Научная статья на тему 'Недописанные страницы "педагогической поэмы" (о студенческой педагогической гостиной)'

Недописанные страницы "педагогической поэмы" (о студенческой педагогической гостиной) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА" / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ / УЧИТЕЛЬ / ВОСПИТАТЕЛЬ / ЭССЕ / ОБСУЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохова Е.С., Долгов А.А.

Опыт студенческой педагогической гостиной, посвящённой юбилеям отечественных и зарубежных педагогов в рамках декады истории педагогики в Уральском педагогическом университете в ноябре 2018 года. Обсуждение отрывков из «Педагогической поэмы» студентами Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации. Написание эссе о своём собственном «педагогическом опыте».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Недописанные страницы "педагогической поэмы" (о студенческой педагогической гостиной)»

«Недописанные страницы "Педагогической поэмы"»

(О студенческой педагогической гостиной)

Е.С. Дорохова,

студент Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия 70571@mail.ru

АА. Долгов,

студент Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия toni-dolgov@mail.ru

Научный консультант: Т.С. Дорохова,

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия 70571@mail.ru

В рамках декады истории педагогики, которая прошла в Уральском педагогическом университете в ноябре 2018 года, была проведена студенческая педагогическая гостиная, посвященная юбилеям отечественных и зарубежных педагогов. Среди них — Антон Семёнович Макаренко. Студенты Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации читали отрывки из «Педагогической поэмы» и обсуждали их. Это побудило студентов написать эссе о своём собственном «педагогическом опыте» и обсудить ситуации, описанные в них во время очередной педагогической гостиной.

• «Педагогическая поэма» • педагогическая гостиная • учитель • воспитатель • эссе • обсуждение

Воспитательная работа является одним из важнейших направлений в работе педагогического вуза. Педагог должен быть носителем нравственных норм, примером ответственности, профессионализма, трудолюбия, гражданином и патриотом. Эти качества формируются уже в школе, но развиваются, становятся устойчивыми профессиональными характеристиками в вузе1. На воспитание указанных качеств был направлен проект «Недописанные страницы "Педагогической поэмы"», реализованный в Уральском государственном педагогическом университете в рамках Международного Макаренковского форума в марте 2019 года.

Идея проекта «Недописанные страницы "Педагогической поэмы"» непосредственно связана с Декадой истории педагогики, которая прошла в Уральском государственном педагогическом университете в ноябре 2018 года и была посвящена юбилеям выдающихся педагогов А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого,

1 Дорохова Т.С. Гражданско-патриотическое воспитание студентов педагогических вузов в процессе изучения педагогики // Актуальные проблемы социогуманитарного образования [Электронный ресурс]: сборник статей / науч. ред. Т. С. Дороховой, Е. В. Донгаузер. Выпуск 2. Екатеринбур, 2017. С.168— 173.

Януша Корчака, В.А. Сухомлинского.

В рамках декады были проведены чрезвычайно разноплановые по масштабам,

содержанию, характеру мероприятия.

Это:

• выставки в университетской библиотеке произведений педагогов-юбиляров, творческих работ студентов (плакатов на патриотическую тематику), передвижная выставка созданных студентами Института иностранных языков проектов, посвященных наследию отечественных и зарубежных классиков педагогики;

• дискуссионная площадка, на которой студенты Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, а также Института общественных наук под руководством преподавателей кафедры педагогики обсуждали проблемы патриотического воспитания в современных российских школах;

• фотокросс, в рамках которого ребята создавали фотокомпозиции, иллюстрирующие выбранную ими самими цитату одного из педагогов-юбиляров;

• кинопоказ, где студенты смотрели документальные фильмы, посвященные жизни и педагогическому творчеству Я. Корчака, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского;

• круглый стол «Коллективный и индивидуальный подходы в педагогике: история и современность», в котором, помимо студентов ИИЯ, ИФКиМК, ИСОбр, ИСО, приняли участие магистранты УрГПУ, преподаватели Суворовского училища, а также сотрудники колледжей Свердловской области;

• декада радостного труда, в рамках которой студенты ИФКиМК оказали помощь библиотеке УрГПУ в систематизации книг, нанесении на них штрих-кодов;

• проекты памятника учителю. Ребята создали собственные эскизы, продумали, в каком месте он должен стоять, просчитали ресурсы, необходимые для реализации данного проекта, и предложили варианты сбора средств на его строительство2.

