Научная статья на тему 'ПЕТЕРБУРГСКОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ'

ПЕТЕРБУРГСКОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ПЕТЕРБУРГСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / АРТ-ПРОСТРАНСТВО / СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Грачёва С. М.

В последние десятилетия в Петербурге активно развиваются креативные индустрии, формируются все новые креативные пространства, нацеленные на взаимодействие разных художественных институций и репрезентацию современного искусства. Важно оценить, какую роль играет профессиональное академическое искусство, представленное традиционными школами и отдельными мастерами в развитии новых арт-пространств, появившихся в Северной столице. Как соотносится академическая школа с её традиционными устоями с потребностями посетителей арт- пространств, в чем роль современных художников, занимающихся преобразованием культурного досуга населения Петербурга? В статье предлагается искусствоведческий обзор современной ситуации существования академического искусства в рамках петербургской креативной индустрии, представляющей различные художественные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAINT-PETERSBURG ACADEMIC FINE ART IN THE SPACE OF CONTEMPORARY CREATIVE INDUSTRIES

Сreative industries have been actively developing during the in recent decades in Saint Petersburg more and more new creative spaces aimed at the interaction of various art institutions and representation of contemporary art have been formed. The study tested the role professional academic art, as represented by traditional schools and individual masters in the development of the new art spaces that have appeared in Saint Petersburg. How does the academic school with its traditional ways relate to the needs of visitors of art spaces, what is the role of contemporary artists engaged in the transformation of the cultural leisure time of visitors of creative spaces? The article offers an art history review of the current situation of academic art within St. Petersburg’s creative industries, representing different artistic movements.

Текст научной работы на тему «ПЕТЕРБУРГСКОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ»

I Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2023 16(8): 1297-1306

EDN: WEGYFV УДК 7.011+7.036

Saint-Petersburg Academic Fine Art

in the Space of Contemporary Creative Industries

Svetlana M. Gracheva*

Saint Petersburg Academy of Arts Research Institute of the Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts Saint Petersburg, Russian Federation

Received 05.04.2023, received in revised form 30.05.2023, accepted 15.06.2023

Abstract. Creative industries have been actively developing during the in recent decades in Saint Petersburg more and more new creative spaces aimed at the interaction of various art institutions and representation of contemporary art have been formed. The study tested the role professional academic art, as represented by traditional schools and individual masters in the development of the new art spaces that have appeared in Saint Petersburg. How does the academic school with its traditional ways relate to the needs of visitors of art spaces, what is the role of contemporary artists engaged in the transformation of the cultural leisure time of visitors of creative spaces? The article offers an art history review of the current situation of academic art within St. Petersburg's creative industries, representing different artistic movements.

Keywords: modern academic art, Saint Petersburg visual arts, creative industries, creative space, art space, contemporary artists.

Research area: cultural studies.

Citation: Gracheva S. M. Saint-Petersburg academic fine art in the space of contemporary creative industries. In: J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci., 2023, 16(8), 1297-1306. EDN: WEGYFV

© Siberian Federal University. All rights reserved

* Corresponding author E-mail address: [email protected] ORCID: 0000-0003-3506-5413

Петербургское академическое изобразительное искусство в пространстве современных креативных индустрий

С. М. Грачёва

Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств Российская Федерация, Санкт-Петербург

Аннотация. В последние десятилетия в Петербурге активно развиваются креативные индустрии, формируются все новые креативные пространства, нацеленные на взаимодействие разных художественных институций и репрезентацию современного искусства. Важно оценить, какую роль играет профессиональное академическое искусство, представленное традиционными школами и отдельными мастерами в развитии новых арт-пространств, появившихся в Северной столице. Как соотносится академическая школа с её традиционными устоями с потребностями посетителей арт-пространств, в чем роль современных художников, занимающихся преобразованием культурного досуга населения Петербурга? В статье предлагается искусствоведческий обзор современной ситуации существования академического искусства в рамках петербургской креативной индустрии, представляющей различные художественные направления.

Ключевые слова: современное академическое искусство, петербургское изобразительное искусство, креативные индустрии, креативное пространство, арт-пространство, современные художники.

Научная специальность: 5.10.1 - теория и история культуры, искусства.

