Научная статья на тему 'Арт-коллаборация в архитектонике современной культуры'

Арт-коллаборация в архитектонике современной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1094
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТОНИКА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / АКСИОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА / КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ / АРТ-КОЛЛАБОРАЦИИ / СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ / ARCHITECTONICS OF CONTEMPORARY CULTURE / CONTEMPORARY ART / AXIOLOGY OF CONTEMPORARY ART / CULTURAL INDUSTRY / ART COLLABORATIONS / CONTEMPORARY CHOREOGRAPHY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дробышева Елена Эдуардовна, Смекалов Юрий Александрович

В статье описывается феномен коллабораций в современной культурной деятельности. Автор уделяет особое внимание арт-коллаборациям, анализируя их художественные стратегии в области современной хореографии на примере спектаклей творческого объединения «MAD Company» из Санкт-Петербурга. Анализ позволяет выявить ценности, которые определяют выбор подобных способов организации художественной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art collaborations in the architectonics of modern culture

The article describes the phenomenon of collaboration in contemporary cultural activities. The author pays special attention to art collaborations and analyzes their artistic strategies in the field of modern choreography using the performances of the creative association “MAD Company” from St. Petersburg as an example. The analysis reveals the values that determine the choice of such ways of organizing artistic activity.

Текст научной работы на тему «Арт-коллаборация в архитектонике современной культуры»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

АРТ-КОЛЛАБОРАЦИИ В АРХИТЕКТОНИКЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10307

Елена Эдуардовна ДРОБЫШЕВА,

доктор философских наук, профессор Академии русского балета имени А.Я.Вагановой, Санкт-Петербург

e-mail: [email protected]

Юрий Александрович СМЕКАЛОВ,

солист и хореограф Мариинского театра, руководитель продюсерского центра MAD company, аспирант Академии русского балета имени А.Я.Вагановой, Санкт-Петербург

e-mail: [email protected]

В статье описывается феномен коллабораций в современной культурной деятельности. Автор уделяет особое внимание арт-коллаборациям, анализируя их художественные стратегии в области современной хореографии на примере спектаклей творческого объединения «MAD Company» из Санкт-Петербурга. Анализ позволяет выявить ценности, которые определяют выбор подобных способов организации художественной деятельности.

Ключевые слова: архитектоника современной культуры; современное искусство; аксиология современного искусства; культурные индустрии; арт-коллабо-рации; современная хореография.

ART COLLABORATIONS IN THE ARCHITECTONICS OF MODERN CULTURE

Elena E. Drobysheva, Full doctor of Philosophy, Professor of the Vaganova Academy of Russian ballet, Saint Petersburg

e-mail: [email protected]

Yuri A. Smekalov, soloist and choreographer of the Mariinsky theatre, head of the BAD company production center, post-graduate student of the Vaganova Academy of Russian ballet, Saint Petersburg

e-mail: [email protected]

The article describes the phenomenon of collaboration in contemporary cultural activities. The author pays special attention to art collaborations and analyzes their

artistic strategies in the field of modern choreography using the performances of the creative association "MAD Company" from St. Petersburg as an example. The analysis reveals the values that determine the choice of such ways of organizing artistic activity. Keywords: architectonics of contemporary culture, contemporary art, axiology of contemporary art, cultural industry, art collaborations, contemporary choreography.

Мир накрывает новой волной интереса к социогуманитарным сторонам жизни общества и человека, применительно к реальности заново актуализируются базовые проблемы философии, этики, психологии, социологии, аксиологии и эстетики, причем как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Бурное развитие науки и технологий играет здесь не последнюю роль: с одной стороны, обеспечивая доступ к любому, в том числе и художественному контенту, с другой - заставляя задуматься об экзистенциальных/аксиологических параметрах происходящих трансформаций социокультурной архитектоники. Искусство традиционно отвечает за рефлексию как личностную, так и коллективную. В данной статье мы обращаемся к феномену арт-коллабораций как наиболее соответствующему духу времени формату организации художественных проектов. Под актуальным режимом функционирования культуры сегодня мы имеем в виду индустриальный. Культурные / творческие / креативные индустрии перестали быть теоретическим конструктом с негативными коннотациями, отсылающими к программному труду М. Хоркхаймера и Т. Адорно 1947 года [9]. Теперь это многофакторный полифункциональный социокультурный феномен со множеством уровней и возможностей трактовки, в том числе в аксиологическом дискурсе. На примере международного сотрудничества в области современной хореографии проиллюстрируем наиболее репрезентативные работающие ценностные стратегии в актуальном арт-пространстве.

