Научная статья на тему 'Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями'

Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1790
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОТКРЫТОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ / INDEPENDENT QUALITY ASSESSMENT / QUALITY OF MEDICAL AID / MEDICAL ORGANIZATIONS / CLARITY AND ACCESSIBILITY OF INFORMATION / RECOMMENDATIONS OF THE PUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Ф. Н.

Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения настолько озабочены тем, как будет оценена эффективность их деятельности со стороны вышестоящих органов, что практически не обращают внимания на то, что в настоящее время уже созданы основы для формирования независимой оценки качества оказываемой ими медицинской помощи. Или просто ничего не знают о ней. Между тем результаты такой оценки могут серьезным образом сказаться на судьбе не только главного врача, но и самого учреждения. Сегодня мы публикуем материал, посвященный системе независимой оценки качества в сфере здравоохранения В рамках реализации мероприятий, связанных с введением эффективного контракта, предусматривается независимая оценка качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг. По этому поводу принято достаточно большое количество нормативных правовых актов. Однако остается еще много вопросов по поводу формирования и функционирования такой системы в сфере здравоохранения. При больших потенциальных возможностях данная система несет в себе и ряд рисков, которые необходимо иметь в виду во избежание снижения объективности, реальной независимости и действенности вводимой системы независимой оценки качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent assessment of services provided by medical organizations

In the framework of the events, related to introduction of the efficient contract, there is planned an independent assessment of provided state (municipal) services. In relation to this, there were adopted a lot of normative legal acts. With big potential opportunities, such system, however, is associated with a number of risks, which is important to factor in order to avoid the decrease of subjectiveness, real dependency and efficiency of introducing the independent quality assessment

Текст научной работы на тему «Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями»

От редакции:

Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения настолько озабочены тем, как будет оценена эффективность их деятельности со стороны вышестоящих органов, что практически не обращают внимания на то, что в настоящее время уже созданы основы для формирования независимой оценки качества оказываемой ими медицинской помощи. Или просто ничего не знают о ней. Между тем результаты такой оценки могут серьезным образом сказаться на судьбе не только главного врача, но и самого учреждения. Сегодня мы публикуем материал, посвященный системе независимой оценки качества в сфере здравоохранения.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова Ф.Н. Кадыров,

ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

УДК 614.256

Кадыров Ф.Н. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями

(ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия)

Аннотация. В рамках реализации мероприятий, связанных с введением эффективного контракта, предусматривается независимая оценка качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг. По этому поводу принято достаточно большое количество нормативных правовых актов. Однако остается еще много вопросов по поводу формирования и функционирования такой системы в сфере здравоохранения. При больших потенциальных возможностях данная система несет в себе и ряд рисков, которые необходимо иметь в виду во избежание снижения объективности, реальной независимости и действенности вводимой системы независимой оценки качества.

Ключевые слова: независимая оценка качества, качество медицинской помощи, медицинские организации, открытость и доступность информации, общественные советы!.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» (далее — Указ № 597) предусмотрено «обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности» (подпункт «к» пункта 1). В данном случае социальные услуги рассматриваются в широком смысле — под ними понимаются в том числе и услуги в сфере здравоохранения.

В целях реализации этого положения Указа № 597 был принят целый ряд нормативных правовых актов, посвященных созданию независимой системы оценки качества (перечисляются ниже в хронологическом порядке):

Ф.Н. Кадыров, 2014 г.

№13 Менеджер

3014 здравоохранения /

Э-

— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. №286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»;

— Распоряжение Правительства РФ от 30 марта 2013 г. №487-р «О плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 гг.»;

— Приказ Минздрава России от 31 октября 2013 г. №810а «Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения» (далее — Приказ Минздрава №810а), утвердивший «Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения» (далее — Методические рекомендации);

— Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» (далее — Федеральный закон № 256-ФЗ).

Данным Федеральным законом № 256-ФЗ в Федеральный закон от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323) была введена новая статья 79.1 «Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями».

В соответствии с этой статьей независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями является одной из

форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности.

Следует особо обратить внимание на то, что независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи.