Цитирование: Грачёва С. М. Петербургское академическое изобразительное искусство в пространстве современных креативных индустрий. Журн. Сиб. федер. ун-та. Гуманитарные науки, 2023, 16(8), 1297-1306. EDN: WEGYFV

Введение

В современном культурном пространстве России большую роль играют креативные индустрии. В Концепции развития Петербурга как города креативных индустрий, разработанной правительством Санкт-Петербурга, дано определение, что «креативные индустрии - это синергия творчества и предпринимательства, здесь нельзя одно отделять от другого. Креативные индустрии создают новый (уникальный, инновационный) продукт или услугу, представители этих видов деятельности нацелены на извлечение прибыли» (Концепция, 2017). Как определяют исследователи, креативные индустрии - это

сложная, многоуровневая система, в которой «искусство соединяется с экономикой, вопросы занятости - с городским развитием, а преимущества креативных кластеров не сводятся исключительно к новому формату организации рабочего пространства» (Зеленцова).

Можно поспорить с теми, кто в создаваемых программах относит искусство лишь к части современной креативной индустрии, поскольку у искусства есть более широкие задачи, нежели быть только способом развлечения, проведения досуга и служить «на потребу публики», ориентируясь на, так сказать, любителей культурного времяпровождения.

Однако если отвлечься от разговоров «о вечном», то можно рассмотреть, как взаимодействуют кураторы проектов с художниками и помогают им реализовать некоторые идеи в креативных пространствах. Даже беглый критический анализ позволяет увидеть, что практически все перечисленные типы институций, которые имеют у себя выставочные пространства обращаются к художникам, представляющим, например, академическую школу.

Складывается парадоксальная ситуация, когда академическое искусство, которое принято было упрекать в некоем универсализме и стирании индивидуального начала, в настоящее время выступает за сохранение этой самой личностной национальной культурной идентичности. Оно, с одной стороны, вбирает в себя и переплавляет достижения культуры разных народов и эпох, с другой - способствует бережному отношению и сохранению разных национальных традиций. Кроме того, академическое искусство, сохраняя свою элитарность, занимается важной проблемой формирования высокого вкуса, настоящего профессионализма в художественном деле, воспитания требовательной к себе и другим творческой личности, в противовес «китчу» и массовой культуре, заполонившей информационное пространство. В некотором смысле хотелось бы встать на защиту интересов академической школы, без которой, на наш взгляд, немыслимо и развитие новейших течений как без некоего фундамента и профессиональной основы искусства. Думаю, что независимо от того, считаем мы академическое искусство передовым или консервативным явлением, оно существует и являет собой авторитетное направление в художественной практике.

Петербургское современное изобразительное искусство весьма многослойно, многоаспектно и представлено самыми разными направлениями, среди которых выделяется академическое, как наиболее прочно связанное с этим городом. На наш взгляд, академическое искусство в первую очередь связано с классическими традициями искусства, оно опирается преимущественно

на реалистический метод изобразительности, но при этом отличается от реализма как направления большей идеализацией, отстраненностью от документальной передачи острых проблем современности, ориентированностью на так называемые общечеловеческие проблемы и гуманистические ценности. В своих предыдущих исследованиях автор этой статьи довольно много размышлял над этой проблемой (Грачева, 2018; 2019; 2020).

Важно проанализировать, в какой степени современные креативные кластеры связаны с традиционными художественными институциями и насколько они необходимы друг другу. Возможно ли привлечь широкий круг зрителей и участников креативных проектов без работы в них настоящих профессионалов своего дела. Попытаемся рассмотреть эту проблему на примере взаимодействия креативных индустрий с представителями академического искусства, используя для этого искусствоведческий и компаративный методы анализа современной художественной ситуации.

Обсуждение

В последние десятилетия усилились противоречия между традиционными формами освоения профессии художника (а именно этим славились, например, академические профессиональные школы) и концептами, формами свободного искусства, нередко пренебрегающего классическими основами искусства. То, на чем строится профессионализм (мастерство, знание, умение, владение ремеслом), становилось как бы не нужным современному художнику, которому часто достаточно продуцировать концепции, идеи и транслировать некие смыслы, нередко основанные на де-структивности и деконструкции. Причем мы видим, что эти идеи также могли претерпевать кризисные моменты и допускать многочисленные повторы. Следует признать, что современные российские художники как бы не скованы цензурой и, при желании и возможности, легко могут интегрироваться в мировое культурное про-

странство. При современной расстановке сил не уходят ли в безвозвратное прошлое традиционные приемы изобразительности в привычном понимании, когда художник пользуется холстом и красками или делает скульптуры из мрамора? Нетрудно заметить, что художественная практика Х1Х-ХХ1 вв. показывает, что каждое новое направление в искусстве, отрицая, подпи-тывается профессиональным искусством, которое по-своему оплодотворяет новейшие течения.

