Научная статья на тему 'КОЛЛАБОРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРИОДА МЕТАМОДЕРНА'

КОЛЛАБОРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРИОДА МЕТАМОДЕРНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
256
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛАБОРАЦИЯ / БИЗНЕС И ИСКУССТВО / МЕТАМОДЕРН / СИМБИОЗ / КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ CLASSICAL CROSSOVER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филановская Т.А.

Статья посвящена обоснованию генезиса коллаборации бизнеса и искусства как институций, а также креативному партнерству деятелей искусства различных видов и направлений художественной деятельности. В статье рассматриваются коллаборации в пространстве современной культуры метамодерна, анализируются процессы колебания / осцилляции между противоположными оппозициями, которые, сливаясь воедино, образуют третью смысловую целостность художественных проектов. Эти процессы проиллюстрированы на примере арт-коллабораций в сфере классической и популярной музыки. В результате доказано, что взаимодействие партнеров в таком новом полифункциональном формате, как арт-коллаборация, становится востребованным, так как открывает новые возможности для представления искусства в новых неакадемических формах, что привлекает широкую зрительскую аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLABORATIONS IN THE CONTEXT OF SOCIO-CULTURAL FEATURES OF THE METAMODERN PERIOD

The article is devoted to the substantiation of the genesis of the collaboration between business and art as institutions, as well as the creative partnership of artists of various types and areas of artistic activity. The article discusses collaborations in the space of modern metamodern culture, analyzes the processes of oscillation/oscillation between opposite oppositions, which, merging together, form the third semantic integrity of artistic projects. These processes are illustrated by the example of an art collaboration in the field of classical and popular music. As a result, it has been proved that the interaction of partners in such a new multifunctional format as an art collaboration is becoming in demand, as it opens up new opportunities for presenting art in new non-academic forms, which attracts a wide audience.

Текст научной работы на тему «КОЛЛАБОРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРИОДА МЕТАМОДЕРНА»

УДК 7.067

КОЛЛАБОРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРИОДА МЕТАМОДЕРНА

Филановская Т. А. 1

1 Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, ул. Горького, д. 87, Владимир, 600000, Россия.

Статья посвящена обоснованию генезиса коллаборации бизнеса и искусства как институций, а также креативному партнерству деятелей искусства различных видов и направлений художественной деятельности. В статье рассматриваются коллаборации в пространстве современной культуры ме-тамодерна, анализируются процессы колебания / осцилляции между противоположными оппозициями, которые, сливаясь воедино, образуют третью смысловую целостность художественных проектов. Эти процессы проиллюстрированы на примере арт-коллабораций в сфере классической и популярной музыки. В результате доказано, что взаимодействие партнеров в таком новом полифункциональном формате, как арт-коллаборация, становится востребованным, так как открывает новые возможности для представления искусства в новых неакадемических формах, что привлекает широкую зрительскую аудиторию.

Ключевые слова: коллаборация, бизнес и искусство, метамодерн, симбиоз, культурное событие, музыкальное направление classical crossover.

COLLABORATIONS IN THE CONTEXT OF SOCIO-CULTURAL FEATURES OF THE METAMODERN PERIOD

Filanovskaya T. A.1

1 Vladimir State University, A. G. and N. G. Stoletovykh, 87, Gorky St., Vladimir, 600000, Russian Federation.

The article is devoted to the substantiation of the genesis of the collaboration between business and art as institutions, as well as the creative partnership of artists of various types and areas of artistic activity. The article discusses collaborations in the space of modern metamodern culture, analyzes the processes of oscillation/oscillation between opposite oppositions, which, merging together, form the third semantic integrity of artistic projects. These processes are illustrated by the example of an art collaboration in the field of classical and popular music. As a result, it has been proved that the interaction of partners in

such a new multifunctional format as an art collaboration is becoming in demand, as it opens up new opportunities for presenting art in new non-academic forms, which attracts a wide audience.

Keywords: collaboration, business and art, metamodern, symbiosis, cultural event, musical direction of classical crossover.

Актуальность проблемы коллаборации бизнеса и искусства, а также партнерство деятелей искусства различных видов и направлений художественной деятельности обусловлена новой культурной реальностью первой четверти XXI века, которая инициирует серьезные трансформации в сфере художественной жизни России. Традиционные стили и жанры в искусстве выходят за привычные рамки и причудливо сочетаются в новых ярких формах; активно развивается новое цифровое искусство; концерты классической и современной музыки превращаются в культурно-развлекательное шоу; зачастую яркая визуальная форма произведения заслоняет глубину его содержания. Нестандартное партнерство известных брендов с представителями искусства, другими словами, коллаборация, создает креативный пакет услуг для более широкой аудитории. На основе партнерства науки, бизнеса, спорта и искусства возникают оригинальные арт-проекты.