Под независимой оценкой качества работы медицинских организаций (далее — независимая оценка качества) понимается оценка деятельности таких организаций в соответствии с критериями и показателями оценки, определенными общественным советом в установленном порядке, и составление рейтингов медицинских организаций не реже 1 раза в год.

Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как:

— открытость и доступность информации о медицинской организации;

— комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья;

— время ожидания предоставления медицинской услуги;

— доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации;

— удовлетворенность оказанными услугами (качеством обслуживания в организации);

— доля получателей услуг, удовлетворенных качеством обслуживания в организации.

Оценка проводится на основе следующих принципов:

— законность;

— открытость и публичность;

— добровольность участия общественных объединений;

— независимость мнений граждан, экспертов, общественных объединений;

— полнота информации, используемой для проведения оценки;

— компетентность и профессионализм членов общественного совета.

Основные задачи независимой оценки качества:

— стимулирование повышения качества работы медицинских организаций;

— повышение информированности потребителей о порядке предоставления медицинской организацией медицинских услуг;

— развитие института общественного контроля.

При проведении независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями используется общедоступная информация о медицинских организациях, размещаемая в том числе в форме открытых данных.

Участниками независимой оценки качества являются:

— Общественный совет при Министерстве здравоохранения Российской Федерации;

— федеральные, государственные бюджетные и казенные медицинские организации, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации;

— общественные советы при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— попечительские (общественные, наблюдательные) советы медицинских организаций;

— общероссийские, региональные и муниципальные общественные объединения в сфере здравоохранения;

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя медицинских организаций;

— медицинские организации;

— граждане — потребители услуг в сфере здравоохранения, их родственники и члены семьи, законные представители;

— профессиональное и пациентское сообщество;

— экспертное сообщество;

— рейтинговые агентства, средства массовой информации.

При рассмотрении вопросов формирования независимой оценки качества под медицинской организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.К медицинским организациям приравниваются также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

К медицинским организациям относятся организации в соответствии с номенклатурой, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 529н.

Независимая оценка качества проводится в обязательном порядке в отношении государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения.

Медицинские организации иных форм собственности, кроме государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющие медицинскую деятельность, вправе на добровольной основе участвовать в проведении независимой оценки качества и предоставлять информацию о своей деятельности в общественный совет.

В случае подтверждения добровольного участия таких организаций в проведении независимой оценки качества на них распространяются все требования по обеспечению проведения независимой оценки качества, устанавливаемые к государственным (муниципальным) учреждениям, оказывающим услуги в сфере здравоохранения.

В соответствии с Приказом Минздрава № 810а независимая оценка качества проводится в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с частью 3 статьи 32 Федерального

закона № 323 установлено: «Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение)».

Таким образом, формально независимая оценка качества не распространяется на оказание скорой помощи и медицинской помощи в дневных стационарах. Однако это не означает невозможности осуществления оценки качества и в этих медицинских организациях — Минздрав России утвердил Методические рекомендации. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также иные участники системы независимой оценки качества вправе оценивать качество любых видов медицинской помощи, оказываемых в любых условиях.

В целях создания условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (в настоящее время — Минздрав России) с участием общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, медицинских профессиональных некоммерческих организаций (их представителей) формирует общественный совет по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями и утверждает положение о нем;

2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, медицинских профессиональных некоммерческих организаций (их представителей), соответствующих требованиям части 3 статьи 76 Федерального закона № 323, формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, расположенными на территориях субъектов Российской Федерации, и утверждают положение о них.

Таким образом, организацию проведения независимой оценки качества в субъекте Российской Федерации осуществляет орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, осуществляющий функции и полномочия учредителя организаций (далее — учредитель), на который возлагаются следующие функции:

— общее организационное обеспечение проведения независимой оценки качества;

— мониторинг проведения независимой оценки на региональном уровне;

— обеспечение технической возможности выражения мнений потребителями услуг в сфере здравоохранения о работе медицинских организаций и удовлетворенности качеством обслуживания в медицинской организации на официальном сайте учредителя в сети Интернет, а также на официальных сайтах медицинских организаций, находящихся в ведении учредителя (при наличии);

3) в случае передачи полномочий в сфере охраны здоровья в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона № 323 органы местного самоуправления с участием общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, медицинских профессиональных некоммерческих организаций (их представителей) вправе формировать общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, расположенными на территориях муници-

пальных образований, и утверждать положение о них.