Стремление к изобразительности, или фигуративности, к реалистическому методу изображения мира - имманентное внутреннее свойство, присущее человеку, и к этому он прибегает с самого детства, еще тогда, когда он свободен от идеологических и политических пристрастий. В последнее время складывается впечатление, что данная область визуальной практики, связанная с реалистическим методом отображения мира, находится в некотором намеренно создаваемом вакууме. Все чаще возникает рассуждение, что есть искусство старых мастеров, и даже появляется термин «старое искусство» или «музейное искусство» в противовес искусству современному, свободному, прежде всего, от принципов изобразительности.

Современному художнику нередко становится как бы не нужно уметь рисовать, хореографу - тратить время на освоение классических основ танца, композитору -знать музыкальную грамоту и т.д. Неумение возводится в культ. Этому способствуют и многочисленные телевизионные шоу, создающие иллюзию, что можно за несколько дней или даже часов «создать звезду» в любом виде искусства. За рамками таких шоу остается гигантский труд целых команд исключительных профессионалов, усилия которых направлены на то, чтобы взрастить симулякр-однодневку, который будет тут же забыт. Никто и нигде в таких шоу не говорит о тяжелейшем каждодневном труде, сформировавшем настоящих мастеров искусства, а не временных звезд шоу-бизнеса или блогерских кривляний перед камерами мобильников. За пределами

художественной ценности нередко оказывается национальная народная культура, религиозное искусство, многие виды профессиональной художественной деятельности, на формирование навыков которой направлены усилия целых культурных институций и сформированная в течение десятилетий система непрерывного художественного образования.

Хотелось бы, чтобы в идеале креативная индустрия была нацелена не только не удовлетворение массового потребительского спроса, но и на то, чтобы многие явления элитарной культуры приблизить к широким слоям населения и сделать их более доступными и воспринимаемыми посетителями креативных пространств, чтобы стереть границу между создателями «креативного продукта» и его потребителями. Рассмотрим это взаимодействие на примере креативной индустрии Северной столицы России.

Как оценивают специалисты, «арт-пространства взяли на себя большую культурную работу - они образовывают, развлекают и предлагают досуг. Они осваивают ту недвижимость, которая не подходит для другого использования, и часто выступают пионерами восстановления отдельных пространств и даже улиц, и целых кварталов» (Холоднова, 2021). Креативные пространства как часть креативной индустрии все более активно входят в культурную жизнь Петербурга и играют в ней серьезную роль, оказывая влияние и на традиционные культурные и художественные институции. Аналитики Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга в своих докладах оценивают ситуацию следующим образом: в 2018 году в Петербурге на территории 20 креативных кластеров размещались 304 арендатора, в 2021 году это количество увеличилось в два раза - 676 резидентов. В Петербурге 25 вузов ведут подготовку по направлению «Искусство и культура». Численность данной целевой аудитории -около 14 600 человек. Общее количество площадок современного искусства в Петербурге с 2000 по 2010 год увеличилось

втрое, а за последние 10 лет - удвоилось (Холоднова, 2021). Несмотря на размытость определения, что такое креативный кластер, под которое часто подпадают и традиционные учреждения культуры, можно констатировать, что в Петербурге все время увеличивается количество креативных пространств, кластеров и объектов, работающих с современным искусством.

За последние годы в Северной столице появились новые типы креативных пространств, возникших благодаря креативным индустриям, это:

- Современные музейные и выставочные пространства нового типа, выполняющие не только строго музейные функции, но и ориентированные на креативные индустрии. Например, «Манеж», Музей Стрит-арта, Новый музей, Музей современного искусства Петербурга (МИСП), «Артмуза», «Пушкинская-10», «Эрарта», Исторический парк «Россия - Моя история» и др.

- Галереи, которые расширяют свою деятельность за счет не только традиционно арт-рыночных мероприятий (выставки, га-лерейный маркетинг, аукционы), но и комплекса креативных стратегий («Артефиче», «Краски жизни», «Мольберт», культурный центр и галерея «Beriozka Gallery» и др.).

- Креативные пространства: «Севка-бельпорт» («Место, где город встречается с морем»), ЛофтПроект «Этажи» (Культурный и развлекательный центр), арт- пространство «Фабрика», «Ткачи», «Дом культуры» (ДК Газа).

