Методология и методика историко-педагогического
исследования
Т. С. дорохова, Е. С. дорохова
о результатах декады истории педагогики
в уральском государственном педагогическом университете1
УДК 378 ББК 74.489.044
в статье представлены итоги декады истории педагогики, посвященной юбилеям классиков отечественной и зарубежной педагогики (А. с. Макаренко, с. т. Шацкого, Я. Корчака, в. а. сухомлинского), которая была проведена в ноябре 2018 года в Уральском государственном педагогическом университете (г. Екатеринбург).
Ключевые слова: педагогика; образование; история педагогики; истори-ко-педагогические знания; гражданское воспитание; патриотическое воспитание; трудовое воспитание; проектная технология; круглый стол; дискуссионная площадка; педагогическая гостиная.
1 Материалы подготовлены при поддержке РГНФ (проект № 17-06-00868: «Добровольческая деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания подростков с социально опасным поведением»).
63
T. S. Dorokhova, E. S. Dorokhova
The results of decade
OF HISTORY OF PEDAGOGY IN THE URAL STATE PEDAGOGICAL
UNIVERSITY1
The article presents the results of Decade of history of pedagogy dedicated to the anniversaries of classics of domestic and foreign pedagogy (A. Makarenko, S. Shatsky, J. Korchak, V. Sukhomlinsky), which was held in November 2018 in the Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
Key words: pedagogy; education; history of pedagogy; historical and pedagogical knowledge; civic education; patriotic education; labor education; project technology; round table; discussion platform; pedagogical lounge.
2018 год оказался чрезвычайно богатым на юбилеи отечественных и зарубежных педагогов, признанных мировым сообществом классиками. Так, имя Антона Семеновича Макаренко решением ЮНЕСКО было внесено в число четырех педагогов, чье наследие определило ход педагогический мысли XX века. Не случайно в этом году по всему миру прошли разнообраз-
2
ные мероприятия , посвященные его 130-летнему юбилею, подготовлены и опубликованы многотомные сочинения самого Антона Семеновича3 и исследования его педагогического насле-дия4. 140 лет прошло со дня рождения Станислава Теофиловича Шацкого — одного из основоположников педагогики среды. Также 140-летний юбилей в этом году отметил бы Януш
1 The materials were prepared with the support of the Russian Humanitarian Scientific Foundation (project No. 17-06-00868: «Voluntary activities as a means of civic-patriotic education of adolescents with socially dangerous behavior»).
2 Дорохова Т. С. Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования (о результатах юбилейной конференции) // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 144-150. С. 145.
3 Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории и практике воспитания / сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова, С. И. Аксёнов. В 9-ти частях. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2007-2017.
4 Воспитание и социализация молодежи: потенциал историко-педагогического познания в контексте вызовов современности: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. - XXXII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО (25-26 сентября 2018 г.) / под ред. М. В. Богуславского, С. В. Куликовой, К. Ю. Милованова. Волгоград: Изд-во ВГАПО, 2018. 476 с.
Корчак — польский педагог-гуманист, писатель, посвятивший детям всю свою жизнь, научивший многие поколения педагогов и родителей, «как любить ребенка». Наконец, в связи со столетним юбилеем, 2018 год был объявлен ЮНЕСКО годом Василия Александровича Сухомлинского, обосновавшего смысл духовно-нравственного воспитания, гуманной педагогики и педагогики сотрудничества.