Таким образом, в целях обеспечения проведения независимой оценки качества учредитель образовывает общественный совет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами соответственно.

Общественный совет вправе:

— устанавливать порядок оценки качества работы медицинских организаций на основании определенных критериев эффективности работы организаций;

— организовывать работу по выявлению, обобщению и анализу общественного мнения и рейтингов о качестве работы медицинских организаций, в том числе сформированных общественными организациями, профессиональными, пациентскими сообществами и иными экспертами;

— направлять учредителю информацию о результатах независимой оценки качества работы медицинских организаций, а также предложений по улучшению качества работы медицинских организаций и доступа к информации, необходимой для лиц, обратившихся за предоставлением услуг.

Состав общественного совета формируется из числа представителей общероссийских, региональных и муниципальных общественных объединений в сфере здравоохранения, профессиональных и пациентских сообществ: общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, медицинских профессиональных некоммерческих организаций (их представителей), других заинтересованных организаций и независимых экспертов. При формировании состава общественного совета необходимо обеспечить участие от общественных объединений, представляющих интересы всех категорий населения, получающих услуги в медицинских организациях. Число членов общественного совета не может быть менее

чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления (учредителем), при которых он создан, на своем официальном сайте в сети Интернет. Учредитель обеспечивает размещение в том числе такой информации об общественном совете, как положение об общественном совете, сведений о его составе, протоколы заседаний общественного совета.

При проведении заседаний общественного совета обеспечивается их открытость и публичность, в том числе посредством привлечения средств массовой информации на заседания общественного совета, онлайн трансляций заседаний, публикации результатов деятельности общественного совета за отчетный период.

При этом в соответствии с действующими нормативными правовыми актами следует обеспечить отсутствие конфликта интересов в отношении членов общественного совета.

Следует отметить, что на практике обеспечить это крайне сложно: органы власти соответствующего уровня, создающие общественные советы, заинтересованы в высоких значениях показателей качества (как проявление оценки их собственной работы; как желание лучше выглядеть в глазах властей более высокого уровня и т.д.) — они могут включить в состав общественного совета «удобных» им лиц.Представители же пациентских организаций заинтересованы в «бичевании» системы здравоохранения и ее элементов (учреждений) для повышения своей значимости в глазах населения, спонсоров и т.д.

Состав общественного совета при федеральных органах исполнительной власти формируется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. №481 «О Порядке образования общественных советов при

федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации».

Обращаем внимание на то, что в соответствии с данным документом в состав общественного совета не входят не только представители органов власти, но и лица, зависимые от этих органов (например, в качестве сотрудников подведомственных учреждений). В общественный совет включаются члены Общественной палаты Российской Федерации, независимые от органов государственной власти Российской Федерации эксперты, представители заинтересованных общественных организаций и иные лица.

Очень важно обеспечить, чтобы общественные советы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях создавались по таким же принципам — без участия представителей власти. Иначе независимость системы оценки качества обеспечить не удастся.

Учредитель обеспечивает размещение информации об общественном совете, в том числе положения об общественном совете, сведений о его составе, протоколов заседаний общественного совета на официальном сайте в сети Интернет.

По решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, функции общественных советов по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями могут быть возложены на существующие при этих органах общественные советы. В таких случаях общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями не создаются.

Отметим, что, на наш взгляд, в целях обеспечения реальной независимости оценки качества соответствующие функции можно возлагать только на общественные советы, в состав которых не входят представители органов власти или подведомственных им организаций (учреждений). Это логично, поскольку общественный совет по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов.

Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями, организуемая общественными советами по ее проведению, проводится не чаще, чем один раз в год, и не реже, чем один раз в три года.

Общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями:

1) определяют перечни медицинских организаций, которые участвуют в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в отношении которых проводится независимая оценка;

2) формируют предложения для разработки технического задания для организации, которая осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями (далее — оператор), принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупке работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления с оператором;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) устанавливают при необходимости критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями (дополнительно к установленным общим критериям);

4) осуществляют независимую оценку качества оказания услуг медицинскими орга-

низациями с учетом информации, представленной оператором;

5) представляют соответственно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления результаты независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, а также предложения об улучшении их деятельности.