Арт-коллаборации как формат социальной активности

Данные о посещении выставок и музеев, публикуемые по результатам ежегодных опросов The Art Newspaper, ясно свидетельствуют о растущем интересе публики к искусству (за период с 2010 по 2016 годы посещаемость десяти наиболее популярных музеев мира увеличилась более чем на 35 %) [1]. При этом для всех участников - и производителей, и потребителей арт-продукта важны поиски новых подходов к организации событий в данной сфере. В условиях диверсификации потребительской активности требуется расширение арсенала используемых средств и приемов. Всё больше компаний «запускают партнерские проекты с художниками, музеями, оркестрами или театрами, стремясь с их помощью расширить пользовательские впечатления от своего бренда» [1].

Формат арт-коллабораций набирает обороты по разным причинам. Их можно сгруппировать следующим образом:

Экономические: участники буквально сотрудничают на одной территории, совокупно снижая затраты на инфраструктуру, обеспечивают друг друга аудиторией, соответственно, получают большую прибыль.

Социальные: аудитория меняется не только количественно, но и качественно, к узко заточенным потребительским таргетным группам добавляются косвенно заинтересовавшиеся зрители /слушатели / читатели; в этом сегменте велика роль инклюзивных проектов, трудно реализуемых по отдельности.

Ментальные: в коллективном опыте формируется актуальный запрос на тот или иной контент, а также определенные приемы его производства / продвижения / потребления. Этот запрос имеет сложную структуру, включающую аспекты рецепции, рефлексии, коммуникации. Именно здесь наиболее ярко проявляется ценностная природа всех процессов в сфере художественных практик.

Что касается типологических характеристик анализируемого нами феномена арт-коллабораций, отметим два крупных направления/режима его развития: «бизнес & искусство» и «искусство & искусство».

Режим «бизнес & искусство»

Сегодня арт-коллаборациями уже никого не удивишь, но первопроходцами в этой сфере в начале нулевых годов XXI века были люксо-вые бренды из мира моды (Fendi, Vans, Louis Vuitton) и автопрома (BMW, Cadillac, Rolls-Royce). Вслед за ними в игру включились банковские структуры (в России это Сбербанк, СДМ-Банк, Ак Барс банк) и медиахолдинги и IT-корпорации (Яндекс, Adobe, Google). Сейчас в режим коллабораций перешел и масс-маркет типа UNIQLO, COS, H&M. Компании с мировыми именами, производящие одежду, автомобили, аксессуары, сотрудничают с художниками и музеями, используя в своих рекламных компаниях и/или дизайне производимой продукции те или иные узнаваемые сюжеты или образы - либо из классического наследия, либо из актуальных арт-прак-тик. Так сформировался первый формат арт-коллабораций «бизнес & искусство».

С точки зрения сущности анализируемого феномена можно считать, что история коллабораций в мире моды начинается еще в 30-е годы XX века, только тогда у этого явления не было названия. Дизайнер одежды Эльза Скиапарелли, дружившая с Сальвадором Дали, создала провокационное платье с лобстером, взяв за основу рисунка скульптуру знаменитого художника. Корпорации зачастую привлекают известных современных, а в некоторых случаях и старинных, художников, деятелей искусства для дизайна своих изделий или для организации нетривиальных, ярких презентаций. Мода как синтетический художественный феномен всегда балансирует на границе между миром чистой прибыли и чистого искус-

ства. Попытки соединить эти два модуса предпринимались многократно, но прорыв случился в 2001 году, когда бренд Louis Vuitton создал совместную коллекцию сумок с художником-граффитистом Стивеном Спраузом. Эта старинная фирма со своей элитарной клиентурой таким эпатажным ходом привлекла новых покупателей и почитателей, заработав на продаже коллекции с граффити Спрауза около 300 млн долларов [5].

