги народного искусства. В результате резкого спада спроса на изделия народных художественных промыслов существенно сократились объемы производства предприятий, из промысла стали уходить квалифицированные потомственные мастера с богатым опытом и с навыками изготовления высокохудожественных произведений народного искусства» [11]. Говоря о механизации и даже автоматизации производства народных художественных промыслов всегда следует помнить, что необходимо сохранять их специфику, основанную на применении ручного творческого труда мастеров, которая воплощает в себе духовные и практические возможности творческого человека, составляющие культурную ценность для человеческой культуры настоящего и будущего.

Большую роль в падении рыночной конъюнктуры из-за низкой художественной ценности изделий НХП сыграло и дублирование традиционной стилистики народного искусства в производимых машинным способом -автоматизировано, изделиях. Можно отметить на примере конкретного видах изделий НХП - коврах Дагестана - «испортили вкус многотысячных покупателей, а их широкое распространение (машина может создать из синтетики сколько хотите таких изделий) лишило наши фабрики многих самых ценных потомственных ковровщиц, оставшихся без работы ввиду падения спроса на внутреннем и внешнем рынке» [12].

Также можно сказать совершенно точно, что развитие и планирование выпуска изделий народных художественных промыслов должно происходить на основе детального изучения конъюнктуры товарного рынка, коррекции выпускаемой продукции в соответствии с культурными требованиями новых покупателей. Анализируя историю народных художественных промыслов, отметим, что традиции народного искусства в прошлом были столь

1 SCIENCE TIME 1

разнообразны, что в них можно найти поддержку для самых различных современных художественных поисков в этом направлении.

Изменяющаяся конъюнктура рынка продуктов народных художественных промыслов требовала чуткой реакции мастеров на изменяющийся спрос. Обратившись вновь к продукции дагестанских мастеров НХП, отметим, что «дагестанские мастера чутко улавливали вкусы местного населения, приспосабливая к ним и ассортимент, и орнаментика изделий» [13].

Отметим также еще одну сторону развития НХП под влиянием развития «массовой культуры» - бурно идущий процесс «суверенизации», то есть, утрата произведениями народных мастеров изначальных традиционных художественных свойств и признаков. Здесь два момента - рынок НХП становится «рынком потребителя» и сам процесс формирования спроса подвластен «моде» в этом экономическом сегменте рынка.

Эта проблема существенна для современных предприятий художественных промыслов, многие из которых сегодня выпускают безликую, неизвестно для кого созданную продукцию, наносящую не только экономический, но и огромный моральный вред историческому наследию художественных промыслов. Фирменный высококачественный ассортимент продукции должен быть лицом предприятия, определяющим уровень народного промысла.

Кроме этого, как отмечает Т. Константинова: «Коммерциализация культурной жизни непрерывно подвергает унификации народные обычаи и традиции по зарубежным образцам, вследствие чего происходит утрата национально культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности» [14]. Можно сказать, что сегодня усиливающиеся процессы размывания духовной самобытности национальной культуры постепенно приводят к утрате историко - культурного значения отдельных территорий, как объектов культурного наследия, так и территорий - городов и регионов. Деградация ведет к тому, что сегодняшними проблемами становятся также «снижение уровня художественной культуры населения, не востребованность традиционного декоративно-прикладного искусства как средства художественного развития личности, снижение интереса к художественному творчеству и к искусству в целом» [15]. Как обратная связь всего этого -происходит утрата технологий народных художественных промыслов, традиционных форм художественного творчества, превращение изделий народного творчества в разновидность массовой сувенирной продукции - то, о чем мы только писали выше. Можно сказать, что воспитание национального самосознания подрастающего поколения, формирование национальной идентичности на существующем этапе развития российского общества определяется объективными потребностями, связанными с сохранением единой социокультурной целостности России как государства. Этому способствуют «создание российской государственности на основе национально-культурного многообразия, признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания условий для их изучения и сохранения в современном

1 SCIENCE TIME 1

социуме; тенденцией к восстановлению традиционной отечественной ценностно -нормативной системы общественной жизни; рост национального самосознания народов России и связанного с этим интереса к культурно - историческим и национально-культурным традициям различных этносов» [16]. При этом в «условиях создания виртуального мира, глобализации общества, слабой выраженности национальной идентичности, востребованности новых форм и технологий приобщения молодежи к народным промыслам своего региона и страны большую роль в освоении традиционной культуры может сыграть событийный культурно-познавательный туризм» [17]. Собственно, развитие НХП России можно считать основой формирования национальной идентичности [18].