Заключение государственных, муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по результатам заключения государственных, муниципальных контрактов оформляют решение об определении оператора, ответственного за проведение независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, а также при необходимости предоставляют оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте организации).

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с предварительным обсуждением на общественном совете.

Для проведения независимой оценки качества медицинских организаций в амбулаторных условиях рекомендуется использовать

показатели качества работы медицинских организаций в соответствии с Приложением № 4 к Методическим рекомендациям. Обращаем внимание на то, что Минздрав России лишь рекомендует перечисленные ниже показатели, а не требует их обязательного применения. Об этом свидетельствует и само название документа — Методические рекомендации.

Это показатели, характеризующие:

1) открытость и доступность информации о медицинской организации:

— уровень рейтинга на сайте www.bus.gov.ru (от 0 до 1). Отметим, что это официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях;

— полнота, актуальность и понятность информации о медицинской организации, размещаемой на официальном сайте (балл);

— наличие и доступность способов обратной связи с потребителями услуг в сфере здравоохранения (балл);

— доля пациентов, которые считают информирование о работе медицинской организации и порядке предоставления медицинских услуг достаточным, от числа опрошенных (%);

— доля пациентов, удовлетворенных качеством и полнотой информации, доступной на официальном сайте медицинской организации (%);

2) комфортность условий и доступность получения медицинских услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья:

— доля пациентов, которые записались на прием у врача при первом обращении в медицинскую организацию (%);

— средняя длительность ожидания посещения врача с момента записи на прием;

— доступность записи на прием к врачу, в том числе:

— по телефону,

— с использованием сети Интернет,

— в регистратуре,

— посредством личного общения с лечащим врачом;

3) время ожидания в очереди при получении медицинской услуги:

— время ожидания посещения врача в очереди (в минутах);

— время ожидания плановой госпитализации с момента получения направления на плановую госпитализацию;

— время ожидания результатов диагностического исследования;

4) доброжелательность, вежливость и компетентность работников медицинской организации:

— доля потребителей услуг, которые высоко оценивают доброжелательность, вежливость и внимательность работников медицинской организации (%);

— доля потребителей услуг, которые высоко оценивают компетентность медицинских работников (%);

5) удовлетворенность качеством обслуживания в медицинской организации:

— удовлетворенность условиями ожидания приема у врача в очереди;

— доступность получения медицинской помощи на дому;

— удовлетворенность посещением медицинской организации;

— доля пациентов, готовых рекомендовать медицинскую организацию для получения медицинской помощи (%).

Для проведения независимой оценки качества медицинских организаций в стационарных условиях рекомендуется использовать показатели качества работы медицинских организаций в соответствии с Приложением № 5 к Методическим рекомендациям, характеризующие:

1) открытость и доступность информации о медицинской организации:

— уровень рейтинга на сайте www.bus.gov.ru (от 0 до 1);

— полнота, актуальность и понятность информации о медицинской организации, размещаемой на официальном сайте (балл);

— наличие и доступность способов обратной связи с потребителями услуг в сфере здравоохранения (балл);

— доля пациентов, которые считают информирование о работе медицинской организации и порядке предоставления медицинских услуг достаточным, от числа опрошенных (%);

— доля пациентов, удовлетворенных качеством и полнотой информации, доступной на официальном сайте медицинской организации (%);

2) комфортность условий и доступность получения медицинских услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья:

— доля пациентов, у которых не возникла необходимость приобретать лекарственные средства, необходимые для лечения, за свой счет (%);

— доля пациентов, у которых не возникла необходимость оплачивать дополнительные

диагностические исследования за свой счет (%);

3) время ожидания в очереди при получении медицинской услуги:

— время ожидания в приемном отделении (в минутах);

— срок ожидания плановой госпитализации по направлению врачей поликлиник (в днях);

— соблюдение назначенного срока плановой госпитализации (в срок, с нарушением срока);

4) доброжелательность, вежливость и компетентность работников медицинской организации:

— доля потребителей услуг, которые высоко оценивают доброжелательность, вежливость и внимательность работников медицинской организации (%);