Еще один яркий пример - сотрудничество между американским художником Дагом Уилером и химическим концерном BASF. После посещения пустыни в Северной Аризоне Уилер почти полвека грезил о создании пространства абсолютной тишины. Его мечта сбылась в марте 2017 года, когда в нью-йоркском музее Соломона Гуггенхайма открылась выставка «Искусственная пустыня III». Инсталляцию, состоящую из 600 пирамидок и 400 клиньев, художник создал из специального шумопоглощающего пенопласта от BASF. В процессе работы над проектом сотрудники концерна так прониклись задумкой Уилера, что в итоге BASF выступил и спонсором выставки [4].

Важнейшим направлением деятельности, направленной на формирование имиджа крупных компаний, является коллекционирование. К примеру, «ЮниКредитБанк» владеет единственной в России коллекцией живописных и графических работ русских художников 1920-1930-х годов и коллекцией так называемого поставангарда или авангарда второй волны. История коллекции началась в 1993 году, и за годы ее существования не была продана ни одна работа. Важнейшая цель коллекционирования -поддержка творческого наследия современников, также чрезвычайно значимы эмоциональная и духовная составляющие. Периодически экспонаты принимают участие в целенаправленных выездных выставках на площадках Москвы и во внешних музейных творческих событиях. Свою работу в области искусства «ЮниКредитБанк» рассматривает как фактор общественного диалога, в процессе которого появляется новое понимание опыта и культуры прошлого века. Кроме того, коллекционирование -это посильный банковский вклад в сохранение культурного наследия страны. Поскольку поставангард очень любим зарубежными коллекционерами, собрание картин «ЮниКредитБанка» является практически единственным шансом сохранить работы российских художников на родине. Поставангардные произведения искусства из коллекции «ЮниКредитБанка» трижды экспонировались в рамках публичных выставок: в Москве в 2009-м, 2011-м и 2012 годах [3].

Из зарубежного опыта можно привести пример австрийского банка Osterreichische Landerbank, который с 1975 года коллекционирует произведения фотоискусства. Инициатором Fotografis - первой европейской банковской коллекции, посвященной исключительно фотографии, - выступила венская галеристка Анна Ауэр. Она столкнулась с тем, что фото-

графию почти невозможно было продать в те годы. Всех интересовала живопись или скульптура. Руководство банка посчитало, что необходимо привлечь внимание и министерства образования, и музеев, придать нужный вес фотографии как виду искусства. Так банк выступил своего рода куратором интересующего его направления искусства [3].

Важно, что финансовые корпорации и люксовые бренды не просто спонсируют события, но создают собственные культурные пространства, выступают идейными вдохновителями для нового контента, заказывают новые работы и проводят выставки и мероприятия в соответствии с духом и ценностями бренда [1]. Появилось соответствующе направление арт-маркетинг, предполагающие продвижение компании или проекта с помощью искусства. «Взаимодействие компании с искусством положительным образом сказывается на ее имидже и помогает установить эмоциональную коммуникацию с огромной аудиторией» [7]. Свои выставочные пространства и программу развития в перспективе коллабораций с художественными проектами имеют модный дом Fendi, швейцарская часовая фирма Audemars Piguet, автоконцерн Rolls-Royce, холдинг LVMH (в составе которого наиболее известна фирма Louis Vuitton).

Посредством организации выставок или фестивалей серьезные игроки мировых рынков транслируют определенные ценностные ориентиры: патриотизм или космополитизм, аутентичность или мультикультур-ность, традиционность или инновативность, эгалитаризм, толерантность и прочее.

Торстен Мюллер-Отвос, исполнительный директор Rolls-Royce Motor Cars, полагает, что польза от сотрудничества с художниками гораздо шире, чем просто укрепление имиджа бренда. Во-первых, такая стратегия уже помогла укрепить отношения с существующими клиентами, включая многих из тех, кто коллекционирует произведения искусства, а также привлечь новых, которых они в противном случае не смогли бы заинтересовать. Во-вторых, поскольку автомобили Rolls-Royce исключительно персонализированы и производятся с учетом всех пожеланий клиента, то компании необходимо иметь в своем распоряжении весьма искусных мастеров, имеющих разнообразные навыки и умения. Художники, сотрудничающие с арт-программами Rolls-Royce, также видят здесь простор для творчества, возможность выразить свою идентичность, а не только коммерческую составляющую [2].