Назовем некоторые причины генезиса новых форм совместной деятельности, которые разворачиваются в контексте развития культурных индустрий, меняя художественное сознание и атмосферу современности.

Влияние процессов глобализации, финансово-экономический кризис, межкультурное взаимодействие и взаимовлияние, новые условия жизни, вызванные пандемией, — все это оказывает огромное влияние на культурные смыслы и формы художественной деятельности. С нашей точки зрения, так называемая цифровая революция более всего изменила культурную реальность. Для человека стал доступен огромный контент разнообразной информации; новые коммуникативные формы общения, с одной стороны, влияют на изменение системы нравственных ценностей, с другой, — открывают новые возможности для сотрудничества людей различных профессиональных сообществ и субкультур. Институциональные границы искусства и рынка, искусства и бизнеса, искусства и маркетинга «...привели к возрождению партнерского сотрудничества специалистов, работающих в рамках разных институций» [1].

Коллаборационное целеполагание таких институций, как музей, образование, семья, театр, сегодня становится очевидным. Партнерские проекты создаются для нового, так называемого поколения Z, рожденного на границе двух тысячелетий. Согласно теории поколений, разработанной в 1991 году Нилом Хау (Neil Howe) и Уильямом Штрауссом (William Strauss), оно обладает особой

погруженностью в цифровой мир, мультикультурностью, гиперактивностью, потребностью в безопасности информации, клиповым мышлением, визуальным восприятием информации [2]. Учитывая данный комплекс особых характеристик, необходимо перестраивать формы образовательной, социальной, просветительской деятельности, искать новые возможности в нестандартном партнерстве институций. Например, исследуя возможности музея для образовательных практик, О. В. Ченцова отмечает, что привить непреходящие ценности культуры можно «...только в активной и сложной коллаборации по разным направлениям и формам. В условиях трансинтеграции названных социальных институций и особенностей поколения центениалов они вынуждены расширять свои границы, ища новые конвергентные формы, создавая инновационные среды обучения» [3, с. 6].

Картина мира каждого отдельного человека и наций в целом трансформируется настолько, что мы склонны говорить о культурном сдвиге периода смены тысячелетий. Каждый новый этап развития культуры требует нового названия, которое отражало бы его отличительную сущность от предшествующих этапов развития культуры. В последние десятилетия теоретики и практики гуманитарных направлений предлагали ввести в научный оборот и предпринимали попытки описать такие термины, как «постпостмодерн», «альтермо-дерн», «трансмодерн». Наряду с этими понятиями в 2010 году двое голландских философов — Тимотеус Вермюлен и Робин ван ден Аккер — предложили использовать термин «метамоден». Однако за ним не стоит законченная научная концепция. Это лишь описательное понятие, характеризующее тенденции новых социальных и художественных процессов в обществе. Через эстетику метамодерна современные исследователи пытаются объяснить новую культурную реальность с начала 1990-х годов по настоящее время, чтобы понять иной способ восприятия мира, его отражение в искусстве, а также новый формат интеграции различных институций.

Основная идея метамодерна заключена в семантике термина. Приставка «мета» имеет значение «сверх», «за пределами», «между». Как считает Робин ван ден Аккер, настоящее время отмечено нестабильностью, постоянными колебаниями между точками различных оппозиционных пар: «.говорить о ме-таксисе означает говорить о движении между (противоположными) полюсами: .не равновесие, но маятник, качающийся между различными крайностями» [4, с. 61-62]. Действительно, для культуры метамодерна характерно состояние колебания между противоположными идеями предыдущих эпох — модерна и постмодерна — и одновременное их использование. Простого заимствования и использования какой-либо идеи или культурного артефакта предшествующей эпохи быть не может. Изучая теорию межкультурной коммуникации, В. Г. Зин-ченко пришел к выводу, что артефакт, заимствованный другой, реципиентной

культурой (в нашем случае культурой новейшего времени), не тождественен первому, исконному артефакту донорской культуры, потому что он «...является по отношению к нему метапродуктом, появление которого обусловлено новой реальностью, другой традицией и, в конечном счете, новым потребителем» [5, с. 110-111]. Таким образом, метапродукт новейшей по времени культуры — это не простой синтез артефактов двух предыдущих этапов (модерна и постмодерна), он интерпретируется, приобретает новые свойства в контексте культуры современного периода. Поэтому этот метапродукт — другой по своим свойствам. Подобное явление продолжительного взаимодействия (колебания / осцилляции) в результате прямых и длительных контактов французской и итальянской хореографических образовательных систем на базе театральной школы Петербурга привело к рождению уникальной русской школы классического танца. Этой теме посвящено подробное исследование автора [6].