— доля потребителей услуг, которые высоко оценивают компетентность медицинских работников (%);

5) удовлетворенность качеством обслуживания в медицинской организации:

— доля пациентов, удовлетворенных условиями оказания медицинской помощи (%);

— доля пациентов, готовых рекомендовать медицинскую организацию для получения медицинской помощи (%);

— доля пациентов, удовлетворенных продолжительностью, условиями ожидания, отношением персонала медицинской организации в приемном покое;

— удовлетворенность действиями врачей и медсестер по обезболиванию;

— удовлетворенность отношением врачей и медсестер во время пребывания в медицинской организации;

— доля пациентов, удовлетворенных питанием в медицинской организации;

— удовлетворенность пребыванием в медицинской организации в ночное время;

— доля пациентов, удовлетворенных качеством уборки помещений, освещением комнат, температурным режимом;

— удовлетворенность действиями персонала медицинской организации по уходу.

Дополнительно к показателям, указанным выше (пункты 20 и 21 Методических рекомендаций), могут использоваться иные показатели.

Для расчета показателей, указанных в пунктах 20, 21 Методических рекомендаций, с учетом особенностей деятельности медицинской организации рекомендуется применять следующие методы сбора первичной информации, необходимой для проведения независимой оценки:

— изучение документов (анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность медицинской организации) с целью определения или уточнения, учета динамики нормативно устанавливаемых значений рассматриваемых параметров деятельности медицинских организаций;

— опрос (глубинное и формализованное, полуформализованное интервьюирование, интервью, проводимые в порядке самообследования медицинских организаций, анкетирование, проведение фокус-групп):

а) потребителей услуг в сфере здравоохранения;

б) работников медицинских организаций;

в) руководителей медицинских организаций о качестве работы поставщиков услуг в сфере здравоохранения;

г) представителей общественных объединений, экспертного сообщества.

При необходимости могут быть использованы такие методы, как проведение «контрольных закупок», включенное структурированное наблюдение в местах оказания услуг в сфере здравоохранения, метод экспертных оценок.

В качестве дополнительных источников информации целесообразно использовать:

— информацию от общественных объединений;

— информацию от попечительских (общественных, наблюдательных) советов медицинских организаций;

— информацию от экспертного сообщества, рейтинговых агентств, средств массовой информации.

В целях информационного обеспечения проведения независимой оценки медицинским организациям с учетом особенности их деятельности рекомендуется обеспечить:

— формирование открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности медицинской организации, в соответствии с Приложением № 1 к Методическим рекомендациям,

— доступ к таким ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещениях медицинской организации, средствах массовой информации, в сети Интернет, в том числе на официальном сайте медицинской организации (при наличии).

Информация о деятельности медицинской организации размещается на официальном сайте медицинской организации в сети Интернет, в том числе в формате открытых данных (хт1, csv).

Проведение независимой оценки качества рекомендуется осуществлять последовательно в 4 этапа.

На I «Организационном» этапе рекомендуется осуществить следующие мероприятия:

1) определить (уточнить) перечень медицинских организаций для проведения независимой оценки качества и формирования рейтингов их деятельности в текущем периоде;

2) уточнить (дополнить) при необходимости перечни параметров и показатели качества работы медицинских организаций;

3) определить методы сбора первичной информации и уточнить требования к методикам их применения.

На II «Подготовительном» этапе:

1) проводится анализ законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья, регулирующих деятельность медицинских организаций, мнений экспертов, потребителей услуг в сфере здравоохранения, открытых источников с целью составления предварительного перечня проблем для изучения, гипотез для исследования;

2) осуществляется разработка методик и инструментария сбора первичной информации, в том числе рекомендаций интервьюерам (последовательность задаваемых вопросов, описание вариантов поведения в зависимости от ответов респондента, порядок опроса), форм для регистрации первичной информации, анкет (примерный образец анкеты приведен в Приложениях № 2 и № 3 к Методическим рекомендациям);

3) формируются выборки для проведения опросов;

4) осуществляется подготовка интервьюеров к проведению опросов.