Значимость наследия названных педагогов столь высока, что его, на наш взгляд, следует рассматривать не столько в узко профессиональном (образовательном), сколько в общекультурном контексте. Для того чтобы выяснить, знакомы ли с наследием А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Я. Корчака и В. А. Сухомлинского будущие педагоги, преподавателями кафедры педагогики Уральского государственного педагогического университета был проведен опрос среди студентов первого и второго курсов. Всего было опрошено 427 человек — студентов очной и заочной формы обучения Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации (ИФКиМК), Института педагогики и психологии детства ИПиПД), Института общественных наук (ИОН) и социального образования (ИСОбр). Следует отметить, что опрос проводился только среди студентов, еще не изучавших историю педагогики и образования, а следовательно, не владеющих историко-педа-гогическими знаниями, в том числе о наследии названных педагогов, в рамках учебной программы. В результате проведенного опроса было выявлено,
что 72 % опрошенных не знакомы с наследием А. С. Макаренко, 84 % — с наследием В. А. Сухомлинского; а 98 % респондентов не смогли ничего вспомнить о Я. Корчаке и С. Т. Шацком.
Вышесказанное побудило преподавателей кафедры педагогики УрГПУ провести в 2018 году комплекс разнообразных мероприятий — творческих, научных, методических; конкурсов, обсуждений, выставок, посвященных ранее названным юбилеям. Данное событие, происходившее в вузе впервые, получило название «Декада истории педагогики». Его инициаторами и организаторами стали преподаватели кафедры педагогики, а идейными вдохновителями студенты второго курса ИФКиМК, изучавшие наследие юбиляров в рамках учебного курса «Педагогика».
Следует отметить, что Декада планировалась не только как обучающее, но и как воспитательное мероприятие. Более того, задача повышения уровня знаний по истории педагогики и образования в процессе подготовки ушла на второй план. В то время как первоочередными стали задачи гражданского, патриотического, трудового воспитания.
Под гражданским воспитанием в данном случае понимается целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки молодежи к:
— функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества;
— инициативному труду;
— участию в реализации социально значимых дел;
65
— реализации прав и обязанностей;
— укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха1. Результатом гражданского воспитания является такое качество личности, как гражданственность. В. А. Сухомлинский характеризовал его, прежде всего, как «ответственность, долг..., высшую степень в духовной жизни человека, на которой он отдает себя служению идеалу»2.
Гражданское воспитание тесно связано с патриотическим и трудовым. Так, если патриот чувствует любовь к Родине, то гражданин еще и четко и ясно осознает свои обязанности перед ней. В свою очередь, невозможно реализовывать обязанности, быть ответственным без такого качества, как трудолюбие. В труде человек проявляет себя гражданином и патриотом. А. С. Макаренко утверждал, что от истинного патриота требуется не только «героическая вспышка, но и долговременная, мучительная работа, даже очень тяжелая, неинтересная, грязная»3. А В. А. Сухомлинский по-
лагал, что гражданственность формируется на основе простых норм нравственности: чести, человечности, трудолюбия4. Иначе говоря, гражданское воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Поэтому указанные выше направления воспитательной работы и были выбраны в качестве первоочередных в рамках Декады истории педагогики в УрГПУ.
Началась декада с выставки в университетской библиотеке произведений педагогов-юбиляров, с которыми могли познакомиться все желающие. Различные выставки проходили в педагогическом университете на протяжении всей Декады. В аудиториях ИФКиМК — творческих работ студентов (плакатов на патриотическую тематику). Во время круглого стола по проблемам коллективного и индивидуального подходов в современном отечественном образовании состоялась передвижная выставка созданных студентами Института иностранных языков проектов, посвященных наследию отечественных и зарубежных классиков педагогики.
1 Дорохова Т. С. Художественная литература как средство самовоспитания студентов // Самовоспитание и саморазвитие субъектов образования: теория и практика [Электронный ресурс] : материалы VII Международного форума, 15-17 марта 2018 г., Екатеринбург : в 2 частях / Урал. гос. пед. ун-т. - Электрон. дан. Екатеринбург : [б. и.], 2018. Часть 1. С. 147-153. С. 149.
2 Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / сост. О. С. Богданова, О. З. Смаль. М.: Педагогика, 1979. Т.1. 560 с. С. 229.
3 Макаренко А. С. Доклад в Педагогическом училище. // Сочинения: в 7 т. М.: Трудрезервиз-дат, 1951. Т. 5. С. 407-419. С. 412.