Приоритетными мерами, направленными на сохранение народных художественных промыслов, являются:

- государственная поддержка предприятий художественных промыслов в виде дотаций и субсидий;

- сохранение преемственности в художественном промысле по линии развития подготовки соответствующих специалистов промыслов по линии СПО;

- сохранение, восстановление и модернизация утраченных технологий производства.

Коснемся международного опыта государственной поддержки народных художественных промыслов [19]: «В Германии предприятия, использующие ручной труд, имеют существенные налоговые льготы, позволяющие за несколько лет полностью вернуть затраты на приобретенное оборудование. В этой стране значительно ниже, чем в России, стоимость аренды торгово-выставочных площадей для данного типа предприятий, что позволяет им активно продвигать и реализовывать без посредников свою продукцию.

Во Франции все виды ручного декоративно-прикладного искусства считаются национальным достоянием, важнейшей частью художественного и культурного наследия, одной из основ развития соответствующего туристического кластера. Отдельные художники, мастерские, предприятия, работающие в традициях французского декоративно - прикладного искусства, сохраняющие и развивающие их, носят почетный титул "Живое культурное наследие Франции", что обеспечивает им целый ряд налоговых, финансовых и законодательных преференций, высокий общественный статус и престиж. Студенты художественных училищ получают образование бесплатно. Если выпускники поступают на работу к мастерам или в организации, специализирующиеся на ручном художественном труде, то в течение трех или пяти лет ... они получают доплату, обеспечивающую им заработок выше среднего в регионе. Во Франции поддержка ручного художественного труда курируется общегосударственными и региональными объединениями (союзы, гильдии) художников прикладного искусства. Законодательная, финансовая, рекламная политика строятся на объединении усилий федерального центра, региона, муниципалитета в рамках единой государственной политики и

1 SCIENCE TIME 1

программы. Муниципалитеты оказывают поддержку художникам, мастерам, мастерским и предприятиям, в том числе организуя еженедельные ярмарки-продажи.

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии функционирует Национальный траст - благотворительная организация, созданная для сохранения, реставрации, обслуживания и популяризации национального наследия. Под управлением Национального траста кроме многочисленных ценных имений, памятников архитектуры, коллекций художественных произведений, промышленных объектов, парков, садов и гольф-полей находятся исторические поселения и обширные сельские местности. Это создает основу для культурно-познавательного туризма. Бюджет Национального траста формируется из взносов посетителей и частных пожертвований. Ежегодно организация вкладывает около 20 миллионов фунтов только в сохранение культурного ландшафта и традиционного природопользования, в развитие принадлежащих ей участков побережья и сельских местностей.

В Японии действует программа, в соответствии с которой народные мастера-учителя рассматриваются в статусе национального достояния. Одна из их обязанностей - готовить продолжателей своих традиций - учеников. В этом случае государство гарантированно выкупает изделия народных мастеров и их учеников с целью пополнения музейных и подарочных фондов, для продажи в других странах и прочих нужд.

В Китае существует градация на художников регионального, областного и государственного значения. У художников государственного значения государство гарантированно выкупает произведенные ими изделия. Предприятия, на которых работают такие мастера, имеют налоговые льготы.

В Канаде действует централизованная система сбыта: мастер сдает произведенные им изделия в кооператив, который отправляет их в места продаж.

Поддержка традиционного народного искусства оказывается также на уровне ЮНЕСКО».

Вновь вернемся к указанному ранее Федеральному Закону №7-ФЗ «О народных художественных промыслах». В преамбуле к закону говорится: «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей». В ст.4 этого Закона отмечено, что «органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают поддержку народным художественным промыслам».