- Парки, историко-культурные и общественные пространства, зоны для отдыха: «Новая Голландия», «Остров фортов», «Никольские ряды», «Двор Гостинки», «Флагшток».

- Молодежные пространства, ковор-кинги, или коллективные офисы - пространства, позволяющие сформировать общность целевой аудитории при проведении образовательных или досуговых мероприятий. Например, коворкинг «Просто».

- Креативные центры, пространства для бизнеса и отдыха: «Бертгольд Центр», «Третий кластер», «Флигель», «К-14», «Мультиплейс 17/26», «Третье место»

(Third Place), «SENO», «Брусницын», Васи-леостровский рынок.

- Интеллектуальные кластеры: «Игры разума», «ЛенДок», «Подписные издания», Театральная гостиная VINCI.

- Концертно-фестивальные и шоу-пространства: «Аннекирхе», «Атриум классика». Шоу-пространство «Ленинград Центр».

- Библиотеки: Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, Библиотека им. Н. В. Гоголя, Библиотека имени В. В. Маяковского, Библиотека имени М. Ю. Лермонтова и др.

Созданы учебные и музейные заведения нового типа в соответствии с современными требованиями (Академия танца Бориса Эйфмана, Новая сцена Александринского театра, Музей Христианской Культуры).

При этом важно сказать, что некоторые креативные пространства уже завершили свои проекты и ушли с рынка Петербурга. К ним можно отнести известный центр дизайна «Artplay», проведя ребрендинг, он преобразовался в другие фирмы - например, Центр дизайна и архитектуры Design District DAA.

В какой-то степени к креативным пространствам можно отнести и традиционные учреждения культуры, и даже творческие вузы, которые в последнее время трансформировались в соответствии с новыми веяниями времени и деятельно вводят маркетинговые технологии в свою работу, активно развивая новые направления креативной деятельности.

Учитывая, что в Петербурге более трех тысяч художников и дизайнеров, не удивительно, что практически все названные проекты обращаются к опыту и современных художников. В каждой из этих институций искусство представляется весьма разнообразно, в соответствии с назначением того или иного проекта, или с учетом его целевой аудитории, или в соответствии со вкусами и пониманием организаторов. Однако вызывает некоторое сомнение, что в сформулированных концепциях креативных индустрий искусству отводится некая вспомогательная роль и оно рассматривает-

ся только в прагматичном аспекте и ставится в серьезную зависимость от маркетинговых и коммуникационных технологий.

Пользуясь современной классификацией креативных индустрий, изобразительные искусства, связанные с академической школой, можно рассмотреть в контексте архитектуры, ремесел, дизайна и моды, музеев, галерей, библиотек, издательской деятельности, визуальных искусств и т.д. Художники академического направления могут реализовать и успешно реализуют себя в разных областях креативных инду-стрий, не меняясь и показывая свои произведения в выставочных пространствах города. Мы рассмотрим один из аспектов, в котором взаимодействие академического искусства и креативной индустрии строится на некоем компромиссе, диалоге высокого искусства и потребностей публики. Это репрезентация творчества художников в пространстве креативных индустрий в виде выставок, мастер-классов, творческих конкурсов, воркшопов, там, где художник, минимально приспосабливаясь, участвует в креативной деятельности того или иного кластера. Рассмотрим примеры.

Так, в петербургском Центральном выставочном зале «Манеж» были реализованы значительные кураторские проекты ректора Санкт-Петербургской академии художеств С. И. Михайловского, ставшие в каком-то смысле знаковыми событиями для современной российской культуры «Русские художники - участники Венецианской биеннале» (2016), «Китайская армия. Выставка современных китайских художников» (2017), «Преодоление. Выставка молодых художников из России и Японии» (2018), «Христос в темнице» (2019), «Дейне-ка/Самохвалов» (2020), «Покой и Радость» (2022) и др., с участием петербургских академических художников. В них в разных качествах (как дизайнеры, экспоненты, спикеры, участники круглых столов, семинаров, дискуссий и конференций, волонтеры) приняли участие молодые представители академической школы, в первую очередь художники - А. В. Тыщенко, С. А. Данчев, В. И. Бродарский, И. Ю. Зорькин, К. Ямагу-

чи, А. Нефедов, А. Резвый, А. Рой, И. Крей-дун, П. Калтыгин и другие.

