Научная статья на тему 'О республиканской научно-практической конференции «Методологические основы преподавания русского языка в школе» (г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет, 24-25 апреля 2015 г. )'

О республиканской научно-практической конференции «Методологические основы преподавания русского языка в школе» (г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет, 24-25 апреля 2015 г. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О республиканской научно-практической конференции «Методологические основы преподавания русского языка в школе» (г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет, 24-25 апреля 2015 г. )»

тать рождение настоящего учителя. Творческая обстановка, царившая на секции, спонтанно возникавшие вопросы, мгновенные комментарии являлись свидетельством живого неподдельного интереса участников секции, собравшей подлинных единомышленников, влюбленных в дело своей жизни.

На заключительном пленарном заседании участники конференции обсудили и одобрили принятую резолюцию, а также приняли решение об обращении к министру образования и науки РФ Д. В. Ливанову о необходимости придания школьному предмету «Литература» особого статуса.

Для выступающих на конференции несомненным был утвердительный ответ на вопрос о том, следует ли внедрять в общественное сознание непревзойденные возможности русской литературы, и сегодня остающейся для человека ориентиром в вечной борьбе добра и зла, в понимании социальных и бытийных проблем. Ответ этот подкреплялся апелляцией к личной научной и педагогической практике, к серьезному изучению произведений классической и новейшей литературы, разнообразному опыту работы с молодежью в ученических и студенческих коллективах и поэтому был не только эмоциональным или, напротив, четко аргументированным, но, главное, глубоко выстраданным. Результаты работы конференции приведены в одном из разделов данного выпуска журнала и в материалах, готовящихся к публикации в издательстве Бурятского государственного университета.

С. С. Имихелова

О республиканской научно-практической конференции «Методологические основы преподавания русского языка в школе»

(г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет, 24-25 апреля 2015 г.)

24-25 апреля 2015 г. по инициативе кафедры русского языка и общего языкознания Института филологии и массовых коммуникаций Бурятского государственного университета при поддержке Министерства образования и науки РБ состоялась научно-практическая конференция, посвященная юбилею Т. Ф. Долбеевой. Имя Тамары Филипповны Долбеевой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры русского языка и общего языкознания, Отличника народного образования, заслуженного учителя Республики Бурятия, широко известно учителям русского языка и литературы в нашей республике. Ее вклад в совершенствование организационно-методической работ в Бурятии неоценим

Целью конференции явилось повышение теоретико-методологической и концептуальной базы филологического образования, поддержка инновационных разработок и технологий, способствующих формированию лингвистических компетенций учащихся. Широкий диапазон затронутых на конференции тем способствовал обмену идей между специалистами филологического образования высшей и образовательной школ. Всего в работе научно-практической конференции приняли участие более 100 учителей русского языка и литературы, методисты, руководители образовательных учреждений города Улан-Удэ и Республики Бурятия.

Вступительное слово на открытии конференции произнес министр образования и науки РБ А. В. Дам-динов, с приветствием к участникам конференции обратились проректор БГУ А. В. Номоев, ректор Бурятского республиканского института образовательной политики Г. Н. Фомицкая, Директор Института филологии и массовых коммуникаций БГУ, д-р филол. наук, доц. П. П. Дашинимаева в своем выступлении отметила высокий уровень квалификации преподавателей кафедры русского языка и общего языкознания, на которой в настоящее время работает 5 докторов наук. Многие преподаватели являются экспертами ЕГЭ, участвуют в проведении олимпиад школьников и студентов различного уровня, неутомимо выезжают с лекциями по республике, проводят семинары с учителями. Кафедра -организатор и данного события, приуроченного к юбилею коллеги и чрезвычайно значимого для учителей русского языка и литературы. Впервые в таком составе сообщество учителей-словесников республики собралось на форуме для решения важных задач и проблем современного филологического образования.

Заведующая кафедрой русского языка и общего языкознания д-р филол. наук, доц. Е. А. Бардамо-ва, отмечая огромный вклад Т. Ф Долбеевой во внедрение новых образовательных программ в республике, заметила, что в современных условиях особое значение приобретает разработка теоретических основ изучения и преподавания русского языка. Этому в значительной степени способствует совместная инновационная научная и методическая деятельность преподавателей вузов и учителей-словесников.