На этапе III «Сбор первичной информации» рекомендуется осуществлять:

1) анализ нормативных правовых и иных актов в сфере охраны здоровья, регулирующих деятельность медицинской организации, с целью определения или уточнения, учета динамики нормативно устанавливаемых значений оцениваемых параметров и показателей деятельности медицинской организации;

2) проведение «полевого этапа» исследования — сбор первичных данных и их обработка в соответствии с утвержденными методами, выбранными или разработанными методиками;

3) независимый выборочный контроль исполнителей, осуществляющих сбор первичной информации;

4) формирование итоговых массивов данных, заполнение отчетных форм представления информации.

На этапе IV «Анализ и оценка качества работы медицинских организаций» рекомендуется обеспечить:

1) систематизацию полученных данных о деятельности медицинских организаций;

2) сопоставление реальных (фактических) и нормативно установленных значений исследуемых показателей;

3) выявление территориальных и иных особенностей деятельности медицинских организаций;

4) анализ динамики значений исследуемых показателей в отчетном периоде;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) сопоставление нормативно установленных значений оцениваемых параметров и показателей деятельности медицинской организации с полученными данными;

6) формирование рейтинга медицинских организаций;

7) общественное обсуждение результатов независимой оценки качества в отчетном периоде и разработка предложений по улучшению качества работы медицинских организаций;

8) публикацию результатов независимой оценки качества, в том числе рейтингов медицинских организаций. Отметим, что, например, Минздравом России опубликован «Рейтинг открытости информации федеральных государственных бюджетных, казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, за 2012 год».

Медицинским организациям присваиваются балльные оценки по каждому из критериев, на основании которых в зависимости от количества баллов формируется итоговая оценка качества работы медицинских организаций (рейтинг).

Итоговые оценки (рейтинг медицинских организаций) размещаются в открытом доступе на официальном сайте учредителя в сети Интернет.

Учредитель совместно с общественным советом организует контроль за соблюдением организацией-оператором Методических рекомендаций при проведении независимой оценки качества.

По итогам проведения независимой оценки качества общественный совет разрабатывает и представляет оцениваемым медицинским организациям предложения по улучшению качества их работы.

По представленным общественным советом предложениям медицинские организации разрабатывают и утверждают планы мероприятий по улучшению качества своей работы (далее — планы мероприятий) в соответствии с примерной формой плана, предусмотренной Приложением № 6 к Методическим рекомендациям.

Медицинские организации размещают планы мероприятий на своих официальных сайтах в сети Интернет (при наличии сайтов) и обеспечивают их выполнение.

В плане мероприятий рекомендуется предусматривать меры, реализация которых:

— непосредственно может повлиять на решение проблем, в том числе на устранение и предотвращение нарушений нормативно установленных требований, выявленных по итогам независимой оценки качества;

— позволит повысить уровень удовлетворенности потребителей услуг в сфере здравоохранения комфортностью условий предоставления услуг в медицинской организации, вежливостью и компетентностью медицинских работников, результатами предоставления услуг в сфере здравоохранения;

— обеспечит реализацию ожиданий потребителей услуг в сфере здравоохранения.

Результаты проведения независимой оценки качества направлены на:

— обеспечение потребителей услуг в сфере здравоохранения дополнительной информацией о качестве работы медицинской организации, в том числе путем формирования рейтингов медицинских организаций, в целях реализации принадлежащего потре-

бителям права выбора конкретной медицинской организации для получения услуг в сфере здравоохранения;

— определение результативности деятельности медицинской организации и принятие своевременных мер по повышению эффективности или по оптимизации ее деятельности;

— своевременное выявление негативных факторов, влияющих на качество предоставления услуг в сфере здравоохранения, и устранение их причин путем реализации планов мероприятий, а также осуществление стимулирования руководителей и работников медицинских организаций.

Учредитель вправе определить организацию-оператора по проведению работы по формированию рейтингов медицинских организаций в соответствии с законодательством о размещении государственных заказов.

Организация-оператор проводит независимую оценку качества в соответствии с этапами, определенными в Методических рекомендациях.

Предварительные результаты проведения независимой оценки качества организацией-оператором, в том числе проекты итоговой оценки качества работы (рейтинг медицинских организаций), методика их формирования подлежат обязательному рассмотрению общественным советом.

