Научная статья на тему 'О результатах независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями в Рязанской области'

О результатах независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями в Рязанской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
140
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ / ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нагибин О.А., Симонов И.А.

В статье речь идет о проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, выявлены проблемы в организации проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями. Представлены предложения по изменению проведения независимой оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нагибин О.А., Симонов И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О результатах независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями в Рязанской области»

13. Манашеров Т.О. Генезис предпринимательства в стоматологии в постсоветской России. - Новосибирск, 2013.

14. Манашеров Т.О. Тенденции развития производства стоматологических услуг в России после кризиса 2009 года // Вестник Новосибирского гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. - 2015. - Т. 15, Вып. 2. -С. 62-68.

15. Маслак Е.Е. Достижения и перспективы развития детской стоматологической службы Волгоградской области // Актуальные вопросы стоматологии: сб. матер. науч.-практ. конф. -Волгоград, 2007. - С. 16-22.

16. Петренко Ю. Нужна ли физика врачу? // Наука и жизнь. - 2003. - № 5.

О РЕЗУЛЬТАТАХ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

© Нагибин О.А.*, Симонов И.А.*

ГБУ РО «Городская поликлиника № 2», г. Рязань

ГБУ РО «Рыбновская центральная районная больница», г. Рыбное

В статье речь идет о проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, выявлены проблемы в организации проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями. Представлены предложения по изменению проведения независимой оценки.

Ключевые слова: независимая оценка качества, общественный совет, проблемы организации независимой оценки качества.

Для реализации подпункта «к» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [1] Правительство Российской Федерации от 30.03.2013 г. № 286 утвердило Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги [2]. Они определяют порядок формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, в целях повышения качества работы этих организаций.

Работа по организации проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями (далее - НОК) в 2015 году в Рязан-

* Главный врач ГБУ РО «Городская поликлиника № 2» г. Рязань, кандидат медицинских наук.

* Заместитель главного врача ГБУ РО «Рыбновская центральная районная больница».

ской области была построена в соответствии с приказом МЗ РФ от 14 мая 2015 г. № 240 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями» (далее - приказ МЗ РФ № 240) [5].

Согласно положению об общественном совете (далее - Совет) при министерстве здравоохранения Рязанской области (Постановление министерства здравоохранения Рязанской области от 06.02.2012 г. № 02 «Об утверждении положения об общественном совете при министерстве здравоохранения Рязанской области»), в компетенцию деятельности Совета входит организация и проведение независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, которые участвуют в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Рязанской области.

На заседании Совета (Протокол от 31.03.2015 г. № 2), согласно п. 8, п. 9 статьи 79_1 ФЗ № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 323-ФЗ) [6], был утвержден перечень медицинских организаций, в отношении которых в 2015 году проводилась независимая оценка: это все 106 медицинских организаций, из них: 69 медицинских организаций, подведомственных минздраву Рязанской области и 37 медицинских организаций, не подведомственных министерству.

В целях обеспечения технической возможности выражения пациентами мнений о качестве оказания услуг на официальном сайте министерства здравоохранения Рязанской области и на официальных сайтах медицинских организаций, участвующих в проведении НОК, размещен баннер со ссылкой на анкеты для оценки качества оказания услуг медицинскими организациями в амбулаторных (стационарных) условиях.

Членами Совета была проведена работа по НОК, которая была выполнена на основании анализа информации, представленной на сайте www.bus. gov.ru, официальных сайтах медицинских организаций, и сводных данных по результатам электронного анкетирования, а также анкет на бумажном носителе.

Согласно статье 79.1 ФЗ № 323-ФЗ НОК предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации о медицинской организации; комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления медицинской услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации; удовлетворенность оказанными услугами.

В рамках организации работы по НОК в первую очередь была проведена оценка информационной открытости и доступности сайтов учреждений.

Руководствуясь рекомендациями приказов МЗ РФ от 28.11.2014 г. № 787Н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями» (далее -приказ МЗ РФ № 787Н) [3], МЗ РФ № 240, от 30.12.2014 г. № 956Н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее -приказ МЗ РФ № 956Н) [4], принимая во внимание опыт работы по оценке открытости и доступности сайтов федеральных лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ), проведенной МЗ РФ, оценка информации, размещенной на сайтах медучреждений велась по двум группам:

1) полнота, актуальность и понятность информации об учреждении;

2) наличие и доступность способов обратной связи с пациентами;

Первая группа включала 29 критериев, вторая - 7. Все они соответствовали приказу МЗ РФ № 956Н. Критерии были утверждены на заседании Совета (Протокол от 31.01.2014 г. № 1). Каждому показателю присваивалось значение в зависимости от наличия, отсутствия или частичного размещения информации. Показатели суммировались. Расчет показателя велся по формулам приказа МЗ РФ № 787Н.