Д. Ш. Харанутова. О республиканской научно-практической конференции «Методологические основы преподавания русского языка в школе»

На пленарном заседании (председатель д-р филол. наук, доц. Е.А. Бардамова) было заслушано 7 докладов. Доклад канд. филол. наук, доц. Е.В. Зыряновой «Учитель, филолог, методист» был посвящен научно-методической деятельности талантливого методиста, опытного наставника Т. Ф. Дол-беевой, оказавшего большое влияние на развитие методических идей в республике. Она поистине обладает качествами настоящего ученого, такими как исследовательский и педагогический талант, неординарное творческое воображение и удивительная интуиция, колоссальное трудолюбие, воля и организаторские способности, что позволило ей стать одним из самых известных ученых-методистов в Бурятии, создать значительное интеллектуальное и учебно-методическое наследие, вырастить достойных последователей и учеников.

Мысль о том, что все исторические изменения в системе языка закладываются в речи, в той или иной форме высказывалась неоднократно учеными самых разных научных направлений и школ, отметил в своем теоретическом докладе «Разговорная речь как источник изменчивости русского языка» д-р филол. наук, доц. А. П. Майоров. Он представил анализ процессов, регулярных в разговорной речи, таких как метонимизация, детерминологизация, эвфемизация, лексикализация определенных грамматических форм. Многочисленные примеры позволили продемонстрировать многообразие и сложность пути семантических преобразований слова. Д-р филол. наук, доц. Д.Ш. Харанутова в докладе «Функционально-семантический подход в школьном изучении раздела «Морфология»« высветила основные проблемы преподавания данного курса, сделав основной акцент на том, что грамматические проблемы необходимо решать на функционально-семантическом уровне. Ею было отмечено, что в школьной практике возможность развивать у обучающихся данную языковую способность не реализуется в должной мере.

С задачами и перспективами использования новых образовательных ресурсов, к которым, несомненно, относятся электронные корпусы национальных языков, связан доклад канд. филол. наук, доц. Л. Н. Омельченко «Корпусные технологии: лингвистические исследования и практика преподавания русского языка». Автор выразил надежду, что современный учитель-филолог, овладев методами работы с лингвистическими корпусами, откроет своему ученику дополнительный ресурс для учебной и исследовательской деятельности в области русского языка. Доклад канд. филол. наук, доц. Е. П. Березкиной «Метапредметные связи в подготовке школьников к итоговому сочинению» преимущественно касался проблемы использования метапредметной технологии, которая дает возможность ребенку постичь единство процессов, происходящих в окружающем нас мире. Выступление канд. пед. наук, доц., директора ИНО БГУ М. Г. Цыреновой «Методическая подготовка учителей в условиях модернизации педагогического образования», посвященное современным тенденциям методики вузовского преподавания, вызвало горячие дискуссии. Точка зрения докладчика такова: в связи с изменением условий образовательной ситуации необходимо менять и подготовку будущего учителя нашим университетом. По убеждению докладчика, высшая школа должна оперативнее реагировать на изменения в образовательной политике. Большой интерес вызвало выступление И. И. Ширин-киной, руководителя отдела сопровождения образовательных программ АНО «Центр развития молодежи» (г. Екатеринбург), о структуре компетентностно-ориентированного задания. Она не только проанализировала виды заданий в современных учебниках, но и представила варианты разработок таких заданий.

Методологический семинар (ведущий д-р филол. наук, доц. Д. Ш. Харанутова) открыла канд. филол. наук, заведующая отделом общего и дополнительного образования Министерства науки и образования РБ Т. Ч. Будаева. В своем выступлении она осветила вопросы по изменению традиционного представления результатов обучения в связи с внедрением ФГОС - стандарта нового поколения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, особо выделено, что механизмами оценки качества образования являются анализ и экспертиза материалов на основе мониторинга, результаты которых оформляются в формате автоматизированной системы.

На одном дыхании дала блестящий мастер-класс виновник торжества - канд. филол. наук, доц. Т. Ф. Долбеева. Тамара Филипповна говорила о наболевших проблемах, стоящих не только перед учителем, но и перед школой в целом. В своем выступлении она уделила внимание практическим вопросам формирования новых учебных планов, разработки основной образовательной программы, акцентировала внимание на выборе программного обеспечения, на полноценном создании условий для реализации ФГОС.