Результаты проведения независимой оценки качества организацией-оператором, в том числе итоговая оценка качества работы (рейтинг медицинских организаций), размещаются на официальном сайте учредителя в сети Интернет, в том числе в формате открытых данных (хт1, csv) в течение трех рабочих дней с момента их одобрения общественным советом.

Независимую оценку качества могут проводить также иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели (далее — иные организации, осуществляющие независимую оценку качества).

№13 Менеджер

3014 здравоохранения /

Иные организации, осуществляющие независимую оценку качества, вправе проводить независимую оценку качества медицинских организаций по дополнительным показателям сверх показателей, определенных Методическими рекомендациями. Таким образом, иные организации не вправе оценивать качество по тем же критериям, что и оператор.

При проведении независимой оценки качества иными организациями могут выстраиваться дополнительные рейтинги в соответствии с методикой их формирования и показателями, одобренными общественным советом. Как видим, иные организации, осуществляющие независимую оценку качества, могут быть фактически отстранены от независимой оценки, если общественный совет не одобрит представленную ими методику. На наш взгляд, это необоснованное ограничение по участию иных организаций в осуществлении независимой оценке качества, снижающее истинную независимость контроля.

Результаты проведения независимой оценки качества иными организациями, осуществляющими независимую оценку качества, в том числе рейтинг медицинских организаций, описание методики их формирования, размещаются на официальном сайте учредителя в сети Интернет в течение десяти рабочих дней после их рассмотрения общественным советом.

Информация о результатах проведения независимой оценки качества предоставляется организацией-оператором, иными организациями, осуществляющими независимую оценку качества, учредителю, в том числе в формате открытых данных (хт1, csv).

Таким образом, информация о результатах независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями размещается соответственно:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет;

2) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет.

Состав информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и медицинские организации обеспечивают на своих официальных сайтах в сети Интернет техническую возможность выражения мнений пациентами о качестве оказания услуг медицинскими организациями.

Информация, предоставление которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в сети Интернет в соответствии с требованиями к ее содержанию и форме предоставления, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Поступившая соответственно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими

при выработке мер по совершенствованию деятельности медицинских организаций.

Следует отметить, что нормативные правовые акты не определяют, что именно означает данное выражение «совершенствование». Но возможные традиционно принимаемые меры хорошо известны:

— совершенствование управления учреждением путем «укрепления кадрового состава», то есть смена руководства учреждения;

— реорганизация учреждения и т.д.

К сожалению, менее традиционным является анализ причин низких показателей качества, среди которых очень часто основной является неадекватность тарифов или подушевого финансирования реальным затратам учреждений. Речь идет не о банальном недофинансировании, что встречается на каждом шагу и характерно практически для всех учреждений, а о том, что один и тот же уровень тарифов (нормативов) в силу целого ряда причин может оказаться более или менее приемлемым для одних учреждений и быть явно недостаточным для других. То есть система финансирования может оказаться «не справедливой». Риски подобных ситуаций резко возросли при переходе на однока-нальное финансирование и в связи со сменой способов оплаты оказанной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (переход к оплате по КСГ в стационарах и на подушевое финансирование в амбулаторном звене) — кто-то выиграл от этих изменений, а кто-то проиграл. Например, из-за более дорогостоящей системы отопления и т.д.

Поэтому возникают закономерные вопросы о том, будут ли обладать общественные советы возможностями и полномочиями по рассмотрению этих вопросов, будут ли их рекомендации услышаны и т.д.? Ведь в конечном счете независимая оценка направлена на совершенствование системы оказания медицинской помощи, что без адекватного (или хотя бы «справедливого») финансирования невозможно.

Контроль за соблюдением процедур проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что формирование изложенной выше системы независимой оценки качества таит в себе немало рисков и угроз. В первую очередь это связано с тем, что формируемая система во многом опирается на административные меры. Это способно привести к следующим негативным моментам:

— неполная реализация предусмотренных нормативными правовыми актами мер;

— зарегламентированность деятельности общественных советов и т.д.;

— низкий уровень реальной независимости системы оценки качества и т.д.