Произведения деятелей академического искусства принимают участие и в других проектах «Манежа», таких как выставки «70-е. Со_при_частность. Ленинградское изобразительное искусство 1970-х годов» (2017), «Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703» (2022), «Н. Н. Живопись и графика из коллекции Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХ1 веков» (2022) и др.

Упомянутый Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХ1 веков периодически устраивает выставки, на которых представлено академическое искусство. Такие имена ленинградской академической школы, как Е. Е. Моисеенко, А. А. Мыльников, Ю. М. Непринцев, В. М. Орешников, П. В. Рейхет, П. Г. Татарников, Г. Д. Ястре-бенецкий, Б. М. Сергеев, О. Н. Панкратова, Н. П. Фомин, И. В. Говорков, Е. В. Губанова, Л. С. Давиденкова, постоянно фигурируют в экспозиционном пространстве этого музея.

Устойчивую репутацию имеет основанный в 2010 году музей современного искусства «Эрарта», ставший одним из самых популярных и посещаемых в Петербурге. Это настоящее креативное пространство, в которое помимо собственно музея входят выставочные залы, театральные студии, музыкальные салоны, галерея, рестораны, магазины. В коллекции «Эрарты» почти три тысячи произведений изобразительного искусства. Нельзя сказать, что «Эрар-та» уделяет много внимания художникам-академистам. В первую очередь музей и галерея специализируются на актуальном искусстве, однако галерея работает также и с художниками, так или иначе связанными с академией, устраивая иногда их выставки и даже пополняя их произведениями свою коллекцию. Можно назвать имена В. С. Михайлова, П. В. Рейхета, Е.В. и К. В. Грачевых, Л. К. Казбекова, В. Б. Ремишевского, М. В. Моргунова, А. А. Джигирей и др.

Музей современного искусства, культурный кластер «Артмуза» занимает целое здание на Васильевском острове, на четы-

рех этажах которого, на 5000 кв. м, находятся выставочные залы, мастерские художников, галереи, офисы дизайнерских и архитектурных бюро, арт-студии, репетиционные студии, кинозалы, школа скульптуры и анатомии, шоурумы, пресс-холлы. В «Артмузе» находятся мастерские многих художников (Н. Д. Блохин, Г. А. Исаев, И. А. Логинов, С. А. Секирин, Ю. В. Косцо-ва, А. В. Мелентьев, М. В. Моргунов и др.). В выставочном пространстве «Артмузы» нередко выставляются академические художники как с персональными выставками (А. М. Мартьянов, М. В. Моргунов, Г. А. Ян-дыганов), так и участвуя в групповых показах.

Уникальное шоу-пространство «Ленинград Центр», занимающее историческое здание кинотеатра в Таврическом саду, славится замечательными выставками русского и зарубежного искусства, демонстрирующими произведения объединения «Мир искусства», Пьера Анри Матисса (внука знаменитого художника) и других выдающихся мастеров. В 2022 году представитель академической школы, молодой художник Сослан Сосиев, показал персональную выставку «Внутренний человек» в залах Центра, в экспозиции которой соединились традиционные произведения живописи и графики с мультимедийными инсталляциями.

Активную позицию по отношению к академическому направлению в искусстве проявляет ряд галерей, предлагающих последнее время много разнообразных проектов, которые выходят за рамки привычных экспозиционных пространств, - устраивают мастер-классы, конференции, лектории, встречи с художниками, концерты и т.п. К ним можно отнести галереи «Артефи-че», «Краски жизни», «Голубая гостиная», «Beriozka Gallery», «Arts Square gallery», «Гильдия мастеров» и другие.

Так, целенаправленную деятельность в этом направлении ведет галерея «Арте-фиче», ориентируясь преимущественно на художников, в той или иной степени связанных с Санкт-Петербургской академией художеств. Иногда в этой галерее вы-

ставляются опытные представители академической школы - Г Д. Ястребенецкий, П. О. Шевченко, Ю. В. Калюта, В. С. Михайлов, М. В. Моргунов, Н. Д. Блохин, Д. А. Коллегова, О. Н. Шоров, а иногда га-леристы обращают внимание на недавних выпускников. Так, впервые удостоились чести здесь провести персональные выставки И. Журавлев, И. Крейдун, М. Соловьев, М. Тишаков, Е. Пономаренко и др. Последнее время галерея расширяет диапазон своей деятельности за счет театральных перформансов и авторских проектов. В 2023 году реализуется авторский проект Сергея Стадлера «In medias res». В рамках галерейных встреч со зрителями известный скрипач рассказывает о своих любимых музыкальных произведениях, ведет свободный диалог со зрителями и, конечно же, представляет исполнительские концертные программы.