Идея колебания (осцилляции) между противоположностями приводит к ме-тамодернистскому парадоксу, образующему множественные оксюмороны. Если ранее мы могли назвать лишь несколько лингвистических оксюморонов («живой труп», «ужасно красиво»), то теперь явления синкрезиса, симбиоза противоположностей стремительно распространяются. Именно они определяют не только состояние социума, атмосферу эпохи, но и отличительные признаки современных художественных проектов, в особенности арт-практик. Однако эффект метамодернистской осцилляции имеет особенности. Н. Хрущёва, анализируя теорию Р. Барта, отмечает: «Осцилляция происходит, но она столь быстра, что маятник превращается в марево, ауру, пятно. Не так уж и важно, воспринимать прямое и непрямое как два полюса притяжения, между которыми аффект осциллирует, или как единое целое, сцепляющее оппозиционную пару» [7, с. 110]. Колебания между оппозициями (бизнес — искусство, элитарная — массовая культура, музыкальная классика — популярная эстрада, классический танец — танец модерн, ирония — искренность) постепенно сливаются и образуют новую, третью смысловую целостность. Например, симбиоз академической и популярной формы музыкального искусства рождает новое музыкальное направление — classical crossover. Синтез классического и неклассического танца создает американский экспрессионизм в танце. Стиль американского хореографа Джона Батлера включает «.и технику классического танца, и технику танца модерн, и фольклор. Джером Роббинс — балетмейстер, который использует классические балеты, танец модерн и джаз-танец» [8, с. 14].

Человек эпохи модерна — трудящийся, герой, коллективист, и человек эпохи постмодерна — играющий, сатирик, индивидуалист, как будто сливаются в единое целое в метамодерне: «.мы уже видим зарю Homo Integralis — человека целостного, равноудаленного от вины модерна и бесстыдства постмодерна, способного решать собственные духовно-эволюционные задачи» [9].

Метамодерн оглядывается на две предыдущие эпохи модерна и постмодерна, постоянно совершая отбор тех или иных идей и одновременно используя концепции обеих эпох. Однако метамодерн не находится под влиянием прежних идеологий в чистом виде; он их перерабатывает, синтезируя, казалось бы, несоединимые вещи.

В контексте трендов метамодерна появляются новые форматы сотрудничества науки и искусства, бизнеса и искусства, академического искусства и искусства модерн. Бизнес меняет стратегии и ищет перспективное партнерство с организациями, занимающимися социокультурной деятельностью; деятели культуры и искусства готовы сотрудничать с брендами, а также объединять различные виды и направления искусства в один проект. Новый формат сотрудничества вызывает небывалый интерес со стороны зрителя. Такое креативное взаимовыгодное сотрудничество нескольких сторон, которое называется коллаборацией, рождает новые, разнообразные формы организации художественных проектов. Лексическое значение слова «коллаборация» — совместная деятельность, взаимодействие. Термин произошел от испанского «con» и латинского «laborare» (трудиться). Суть коллабораций заключается в объединении финансовых, территориальных, людских ресурсов для выполнения общего социокультурного проекта. Участниками коллабораций являются «.люди, компании, бренды, научные или общественные организации. Объединив финансы, кадровые и информационные ресурсы, коллабораторы достигают успеха быстрее и с минимумом затрат. Они помогают друг другу заработать, привлечь новую аудиторию, повысить лояльность к фирме и выйти на новые рынки» [10]. Чем неожиданнее коллаборация, тем больше возможностей выйти за рамки привычных форматов взаимодействия с аудиторией. «Вы обращаете внимание на ценности бренда, демонстрируете трепетное отношение, укрепляете доверие к компании и, как следствие, в перспективе влияете и на бизнес-метрики» [11].