В докладе д-ра филол. наук, проф. В. В. Башкеевой были представлены теоретические и методологические предпосылки анализа литературного произведения. Изучение литературы не должно идти

вразрез с теми тенденциями, которые объективно существуют в практике школьного преподавания. В связи с тем, что основная задача школы - подготовка общей культурной и ценностной базы, осмысление литературы, ее интерпретация должны основываться на базовых национальных ценностях. По мнению лектора, в современной концепции преподавания литературы («Стандарты второго поколения») имеется явное противоречие между общей частью, в которой речь идет о личности ребенка, национально-культурном коде, и предметной частью, выстроенной в аспекте поэтики.

Многие из проблем, поднятых в докладах на пленарном заседании и на методологическом семинаре, обсуждались во второй день работы конференции на заседаниях круглого стола и методической мастерской. Заседание методической мастерской учителей русского языка и литературы вела д-р филол. наук, проф. В. М. Егодурова, и основными выступающими были учителя-практики.

Первой с презентацией учебно-методического пособия «Национально-региональный компонент на уроках русского языка и литературы» выступила учитель высшей категории, директор Нижнеангарской СОШ № 1 Н. М. Елисеенко. Данное пособие практикующего учителя предназначено учителям общеобразовательных школ в помощь при реализации национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения основной школы, который предусматривает законодательное определение только федерального компонента. Неподдельный интерес вызвал доклад учителя высшей категории Т. Л. Цыреновой «Создание условий для мотивации учащихся к чтению литературных произведений». По ее мнению, наиболее интересной в плане возможностей развития читательских навыков и умений школьников является программа курса «Литература как предмет эстетического цикла» Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской, так как одной из ее главных задач является формирование «эстетически развитого читателя». Далее на методическом семинаре были заслушаны выступления Н. И. Кинзерской, Е. Д. Вахрушевой. Опытом применения мультимедиа-продуктов на уроках русского языка и литературы поделилась Е. Д. Вах-рушева, заметив при этом, что чрезмерное увлечение мультимедиа-технологиями может негативно сказаться на качестве уроков, поэтому их использование необходимо тщательно продумывать и точно рассчитывать время их применения на уроке.

На заседании круглого стола бурно обсуждались актуальные проблемы обновления филологического образования в условиях реализации ФГОС. Ведущие круглого стола д-р филол. наук, проф. С. И. Гармаева, канд. панд. наук, доц. Т. Ф. Долбеева обозначили круг проблем, связанных с освоением ФГОС. Был поставлен вопрос, насколько учителя оказались готовы для перехода на новый ФГОС? Ведь для того, чтобы дать урок, который будет реализовывать цели и задачи ФГОС, учитель должен отказаться во многом от стереотипов прошлого опыта. На круглом столе были выявлены имеющиеся достижения и проблемные моменты в организации учебного процесса, изучении и преподавании русского языка и литературы (выступления Л. В. Николаевой, И. П. Цыреновой), подготовке учительских кадров к переходу на обучение по новым стандартам, повышении их профессиональной квалификации, общего культурного уровня (Т. А. Елаева), развитии творческих способностей учащихся (Т. А. Смолина, Т. В. Федорова, О. Д. Цыбикова). Учителя в своих выступлениях говорили о катастрофической нехватке практической помощи в освоении ФГОС. Многие сообщения вызвали оживленную дискуссию, в частности те, которые касались проблем государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе в средней школе (Л. А. Гармажапова), промежуточной аттестации по литературе учащихся 10 классов (Л. Ф. Хамаганова).

На заключительном пленарном заседании участники конференции отметили плодотворность, целесообразность и своевременность общения и сотрудничества лингвистов и педагогов в формате научного диалога по вопросам преподавания русского языка и литературы. Были высказаны пожелания о регулярности проведения научно-практических конференций с целью повышения теоретико-методологической и концептуальной базы филологического образования. Поступило предложение о проведении региональных перманентных площадок для обсуждения инновационных разработок и технологий, способствующих формированию лингвистических компетенций учащихся.

Д. Ш. Харанутова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.