Поэтому реальная независимость будет определяться тем, насколько органы власти в субъектах Российской Федерации, муниципальных образований готовы обеспечить эту независимость. Практика реализации многих направлений реформ в здравоохранении и в бюджетной сфере в целом показывает, что органы власти крайне неохотно расстаются с административными методами управления. Есть большие риски того, что это же произойдет с независимой системой контроля качества. Поэтому может потребоваться независимая система оценки независимости сформированной системы оценки качества.

В заключение отметим, общие идеи и принципы, заложенные в основу формирования независимой оценки качества, безусловно, правильные. К тому же они базируются на практическом опыте, полученном в рамках введения эффективного контракта, а также на результатах реализации пилотных проектов по оценке качества работы медицинских организаций в Республике Башкортостан и Пермском крае [7].

Тем не менее, потребуются контроль за эффективностью и независимостью созданной системы, ее мониторинг и при необходимости — оперативная корректировка.

о

Литература

1. Иванов А.В, Буланов В.И. Эффективный контракт: логика управленческих решений//Здравоохранение. — 2013. — № 10.— С. 56

2. Кадыров Ф.Н. Стимулирующие системы оплаты труда в здравоохранении в рамках введения эффективного контракта//Под ред. академика РАМН В.И. Ста-родубова. — М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2014.

3. Кады!ров Ф.Н. О некоторых проблемах совершенствования оплаты труда в здравоохранении//Менеджер здравоохранения. 2014. — № 10. — С. 59-64.

4. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н. Проблемы трансформации существующих систем оплаты труда в целях внедрения эффективного контракта в здравоохранение/менеджер здравоохранения. — 2013. — №2. — С. 6-15.

5. Стародубов В.И, Кады:ров Ф.Н. Эффективный контракт в здравоохранении: возможности и риски//Менеджер здравоохранения. — 2013. — №3. — С. 6-15.

6. Шишкин С., Темницкий А, Чирикова А. Стратегия перехода к эффективному контракту и особенности трудовой мотивации медицинских работников//Эконо-мическая политика. — 2013. — №4.

7. http://www.rosminzdrav.ru/news/2013/07/22/1563-minzdravom-rossii-sovmest-no-s-ministerstvom-truda-rossii-proveden-videoselektor-po-voprosu-formirovaniya-nezavisimoy-sistemy-otsenki-kachestva-raboty-meditsinskih-organizatsiy.

UDC 614.256

Kadirov F.N. Independent assessment of services provided by medical organizations (Federal Research Institute for Health Care Organization and Information of the Ministry of Health and Social Development of Russian Federation, Moscow, Russia)

Abstract. In the framework of the events, related to introduction of the efficient contract, there is planned an independent assessment of provided state (municipal) services. In relation to this, there were adopted a lot of normative legal acts. With big potential opportunities, such system, however, is associated with a number of risks, which is important to factor in order to avoid the decrease of subjectiveness, real dependency and efficiency of introducing the independent quality assessment.

Keywords: independent quality assessment, quality of medical aid, medical organizations, clarity and accessibility of information, recommendations of the public.

Здравоохранение-SOI 4

МИНЗДРАВ ПЕРЕХОДИТ НА ЕДИНЫИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ СПОСОБ ОПЛАТЫ МЕДПОМОЩИ

Ни одна страна мира сегодня не использует стандарты медицинской помощи в том виде, в котором они были разработаны в России в 2010 году. Об этом заявила глава Минздрава России Вероника Скворцова, выступая с докладом на заседании Общероссийского народного фронта.

По словам главы Минздрава, такие стандарты неэффективны для формирования тарифа, поскольку не перекрывают всего спектра из 32 тыс. заболеваний, а опыт двухгодичной модернизации в регионах показал, что кроме искажений и конфликтов внутри коллектива по поводу тех стандартов, которые были разработаны, ни к чему другому, к сожалению, это не привело.

— В настоящее время мы переходим на единый способ оплаты медицинской помощи со всем международным сообществом — это клинико-статистические группы, — сказала министр. — Только за последние полгода их количество увеличилось с 220 до 335. Сейчас уже подготовлены 900 методических рекомендаций, клинических протоколов, и их количество будет доведено до того норматива, который позволит сделать работу более эффективной.

Источник: Medvestnik.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.