Проблемы и перспективы арт-коллабораций формата «бизнес & искусство» привлекают внимание специалистов с обеих сторон, причем как теоретиков, так и практиков. Весьма интересную классификацию «платформ (или форматов), которые бренды чаще всего используют для взаимодействия с искусством» на базе анализа сорока с лишним глобальных корпоративных арт-инициатив предлагает руководитель департамента

корпоративных коммуникаций агентства Grayling1 Анастасия Елаева: это бренд-ментор, бренд - организатор арт-коллабораций, бренд - создатель арт-впечатлений, бренд - создатель арт-контента и бренд, несущий образовательную функцию [10].

Бренды-менторы создают арт-резиденции, запускают менторские программы и вручают награды в сфере искусства. Так, Davidoff поддерживает художников с Карибских островов, а Swatch приглашает артистов в шанхайский отель Art Peace, где они могут жить и творить в течение 3-6 месяцев. Менторская программа есть у Rolex, а собственные награды - у Absolut, Hugo Boss, Perrier.

Бренды - организаторы арт-коллабораций работают с представителями мира искусства. Разработка продукции и создание рекламы с участием художника - один из самых распространенных форматов взаимодействия. Можно вспомнить часовой бренд Swatch, который с 1984 года сотрудничает с самыми известными людьми: Вивьен Вествуд, Аки-рой Куросавой, Педро Альмодоваром и другими. Все они с удовольствием участвовали в проекте Swatch Art Specials. Есть программа BMW Art Cars, в рамках которой художники работают над дизайном автомобилей, проект табачного бренда Davidoff Art Initiative, футболки UNIQLO с произведениями современного искусства.

Бренды - создатели арт-впечатлений организуют художественные проекты и выставки, отражающие ценности бренда (Absolut, Swatch, Lexus), привносят эстетику в пространство бренда (Deutsche Bank, Credit Suisse, Ritter Sport, Louis Vuitton) и создают арт-институции (Fondazione Prada, Fondation Louis Vuitton).

Бренды - создатели арт-контента разрабатывают медиапродукты: гиды для коллекционеров (BMW), мобильные приложения (UBS) и фильмы (Tiffany).

Бренды, несущие образовательные функции, работают на «повышение доступности искусства». Так, известный японский производитель одежды UNIQLO помогает организовать бесплатные посещения Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, галереи Тейт в Лондоне, Музея моды (MoMu) в Антверпене. В России похожий проект реализовал Сбербанк: в честь 175-летия он обеспечил бесплатный вход в художественные музеи в 17 городах.

Режим «искусство & искусство»

Второй глобальной разновидностью арт-коллабораций, как мы уже отметили выше, является формат взаимодействия «искусство & искусство». В рамках данного направления открывается широкое пространство

1 Grayling - ведущая международная коммуникационная сеть, основанная в 1981 году и насчитывающая более 50 отделений в Европе, США, Азии и на Ближнем Востоке.

для совместных проектов из разных художественных областей: танца, музыки, театра, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры. Возможно множество вариантов комбинаций участников и технологий, соответственно, вариантов итоговых продуктов с выходом на разноуровневую аудиторию, с большим или меньшим ее охватом, акцентом на форму или содержание и, как результат, формированием тех или иных ценностных паттернов.

Коллаборации могут осуществляться в одном художественном сегменте, например в музыкальном, но с участием представителей разных жанровых направлений. Знаковым событием такого рода стал совместный концерт рок-группы Scorpions и оркестра из 166 виолончелистов во главе с Мстиславом Ростроповичем, состоявшийся в 1999 году в Берлине в честь 10-летия падения Берлинской стены. Вместе классические и рок-музыканты исполнили композицию Wind of Change. После этого Scorpions провели ряд совместных концертов с академическими музыкальными коллективами. В Петербурге подобные перекрестные проекты периодически осуществляют рок-группы «Би-2» и «Аквариум» вместе с симфоническим оркестрами.

В качестве успешного проекта международной арт-коллаборации в сфере современного танца обратимся к опыту петербургского независимого творческого объединения MAD Company, осуществившей в 2019 году постановку балетного спектакля «1234».

Проект «1234» был задуман как международная творческая лаборатория, главная цель которой - развивать балетное искусство и укреплять престиж России как центра экспериментов в области современной хореографии. Установление творческих контактов между молодыми художниками, хореографами, танцовщиками и музыкантами из разных стран должно было работать на усиление связи с мировым танцевальным сообществом.