Коллаборации становятся новым, полифункциональным форматом сотрудничества, так как решают комплекс экономических, социальных, ментальных задач [12, с. 54-55]. Решая финансовые вопросы, участники культурного события организуют мероприятие на одной площадке, тем самым снижая затраты на аренду. Взаимовыгодное сотрудничество помогает обеспечивать друг друга аудиторией и получать большую прибыль. В контексте решения социальных задач происходит изменение состава и расширение аудитории, в которую включаются косвенно заинтересованные зрители. Решая ментальные задачи, которые объединяют интеллектуальную, эмоциональную, креативную сферу человека, коллаборация способствует рождению новых интересных приемов продвижения и потребления творческого продукта в процессе коллективного сотрудничества.

Партнерское сотрудничество развивается по нескольким направлениям. Рассмотрим механизмы креативного взаимодействия брендов со сферой культуры и искусства.

Популярным форматом коллабораций становится взаимодействие бизнеса в индустрии моды и музыки. В конце ноября 2021 года успешно прошла традиционная неделя моды «Fashion Week» в Москве. К сотрудничеству были привлечены музыканты, которые выступали во время показа коллекций дизайнеров моды. При этом сценический образ вокалистов и музыкантов создавали профессиональные стилисты. Креативное сотрудничество заключалось в том, что артисты выходили на сцену в костюмах, созданных дизайнерами модных коллекций, тем самым продолжая и развивая тему авторских коллекций. Информационным партнером выступили такие медиа-группы, как: журнал «Афиша», «Новый мир», газетная редакция «Эха Москвы». Апарт-отель «Ханой-Москва» предоставил площадку для проведения яркого культурного события, тем самым решая финансовые проблемы. Многочисленные гости проекта были размещены в этом же отеле. Такое сотрудничество вызвало небывалый интерес и привлекло внимание широкой аудитории: за неделю его посетило более десяти тысяч зрителей.

Коллаборация столь различных по назначению учреждений, как кафе и библиотека, имеет небольшую историю. Преимущества такого партнерства заключаются в повышении комфорта посетителей, в формировании узнаваемого стиля как библиотеки, так и кафе, привлечения внимания широкой аудитории нестандартным способом. «Кафе важно вписаться в концепт культурного пространства. В идеальной картине мира кафе и библиотека должны взаимодействовать и дать синергетический эффект, чтобы каждый получил что-то новое и полезное», — считает Никита Ананьев, генеральный директор сети кофеен Opetit Санкт-Петербурга, участвующий в партнерском проекте пекарни-кондитерской и библиотеки Французского института в Северной столице [13]. Можно привести немало других проектов сотрудничества кафе и библиотек в Санкт-Петербурге. Например, в кафе Zoom столики стоят рядом с книжными полками, на которых в открытом доступе расположены книги, журналы на любой вкус, которые можно почитать в ожидании заказа. Ресторан «Мы же на ты» сотрудничает с букинистическим магазином, предоставляя посетителям уединенную зону для чтения. Арт-клуб «Книги и Кофе» объединяет любителей искусства в одном пространстве, где можно почитать, послушать музыку и с чашкой ароматного кофе посмотреть кино. Старейший магазин Санкт-Петербурга «Книжная лавка писателей» не отстает от современных трендов партнерства: здесь работает кафе, в котором можно почитать книгу, наблюдая в окно шумную жизнь Невского проспекта. Партнерство кафе как учреждения общественного питания и библиотеки как просветительского учреждения создает новое культурное пространство.

На рынке туристических услуг все большим успехом пользуется такой совместный проект, как кафе-музей. Объединение музейных выставок с предприятием общественного питания дает организаторам и потребителям несомненную обоюдную выгоду. Подобное кафе-музей недавно открыто в Калининграде при музее-квартире «Альтес Хаус», где воссоздана экспозиция повседневного быта жителей Кенигсберга начала ХХ века. Посетители могут позавтракать в интерьерах предметов быта и оригинальной мебели столетней давности, воспользоваться столовыми приборами ушедшей эпохи, на минуточку представить себя жителем Восточной Пруссии.

Выбор и организация пространства, где проходят культурные события, сегодня становится одним из основополагающих требований к презентации современного художественного продукта. Стилистика пространства, его эстетика и философия, световое и колористическое оформление, его предназначение в прошлом придают особую атмосферность культурным событиям, создают настроение публики, дают дополнительные эмоциональные впечатления. Место проведения концерта, спектакля, выставки — это как будто определенная рама, в которую вписано произведение искусства, художественный проект. Известно, что пространство музея способно перевести утилитарный предмет в другой ранг и превратить его в предмет искусства.