Все сайты ЛПУ были распределены между членами Совета. Анализ сайтов проводился членами Совета. Была разработана электронная анкета, после заполнения которой, получены данные по каждой организации. Данные по учреждениям, полученные в результате анализа, суммировались с оценкой на сайте www.bus.gov.ru и данными, полученными по результатам электронного анкетирования, на бумажных носителях. Для каждого ЛПУ были рассчитаны показатели, характеризующие общие критерии НОК.

Техническую работу по суммированию показателей и выведению окончательных баллов по ЛПУ в соответствии с методикой расчета проводил Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Медицинский информационно-аналитический центр». Медицинской организации, которая получила наивысшую бальную оценку, был присвоен 1-ый номер и так далее по уменьшению суммы баллов.

Результаты НОК и предложения об улучшении деятельности медицинских организаций были представлены и утверждены на заседании Совета для публичного опубликования (Протокол от 30.11.2015 г. № 4).

В процессе проведения работ мы столкнулись со следующими проблемами.

1. В связи с большим количеством специализированных медицинских учреждений в отечественном здравоохранении и широким перечнем типов организаций, у некоторых ЛПУ возникли проблемы с заполнением стандартных анкет. К примеру: станция скорой помощи, бюро судебно-медицинской экспертизы, дом ребенка, лабораторно-диагностический центр и другие узкоспециализированные ЛПУ. Понятно, что вместить всю систему российского здравоохранения в два направления: амбулаторное и стационарное, не возможно. Поэтому необходима разработка специальных анкет для проведения анкетирования в учреждениях здравоохранения особого типа.

2. Все государственные учреждения (областные и федеральные) в разной степени были готовы для проведения независимой оценки. Все не государственные учреждения были не готовы к проведению независимой оценки.

Коммерческие клиники не зарегистрированы на сайте www.bus.gov.ru. Официальные сайты данных учреждений не соответствуют требованиям приказа МЗ РФ № 956Н. Эти сайты носят в большинстве своем рекламный характер. Тем не менее, все эти учреждения работают в системе обязательного медицинского страхования и, согласно п. 7 ст. 79 ФЗ-323, обязаны размешать сведения о своей деятельности и медицинских кадрах в сети интернет и предоставлять необходимую информацию для проведения НОК. Несоблюдение данным организациями требований федерального законодательства является не допустимым. В данном случае, органы исполнительной власти, осуществляющие контроль, должны проявить принципиальность и поставить вопрос о не соблюдении этими учреждениями лицензионных требований. Необходимо разработать механизм привлечения негосударственных медицинских организаций к проведению НОК.

3. Низкая информированность населения о возможности высказать свое мнение о качестве оказания медицинских услуг путем заполнения анкеты на сайте, и как следствие этого, невысокая активность в заполнении анкет. Для информирования населения во всех государственных учреждениях администрация необходимо проводить рекламную работу по активизации процесса заполнения анкет пациентами. В стационарах пациентам в ординаторских предоставлять компьютеры с выходом в интернет.

4. Заочная оценка ЛПУ может мало соответствовать реальному положению дел, качеству оказания услуг в конкретном учреждении. Поэтому членам Совета необходимо выходить в медицинские учреждения, и на месте знакомиться с состоянием дел:

1. Выезды членов Совета при органе государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в медицинские организации (не реже 1 раза в месяц).

2. Заслушивание руководителей медицинских организаций по организации работы по НОК Совета при органе государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (не реже 1 раза в квартал).

3. Проведение совещаний с руководителями медицинских организаций, участвующих в проведении НОК (не реже 1 раза в квартал).

Как показывает опыт, такие визиты очень полезны, в том числе и для самого учреждения. Новое лицо, свежий взгляд могут подсказать руководителю учреждения пути решения этих проблем, что в конечном итоге улучшит качество оказания медицинских услуг. А это и является главной целью НОК.

Список литературы:

1. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 597 // СПС «Консультант Плюс».

2. Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги: постановление Правительства РФ от 30.03.2013 г. № 286 // СПС «Консультант Плюс».

3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2014 г. № 787Н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями» // СПС «Консультант Плюс».

4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от

30.12.2014 г. № 956Н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме представления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекомуникационной сети «Интернет» // СПС «Консультант Плюс».

5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от

14.05.2015 г. № 240 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями».

6. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.