К приоритетным направлениям государственной поддержки в сфере народных художественных промыслов следует отнести [19]:

- совершенствование механизмов правового регулирования отношений в сфере сохранения, возрождения, развития, продвижения и популяризации народных художественных промыслов;

- учет всех народных художественных промыслов в разнообразных проявлениях и видах, отражающих неповторимую самобытность культуры народов Российской Федерации, установление порядка учета всех мест

1 SCIENCE TIME 1

бытования и участников процесса производства изделий народных художественных промыслов (организаций, индивидуальных предпринимателей, отдельных мастеров, семей и др.);

- государственный контроль за качеством продукции народных художественных промыслов, основными критериями которого являются художественная ценность, мастерство исполнения, экологичность;

- государственный учет и контроль за сохранностью высокохудожественных изделий народных художественных промыслов музейного уровня;

- соблюдение прав граждан в части доступа к высокохудожественным изделиям народных художественных промыслов, представляющим культурную и музейную ценность, к образовательным программам по народным художественным промыслам;

- популяризация и продвижение изделий народных художественных промыслов;

- совершенствование механизмов борьбы с контрафактной продукцией;

- повышение привлекательности отрасли для молодых специалистов;

- стимулирование и поддержка средств массовой коммуникации в расширении репертуара научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, программ мобильного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, их приобщение к народным художественным промыслам».

В соответствии с Налоговым кодексом РФ определены следующие льготы для организаций народных художественных промыслов [20]:

- освобождаются от налогообложения организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (ст. 395 п. 6);

- не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 149, п. 3, п.п. 6).».

На федеральном уровне также закреплено право на получение субсидий для возмещения части фактически произведенных и документально подтвержденных затрат, понесенных организациями в отчетном периоде:

- на возмещение 50 процентов тарифов на железнодорожные перевозки по территории Российской Федерации отгруженных в отчетном периоде изделий народных художественных промыслов, изготовленных собственными силами организации;

- на возмещение 90 процентов произведенных в отчетном периоде

18

1 SCIENCE TIME 1

расходов за потребленные электрическую энергию и природный газ на собственные промышленно-производственные нужды для производства изделий народных художественных промыслов и их реализации (без учета НДС);

- на возмещение части затрат на уплату процентов, уплаченных в отчетном периоде текущего финансового года, по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку сырья, материалов на срок до 3 лет, на закупку технологического оборудования и запасных частей к нему на срок до 5 лет для производства изделий народных художественных промыслов;

- на возмещение 90 процентов понесенных в отчетном периоде затрат на организацию работ по продвижению изделий народных художественных промыслов на рынок;

- на возмещение 90 процентов понесенных затрат на проведение работ по получению документов, удостоверяющих права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, и поддержанию их в силе;

- на возмещение 30 процентов понесенных в отчетном периоде расходов на потребленные сырье и материалы на собственные промышленно-производственные нужды для производства изделий народных художественных промыслов (без учета НДС);

- на возмещение 90 процентов произведенных в отчетном периоде расходов за потребленный уголь на собственные промышленно-производственные нужды для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (без учета НДС);

- на возмещение 90 процентов отчислений на страховые взносы по обязательному социальному страхованию в ФОМС, и отчислений по страховым взносам в ПФ РФ» [21].

Вопросы их сохранения и популяризации места традиционного бытования народных художественных промыслов отражены в Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-Ф3 (ред. от 21.02.2019) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

На федеральном уровне организациям народных художественных промыслов оказывается финансовая поддержка в форме субсидирования части расходов на основании приказа Министерства промышленности и торговли РФ от 17 февраля 2009 г. N 64 (ред. от 15.12.2011) «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов», а также приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 17 марта 2009 г. N 140 (с изм. и доп.) «Об организации работы по предоставлению субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов».

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению изделий народных художественных промыслов, имеют право

1 SCIENCE TIME 1

применять патентную систему налогообложения.

Министерством экономического развития Российской Федерации реализуется программа по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, в том числе в области народно-художественных промыслов и ремесленной деятельности.

В рамках данной программы средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, при условии софинансирования расходов со стороны региона. Так на региональном уровне законодательные органы субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные категории организаций (в том числе народных художественных промыслов), которым могут предоставляться льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу.

Однако региональные власти отмечают трудности в развитии народных художественных промыслов. Так по Нижегородской области отмечается: «В сопоставимых ценах реальные объемы производства и реализации не только не выросли, но и сократились. За последние 5 лет подавляющее большинство организаций народных художественных промыслов фактически находилось в состоянии стагнации. Многие организации испытывают падение объемов производства изделий и снижение объемов их реализации, даже при наличии льгот по налогам и выделении субсидий.