Участниками проекта стали четыре хореографа: Юрий Смекалов (Россия), Ксения Вист (Германия), Хелдер Сеабра (Португалия, Бельгия) и Яэль Цибульски (Израиль). История развития балета в каждой из стран уникальна, неповторим язык и характер танца, которым владеют участники проекта. Но они впервые объединились в творческом проекте, чтобы вместе создать единый спектакль. Участники проекта придерживались единой концепции, предложенной автором идеи Юрием Смекаловым. Выбранная каждым хореографом цифра стала отправной точкой для творческого поиска: постановщики должны были раскрыть ассоциативные образы, перебирая исторические воспоминания своего народа и личные мотивы, связанные с вдохновляющей их цифрой. Таким образом, должна была образоваться ценностная связка между личностным горизонтом художника и культурным бэкграундом его страны.

MAD Company удалось сформировать труппу проекта из опытных артистов, представляющих разные танцевальные направления: в «1234» были задействованы как солисты больших академических театров России (Большой, Мариинский, Михайловский, Самарский театр оперы и балета), так и независимые танцовщики, работающие в русле современного танца. Каждый из них представляет особый тип артиста-художника, многие имеют богатый опыт самостоятельных постановок. «Артисты, как и хореографы, представляли разные страны и разные танцевальные школы. Почти каждый, как исполнитель, может рассчитывать на достойное место в "хрустальном дворце" классического танца, а некоторые его занимают. Но им интересно построить иную танцевальную систему. И хотя некоторые из элементов экспериментальной постройки под номером 1234 заимствованы, вольно или невольно, у других экспериментаторов, она, в свою очередь, породит следующие пластические опыты, поскольку границы хореографического мира прозрачны и легко преодолимы. Если вообще существуют», — отметила в рецензии балетный критик Варвара Свинцова, обозначив тем самым мощнейший аксиологический посыл подобного рода арт-коллабораций [6].

Специально для проекта MAD Company была сформирована и постановочная команда проекта. В творческой биографии каждого из членов команды - творческие проекты как в драматическом, так и музыкальном театре, многие являются авторами собственных междисциплинарных проектов в области science-art, моды и музыки. Единое визуальное пространство спектакля «1234» создали сценограф Елисей Шепелёв, художник по свету Константин Бинкин, художник по видео Сергей Рылко и художник по костюмам Нина Штеренберг. Музыку к спектаклю написал молодой петербургский композитор Бхима Юнусов — автор и исполнитель собственных песен и диджей, для которого «1234» стал третьей работой в театре.

Местом проведения мировой премьеры спектакля «1234» неслучайно выбран Каменоостровский театр (Вторая сцена БДТ им. ГА. Товстоногова) - жемчужина петербургской театральной культуры. Как итог, в подлинном пространстве единственного сохранившегося в России деревянного театра эпохи классицизма соединились различные направления актуального хореографического искусства с современными постановочными возможностями. Привлечение творцов и создание единой команды для реализации проекта было высоко отмечено профессионалами. «Внушительная команда проекта, информационно-рекламная кампания, участие танцовщиков ведущих российских театров, всего лишь два показа в Петербурге (не считая бесплатного спецпоказа для студентов и преподавателей творческих вузов) - всё это вызвало небывалый ажиотаж у публики» [8].

Независимая творческая коллаборация позволила преодолеть многие институциональные особенности академического театра. Одна из них -более планомерное и подробное изучение методики работы и авторского стиля постановщиков, что позволило артистам из России более точно и полно реализовать на сцене замысел четырех хореографов.

Репетиционный процесс для каждого постановщика включал два этапа. Первый, с июня по сентябрь 2019 года, - «ознакомительные» визиты хореографов в Россию: непосредственно репетициям будущей постановки предшествовали мастер-классы для танцовщиков-участников. У последних была возможность углубиться и изучить специфику авторского стиля, который представляет хореограф. Второй этап работы пришелся на вторую половину сентября 2019 года, в это время проходили сводные репетиции всех хореографов и общая работа над спектаклем. Также под эгидой бренда «1234» было создано несколько специальных проектов в коллабо-рации с творческими пространствами и проектами Петербурга.