4 Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / сост. О. С. Богданова, О. З. Смаль. М.: Педагогика, 1979. Т. 1. 560 с.
Чрезвычайно интересным мероприятием Декады истории педагогики стала педагогическая гостиная. Участники педагогической гостиной читали отрывки из произведений на педагогическую тематику, а после обсуждали наиболее актуальные проблемы современного образования в контексте прочитанного. Жюри оценивало как выразительность речи участников, оригинальность подачи отрывка, так и аргументированность ответов на вопросы, возникшие во время обсуждения.
Один из инициаторов и организаторов этого мероприятия — студент второго курса ИФКиМК Антон Долгов написал: «Старомодно, но продуктивно. Формат, бывший популярным еще в далеком прошлом, жив до сих пор. Более того, горизонт его интересов активно расширяется. На этот раз это педагогика. Произведения, выбранные ребятами для прочтения, — очень знакомые и не очень — были представлены как с литературной, так и с профессионально педагогической стороны. Результат — новые мысли, идеи, знания...».
Вот лишь некоторые из этих произведений:
— Мария Монтессори «Как это происходило». Мир взрослых — страна великанов для детей. История становления феноменальной методики, актуальной по сей день. Спорно, интересно и трогательно.
— Антон Семенович Макаренко «Педагогическая поэма».
Произведение широко известно, однако, читая его, не перестаешь задумываться, задавать вопросы. Это
поистине кладезь педагогической и жизненной мудрости, захватывающий с головой.
— Владимир Беляков «Философы»
— гимн Артековских вожатых — теплота и взаимопонимание, облаченные в рифму.
— Василий Александрович Сухомлинский «Я хочу сказать свое слово». Это своеобразная новаторская методика, изложенная языком детского рассказа. И еще одно произведение этого же автора — «Каждый человек должен», — действительно жизненная история, между прочим, победитель «Педагогической гостиной».
— Квинтилиан «Как воспитать оратора» — античный опыт воспитания личности. Несмотря на солидный возраст произведения, у него по-прежнему есть чему поучиться.
— Агния Барто «Переводы с детского» — сборник детского творчества со всего света в обработке гениальной поэтической силы. Это подлинный эталон понимания ребенка. Неожиданно, глубоко и трогательно до слез.
— Фрида Вигдорова «Мой класс: записки учительницы» — повесть о непростом труде школьной учительницы в условиях послевоенного времени. Пример того, что для настоящего педагога нет ничего невозможного.
— Мишель Монтень «Опыты. Как воспитывать ребенка». Одна глава из свода философских мыслей — довольно простой, но глубокий взгляд на отношение к детям.
— Виссарион Григорьевич Белинский «О воспитании детей»
— декламация гуманизма и общече-
ловеческого воспитания. Вот уж действительно классический текст, обязательный к прочтению всех взрослых, особенно педагогов и родителей.
— Галина Северина «Легенда об учителе» — красочное изображение отношений учителя и учеников. Динамичное повествование, не отпускающее до последней страницы.
— Тимоти Уокер «Финская система обучения: Как устроены лучшие школы мира». Учеба должна приносить радость, быть средством для постоянного саморазвития — простой секрет успеха финского образования. Книга об уникальной педагогической системе, практикуемой в масштабах целой страны.
В целом, каждое произведение, представленное в педагогической гостиной, — это «микс истории и современности» — интересный, неоднозначный, но, безусловно, чрезвычайно полезный, особенно для молодых педагогов.
Будущие педагоги с особым вниманием отнеслись к проблеме отсутствия в Екатеринбурге памятника учителю и подготовили свои собственные проекты такого памятника. Они не только создали собственные эскизы, но и продумали, в каком месте он должен стоять, просчитали ресурсы, необходимые для реализации данного проекта, и предложили варианты сбора средств на его строительство. В обосновании необходимости создания подобного памятника в Екатеринбурге ребята рассуждали о значимости профессии учителя, о качествах, которыми должен обладать современный педагог. Вот лишь неко-
торые аргументы, которые приводили авторы проектов.