Одним из мероприятий Декады стала педагогическая гостиная, инициированная, подготовленная и проведенная студентами Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации УрГПУ. Участники гостиной читали отрывки из произведений на педагогическую тематику, а после обсуждали наиболее актуальные проблемы современного образования в контексте прочитанного;

Идея организовать подобного рода мероприятие пришла одному из главных идеологов проекта педагогической гостиной (Антону Долгову) ещё в школьные годы во время изучения биографий известных писателей на уроках литературы. Описания того, как авторы представляли свои лучшие произведения на встречах интеллектуалов, воспринимались крайне эмоционально; ощущалось, будто и автор, и слушатели находятся «на пике творческого переживания». Так появились мысль о проведении собственных чтений, но изначально не педагогической направленности.

Став студентами педагогического университета, мы познакомились с трудами великих педагогов. Оказалось, что почти каждый из них являлся автором литературного произведения, представляющего интерес с художественной точки зрения и актуального в контексте решения современных проблем воспитания и обучения. Вот лишь некоторые из них: «Король Матиуш Первый» Корчака, сказки Сухомлин-

2 Дорохова Т.С. О результатах декады истории педагогики В уральском государственном педагогическом университете / Т.С. Дорохова, Е.С. Дорохова // Историко-педагогический журнал. 2019. №1. С. 62 — 72.

Е.С. Дорохова, А.А. Долгов, Т.С. Дорохова • «Недописанные страницы "Педагогической поэмы"» (О студенческой педагогической гостиной)

ского, биографическое «Бродячее детство» Калабалина. Новые знания легли на уже имевшиеся концепты, окончательно оформив идею проведения педагогической гостиной.

Произведения, выбранные ребятами для прочтения, — очень знакомые и не очень — были представлены как с литературной, так и с профессионально-педагогической стороны. Результат — новые мысли, идеи, знания.

Вот лишь некоторые из этих произведений:

— Мария Монтессори «Как это происходило». Мир взрослых — страна великанов для детей. История становления феноменальной методики, актуальной по сей день. Спорно, интересно и трогательно...

— Антон Семёнович Макаренко «Педагогическая поэма». Произведение широко известно, однако, читая его, не перестаешь задумываться, задавать вопросы. Это поистине кладезь педагогической и жизненной мудрости, захватывающий с головой.

— Владимир Беляков «Философы» — гимн Артековских вожатых — теплота и взаимопонимание, облаченные в рифму.

— Василий Александрович Сухо млин-ский «Я хочу сказать своё слово». Это своеобразная новаторская методика, изложенная языком детского рассказа. И ещё одно произведение этого же автора — «Каждый человек должен» — действительно жизненная история, между прочим, победитель «Педагогической гостиной».

— Квинтилиан «Как воспитать оратора» — античный опыт воспитания личности. Несмотря на солидный возраст произведения, у него по-прежнему есть чему поучиться.

— Агния Барто «Переводы с детского» — сборник детского творчества

со всего света в обработке гениальной поэтической силы. Это подлинный эталон понимания ребёнка. Неожиданно, глубоко и трогательно.

— Фрида Вигдорова «Мой класс: записки учительницы» — повесть о непростом труде школьной учительницы в условиях послевоенного времени. Пример того, что для настоящего педагога нет ничего невозможного.

— Мишель Монтень «Опыты. Как воспитывать ребёнка». Одна глава из свода философских мыслей — довольно простой, но глубокий взгляд на отношение к детям.

— Виссарион Григорьевич Белинский «О воспитании детей» — декламация гуманизма и общечеловеческого воспитания. Вот уж действительно классический текст, обязательный к прочтению всеми взрослыми, особенно педагогами и родителями.

— Галина Северина «Легенда об учителе» — красочное изображение отношений учителя и учеников. Динамичное повествование, не отпускающее до последней страницы.

— Тимоти Уокер «Финская система обучения: Как устроены лучшие школы мира». Учёба должна приносить радость, быть средством для постоянного саморазвития — простой секрет успеха финского образования. Книга об уникальной педагогической системе, практикуемой в масштабах целой страны.

В целом, каждое произведение, представленное в педагогической гостиной, — это «микс истории и современности», интересный, неоднозначный, но, безусловно, чрезвычайно полезный, особенно для молодых педагогов3.

3 Дорохова Т.С. О результатах декады истории педагогики В уральском государственном педагогическом университете / Т.С. Дорохова, Е.С. Дорохова // Историко-педагогический журнал. — 2019. — №1. — С. 66-67.

Интерес, который вызвала Педагогическая гостиная, побудил нас разработать мероприятие подобного рода по мотивам «Педагогической поэмы» Антона Семёновича Макаренко и провести его в рамках Международного Макаренковского форума, который прошёл в Екатеринбурге в марте 2019 года.