Одна из важных задач MAD Company заключалась в том, чтобы предоставить возможность участвовать в тренингах зарубежных педагогов не только труппе спектакля. Поэтому вместе с петербургской Академией современного танца (DAR) была организована серия открытых мастер-классов. Было проведено три двухдневных интенсива с Яэль Цибульски, Хелдером Сеабра и Ксенией Вист, занятия посетило около ста человек. Кроме того, для жителей Петербурга был организован лекционный курс о современной хореографии в России, Германии, Бельгии и Израиле. Автором лекционного курса стала балетный критик и эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяна Боева, представлявшая в данном случае журнал о современном танце No Fixed Points. Таким образом, проект «1234» смог не только организовать лекционный цикл на высоком профессиональном уровне, но также заручился информационной поддержкой профильного издания с развитым сайтом и социальными сетями.

Поиск пространств для проведения лекций позволил привлечь к проекту внимание новой аудитории. Лекции проходили на трех площадках Петербурга, каждая из которых считает реализацию культурных проектов важной частью маркетинговой и рекламной стратегии: сцена и бар Social Club, торговый дом «Пассаж», книжный магазин «Во весь голос». Посетителями лекций офлайн стали около 200 человек, охват аудитории в интернете (онлайн-реклама лекционного цикла, а также трансляции лекций) - около 200 тыс. человек.

Таким образом, можно резюмировать: проекты в рамках арт-коллабо-раций реально меняют социокультурное пространство, не только создавая ментальные мосты между странами, различными стилями и жанрами искусства, поколениями зрителей/слушателей, но и расширяя экономиче-

ский потенциал культурных индустрий. В аксиологическом аспекте данные события успешно сочетают следующие векторы и задачи: традиционности и инновативности, укрепления культурной самоидентичности и налаживания эффективных актуальных коммуникативных мостов, сохранения магии творчества с эффективными экономико-технологическими решениями.

В исследовательском плане отметим очевидную актуальность и новизну поставленной нами задачи. Пока в отечественной социогуманитаристике по данной проблематике нам не встретилось ни одной научной работы при явном интересе к ней медиасреды и аналитиков из сферы бизнеса. Предлагаем считать данную публикацию приглашением к диалогу.

Литература

1. Арт-коллаборации: почему одни проекты работают, а другие обречены на провал? // Business daily. 2017. Апрель. 11. URL: http://prclub.spb.ru/2017/04/11/ grayling_art/ (дата обращения 20.11.19).

2. Зачем технологическим компаниям арт-коллаборации. URL: https:// vc.ru/25662-art-collabs (дата обращения 03.11.19).

3. Искусство в банке: факты и вымыслы. О художественном собрании банковской группы UniCredit рассказывает его куратор. URL: https://lenta.ru/ articles/2014/10/14/collectingart/ (дата обращения 12.11.19).

4. Коллаборация BMW с южноафриканской художницей. URL: https://chernozem. info/journal/kollaboratsiya-bmw-s-yuzhnoafrikanskoj-hudo/ (дата обращения 11.11.19).

5. Коллаборация: что это значит простыми словами (топ-7 примеров из моды, спорта и бизнеса). URL: https://proudalenku.ru/kollaboraciya-chto-ehto-znachit/ (дата обращения 02.11.19).

6. Свинцова В. «Па де космогония» // «Известия», 26.09.19. URL: https:// iz.ru/924883/varvara-svintcova/pa-de-kosmogoniia-v-peterburge-postavili-kollektivnyi-balet (дата обращения 30.11.19).

7. Что такое арт-коллаборации и как они работают. URL: https://fancy-journal. com/otnosheniya-i-seks/obrazovanie-i-karera/20266-chto-takoe-art-kollaboratsii-i-kak-oni-rabotayut bankir.ru (дата обращения 10.11.19).

8. Улановская С. «Космогонические танцы» // Санкт-Петербургские ведомости. 03.10.19. URL: https://spbvedomosti.ru/news/culture/kosmogonicheskie-tantsy-v-peterburge-sostoyalas-premera-baleta-1234/ (дата обращения 30.11.19).

9. Хоркхаймер М. Культурная индустрия: просвещение как способ обмана масс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 104 с.

10. Grayling: как бренды взаимодействуют с искусством и зачем это нужно? URL: https://www.sostav.ru/publication/grayling-brendy-i-iskusstvo-stanovyatsya-vse-blizhe-26203.html (дата обращения 03.11.19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.