В 2022 году в Петербурге открылось пространство, позиционирующее себя как культурный центр и галерея «Beriozka Gallery», основанное учредителями Фонда «Новое искусствознание», искусствоведами Екатериной Дубровской и Кристиной Сасонко. Название культурного центра отсылает к бывшему на его месте в советские годы валютному магазину «Берёзка», работавшему при гостинице «Советская». Выставки «Берёзки» ориентированы на актуализацию советского и российского искусства. В осуществленных проектах «Цветы и цвет в советском искусстве» (2022), «Corpus Humanum» (2023) академические художники играют ведущую роль, поскольку именно петербургская академическая школа гордится сохранением традиций натурного рисунка и живописи. В выставке «Corpus Humanum» представлены произведения искусства, посвященные проблеме телесности в искусстве. И конечно же, академические художники занимают здесь одно из ведущих мест. Это Ю. В. Калюта, Н. Д. Блохин, Е. А. Хлюнев.

В конце 2022 года в молодежном ко-воркинге «OTOCTO^RODUCTION» состоялся Четвертый конкурс молодых авторов «АРТ-СТАРТ. Лучшие молодые худож-

ники. Премия Санкт-Петербурга». В нем принимали участие студенты и выпускники художественных вузов и кафедр Санкт-Петербурга. Стоит отметить, что во всех четырех конкурсах «Арт-старта» лауреатами становился кто-либо из представителей академической школы. В 2022 году победителями во всех номинациях «Живопись» стали студенты и недавние выпускники Академии художеств. Антонина Во-лодченко, представившая картину «Сон», получила первую премию. Дипломантами конкурса стали Олег Калитеня, Елизавета Пожарская, Никита Кулушев, Андрей Пьянковский (Симина, 2022: 162). Это еще раз подтверждает, что академическая школа, представленная в современном креативном молодежном пространстве, оказывается вполне конкурентоспособной.

Приведенные примеры демонстрируют, насколько продуктивным может оказаться сотрудничество креативных инду-стрий с представителями академического искусства. Первые позволяют найти новые сферы применения представителей «чистого искусства», вторые - позволяют поднять проекты креативных индустрий на более высокий художественный уровень, соответствующий масштабу Северной столицы.

Заключение

Рубеж XX-XXI вв. был связан с процессами вестернизации и глобализации культуры, в которой стали преобладать европейские и американские культурные ценности. С одной стороны - это всеобщие процессы либерализации, создание единого информационно-коммуникационного пространства, формирование единого рыночного пространства (в искусстве арт-рынка, определяющего культурные доминанты). С другой, вызывает опасение, что налицо явное ослабление культурной идентичности.

В сфере российского искусства это проявляется в доминировании contemporary art, имеющим всестороннюю поддержку различных международных институций. Создается впечатление, что национальные традиции в разных сферах культуры и ис-

кусства, профессиональные художественные школы, уникальность исторического развития культур разных стран и народов утрачивают свое значение. Постмодернистская научная и культурная парадигма оказали свое деструктивное влияние на устоявшиеся принципы развития культуры. Произошло мощное перераспределение ценностных и культурных ориентиров.

Без опоры на профессиональные школы креативные индустрии могут утратить свою главную составляющую - креативность, упрощая это сложное понятие и доводя его до обычного потребительства. В этом смысле петербургские креативные пространства не случайно ищут опору в профессиональных кругах, и в частности в академической традиции, поскольку в российском искусстве именно традиция профессиональной школы, представляющая сплав академического искусства и реализма, долгое время была основополагающей для нашей культуры. Противники традиционализма полагают, что реалистический метод тесно связан исключительно с соцреализмом и воспринимается в наши дни чуть ли не аутсайдерским, маргинальным и вместе с тем официальным идеологизированным художественным направлением прошлого, что современному искусству нужны новые идеи и концепции, рождающие удивление, восторг и потрясение, а реализм - это некое застывшее, унылое, весьма консервативное и далекое от современного зрителя искусство.

Нечто подобное, но с другими социокультурными последствиями произошло с таким понятием, как ныне очень популярное слово «креативность», практически отождествленное со сложнейшими по семантике и широте использования прекрасным русским словом «творчество».