Мероприятие было разделено на два этапа — очный и заочный. В рамках заочного этапа участникам предлагалось создать литературное произведение (рассказ, стихотворение, эссе и т.д.), проблематика которого затрагивала бы определенные аспекты профессиональной деятельности педагога. Произведение могло быть как полностью оригинальным, так и основанным на творчестве Антона Семёновича Макаренко.

На очном этапе участники должны были представить свои работы публике (прочесть, прокомментировать, ответить на вопросы).

«Педагогическая поэма» Антона Семёновича Макаренко — в своем роде уникальный симбиоз педагогического и художественного в одном произведении, истории из жизни, представляющие собой воспитывающие ситуации, описанные живым понятным языком4. Вначале ребята прочли и обсудили отрывок из этого произведения. На наш взгляд, один из самых спорных. Поэтому и дискуссия развернулась очень серьезная. Имеет ли права педагог поднять руку на ребёнка? Почему этот поступок Антона Семёновича стал переломным во взаимоотношениях с воспитанниками? Как бы я поступил в подобной ситуации? Вот не полный перечень вопросов, которые поставили и на которые пытались ответить ребята.

4 Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Избранные педагогические произведения. В 3-х т. Т. 1. Киев, 1983. 517 с.

Пожалуй, у каждого есть свой собственный опыт «педагогической ситуации», когда поступок учителя стал примером, ориентиром, достойным подражания; либо наоборот — противоречил профессионально-педагогической этике. Подобные ситуации и были описаны в работах студентов, ставших «недописанными страницами "Педагогической поэмы"». Ниже представлено несколько из них.

Рослякова Валерия рассказала о своем педагоге — Ильзире Борисовне.

«В нашей жизни нередко встречаются люди, в корне меняющие наши представления о таких, пожалуй, простых, но важных категориях, как добро, любовь, понимание. Для меня таким человеком стал учитель. Нет, не школьный преподаватель, а невероятный педагог художественной школы.

Ильзира Борисовна — чудесная женщина, привившая мне любовь не только к искусству, но и к людям. Каждого своего ученика она уважала и лелеяла, как собственное дитя. Даже долгие часы за мольбертом или лепкой очередной скульптуры из глины рядом с ней становились одним прекрасным мгновением, проживать которое хотелось день за днём. За семь лет моей учёбы в очередной проблемной ситуации она всегда проявляла себя только с лучшей стороны и при любом раскладе была на стороне своего воспитанника. И об одной из таких ситуаций мне хотелось бы рассказать.

Очередное первое сентября в школе искусств знаменовалось приходом новых учеников, стремящихся к новым знаниям и умениям. Такой была и Аня, что смогла поступить к нам с огромным трудом, и дело не столько в её навыках в рисовании, сколько в том, что она особенная. Её диагноз — ДЦП. Сильный дефект речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, неуверенное владение руками, которые из-за

Е.С. Дорохова, А.А. Долгов, Т.С. Дорохова • «Недописанные страницы "Педагогической поэмы"» (О студенческой педагогической гостиной)

болезни частично атрофированы — всё это представляло огромную проблему для её преподавателя Ольги Ивановны, которая на наших глазах постоянно унижала девочку, указывала на неаккуратность картин и абсолютное нежелание Ани учиться рисовать так, как это делают все «нормальные» дети в её группе. После чего она бежала в слезах к родителям, когда те забирали дочь из художественной школы.

Вначале Ильзира Борисовна наблюдала за ситуацией со стороны. Но вскоре стала поджидать Аню около учебной аудитории Ольги Ивановны и приводить её к нам. Мы занимались вместе. И вот, во многом благодаря моему педагогу, что в тайне занималась с Аней, разглядев в ней большой потенциал, девочка стала уверенней и уже спустя месяц орудовала своими тремя рабочими пальцами не хуже других учеников.

Ильзира Борисовна спустя время смогла помочь Ане перевестись в нашу группу, где она уже стала частью большой и дружной семьи, принимающей её такой, какая она есть.

Признаться честно, я не знаю, врождённые ли способности или долгие вечера с кистью и красками рядом с нашим педагогом совершили чудо. Но Аню уже спустя полгода стали называть вторым Врубелем, настолько уникальными были её картины! Неаккуратные мазки, нечёткость линий придавали изображениям на холстах особую атмосферу, неповторимый стиль, что неоднократно отмечалось на различных художественных конкурсах членами жюри, которые отдавали победные места нашей Ане. (В такие моменты интересно было наблюдать лицо Ольги Ивановны, считавшей Аню бездарностью, мешающей обучению других, «по-настоящему одарённых» детей, почему-то обделённых призовыми местами.)