Существенной проблемой отрасли является нехватка специалистов как художественных, так и рабочих специальностей, что обусловлено, в первую очередь, низкой оплатой труда, отсутствием необходимого социального пакета, а также развитых институтов наставничества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Почти 40% предприятий отрасли отмечают отсутствие или нехватку кадров по всем основным производственным специальностям. К настоящему времени появилась потребность предприятий в менеджерах по продажам, экономистах, экскурсоводах, PR-специалистах» [22].

Отметим, что трудности в деятельности народных художественных промыслов проявляются не только в слабой законодательной системе или снижении объемов продаж, но и в снижении спроса на их изделия. Это обусловлено, прежде всего, наличием на рынке большого числа изделий зарубежных производителей из Китая, Польши, Кореи, Белоруссии, которые по большей части являются контрафактными. Основное преимущество этой продукции на рынке - низкая, демпинговая цена по сравнению с оригинальной продукцией. Здесь нужно понимать, что специфика продукции народных художественных промыслов, заключается в значительной доле ручного творческого труда, вследствие этого не позволяет использовать стандартные процедуры применения механизации и автоматизации в технологическом процесс, кроме того оказывается высокой энергоемкость производства. Если

1 SCIENCE TIME 1

вести речь об уникальных изделиях народных художественных промыслов (единственных в своем роде, имеющих высокую художественную ценность), то они изначально не могут иметь конкурентное преимущество в цене. Но выпуск уникальных изделий создает предприятию «свое лицо» на рынке аналогов и выпуск именно этого товара является важным для его стратегического положения на рынке. При этом каждое предприятие народных художественных промыслов имеет свои стилевые особенности, технологии реза, сушки, плетения и прочих технологических характеристик, закрепленных в патентах, сертификатах как «объекты интеллектуальной собственности». Именно в процессе дробления предприятий народных художественных промыслов возникла на повестке дня проблема «интеллектуальной собственности» [7]. Здесь следует отметить, что на рынке в большем количестве востребован утилитарный продукт, похожий внешне на высокохудожественные продукты. Так изделия низкого качества под знаменитые Гжельские сувениры, Хохлому, Палех изготавливаются практически с полным копированием оригинала. Например, «на рынке сувениров в Москве и Московской области присутствуют псевдофедоскинские шкатулки, где рисунок вырезан из каталога предприятия и покрыт лаком, «гжельская посуда» продается по «10 рублей», когда товары этого промысла дороже в несколько раз» [23]. Паразитирование таких товаропроизводителей обусловлено:

- отсутствием системного государственного подхода в области налаживания инфраструктуры товаропроводящей сети для товаров НХП не только на зарубежном рынке, но и в самой России;

- наличием на рынке потребительского спроса низкого уровня, когда покупатель видит перед собой продукт «вроде бы похожий на то, что он знает о нем».

Возродить систему госзаказа, как это было в советский период нашей экономики, выход при этом через государство на зарубежные рынки - это позволит сохранить и передать будущим поколениям истинно российское культурное наследие в области народных художественных промыслов. Однако нужно отметить и внутренние проблемы при общем снижении спроса на дорогие высокохудожественные изделия, трудности с воспитанием новых «кадров», организационные трудности практически всех российских производств НХП [24].

Для устойчивого развития промысла нужно сохранение традиций и их передача из поколения в поколение. Оно возможно лишь в традиционных местах их обитания и проявления. В этих условиях традиции способны возрождаться и развиваться [25]. При этом традиционность (традиции) предстают в качестве особой формы устойчивости и преемственности различных аспектов социальной и культурной жизни, она состоит не в постоянном движении к некоему центру -аттрактору, а в «ступенчатом движении вперед посредством вариационного сочетания старого с новым» [26]. Здесь же отметим, что «традиция включает в себя как консервативную, стабилизирующую, так и инновационную, творческую