Сегодня в знаменитых музеях мира проходят международные турниры по шахматам. С 2012 года Российская шахматная федерация реализует программу «Шахматы в музеях». Международный шахматный турнир «Мемориал Таля» собирает лучших гроссмейстеров мира. Матчи за звание чемпиона проходили в Третьяковской галерее Москвы, в Парижском Лувре, в Русском музее Санкт-Петербурга, в Усадьбе Рукавишниковых в Нижнем Новгороде. Такая коллаборация поднимает статус одновременно музея и шахмат, которые, официально являясь спортом, становятся искусством красивой игры.

Ограничения культурной жизни во время пандемии инициировали и совместную деятельность Международного фестиваля современной хореографии Context, Diana Vishneva с Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в результате которой был снят фильм «Слепок». Проект объединил профессионалов, представляющих разные виды художественной деятельности: изобразительное искусство, современный танец, музыку, кинематограф. В пространстве классического музея, где экспонаты Древней Греции, Рима, Средневековья и Ренессанса, по сути, сыграли роль уникальной сценографии, балетный танец Дианы Вишневой был вписан в историю западноевропейской цивилизации.

Предлагаются публике и новые формы концерта популярной и классической музыки, которые проходят не в привычном концертном зале, а в ботанической оранжерее. Например, традиционными стали концерты в оранжерее ВДНХ Мо-

сквы, где выступают музыканты-виртуозы из оркестров России и Европы — Simhle Music Ensemble, оркестр Imperialis Orchestra и другие коллективы.

Коллаборация Центра классической музыки во Владимире с Владими-ро-Суздальским музеем-заповедником, с другими учреждениями культуры и туризма с 2014 года позволяет успешно реализовывать Open-air фестиваль «Музыкальная экспедиция» в рамках реализации национального проекта «Культура» (художественный руководитель — всемирно известный виолончелист Борис Андрианов). В рамки фестиваля-путешественника объединен цикл концертов классической музыки и туристических поездок по историческим местам Владимирского края и России. Концерты классической музыки проходят в живописных ландшафтах малых городов Владимирской земли, на территории таких культурно-исторических центров, как усадьба «Муром-цево» В. С. Храповицкого, усадьба С. И. Танеева в селе Маринино Ковровского района, на территории Свято-Введенского островного монастыря. С Центром классической музыки сотрудничает агрокультурный комплекс Джона Копи-ски «Богдарня» в Петушках, Дом-музей Александра Бородина, Хрустальный завод им. Акима Мальцова в Гусь-Хрустальном, Дюкинские карьеры Судогод-ского района, где разрабатываются месторождения доломитов [14].

Рассматривая комбинации партнерства организаций, учреждений, брендов, отдельно взятых творческих людей, можно заметить, что арт-коллаборации имеют несколько уровней. Выше были проанализированы партнерские проекты бизнеса и учреждений культуры и искусства. Не менее продуктивными и интересными являются коллаборации деятелей искусства, представляющих академическое и современное искусство, визуальное, аудиальное и синтетические виды искусства, то есть креативное партнерство деятелей искусства различных видов и направлений художественной деятельности.

В рамках арт-коллабораций «искусство - искусство» взаимодействуют несколько художественных областей, и тем самым открываются возможности для совместной деятельности музыкантов, архитекторов, художников, хореографов, литераторов и театралов. Вариантов комбинаций данных направлений множество, соответственно и вариантов готового продукта для зрительской аудитории тоже немало. Коллаборации могут осуществляться как в одном художественном сегменте, так и вовлекать в проект представителей разных видовых и жанровых направлений. Как справедливо заметили И. М. Аликлеров, А. А. Мезюров, «...арт-коллаборация часто сама по себе является полноценным культурным продуктом и содействует просвещению населения» [15, с. 20].

Рассмотрим примеры творческого партнерства в мире музыки. В соответствии с тенденциями метамодерна происходит симбиоз элитарного и массового искусства, интеграция противоположных стилей — классического и популярного. Например, в филармониях страны распространены и успешно

реализуются общероссийские проекты «Классика в джинсах», «Рок в смокингах», в названиях которых заложен оксюморон и дерзкий вызов как поклонникам классической музыки, так и любителям современных хитов.