«Именно педагог помогает ребенку успешно социализироваться в обществе, именно он работает с ребенком на протяжении долгих лет, раскрывая его творческий потенциал, прививая любовь к знаниям. Именно от педагога зависит уровень культуры и образованности будущего поколения».
«На учителе лежит большая ответственность. Трудно представить, сколько терпения, сил, души вкладывают в детей учителя. Они отдают себя без остатка, учат не только наукам, но и жизни. Кроме того, к каждому ребенку они подбирают свой особенный ключик, подход, чтобы ребенок «расцвел» и раскрыл свои творческие способности. Роль учителя в жизни человека и общества сложно переоценить».
«В наше время существует целый ряд проблем, связанных с профес-сией учителя: низкая зарплата, необходимость натаскивать детей на ОГЭ и ЕГЭ. Однако самой главной проблемой, на наш взгляд, является низкий авторитет профессии. Именно поэтому необходимо напомнить людям, что профессия учителя будет нужна везде и всегда».
«Профессия учителя была и остается самой сложной и благородной, одной из важнейших в обществе. Более того, учитель — это не профессия, это образ жизни».
«Нет профессии важнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. От его усилий зависит будущее наших детей, будущее России».
В результате ребятами были предложены разнообразные идеи памятника учителю, который нужно поставить в нашем городе. Среди них:
— фигура педагога, поддерживающая ученика, и атрибуты педагогической профессии (книги, глобус, тетради, музыкальные инструменты, кисти и краски);
— аллегоричные образы (песочные часы, кувшин с водой, сова, перо и чернильница);
— памятники конкретным педагогам (К. Д. Ушинскому, А. С. Макаренко, Я. Корчаку).
Интересно, что данный конкурс получил продолжение — в феврале было принято решение в честь 80-летия Уральского государственного педагогического университета поставить памятник учителю рядом с университетом. Возможно, одна из идей конкурсантов будет воплощена в жизнь.
Помимо выставок и конкурсов, в рамках декады также прошла дискуссионная площадка, на которой студенты Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, а также Института общественных наук под руководством преподавателей кафедры педагогики обсуждали проблемы патриотического воспитания в современных российских школах.
Одна из организаторов и участниц площадки — студентка второго курса ИФКиМК Олеся Ларионова в своем отзыве о данном мероприятии написала: «Будущие педагоги в течение часа активно дискутировали, задавали вопросы, делились опытом и предложениями. Ребята пришли к выводу, что патриотизм — это не толь-
ко любовь к стране, но и любовь ко всему миру, к людям. Ведь у каждого человека разные представления о том, что такое Родина. Но объединяет нас одно — мы ее любим: семью, страну, город, историю...».
Также на площадке активно обсуждались методы воспитания патриотизма. Студенты познакомились с проектом, который реализует театральная студия «Большая премьера» (Дом детского творчество ГО Среднеуральск). Педагоги студии воспитывают патриотизм, используя такую форму, как театрализованная постановка. Кроме того, участники дискуссии назвали эффективными наглядные методы и проекты, в которых дети принимают непосредственное участие. Например, изготовление подарков ветеранам Великой Отечественной войны, создание и просмотр фильмов, участие в концертах, субботниках — ребята запоминают на всю жизнь.
Стоит заметить, что педагог, который сам не верит в то, что делает, никогда не сможет убедить в верности своих идей учеников. Так что сам педагог должен искренне любить свою Родину. Тогда и дети проникнутся этой любовью.