Термин «креативность» нередко заменяет понятие «творчество», используемое в искусстве. Необходимо разделять эти культурфеномены. Поскольку творчество опирается в первую очередь на реализацию некоей высшей гуманистической и эстетической идеи, а коммерческая составляющая в нем должна быть вторична.

Неразборчивое употребление названных понятий и слов в устной и письменной речи вносит изрядную путаницу и непредвиденные социокультурные последствия в разных социальных группах и конфессиях в обществе.

Разумеется, феномен современной творческой личности формируется из многочисленных компонентов и компетенций, полученных в разных учебных и образовательных институциях, но несмотря на все новаторство современных авторов, в их искусстве всегда чувствуется культура, полученная в стенах классических учебных заведений, если таковые были за их плечами. Поэтому важно осознавать, что современ-

Список литературы

ные креативные индустрии не могут рассчитывать на долгий и стабильный успех без опоры на профессионалов в области искусства. В этом смысле академическое искусство может стать одним из фундаментов как уже существующих, так и вновь создаваемых креативных пространств. Петербург, с его мощными культурными и образовательными возможностями, становится серьезной площадкой для новых экспериментов в этой области. И это, безусловно, усиливает в целом аттрактивность города, в культурной политике которого многое делается для развития креативной индустрии как одной из сфер, набирающих обороты в современной жизни.

Концепция. Санкт-Петербург - город креативных индустрий. 2017. Kontseptsiya- SPB -kreativnye -industrii-_publ.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru) (дата обращения 01.04.2023)

Зеленцова Е. В. Творческие креативные индустрии справочник. Gid_Spravochnik-Tvorcheskie_ kreativnye_industrii.pdf. 13. (дата обращения 04.04.2023).

Грачева С. М. Натюрморт в творчестве современных петербургских художников-академистов. Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. 456-466. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-44

Грачева С. М. Современное петербургское академическое искусство. Традиции, состояние и тренды развития. М.: БуксМАрт, 2019. 368.

Грачёва С. М. Границы и горизонты реализма в современной петербургской живописи. Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10. Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. МГУ имени М. В. Ломоносова. СПб.: НП-Принт, 2020. 535-545. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-47

Симина С. М. АРТ-СТАРТ-2022. Лучшие молодые художники. Премия Санкт-Петербурга. Terra Artis. Искусство и дизайн. 2022. 4. 161-164.

Холоднова Е. Что стало с креативными пространствами и как это влияет на Петербург? https://www.sobaka.ru/city/city/13620 (дата обращения 02.04.2023).

References

Gracheva S. M. The Genre of Still Life in Contemporary Painting of St. Petersburg Artists-Academicians. Maltseva S. V.; Staniukovich-Denisova E. Iu.; Zakharova A. V. (eds.). Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles, vol. 8. St. Petersburg, St. Petersburg University Press Publ., 2018, 456-466. (in Russ.).

Gracheva, S. M. Modern Saint Petersburg academic fine arts. Traditions, state and trends of development. Moscow: BuksMArt. 2019 (in Russ.)

Gracheva S. M. Boundaries and Horizons of Realism in the Contemporary Painting of St. Petersburg. Maltseva S. V.; Staniukovich-Denisova E. Iu.; Zakharova A. V. (eds.). Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles, vol. 10. St. Petersburg, St. Petersburg University Press Publ., 2020, 535-545. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-47. (in Russ.).

Holodnova E. CHto stalo s kreativnymi prostranstvami i kak eto vliyaet na Peterburg? What has become of the creative spaces and how does this affect St. Petersburg? 2021. Available at: https://www.sobaka. ru/city/city/13620 (accessed 2 April 2023).

Simina, S.M. 'ART-START-2022. The Best Young Artists. Saint Petersburg Award', Terra Artis. Art and Design, 2022, 4, 161-164.

The conception. St. Petersburg - City of Creative Industries. 2017. Available at: https://3sde-velopment.com/wp-content/uploads/2017/03/Kontseptsiya-SPB-kreativnye-industrii-_publ.pdf?ys-clid=lfz92qgemi119427719 (accessed 4 April 2023).

Zelencova E. V. Creative Creative Industries. Research Guide. available at: https://ion.ranepa.ru/upload/ medialibrary/fbd/Gid_Spravochnik-Tvorcheskie_kreativnye_industrii.pdf?ysclid=lfzaxxb96g174414862 (accessed 4 April 2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.