21

1 SCIENCE TIME 1

функцию, выполняя, таким образом, роль своеобразного регулятора, способного органично усваивать, вбирать в себя и переосмысливать начала прогрессивного опыта из различных культур» [27]. Нужно отметить, что для российской культуры «любая традиция - это бывшая инновация, и любая инновация - в потенции будущая традиция. В самом деле, ни одна традиционная черта не присуща любому обществу искони, она имеет свое начало, откуда-то появилась, следовательно, некогда была инновацией. И то, что мы воспринимаем как инновацию, либо не приживется в культуре, отомрет и забудется, либо приживется, со временем перестанет смотреться как инновация, а значит, станет традицией» [28]. В этом плане рассматривая существующие художественные системы народных промыслов, следует говорить о взаимосвязи традиций и инноваций, как важном факторе развития народных художественных промыслов. Единое представление о форме, орнаменте, цвете, колорите, материале, -составные сущности промысла, которая сохраняется инвариантной и передается из поколения в поколение. Здесь мы рассматриваем инновации, как переменную, вариативную составляющую художественной системы. Изменения в применяемом материале, модернизация оборудования, мало меняют принципиальную сущность. Но, по правде говоря, эти изменения зависят не только от творческого желания и воли мастера, но и в значительной степени от объективных условий общего прогресса развития общества. Однако при всех изменениях за сохранение и узнаваемость продукта народных промыслов отвечают все же традиции. Они как нить Ариадны, своего рода эстафета поколений, смыкающая достижения прошлого и будущего. Не нужно забывать, что носителями традиция являются люди - мастера, которые в окружающей их социальной среде тоже меняются. Меняется их социальный уровень, их мировоззрение, уровень культуры.

Сегодня, справедливо, много говорят об инновациях, но в искусстве при любом движении вперед очень важно помнить и о традициях, именно сам термин «народные» художественные промыслы подчеркивает важность не только широты пространственного, географического охвата, но и глубокий временной срез, определяющий и их историю, и их будущее. «Традиции в народных промыслах подобны почве, которая в зависимости от людской заботы может дать щедрый урожай или засохнуть. Глубокое понимание и знание традиций местного искусства - не пути или тормоз для художника, а своего рода широкий фарватер, направляющий его поиски к новым творческим достижениям» [29].

Говоря о народных художественных промыслах, отметим, что возрождение их как народного искусства создаст предпосылки к возвращению в быт сельского и городского населения вещей, которые не столько изжили себя, сколько выпали из нашего мировосприятия как культурные ценности наших предков.

Как уже отмечено, актуальной является комплексное развитие территорий народных художественных промыслов. На основе изучение опыта

1 SCIENCE TIME 1

существования самых известных, узнаваемых и самобытных ремесел России и Европы и мест их бытования представлено в работе «Идентификация территории на примере народных ремесел Европы» [30] был выделен набор функциональных зон в категории обязательных и сопутствующих, которые определяются в любой из подобных территорий (таблица 1). Примером центра НХП может служить известный европейский музей под открытым небом «Хессенпарк» в области Таунус, Германия [31].

Таблица 1

Основные функциональные зоны территорий НХП

Обязательные функциональные зоны территорий НХП Зоны социального обслуживания территорий НХП Сопутствующие функциональные зоны территорий НХП

Производственная зона Жилая или гостинично - туристическая зона Зона рекреации

Производственно-экспозиционная Торговая зона Детская зона

Музейно-экспозиционная Зона общественного питания Спортивная зона

Учебно-просветительская Хозяйственная зона -

Здесь можно познакомиться с традиционным ремесленным искусством, посетители могут наблюдать за процессом создания ремесла и поучаствовать в самом создании, осмотреть фахверковые дома и посетить музей, в котором собраны народные художественные промыслы и традиционные ремесла Германии. На территории музея под открытым небом периодически проводятся демонстрации народных ремесел. В каждом здании размещается какая - нибудь экспозиция. Фирменный стиль таких мест достаточно узнаваем. Это популяризирует данную территорию в стране.

Приведенная структура основных функциональных зон территории НХП показывает, что, во-первых, первоначальные финансовые вложения в такой проект значительны и, во-вторых, они должны быть постоянными для поддержания и при необходимости - расширения функциональных зон территории НХП.

Литература:

1. Тимофеева Е.Н. К вопросу соотношения понятий в истории народных художественных промыслов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 2. - С. 17-20.

23

1 SCIENCE TIME 1

2. Ладыгина Е.Н., Григорьева Е.И. Культурно-исторические судьбы народных промыслов Тамбовского края. Тамбов: Юлис, 2009. - 144 с.

3. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана. - Казань: Фэн, 1995. -191 с.

4. Макарова Е.В. Историческая динамика народных художественных промыслов Подмосковья // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2014. - № 43. - С. 7-12.

5. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Народные_художественные_промыслы/ (дата обращения: 13.08.2019)

6. Сплетено.РУ. Народные промыслы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spleteno.ru/publications/wiki/54-vidy-remesla-vidy-narodnyh-/ (дата обращения: 13.08.2019)

7. Агафонова Т.А. Хохлома. Добрых рук мастерство / Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского Музея. - Л.: «Искусство», 1981.

- С. 206-218.

8. Васильева М.В. Проблемы функционирования предприятий народных художественных промыслов на современном этапе // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2008. - Т. 2. - № 21. - С. 59-62.

9. Белов М.С. Бытование народных художественных промыслов в современном культурном пространстве // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - Т. 4. - № 1. - С. 9-15.

10. Уткин П.И. Народные художественные промыслы и современная культура // Народные художественные промыслы и современная культура. Сборник трудов НИИХП / Отв. ред. Н.В. Черкасова. - М., 1980. - С. 3-50.

11. Газимагомедов Г.Г., Газимагомедов М.Г., Газимагомедов Г.Г. Проблемы устойчивого развития народных художественных промыслов в связи с изменением конъюнктуры рынка // Юг России: экология, развитие. - 2018. - Т. 13. - № 1. - С. 30-39.

12. Казимов Г.Н. Ворсовые ковры Дагестана. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1989.

- 204 с.

13. Газимагомедов Г.Г. Народные художественные промыслы Республики Дагестан. - Махачкала: Изд-во ООО «Лотос», 2010. - 36 с.

14. Народное декоративно-прикладное искусство. Художественные промыслы России. Ч. 1 / Авт.-сост. Т. Константинова. - М.: Изд-во «Издательские решения», 2017.

15. Нехлебова Н. Убыточная самобытность. Есть ли будущее у российских народных промыслов и традиционных искусств? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.mail.ru/society/30046053/ (дата обращения: 13.08.2019)

16. Развитие и сохранение национально-культурных традиций средствами народно-художественных промыслов // Непроизводственная сфера в современном социокультурном и экономическом пространстве: колл. моногр. под ред. Г.В. Козловой. - Тамбов, 2010. - 520 с.

24

1 SCIENCE TIME 1

17. Солопов О.В., Слобожанин А.В. Функции культурного туризма в контексте комплексного развития Тульской области // Общество: философия, история, культура. - 2016. - № 11. - С. 98-101.

18. Пазухина С.В., Солопова Н.Д. Развитие народных художественных промыслов России как основа формирования национальной идентичности // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - 2018. - № 2 (14). - С. 66-67.

19. Международный опыт государственной поддержки народных художественных промыслов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// sudact.ru/law/prikaz-minpromtorga-rossii-ot-20072015-n-2011/strategiia-razvitiia-narodnykh-khudozhestvennykh-promyslov/iv/mezhdunarodnyi-opyt-gosudarstvennoi-podderzhki-narodnykh/ (дата обращения: 13.08.2019)

20. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 13.08.2019)

21. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420355237/ (дата обращения: 13.08.2019)

22. Стратегия развития НХП РФ до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minprom.government-nnov.ru/?id=101261/ (дата обращения: 13.08.2019)

23. Богуславская И.Я. Традиции народных художественных промыслов и проблемы сувениров // Советское декоративное искусство. - 1980. - № 77/ 78. -С. 20-26.

24. Васильева М.В. Проблемы функционирования предприятий народных художественных промыслов на современном этапе // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2008. - Т. 2. - № 21. - С. 59-62.

25. Агафонова А.С. Народное творчество: традиции и новаторство // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. - 2006. - № 7. - С. 64-65.

26. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. - Л., 1986. - C. 175.

27. Белов М.С. Взаимодействие традиций и инноваций как фактор развития народных художественных промыслов // Научный поиск. - 2012. - № 2.4. - С. 710.

28. Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. - М., 1989. -C. 160.

29. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей, сост. и научн. ред. И.Я. Богуславская. Л., 1981. - С. 16-43.

1 SCIENCE TIME 1

30. Херувимова И.А. Идентификация территории на примере народных ремесел России // Вопросы планировки и застройки городов: Материалы XXIII международной научно-практической конференции / Под ред. проф. Ю.В. Круглова, доц. И.А. Херувимовой, Пенза: ПГУАС, 2016. - С. 126-132.

31. Хессен парк [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.germany.travel/ru/towns-cities-culture/traditions-and-customs/arts-and-crafts/ hessenpark-open-air-museum.html/ (дата обращения: 13.08.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.