Большой интерес у студентов УрГПУ вызвал фотокросс, в рамках которого ребята создавали фотокомпозиции, иллюстрирующие выбранную ими самими цитату одного из педагогов-юбиляров. И цитаты, и работы оказались очень разными, но чрезвычайно интересными. Так, среди цитат можно отметить слова:
Януша Корчака: «Ребенок дол-
жен есть столько, сколько хочет, не больше и не меньше»; «Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы!»; «Неужели мы не понимаем, что, лаская ребенка, это мы принимаем его ласку, беспомощно прячемся в его объятия, ищем защиты и прибежища в часы бездомной боли, бесхозной покинутости — слагаем на него тяжесть страданий и печалей?»;
A. С. Макаренко «Книги — это переплетенные люди»; «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению»; «Девушку нужно учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем»; «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»;
B. А. Сухомлинского «В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка»; «Школа является подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ матери, культ родного слова, культ книги»; «Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда. в труде раскрывается богатство человеческих отношений»; «Научись пользоваться оружием смеха — одна из тончайших вещей в формировании моральных взглядов, убеждений, вкусов».
Среди присланных на конкурс фотографий были постановочные и случайные, но главным в них было то, что все они отражали глубокий смысл
педагогической профессии.
Узнать много нового о наследии педагогов-юбиляров студенты смогли благодаря кинопоказу, в рамках которого они посмотрели документальные фильмы, посвященные жизни и педагогическому творчеству Я. Корчака, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.
Ярко выраженный научный характер получила дискуссия, развернувшаяся во время круглого стола «Коллективный и индивидуальный подходы в педагогике: история и современность», в котором, помимо студентов ИИЯ, ИФКиМК, ИСОбр, ИСО, приняли участие магистранты УрГПУ, преподаватели Суворовского училища, а также сотрудники колледжей Свердловской области. Участники дискуссии рассуждали о значимости коллектива и коллективного воспитания в условиях современного образования, несмотря на провозглашение новыми образовательными стандартами в качестве основополагающего индивидуального подхода.
Одним из наиболее сложных событий, проводимых в рамках описываемого мероприятия, стала декада радостного труда. Название «Декада радостного труда» придумала студентка Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Юлия Зурбашева, фактически процитировав одного из юбиляров прошлого года, Василия Александровича Сухомлинского.
Идея эта не нова — все мы понимаем, что труд должен воспитывать, развивать, приносить радость. Но в последнее время в образовании труд
ассоциируется в основном с тяжелой работой. А если речь идет о труде, например, на благо университета, то для студентов это скорее «повинность», «пустая трата времени». Хотя такой труд априори должен быть осознанным, добровольным, а следовательно, приносить удовлетворение и радость. Ведь все мы, в том числе и студенты, проводим в университете большую часть своего времени, и он фактически становится нашим вторым домом.
Поэтому преподаватели кафедры педагогики решили попробовать пробудить в ребятах инициативу, «зажечь», чтоб они сами захотели сделать что-то полезное хотя бы в течение одной декады. К сожалению, массовой данная акция так и не стала. В рамках «декады радостного труда» студенты ИФКиМК оказали помощь библиотеке УрГПУ в систематизации книг, нанесении на них штрих-кодов. При этом студенты, участвовавшие в данной акции, ушли из библиотеки не только в приподнятом настроении, но и с желанием сделать еще что-то значимое для университета. А одна из организаторов декады — студентка второго курса ИФКиМК Анастасия Пономарева написала о ней стихи:
Декада радости от личного труда Раскачивает бережно и строго Громаду слов на кончике пера, Рождая из студентов педагогов. Пера, которым вывели респект Профессии родной и очень близкой, И передали опыт как конспект. К примеру,
сам Василий Сухомлинский, Макаренко — отец учителей И Януш Корчак, заповедью слова,
И Шацкий Станислав, творец идей... Они — российской педагогики основа. Дел благородных обозначен круг, Войти в него мы откровенно рады. И вот уже заботой наших рук На книжных полках наведен
порядок.