На пересечениях академических и популярных форм искусства активно развивается новое музыкальное направление classical crossover. В рамках данного направления работает симфонический оркестр Concord orchestra. С 2015 года он успешно гастролирует, удивляя публику неожиданным симбиозом хореографии, симфонического исполнения рок-хитов групп Nirvana, Kiss, Metallica, Scorpions, Queen и других. В состав симфонического оркестра входит многочисленная скрипичная и духовая группа музыкальных инструментов. Внешний вид музыкантов далек от академических традиций. Они одеты в черные костюмы рок-исполнителей, ритмично двигаются в лучах лазерных прожекторов, создают грандиозное незабываемое шоу. В большой коллектив объединены музыканты-академисты и исполнители эстрадного профиля. Название оркестра как будто утверждает возможность непротиворечивого соединения классического и популярного искусства, ведь слово «Concord» обозначает согласие и гармонию. Художественный руководитель Фабио Пирола — итальянец, который окончил Государственную консерваторию в Бергамо по классу скрипки, умело соединяет академические традиции исполнения с ритмами рок-музыки.

Отметим также важное музыкальное событие, состоявшееся в 2018 году в Камерном зале Московского Дома музыки. Это уникальный концерт «Игра жанров», в программу которого включены классика, джаз и оригинальные обработки современных хитов. Сочинения Моцарта, Гульда прозвучали в новых обработках. Креативное партнерство виолончелиста Бориса Андрианова с джазовым оркестром открыло новые возможности звучания музыкальных шедевров. Исполнение музыки группы Deep Purple в джазовой обработке расширила состав публики в сторону молодежной аудитории.

Музыканты, которые принадлежат к разным стилистическим направлениям, объединяются для создания общего художественного проекта. Иногда результаты превосходят все ожидания. К примеру, в записи сингла к кинофильму «Мисс Сараево» (режиссер Билл Картер) принимали участие рокеты U2 вместе с Брайаном Ино и величайший оперный тенор Лучано Паваротти. Фильм пронзительно рассказывает о конкурсе красоты, проходящем в столице Боснии вопреки страшной разрушительной войне. Вопрос об уместности красоты, бесед, радости во время военных действий подчеркивает лирическая песня, в которой скрыта тревога. Первая часть композиции проникновенно исполняется рок-группой U2 вместе с Брайаном Ино. Но вдруг врывается «.голос итальянской легенды оперы Лучано Паваротти: его мощный тенор, взлетая, поднимает песню до самых вершин эйфории» [16]. Саундтрек, построенный на контрастах музыкального материала, подчеркивает жесткие противоречия

современного мира. Удивительной арт-коллаборацией можно назвать выступления музыканта-рокера Стинга в «Олимпийском» с регги-музыкантом с Ямайки Шегги. Ими были исполнены музыкальные композиции совместно записанного альбома «44/876». Это еще один пример неожиданной, но успешной арт-коллаборации современных музыкантов. Фанаты Ника Кейва, австралийского рок-музыканта, поэта, автора сценариев и музыки к фильмам, не сразу приняли его совместный проект с поп-звездой и актрисой Кайли Ми-ноуг. В жанре средневековой баллады им была написана и совместно исполнена красивая композиция о трагической истории девушки «Where The Wild Roses Grow», ставшая хитом современности.

Арт-коллаборация объединяет музыкантов различных направлений: классической музыки и эстрадной, рок-музыкантов и представителей этники. С другой стороны, в одном культурном событии участвуют как известные группы, так и начинающие музыканты, такое сотрудничество расценивается как творческая поддержка и продвижение талантливых музыкантов, пока не имеющих широкой известности. Ярким примером такого события является ежегодный фестиваль «Усадьба-Jazz», который проходит в Доброграде Владимирской области. Музыканты разных стилей и жанров собираются на одной площадке. Начинающие артисты вместе с настоящими «мэтрами» создают совместные дуэты, придумывают интересные аранжировки и создают нестандартное музыкальное звучание.