И сегодня мне хочется выразить огромную благодарность Ильзире Борисовне,

за то, что она не побоялась непонимания других преподавателей, а главное, за данный особенному человеку шанс реализовать свои возможности и урок человечности для меня».

А для Кулигиной Анны поступок учителя в казалось бы стандартной ситуации выставления годовых оценок наоборот стал педагогическим антипримером.

«В конце учебного года был обычный урок подведения итоговой отметки по предмету. Я сделала все дополнительные задания по предмету, которые были даны для того, чтобы претендовать на высшую оценку, а также проверила выполненные задания несколько раз с друзьями, которые хорошо разбирались в этом предмете, чтобы увидеть свои ошибки и исправить их.

Подведение итогов проходило как обычно. По алфавитному списку преподаватель вызывал к себе для подсчёта оценок и выведения итоговой отметки. Вот настала моя очередь, мне дали задание, с которым я справилась на 50%, так как сильно нервничала.

Далее учитель спрашивает меня, есть ли у меня какие-то дополнительные задания, которые были заданы на дом? В ответ достаю тетрадку и показываю все дополнительные задания, учитель проверяет и ставит высшую оценку.

Наступает тревожный момент, преподаватель подсчитывает баллы и видит, что у меня выходит «5» за год, но уменьшает оценку за дополнительные задания. Считает ещё раз, странно, всё равно выходит «5», учитель уменьшает ещё раз оценку за дополнительное задание и после этого ставит «4» в журнал за год. Обидно было не столько за оценку, сколько за то, как она была выставлена. Но эта история многому меня научила. Я буду педагогом. Но к оцениванию своих учеников буду подходить точно по-другому».

Пономарёва Анастасия встала на сторону современных педагогов и проблемы, возникающие при их взаимодействии с подростками, выразила в стихотворной форме.

Ученик:

— Ну что, учитель, кончились патроны, И нечем бить наш молодежный сленг? На нашей стороне теперь законы Смыкают плечи правовых шеренг.

«Макаренки вчерашнего покроя», Ну, повлияйте на моё Ю... Ведь вы одни, а мы идём толпою, Отстаивая правду, но свою.

Учитель:

— Я вкладываю в них какую пару, Нацеливая мысль на позитив: «Чтоб зазвучали струны на гитаре, Настрой гитару на один мотив».

А им, увы, порой «по барабану». Разброд в умах:

«кто в лес, кто по дрова». Иллюзия с горящего экрана Им заменяет мысли и слова.

Ученик:

— Ой, постучалась снова SMSка, Мужайся, препод, мне не до тебя. А если что, могу ответить резко, Ведь я хозяин завтрашнего дня. Куда важней твоих нравоучений О симбиозе слова и пера

Поток простых веселых обсуждений Тусовки молодежной до утра.

Учитель:

— И кто придумал сетевой мобильник?! Его не заглушить, не отобрать,

А было б к месту врезать подзатыльник, Чтоб научился старших уважать. Но это ж отголосок инквизиций, Попробуй только сделать шаг вперёд, Как тут же все в словах,

поступках, лицах Весь Instagram безжалостно «взорвёт».

И то, что нас сближало изначально, Находит однобоко свой сюжет.

Победа в плаванье —

Ведь это ж аморально, Купальник для учителя — запрет.

Каждая студенческая история вызвала серьезное обсуждение. И хотя к «общему знаменателю» участникам дискуссии удавалось прийти не всегда, каждый получил бесценный опыт выхода из проблемной ситуации. Но, помимо этого, общение с однокурсниками и преподавателями открыло для многих участников гостиной печальную тенденцию: часто педагоги игнорируют предлагаемый художественными произведениями опыт, предпочитают опираться на методические пособия и информацию из Интернета, тем самым упуская огромный пласт актуального педагогического опыта. Ведь такие произведения, как «Педагогическая поэма», обладают колоссальным воспитательным потенциалом. Их изучение позволяет профилактировать и решать многие проблемы современного образования.

Литература

1. Дорохова Т.С. Гражданско-патрио-тическое воспитание студентов педагогических вузов в процессе изучения педагогики // Актуальные проблемы социогу-манитарного образования [Электронный ресурс]: сборник статей / Урал. гос. пед. ун-т; науч. ред. Т.С. Дороховой, Е.В. Дон-гаузер. — Выпуск 2. — Екатеринбург: [б. и.], 2017. — С. 168-173.

2. Дорохова Т.С. О результатах декады истории педагогики В уральском государственном педагогическом университете / Т.С. Дорохова, Е.С. Дорохова // Историко-педагогический журнал. — 2019. — №1. — С. 62-72.

3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Избранные педагогические произведения. В 3 т. — Т. 1. — Киев: «Радянська школа», 1983. — 517 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.