На переплетах номер и штрих-код, Библиотечный облик стал красивей. Так, значит, можно двигаться вперед В единстве наших мыслей и усилий. И мы из сотен благородных дел В пылу дискуссий не меняем тему, Чтоб на доске и в сердце вывел мел Слова педагогической поэмы.
В целом, Декада истории педагогики оказалась чрезвычайно насыщенной яркими эмоциями, новыми знаниями и умениями, впечатлениями. Возможно, она станет в нашем университете традиционной. Тем более что 2019 год также богат на значимые юбилеи.
Трудно не согласиться с высказыванием М. В. Богуславского: «Дух захватывает от простого перечисления имен великих отечественных педагогов. В исторической ретроспективе когорта нравственных и интеллектуальных лидеров российского образования, главных властителей педагогических дум выглядит так: М. В. Ломоносов — А. И. Герцен — Н. И. Пирогов — К. Д. Ушинский — Д. И. Менделеев — Л. Н. Толстой — П. Ф. Каптерев — С. Т. Шацкий — П. П. Блонский —
A. С. Макаренко — С. И. Гессен —
B. В. Зеньковский — В. А. Сухом-
" 1
линский» .
В этой когорте несколько педагогов были юбилярами в прошлом году, а у нескольких мы будем отмечать юбилеи в 2019.
В частности, в этом году исполняется: 185 лет со дня рождения Д. И. Менделеева;135 лет со дня рождения Павла Петровича Блонского; 170 лет со дня рождения Петра Федоровича Каптерева.
Кроме того, 2019 год богат юбилеями и зарубежных педагогов, также признанных классиками: 165 лет исполняется со дня рождения одного из основоположников социальной педагогики Пауля Наторпа. Вся мировая общественность будет праз-
дновать 160-летний юбилей двух замечательных педагогов, так же, как и наш соотечественник Антон Семенович Макаренко, названных ЮНЕСКО педагогами, чье наследие определило ход педагогический мысли XX века, — Джона Дьюи и Георга Кершенштейнера.
Указанные юбилеи могут стать поводом для проведения Декады истории педагогики в 2019 году и определить специфику проводимых в ее рамках мероприятий.
с
писок литературы
1. Богуславский, М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии : монография / М. В. Богуславский. — М. : ФГНУ ИТИП РАО, 2012. - 436 с.
2. Воспитание и социализация молодежи: потенциал историко-педагогичес-кого познания в контексте вызовов современности: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. — XXXII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО (25—26 сентября 2018 г.) / под ред. М. В. Богуславского, С. В. Куликовой, К. Ю. Милованова. — Волгоград: Изд-во ВГАПО, 2018. — 476 с.
3. Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (18—19 июня 2018 г.) / под об. ред. М. В. Богуславского. — М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. — 933 с.
4. Дорохова, Т. С. Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования (о результатах юбилейной конференции) / Т. С.
вание в России. — 2018. — № 9. — С. 144—150.
5. Дорохова, Т. С. Художественная литература как средство самовоспитания студентов / Т. С. Дорохова, В. А. Чега // Самовоспитание и саморазвитие субъектов образования: теория и практика [Электронный ресурс] : материалы VII Международного форума, 15—17 марта 2018 г., Екатеринбург : в 2 частях / Урал. гос. пед. ун-т. — Электрон. дан. — Екатеринбург : [б. и.], 2018. — Часть 1. — С.147—153.
6. Макаренко, А. С. Доклад в Педагогическом училище. / А. С. Макаренко // Сочинения: в 7 т. — М. : Трудрезер-виздат, 1951. — Т. 5. — С. 407—419.
7. Макаренко, А. С. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории и практике воспитания / сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова, С. И. Аксёнов. — В 9-ти частях. — Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2007— 2017.
8. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / сост. О. С. Богданова, О. З. Смаль. — М. : Педагогика, 1979. — Т. 1. — 560 с.
Дорохова // Педагогическое образо-
1 Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии : монография. М. : ФГНУ ИТИП РАО, 2012. 436 с. С. 145.