Таким образом, в современной культуре метамодерна отсутствует универсальная истина, нет постоянства, всё правильно и неправильно одновременно. Распространенный способ существования человека — маятник, поиск собственной истины и собственного пути. В искусстве приветствуются смелые арт-коллаборации, в которых неожиданно сотрудничают представители различных творческих направлений. Так как в современном искусстве нет строгих границ и предписаний, творческие эксперименты разрешены при смешении жанров, форм, стилей. Поиск смыслов, глубины и многомерности в искусстве является как истинным, так и кажущимся. Классические виды искусства — академическая опера, балет, классическая музыка — сохраняются как традиционные формы в вихре и хаосе новых синкретичных форм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чернова Е. Сотрудничество художников, ученых и инженеров. От группы «E.A.T.» (Experiments in Art and Technology? 1967-1977) до проектов ArsElectronica и РОСНАНО. 19 января 2021 [Электронный ресурс]. URL:https://artandyou.ru/ articles/mezhdiscziplinarnye-hudozhestvennye-praktiki-aspekty-istoricheskogo-i-sovremennogo-opyta-kollaboraczij- (дата обращения: 28.01.2022).

2. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991. 538 p.

3. Ченцова О. В. Музей как современный ресурс вузовской образовательной среды: автореф. дисс. ... канд. культурологии. Краснодар, 2020. 22 с.

4. Аккер Р., Вермюлен Т. Периодизируя 2000-е, или Появление метамодернизма // Метамодернизм. Историчность, Аффект и Глубина после постмодернизма. М.: РИПОЛ классик, 2019. С. 39-82.

5. Зинченко В. Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме. М.: Флинта: Наука, 2008. 224 с.

6. Филановская Т. А. Роль межкультурного взаимодействия в становлении хореографического образования в России // Знание. Понимание. Умение. 2011. №1. С. 203-208.

7. Хрущева Н. Метамодерн в музыке и вокруг нее. М.: РИПОЛ классик, 2021. 304 с.

8. Рожко М. Н. Актуальные вопросы зарубежной хореографии: уч.-метод. пос. Луганск: ЛНУ им. Тараса Шевченко, 2014. 103 с.

9. Савойский Е. Проект «Метамодерн»: к преодолению спектакля [Электронный ресурс]. URL http://metamodernizm.ru/metamodern-project/ (дата обращения: 05.04.2021).

10. Руднева Т. Коллаборация: что это такое плюс пять улетных примеров [Электронный ресурс]. URL: https://postium.ru/kollaboraciya-chto-eto-takoe-primery/ (дата обращения: 20.01.2022).

11. Кряквина О. Арт-коллаборация. Как брендам организовать партнерство [Электронный ресурс]. URL: https://studio.everypixel.com/ru/blog/collaboration-between-brands-and-artists (дата обращения: 28.10.2021).

12. Дробышева Е., Смекалов Ю. Арт-коллаборации в архитектонике современной культуры // Художественная культура: история и современность. С. 53-62 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-kollaboratsiya-v-arhitektonike-sovremennoy-kultury (дата обращения: 02.11.2021).

13. Современная библиотека. 21 сент. 2021 г. Книги, кафе в библиотеках и читательские привычки: о чём спорили на дискуссиях «Культуры 2.0» в Коми? [Электронный ресурс]. URL:https://modern-lib.ru/knigi-kafe-v-bibliotekakh-i-chiatelskie-privichky-o-chem-sporili-na-diskussyiakh-kulturi-2-0-v-komi (дата обращения: 10.02.2022).

14. Александрова В. На «Музыкальной экспедиции-2021» слушателей порадуют не только классикой и джазом [Электронный ресурс]. URL: https://zebra-tv.ru/ novosti/chetvertaya-rubrika/na-muzykalnoy-ekspeditsii-2021-slushateley-poraduyut-ne-tolko-klassikoy-i-dzhazom-no (дата обращения: 12.10.2021).

15. Аликлеров И. М., Мезюров А. А. Арт-коллаборация: эффективный инструмент развития городского культурного пространства // Муниципалитет: экономика и управление. 2021. № 4. С. 17-25. [Электронный ресурс]. URL: https://

cyberleninka.ru/article/n/art-kollaboratsiya-kak-effektivnyy-instrument-razvitiya-gorodskogo-kulturnogo-prostranstva/viewer (дата обращения: 17.02.2022).

16. Фролов А. Пять неожиданных музыкальных коллабораций [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/11/11/piat-neozhidannyh-muzykalnyh-kollaboracij.html (дата обращения: 17.02.2022).

REFERENCES

1. Chernova E. Sotrudnichestvo xudozhnikov, ucheny* x i inzhenerov. Ot gruppy* «E.A.T.» (Experiments in Art and Technology? 1967-1977) do proektov ArsElectronica i ROSNANO. 19 yanvarya 2021 [E*lektronny*j resurs]. URL:https://artandyou.ru/ articles/mezhdiscziplinarnye-hudozhestvennye-praktiki-aspekty-istoricheskogo-i-sovremennogo-opyta-kollaboraczij- (data obrashheniya: 28.01.2022).

2. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991. 538 p.

3. Chenczova O. V. Muzej kak sovremenny*j resurs vuzovskoj obrazovatel*noj sredy*: avtoref. diss. ... kand. kul*turologii. Krasnodar, 2020. 22 s.

4. Akker R., Vermyulen T. Periodiziruya 2000-e, ili Poyavlenie metamodernizma // Metamodernizm. Istorichnost*, Affekt i Glubina posle postmodernizma. M.: RIPOL klassik, 2019. S. 39-82.

5. Zinchenko V. G. Mezhkul*turnaya kommunikaciya. Ot sistemnogo podxoda k sinergeticheskoj paradigme. M.: Flinta: Nauka, 2008. 224 s.

6. Filanovskaya T. A. Rol* mezhkul*turnogo vzaimodejstviya v stanovlenii xoreograficheskogo obrazovaniya v Rossii // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. №1. S. 203-208.

7. Xrushheva N. Metamodern v muzy*ke i vokrug nee. M.: RIPOL klassik, 2021. 304 s.

8. Rozhko M. N. Aktual*ny* e voprosy* zarubezhnoj xoreografii: uch.-metod. pos. Lugansk: LNU im. Tarasa Shevchenko, 2014. 103 s.

9. SavojskijE. Proekt «Metamodern»: k preodoleniyu spektaklya [E*lektronny*j resurs]. URL http://metamodernizm.ru/metamodern-project/ (data obrashheniya: 05.04.2021).

10. Rudneva T. Kollaboraciya: chto e*to takoe plyus pyat* uletny*x primerov [E*lektronny*j resurs]. URL: https://postium.ru/kollaboraciya-chto-eto-takoe-primery/ (data obrashheniya: 20.01.2022).

11. Kryakvina O. Art-kollaboraciya. Kak brendam organizovat* partnerstvo [E*lektronny*j resurs]. URL: https://studio.everypixel.com/ru/blog/collaboration-between-brands-and-artists (data obrashheniya: 28.10.2021).

12. Droby"sheva E., Smekalov Yu. Art-kollaboracii v arxitektonike sovremennoj kul*tury* // Xudozhestvennaya kul*tura: istoriya i sovremennost*. S. 53-62 [E*lektronny*j resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-kollaboratsiya-v-arhitektonike-sovremennoy-kultury (data obrashheniya: 02.11.2021).

13. Sovremennaya biblioteka. 21 sent.2021 g. Knigi, kafe v bibliotekax i chitatePskie privy^chki: o chyom sporili na diskussiyax «Kul4ury* 2.0» v Komi? [E4ektronny*j resurs]. URL:https://modern-lib.ru/knigi-kafe-v-bibliotekakh-i-chiatelskie-privichky-o-chem-sporili-na-diskussyiakh-kulturi-2-0-v-komi (data obrashheniya: 10.02.2022).

14. Aleksandrova V. Na «Muzy^kaFnoj e^kspedicii-2021» slushatelej poraduyut ne toFko klassikoj i dzhazom [E^lektronny^j resurs]. URL: https://zebra-tv.ru/novosti/ chetvertaya-rubrika/na-muzykalnoy-ekspeditsii-2021-slushateley-poraduyut-ne-tolko-klassikoy-i-dzhazom-no (data obrashheniya: 12.10.2021).

15. Aliklerov I. M., Mezyurov A. A. Art-kollaboraciya: efektivny^j instrument razvitiya gorodskogo kul4urnogo prostranstva // Municipalitet: e^konomika i upravlenie. 2021. № 4. S. 17-25. [E^lektronny^j resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ art-kollaboratsiya-kak-effektivnyy-instrument-razvitiya-gorodskogo-kulturnogo-prostranstva/viewer (data obrashheniya: 17.02.2022).

16. Frolov A. Pyaf neozhidanny'x muzy'kaPny'x kollaboracij [E'lektronny'j resurs]. URL: https://rg.ru/2018/11/11/piat-neozhidannyh-muzykalnyh-kollaboracij.html (data obrashheniya: 17.02.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Филановская Т. А. — д-р культурологии, доц.; filanovskaya@rambler.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Filanovskaya T. A. — Dr. Habil. (Cultural Studies), Prof.; filanovskaya@rambler.ru ORCID 0000-0002-9133-2726

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.